Что можно загадать на Пасху: волшебная сила Христова воскресения! Как жителям Бурятии правильно отметить Пасху? Катание на качелях пасху

Предстоящие четыре пасхальных выходных дня - отличная возможность хорошо отдохнуть и повеселиться, но в праздники вы не должны забывать об осторожности. Особенно это касается школьников и людей среднего возраста. Обобщенные страховым акционерным обществом BTA Baltic Insurance Company (в дальнейшем БТА) данные, указывают, что именно в эти выходные возрастает количество полученных травм.

Для того, чтобы праздник не превратился в нервозность и беспокойное ожидание у врачебного кабинета, директор Департамента подписания балтийских рисков БТА Иво Данче призывает не забывать об осторожности. Исходя из часто встречающихся травм, он предлагает обратить особое внимание на следующие ситуации.

Неосторожное катание на качелях

Пасхальные качели притягивают детей как магнит, да и взрослые используют эту возможность раз в год от души покататься на качелях. К сожалению, следование этой веселой традиции - как следует покататься на качелях, чтобы летом не кусали комары, заканчивается в кабинете у травматолога.

«Зачастую, увидев качели, как дети, так и взрослые сразу садятся и начинают раскачиваться. Однако, прежде всего следует оценить их состояние, особенно если вы находитесь в незнакомом месте и ничего не можете знать о качелях. Очень часто после зимы качели впервые используются на Пасху, а за зиму веревки и деревянные элементы качелей могут прийти в негодность, потерять прочность, а во время катания оборваться. Это приводит к падению и травмам», - рассказывает о часто встречающемся сценарии получения заявлений на возмещение И. Данче. Осторожным следует быть и с металлическими качелями, особенно, если на улице холодно, и вы катаетесь в тканевых перчатках. Перчатки скользят по сухой металлической поверхности, и когда качели взлетают вверх, существует риск не удержаться.

Отчаянные игры

Даже если погода на Пасху не совсем теплая, этот праздник воспринимается как посланник весны. День, который хочется провести на природе, поиграть с детьми или заняться физической активностью. Статистика несчастных случаев показывает, что многие взрослые переоценивают свою спортивную форму и без специальной подготовки пытаются сделать трюки, которые они делали несколько лет назад. Это приводит к серьезным травмам, таким как переломы рук и ног. Особенно это актуально для тех, кто зимой не занимался спортом.

«Поэтому перед тем, как залезать на дерево, прыгать через препятствия, кувыркаться или прыгать на батуте, каждый должен задать себе вопрос: «Действительно ли я нахожусь в хорошей физической форме и смогу ли это сделать?» Вряд ли, что нужно рисковать ради этого», - побуждает к обдуманным действиям И. Данче.

Особенно внимательно, не так, как обычно, надо следить за детьми, если праздник намечается в большой группе гостей и детей. Сорванцы быстро подвигнут остальных детей на «подвиги», заставляя удивляться родителей последних, почему их настолько рассудительный отпрыск пытался проверить толщину льда на пруду.

Беспечная подготовка к празднику

Насколько кажется невероятным, но получение многих серьезных травм связанно именно с подготовкой к празднику. Например, заявление на возмещение было подано в связи с травмой глаза, полученной при обрезании гелевых ногтей с помощью ножниц, или, когда уселись на горячую плойку. Ожоги, полученные при приготовлении праздничных блюд, на этом фоне выглядят обычной мелочью.

«Такие несчастные случаи происходят потому, что на праздники мы хотим расслабиться, не напрягаться по поводу повседневных вещей и теряем бдительность. От этого нет универсального рецепта. Просто будьте внимательны, и, делая что-то, думайте на несколько шагов вперед», - говорит И. Данче, напоминая, что никто не защищен от несчастных случаев. Однако, непредвиденных расходов на лечение можно избежать с приобретением полиса страхования от несчастных случаев. Полис страхования БТА от несчастных случаев покрывает такие риски, как дорожно-транспортные происшествия, полученные при физическом нападении или в быту травмы, укусы собак и кошек, травмы, полученные в связи с сельскохозяйственными работами или, занимаясь зимними видами спорта, и даже если сломался зуб во время еды.

Страховое акционерное общество «BTA Baltic Insurance Company» является одним из ведущих страховых обществ в Балтии, которое предлагает широчайший спектр страховых услуг, не связанных со страхованием жизни, в Латвии, Литве и Эстонии. В Балтийских странах, в ВТА работает более 1 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG», опыт работы в страховой отрасли на протяжении 200 лет, является крупнейшим акционером ВТА. Более 50 предприятий в 25 странах входят в группу VIG, а в ней работают 25 000 сотрудников. «Vienna Insurance Group AG» является явным лидером на своих основных рынках в Европе, имеет высокую оценку финансовой стабильности - «Standard & Poor’s» А+ (stable outlook), а его акции котируются на Венской и Пражской биржах.

Дополнительная информация:
Элина Расмане
Директор Департамента маркетинга и общественных отношений
САО «BTA Baltic Insurance Company»
Эл. почта: elina.

Качели времени.

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты “МК ” вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин “ловили ” совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

“Маленькая война ” на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его "маленькая война" (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге "Повседневная жизнь Москвы" Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

"В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, “французские ” горы и три действовавших балагана. В одном располагался “электротеатр ” (кинематограф). В другом "почтеннейшей публике" предлагался “дивертисмент ” с участием потрепанных “этуалей ” и "хором песенников из портерных со зловещими лицами" . Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным “искусством ” по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику", - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: "Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые “партии ” масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое “галдение ” подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много “амазонок ” , предпочитающих “кавалерийское ” седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха "народный театр".

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом “выходного ” советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в “Детском мире ” на Лубянке, - рассказал “МК ” фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - “цепочки ” , на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе “Аттракцион ” . Назвали ее "воздушная, или подвесная карусель". Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе “цепочки ” тоже берут начало из царской России.

Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется “русским ” , а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал “МК ” Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на "майские шесты", качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: "Простонародье веселилось на Пасхе "под Новинским", а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами" .

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это профессиональные увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

"Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину" , - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.

"Мы идем гулять в парк!"

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался “Ватершот ” и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились "виражные самолеты". Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. “Самолет ” был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако “самолеты ” использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая "Мертвая петля": на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный “самолет ” . Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму "Я шагаю по Москве".

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его “чертовым ” .

/ Четверг, 13 июля 2017 года /

темы: Масленица

Фото из архива сайт

Обычаи проведения пасхальной недели

30 апреля закончится Великий пост. Отметив такие значимые дни, как Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота, мы встретим 1 мая Пасху — Воскресение Христово. И не забывайте, что впереди — пасхальная неделя!

С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гулянья. И длятся целую пасхальную неделю. В основе традиции празднования пасхальной недели лежит религиозное поверье православных людей о том, что в день Воскресения Христа взошедшее на небо солнце опускается за горизонт только спустя неделю. В пасхальную неделю празднование меняет свой колорит. Вспомните, что начинается пасхальное действо в церкви за ночным богослужением с пасхальным огнем и утренним колокольным звоном. Потом празднование переходит в этап разговения после Великого поста за праздничными хлебосольными столами с непременными символами Пасхи: освященными куличами, творожными пасхами, крашеными яйцами. А вечером воскресения празднование переходит в стадию гуляний и приобретает уличный массовый характер. Обычно люди выходят на площади городов и сел, нарядно одетые. Массовые гулянья сопровождаются музыкой, танцами, хороводами, обрядами, играми. Пасхальная неделя имеет ряд дополнительных названий: Светлая, Великая, Велико-Денская, Красная неделя, Светлая Седмица. Сами названия уже каким-то образом говорят о характере пасхальной недели и ее значении в череде религиозных праздников.

Обычаи верующих

Каждый день в течение всей пасхальной недели в православных храмах проводятся пасхальные литургии. Врата алтаря и дьяконские двери все это время должны оставаться открытыми. Этим символизируется то, что воскресший Христос открыл для верующих двери Царства Небесного. Еще один обычай пасхальной недели — обходы всех селений прихода церковным причтом, во главе которого шли богоносцы с иконами и хоругвями, а за ними священники, дьяконы, псаломщики. Если приход был большой, то священники обходили деревни несколько дней. Шествие было исполнено торжественности и начиналось в центральном селе, где была церковь. По ходу ее шествия к процессии присоединялись селяне, и все шли к часовне, где священник служил молебен. Затем причт следовал от дома к дому, где их встречали с пасхальными яйцами и куличом. В каждом доме священник служил молебен, кадил, кропил все вокруг святой водой. После обхода селения иконы и хоругви передавались крестьянам-богоносцам, пришедшим за ними из соседней деревни. А на следующий день на рассвете процессия собиралась и шла в соседнюю деревню совершать церковный причт. По вечерам перед сном на пасхальной неделе следует не просто помолиться перед иконой, а прочесть хвалебные молитвы и песнопения в честь Иисуса Христа и Богородицы. К образам подносят канунчик - небольшой кувшинчик с медом и две восковые свечки, которые должны гореть всю ночь на помин усопших. Пасхальные молебны должны были защитить людей от бед и несчастий, принести благополучие в семьи и достаток в хозяйство. Считалось, что на Пасхальной неделе Господь на радостях дает людям благодать.

Поминальные дни

На пасхальной неделе принято поминать усопших. Для этого существует два дня - пасхальный понедельник и пасхальный четверг. Но это совершенно не противоречит радостному духу праздника по случаю Воскресения Христа. Считается, что души усопших в эти дни временно возвращаются на землю, чтобы вместе с живыми тоже порадоваться празднику, и тем самым они как бы получают надежду на собственное воскресение. Поминание не проводится в церквях, поминать усопших полагается на кладбище. По приметам в эти дни нельзя шить, чтобы не зашить умершим глаза, нельзя стирать, чтобы не замутить воду перед умершими.

Пасхальные обряды

Пасхальная неделя является символом возрождения, обновления жизни. И поэтому на этот период припадает много обрядов, связанных с заключением браков. Конечно, главные инициаторы и участники таких действий — молодежь. С пасхальной недели начинаются «брачные» гулянья парней и девушек, а также проводятся смотрины, традиции проведения которых отличны в зависимости от области проживания. Например, смотрины могли проходить так. Девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу и… играли в бачу: брали длинную, украшенную росписью палку и сбивали установленную ею на земле деревянную фигурку. За их ловкостью, точностью и меткостью наблюдали парни и все желающие, что давало основание понять, какая из девушек самая-самая. Существовал и такой вариант смотрин. Девушки, одевшись во все новое, собирались на площадь перед церковью и стояли там некоторое время всем напоказ. Затем они садились на коней и катались по селу.

В пасхальную неделю принято совершать и всякие магические действия, которые должны приблизить замужество: писать записки с именами предполагаемых женихов или устраивать разные гадания.

Игры и забавы

Всю пасхальную неделю нужно ездить друг к другу в гости, угощаться праздничной трапезой, танцевать, петь хоровые песни, веселиться и радоваться жизни. В традициях празднества — несколько популярных пасхальных игр и забав.

1. Хоровод. Старинная народная забава, когда люди берутся за руки и, образуя замкнутый круг, водят под музыку хоровод, меняя после каждого куплета направление кружения. Постепенно музыка убыстряется, и хороводное кружение убыстряется в ритме с ней, и, соответственно, все чаще хоровод меняет направление кружения.

2. Выбери невесту. Эта игра чем-то похожа на детскую игру «Ручеек». Девушки становятся в два ряда, образуя собой коридор, по которому ходят «молодцы». Их задача проста - выбрать понравившуюся девушку и увести ее из «коридора». А потом проводится процедура «сватовства», когда парень, держа девушку за руку, расспрашивает подруг о ее достоинствах. Если, выслушав отзывы, парень целует девушку, то с этого момента они считаются женихом и невестой на весь период весенне-летних гуляний.

3. Катание яиц. Это игра с крашеными яйцами. Первый раз она проводится в Пасху. Но и в течение всей пасхальной недели в нее продолжают играть. По правилам игры, выбирается невысокий пригорок на земле или устанавливается наклонно какой-то деревянный лоток. Внизу полукругом раскладываются яйца всех участников игры. Каждый участник скатывает свое яйцо вниз с горки с задачей сбить с места чье-нибудь яйцо. Сбитое яйцо присваивается, как «трофей», а игру продолжает другой участник. Если скатившееся яйцо не сбило ни одного яйца, владелец теряет его, и оно остается на кону. Становится понятно, насколько важна для этой игры оригинальная роспись яиц, чтобы их легко можно было отличить. Кроме азартности и веселья эта игра имела и магический смысл: считалось, что катание яиц по озими способствует пробуждению и оплодотворению земли и дает надежду на хороший урожай.

4. Качели. Катание на качелях было всегда самым популярным и любимым развлечением на пасхальной неделе. Главные участники, конечно, молодежь, а остальные - увлеченные зрители. Девушки садятся на качели первыми. Если качели парные, то парень, желающий покататься с девушкой, садится на качели следом за ней. Если качели непарные, то парень катает девушку с земли. Существовала традиция, по которой девушки в благодарность за катание давали парням крашеные яйца.

Фомино воскресенье

Заканчивается пасхальная неделя на восьмой день, в Фомино воскресенье. Свое название этот день получил в память о явлении Иисуса Христа апостолу Фоме, который сначала не поверил в чудо Воскресения Христова, - Фома Неверующий. Этот день еще называют Антипасха или Красная горка. По церковной традиции Антипасха — значит день, подобный Пасхе, и празднуется так же радостно. В этот день последний раз служится пасхальная литургия и закрываются царские врата. А название Красная горка он получил потому, что игры и гулянья в этот день проводились на пригорках, где раньше других растаял снег — красных (красивых) горках. Красная горка символизирует полный приход весны. В Фомино воскресенье пасхальное празднование достигает своего пика. В этот день планируется самое большое веселье со всеми пасхальными играми и забавами, повсеместно проводятся многолюдные балаганы. По народному обычаю к Красной горке принято назначать свадьбы. Старинная русская пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется». Поэтому участие в гуляньях незамужних парней и девушек считалось обязательным, а отказ от участия считался дурной приметой. А после Фомина воскресенья начинается Фомина неделя. Но это уже совсем другая история…

Приметы Светлого воскресенья

Наши предки свято верили, что пасхальные дни - вещие дни. И примечали все до тонкости. А события, происходящие на Пасху, считали исполненными особого мистического смысла.

Начиная с Чистого четверга из дому (квартиры) до наступления Пасхи ничего никому не отдают ни в долг, ни как подарок. Иначе туго будет с деньгами. А вот если в Чистый четверг трижды пересчитать всю имеющуюся наличность,будете жить безбедно.

На Пасху нужно обязательно надеть обновку, тогда весь следующий год проведете в достатке и при прибылях. А еще, надевая новое платье или костюм, можно загадать самое сокровенное желание: оно непременно сбудется.

В Пасху, встречаясь с родными и близкими, принято троекратно целоваться и говорить при этом: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Однако муж с женой при всех не христосуются — это к разлуке, а вот родителям и детям это не возбраняется.

Как только в пасхальное утро услышите звон церковных колоколов, проговорите трижды: «Христос воскресе, а моей семье здоровья, моему дому богатство, моему полю урожай. Аминь».

Не забудьте на Пасху первое умывание сделать водой, оставленной для этого с Чистого четверга, положив в нее что-нибудь серебряное. Это обеспечит вам здоровье и долголетие.

На Пасху нужно избегать любых конфликтов, ссор, выяснений отношений, но хорошо помириться с человеком, с которым долго были в ссоре.

Считается, что ребенок, родившийся в пасхальную неделю, а тем более в Пасху, не только будет удачлив и отменно здоров, но и достигнет высоких чинов.

Не забудьте в пасхальную ночь принести домой воды из колодца (или хотя бы налить из крана). Ею окропляют комнаты. Особенно тщательно детскую. Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.

Хорошо кататься в Пасху (да и во все дни Светлой седмицы) на качелях. Это называлось ритуалом овевания. Говорят, ветерком во время качания все грехи сдувают.

Считается, что в пасхальные дни до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит, не шелохнется. А Христос по земле ходит.

Качели времени

Уже в будущем году Москва сможет переплюнуть всех и по аттракционам. У нас собираются поставить самое высокое в Европе колесо обозрения - 140 метров высотой, рассчитанное на 30 кабинок. Пока столица готовится к победе над знаменитым London Eye (нынешним великаном - 135 метров), корреспонденты «МК» вспомнили, как менялась культура аттракционов в нашем городе в течение столетия.

Катальная гора - прототип американских горок. Фото: Литография. Петербург. Катание с гор на масленой

Сложно найти человека, который ни разу не катался на карусели в детстве или ни разу не видел американские горки. Что примечательно - такого человека сложно было найти и несколько десятилетий назад, хотя, конечно, у прошлых поколений москвичей развлечения были немного другие. В середине двадцатого века адреналин «ловили» совсем иначе - тогда о сноубордах никто не знал, бейсджампинг был науке неизвестен, а скейтборды появились только к концу 1970-х годов. Так что единственным выходом были аттракционы в парках.

Хоть они и ассоциируются у нас сегодня с советскими временами, на самом же деле появились первые аттракционы задолго до революции, причем они не ограничивались ни романтическими лошадками на карусельках из фильма про Мэри Поппинс, ни хрестоматийными скоморохами и перетягиванием каната.

«Маленькая война» на ярмарке

Изначально карусель не имела ничего общего с детскими развлечениями. Не было игрушечных лошадок, веселой музыки и, главное, механизма, приводящего все это в движение. На Востоке еще в XII веке по кругу скакали наездники на боевых лошадях и соревновались в ловкости. Итальянцы, увидевшие такое развлечение пару веков спустя, назвали его «маленькая война» (carosella - ит.) и приняли в обиход, удачно заменив им опасные рыцарские турниры - привычный вариант средневекового досуга.

Позднее французы, вдохновившиеся идеей, построили своего рода тренажер - круглую площадку с установленными на ней деревянными лошадками, с помощью которых юные наездники могли тренироваться в ловкости. К концу XIX века их автоматизировали, и с тех пор кружащиеся карусельные лошадки - обязательный элемент любой ярмарки. Правда, появлялись они только на праздниках. Возможность покататься на механической лошадке в любое время возникла гораздо позже, а в начале двадцатого века самые крупные карусели, если верить архивным фотографиям Москвы, появлялись на гуляниях на Девичьем поле, у стен Кремля, на Пресне, близ Новодевичьего монастыря и на других центральных улицах. Об этом, опираясь на материалы довоенной прессы, пишут в книге «Повседневная жизнь Москвы» Владимир Руга и Андрей Кокорев, позволяя читателю представить московскую Масленицу:

«В 1910 году, по свидетельству одного из репортеров, среди развалин закрытых, но не снесенных балаганов к услугам публики были лишь парочка каруселей, «французские» горы и три действовавших балагана. В одном располагался «электротеатр» (кинематограф). В другом «почтеннейшей публике» предлагался «дивертисмент» с участием потрепанных «этуалей» и «хором песенников из портерных со зловещими лицами». Зрители галерки платили за возможность насладиться балаганным «искусством» по гривеннику, первые ряды шли по полтиннику», - описано историками.

Уже через год, по их словам, картина изменилась: «Переполненные вагоны трамваев подвозят все новые и новые «партии» масленично настроенной публики. Шум, гам, свист. Специфическое «галдение» подгулявшей толпы. На первом плане, конечно, карусели. Гармонисты залихватски ожаривают марши. А деревянные кони с испуганно-выпученными глазами неутомимо скачут, растопырив сразу все свои четыре деревянные ноги. Очень много «амазонок», предпочитающих «кавалерийское» седло более или менее удобному месту в коляске. Пожинает лавры успеха «народный театр».

Карусели не отставали от прогресса - когда на улицах крупных городов появились автомобили, даже механическим лошадкам пришлось потесниться: машинки оказались и на крутящихся платформах.

В советской культуре на смену передвижным ярмарочным балаганам с временными аттракционами пришли постоянно действующие парки культуры и отдыха. Их основными аттракционами были самые разные карусели - удачное сочетание легкой остроты ощущений с комфортом. Поскольку парков культуры и отдыха по стране (и в Москве) было достаточно много, карусели также стали постоянным атрибутом «выходного» советского быта. Помимо романтических парочек и вообще молодежи хозяевами каруселей быстро стали дети. Для них карусели, катание на которых стоило небольших, но денег, стали символом праздника - деньги на катание выдавались далеко не всегда. Именно поэтому карусель как символ аттракциона и праздника вообще в 1960-х годах установили в «Детском мире» на Лубянке, - рассказал «МК» фольклорист Антон Размахнин.

Все дети Союза мечтали прокатиться на этом двухэтажном чуде с лошадками, доктором Айболитом и прочими сказочными существами. Притом дети могли использовать этих лошадок и как обычные качалки.

Практически одновременно с главной каруселью советской Москвы появились другие - те, которые сегодня можно увидеть практически в любом парке, сохранившем немного старой инфраструктуры. Фаворит нескольких поколений подростков - «цепочки», на которых вращаются подвесные сиденья. Прототип такой карусели был разработан в 1959 году в Ейске на заводе «Аттракцион». Назвали ее «воздушная, или подвесная карусель». Именно на базе этого аттракциона появились другие - более сложные, однако сами по себе «цепочки» тоже берут начало из царской России.


Столб, канат, качели

На ярмарках дореволюционной поры можно было увидеть развлечение в виде столба, на который крепилось колесо, к которому присоединялись канаты. Приводилось это все в движение с помощью самих участников развлечения - они просто отталкивались ногами от земли и крутились. Развлечение лихое, но простонародное, как, впрочем, и привычные нам всем качели. Простейший аттракцион, стоящий сегодня в каждом дворе, когда-то был уделом крестьянским - однако пользоваться им также надо было с умом. Из-за того что не все следовали правилам, в 1648 году выборный от детей боярских Гаврила Малышев вступил с предложением запретить качели: мол, на них люди убиваются.

В петровскую эпоху качели добрались до аристократии, превратившись в элемент светского этикета и сподручное средство для флирта. Были даже особые правила. Даму в пышном наряде катать на качелях мог только кавалер. Обычно качели устанавливались в парках, где прогуливались дамы с собачками, конструкция их была неизменна. Ну а в советские годы этот аттракцион стал массовым, возник в каждом дворе, и никому в голову не пришло бы платить деньги за подобное развлечение.

Иначе судьба распорядилась американскими горками - впрочем, такое название в ходу только в нашей стране. Как во всем мире салат зовется «русским», а у нас - оливье, так и захватывающие дух горки повсюду, кроме России, - это русские горки, появившиеся задолго до провозглашения независимости США. Высота их достигала 12 метров, правда, до вагончиков на колесиках в XVIII веке никто, конечно, не додумался: горки были ледяными и являли собой сезонное развлечение.

Как рассказал «МК» Антон Размахнин, ярмарочные развлечения - как зимние, так и летние - в Москве были примерно такими же, как в любом русском городе или селе. Зимой - катание с ледяных горок и на тройках, на Масленицу - перетягивание каната и снежные крепости, на льду Москвы-реки - кулачные бои. После Пасхи - лазание на «майские шесты», качели и карусели на Троицу. Опять же бои - кулачные и петушиные - долго не надоедали москвичам. Об этом пишет в своих мемуарах и историк Петр Богатырев: «Простонародье веселилось на Пасхе «под Новинским», а в другие летние праздники - у монастырей, в день их храмовых праздников. Народ пользовался своими собственными играми, существовавшими с незапамятных времен: бабками, орлянками и хороводами».

Бабки - игра, известная с глубокой древности. Ее смысл - в бросании игральных костей на меткость и ловкость. Если лет 200 назад для этой игры еще использовали натуральные коровьи кости, то уже в начале ХХ века в бабки играли кубическими игральными костями современного вида. В орлянку играли по похожим правилам, но монетами. Это своего рода русский петанк, только более азартный и с более сложными правилами. А роль пастиса, сопровождающего петанк в Париже, играла обычная водка-дистиллят, палатка с которой стояла на каждой праздничной ярмарке.

Вторая группа развлечений на ярмарках имеет городское происхождение - это «профессиональные» увеселения: речь идет о балаганах с акробатами дешевого разбора, фокусниках, Петрушке, райках, каруселях и чайных палатках.

Хороводы - наследство традиционной деревни - на московских дореволюционных окраинах могли насчитывать сотни участников и тысячи зрителей.

«Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину», - пишет Богатырев, вспоминающий хоровод недалеко от Калитниковского кладбища, в котором участвовало около 200 человек.


«Мы идем гулять в парк!»

В первой четверти двадцатого века руководству СССР было о чем подумать и помимо развлечения для народа... Однако уже в конце 1920-х годов, пока на периферии начиналось колхозное движение и раскулачивание, Москва вспомнила о том, как налаживать мирную жизнь, просвещать и развлекать граждан. Это время стало настоящим парковым бумом. Открывались места централизованного размещения аттракционов, сохранившиеся по сей день, правда, несколько в другом обличье.

Известный с середины восемнадцатого века Нескучный сад в 1928 году стал основой для создания спроектированного архитектором-авангардистом Константином Мельниковым Центрального парка культуры и отдыха - имя классика советской литературы Максима Горького он получил лишь четыре года спустя, в 1932 году. Это была первая попытка организовать досуг советских граждан в определенной точке, разместив там выставочные павильоны, декоративный бассейн и детский городок. Там же появились и аттракционы - небольшие колеса обозрения, разнообразные качели, карусели, полоса препятствий. Были и макеты современных водных горок. Такой аттракцион назывался «Ватершот» и находился около Пионерского пруда. Для особо смелых была парашютная вышка - аттракцион, который моделировал прыжок с парашютом. Человек встегивался в купол, который, в свою очередь, был прикреплен тросом к стреле. Постепенно трос разматывался, и человек приземлялся. А те, кто в итоге не решился почувствовать себя десантником, могли спуститься по спиралевидной горке на некоем подобии матраса.

В 1970-х годах в парке Горького появились «виражные самолеты». Развлечение это тоже было совсем не для детей - лица младше 14 лет на него не допускались. Сам аттракцион представлял собой кабину на двух человек. «Самолет» был закреплен на стреле, которая в процессе вращения меняла высоту. Однако «самолеты» использовались не только в этом аттракционе. Была еще знаменитая «Мертвая петля»: на одном конце ее крепился противовес, а на другом - двухместный «самолет». Именно такой аттракцион все помнят по знаменитому фильму «Я шагаю по Москве».

В 1930 году в Москве открылся еще один парк с централизованными аттракционами - Измайловский, который еще спустя два года переименовали в Парк культуры и отдыха имени Сталина. Тут также появились парашютная вышка, несколько каруселей и качелей. В проекте была и детская железная дорога, однако она так и не появилась - зато именно тут в 1957 году, специально к Фестивалю молодежи и студентов, появилось колесо обозрения высотой в 50 метров. Сейчас это самое старое действующее колесо, а когда-то было еще и самым большим в СССР: полный круг можно было совершить за 7,5 минуты.

СПРАВКА "МК"

Самое первое колесо обозрения появилось еще в XIX веке в Чикаго. Появилось оно к Всемирной колумбовой выставке и стало ответом на строительство Эйфелевой башни. Получился аттракцион ниже французской достопримечательности, однако в Америке стал на тот момент самым высоким сооружением. Говорят, что сроки его установки были сильно сжаты, рабочие еле успевали установить многотонное сооружение и прозвали его «чертовым».

Пасха - главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы - пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой - страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю. На Пасху всем желающим мужчинам разрешается взбираться на колокольню и звонить в колокола.

Поэтому в этот день всегда стоит торжественно радостно стоит благовест колоколов. Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и забавы.

Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие, - главного праздника в православии, К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.

На Пасху наряжаются в праздничную одежду, и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется, наконец вкушать всё, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться.



Обряды и обычаи Пасхи

Вспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели поста и Святой недели Пасхи. Всего же Пасха празднуется сорок дней. От весеннего праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц и т.п. Не забудьте, в день Светлого Христова Воскресения троекратно похристосоваться со всеми родными и знакомыми. При этом люди целуются, прощая друг другу все обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь нынче светлый, радостный день Воскресения.



Крашенка, писанка не просто крашенное - расписное яйцо. Писанками. по обычаю, обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Из всех красок люди и сейчас предпочитают красный (кирпичный) цвет. Почему всё-таки яйца? Наверно потому, что в яйце, скрывающем жизнь птенца, наши предки могли видеть наглядное изображение Живоносного гроба и Воскресения Христова; с другой стороны, воскресенское яйцо своим цветом напоминает бесценную кровь Христа, которую исходатайствовано нам вечное спасение. Есть и третье объяснение: давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, и многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился, как цыпленок!

В христианстве яйцо приобрело новое значение. Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!".

Император усомнился в этом: - В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым.

Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их.

Одаривание крашенками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной Пасхальному яичку: дарение крашенок крёстным и крёстной, своим крестникам, означает, что все худое, под стать скорлупе, в этот день от них отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется.

Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу.

Пасхальные гуляния

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и "тальянками" толпятся здесь с утра до ночи. "На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом повенчаешься".

На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся.

Скоро Пасха придет,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не бывает!

На "зеленые святки" также принято обходить дома, где живут молодожены: жених - "Вьюн", невеста - "Вьюница". Для них исполнялись специальные песни "Вьюношные" (отсюда слово "вьюн" - юность), в которых величали молодых и требовали угощения взамен на добрые пожелания:

Выходи вьюница на крыльцо,

Выноси нам красное яйцо,

Если вынесешь яйцо,

Справим новое крыльцо.

Любимые пасхальные игры

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок (варёных крашеных яиц). Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей