Чем поощрять ребенка за хорошее поведение. Поощрение детей – когда можно хвалить ребенка. Советы родителям как это делается правильно. Поощрение ребенка в семье: виды, поводы

Похвала и поощрение правильные составляющие любого вида деятельности. Именно за счет правильного поощрения для детей в детском саду ребята растут самостоятельными и воспитанными, гармонично и самосовершенствуются. Важно отмечать не только плохое поведение, но и замечать успехи и победы, какие бы маленькие они, с точки зрения взрослого человека, не были.

Зачем поощрять детей

Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.

Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании . Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности. Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностям поощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать «тяп-ляп». Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряют и хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: «Я старался! Смотри, как красиво получилось!», а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: «Ну я же ее сделал сам!» Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздавая поощрения детям в саду или дома на занятиях , не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Способы поощрения детей в детском саду

Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельными поощрениями . Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения . Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!

Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:

  • Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
  • Тактильные. Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
  • Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения, потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
  • Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него. Детям в саду можно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
  • Оказать больше доверия. Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
  • Материальные стимулы. К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в саду это сделать сложно, хотя возможно. Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всего в садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям . Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти и .

Итоги

Как вы уже поняли, поощрение не такой уж и простой вариант отметить у вашего ребенка склонность к чему-то одному. Это возможность, в которой таиться много непредвиденного и коварного. Неправильное поощрение может привести к ребенка . Правильная и вовремя сделанная похвала может поддержать малыша в нужный момент. Здесь как в цирке, главное научиться держать равновесие, а когда будете жонглировать – не забывайте ловить нужный момент! Успехов вам в этом нелегком и противоречивом искусстве воспитания!

Фото: свободные источники Интернет

Взгляды многих педагогов на поощрение ребенка в семье кардинально разнятся. Одни приветствуют все формы поощрения ребенка дома, другие уверены в том, что хорошее поведение, прилежная учеба и посильное выполнение обязанностей по дому – понятия само собой разумеющиеся, никакой дополнительной «награды» не заслуживающие. Так нужно ли поощрять ребенка, и если да, то как это делать?

Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.

Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.


Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.

Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша — это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.

Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.

Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.

В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.

Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.

Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.

При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.

В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».

Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?

Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:

  1. Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
  2. Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
  3. Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
  4. Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

  1. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
  2. Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
  3. Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
  4. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
  5. Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Родителям следует знать, когда можно поощрять ребенка, чтобы он не вырос избалованным эгоистом. Правильные методы воспитания позволяют получать, действительно, достойные результаты, поэтому их необходимо изучать и применять на практике.

Могут ли поощрения навредить?

Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок. Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:

Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.


Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.

Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.

Дети ведут себя так, как от них ждут взрослые, на которых им хочется произвести хорошее впечатление. Важно знать особенности поощрения ребенка, чтобы честность при этом не страдала.

Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.

Как правильно поощрять детей?

Чтобы воспитать любимое чадо достойным гражданином, родители должны иметь точное представление, за что полагается ребенку похвала. Можно поощрение представить в виде долгожданной награды, которую нужно заслужить.

Существуют несложные правила, как хвалить ребенка:

Хвалите не малыша, а те поступки, которые он совершил

Чрезмерные восхваления могут только навредить, у ребенка появляется завышенная самооценка, достаточно быстро у любимого отпрыска сформируется высокое самомнение. К примеру, сын или дочка убрали детскую, не торопитесь с личной похвалой: «Молодец! Умница!».


Лучше сказать: «Теперь комната полностью убрана, она чистая, и в ней приятно находиться». Ребенок сможет по достоинству оценить вашу похвалу и будет стараться заслужить ее снова.

Советы для правильного поощрения ребенка помогут избегать давать оценки личности и при этом не ранить чувства малыша. Когда дочка приносит вам свой очередной рисунок, покажите искренний интерес к творческой работе, отметьте в рисунке особенно понравившиеся моменты: «Какое красивое у тебя получилось дерево, похоже на живое, ты прорисовала каждый листочек, а рядом забавные зайчата».

Хотите похвалить – тщательно подбирайте слова: важно, чтобы ребенок мог делать выводы самостоятельно о собственных умениях. Когда сын помогает отцу донести коробку до ворот, не нужно утверждать, что он самый сильный. Просто скажите сыну, что тяжелую коробку нелегко поднять, и мальчик поймет сам, что он сильный, и его родители нуждаются в его помощи.

Укажите ребенку на чувства, которые он сам испытывает, достигнув желаемого результата

Не следует просто хвалить малыша, когда хорошо справился с работой, лучше обратить внимание ребенка на его удовольствие от процесса выполнения. Маленькие девочки и мальчики от природы испытывают интерес к творческой деятельности, любое достижение для них – это новая победа, которая приводит их в восторг.


Восхищение и радость заставляют ребенка стремиться к достижению поставленной цели, помогают формировать детскую настойчивость.

Нельзя хвалить ребенка за обыденные вещи

Польза мер поощрения детей будет неоспоримой, если вы не станете удивляться всякий раз, когда замечаете социальные навыки у малышей. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что он может совершать поступки и без похвалы.

Откажитесь от поощрения деньгами

Если детям дают деньги за то, что они помыли посуду или вынесли мусор, то они сосредотачиваются исключительно на внешнем результате. Ребенок не старается качественно мыть тарелки, он может выбросить мешок с мусором за угол дома, главное для него завершить процесс, чтобы получить обещанную денежную сумму от родителей.

Мама и папа должны обращать внимание ребенка на его собственные ощущения, малышу должен нравиться сам процесс, необходимо, чтобы он испытывал радость от получения новых знаний и счастье от того, что он может помочь родителям.

Основные формы поощрения основываются на доверии, взрослые не должны бояться, что у любимого чада может что-то не получиться. Поддерживайте любимое чадо в его творческих начинаниях, которые не опасны для здоровья малыша.


Фото поощрения детей

Подумайте, ведь за сверхурочную работу или работу, выполненную более качественно, принято поощрять работников премией, грамотой или ценным подарком. Ведь руководитель не кричит на подчиненных, не грозит увольнением. Он использует более действенный способ – мотивирует поощрением. Вместо того, чтобы отругать ребенка за невыполненную обязанность (ты опять не прибрал свою комнату), лучше сказать: «если ты сейчас наведешь в своей комнате порядок, мы с тобой можем посидеть здесь и почитать твою любимую книжку». Так вы гораздо быстрей добьетесь нужного результата.

Поощрение или баловство?

Как понять, когда поощрение превращается в баловство? Как не переборщить с поощрением, чтобы ребенок не стал его требовать за незначительные мелочи? Просто, вознаграждая ребенка за что-то, нужно соблюдать несколько нехитрых правил.

    Не следует поощрять ребенка за то, что он и так должен делать – самостоятельно одеться, почистить на ночь зубы. То есть не нужно хвалить за те обязанности, который он должен делать дома наряду с остальными членами семьи. Выполнение обычных вещей должно стать для ребенка чем-то естественным, а не ежедневным подвигом, за который он ждет награду. Последствием такого поощрения может стать избалованность, непослушание, пренебрежение мнением родителей.

    Не направляйте похвалу на личность самого ребенка. Поощрения должны заслуживать его поступки или достижения.

    Некоторые родители практикуют финансовое поощрение ребенка. В результате ребенок начнет воспринимать отношения с родителями по схеме «товар – деньги». Я вам хорошее поведение – вы мне оплату. В итоге искренние отношения, основанные на любви и уважении друг к другу, сведутся к чисто потребительскому отношению ребенка к родителям.

Ребенок и мама.jpg

Поощрение – очень важная составляющая воспитательного процесса, помогающая показать ребенку границу между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Оно должно говорить ребенку о вашем внимании и любви к нему, о ценности для вас его успехов и достижений. Правильно пользуясь поощрением, родители сформируют в ребенке целеустремленность, отзывчивость, честность, доброту.

Поощрение будет уместно, если ребенок добивается результатов в каком-то деле, например, смастерил своими руками поделку, помог маме сделать уборку, на отлично закончил четверть в школе.

Есть очень нерешительные дети, которым в любом деле требуется подсказка и руководство. Таких детей следует поощрять за то, что они сделали что-то сами, это будет для них хорошим стимулом, заставит поверить их в свои силы. Других детей следует поощрять и подбадривать в процессе выполнения какого-либо дела, чтобы у него был стимул довести его до конца. Все зависит от характера и темперамента ребенка.

Каким может быть поощрение? Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них. Поэтому нематериальное поощрение может быть гораздо более действенным. Это естественный процесс. Ведь изначально он не знает, что такое материальное поощрение, мы сами приучаем к нему ребенка.

Самый распространенный метод поощрения – похвала. Это вербальное выражение одобрения поступка или поведения ребенка. Очень действенный способ, если пользоваться им правильно.

    Можно высказать свое одобрение лаской и нежностью, ребенок очень хорошо понимает и чувствует такое поощрение.

    Дополнительное время, которое вы можете провести с ребенком на прогулке, в играх или за чтением. Это очень мощный мотивационный стимул для ребенка, потому что ему всегда вас не хватает.

    Для детей старшего возраста в качестве поощрения можно разрешить делать то, что раньше запрещалось, например, разрешить гулять на час больше. Такое вознаграждение желательно применять при общем хорошем поведении ребенка, а не за конкретные заслуги.

    Исполнение заветного желания ребенка – это тоже один из способов его поощрения. Но применять его следует при достаточно серьезных достижениях, например, за отличное окончание учебного года.

Общение ребенка.jpg

Хвалите ребенка за любые достижения, это сформирует у него стремление сотрудничать с вами, доставлять вам удовольствие своим поведением, хорошими поступками. Замечайте каждую мелочь в его поведении и не оставляйте ее без внимания. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Она может сформировать у ребенка завышенную самооценку, что впоследствии сослужит ему плохую службу. У «захваленных» детей может сформироваться высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим, в том числе и к родителям.

Если вы видите, что ребенок усердно трудится над какой-то задачей, подбодрите его ласковым взглядом, прикосновением. Он будет знать, что его усилия не остаются незамеченными.

Если у ребенка есть определенный круг обязанностей, можно поощрять его за полное и добросовестное их исполнение. Например, в течение недели он честно выполнил все, что должен был, не отлынивая, что очень часто бывает с детьми. Вы можете сказать ему: молодец, ты прекрасно справился, поэтому в качестве подарка мы с тобой сходим в кино (зоопарк, каток и т.д.).

Если ребенок отлично закончил учебный год – это его серьезное достижение, к которому он сознательно продолжительное время прикладывал силы - поощрение может и должно быть более серьезным. У любого ребенка есть заветная мечта. Исполните ее. Возможно это какая-то вещь, о которой он мечтает, поездка куда-то. Однако помните, что такое поощрение всегда должно соответствовать материальным возможностям вашей семьи.

>> Поощрение детей

Методы поощрения детей. Как поощрить ребёнка?

Существуют разные методы поощрения детей и это неспроста. Без поощрения ребёнок не может нормально развиваться. Даже взрослый человек с уже сформированной психикой не может обходиться без поощрений. Неспроста многие работодатели выплачивают своим отличившимся работникам премии, награждают медалями и сувенирами и выражают устные и письменные благодарности.

А у ребёнка эта потребность ещё выше, но многие родители не знают, как можно поощрить ребёнка . И их методы выглядят странно и вызывают, мягко говоря, удивление. Ранее у нас уже была вводная статья и подробная статья о том, . А сейчас мы подробнее поговорим об их поощрении.

Для чего нужно поощрять детей?

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого. Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно. и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: "Вы не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему".

Как нельзя поощрять ребёнка?

Нельзя поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный вред развитию их личности.

Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей, которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей желает такой "участи" для своего ребёнка.

На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается. Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе . Если же дети не будут выполнять то, что им нужно делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.

Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец позвал сына и начал с ним разговор:
- Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
- Я не хочу.
- Ну, хорошо. А кто должен идти?
- Ты. Или мама.
- Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай, Кирилл, мы же одна семья, или нет?
- Да, одна.
- А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
- Да, должны.
- Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила, дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем, что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
- Нет, не хочу. Только я маленький пока.
- Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
- Нет.
- Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо. Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый пример показал, насколько грамотно исполнил свою .

Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением. Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью. А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.

Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные просьбы.

Как можно поощрять ребёнка?

Поощрять ребёнка можно и нужно. Одно из лучших поощрений - это похвала. Ребёнок ищет признания от родителей и старших детей. И заслуженная, искренняя похвала способна повысить его самооценку. При этом, похвала должна быть искренняя и "степень" похвалы должна быть соразмерна с достижением, которого достиг ребёнок. Если за то, что пятилетний ребёнок сложил пирамидку, вы начинаете восхвалять его "достижение" до небес, то он почувствует фальшь и воспримет это не как похвалу, а как насмешку над собой.

Кроме того, не нужно хвалить ребёнка за обычные, естественные вещи. Хвалить нужно действительно за что-то более менее важное и интересное. А если он пришёл, помыл руки и убрал на место одежду - вряд ли стоит его хвалить. Потому что, в таком случае, ценность от похвалы уменьшается и перестаёт быть значимой для ребёнка. Это обычные вещи и выполняются они, что называется, "на автомате". Но, про то, нужно ли хвалить ребёнка и как это делать, мы поговорим в отдельной статье.

Далее, одним из видов поощрения является доверие к ребёнку, как ни странно. Однако, не все родители это знают и недооценивают этот момент. В чём же заключается доверие к ребёнку, о котором мы говорим? Оно заключается в наделении ребёнка некоторой самостоятельности. Т.е. нужно доверить ребёнку выполнение тех дел, которые он хочет выполнить или позволить ребёнку, чтобы он помогал вам.

Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, приведём несколько примеров. Трёхлетняя Надя, увидев, что мама собирается поливать цветы, захотела сделать это вместо неё. Но мама мягко, с улыбкой ей сказала: "Не нужно, ты можешь разлить воду. Лучше я сама. А ты лучше иди, поиграй. Надя сердито взглянула на мать, топнула ножкой и вышла из комнаты".

Своим отрицательным ответом мама показала дочке, что она ей не доверяет. Хоть она и произнесла это ласково, но это именно так мама не доверяет девочке, потому что боится, что она разольёт молоко. Но допустим, мама позволила бы девочке полить цветы. Что бы случилось? Ну, разлила бы она немного воды, зато мама позволила бы дочке проявить самостоятельность и показала бы, что она ей доверяет. И для Нади это было бы самым лучшим поощрением.

Другой пример. Пятилетний Максим вместе с мамой вышел гулять на детскую площадку. Сначала он играл в песочнице, а мама сидела рядом. Затем Максим спросил: "Мама, я покатаюсь на качелях?" Мама ответила: "Хорошо, только дай, я тебя сама посажу, а то ты можешь удариться". Когда мама его усадила на качели, Максим сказал: "Мама, давай, я сам раскачаюсь", но мама ответила: "Нет, давай, я буду тебя качать, иначе ты можешь упасть". И Максим просто сидел на качелях, а мама его раскачивала.

Вскоре это ему надоело, и он захотел прокатиться на горке. Но мама и тут лишает его всякой самостоятельности: "Давай руку, я помогу тебе забраться на неё. А то можешь упасть и удариться". Прокатившись пару раз, мальчик сказал, что устал и пошёл домой. В итоге, на прогулке пятилетний малыш ни разу не пробежался, не подпрыгнул, не повеселился.

При этом, сама эта женщина считает, что свою она выполняет правильно. Ведь ребёнок вернулся с прогулки "живой и здоровый". И никак не понять маме этого малыша, что усилия мамы предотвратить его "травмы", на самом деле лишь подчёркивают, что он слаб и беспомощен. Но ведь это не так. Пятилетний малыш уже вполне самостоятелен, чтобы под присмотром взрослых, но самому поиграть на детской площадке и пообщаться со сверстниками. И если дать ему такую свободу, то это будет лучшим поощрением для ребёнка со стороны матери.

Итак, больше доверия и самостоятельности ребёнку. Доверяйте ребёнку и поддерживайте его в любых начинаниях (если это не опасно для него). Это один из мощных видов поощрения для него, но почти все родители им не пользуются. И совершенно зря. Не бойтесь, что у ребёнка не получится. Ваша задача - понаблюдать, помочь, при необходимости и подержать, если у него не получилось, сказав: "Ну, ничего страшного. Мы с тобой ещё раз попробуем, и у тебя всё получится".

И для этого мамам и папам нужно развить в себе чувство смелости. Ведь они боятся больше, чем их маленькие дети. И совершенно зря. Этот родительский страх мешает развитию ребёнка. Родители, отбросьте излишние, ненужные опасения и помните, что счастье детей и - в ваших руках.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей