Филимоновские глиняные игрушки. История детской игрушки на руси Русские народные игрушки и традиции

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Сегодня мне захотелось немного отвлечься от всякого рода тем о здоровье, дома и так далее. Немного отвлечься и пополнить свои знания поможет информационная статья, которую я для вас приготовила, а касается она народной игрушки.

Народная игрушка-скульптура не канула в небытие, дожила до наших дней благодаря высоким художественным качествам. Любой образ в народном творчестве овеян тонким поэтическим чувством, живой фантазией, сказочностью. Игрушка проста, лаконична, выразительна, как пословица. Игрушка – скульптура никогда не копирует свой прототип, тот или иной персонаж. В последние годы в нашей стране уделяется внимание не только целым пластам традиционного искусства, но и индивидуальным особенностям творчества отдельных мастеров.

Да, оставаясь в русле местной традиции, каждый мастер имеет свой почерк, который легко улавливается его односельчанами, а также знатоками игрушки-скульптуры. Традиция не мешает проявлению одарённой личности.

Народная игрушка на протяжении всей её истории пронизана оптимизмом, глубоким гуманизмом. Порой для нас не так уж и важно, что именно изобразил народный ваятель, нас привлекает главным образом то, как автор относится к изображаемому, что хочет передать зрителю. Можно выделить по крайней мере девять основных типов рукотворной игрушки.

Виды народной игрушки

1. Игрушка – малая декоративная скульптура самодеятельных художников. Здесь мы чаще встречаемся с самодеятелями, подражающими профессиональной скульптуре малых форм, а то и создающими уменьшенные повторения и варианты станковой и даже монументальной скульптуры. Всё это не имеет отношения к народному искусству.


Давно возникла и распространилась мода разыскивать в лесу забавные сучки и корни и несколькими порезками ножа доводить причуды природы до занятных скульптурок. А сравнительно давно появилось увлечение - создание настольных сказочных замков и прочих архитектурных построек и даже целых ансамблей из обыкновенных спичек. Подобные занятия чрезвычайно полезны с точки зрения врача или социолога (сохранение здоровья, организация досуга), но малопривлекательны для искусствоведа.



Встречаются самодеятели, выполняющие работы по образцам русской традиционной игрушки. Иногда им удается достичь немалой мастеровитости и даже проникновения в сам дух народной игрушки. Такой тип игрушки очень широко используется в наши дни на уроках рисования и лепки в детских садах, школах, на занятиях изокружков и студий. Явление это можно оценить только как положительное по его значению для эстетического, художественного, наконец - патриотического (пробуждение гордости за наш богатый талантами-самородками народ) воспитания.

2. Попытки профессиональных художников копировать, реставрировать в духе традиции те или иные сюжеты угасшего промысла, создавать оригинальные произведения , следуя традиционным образцам.
Попытки “вернуться к первозданности” могут вплотную приближаться к народной игрушке – скульптуре, но творчество таких художников никогда не совпадает с традиционной пластикой. Тем не менее эти художники способны достигать высокого уровня, творчески переплавляя принципы народного искусства.


В последние десятилетия появились художники – экспериментаторы в тех регионах, где промыслы народной игрушки давным-давно заглохли, зачастую не оставив почти никаких следов ни в запасниках местных музеев, ни в частных коллекциях. Эти художники, опираясь на скудные археологические материалы, на творчество мастеров традиционной игрушки близлежащих районов, пробуют воссоздать, реставрировать местную игрушку.

3. Базарный кич. Явление базарного кича лишь сравнительно недавно привлекло внимание искусствоведов. Что же имеется в виду? Прежде всего, выполненные в гипсе, папье-маше, иногда в глине и периодически появляющиеся на базарах копилки, чаще всего изображающие сидящих кошечек. Сюда же нужно отнести отлитых из подкрашенного сахара петушков, белочек на лучинках. К этой же группе причисляются ныне всё реже встречающиеся восковые (позже в ход пошёл парафин) уточек, способных плавать в “озере”, созданном в обычной тарелке.


А кто не знает “тёщины языки” (бумажные рожки, скрученые в спираль, которые выпрямляются в длинный “язык”, если подуть в отверстие, у их основания). К этому типу можно отнести игрушку “уйди-уйди” (резиновый баллон, напоминающий воздушный шарик, надетый на пищик; вырывающийся из надутого баллона воздух извлекает из пищика звуки, напоминающие слова “уйди-уйди”), раскидан (тугие бумажные мячики, обёрнутые фольгой и обмотанные нитками, в форме полусферы, на длинной тонцой резинке), устрашающих пауков с лапами, которые сочленены с телом пружинками, птичек и обезьянок аналогичной конструкций, змей, составленных из кусочков дерева на хорде, жужжалки - глиняные колечки с бумажкой-мембраной, привязанные ниткой с петлей к жёлобу на конце палочки, покрытом сургучом, цветные воздушные шары, бумажные вертушки, наивные свистульки “соловьи” из олова, а теперь - и из пластмассы, издающие громкие трели, если в них налить немного воды и дунуть в отверстие свистка. К искусству все эти поделки не имеют отношения. Но в них бездна весёлой изобретательности. Они придают особый неповторимый колорит ярмарочному гулянию.

4. Творчество “примитивных”, “наивных” художников-самородков. Значительно ближе, чем перечисленные уже три категории предметов, стоят к народному искусству произведения художника-примитивиста, “наивного” художника. Он никогда и никому не подражает – ни народному мастеру, ни профессиональному скульптору, ни соседу – самодеятелю.



В большинстве случаев какой-то смутный внутренний импульс толкает его на занятие скульптурой, хотя в его деревне никогда не было традиционного промысла малой пластики. Но психология его, настрой души, его мироощущение, представление о красивом и некрасивом, наконец, сам образ жизни настолько близки к мировосприятию народного мастера, что такому примитивисту интуитивно удаётся угадать многие закономерности традиционной пластики и создавать чрезвычайно интересные произведения, напоминающие и работы народного мастера, и творчество детей. Тут никогда нет школы, но часто встречаются озарения талантливого самоучки. Может быть, именно такими были зачинатели некоторых старинных промыслов?

5. Детские самоделки - самостоятельные или инспирированные взрослыми. Сразу оговоримся: в этот ряд не входят случаи, когда пяти-девятилетние дети привлекаются к работе по изготовлению игрушки на традиционных промыслах. Такое включение малышей и подростков в работу вместе со взрослыми особенно типично для центров производства глиняной игрушки.

Под самоделками детей понимаются игрушки, лежащие вне плоскости подлинной традиции, хотя они существуют столько же, сколько живёт на земле человек разумный. Самоделки скорее сродни случайным предметам (камушки, сучки, жёлуди, шишки хвойных деревьев, кости животных - “душки”, “козонки”, “бабки”, ракушки и даже живые майские жуки, жуки-носороги, мотыльки, стрекозы, богомолы), чем подлинно традиционному искусству. Ведь многие самоделки - едва лишь тронутые инструментом (чаще - ножом) природные предметы. Есть самоделки, которые тысячелетиями переходят от поколения к поколению практически в неизменном виде, например, свистки, изготовленные из отрезков сучков различных (обычно - ивы) деревьев, луки со стрелами. Однако и эта устойчивость не свидетельствует о традиционности в строгом смысле этого слова.

К самоделкам нужно отнести и инвентарь народных подвижных игр - биты и “чушки” (так называют городки), “чижики”, мячи из тряпок или сшитые из меха, свалянные из шерсти. Нередко этот инвентарь украшен затейливой резьбой, росписью или орнаментирован иным способом. Это приближает их к произведениям традиционного творчества.




Повсеместно были распространены тряпичные или меховые куклы. Иногда девочке достаточно обернуть обычную чурку лоскутом ткани - и готова кукла. Копии оружия взрослых, вырезанные из дерева, - самый постоянный вид самоделок мальчишек. Столь же распространены самодельные лодочки, кораблики.
Характер самоделок детей значительно изменяется с развитием общечеловеческой культуры. Наряду с древними луками и стрелами, старинными веретёнцами (вертушками-мельницами) со временем появляются самострелы, затем деревянные ружья, пистолеты и, наконец, ракеты.

К поздним самоделкам следует причислить также игрушки из бумаги (возможно, они ведут родословную от японского искусства оригами). Подчас игрушкам-самоделкам свойственно яркое образное решение, что поднимает их до уровня настоящего искусства. В качестве примера можно назвать соломенные куклы, лошадок, собранных из прутиков, коров из палочек. Такие поделки могут быть названы народными игрушками. Но чаще самоделки чрезвычайно примитивны и рассчитаны на восприятие через призму фантазии их маленьких создателей.

6. Продукция предприятий художественной промышленности. Если она не уходит в сторону от традиций старинного промысла, на базе которого создано предприятие, то может быть отнесена к народному творчеству. Однако всегда имеется риск падения художественного качества изделий и даже перерождение подобных предприятий в фабрики производства сувениров и бытовых вещей “по типу” народного искусства, “под народное искусство”.

7. Кустарные игрушки. Кустарная игрушка (название это используется условно) - непосредственный предшественник лучших образцов продукции современной художественной промышленности. Кустарная игрушка прошлого - наиболее подвижная, отзывчивая на различные влияния, в частности - зарубежные, группа анализируемых в данном обзоре предметов.



Вышедшая из традиционной крестьянской игрушки, пластика кустарей всё больше удалялась от своего источника, подвергаясь изменениям в технологии производства, путём обновления материалов (папье-маше, фаянсовые головки кукол), сюжетов, а главное - в образном строе.

8. Пластический ярмарочный фольклор. Весёлый, яркий, праздничный мир представляет круг предметов, который также с известной долей условности обозначают ярмарочным пластическим фольклором. Предметы эти не имеют за собой длительной истории, как строго традиционная пластика.

Помимо игрушек на ярмарках присутствовали и глубокие по образному решению игрушки, которые можно уже считать не просто затейливыми поделками, а подлинными произведениями искусства. Эти игрушки лишь косвенно связаны с архаикой. Отличительная их черта в том, что это действительно игрушки в буквальном смысле слова, причём игровая функция выражена довольно отчётливо.

Пистолеты стреляют пробками, мельница крутит крыльями, если дёрнуть за верёвочку, тройку можно катать по полу (она на четырёх колёсиках), впрочем, как и пароход (у него три колеса), у автобуса открываются дверцы, пильщики и кузнецы усердно работают, попав в руки ребёнка, паяц кувыркается вокруг ниточек, натянутых между двумя планками.

Уже сам набор сюжетов говорит о сравнительно позднем возникновении ярмарочной игрушки: аэропланы, паровозы с вагонами, трамваи, автомобили, пароходы, фильянчики (небольшие катера для перевоза пассажиров с одного берега реки на другой). Особенно богато промыслами ярмарочной игрушки Поволжье. К этому кругу предметов относятся, например, “топорная” или щепная федосеёвская игрушка (Семёновский район), и игрушка из сёл Полховский Майдан и Крутец (Нижегородская область). Нет сомнений, что возникновению этих промыслов способствовала близость знаменитых нижегородских ярмарок.

9. Сугубо традиционная архаичная игрушка . Это - самая консервативная в лучшем смысле слова, самая малоподвижная во времени система. Игрушка эта дожила до нашего времени порой практически неизменной но сравнению с образцами глубокой древности, добытыми археологами. Такие игрушки сохранились в русской глубинке, обычно в далеко отстоящих от крупных городов, от железной дороги сёлах и деревнях. Сюда же можно смело отнести деревянные куклы “панки” и архаичных коней, а также сборные шаркуны (погремушки) архангельских поморов.



Архаичной игрушке свойственна относительная узость круга сюжетов (баба, конь, птица, олень, медведь), мнимая наивность, за которой кроется большая сила выношенности, выверенное абсолютной точности лаконичной лепки, резьбы, скупого декора. Игрушка выполнена без лишних деталей, решена фронтально. Она лишена и намёка на вычурность, торжественна и несколько таинственна.

На протяжении веков малая пластика архаического типа проделала ряд метаморфоз не столько в своём облике, сколько в тех функциях, которые по преимуществу выполняла она на том или ином этапе истории. Если представить схематично изменение роли игрушки-скульптуры, можно говорить о трёх основных этапах её бытования.

В последние десятилетия, когда промышленность стала выпускать огромными тиражами фабричную игрушку, отвечающую в лучших образцах самым высоким педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям, народная игрушка приняла на себя в основном декоративную функцию, стала предметом украшения в убранстве современного жилища. Всё реже можно увидеть традиционную игрушку в руках ребёнка, всё чаще - на письменном столе, в книжном шкафу, в мастерской художника.

В каждой местности сложились своеобразные по форме и декору типы народной игрушки. Каждая из них несёт в себе и черты общечеловеческие, и национальные особенности, и региональное своеобразие, и индивидуальную манеру мастера. Все это накрепко и гармонично спаяно в одно целое и создаёт неповторимый феномен подлинного искусства.

Надеюсь, статья стала для вас полезной и интересной! До новых встреч!

"Мама, что такое народная игрушка?" - с этим вопросом меня встретил дома сын. "В школе задали написать доклад про это, а я совсем не знаю, что писать" - мой печальный второклассник "повесил нос".

"А давай вместе попробуем узнать что-нибудь про народные игрушки ? Соберем побольше информации, чтобы твой доклад получился не только подробным, но и интересным!" - предложила я маленькому исследователю.

И работа закипела! Мы изучали детские энциклопедии и книги о народном творчестве, посетили выставку "История возникновения народной игрушки" и даже расспросили нашу старенькую бабушку об игрушках ее детства.

Начиная вместе с сыном эту работу, я не ожидала, что мы узнаем столько нового! Многие сведения даже для меня стали необыкновенным открытием. Грустно было осознавать, что мы, к сожалению, так мало знаем о культурном наследии наших предков, в том числе и о народной игрушке - особом виде русского народного творчества.

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку ? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающее его пространство. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Все гениальное - просто. На палке крепились колесные оси с подвижными деталями.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, покорный воле хозяина. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Это и вепсские куклы, изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину. Это и "крупенички" - куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Такие куклы делались и для женщин, которые хотели, чтобы у них поскорее появились дети. Сюда же можно отнести и рождественского ангела-куклу, изготовленную из ткани, простую, но, в то же время, необычную. Такими куклами украшали елку в Рождество.

Были и куклы-"пеленашки".Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы - "московки"(кукла с привязанными к поясу 6 детками - как символ материнской любви и нежности), "столбушки"(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-"костромушки"(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Такие игрушки сохранились в нашей культуре и по сей день.

Дымковская игрушка

Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки.

Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

В селе целые семейства изготавливали самые разнообразные игрушки из глины. Это барыни, фантастические животные и птицы, петушки-свистульки. Промысел сохранился и до наших дней. Конечно, способы изготовления игрушек немного изменились, но все равно до сих пор мастера изготавливают такую игрушку не заводским способом, а вручную. Вручную же расписывают кукол, так что каждая кукла уникальна и неповторима.

Пластика этих игрушек проста, а роспись ее красочна и оригинальна. Такая игрушка пронизана теплом человеческих рук, близка детям своей простотой и тонким юмористическим стилем изображения персонажа. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Село Богородское стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, слабая прокрашенность деталей; некоторые из них, по старой традиции, делают подвижными.

Вспомните, наверняка вы встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные забавы.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

"Так что же такое народная игрушка?" - спросила я своего сына. - "Теперь ты можешь ответить на этот вопрос?". "Думаю, что это игрушка, в которую играл и играет мой народ" - не без гордости ответил ребенок.

И не поспоришь! Видимо, игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

От редакции: современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если отправиться в путь за народной игрушкой? Или попробовать смастерить игрушку самостоятельно по старинным крестьянским образцам?

С наступлением теплого времени года люди начинают подумывать об отпусках. И кто-то, может быть, не лишит себя удовольствия посетить старинные русские города – хранители нашей истории и культуры. Что бы вы купили себе на память о подобной поездке? Наверное, что-нибудь из изделий русского прикладного искусства, какую-нибудь изящную, занимательную или яркую вещицу-самоделку? Ведь до сих пор вдохновенные умельцы не дают целиком кануть в прошлое русским промыслам, в которых жива самая лучшая частица души нашего народа.

Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…

Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.

И в то же время – вот забавный парадокс – самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке. Да-да, это о матрешке. Говорят, что нет иностранца, который бы, уезжая из России, не вез домой матрешку в качестве сувенира. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.

Автор этих строк помнит великолепную матрешку из своего детства, которая раскладывалась на множество других, самая маленькая из которых была размером с полногтя и даже не имела раскраски из-за своей малости. Невольно даже тянет пофилософствовать, глядя на такую игрушку.

Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» — самый конец 19-го века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже.

Первые матрешки выпускались артелью «Детское воспитание», стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели – матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит – девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами…

Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка – большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.

А что же наши старинные народные игрушки? Поговорим, конечно же, и о них.

Одно из главных природных богатств России – обширные, густые леса. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву. Удивительные вещи выходили из обыкновенных деревяшек! А деревянные игрушки не только дети любили, но и взрослые ими восхищались.

В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связала имя великого Радонежского игумена с богородской игрушкой.

Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел – особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам. По ощущению, что оно рождает в душах тех, кто с ним соприкасается, его не раз сравнивали с погружением в волшебную сказку.

До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.

Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» — если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла.

До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.

Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки – тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.

Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.

В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.

Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки. Особенно популярны были изделия из соломы в Белоруссии, где изготовление не только игрушек, но и других декоративных поделок-плетенок из этого удобного пластичного материала стало настоящим искусством.

Солому заготавливали обычно в конце июля — начале августа. В сухую солнечную погоду ее вязали в снопы. Для искусных поделок бралась ржаная, в основном, соломка, так как она имеет наибольшую длину стебля. Стебли разрезают на части, вырезая ножом узелки (коленца) и снимая покровные листья. Получившиеся трубочки сортируют по длине и толщине, связывают в пучки и хранят в таком виде. Объемные плетенки выполняют из верхней части стебля, а плоские — из средней. Чем тоньше стебли, тем лучше и изящнее получаются изделия.

Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек – глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.

У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX — начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские. С дымковской игрушкой связано такое интересное явление в народной жизни Вятки, как «свистопляски» — гуляния, к которому игрушечники Дымковской слободы приготавливали тысячи свистулек из глины.

Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали – яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.

Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты – и красные, и желтые, и зеленые: на голове –древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой – ребенок, у третьей – курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.

Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И может быть, именно ваш ребенок оценит такой подарок – русскую народную игрушку, купленную вместо тех штампованных, которыми забиты все детские магазины? А может быть, вы подарите эту детскую радость – себе?

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Введение

Вопреки нескольким годам принудительной вестернизации, в нашем сознании до сих пор сохранились образы, краски, линии, связывающие с уходящим в доисторическое "правремя" инициатическим началом, определяющим душу и судьбу нашего народа. На внешнем, видимом плане, это начало проступает сквозь дошедшие до наших дней артефакты древнего "культового мировоззрения", в которые наши предки вложили свое видение универсума и с помощью которых они стремились сами влиять на мир, трансформировать его в соответствии со своими этическими и эстетическими идеалами. Особое, непередаваемое ощущение реальности присутствующего в мира светлого, солнечного начала высшей красоты и гармонии, дающее русским право на некую эсхатологическую надежду "в конце времен", сохранилось в традиционной русской игрушке, несущей на себе отпечаток тысячелетий и послание древней веры. В архаичных, указывающих на незапамятную древность линиях, украшающих изображения магических животных, птиц и деревьев, ощущаются и послание "предтеч" древних славян, этрусских и крито-микенских культур. Глядя на современные "традиционные игрушки", творимые в Каргополе и Дымково, Городецке и Богородском, невольно ощущаешь на себе энергию и таинственную магическую ауру древних языческих культов. Вышесказанное определяет актуальность работы.

Цель реферата - дать характеристику русской народной игрушке как особому виду русского народного творчества.

Изучить литературу по теме;

Рассмотреть историю русской народной игрушки;

Охарактеризовать символику и образ народной игрушки;

Определить влияние народной игрушки на формирование личности ребенка.

История русской народной игрушки

Что такое игрушки? Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: "Вещь, служащая для игры". На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: "игрушка - вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Ключевым в этом определении является слово "особенно". Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых.

Как минимум несколько тысячелетий тому назад выкристаллизовалась и с тех пор осталась неизменной особая магическая геометрия культовых "игрушек", в которой пропорции предметов трансформированы в сторону пространственного расширения как в горизонтальном, так и вертикальном направлении. Особенно это относится к игрушечным "коникам", связанным с уходящим в глубокую древность скифским, а потом - славянским ритуалам поклонения солнцу. Конь в арийском мифосимволическом пространстве напрямую связывался с солнечным божеством, и движение солнца по небосводу уподоблялось конскому бегу. Конь стоял в главном святилище древних славян - храме Святовита на острове Руян, ожидая прихода своего невидимого небесного всадника. Фигурами коней украшалось и капище Перуна в те времена, когда князь Владимир Святославич поставил его во главе языческого пантеона. Конь-Солнце стал архетипическим сюжетом для миниатюрных амулетов и талисманов и для игрушечных "коней-каталок", и для глиняных "коньков"-свистулек.

Вокруг "культовых игрушек" был сконцентрирован и древний обычай выпускать из клеток птиц, которые должны были стать вестниками людей к пребывающим в Ирии предкам. Отпущенные птицы "улетали в рай", а их глиняные копии напоминали об отправившихся в дальнее странствие вестницах, служили их магическими "двойниками". По преданию, были среди глиняных птиц-свистулек и необычные, волшебные птицы, которые воспроизводили необыкновенные, "нездешние" мелодии...

Птицы каждую зиму улетали в Ирий, так называли славяне находившийся на краю света потаенный рай, где обитали души предков. И потому в религиозной традиции древних славян "глиняные птицы" служили также магическим инструментом для общения с "душами предков", которые с точки зрения древнеславянского миросозерцания не уходили "совсем" из нашего мира, но оставались в нем, незримо присутствовали и по степени своей "реальности" немногим отличались от живых людей.

"Культовые", уходящие в незапамятную скифскую древность игрушки сохранились в народе и после крещения Руси, потому что их метафизическая суть, их таинственный смысл в основе своей не противоречили пришедшему на нашу землю христианскому откровению. Не случаен, а, напротив, глубоко символичен тот факт, что единственный в мире "Музей игрушки" находится в Сергиевом Посаде, рядом с Троице-Сергиевой лаврой.

После крещения Руси Владимиром Святым многие обычаи и ритуалы, связанные с древними, языческими "игрушками", органично вплелись в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек "дохристианского времени" - берестяной кораблик, который запускали по ручью по первой воде, стал символизировать плавание "корабля спасения" - Церкви по "водам" суетного "житейского круга".

В то же время традиционная русская игрушка даже в самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы каждодневной жизни, не была жестко отчуждена в сакральное измерение.

Это глубинно соответствовало и мироощущению русского человека, одной ногой стоящего на земле, а другой - где-то далеко в небесах. В игрушке, несмотря на ее "привычность", таилось начало сверхъестественного плана, обладающего огромным "магическим зарядом", трансформирующим реальность. Не случайно, к примеру, что у антропоморфных игрушек никогда не "вырисовывали" лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать и жить своей собственной жизнью, что могло бы подтолкнуть мироздание к хаосу, нарушить зыбкое мировое равновесие. Кроме того, традиционные игрушки были лишены некоей нарочитой назидательности, которой отличаются новоделы, достаточно недавно вошедшие в русский жизненный обиход. Так, матрешка, ставшая благодаря стараниям "детей Арбата", продававшим иностранцам "русские сувениры" в 80-х годах, чуть ли не "символом России" в глазах всего мира, не принадлежит к числу традиционных русских игрушек.

Первые образцы "матрешки" появились в мастерской "Детское воспитание", лишь в конце ХIХ века, в 1893 или 1895 году. Их авторами были игрушечных дел мастера Звездочкин, Белов и Коновалов, воспользовавшиеся, возможно, в качестве прототипа завезенной в то время в России японской игрушкой, внутри которой хранились разъемные вкладные фигурки буддийских бодхисаттв. Вероятней всего, что японская "культовая" кукла и навела отечественных мастеров на мысль сделать игрушку сходной конструкции. Что же касается русских традиционных игрушек, то среди них не было даже намека на ставшую сегодня "притчей во языцех" матрешку. Поэтому матрешка лишена столь пугающей западных любителей "русских сувениров" в каргопольских или дымковских игрушках сакральной подосновы, ее можно "спокойно" и "безбоязненно" держать в любых руках.

Известны рассказы народных мастеров о том, как особым образом расписанный глиняный конек, проданный охочим до экзотики иноземным туристам, буквально "бил" чужеземцев по рукам, словно электрическим током. Но округлая, улыбающаяся до ушей матрешка была абсолютно безопасна. Неудивительно, что сегодня именно эта игрушка-новодел стала ассоциироваться на Западе с "загадочной Россией".

Введение


Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям". Настоящая народная игрушка - это не только предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется тем, что народная игрушка обладает качествами не изобразительного, а декоративно-прикладного искусства - искусства в большой степени условного, не копирующего действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщённо, символично, аллегорично, с невероятно смелой фантазией.

Чудесные народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере - сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием его существования. Основные приёмы обработки материала, устоявшийся круг образов, представление о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются веками, усилиями многих безымянных мастеров-игрушечников. Навыки и секреты художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в поколение.

Художественно-образное восприятие и отражение в игрушке окружающего мира шлифуется в коллективном творческом опыте. Отдельный игрушечник обычно становится носителем общей сложившейся традиции. Отсюда и вытекают особенности художественного языка народной игрушки. В отличие от произведений изобразительного искусства народная игрушка содержит чётко выраженную практическую, утилитарную функцию - игровую.

Народная игрушка является пространственным искусством. Она говорит на языке объёмных форм и в силу этого может восприниматься с разных точек зрения. Но она существенно отличается от монументальной скульптуры: не требует особого освещения и удаления на значительное расстояние от других предметов и зрителя. Народная игрушка интимна, лирична, задушевна. Она имеет камерный характер, в силу чего прекрасно воспринимается в мастерской игрушечника, торговом помещении, квартире, комнатах детского сада и школы. Но наиболее великолепна она в руках ребёнка.

Традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и "миром больших вещей", воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лён, шерсть. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

Народная игрушка существенно отличается от обычных детских потешек. Она является произведением искусства. Её образ сложен и многообразен. Обобщённость, условность пластического языка и цветового решения являются средствами выражения отношения автора игрушки к окружающему мир.


1. Русская народная игрушка


Игры и игрушки стары как мир. Появившись ещё на заре человечества, может быть, именно они способствовали социализации человека, его воспитанию, обучению, развитию.

Игры, обряды, празднества в смысловом и эмоциональном отношении преображали первобытный хаос бытия. Игрушки стали неизменным атрибутом быта, внося в процесс повседневной жизни некоторые элементы упорядоченности и регламентированности. С игрушкой человек рождался, и с ней же он умирал.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Согласно культу предков, умершие обладают магической силой и могут оказывать покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовлялись фигурки, в которые они якобы должны вселиться, - прообразы будущих кукол.

Как правило, самые древние игрушки выполнялись в двух наиболее распространённых в России материалах: глине и дереве. Глиняные погремушки, миниатюрная посуда, фигурки людей, свистульки-птицы, кони, другие животные встречаются в славянских погребениях VI-VII веков и в раскопках древнерусских городов X-XIV веков - Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Твери, Коломны, Радонежа, Зарайска, Дмитрова. Деревянные погремушки, кони, птицы, шары, мячи, лодочки и др., относящиеся к XII веку, были обнаружены в Старой Ладоге, при раскопках Древнего Новгорода и на реке Ояти.

Чем более развитую материальную культуру имел тот или иной народ, тем более совершенные игрушки создавал. Традиционные центры производства игрушек находились в местах бытования традиционных ремёсел по обработке дерева, по производству глиняной посуды и т.д. Наряду с утилитарными предметами, необходимыми в быту, там, как правило, женщины и дети делали игрушки. Игрушки в те далёкие времена имели многофункциональное назначение. Это был синтез магического, бытового и эстетического. Безусловно, магическое обрядовое значение игрушки на ранней стадии развития человечества имело важнейший смысл. Не меньшее значение придавалось эстетическому качеству игрушек.

Самой распространённой среди игрушек всегда была кукла. Древние типы кукол или человеческих фигурок, в дереве или в глине, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Одним из главных в жизни человека был свадебный обряд, для которого изготовлялись специальные куклы: "свадебная парочка", "зольная" кукла, кукла "пеленашка". Наиболее представительным был набор свадебных кукол, состоявший из более ста персонажей - невеста, жених, дружки, сваты, родня невесты и жениха и некоторые обрядовые принадлежности.

Самобытная русская игрушка продолжает жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов. Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Развитие игрушечного промысла связывают с местными народными праздниками "свистопляской", или "свистуньей", на который местные кустари поставляли различные свистульки в виде фигурок птиц, коней, баранов, наиболее древний вид дымковской игрушки. Однако славу промыслу создали многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки.

Северная каргопольская игрушка, отличающаяся архаичностью образов, происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека), двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Характерные для филимоновской игрушки образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста", получивший название "Любота".

Абашевская игрушка названа по имени села Абашево Наровчатского уезда Пензенской губернии. Особенностью пластики абашевских игрушек является характерная слитная манера лепки, когда всадники - без ног и как бы слиты с конём в одну фигуру.

Деревянные игрушки относятся к наиболее старинным видам игрушек. Традиционные центры их производства: русский Север, Поволжье, Подмосковье.

В северных деревнях Российского государства в конце XIX-начале XX века ещё сохранялся древнерусский уклад жизни. Этническая традиция Древней Руси продолжала жить в древних орнаментальных образах, в резьбе и росписи по дереву, в глиняной и деревянной игрушке.

Именно там сохранился наиболее древний тип игрушки, так называемые панки, которые вплоть до начала XX века бытовали в северных губерниях. "Панками" назывались игрушки, вырезанные из цельного куска дерева и изображающие фигурки людей, птиц, коней. Цельность, нерасчленённость массива дерева была главной отличительной чертой этих игрушек.

Наряду с северными губерниями деревянные игрушки получили широкое распространение в Поволжье (игрушки из деревни Лысково, городецкие, федосеевские, семёновские). Самыми популярными и любимыми были всё те же кони, деревянные куклы, птицы. Кони-каталки восходят к языческим временам. Конь - славянский символ солнца, и часто на эти игрушки наносили круги, сегменты - древние обозначения солнечного диска.

Городецкие конные запряжки носят печать уже другой эпохи. Это нарядные возки с фигурками ямщиков, кони с круто изогнутыми шеями, расписанные знаменитыми городецкими розанами.

Федосеевская игрушка, возникшая в деревне Федосеево близ города Семёнова, сколочена из гладких нарубленных топором дощечек. Игрушку здесь называли "баляс". Наряду с традиционными конями-каталками федосееввские мастера изготовляли карусели, мельницы, различную мебель для кукол и даже автомобили, пароходы, самолёты.

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. В изготовлении игрушек использовалось трёхгранное полено, тщательно моделировалась верхняя часть изображения, а нижняя лишь слегка обрабатывалась крупными широкими срезами. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая в одночасье стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Сергиевская матрёшка обусловила возникновение семёновской матрёшки.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Игрушки богородских резчиков отличаются не только оригинальностью резьбы, но и конструкции. Это игрушки с движением: на подвижных планках, с балансом, со скрытыми пружинами, с кнопками и др.


2. Богородская игрушка


.1 История богородской игрушки


Неизвестно кто и когда подарил знаменитому французскому скульптору Огюсту Родену забавную игрушку "Кузнецы". Деревянные фигурки человека и медведя на подставке, держащие молоты. А внизу под подставкой планочки специальные приделаны. И если их начать двигать, то кузнецы - медведь и человек - принимаются дружно стучать по наковальне. И он хранил их у себя. А однажды, дело было в 1910 в Париже, во время визита к нему русских художников модернистов, он почему-то вытащил их и поинтересовался: "А многие у вас смогут вырезать такую игрушку?". И сказали ему, что да мол, многие... Целая деревня под Москвой этим занимается. Очень удивился Роден и сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ". И кузнецов этих до сих пор делают. Триста лет уж, как делают... В одной подмосковной деревушке с удивительным и светлым названием - Богородское.

Село Богородское находится в 25 км от Сергиева Посада (ныне Загорска). Раскинувшееся по обеим берегам подмосковной реки Куньи в XV-XVI столетиях оно было весьма обширно, но к XIX-XX вв.от занимаемой им территории осталось всего "три конца" - три улицы: Нагорица, Подгорица и Слободка.

А началось всё ещё в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский в монашеском уединении, в келье, над которой "древеса шумеше стояху" и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одаривал детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием, вырос большой монастырь - Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные "троицкими".

В середине XV века село Богородское принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву, из рода которого вышел святитель Алексей, митрополит Московский. Плещеев завещал село своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Фёдору. Впоследствии в 1595 году село Богородское вошло в состав владений Троице - Сергиева монастыря.

Уже в XV-XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы деревянного художественного промысла. Сплав местных фольклорных традиций и распространённых в монастыре ремёсел по обработке дерева привёл в конце XVIII столетия к зарождению в Богородском резной неокрашенной игрушки.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Богородские резчики изготовляли игрушки "в белье" т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Они продавались многочисленным паломникам в купеческих лавках, приютившихся у стен обители на Красногорской площади перед входом в монастырь, и на аллее, ведущей к святым лаврским вратам. Часть игрушек попадала к перекупщикам, а через них - на рынки Москвы, Петербурга, других российских городов.

Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является "олицетворением местных традиций резьбы по дереву". По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании "богородского стиля" игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как Н.А.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1880-1900 гг. художник и будущий основатель Музея игрушки Николай Дмитриевич Бартрам и его коллеги старались поддержать народное искусство, начавшее было исчезать под натиском промышленного производства. Благодаря им увеличился ассортимент и повысилось качество богородских изделий.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: "Кустарно-игрушечная артель". В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым. Артель дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем. В 1923 году возникла Богородская игрушечно-резная артель, вскоре получившая название "Богородский резчик".

В 1930-х годах активно насаждалась советская тематика. "Чапаевские тачанки", "Выборы в Верховный Совет", "Дружба народов", "Челюскинцы", "Пограничники" и тому подобные сложные композиции оказались далеко не самыми значительными достижениями богородских мастеров. Вообще, в 1930-1950 годах уровень их продукции был невысок. Однако в работах В.Т.Полинова, Н.А.Ерошкина, Ф.С.Балаева, А.Я.Чушкина, Д.И.Пучкова по-прежнему чувствовалась живая народная душа.

В 1961 году была создана Богородская фабрика художественной резьбы. Переход на промышленные рельсы сказался на промысле крайне негативно. Лишь у отдельных мастеров, таких как М.И.Смирнов, Н.И.Максимов, В.С.Зинин и Н.Е.Лёвин, фольклорное начало брало верх над формально понятыми элементами традиции.

Интересный процесс возвращения крашеной игрушки был начат в 1980-х годах И.Р.Беркутовым, а затем продолжен С.Н.Уласевич и её учениками из Богородской профтехшколы О.И.Михайловым, Т.Ф.Флёновой и С.А.Паутовым, который сегодня возглавляет творческую группу ООО "Богородский резчик". Произведения этих мастеров хранятся в собрании Музея игрушки, иллюстрируя историю промысла конца XX столетия.

В 1993 году Богородская фабрика художественной резьбы была отнесена к предприятиям народных художественных промыслов и преобразована в ТОО "Богородский резчик", а через год - в ЗАО "Богородский резчик", на котором трудилось около 170 человек.

В 2002 году ЗАО "Богородский резчик" было преобразовано в два тесно сотрудничающих между собой предприятия: "Богородский резчик" и ЗАО "Богородская фабрика художественной резьбы по дереву", на которой работают около 120 человек. Ярко проявились индивидуальные дарования художников: С.А.Паутова, М.Я.Дворникова, И.М.Польского, М.М.Ахмадзиаева, О.В.Глушенкова, В.Я.Городова и др.

Сегодня творческие кадры для промысла готовит Богородское художественное училище. С 90-х годов ХХ века обучение в Богородском художественно-промышленном училище является практически единственной формой передачи богородского мастерства. Поэтому перед коллективом училища стоят задачи сохранения и дальнейшего развития лучших традиций творческого обучения молодых художников-мастеров.

Преподавателями специальных дисциплин работают бывшие выпускники училища, получившие в дальнейшем высшее педагогическое образование. Среди преподавателей трое имеют звание "Народный мастер России": В.Ф. Вайсеро, В.А. Градов и Г.А. Рунов.

Непросто жить в современном мире людям, отвечающим за сохранность русской культуры, за передачу бесценных традиций народных промыслов, но они не сдаются.


2.2 Техника изготовления богородской игрушки


В работе резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. Среди них семь - девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор. Обычно пригодные для работы инструменты купить трудно, поэтому мастера делают их сами из стамесок, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обойм от шарикоподшипников.

Основной материал для резки - липа. Если её нет, можно использовать осину и ольху. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. После снятия коры липу просушивают.

Сушка - дело очень хлопотное. С брёвен нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки или древесной смолы и мела. Сушить дерево нужно под навесом. На воздухе дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Сушку можно во много раз ускорить, если обработать дерево запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Такое дерево не только не трескается, но и приобретает красивый коричневато-золотистый оттенок. Липа, конечно, самый лучший материал. Да и инструмент об него тупится меньше. Мастера даже топорища и рукоятки для ножей и стамесок из липы делают - рука меньше устает...

Рассматривая точёные или резные изделия из липы, почти не замечаешь её текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишённой слоистости. Так получается потому, что каким бы острым ни был резец, он всё же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой - на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определённого текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твёрдой.

Потом мастер делает топором зарубку будущей работы, выделяя главные формы, постепенно уточняя их стамесками и ножом. Моделирование и отделка формы является заключительным этапом.

Традиционно свои изделия богородские резчики вырезали "с маху" - сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительно подготовленных эскизов. К предварительному рисунку опытные мастера прибегали лишь в тех случаях, когда готовили новую, сложную, уникальную композицию.

В основе каждого богородского произведения лежит так называемый трёхгранник, т.е. треугольная в плане чурка, получившаяся от раскалывания липового или ольхового полена вдоль на четыре части. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трёхгранник. При этом мастера избегают излишней детализации, стремясь к простоте и обобщённости форм.

Богородской скульптуре присуща простая и ясная композиция всегда подчинённая творческому замыслу мастера. У резчиков хорошо развито чувство ритма - одна фигура подчёркивает действие другой, пластическая линия ритмично дополняется небольшими порезками. Силуэт чёткий и выразительный. Многофигурные сценки, как, например, "Хозяйства", обычно решаются фронтально. Пространство ограничивается подставкой, на которой развёртывается действие. Условно решённые деревья завершают сценку, играя роль декораций. Удивительная законченность пластических характеристик богородской скульптуры и игрушки при очень обобщённой моделировке фигур - результат коллективной работы мастеров многих поколений.

Резьба состоит из нескольких последовательных этапов. Сначала мастер намечает основные формы будущей скульптуры, делая это зарубкой топором крупных плоскостей; потом более конкретно отрабатывает силуэт и все части фигуры широкими полукруглыми и более мелкими стамесками, и, наконец, выполняет окончательную отделку поверхности, снимая тонкую стружку богородским ножом, оканчивающимся треугольным скосом и отточенным до остроты бритвы. Завершают декоративную отделку поверхности ритмичные бороздки, созданные с помощью мелких стамесок. Такой "росписью" или "опиской" передается шерсть животных, оперение птиц, гривы и хвосты коней. У некоторых фигур поверхность оставляют гладкой, отделывая её мелкой шкуркой.

Работа резчика требует строгой дисциплины, чувства материала и безупречности. Допустить ошибку тут никак нельзя - один неверный срез губит весь предыдущий труд. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.


2.3 Художественные образы богородской игрушки


Первыми богородскими игрушками были деревянные скульптуры. Большой спрос существовал на фигурки грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов. Как правило, их устанавливали на высокие пьедесталы и расписывали в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки, придававшей игрушечным персонажам некоторую живость.

Человеческие фигурки в богородских композициях очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

Другое направление богородской пластики - аллегорические женские фигурки, олицетворяющие разные времена года и целые скульптурные композиции: сохраняющая архаичные формы "Медведь и женщина", многофигурная "Пирожник", несколько сентиментальная "Пастушок под деревом"...

Дошли до нас работы игрушечников второй половины XIX века: Ивана Рыжова по прозвищу Хромой, автора композиции "Лев со львёнком", скульптуры "Лошадь"; Дмитрия Ивановича Пучкова по прозвищу Маленький, создателя "Пляшущего крестьянина", "Крестьянина с бочонком", "Монаха", "Гармониста".

Степан Григорьевич Шурыгин первым в Богородском стал резать коньков. Вскоре это умение переняли у него другие мастера, причём у каждого получалась своя, не похожая на образец лошадка. Кто-то запрягал резных коней в соху и телегу, у кого-то конь тащил сани в одиночку, кому-то удавались тройки с пролётками, кареты со стёклами, кобыла с жеребёнком. Известная семья Пучковых мастерила "сколотых" и оклеенных бумагой коней на колесах с льняными хвостами и гривами.

В течение XIX столетия богородские резчики поставляли свои изделия на рынок. На игрушечном базаре перед покупателем развёртывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, толстого чванливого барина, щеголеватых военных и их разодетых спутниц, прозванных в народе "дурками", с шалями, зонтиками, корзинами и собачками.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Потом Щелкунчик стал знаменитостью, благодаря знаменитой сказке Гофмана и ещё более знаменитому балету Чайковского.

Характерным для богородцев был и постоянно варьировавшийся образ "седочка" - всадника. Часто вырезали и фигурки простых солдат, марширующих, бьющих в тарелки, или весело барабанящих. Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой - сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старик плел лапти, лесоруб рубил дрова...

Особенно интересны богородские игрушки с "движением". По сохранившемся в музеях России образцам можно судить, что такая игрушка появилась в ассортименте богородцев не раньше начала XX века и не без влияния немецкой народной традиции. Эти игрушки всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на "планках", с "пружинкой", с "балансом" и "кнопкой".

Самые известные богородские игрушки на "планках" (они же "разводы") - "Конница", "Солдаты", "Кузнецы" (мишка и мужик). Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают... Игрушке "Кузнецы" более 300 лет, это одна из старейших богородских игрушек. Сегодня она стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия "Богородский резчик".

В игрушке "на тумбочке" (их еще называли "кнопки") фигуры приводились в движение нажатием на штырек, скрытый вместе с пружинкой в круглом отверстии внутри прямоугольного постамента. Так сделаны представленные в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге "Медведь лесоруб" и "Медведь-пильщик" замечательного мастера Н.Н. Бадаева. У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"...

Достаточно просто устроены всевозможные "дергуны": "Медведи-кузнецы", "Кот-рыбак", "Сова-дергун" - их части связаны нитями с основной направляющей (за неё и подёргивают).

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж. В композиции на "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, делают игрушку подвижной, более выразительной и привлекательной.

Популярные у малышей "курочки на кругу" - это "балансы". Игрушка тоже является долгожителем. Ею играли дети ещё во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всём изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается верёвочка - наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зёрнышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку, тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми - курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке всё не убывает.

Начиная с 1960-х годов главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Это самый древний персонаж русской деревянной и глиняной скульптуры, один из тотемов охотничьего периода племён, живших на территории России. Он присутствует во многих игрушечных композициях: "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя"...

Менялись времена, но мишка неизменно оставался фаворитом богородцев. Когда человек начал осваивать космос, появилась игрушка "Медведь фотографирует обратную сторону Луны" (М.В.Барашков). Медведи - персонажи подвижной игрушки "Запуск спутника вокруг Луны", мастера Н.Н.Бадаева, внимательно следили за летящими по проволочной орбите спутником и потрясённо качали головами. Мишки того же резчика пошли на завод и на стройку ("У пресса", "Медведь-экскаваторщик"). Сегодняшние богородские медвежата играют в футбол, катаются на велосипеде, работают на компьютере. Стилистические особенности резьбы, способы движения фигурок продолжают сохраняться в работах современных богородских резчиков: М.И.Смирнова, М.Я.Дворникова, М.Н.Орлова, С.А.Паутова.русский игрушка богородский дергун

Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты в необычайно выразительной пластической форме. Богородские мастера, великолепно знающие пластические свойства древесины, умело используют их в создании скульптурных форм. В своих работах они избегают излишней детализации, внося тем самым некоторую условность и достигая большей декоративности произведений. Виртуозно владея своим ремеслом, они выработали особые приёмы маховой резьбы, орнаментальной обработки и порезки поверхности.

Остроумие и тонкий народный юмор, поэтизация образов и убедительная простота характерны для произведений богородских мастеров. Самобытная и оригинальная богородская скульптура несёт в себе черты глубокой реалистичности. Художественные образы для своих произведений мастера берут из реальной жизни. В наше время темами для богородской скульптуры стали исторические события, сюжеты народных сказок и басен, а также мотивы современной жизни.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские резчики - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены осенью 2008 года на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург). Современная Богородская резьба многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.


Заключение


Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка - это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нём ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство. Игрушка всегда занимала важное место среди средств воспитания, но традиционная игрушка была лишена некоей нарочитой назидательности, хотя она имела несколько пластов воздействия на ребёнка.

Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Немногоцветная условная роспись, подчёркнутость фактуры и цвета дерева, упрощённо-лаконичная пластика, и - удивительно! - рождается очень выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.


Список литературы


Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. Воспитание ребёнка в русских традициях/А.Ф.Некрылова,

Л.В.Соколова,- М., Айрис-Пресс, 2003 г.

Соловьёва Л.Н. Игрушка/ Л.Н.Соловьёва, М., Интербук-бизнес, 2002 г.

Русские художественные промыслы/ ред. группа: М.Шинкарук, Л.Киселёва, О.Блинова и др. - М.: Мир энциклопедии Аванта +, Астрель, 2010 г.

Быстревская Е. Русская народная игрушка, статья.

Мадышев О. Богородское училище, статья.

Богородский народно-художественный промысел, статья, журнал Резьба.

Что такое народная игрушка, статья.

Богородское, статья.

Интернет:

www/bogorodskoe/ru

www/mailto:burov_pave 199 @ mail/ru


Приложение


"Кузнецы" (мишка и мужик) - символ богородского промысла.


Ф.Д.Ерошкин. "Как мыши кота хоронили". Конец XIX века


"Как мыши кота хоронили" (фрагмент)


П.В.Устратов "Конница". Середина XIX века.


Игрушка на "планках" ("развод").


Я.Г.Чушкин "Поводырь и медведь".


Конец XIX века.


А.Я.Чушкин, Я.Г.Чушкин "Барыня" и "Военный".


Конец XIX-н.XX века.


А.Я.Чушкин "Чаепитие".


Игрушка с "балансом"


Начало XX века.


Е.Рачев "Мужик и коза". Начало 1900-х.


Игрушка "на тумбочке" или "кнопка".


"Курочки на кругу". Игрушка с "балансом".


"Сова-дергун". 1928 г.


М.Ф.Баринов "Два медведя". Игрушка с "балансом". 1936 г.


И.К.Стулов "Маша и медведь". 1948 г.


И.К.Стулов "Каша из топора". 1966 г.


"Поп и Балда". 1964 г.


И.К.Стулов "Царь Додон и Звездочёт". 1944 г.


Н.И.Максимов "Царь Додон и Звездочёт". 1950 г.


М.Ф.Баринов "Экипаж". 1976 г.


Т.В.Флёнова Т.В.Флёнова

"Мишка-дровосек" ("дергун"). "Гусь". 1999 г.


"Щелкунчики".


"Как медведь дуги гнул".


"Мишка-дровосек".


Игрушка "на тумбочке" ("кнопка").


"Мишка работает на компьютере".

Игрушка с "балансом".


Теги: Русская народная игрушка Реферат Культурология

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей