Детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Социальная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Дети, попавшие в трудное положение, несчастны все вместе и каждый по-своему. В современном нестабильном, полном перемен мире их психике непросто справиться со стрессом. Малыши сильно зависят от взрослых. И это становится дополнительным дестабилизирующим фактором. Поэтому помощь детям в трудной жизненной ситуации рассматривается с позиции семьи и социума. Она должна быть комплексной.

Кому и когда нужно помогать?

Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.).

Дети в трудной жизненной ситуации могут оказаться по фатальному стечению обстоятельств, из-за глобальных изменений в мире, отражающихся на семейной системе, по причине воспроизведения паттернов взаимодействия родных, близких. Сама собой проблема не решается. Приходится привлекать профильные социальные программы, проекты, специалистов. Екатеринбург – одно из немногих мест, где работа с целевой аудиторией ведется планомерно, на разных уровнях и фронтах.

Направления работы специалистов

Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной. В Екатеринбурге профильные специалисты работают по медицинскому и социально-психологическому направлениям. Наибольший интерес представляет второе.

Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:

  • диагностику семьи, личности;
  • раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
  • разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
  • непосредственную работу с малышами и родителями;
  • сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
  • взаимодействие с семьей либо опекунами.

Решаются актуальные задачи в сотворчестве психологов, педагогов, соцработников, родителей.

Специализированные сайты помощи трудным детям Екатеринбурга предлагают различные программы реабилитации, развития. Они направлены на разновозрастную целевую аудиторию. В профильных организациях с малышами, школьниками, подростками работают квалифицированные педагоги, психологи, социальные работники.

Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:

  • Проработку каждой имеющейся проблемы.
  • Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
  • Вовлечение малышей, школьников, подростков в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.
  • Анализ полученных результатов, разработку дальнейших рекомендаций, коррекцию программы с учетом индивидуальных достижений, потребностей подопечных.

Сегодня есть, откуда ждать поддержки. Профессионалы готовы помочь!

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» приводится перечень детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети - жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Каждая из перечисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует особой заботы и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Специфика заботы и устройства этих детей, их социальной адаптации и реабилитации, требует, как правило, специального правового регулирования.

Дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наибольшую часть составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким детям относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с определенными обстоятельствами:

Лишением родителей родительских прав, ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими;

  • - установлением судом факта утраты лицом попечения родителей;
  • - отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
  • - уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов;
  • - отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • - в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны;
  • - в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статистические данные

В 2014 г. в России был выявлен 61 621 ребенок, лишенный родительского попечения, что на 10% меньше по сравнению с 2013 г.

Дополнительные гарантии социальной поддержки закон также распространяет на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты - это также дети, фактически оставшиеся без попечения родителей по причине смерти обоих или единственного родителя. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон причисляет лиц в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в дополнительных гарантиях социальной поддержки, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо прежде всего обеспечить необходимые условия проживания. В соответствии с семейным законодательством защита детей, их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Поэтому именно органы опеки и попечительства избирают формы устройства детей , оставшихся без попечения родителей. К числу таких форм относится передача ребенка:

  • - в семью на воспитание (усыновление (удочерение));
  • - в семью под опеку или попечительство;

в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в иатронатную семью.

При отсутствии возможности устройства в семью ребенок временно передается в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги). Дети в этих учреждениях находятся на полном государственном обеспечении. Нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, утверждены постановлением Правительства РФ от 07.11.2005 № 659.

Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется семейным правом. К области права социального обеспечения относятся вопросы социальной поддержки таких детей.

Усыновленные (удочеренные) дети приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родным детям. Их содержанием и воспитанием занимаются усыновители.

Дети, переданные под опеку (попечительство), проживают и воспитываются в семье опекуна (попечителя), который осуществляет заботу о них. Такая форма устройства детей, лишившихся попечения родителей, как приемная семья, предусмотрена ст. 152-153.2 СК РФ. Содержание и воспитание детей в приемной семье основывается на договоре, заключаемом между лицами, желающими стать приемными родителями, и органом опеки и попечительства. Правила создания приемной семьи, а также ряд иных документов, регламентирующих вопросы опеки и попечительства, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождается такой мерой социальной поддержки, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Право на это пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Передача ребенка на воспитание в семью возможна в том случае, когда ребенок остался без фактической заботы родителей, без родительского попечения.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в том же размере, что и единовременное пособие при рождении ребенка - с 1 февраля 2016 г. оно составляет 15 512,65 руб.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 руб. на каждого такого ребенка (с 1 февраля 2016 г. - 118 529,25 руб. с учетом индексации).

Иные выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью. В соответствии с законом обязанности по опеке и попечительству исполняются, по общему правилу, безвозмездно. Однако орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя на основании заключенного договора. Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов РФ .

Предусмотренные законодательством субъектов РФ меры социальной поддержки детей, переданных на усыновление (удочерение), на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью), могут включать в себя ежемесячное пособие на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью (под опеку, попечительство, в приемную семью); единовременное пособие на ребенка при передаче на воспитание в семью (иод опеку, попечительство, в приемную семью), при усыновлении (удочерении); ежемесячное вознаграждение опекунам, приемным родителям.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или переданные в приемную семью, сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.

Особенности детского дома семейного типа. В последние годы особое внимание обращено на организацию детских домов семейного типа . Детский дом семейного типа образуется на базе семьи, если оба супруга выразили желание взять на воспитание не менее пяти и не более 10 детей в возрасте от рождения до 18 лет. Для создания такого детского дома требуется учет мнения всех совместно проживающих членов семьи. Дети передаются в такой детский дом с учетом мнения ребенка, а с 10-летнего возраста - только с его согласия.

Детский дом семейного типа создается по решению органа исполнительней власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем и детским домом семейного типа строятся на основе заключаемого между ними договора. Детский дом семейного типа финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Сферы социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указывает основные сферы, в которых осуществляется социальная поддержка таких детей: образование, медицинское обслуживание, имущественные и жилищные права, трудоустройство и занятость.

Образование . Для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закон устанавливает бесплатное обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования и бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих.

В случае получения среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет бюджета они зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения (в том числе и в случае достижения ими возраста 23 лет).

Наряду с полным государственным обеспечением им выплачиваются стипендия (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»), ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники, приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в организации, в которых проходили обучение, по решению их органов управления могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

Выпускники также однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по утвержденным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных предметов, или такая компенсация может быть перечислена на счет выпускника в банке.

При предоставлении таким обучающимся академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Организация, в которой они обучаются, содействует организации их лечения.

В период обучения (за счет средств федерального бюджета) они обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Для обучающихся за счет средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов льготный проезд устанавливается правовыми актами субъектов РФ.

Медицинское обслуживание . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирована бесплатная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная), проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, а также оплата проезда к месту лечения и обратно.

Имущественные и жилищные права . Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых отсутствует право или возможность проживания в жилом помещении , органом исполнительной власти субъекта РФ, па территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются но достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Трудоустройство и занятость . Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, направляют для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, организовывают трудоустройство лиц дайной категории. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штага, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ осуществляется детальное регулирование предусмотренных федеральным законом мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также могут устанавливаться дополнительные меры такой поддержки.

Социальная поддержка безнадзорных, беспризорных, находящихся в социально опасном положении. Социальная поддержка этой категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в ходе осуществления деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В качестве основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних данный закон провозглашает, в частности, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Решение поставленных задач возлагается на органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, к которым относятся в том числе органы управления социальной защиты населения, органы управления в сфере образования (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости.

  • См.: Статьи 153, 153.1 СК РФ.
  • См.: Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 195 «О детском доме семейного типа».
  • То есть в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений но договорамсоциального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживаниев ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

  • Вопросы и ответы - Вопросы по проблемам семьи материнства, детства

    • дети, оставшиеся без попечения родителей;

    • дети-инвалиды;

    • дети с ограниченными возможностями здоровья , то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

    • дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

    • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях ;

    • дети - жертвы насилия;

    • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

    • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

    • дети, проживающие в малоимущих семьях ;

    • дети с отклонениями в поведении;

    • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

    «Трудные» дети, какие они?


    Первым признаком детей, которых называют «трудными» является наличие у них отклоняющегося от нормы поведения. Это может быть поведение, включающее в себя цепь проступков , провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений. А может быть и другие нарушения поведения: такие как преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид.

    Под «трудными» понимаются также такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные» дети. Последние не всегда являются «трудными» именно в этом смысле и относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные» дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.

    Детство − подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным − человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство − не всегда самое плохое. Плохое детство − беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

    «Трудный» ребёнок − это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит . «Трудный» он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. «Трудный» ребёнок − страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует . Все «трудные» дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

    Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их среди других детей. Традиционно главным критерием причисления ребёнка к «трудным» является в подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения, в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе.

    Ребёнок становится «трудным», когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

    К «трудным» также обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированностью.

    Типизация «трудных» детей и подростков.

    Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации «трудных» детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда «трудный» ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей.


    • Дети с нарушениями в сфере общения .

    • Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные).

    • Дети с недостатками умственного развития.

    • Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
    Из «трудных» детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

    • циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу;

    • неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;

    • подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки − сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко − табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;

    • аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
    Основные признаки ненормальности поведения «трудных» детей: склонность к праздношатанию, бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность.

    Некоторые причины, по которым ребёнок делается «трудным», а потом асоциальным.


    • Возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей.

    • Многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению.

    • Школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объёмов и интенсивности занятий, повышении темпов.

    • Большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласовывание между тем, что ребёнок видит в реальной жизни , и тем, чему его учат, что от него требуют в школе.

    • Широкий спектр возможных недостатков морального воспитания − от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться.

    • Интеллектуальная неразвитость, душевная чёрствость, эмоциональная глухота значительной части детей.

    • Неблагоприятная наследственность.

    • Дефекты самооценки, завышение её, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться.

    • Неустойчивость нервных процессов в условиях , благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения

    • Отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность).

    • Асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.).

    • Полное безразличие к ребёнку или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны взрослых.

    • Подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения.

    • Неблагополучное течение кризисных периодов развития ребёнка, бунт против ограничения самостоятельности.

    • Замедленные темпы умственного, социального и морального развития.

    • Педагогическая запущенность, как часть общей социальной запущенности.

    Ребёнок-это постоянно растущий и развивающийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями. Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он может оказаться по независящим от него причинам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и соответственно будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.

    ТЖС-это ситуация, означающая переживания человека, оказавшегося в положении, которое серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда способен выйти самостоятельно. В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Учитывая этот факт, в социально-педагогическом сопровождении нужно прогнозировать и определять наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Главная цель такого сопровождения-это создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

    У современных детей существуют две основные сферы деятельности, они же и являются основными институтами влияния на его воспитание это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов.

    Для ребёнка семья это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Наиболее значимые факторы, влияющие на семейное благополучие, вследствие которых у детей может возникнуть трудная жизненная ситуация:

    Плохие материальные условия жизни семьи. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

    Потеря связи с рынком труда (мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы)



    Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье (случаются разногласия)

    Жестокое обращение в семье

    Алкоголизм и наркомания в семье

    Риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми, перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество. Родители, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности.

    Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия.

    Исходя из всего вышесказанного, мы понимаем, что довольно большое количество факторов провоцирующих у ребёнка трудную жизненную ситуацию исходят от его семьи.

    В ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» даётся определение термину «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Это дети, сироты или дети оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Дети - это общеславянское слово, этимология этого слова восходит к индоевропейскому «кормить грудью», т. е. дети – «те, кого кормят грудью». Ребёнок - в древнерусском корень этого слова был роб- (в диалектах и сейчас говорят робёнок, робята), тот же самый, что в старославянском слове раб, а само слово выглядело так: робя. Буквально ребенок (робенок) – «сын раба». Именно в таком значении первоначально слово и употреблялось (а ребенка свободных людей называли дитя или чадо). Надо сказать, что сравнение детей или молодых людей со слугами очень распространено во многих языках. А в данном случае получилось наоборот: слово, обозначающее слугу, стало обозначать ребенка. Развитие значения «человек, не имеющий прав» – «ребенок» (поскольку ребенок тоже бесправен, пока не вырастет).

    Современный мир крайне нестабилен и полон перемен, и значительная часть детей по тем или иным причинам попадает в сложные жизненные ситуации. Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка являются:

    1. Плохие материальные условия жизни семьи

    2.Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье

    3.Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми

    4. Жестокое обращение с детьми

    5. Алкоголизм, наркомания

    Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

    Сложившая к настоящему времени в России система жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном ориентирована на их семейное устройство . Усыновление, безусловно, является наилучшей и достаточно распространенной формой семейного устройства ребенка-сироты. Усыновленные и родные дети равны в своих правах и обязанностях по отношению к родителям и усыновителям, также и родители, и усыновители равны в своих правах и обязанностях по отношению к рожденному и усыновленному ребенку. Это касается всех сторон жизни ребенка, включая право на наследование.

    Содействие семейному устройству

    1. Службы содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    2. Школы замещающих родителей, система отбора будущих родителей

    3. Совершенствование регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

    4. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей

    5. Социально-профессиональная адаптация, обучение, трудоустройство, отдых

    и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

    Профилактика семейного неблагополучия и сиротства

    1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства,

    2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей,

    3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье

    а) социальная скорая помощь, мобильные бригады

    б) телефон доверия, интернет-службы

    4.Службы сопровождения (кураторы, участковые, социальные службы, социальный патронаж)

    5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, клубы, игровые автобусы и т.д.)

    6. Вторичная профилактика- это сопровождение после выхода из интерната и социальная адаптация.

    Как правило, не всегда получается дать возможность каждому ребенку воспитываться в семье, поэтому в тех случаях когда отсутствует возможность устроить ребенка в семью, он передается органам опеки и попечительства в учреждения внесемейного воспитания. В такое ситуации государство принимает на себя ответственность за воспитание несовершеннолетнего. Ребенку предоставляется совокупность разнообразных социальных услуг, обеспечивающих охрану его здоровья, надлежащее воспитание и обучение, профессиональную подготовку, а также имущественное обеспечение.

    Государство принимает на себя такую ответственность в лице социальных служб для детей. Под данными службами понимаются организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей.

    Несемейное устройство детей , оставшихся без попечения родителей являются второй по распространенности формой устройства детей-сирот. Несмотря на наметившуюся тенденцию сокращения детей-сирот, находящихся в учреждениях, их значимость продолжает оставаться высокой.

    Воспитание детей в учреждениях с с оциальной поддержкой подразумевает поддержку и оказание социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста.

    Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей