История празднования нового года в россии. История празднования нового года в россии Почему стали отмечать новый год 1 января

Новый год в том виде и с тем содержанием, что мы знаем, - достаточно молодой праздник. В царской России, и уж тем более в давние времена - это было совсем другое торжество. Оказывается, христианство среди прочего повлияло и на формирование известного нам Нового года.

Как появился известный нам праздник?

В древней Руси, как, впрочем, и в большинстве стран древнего мира, Новый год праздновали в период, приходящийся на март. Это и понятно: начало весны, возрождение жизни, начало сельскохозяйственных работ. Веке в 13-14-ом новолетие перенесли по византийскому примеру на 1 сентября. Надо сказать, что в этом тоже есть своя логика. Дело в том, что в этот период есть зримое подведение итогов года - это сбор урожая, который как бы ставит точку годовому циклу. С этого момента начинается подготовка к новому урожаю. К тому же с точки зрения налогообложения лучше времени для закрытия финансового года не найти. Этой логики, кстати, придерживается и Библия, которая в ряду прочих праздников предписывала израильскому народу и новогодние торжества по случаю сбора урожая. Это был так называемый праздник Труб.

Почему же Новый год перешел на зиму? Римский император Юлий Цезарь провел календарную реформу и, среди прочего, перенес новолетие на начало месяца, названного в честь двуликого бога Януса, по-нашему - на 1 января. С тех пор западная часть Римской Империи, а после ее распада - многие западные страны так и празднуют Новый год зимой.

Какие были мотивы у Цезаря - сказать трудно, но в христианской Европе, откуда зимние торжества в 1700 году позаимствовал российский император Петр Первый, произошло христианские осмысление места новолетия в годовом цикле. Дело в том, что есть одно событие, которое в европейской культуре мыслится как поворотное для истории мира, значимое для всех и каждого, - это Рождество Христово. С 6-го века западные христиане, а теперь уже и весь мир ведет летоисчисление именно от года рождения Христа.

Надо, конечно, напомнить, что в связи с достаточно поздним осмыслением хронологии в указанном ключе (от рождения Христа прошло более 500 лет) и отсутствии такой науки, как археология, произошла ошибка с вычислением года рождения Спасителя. Почти наверняка Христос родился не в первом году нашей эры, а где-то в четвертом до нашей эры. Но для христиан важна не точность, а сама символичность - годы отсчитываются от знаменательного библейского события. Схожая история произошла и с датой рождения Христа. По древнейшим преданиям, Спаситель родился зимой во второй половине декабря - первой половине января по нашему календарю. В 4 веке в Римской Империи Рождество Христово было закреплено за конкретной датой - 25 декабря, чтобы заместить собой языческий праздник - день солнца. Так вот. Ближайший месяц, с которого можно отсчитывать новый год - это январь, и это тоже очень символично.

В христианской культуре не только эра, но и каждый год начинаются с того события, что положило начало новой истории, просвещенной благой вестью о Христе. Для христианской Европы, а потом и Руси, сельскохозяйственная, приземленная логика летоисчисления была заменена на логику духовную. Рождество Христово в своей исторической реальности открыло новую эру, а в своем периодическом воспоминании открывает каждый новый год. Таким образом можно сказать, что христиане Новый год «подстроили» к Рождеству: Рождество Христово первично, летоисчисление вторично.

Конечно, справедливо и то, что сам Петр Первый изменил календарь отнюдь не из религиозных побуждений. Однако схожая с изложенной выше логика была представлена народу придворным архиереем того времени Феофаном Прокоповичем. Он говорил о том, что христианам более подобает вести летоисчисление от рождения Христа и Новый год отмечать от того же события, чем пользоваться ветхозаветной или сельскохозяйственной логикой.

После революции 1917 года

Известно, что в 20-х годах прошлого века празднование Рождества и Нового года были запрещены советскими властями, а праздничная ель была объявлена религиозным пережитком. Однако уже в 1936 году под предлогом заботы о детях специальным указом был разрешен праздник Нового года, в который полагалось проводить знакомые нам театрализованные «новогодние елки» для ребятишек. Как это часто бывает, народные обычаи рождественско-новогоднего периода, называемого святками, как бы возродились вновь в праздновании Нового года, обретя естественную трансформацию в советское время и восполнившись новыми элементами. Главными знаками празднования стали новогодняя ель и полуночное застолье. И то и другое было введено на Руси приказным порядком еще Петром Первым. Естественно, напрочь исчезла церковная составляющая в виде новогоднего молебна и осмысления праздника в свете Рождества Христова. Прибавились сюда и элементы празднования Рождества. Речь идет прежде всего о новогодних подарках и Деде Морозе.

Важным изменением надо признать и то, что сейчас Рождество Христово оказалось после Нового года, который приходится теперь на Рождественский пост, а не на веселые святочные гуляния. Причина этому всем известна - это переход государства на более точный «григорианский» календарь и отказ от такого перехода со стороны Русской Православной Церкви. Хорошо это или плохо – это тема другой заметки. Для нас важен сам факт, что те люди, что доверяют Церкви, вынуждены так или иначе соотносить празднование новолетия с церковными рекомендациями о соблюдении Рождественского поста. Об этой проблеме мы планируем сказать отдельно в следующей заметке.

О Деде Морозе

Западная традиция подарила Руси обычай рождественских подарков детям, проистекающий из жизнеописания святителя Николая Чудотворца, именуемого Угодником Божиим. Дело в том, что этот святой, живший в 4 веке и будучи епископом малоазийской области Миры Ликийские, прославился великой заботой о людях. Вера святителя во Христа и сила его молитвы вызывали восхищение еще при его жизни. Двери его дома всегда были открыты для жителей тех мест. Фактически все известные эпизоды жизни святителя, дошедшие к нам из тех времен, говорят именно об этом. Святитель Николай Мирликийский своей молитвой спас гибнущий в шторме корабль и утешал матросов; неоднократно заступался за неправедно осужденных, вплоть до того, что лично не давал палачу совершить казнь; умиротворил разбуянившийся военный отряд, и тем спас город от погромов и безобразий; заступился перед Императором за военачальников, приговоренных к смерти и многое другое.

Одно благодеяние непосредственно повлияло на празднования Рождества. Еще в молодые годы, когда Святитель Николай был священником в городе Потары, он узнал, что один разорившийся гражданин задумал недоброе. Этот пожилой человек, обезумевший от бедности, решил продать в рабство своих дочерей, славившихся красотой и достигших замужнего возраста. Не желая попустить среди своей паствы такое злодеяние, святитель Николай, имевший немалое наследство от умерших родителей, тайно в мешочке подбросил в дом несчастных большую сумму денег, достаточную не только на некоторое пропитание, но и на приданное одной из девушек. Отец, не до конца потерявший человеческий облик, с благодарностью Богу принял этот дар и употребил деньги справедливо - выдал замуж старшую дочь. Обрадованный благоразумием родителя, святитель вновь подкинул мешочек с деньгами и история повторилась. В конце концов и младшая дочь вышла замуж.

Именно эта история стала одной из любимейших в народе, легла в основу многих легенд и сказок, послужив появлению рождественской традиции преподносить детям ночью подарки. Элемент сказочности, таинственности и стремление направить благодарность детишек к Богу - вот та основа, на которой вырос известный всем обычай: Святой Николай или в современной интерпретации Санта Клаус из своей любви к детям, по обыкновению тайно и ночью приносит рождественские подарки.

Русское благочестие дореволюционных времен и великое почитание святого Николая, а впоследствии советская антирелигиозная пропаганда послужили к деформации основной легенды. Место святителя Николая занял русский Дед Мороз со своей внучкой - Снегурочкой.

В итоге мы имеем наш национальный праздник - новый год с его наряженной елкой, таинственными подарками, Дедом Морозом, Снегурочкой, полночным застольем, общением с друзьями и родными.

Новый год – известный, яркий и едва ли не самый ожидаемый праздник, который знаменует начало нового года и, несмотря на зимнюю погоду, приносит много радости и тепла. Во многих странах новый год приходит 1 января. Однако люди не всегда праздновали начало года в первый день второго месяца зимы.

Новый год - самый древний праздник, и в разных странах его отмечали и продолжают отмечать в разное время. Самые ранние документальные свидетельства восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Обычай праздновать Новый год впервые появился в Древней Месопотамии. В Вавилоне его праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинала пробуждаться от зимнего сна. Его установили в честь верховного бога Мардука-покровителя города.

Эта традиция была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Это событие праздновали в течение 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.

Эту праздничную традицию со временем переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

Почему тогда 1 января является всеобщим новогодним праздником, который отмечается в разных уголках мира? Очевидно, чтобы узнать это, следует заглянуть в историю праздника.

Ранний римский календарь.

Древние римляне изначально использовали лунный календарь, где насчитывалось десять месяцев и год брал своё начало 1 марта. В VII в. до н. э. римский император Нума Помпилий преобразовал календарь, в результате чего к году прибавились 2 новых месяца – январь и февраль. Январь именовали в честь римского бога начал и дверей Януса, который изображался с 2-мя лицами, развёрнутыми к западу и востоку, смотрящими в прошлое и будущее. Имя «Янус» произошло от латинского слова janua, что в переводе означает «дверь, вход».

Согласно римскому календарю, год начинался в марте, в день, когда 2 новых консула (высшие правительственные лица) вступали в должность и начинали годичное правление. Но к 153 г. до н. э., после добавления двух месяцев к году, консулы занимали пост 1 января и поэтому Новый год перенесли с первого весеннего месяца на январь. Ранний календарь римлян следовал по лунному циклу и часто нуждался в корректировке из-за расхождения фаз Луны с временами года. Кроме того, понтифики, отвечающие за ведение календаря, часто добавляли дни к году для продления срока полномочий политических деятелей или вмешательства в выборы.

Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры с помощью александрийского астронома Созигена создал юлианский календарь на основе солнечного времени по примеру древних египтян. Юлианский календарь улучшил древнеримский календарь, ставший неточным к тому времени. В юлианском календаре год официально начинался с 1 января и содержал 365 дней, разбиваясь на 12 солнечных месяцев. Каждые 4 года к февралю присоединялся 1 день (високосный). Месяц, в котором родился Юлий Цезарь, назван «июлем», август назван в честь его преемника Октавиана Августа.

Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

нтересный факт: Нынешняя дата Нового года имеет астрономическое значение, поскольку в начале января (2-5 числа) Земля достигает перигелия – ближайшей точки на орбите к солнцу. Перигелий Земли составляет 147 млн. км. Наиболее отдалённую точку орбиты от солнца – афелий, или апогелий, – которая составляет 152 млн. км., Земля проходит 2-7 июля.

Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени - в соответствии с сельскохозяйственными циклами.

С падением Римской империи в 476 г.,

церковные иерархи Европы средних веков считали древние новогодние празднования нехристианскими обычаями, и в 567 г. Совет Туров отменил дату 1 января для новогоднего праздника. Начало года в зависимости от региона стал отмечаться в другие дни, в том числе религиозные праздники в христианском церковном календаре: 25 декабря (Рождество) 1 марта, 25 марта (Благовещение), Пасха, 1 сентября. Эти дни часто совпадали с астрономическими явлениями, к примеру, 25 декабря по юлианскому календарю – зимнее солнцестояние.

Празднование Нового года в январе вышло из практики в средние века также по причине расхождения юлианского календаря с солнечным летоисчислением. Правильное значение тропического (солнечного) года – 365,2425 дней вместо 365,25 дней, представленных в юлианском календаре. Отклонение в 11 минут на протяжении столетий привела к тому, что к 1000 году добавилось 7 дней, а к 1500-м годам разница выросла до 10 дней. Весеннее равноденствие сместилось с 21 до 11 марта, что создало трудности для церкви в вычислении дня Пасхи.

Римская церковь обнаружила расхождение во времени, и, чтобы выровнять календарный год в соответствии с солнечным годом, в 1570-х годах Папа Римский Григорий XIII поручил германскому астроному Христофору Клавию разработать новый порядок исчисления времени и в результате в 1582 г. был создан григорианский календарь. Римский епископ сократил лишних 10 дней, установил правило определения високосных годов, при котором високосный год, кроме каждого 4-го года, приходился не на каждое столетие, а раз в четыреста лет. Папа Римский Григорий XIII также официально восстановил дату 1 января как первого дня в году.

С 1700 года специальным указом Петр I ввел празднование Нового года 1 января вместо прежней – 1 сентября и велел в этот день веселиться и друг друга с праздником поздравлять.

Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю.

Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём.

Кстати, для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год . Настоящий праздник для верующего - это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января (1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.

А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси

Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.

Празднование Нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта . Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от сотворения мира, так и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта .

По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября , что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки .

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.

Старый Новый год

Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.

Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль - это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль - это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени.

Новый год в Православной церкви

Как ни удивительно, но Православная церковь живет по юлианскому календарю.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия.

Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты и нестроения в церковном народе. Поэтому постановление было отменено менее, чем через месяц.

В Русской Православной Церкви заявляют, что перед ней в настоящее время вопрос о перемене календарного стиля на григорианский не стоит. "Подавляющее большинство верующих привержено сохранению существующего календаря. Юлианский календарь дорог нашему церковному народу и является одной из культурных особенностей нашей жизни", - сказал секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

Православный Новый год отмечается 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по Юлианскому. В честь православного нового года в храмах служатся молебны на новолетие.

2020 год не за горами, и люди готовятся праздновать с друзьями и семьями.
Но не все празднуют 1 января. На самом деле, новогодние традиции выглядят по-разному, в зависимости от того, где вы находитесь, какой религии и обычаям вы следуете.

Посмотрим на пять новогодних праздников по всему миру - от китайского лунного нового года до индуистского новогоднего Дивали - чтобы увидеть, как люди во всем мире размышляют о прошлом и готовятся к будущему.

Григорианский Новый год - 1 января 2020 года


Новый год, с которым мы больше всего знакомы, следует григорианскому календарю. Со времен Юлия Цезаря январь стал новым годом, но так было не всегда.
В наше время празднования обычно начинаются в канун Нового года, 31 декабря, с друзьями, семьей и вечеринками.

Праздник Лунный Новый год начинается 25 января 2020 года и длится 15 дней до 8 февраля


Точный день Лунного Нового года меняется каждый год и не совпадает с григорианским календарем.

В Китае много этнических групп, каждая из которых празднует Лунный Новый год по-своему. В рамках подготовки к празднику в доме развешиваются листочки с пожеланиями крепкого здоровья, удачи - часто в подъездах, чтобы удача пришла в дом.
На улицах зажигают фейерверки, чтобы отпугнуть злых духов прошлого года, и дать место новому году.

Красные конверты, называемые «хун бао», наполнены деньгами и раздаются друзьям и родственникам


Традиционно конверты красного цвета, но они также могут быть разных дизайнов и цветов с разными пожеланиями.
Строго не определено, кто получает конверты. Некоторые говорят, что женатые люди не получают никаких денег и раздают их только маленьким детям и не состоящим в браке молодым людям. Другие говорят, что вы перестаете получать красные конверты, как только начинаете зарабатывать собственные деньги. В некоторых случаях начальник раздает конверты своим сотрудникам и их детям.

Хрустящий жареный свиной окорок является одним из основных блюд праздников


В канун Нового года китайские семьи устраивают обильные обеды. Для большинства семей обычные блюда включают жареное мясо, аррорут, овощное жаркое, а также морепродукты, такие как целая рыба или креветки. Семьи северных китайцев часто едят приготовленные на пару пельмени в полночь первого дня.

В новогодний день первое блюдо для кантонских семей - вегетарианское, основным блюдом которого является «джай» - смесь жареных овощей, которые варьируются. Считается, что овощи, по буддийской традиции, очищают организм.

Другие популярные угощения включают сладкие рисовые лепешки (nian gao), приготовленные на пару пирожные с предсказаниями (fa gao), сладкие жареные пельмени с кокосовым орехом, семена кунжута, арахис (gok zai) и кунжутные шарики, наполненные пастой из черной фасоли (jian diu).

«Поднос Единения» часто ставят на стол, чтобы приветствовать гостей


«Поднос Единения» представляет собой блюдо из конфет - часто засахаренных сухофруктов, различных орехов - предназначенное для гостей, чтобы перекусить в течение Нового года. Традиционно каждый предмет символизирует удачу, здоровье и счастье.
Мандарины с прикрепленным стеблем представляют долголетие и помещаются вокруг дома и передаются членам семьи. Большие апельсины и помело также даются в качестве подарков.

Праздник Сонгкран, тайский Новый год, начинается 13 апреля 2020 года и заканчивается 15 апреля


Новогодние блюда варьируются в зависимости от региона Таиланда, но обычными блюдами являются khao chae (рис, пропитанный ароматизированной водой из цветов, часто едят с различными гарнирами), курица с зеленым карри, krayasat (десертный батончик из арахиса, сахара тростник, клейкий рис, семена кунжута и кокос), тай тай (популярное блюдо с лапшой, обжаренное в масле), ханом том (вареники с вареной рисовой мукой с начинкой из кокосового молока, покрытые тертым кокосовым орехом) и каном крок (рис из кокосового ореха) блины).

Сонгкран отмечается водным фестивалем, где люди обливают друг друга либо дома, либо на улице


Водяные пистолеты часто используются, в том числе туристами, которые принимают участие в фестивале во время пребывания в Таиланде. Вода является символом смыва плохого с прошлого года, когда вы переходите в новый год.
В это время года надевают красочную одежду, которую не жалко намочить, так как на улицах вас, скорее всего, обольют водой.

Традиционно молодые люди посещают пожилых членов семьи и проводят водную церемонию, наливая воду на руки и ноги старейшин в знак уважения


Семьи посещают храмы, чтобы отдать дань уважения, а также дать пищу монахам. На территории храма семьи принимают участие в традиционной деятельности по строительству песчаных пагод.
Песочные пагоды - это большие груды песка, украшенные флагами, цветами, а иногда и ладаном.

Мухаррам, исламский Новый год, начинается 21 августа 2020 года и заканчивается вечером 18 сентября


Мухаррам, что означает «запрещено», отмечает первый месяц исламского календаря. Его часто считают вторым святым месяцем после Рамадана, который начинается в апреле.
Традиции и обычаи исламского Нового года различаются для мусульман-шиитов и мусульман-суннитов.
В этой серии фотографий мы в основном ссылаемся на мусульманские традиции суннитов.

Большинство людей отмечают праздник, посещая молитвенные собрания в мечети и проводя время с семьей


Некоторые мусульмане постятся в 10-й день мухаррама или около него, также известный как «День Ашуры».

Для суннитов Ашура отмечает день, когда Бог спас Моисея и его последователей от фараона Египта.

Основной упор делается на саморефлексию, память и благодарность

Соблюдается пост, можно употреблять воду и такие продукты, как орехи, финики и йогурт

Рош ха-Шана, еврейский Новый год, начинается вечером 18 сентября 2020 года


Рош ха-Шана празднуется в первый и второй день еврейского лунного месяца тишрей. Еврейские праздники следуют лунному календарю, поэтому даты в григорианском календаре различаются.

Ассортимент символических продуктов на празднике


Семена граната, которых много в спелых фруктах, едят с намерением наполнить год многими добрыми делами. Поскольку Рош ха-Шана буквально означает «глава года», рыбья голова съедается в надежде быть «как голова рыбы, а не хвост» - лидерами, а не последователями.

Яблоки в меду на новый год - это классическое угощение Рош ха-Шана


Перед тем, как съесть яблоко, читается короткая молитва: «Пусть это будет Твоя воля, Бог, чтобы возобновить для нас хороший и сладкий год».

Молитвенные службы читаются из специальной книги, которая называется «мачзор»


Молитвенные службы включают в себя специальные литургические стихи под названием «Пиютим». Темы молитв сосредоточены вокруг божественного суда, человеческой смертности и освобождения от изгнания.

Звуки шофара, похожего на трубу инструмента, служат «пробуждением», чтобы вдохновить процветание души в будущем году


Шофар звучит как сломанный, плачущий голос, означает прощание со старым годом и приветствие нового.

Дивали, индуистский Новый год, состоится 14 ноября 2020 года


Дивали собирается начать все заново, и торжество добра над злом остается в центре праздника. Официальный праздник - только пара дней, но есть много празднований и приготовлений, которые приводят к большому событию.

Дата меняется каждый год в соответствии с индуистским календарем, но обычно она приходится на период с середины октября до середины ноября. Это происходит в самую темную ночь, называемую «амасвасья», когда луна не видна на небе.

В зависимости от региона в Индии люди имеют разные обычаи и ритуалы, а также различные боги, которым они молятся.

Проводится «фестиваль огней», в старые времена люди в основном полагались на дийас, чтобы осветить свои дома


Diyas - это маленькие глиняные лампы, наполненные маслом, которые устанавливаются в каждом углу дома, чтобы не дать темноте проникнуть внутрь.
В день Дивали люди тщательно убирают свои дома, чтобы приветствовать богиню богатства. Украшение дома и ношение нового платья также жизненно важно. Люди делают сложные рисунки, называемые «ранголи», на своих подъездах.
Люди также используют это время, чтобы посещать дома своих соседей и родственников с добрыми пожеланиями и угощениями.

В Дивали молятся богине богатства Лакшми


Готовясь к этой молитве, люди устраивают небольшой стол с различными вещами, такими как фрукты, сладости, кокос, сахарный тростник, вода, топленое масло, рис, деньги и дия.

Новый год - любимый многими праздник, который сегодня широко отмечают в странах СНГ и во всем мире. В России его празднуют с особым размахом, и каждый ребенок с малолетства знает: в ночь с 31 декабря на 1 января надо загадывать желания и ждать чудес. Но далеко не всегда Новый год отмечался в эти даты. Праздновать его 1 января повелел Петр I: соответствующий указ император подписал 320 лет назад - 20 декабря 1699 года. Именно тогда в России начали украшать дома еловыми ветками и запускать фейерверки. А что же было до этого? Расскажем в нашей статье.

«Первый день во году»

Первые сведения о том, что на Руси праздновали Новый год, появились в XV веке. Тогда этот праздник назывался «Первый день во году». Первоначально Новолетие было связано с сельскохозяйственным календарем и днем весеннего равноденствия. Каждый год, согласно юлианскому календарю, начинался 1 марта и заканчивался 28 февраля или - в високосные годы - 29 февраля. С приходом на Русь христианства празднование стали переносить то на Пасху, то на 1 сентября - по аналогии с Византией. Одним словом, четко установленной даты праздник долгое время не имел.

Точку в новогоднем вопросе поставил великий князь Московский Иоанн III. В 1492 году он окончательно постановил считать началом года 1 сентября - в соответствии с церковным календарем. Конечно, никаких елей тогда еще не наряжали, традиции были иными. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки. Также для многих это был шанс лично встретиться с государем и попросить его о милости: накануне Нового года царь принимал у себя всех желающих - от бояр до простолюдинов, и каждый мог обратиться к нему с просьбой.

В Кремле в честь Новолетия проходили пышные торжества. Они назывались «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Основная церемония начиналась около 9 часов утра на соборной площади Кремля. По большому помосту, покрытому персидскими и турецкими коврами, в праздничном облачении проходили царь и патриарх в сопровождении духовенства. Начиналась служба, после которой патриарх обращался к царю со «здравственной» речью. После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Новый год по-европейски

В 1682 году власть перешла в руки к молодому царю-реформатору Петру I, и жизнь в стране начала кардинальным образом меняться. Преобразования Петра затронули и Новый год. Император терпеть не мог скучных официальных церемоний и стремился сделать Россию светским государством. С жадностью перенимавший опыт иностранных соседей, Петр решил и праздники отмечать на европейский манер.

20 декабря 1699 года вышел царский указ, который предписывал отмечать Новый год так, как это делают в Европе. Празднование было перенесено на 1 января. Свое решение Петр мотивировал тем, что многие европейские христианские страны «согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира». Так как к 1700 году большинство европейских государств уже перешли на григорианский календарь, а Россия все еще жила по юлианскому календарю, она отпраздновала наступление нового столетия на 10 дней позже, чем ее западные соседи.

По приказу Петра I россияне стали украшать дома и большие проезжие улицы ветками сосны, ели и можжевельника в соответствии с образцами, выставленными в Гостином дворе. В знак веселья всем полагалось поздравлять друг друга с Новым годом и наступлением нового столетия. На Красной площади устроили праздничные салюты и фейерверки, а москвичам было велено палить из мушкетов и запускать возле домов ракеты. В полночь император вышел на Красную площадь с факелом в руках и самолично запустил в небо первую ракету.

Веселье длилось вплоть до сочельника и окончилось 6 января крестным ходом на Иордань. Вопреки многолетней традиции, царь следовал за духовенством в праздничном облачении. Вместо этого великий реформатор стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы, расшитые золотом и серебром. Всем представителям знати - как мужчинам, так и женщинам - Петр также повелел облачиться в европейские костюмы.

Несмотря на то, что далеко не все были довольны такой политикой самодержца, новогодние традиции в России прижились довольно быстро. Во многом это объяснялось и тем, что Новый год наложился на другой праздник, любимый на Руси еще со времен язычества - зимние Святки. Поэтому веселые гуляния, колядки, проделки ряженых, катание на санях, гадания и хороводы - все это отлично вписалось в обряд встречи Нового года. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре и дожил до наших дней. Правда, было время, когда Новый год и Рождество в России фактически запретили, но это уже другая история.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей