Что такое ддтт в доу. Об организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях. Направления воспитания безопасного поведения

Работа в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

    Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

    Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

    Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

    Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

    Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

    Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

    Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

    Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

    Уголок дорожного движения, площадка с дорожной разметкой в музыкальном зале,

    Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

    Методический инструментарий.

Результаты работы:

    Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

    Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Перспективное планирование работы

с дошкольниками по ознакомлению

с правилами дорожного движения

Месяц

Форма работы

Возрастная группа детей

Сентябрь

Тема «Улица»

Что такое улица

Дорога до детского сада

Младшая-

средняя

группа

- основные части улицы

Улица, на которой расположен д/сад

Старшая

Группа

Улицы нашего города

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Знакомство с улицей»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовление макетов «Наша улица»,

«Улицы нашего города»

Младшая-

подготовительная группа

Октябрь

Тема «Транспорт»

Для чего нужны машины

Кто управляет автомобилем

Рассматривание грузового автомобиля

- «берегись машины»

2 младшая-

средняя группа

Какие бывают машины

Кто такой пассажир

Средняя группа

Виды транспорта

Правила для пассажиров

Безопасное поведение на улице и в транспорте

Старшая - подготовительная

группа

Целевая прогулка

«наблюдение за транспортом»

2 Младшая-

подготовительная группа

Подбор атрибутов к с/р игре «Шоферы»

2 Младшая-

подготовительная

группа

Ноябрь

Тема «светофор»

Что такое светофор

Три сигнала светофора

Для чего нужен светофор

2 Младшая-

средняя группа

Школа светофорных наук

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«наблюдение за светофором»

2 Младшая-

подготовительная группа

Конкурс - чтецов

«Три сигнала - светофора»

Старшая-

подготовительная группа

Развитие «Бабушка - загадушка о правилах дорожного движения»

Средняя группа

Декабрь

Тема «Пешеход»

Кто такой пешеход

Правила пешехода

2 младшая-

средняя группа

Школа пешеходных наук

Правила движения по улице и ее перехода

Пешеход и его поведение на улице

Старшая-

подготовительная

группа

Целевая прогулка

«Пешеходы на улице»

Средняя-

подготовительная группа

Игра «Лучший пешеход»

Январь

Тема «Осторожно, скользкая дорога»

Правила поведения на скользком тротуаре, дороге

Правила катания на санках, лыжах «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!»

Средняя- подготовительная группа

Целевая прогулка

«К остановке пассажирского транспорта»

Подготовительная группа

Февраль

Тема «Пешеходный переход и дорожные знаки»

Что такое пешеходный переход

Как нужно переходить дорогу

Младшая-

средняя группа

Школа дорожных наук

Какие дорожные знаки нужно знать

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«Пешеходный переход»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовления знаков дорожного движения

Младшая-

подготовительная группа

Игровая программа «В стране дорожных знаков»

Старшая группа

Март

Тема «Перекресток, сигналы регулировщика»

Что такое перекресток

Сигналы регулировщика

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Перекресток»

Подготовительная группа

На участке организация игры «Улица»

Старшая- подготовительная группа

Тематическая выставка

«Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Старшая-подготовительная группа

Апрель

Тема «Внимание - велосипед, самокат, ролики»

Правила безопасного движения на велосипеде, самокате, роликах

Младшая- подготовительная группа

Театрализовано - музыкальное представления «Азбука правил дорожного движения»

Подготовительная группа

Игра «Что, где, когда»

Старшая группа

Открытые занятия для родителей

Старшая-

подготовительная группа

Май

Тема «Знатоки правил дорожного движения»

Обобщение пройденного материала

Младшая-

подготовительная группа

Викторина «Пешеход на улице»

Старшая группа

Обыгрывание проблемных ситуаций в игре « А что если»

Подготовительная группа

Проверка знаний правил дорожных движений

Младшая-

подготовительная группа

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МБДОУ организует следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль.

Планирование работы с воспитателем

Инструктаж

Семинар

Предупреждение детского дорожного травматизма.

Общие положения правил дорожного движения.

Сентябрь

Сентябрь

Заведующий,

Заведующий,

Сотрудники ГАИ

Семинар- практикум

Консультация

Обучение педагогов по оказанию первой медицинской помощи.

Оснащения уголка по ПДД.

Октябрь

Октябрь

Медсестра

Заведующий

Консультация

Методические указания по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Ноябрь

Заведующий

Деловая игра

Проверка знаний ПДД воспитателя МБДОУ

Декабрь

Заведующий

Смотр- конкурс

Уголки по ПДД

Январь

Заведующий,

Мастер- класс

Открытые просмотры

Занятия с дошкольниками по обучению правилами дорожного. движения.

Февраль

Заведующий

Тематический контроль

Организация работы по профилактики детского дорожно- транспортного травматизма

Март

Заведующий

Выставка

Пособия, дидактические игры, методические пособие по ПДД

Апрель

Заведующий

Конференция

Итоги работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Май

Заведующий

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами -травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).

Планирование работы с родителями

Общее собрание

Групповые собрания

Оформление стендов

Анкетирование

Участие в конкурсах

Тематические выставки

Просмотр открытых занятий, утренников

Помощь в оснащении уголка по ПДД

Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения. Встреча с сотрудниками ГАИ, врачом-травматологом

«Безопасность детей на дорогах города»

«Взрослые, вам подражают!»,

«Внимание - наступила зима!»,

« Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок»

Отношение родителей к соблюдению правил дорожного движения

Конкурс рисунков и поделок

«Светофор – мой друг!»

Игра « Лучший пешеход»

Открытые занятия, игровая программа « В стране дорожных знаков»

« Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Открытые занятия, музыкально-театрализованное представление

« Азбука дорожного движения»

Изготовление макетов улиц, дорожных знаков, моделей светофора, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и прочее

Сентябрь

В течение года

В течение года

Декабрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

В течение года

Заведующий

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заведующий,

воспитатель

Аня Цикушева
Мероприятия в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В современном мире количество машин на дорогах возрастает и это способствует к сожаленью, росту числа дорожно - транспортных происшествий. Каждый день сотни людей гибнут на дорогах , получают серьезные травмы . Особую тревогу вызывает, что среди пострадавших много детей. И это происходит потому, что дети нарушают правила уличного движения, не осознавая трагические последствия своих поступков. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге . Они ещё не умеют управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить скорость и расстояние до приближающейся машины, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Во избежание несчастных случаев все участники дорожного движения должны знать правила дорожного движения , быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужныи нашим детям. Поэтому в образовательных учреждениях особое значение придается профилактике по предупреждению дорожно - транспортного травматизма и обеспечению безопасности на дорогах .

Обучение детей правилам доржного движения необходимо начинать с раннего возраста. В эту работу должны включиться семья, дошкольное учреждение, затем школа и т. д.

Перед родителями и педагогами стоит задача - воспитать из дошкольников грамотных и дисциплинированных участников доржно - транспортного движения.

Исследования психологов подтвердили, что у дошкольников наблюдается разрыв междутеоретическими знаниями и практическим применением этих знаний.

Детей привлекает разнообразие окружающего мира, они не умеют управлять своим поведением в этом мире. Чтобы у детей сформировалось верное представление о правилах дорожного движения необходимо провести тематическое занятие, а затем закрепить на практике.

В воспитательно - образовательном процессе ДОУ выделена образовательная область «Формирование основ безопасности» , с задачами по возрастным группам. Безопасное поведение в природе, где формируются :

экологическая культура;

правила поведения в природе;

знакомство с представителями флоры и фауны;

знакомство и расширение знаний о природных явлениях.

Безопасность на дорогах :

знакомство детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками ;

знакомство детей с работой ГИБДД;

воспитание культуры поведения на улице и в общественных местах;

формирование умения ориентироваться в местах проживания и в пределах ближайшей к детскому саду .

Безопасность собственной жизни :

формирование представления о бытовых приборах и правилах безопасного

обращения с ними;

формирование безопасного поведения во время игр в разное время года;

формирование знаний о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;

формирование знаний своих данных, домашнего адреса, телефона.

Большое внимание уделяется также работе с коллективом по повышению у педагогов компетенции в знаниях правил дорожного движения ,методике и формам обучения детей дошкольного возраста правилам поведения на дороге .

В работе с педагогами используютсятакие формы, как педагогические советы, консультации, открытые прсмотры,пректная деятельность и ставятся задачи :

расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения ;

пополнить наглядно - дидактический материал;

создать игровую среду по закреплению знаний по ПДД;

разработать план изучения правил дорожного движения .

Педагогам необходимо ознакомиться с инструкцией разработанной в дошкольном учреждении по предупреждению .

Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.

· Отправляясь на экскурсию или на прогулку, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берёт с собой. Оставшиеся по каким-либо причинам дети в детском саду , по указанию заведующей находятся под присмотром определённого сотрудника.

· Группы детей разрешается водить только по тротуару. Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

· Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых : один идёт впереди, другой - сзади.

· · Переходить улицу нужно не спеша, спокойным, ровным шагом в местах, где имеются знаки перехода или на перекрёстках.

· Переходить через улицу надо напрямик, потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

· При переходе улицы на перекрёстке надо обращать внимание не только на зелёный сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.

· В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги .

· Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

·· Каждый воспитатель должен сам хорошо знать правила дорожного движения .

Для каждой возрастной группы составлен примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность.

Дошкольники приобретают знания, умения, навыки поведения по ПДД через непосредственно организованную деятельность, игровую деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения целевых прогулок, экскурсий, через беседы, физкультурно-оздоровительные досуги , организуются чтения художественной литературы, просмотры мультфильмов,музыкальные, театрализованные мероприятия , проводятся занятия по ПДД, организуются дидактические и сюжетно - ролевые игры.

Игра - это основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Важнейшей задачей является : создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

При обучений детей правилам дорожного движения с помощью игры, взрослый должен представлять себе, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Прежде чем начинать обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения зависит не только его здоровье , но и жизнь.

Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при участии родителей и специалистов ДОУ.

В начале учебного года в детском саду проводится тематическая неделя "Правила дорожные детям знать положено!", во время которой организуются мероприятия , направленные на предупреждение и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма . В течении этой недели проводятся консультации для родителей «Основные правила дорожного движения » , «Читаем детям о безопасности на дорогах » . Проводятся выставки рисунков, изготовленные детьми с воспитателями на занятии или дома совместно с родителями.

Для родителей оформляется родительский уголок и папка передвижка. Форма работы через родительские уголки, продуктивную деятельность, папки-передвижки остаются традиционными, но она необходима для работы с родителями. Красиво оформленная информация привлекает внимание родителей и дает свой положительный результат.

В ДОУ в каждой возрастной группе для детей оформлены "Уголки безопасности", где есть все необходимые атрибуты, наглядный материал по правилам дорожного движения .

Одним из способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах являются целевые прогулки, которые прводятся один раз в месяц, где дошкольники получают доступную, объективную информацию от взрослого. С детьми проводятся экскурсии к проезжей части, к перекрестку, проводятся наблюдения за движением транспорта и работой водителя, за работой светофора, за остановочними площадками и за пешеходным переходом. Детей знакомят с назначением дорожных знаков .

В ДОУ оборудуются площадки для изучения детьми правил доржного движения. Воспитатели используют эти площадки для тематических занятии

Работа с родителями - одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно - транспортного травматизма .

Родители должны быть образцом подражения для своих детей.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение , то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад , семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Родителям необходимо следовать следующим инструкциям :

Выходя из дому родители должны обратить внимание ребенка не приближается ли к ним транспортное средство; обратить внимание на закрывающие обзор предметы.

При движении по тротуару необходимо придерживаться правой стороны тротуара; взрослый должен находиться со стороны проезжей части и крепко держать за руку ребенка; · приучать детей идти по тротуару.

При переходе дороги необходимо остановиться, повернуть голову влево для осмотра дороги и осторожно переходить до середины,затем посмотрить вправо и если транспорта нет можно переходить. Переходить только по пешеходному переходу или на перекрестке

Каждый выход ребенка с родителями на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно -транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на дорогах , являющегося основой выполнения правил дорожного движения . Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма .

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку об опасности несоблюдения правил дорожного движения . Совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог .

Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.

Любовь Федосеева
Консультация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения .

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду , может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге , - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Одним из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах .

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации , владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через : игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование , изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения , сколько в воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах , в транспорте.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, посёлка. Она реализуется путём решения нескольких задач :

Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

Формирование у детей качественно новых двигательных навыков. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения . Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада . Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса : педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении.

Эффективней всего в течение учебного года одну неделю в квартал посвящать этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой : тематические познавательные занятия, практикумы на транспортной площадке, практические занятия на моделях «Наш город» , «Наша улица» , на различных игровых полях, самостоятельное моделирование : составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т . д.

Полученные знания детей в рамках «тематической недели» , закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах, при проведении целевых прогулок и экскурсий. Воспитателю следует помнить, что материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Работу следует вести систематически : не менее 2-3 раз в неделю необходимо беседовать с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах , о дорожно -транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, снежные заносы, дождь, рано темнеет и т. д.) .

Каждый воспитатель должен проявить инициативу, творчество, учитывать особенности региона, условия учреждения. Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку : «Стой, дорога , то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения .

Сотрудничество с родителями не должно носить назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно -транспортное происшествие.

Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка и всех других участников дорожного движения . Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей. Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге .

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей .

Задача педагога – максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.

Безопасность наших детей зависит от нас. Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!

Разделы: Работа с дошкольниками

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

  1. Уголки дорожного движения в групповых помещениях, холле детского сада, на территории ДОУ
  2. Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно –печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.
  3. Методический инструментарий.
  4. Библиотечка «Школа светофорных наук»

Результаты работы:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  4. Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МДОУ совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль. (Смотри Приложение 2 )

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).

Тематический контроль.
«Организация работы по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Цель: Анализ работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности.

Сроки проведения: Согласно графика

Материалы тематического контроля:

  • Карта - анализ « Организация педагогической работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма»
  • Протокол обследования предметно- развивающей среды.
  • Диагностические карты по проверке знаний правил дорожного движения (детей дошкольного возраста)
  • Анкетирование родителей

Анализ результатов тематического контроля: Справка по тематическому контролю

План тематического контроля.

Направление работы Методика
1 Обследование знаний и умений детей - Беседы с детьми

Анализ диагностики

2 Оценка профессиональных умений воспитателя - Собеседование с педагогами по программе

Анализ организации педагогической работ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

Анализ проведения занятий

3 Создание условий - Посещение групп

Анализ ПРС с точки зрения ее содержания (наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др)

4 Оценка планирования работы - Проверка планирования занятий, елевых прогулок, индивидуальной работы с детьми
5 Работа с родителями - Анализ наглядной- информации для родителей

Анализ планов

Консультация для родителей детского сада по ПДД

Консультация для родителей "Безопасность детей - забота родителей" в ДОУ

Автор: Кузнецова Анастасия Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №95" "Семицветик"г.Иваново,Ивановская область

Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям.
Цель: оказание консультационной помощи родителям по предотвращению дорожно-транспортного травматизма детей.
Задачи:
1.Формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения;
2.Пропаганда основ безопасности поведения на дороге, изучение ПДД;
3.Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей, привлекать родителей к совместной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Профилактика ДТП - важная и актуальная тема. В учебных заведениях (школах, детских садах и др.) данному вопросу уделяется большое внимание.
В целях повышения родительской компетентности и ответственности в вопросах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма предлагаю свою разработку материала, используемую в средней группе МБДОУ.
1. В приёмной группы в Уголке безопасности для ознакомления родителями были представлены следующие материалы:
- Профилактика ДТП с детьми во дворах и тротуарах;


- Как обезопасить ребёнка в начале учебного года.


2. 2. Были разработаны:
- Схема безопасного маршрута детей от дома до ДОУ;


- План-схема района расположения ДОУ, пути движения транспортных средств и воспитанников;


- маршруты движения организованных групп детей от ОУ к музеям, ДД и ЮТ, ЦКиО;


- схема организации дорожного движения в непосредственной близости от ОУ с размещением соответствующих технических средств, маршруты движения обучающихся и расположение парковочных мест.


3. На родительском собрании было проведено анкетирование, целью которого было выявление уровня знаний правил дорожного движения.


4. Участвуя в акции "Школа юного пешехода" родителям были розданы листовки-памятки по профилактике детского дорожного травматизма.



5. Многие дорожно-транспортные происшествия происходят в тёмное время суток, поэтому стоит позаботиться о собственной безопасности и безопасности своего ребёнка и приобрести фликеры. Фликеры - это светоотражающие элементы. которые видны автомобилисту с расстояния до 400 метров. Существуют разные виды фликеров:
- браслеты;

Ленты, которые пришиваются на одежду;


- навески и браслеты.


Была рада поделиться своими разработками по профилактике ДТП. Будьте здоровы и берегите своих близких!
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей