Как получить проценты по накопительной части пенсии. Пенсионная реформа: накопительная пенсия – НПФ. Расчет накопительной пенсии

Человек всегда отдает предпочтение текущим благам по сравнению с будущими. Заставить население копить на старость можно только насильно. Для этого практикуются обязательная государственная накопительная система и корпоративная система, когда на будущую пенсию своим сотрудникам добровольно отчисляют компании, как правило, солидные. Тем немногим высокоорганизованным и сознательным людям, которые хотят накопить, проще самим найти удобные и эффективные форматы. Но при условии, что они не расходуют эти средства до выхода на пенсию, а в пенсионном периоде будут тратить их разумно. Принципиально важно и то, что страну, имеющую быстро стареющее население, без накопительного элемента в пенсионной системе ждет серьезная дестабилизация финансов, потому что нечем будет платить пенсии. Зная это, здравомыслящие инвесторы избегают вкладывать в нее долговременные средства.

В пенсионной реформе кардинальные изменения касаются страховой пенсии , которая с 1 января 2015 года будет рассчитываться по новой пенсионной формуле. Методика и формула определения накопительной пенсии практически не изменились, чего не скажешь об отношении властей. Не отказываясь совсем от накопительной пенсии, они экономически пытаются вытеснить ее из сферы обязательных страховых отчислений, чтобы она стала преимущественно добровольной, как практикуется в развитых странах . Для этого придуманы повышающие коэффициенты, которые ставят обязательную накопительную часть пенсии в проигрышное положение по сравнению со страховой частью.

Прекрасно, когда человек смолоду сам заботится о своей благополучной старости, не особо надеясь на государство. Во всем мире накопительная пенсионная система является оптимальным способом принудить человека сделать пенсионные накопления, не дать ему потратить их до пенсии и позволить расходовать равномерно на протяжении всего периода дожития. Россиянин, который хотел бы иметь сколько-нибудь осязаемую накопительную пенсию, должен отложить текущие дела и попытаться разобраться - возможно ли это в российских условиях?

Действующая пенсионная система

С 2002 года в России для лиц 1967 года рождения и моложе действует смешанная пенсионная система , включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

Работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника (сверх его зарплаты), из них:

6% поступают в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитываются на индивидуальном лицевом счете работника, не сказывается на размере его будущей пенсии;

10% номинально учитываются при определении страховой части будущей пенсии работника, реально же эти деньги тоже идут в солидарную часть;

6% направляются в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда, дефицит которого превышает 1 трлн рублей.

Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним схема такая: 6% страховых взносов поступают в солидарную часть, 16% - в страховую. Право на начисление трудовой пенсии по старости имеют мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие не менее 5 лет.

Период дожития, в течение которого пенсионер получает пенсию, до 2016 года равен 19 годам, или 228 месяцам.

Фиксированный базовый размер страховой части, который выплачивается наряду со страховой и накопительной частями, одинаковый для всех пенсионеров - не зависит от состояния индивидуального лицевого счета. Его величину ежегодно определяет правительство. В 2013 году он равнялся 3610 рублей.

В 2014 году накопительная пенсия не формируется ни у кого.

Страховая пенсия по-прежнему обязательна. К ней привязана фиксированная выплата. Работникам 1967 года рождения и моложе предоставлен выбор:

- сохранить накопительную пенсию . Тариф страховых взносов на накопительную часть будет равен 6%. При этом уменьшится страховая пенсия, так как на нее пойдут страховые взносы по тарифу 10% и повышающие коэффициенты будут ниже, чем в случае, когда обязательная накопительная часть пенсии не формируется. Накопительная пенсия не индексируется на уровень инфляции. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования негосударственным пенсионным фондом или управляющей компанией на финансовом рынке. Возможен как плюс, так и минус. Успех во многом зависит от выбранного НПФ - значит, и от способности работника принять правильное решение. В случае убытков гарантируется выплата только уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию. Накопительная пенсия по-прежнему учитывается в рублях, а не в баллах. Механизм ее определения более простой и прозрачный. Накопительная пенсия передается по наследству.

  • если работник не менял тариф формирования накопительной части пенсии в 2013 году, не переводил пенсионные накопления в НПФ и/или обратно в Пенсионный фонд, то с 2014 года 16% страховых взносов (из 22%) будут направляться на страховую пенсию, 6% - в общий «солидарный кошелек», не влияя на размер будущей пенсии работника;
  • «молчуны», которые никогда не подавали заявление о выборе НПФ или управляющей компании, включая Внешэкономбанк, и решившие формировать накопительную пенсию (по тарифу 6%), должны до 31 декабря 2015 года подать в Пенсионный фонд заявление о выборе НПФ или управляющей компании, предварительно заключив с ним/ней договор об обязательном пенсионном страховании. Иначе все страховые взносы (16%) будут направляться на формирование страховой пенсии;
  • если работник в предыдущие годы хотя бы один раз подавал заявление о выборе НПФ или УК, включая Внешэкономбанк, и оно было удовлетворено, на накопительную пенсию ему по-прежнему будет перечисляться 6% тарифа - без дополнительного заявления. Оно требуется, если работник отказывается от формирования накопительной пенсии;
  • у того, кто в 2013 году подал заявление о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 года по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться. 16% страховых взносов идут на формирование страховой пенсии без дополнительного заявления. Если работник захочет формировать накопительную часть в размере 6%, то он до 31 декабря 2015 годах должен подать в Пенсионный фонд новое заявление о выборе НПФ или УК, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании.

Выбор в течение 2014-2015 годов разрешено сделать только один раз. Для того чтобы он был осознанным, нужно вникнуть в суть проблемы.

Накопительная пенсия

Накопительная часть трудовой пенсии по старости, установленная до 1 января 2015 год, после этой даты будет считаться накопительной пенсией.

Пенсионные накопления у работников 1967 года рождения и моложе в максимально возможном варианте выглядят так:

пенсионные накопления = страховые взносы на накопительную пенсию,
перечисленные работодателем по тарифу 6%
(обязательное пенсионное страхование)
+ страховые взносы,
перечисляемые работодателем в рамках
корпоративной пенсионной программы (добровольное пенсионное страхование
своих сотрудников крупными предприятиями)
+ дополнительные страховые взносы,
перечисленные работодателем за работника
и государством в рамках софинансирования пенсии
+ материнский капитал, направленный на
формирование накопительной пенсии
(добровольное пенсионное страхование)
+ доходы от инвестирования
на финансовом рынке всех этих средств

Если работник не участвует в корпоративной пенсионной программе и программе государственного софинансирования пенсии, использовал материнский (семейный) капитал не на пенсионные нужды, то второго, третьего и четвертого слагаемых в этой формуле не будет. Это сугубо добровольные составляющие накопительной пенсии.

Программа государственного софинансирования пенсии стартовала 1 октября 2008 года, чтобы заинтересовать работников делать добровольные дополнительные отчисления на свою будущую пенсию, как это практикуется в развитых странах. Чтобы вступить в программу, достаточно было до 1 октября 2013 года подать заявление в Пенсионный фонд (эта дата продлена ориентировочно до 1 января 2015 года) и сделать первый взнос до 31 декабря 2013 года. Минимальный взнос - 2 тыс. рублей в год, максимальный - 12 тыс. рублей. Здесь возможны варианты:

Работник сам вносит взносы через банк или по его заявлению это делает за него работодатель, отчисляя в его накопительную пенсию назначенную сумму либо процент от зарплаты. На перечисляемые суммы распространяется вычет из подоходного налога;

Работодатель может стать добровольной второй стороной софинансирования накопительной части пенсии своего сотрудника. Для него тоже предусмотрены стимулы: он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного взноса (но не более 12 тыс. рублей в год на одного работника), этот взнос уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Поступившую за год сумму взносов государство увеличивает в пропорции 1:1, то есть добавляет из госбюджета еще столько же, но не более 12 тыс. рублей в год.
Для тех, кто достиг пенсионного возраста и продолжает трудиться, были предусмотрены льготы: на 1 личный рубль работающего из бюджета доплачивается 4 рубля, но не более 48 тыс. рублей в год. С 1 октября 2013 года введено ограничение: россияне, которые достигли пенсионного возраста и получают любой вид пенсии, больше не могут рассчитывать на софинансирование.

Правила софинансирования действуют в течение 10 лет с момента первого взноса. По желанию можно выйти из программы раньше. После 1 января 2015 года государство продолжит софинансировать взносы уже вступивших в программу, но прием заявлений от новых участников будет прекращен. Соответствующие взносы по распоряжению работника инвестируются, как и остальные пенсионные накопления. В 2009 году в программе софинансирования участвовало 2,2 млн работников, в 2010 году - 4,0 млн, в 2012 году- 6,8 млн, в 2012 году- 10,4 млн, в 2013 году - 15,9 млн.

Материнский (семейный) капитал можно частично или полностью направить на формирование накопительной пенсии матери, родившей или усыновившей второго или последующего ребенка. Такой возможностью воспользовались только 2% семей, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий, не хотят оплачивать семейным капиталом образование детей (дети получают образование за рубежом, семья испугалась сложной бюрократической процедуры оплаты капиталом образовательных услуг) и решили так пополнить пенсионные накопления. Для того чтобы направить материнский капитал на формирование накопительной пенсии, владелица сертификата на этот капитал должна подать заявление в Пенсионный фонд после достижения ребенком трехлетнего возраста. Новым заявлением можно отказаться от этого решения.

Пенсионные накопления НПФ или управляющие компании инвестируют на финансовом рынке в расчете получить дополнительный доход. Доходность зависит от состояния рынка, разнообразия источников инвестирования, квалификации управляющих, то есть не исключены убытки.

Государственная управляющая компания Внешэкономбанк вправе вкладывать пенсионные накопления в два инвестиционных портфеля: базовый - формируется из облигаций РФ и корпоративных облигаций российских эмитентов, гарантированных государством; расширенный - формируется из государственных ценных бумаг субъектов РФ, корпоративных облигаций российский эмитентов, гарантированных государством депозитов (в рублях и валюте) в банках, ипотечных ценных бумаг, облигаций международных финансовых организаций. ВЭБ может выкупать на пенсионные деньги не более 30% одного выпуска корпоративных облигаций и не более 20% совокупного объема выпусков одного эмитента. Чтобы отдача от инвестирования пенсионных накоплений была выше, ПФР предлагает разрешить активнее вкладывать их в корпоративные и инфраструктурные облигации. Но частные управляющие настроены скептически, поскольку отдача от инфраструктурных проектов редко превышает уровень инфляции.

В 2012 году доходность по пенсионным накоплениям во Внешэкономбанке составила 9,2%, в НПФ - 6,7-7,2%. На более длинной дистанции (2004-2012 годы) средняя инфляция равнялась 9,6% и превышала доходность по пенсионным накоплениям. Поэтому говорить, какая система более эффективна, пока рано, слишком мало времени прошло.

Корректировка периода дожития . Если работник будет трудиться после достижения пенсионного возраста, то его накопительная пенсия увеличится, поскольку продолжат формироваться пенсионные накопления и делиться они будут не на узаконенные 228 месяцев дожития, а на меньшее число месяцев. Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии сокращается на 12 месяцев за каждый полный год, проработанный со дня приобретения права на назначение пенсии. Но период дожития не может быть меньше 168 месяцев (14 лет). Иными словами, правительство приветствует работу потенциального пенсионера в течение не более 5 лет. Всё, что сверх того, в зачет не пойдет и на льготу не повлияет. А при формировании страховой пенсии повышающие коэффициенты нарастают в течение 10 лет работы после достижения пенсионного возраста.

Периоды получения пенсионных накоплений после выхода на пенсию различаются:

  • обязательная составляющая пенсионных накоплений (страховые взносы работодателей и доходы от их инвестирования) делится на период дожития (228 месяцев) минус число месяцев, проработанных после достижения пенсионного возраста, но минимум на 168 месяцев. Получается пожизненная накопительная пенсия;
  • по каждой из добровольных составляющих пенсионных накоплений (по страховым взносам по корпоративным пенсионным программам, по программе софинансирования, по материнскому капиталу - с учетом доходов от их инвестирования) в момент назначения пенсии человек может выбрать: получать их пожизненно в составе накопительной пенсии по алгоритму для обязательной составляющей или как срочную пенсионную выплату . Во втором случае срок определяет сам пенсионер, но он не может быть менее 10 лет;
  • все пенсионные накопления могут быть выплачены пенсионеру единовременно , если они составляют небольшую величину, которая не превышает 5% всей пенсии по старости (страховая плюс накопительная часть).

Право на накопительную пенсию . Накопительная пенсия будет назначаться тем, кто имеет право на страховую пенсию по старости в соответствии с законом «О страховых пенсиях», естественно, при наличии пенсионных накоплений. Право на страховую пенсию по старости в 2025 году будут иметь мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет при условии, что их индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30 баллов, а страховой стаж не менее 15 лет. К этому максимуму россияне придут в течение 10 лет:

год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
пороговый индивидуальный пенсионный коэффициент
баллы не ниже 6,6 9,0 11,4 13,8 16,2 18,6 21,0 23,4 25,8 28,2 30,6
пороговый страховой стаж
лет 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 15

Накопительную пенсию установит и будет выплачивать тот фонд, в котором формировались пенсионные накопления работника, - НПФ или Пенсионный фонд. К нему и надо будет обращаться (в том числе для оформления и получения срочной или единовременной пенсионной выплаты пенсионных накоплений). Выплачиваться и доставляться накопительная пенсия будет в порядке и сроки, установленные для страховых пенсий. Если пенсионные накопления формировалась в Пенсионном фонде, то накопительная пенсия будет доставляться одновременно со страховой.

Корректировка пожизненной накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты будет производиться Пенсионным фондом или НПФ, если в нем формировались пенсионные накопления, по двум основаниям: 1 августа каждого года, исходя из пенсионных накоплений, которые не были учтены при назначении выплаты или предыдущей корректировке, а также по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных в выплатной резерв. Среди этих оснований нет индексации на уровень инфляции.

Наследование накопительной пенсии . Авторы пенсионной реформы придумали стимулы для наращивания страховой пенсии (повышающие коэффициенты, индексация на уровень инфляции и др.). А главным преимуществом накопительной пенсии является то, что она наследуется.

Если работник умер до назначения ему накопительной пенсии, то пенсионные накопления получат его правопреемники. Кто и сколько - работник может определить сам в заявлении в НПФ или ПФР, где он формирует пенсионные накопления. Иначе это будут правопреемники по закону: 1-ая очередь - родители, супруги и дети умершего, 2-ая - братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.

По наследованию материнскому капитала в составе пенсионных накоплений выбора нет и круг получателей сужен - это отец/усыновитель ребенка или сам ребенок (дети), если нет отца/усыновителя.

Если пенсионер какое-то время получал накопительную пенсию, то правопреемникам будет выплачен остаток, но только при условии, что он выбрал не пожизненную, а срочную выплату пенсии. Возможность выбрать срочную выплату предоставлена только по дополнительным взносам на накопительную часть пенсии и не распространяется на страховые взносы работодателей в рамках обязательного пенсионного страхования.

Негосударственные пенсионные фонды

Выплачивать накопительную пенсию имеют право, кроме Пенсионного фонда, негосударственные пенсионные фонды, в которых формировались пенсионные накопления. НПФ в России были созданы как некоммерческие организации - это значит, что у них не должно быть прибыли. То есть полученный при инвестировании пенсионных накоплений доход фонд обязан распределить на счета своих клиентов (будущих пенсионеров), а за свою работу он получает комиссионные на собственные нужды - не более 15% инвестиционного дохода. При инвестировании активов НПФ должен уложиться в предписанные ему законом стандарты сохранности, доходности и диверсификации (разнообразия). У НПФ нет цели получать сверхдоходы, достаточно превысить уровень официальной инфляции. Нормативы размещения пенсионных резервов и инвестирования контролируют Федеральная антимонопольная служба, Минфин и Центральный банк. Все НПФ проходят лицензирование. Негосударственным пенсионным фондам доверили свои пенсионные накопления 21 млн человек из 70 млн работающих.

Из того, что НПФ являются некоммерческими организациями, следует, что у них нет владельцев (только учредители) и формально фонды не могут продаваться. На практике это приводит к тому, что компании контролируют НПФ через его совет или администратора. Смена контроля (фактически продажа) проходит непублично, оформляется через смену совета (администратора) фонда.

Обязательные пенсионные накопления и пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов:

К октябрю 2013 года 1,8 трлн рублей пенсионных накоплений «молчунов» скопилось во Внешэкономбанке.

В последние годы сфера НПФ стала привлекательной для крупного бизнеса: эти «денежные мешки» пополняются регулярно, а на деньги из них можно скупать лакомые активы на финансовом рынке. Так, НПФ «Сургутнефтегаз» стал основным акционером компании «ЮТэйр», НПФ «Газфонд» управляет значительным пакетом акций Газпромбанка. В размещении акций Номос-банка активно участвовали НПФ электроэнергетики и НПФ «ЛУКойл-гарант», над которыми год назад установила контроль финансовая корпорация «Открытие», то есть пенсионные фонды оказались встроены в сложные сделки. Однако большинство сделок с участием пенсионных фондов не афишируется, остается непубличным. Дело в том, что формально купить НПФ нельзя.

Консультанты так описывают используемую схему: берется в банке кредит, на него «покупается» НПФ, под пенсионные деньги делается несколько выпусков облигаций, на привлеченные через облигации деньги покупаются активы. Аналогично работает и депозитная схема. Разместив средства НПФ в родственном банке на 5-летнем депозите под ставку ниже инфляции, можно получить назад эти деньги в виде кредита на щадящих условиях. Вряд ли новым инвесторам нужен сам «пенсионный бизнес», они покупают «машину», собирающую миллиарды рублей с рынка, которые потом можно вложить под 2-3% годовых в долгосрочные проекты. Если такая схема приведет к банкротству НПФ, пострадает репутация всех частных фондов. Переживут ли фонды, деньги которых используются таким образом, проверку и новое лицензирование, которые Центральный банк устраивает в 2014-2015 годах?

Авторы пенсионной реформы решили внести больше ясности, прозрачности и безопасности (удалить ненадежные НПФ и создать систему гарантирования пенсионных накоплений) в эту сферу, где обращаются крупные «социально опасные» средства. Правительство поручило Центральному банку проанализировать финансовую состоятельность и профессионализм 116 НПФ, имеющих лицензии на деятельность в сфере обязательного пенсионного страхования, и оставить только те, кто располагает устойчивой финансовой базой.

В 2014-2015 годах НПФ должны пройти перерегистрацию и превратиться в акционерные общества (АО) , то есть стать коммерческими организациями. Они будут обязаны раскрыть Центральному банку своих владельцев, подтвердить финансовую устойчивость и вступить в систему гарантирования накоплений. Но, если в банках гарантируются вклады не более 700 тыс. рублей, то в НПФ - пенсионные взносы без прироста от их инвестирования. Если НПФ прекратит свою деятельность, пенсионные накопления по обязательному пенсионному страхованию вернуться в Пенсионный фонд, чтобы работники могли заново выбрать НПФ - из тех, кто прошел проверку Центробанка.

Требования к НПФ, пожелавшим работать в форме АО, останутся прежними. Это касается порядка формирования и размещения пенсионных резервов, инвестирования пенсионных накоплений, регулирования и надзора. Но акционеры НПФ будут иметь право участвовать в управлении фондом и будут нести ответственность по его обязательствам. Когда НПФ станут акционерными обществами, следить за сделками по их продаже будет проще и удобнее, поскольку АО обязаны публиковать информацию о владельцах, а некоммерческие организации открывают только имена учредителей, которые с истинными владельцами зачастую не имеют ничего общего.

Декларируемая цель превращения НПФ в акционерные общества - защитить будущие пенсии от потерь. Однако некоторые специалисты опасаются, что эти АО, как все коммерческие организации, будут стремиться к максимизации прибыли. То есть для них главным станут не клиенты (будущие пенсионеры), а акционеры, которые захотят получать дополнительный доход в виде дивидендов. Известно, что при инвестировании проще наращивать доход, вкладываясь в высоко рискованные инструменты, у акционеров будет велик соблазн «крутить» чужие пенсионные деньги в надежде больше заработать. Без специальных ограничений социальный аспект НПФ может сойти на «нет».

Руководители многих НПФ позитивно относятся к коммерциализации фондов, видя в этом упрощение процедуры слияний и поглощений, возможности привлечения новых активных инвестиций и их возврата, выплаты дивидендов. Но их смущают жесткие сроки. Они опасаются двойного налогообложения, дополнительного налога на прибыль и расходов на изменение отчетности, обучение бухгалтеров новым стандартам, на привлечение новых юристов и нотариусов, на отчисления в гарантийный фонд.

С 2002 года в России действует обновленная система начисления пенсионных накоплений, которая предусматривает разделение пенсионных сбережений гражданина на две части – страховую и накопительную. В чем их различие, для чего нужна накопительная часть, и как реализовать свое право на ее выплату? Давайте вместе подробно разберемся в этом нелегком вопросе, с которым сталкиваются граждане РФ.

Что такое накопительная часть пенсии?

Это денежные средства, накопление которых производится на индивидуальном счете лица, являющегося участником системы пенсионного страхования. При этом размер НЧ пенсии у людей с одинаковыми официальными доходами может существенно разниться. Дело в том, что на свои пенсионные накопления гражданин может повлиять самостоятельно.

В состав НЧ входят:

  • шесть процентов от всех отчислений, производимых работодателем в Пенсионный фонд за официально трудоустроенного сотрудника;
  • добровольные взносы, вносимые гражданином на свой накопительный счет;
  • средства, внесенные государством на счет застрахованного лица, в рамках программы софинансирования пенсии (в настоящее время ее действие приостановлено).

В соответствии с действующим законодательством, гражданин может сам определять размер отчислений на накопительную часть пенсии, а также организацию, в которой эти накопления будут храниться.

Будущий пенсионер может передать НЧ своей пенсии в одну из следующих компаний:

  • негосударственный пенсионный фонд;
  • частная управляющая компания;
  • государственная УК.

В настоящее время деятельность по сохранению пенсионных накоплений граждан осуществляют около 50 УК и более 300 негосударственных пенсионных фондов.

Законодатель предусматривает ряд случаев, в которых НЧ выплачивается правопреемникам застрахованного лица:

  • если гражданин умер до момента наступления страхового случая (т.е. до выхода на пенсию);
  • если умершему гражданину была назначена выплата страховой премии, но он скончался до момента ее получения;
  • если умершему гражданину была назначена срочная пенсионная выплата.

Накопительная часть пенсии имеет ряд существенных отличий от страховой части. В частности, к ним относятся:

  • Отсутствие индексации размера накоплений на уровень инфляции. Средства, накопленные на индивидуальном счете, могут инвестироваться компанией, в которой они хранятся, с целью получения прибыли. В том случае, если доход от вложения денег действительно будет получен, его часть будет начислена на счет вкладчика. Однако размер таких начислений не регламентируется никакими документами и напрямую зависит лишь от успешности инвестирования.
  • Получить накопленные средства можно лишь после достижения гражданином определенного возраста – 55 лет для женщин и 60 – для мужчин.
  • НЧ пенсии выдается пенсионеру в виде единовременной выплаты, причем ее размер, с учетом процентов, начисленных управляющей компанией, может быть весьма существенным. Потратить полученные средства пенсионер может на любые цели по своему усмотрению – законодатель не устанавливает на этот счет никаких ограничений.
  • В случае преждевременного ухода из жизни застрахованного лица, получить причитающиеся ему пенсионные накопления смогут его наследники.

Помимо единовременной выплаты законом предусмотрены еще два вида выплат: срочная пенсионная выплата и выплата накопительной части пенсии в виде пенсии по старости.

Для того чтобы воспользоваться своим правом на начисление таких выплат, гражданин может обратиться в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий хранение средств, с заявлением о назначении одной из следующих выплат:

Срочная выплата

Ее могут получить лишь те лица, которые добровольно переводили собственные средства на свой накопительный счет, а также женщины, перечислившие на него средства материнского капитала. Такая выплата осуществляется в виде ежемесячного перечисления денежных средств на протяжении временного периода, установленного самим пенсионером. Этот срок не может превышать 10 лет с момента наступления страхового случая. Расчет размера ежемесячной производится очень просто – сумма накоплений делится на число временных периодов, в которых будет производиться выдача денежных средств.

Ежемесячные выплаты, производимые до конца жизни пенсионера

Расчет размера такой выплаты рассчитывается управляющей компанией индивидуально для каждого конкретного страхового случая.

Какие категории граждан могут обратиться за выплатой НЧ?

Обратиться за выплатой накопительной части пенсии могут мужчины 1953-1966 гг . рождения, а также женщины 1957-1966 гг. рождения, за которых работодатели в период с 2002 по 2004 год уплачивали страховые взносы в размере 2%, а также пенсионеры 1967 года рождения и моложе.

Итак, накопительная часть пенсии – это совокупность денежных средств, хранящихся на индивидуальном счете лица, являющегося участником системы пенсионного страхования. Пополнение счета производится за счет средств работодателя, а также за счет добровольных взносов работника, в том числе и за счет средств материнского капитала (в том случае, если полученный сертификат был использован именно для финансирования будущей пенсии).

Кроме того, на этом же счете хранятся средства, перечисленные застрахованному лицу в рамках программы государственного софинансирования пенсии. Выдача средств производится в виде единовременного платежа, срочной выплаты или ежемесячных выплат, размер которых рассчитывается индивидуально для каждого конкретного случая.

Думать о своём будущем и планировать собственную старость - вполне рациональный подход к жизни. И в западных странах такое стремление граждан полностью поддерживается действующим законодательством уже много десятилетий. В России действует достаточно давно, чуть больше десятилетия. Несмотря на это, многие работающие граждане до сегодня не могут понять, что такое накопительная и страховая часть пенсии, а, следовательно, какая сумма обеспечения их ждет в старости. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, нужно ознакомиться с ниже следующей информацией.

Предпосылки изменения пенсионной системы

До 2002 г. расчет пенсионного обеспечения граждан происходил по «принципу солидарности», который использовался еще со времен СССР. За рубежом такую распределительную систему называли «pay as you go», что в переводе на русский язык значит «плати, пока идешь». Суть этой системы была в том, что пенсионные взносы всех работающих граждан страны распределялись между людьми, находящимися на заслуженном отдыхе в текущий момент. Такой подход был вполне логичен и оправдан, но только до того момента, пока пенсионная нагрузка не стала стремительно увеличиваться. Раньше минимальный объем обеспечения одного пенсионера возлагался на 2 - 2,5 работающих людей, но с ухудшением демографической ситуации в стране эта цифра стремительно снизилась. И, как утверждают специалисты, уже в 2020 роду данное соотношение будет 1:1.

Кроме того, взносы на страховую часть пенсии, которые отчисляются работающими гражданами в ПФ, для государства выполняют функцию инвестиций в модернизацию экономики страны. Изменив пенсионное законодательство, государство не только обеспечивает будущее своих людей, но и получает существенное вливание капитала в собственное развитие.

Суть реформы и формирование трудовой пенсии

С 2002 года в силу вступили 4 закона, регламентирующие сбалансированную работу пенсионной системы. Однако говорить о кардинальных изменениях, в соответствии с содержанием этих документов, нельзя, так как они являются плавным переходом от распределительной системы, существующей ранее, к распределительно-накопительной.

С момента вступления в силу нового законодательства формирование трудовой пенсии осуществляется в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования), и состоит она из трех основных частей: страховой, базовой и накопительной. Что касается размера пенсионного обеспечения граждан, то он рассчитывается по формуле, установленной федеральным законодательством.

В целом реформа позволила гражданам РФ самостоятельно регулировать размер пенсии, увеличивая собственные накопления с помощью частных управляющих компаний или специализированных негосударственных пенсионных фондов.

Основная проблема пенсионеров

Несмотря на то, что пенсионная реформа в России действует уже достаточно давно, многие пенсионеры и работающие граждане до сих пор еще не разобрались в том, что такое накопительная и страховая часть пенсии. А, следовательно, не могут правильно распорядиться своими накоплениями и получить достойную прибыль. Именно поэтому, начиная рассматривать современную пенсионную систему, следует изучить основные понятия. И только после этого рассуждать, переводить ли накопительную часть пенсии и как это сделать?

Пенсионная система 2002-2010

Все работодатели федерации, в соответствии с действующим законодательством, ежемесячно должны осуществлять оплату взносов в ПФ в размере 20% от заработной платы каждого сотрудника. До конца 2007 года ставка делилась на три части: 4 % составляла накопительная часть, 10% - страховая, и, соответственно, 6 % - базовая. Такое распределение было не совсем честным по отношению к гражданам, которые хотели увеличить свой доход от инвестиций и при получить достойную сумму ежемесячного обеспечения. С января 2008 года в силу вступили поправки к законам о пенсионной реформе. В соответствии с ними процент страховой части пенсии был снижен на 2 единицы, которые перевели в накопительную статью.

Что же касается индивидуальных предпринимателей, то, в соответствии с законодательством, на них возложено обязательство ежемесячно отчислять в ПФ четко фиксированную ставку. Для организаций любой формы собственности, использующих специальную упрощенную систему налогообложения, предусмотрены взносы на страховую часть пенсии в размере 10% и 4% - на накопительную.

Базовая часть пенсии

Наименьшей составляющей пенсии выступает базовая часть, которая является строго фиксированной суммой, установленной государством в качестве гарантийного обязательства перед гражданами. Первоначально с 2002 года она составляла 450 рублей, но с каждым годом эта сумма индексируется с учетом инфляции.

Стоит отметить, что формально базовая часть пенсии финансируется из ежемесячных взносов, которые работодатели отчисляют в ПФ. Однако на самом деле этой суммы не хватает на выплаты, поэтому её компенсирует федеральный бюджет. Ведь не зависимо от того, какой размер страховой базовой части пенсии поступил в текущем периоде на счета ПФ, государство должно выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению социально незащищенных граждан.

Эта сумма обеспечения назначается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, чей стаж роботы составляет более пяти лет. Скорректированная в сторону увеличения ставка полагается лишь лицам, возраст которых более 80 лет, инвалидам и гражданам с нетрудоспособными иждивенцами. В принципе, эта сумма объединила прежние доплаты, компенсационные надбавки и минимальную пенсию. Основной ёё функцией является обеспечение некой базовой социальной гарантии, что подтверждает и само её название.

С начала 2010 года данный компонент обязательства исчез из пенсионной системы, а его место заняла фиксированная часть страховой пенсии.

Особенности накопительной пенсии

Действующая в последние годы в РФ пенсионная реформа предполагает использование такого понятия, как которая формируется из 6% взносов, отчисляемых ежемесячно работодателем в ПФ. Отличительной её чертой от других составляющих пенсионного обеспечения является то, что это «живые» средства, увеличение размера которых полностью зависят от работника. Ведь суть накопительной части пенсии заключается в возможности самостоятельного инвестирования своих денег. Насколько удастся увеличить накопленный капитал, зависит от выбора правильной стратегии вложения, иными словами, кому в управление будут отданы деньги.

Первые выплаты по этой статье после начала реформы граждане начали получать с 01 июля 2012 года, когда в силу вступил закон № 360-ФЗ (в народе этот документ более известен как «Выплатной закон»). Конечно, суммы полученные гражданами не очень большие, как, в принципе, и срок накопления, но это стало первым шагом самостоятельного обеспечения старости.

Реформирование пенсионной системы в РФ продолжается и в настоящее время. Уже подписано много законов, регулирующих отчисления и способ формирования именно накопительной части. Одна из новаций, о какой стоит знать всем, говорит о том, что уже с 2015 года данная составляющая пенсионного обеспечения будет формироваться для всех работников «по умолчанию». Это значит, что без подачи соответствующего заявления о передаче средств под управление других организаций накопительная часть автоматически переходит в страховую.


Кому доверить управление накоплениями?

На сегодняшний день существует три варианта управления пенсионных накоплений, и каждый из них имеет как свои преимущества, так и «подводные камни».

Итак, первое, что можно сделать со своими накопительными пенсионными сбережениями - это просто оставить их в государственном ПФ. Вариант хороший, не требует траты времени и сил на оформления документации, но, выбрав его, остаётся только надеяться, что к моменту выхода на заслуженный отдых инфляция оставит хоть малую сумму на старость. Еще одним существенным недостатком является и то, что человек не заключает индивидуальный договор с ПФ и не имеет достоверной информации о состоянии своих денег. Преимуществом такого управления можно назвать то, что гарантом возврата финансовых средств выступает само государство.

Второй вариант значительно выгодней первого и сводится к тому, что накопительную часть пенсии можно передать в управление УК (управляющей компании). Доходность от такого инвестирования пусть незначительно, но превышает инфляцию, что гарантирует сохранность накоплений. В этом варианте, как и предыдущем, гарантом выступает государство, а человек может один раз в год получить информацию о состоянии своего Не смотря на экономическую выгоду, управление финансами УК имеет самую высокую степень риска, так как данные организации наделены правом инвестирования в доходные инструменты.

Третьим вариантом могут воспользоваться люди, которые не только хорошо ориентируются в том, что такое накопительная и страховая часть пенсии, но и готовы отказаться от протекции федерации, доверив свои денежные средства Негосударственному пенсионному фонду. С момента подписания индивидуального договора накопительная часть пенсии переходит в собственность НПФ. Несомненно, доходность от такой инвестиции будет значительно выше инфляции, но даже это не может гарантировать исполнения обязательств по возврату средств.

Прежде чем выбрать для обеспечения старости вариант инвестирования накопительной части пенсионного обеспечения, следует тщательно обдумать все варианты.

Как переводить накопительную часть пенсии?

На сегодняшний день активными участниками пенсионной реформы, которые участвуют в накопительной программе, являются граждане РФ, родившиеся после 1967 года. Именно они могут самостоятельно контролировать часть своего пенсионного обеспечения и решать, куда инвестировать эту сумму средств. Многие, конечно, не создавая себе дополнительных трудностей, предпочитают оставить деньги в пенсионном фонде федерации и надеются только на государство. Но те, кого не устраивает ежегодный доход ниже инфляции, могут перевести свои накопления в управляющую компанию или НПФ. Срок перевода накопительной части пенсии не лимитируется временными рамками, поэтому заявка может быть подана в любой момент. Однако договор инвестирования вступит в силу только с января следующего года, а деньги из федерального ПФ в новую управляющую компанию перечисляются до 31 марта. Если по каким-либо причинам застрахованное лицо недовольно результатом сотрудничества с управляющей компанией, то по истечению одного года накопительную часть пенсии можно перевести в другую УК.

Накопительный компонент пенсии сегодня

Лояльные условия для инвестирования накопительных средств действовали в РФ только до 2013 года, после государство на законодательном уровне воспользовалось бездействием граждан, которые просто не занимаются своими инвестициями. Но не все так категорично, как кажется на первый взгляд. Тем, кто всерьез хочет заняться вопросом обеспечения собственной старости, такая возможность предоставлена в полном объеме. Именно для этого продлили накопительную часть пенсии, точнее срок, когда люди могут самостоятельно выбрать ставку и компанию для инвестирования. До 2015 года любой работающий гражданин может подать заявление о сохранении 6% взносов в накопительный фонд. Если такой документ подан не будет, государство имеет право снизить эту ставку до 2% или даже её всю перевести в процент страховой части пенсии. Пока есть шанс сохранить и успешно инвестировать свои накопительные пенсионные средства, необходимо срочно обратиться в ПФ.

Как получить пенсионные выплаты?

С момента выхода на заслуженный отдых каждый гражданин, учавствовавший в накопительной пенсионной программе, имеет право на получение своих денег. Сделать это можно тремя способами, удобными для пенсионера. Во-первых, если сумма накоплений незначительна, можно оформить единовременную выплату, которая будет осуществлена в течение 90 дней с момента подачи соответствующего заявления. Во-вторых, выплаты можно растянуть на определенный срок и систематически получать фиксированные суммы. В-третьих, если страховая часть пенсии по старости невелика, можно разделить накопленные средства на срок дожития и получать их как надбавку.

Но, как и в каждом правиле, в законе о выплате накопительных пенсий есть исключения, позволяющие осуществлять срочные выплаты. Однако они полагаются только той категории застрахованных лиц, которая участвовала в софинансированнии программы и уплачивала взносы самостоятельно. Так, например, это могут быть женщины, направившие часть средств материнского капитала в ПФ. Срок таких выплат не может быть менее 10 лет.

Наследование пенсионных накопительных средств

Зная, что такое накопительная и страховая часть пенсии, не трудно догадаться у какой из них больше шансов обеспечить достойную старость. Но и это еще не все преимущества накопительной составляющей. Ее могут наследовать приемники застрахованного лица. Для этого достаточно обратиться в УК или пенсионный фонд и подать соответствующий пакет документов.

Страховая часть пенсии

Рассматривая суть можно с уверенностью сказать, что этот компонент является частью прежней пенсионной системы. Ведь все взносы, уплаченные работодателями на данную статью обеспечения, поступают в распоряжение государства и распределяются между текущими пенсионерами. Следовательно, страховая часть пенсии по старости - это только понятие, которое носит условно-накопительный характер.

Еще до 2010 года этот компонент пенсионного обеспечения был выделен в отдельную категорию, и на него отчислялось лишь 8% ежемесячных взносов работодателей. Но потом процент страховой части пенсии дополнился базовым, существенно увеличив страховой фонд. Такое перенаправление средств, поступающих в распоряжение государства, позволило обеспечить выплату пенсионных обязательств всем нынешним пенсионерам, не используя дополнительных инвестиций.

Основная терминология в расчете пенсионного обеспечения

Прежде чем рассматривать, какая часть пенсии страховая, а какая накопительная будет выплачиваться человеку после достижения пенсионного возраста, необходимо рассмотреть несколько других важных понятий. Итак, под часто используемым термином «пенсионный капитал» следует понимать сумму средств, сформированную из ежемесячных взносов работника за все годы трудового стажа. Второе, но не менее важное понятие, которое необходимо знать, чтобы рассчитать размер страховой части пенсии - «срок дожития». Использование данного термина, на первый взгляд, кажется достаточно грубым и неуважительным к пенсионерам, но без него рассчитать ежемесячное обеспечение просто невозможно. Обозначает он предположительный срок дожития граждан почтенного возраста и равен для всех, но это далеко не значит, что по истечению указанного времени человек перестанет получать пенсию. Выплачиваются в дальнейшем суммы из бюджетных средств государства в том же объеме, что и раньше.

обеспечение?

Чтобы понять, какая часть пенсии страховая будет выплачиваться гражданину после достижения им пенсионного возраста, необходимо точно знать размер пенсионного капитала и установленный законодательством срок дожития. Причем последний показатель в 2002 составлял 12 лет и с каждым годом увеличивался на 12 месяцев. Таким образом, в 2013 срок этот показатель составил 228 месяцев.

Рассчитывается размер ежемесячного страхового обеспечения по одной простой математической формуле: СЧП= ПК/СД + БЧП, где ПК - расчетный пенсионный капитал, сформированный из взносов пенсионера за годы рабочего стажа; СД - установленный период выплаты пенсионного обеспечения (срок дожития); БЧП - фиксированная часть страховой пенсии, которая ранее называлась базовой частью.

Для того чтобы полученная сумма пенсионного обеспечения соответствовала уровню инфляции, страховая часть трудовой пенсии ежегодно индексируется. Такой подход к сохранению доходов граждан позволяет сохранять стабильность условий жизни пенсионеров.

Влияние реформы на жизнь военных пенсионеров

Во всех законах пенсионной реформы, вступивших в силу с 2002, права военных пенсионеров на получение заслуженной пенсии в полном объёме были ущемлены. Иными словами, категории людей, которые долгие годы отдавали долг государству, и вышли на заслуженный отдых, полагалась только страховая часть военной пенсии. Если же после ухода из вооруженных сил, человек продолжал работать в любой другой отрасли и за него работодатель оплачивал взносы в ПФ, эти суммы просто оставались в бюджете федерации. Такая несправедливость вызвала массу возмущений не только среди военных, но и других категорий работников бюджета, поэтому проблему необходимо было решать быстро.

В средине 2008 года ситуация кардинально изменилась, так как вступили в силу несколько поправок к основным законам о пенсионной реформе. С этого момента страховая часть пенсии военным пенсионерам стала рассчитываться, исходя из общего капитала. Иными словами, если человек закончил службу в рядах вооруженных сил и продолжил работать на гражданских предприятиях, все ежемесячные взносы в ПФ шли на формирование его расчетного капитала.

Чего ждать будущим пенсионерам

Как показывает статистика, пенсионная реформа последних лет, может быть, и немного улучшила финансовое благополучие стариков, однако поставленных целей так и не достигла. Количество пенсионеров достаточно велико, соответственно, остается на минимуме их страховая часть пенсии. Что это: ошибка финансистов или детально продуманный план? Ответить на этот вопрос сегодня крайне сложно, да и бессмысленно. Причину неудачи искать уже поздно, необходимо решать возникшую проблему, и ПФ нашел для себя выгодный вариант выхода из ситуации: увеличить размер расчетного капитала за счет взносов работающего населения.

Конечно, в новой пенсионной реформе речь не идет об увеличении процентных ставок, а только о перенаправлении средств из УК во власть бюджета федерации. Для тех граждан, которые не утруждали себя информацией о том, что такое накопительная и страховая часть пенсии, все станет еще проще. Им не нужно будет думать об инвестиции средств, а надеяться только на государство, которое станет гарантом их пенсионного обеспечения. Таким образом, в распоряжении ПФ окажется значительно больше средств для погашения собственных обязательств, но, сколько сможет существовать такая система, покажет только время.

С 1.01.14г. вступил в силу Закон, согласно которому вводятся изменения относительно пенсионных отчислений россиян. Документом регламентируется не только перераспределение сумм на различные страховую и накопительную части трудовой пенсии, но и пересмотр действующих тарифов страховых взносов. Рассмотрим детально изменения, чтобы понять, каким образом удастся обеспечить достойный размер пенсионных выплат в будущем.

Разберемся, чем страховая и накопительная часть пенсии отличаются друг от друга. Обе части отличны тем от базовой составляющей, что не являются фиксированными величинами, а зависят от зарплаты гражданина. Страховую часть и накопительную часть пенсии рассчитывают, ориентируясь на срок дожития (228 месяцев).

Страховая часть гарантируется государством каждому гражданину РФ. Это не зависит от того, какая компания будет управлять накопительной частью. Отчисляемые суммы расходуются на выплату сумм нынешним пенсионерам.

Накопительная часть предназначена для хранения на индивидуальном счету денежных средств, которые не могут тратиться на государственные нужды. Величина накоплений полностью зависит от выбора гражданина и его деловой активности.

Накопительная часть трудовой пенсии

Работники 1967 г.р. и моложе их должны определиться относительно способа формирования тарифа для накопительной части до 31.12.15г.:

  • оставить 6%;
  • отказаться для увеличения страховой части пенсии.В первом случае нужно подать соответствующее заявление в ПФР или НПФ до 31.12.15г. При этом средства будут возвращены в ПФР, если НПФ прекратит свою работу по разным причинам. Если же работник не желает делать отчисления на накопительную часть, то на страховую часть пойдет 22%, из которых: 6% – солидарная часть тарифа, 16% – индивидуальная.Размер накопительной части трудовой пенсии регламентируется условиями того учреждения, которому работник доверит управление своими средствами. В случае сотрудничества с государственным ПФ и компанией, управляющей его активами (Внешэкономбанк), ежегодно 1.08 величина накопительной пенсии по результатам инвестиционной деятельности компании корректируется.

Страховая часть пенсии

Страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться по новой формуле лишь у граждан, которые впервые начнут работать в 2015г. Тем, кто имеет трудовой стаж, пенсионные права в 2014г. конвертируют в новый инструмент учета – индивидуальные пенсионные коэффициенты. Величину «годового пенсионного коэффициента» планируется рассчитывать как отношение величины уплаченных работодателем взносов на страховую часть, умноженной на 10% (16%), к величине взносов с максимальной заработной платы, умноженной на 16%. Полученную величину нужно умножить на 10. Таким коэффициентом будет оцениваться ежегодная трудовая деятельность человека.

16% отчислений работодателя будут направлены на страховую часть в случае отказа работником формировать накопительную часть, 10% – в случае подачи заявления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Для граждан старше 1967 г.р. будет действовать лишь страховая часть пенсии.

Страховая часть будет исчисляться в баллах, исходя из трудового стажа, уровня зарплаты, даты выхода человека на пенсию. Получать социальную помощь смогут лишь те, кто набрал 30 баллов. Минимальный стаж, который предусматривает выплаты пенсии по старости, увеличится до 15 лет. С 2015г. необходимый стаж должен быть 6 лет, ежегодно увеличиваясь. Размер зарплаты, которая облагается страховыми взносами, также будет увеличен до 2,3 средних зарплат вместо нынешнего показателя 1,6.

Тарифы страховых взносов в 2014 г.

Для большинства компаний тарифы страховых взносов остались на уровне 2013г.:

  • 22% – отчисляются в ПФР;
  • 5,1% – отчисляются в ФФОМС;
  • 2,9% – отчисляются в ФСС.С выплат свыше предельной величины базы (624 тыс. руб. с 2014г.) взносы направляются лишь в ПФР (10%) на страховую часть. База рассчитывается с начала года нарастающим итогом по каждому работнику.

Новый расчет пенсии

C 2015 г. в РФ будет введен новый принцип расчета трудовой пенсии, который позволит закрыть «пенсионные дыры». Предполагается, что новоиспеченные пенсионеры с 2015 г. смогут решить указанную проблему без повышения пенсионного возраста, уменьшения выплат или передачи дополнительной нагрузки налогоплательщикам.

Итак, новая система предполагает:

  • базовую составляющую – представляет собой государственную гарантию выплат для всех без исключения граждан РФ при наступлении определенного законом возраста или соответствующего трудового стажа.
  • страховую составляющую – данная часть зависит преимущественно от добросовестности работодателя (размера уплаченных взносов) и состоятельности государства (экономической ситуации).
  • накопительную составляющую – ее размер формируется в добровольном и обязательном порядке, и зависит от воли работника.

Выплаты базовой пенсии будут возложены на Федеральный бюджет. Изначально она привязывается к базовому размеру с ежегодной индексацией 1.04. Размер повышения зависит от роста цен на потребительскую корзину или от уровня инфляции.

Сохранить пенсионные выплаты без поднятия возрастной планки можно посредством индексации выплат. Это зависит от реального возраста при выходе на пенсию. К примеру, работнику, который не оформил пенсию в срок и продолжает работать свыше года, добавят к начисленной пенсии 5,6%, от двух лет – 12%, от трех – 19% и дальше. Легко подсчитать, что выйдя на пенсию позже на 10 лет, нежели положено по возрасту, человек будет получать сумму, большую 2,11 раза.

Негосударственные пенсионные фонды

Почему важно успеть определиться с выбором НПФ до 2015г.? Люди, не обратившиеся в ПФ до 01.01.15г., лишатся 6%, подлежащих на сегодняшний момент отчислению на накопительную часть их трудовой пенсии из взносов работодателя. Они будут автоматически перенаправлены на страховую части пенсии. Тех граждан, кто уже перевел накопительную часть в НПФ или подал заявление о выборе управляющей компании, указанная процедура не коснется.

В условиях, когда средняя доходность инвестиций государственного агента Внешэкономбанка составляет до 9,9%, а уровень инфляции в свою очередь достигает 9,7%, представляется нецелесообразным оперативно переводить свои накопления в негосударственный фонд.
Важно знать:

  • Государство будет осуществлять пенсионные выплаты в любом случае, однако их размер зависит от человека.
  • Увеличить будущую пенсию в несколько раз можно лишь с помощью накопительной части.
  • Фонд нужно выбирать с учетом его доходности и рейтинга надёжности (А++ высшая степень). Можно выбирать фонд ежегодно (к примеру, где процент годовых выше).
  • При выборе НПФ следует ориентироваться на организации, работающие в вашем регионе. Иногда придется появляться там лично, поэтому фонд, расположенный поблизости, будет удобен.
  • Государство информировано о ваших накоплениях, так как на конец отчетного года фонды отчитываются в ПФР о сумме заработанных для вкладчиков денег.
  • Не забывайте, что государственные внебюджетные фонды (ФСФР, ПФР) на страже интересов граждан.Положительным моментом новой пенсионной реформы является вовлечение россиян в судьбу собственного будущего посредством контроля финансов. Возможность выбирать негосударственные пенсионные фонды позволит разумно увеличивать пенсионные накопления.

Понятие «накопительная часть пенсии» впервые появилось в отечественном пенсионном законодательстве в 2001 году, когда был принят закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Упомянутый закон вступил в действие с 1 января 2002 года и ознаменовал собою попытку реформирования пенсионной системы в России.

В результате принятия этого закона пенсия была поделена на три части: базовую, страховую и накопительную, каждая из которых должна была иметь свой обособленный источник финансирования. Вплоть до 2012 года – это понятие носило виртуальный характер, поскольку накопительная часть пенсии не назначалась.

Из чего формируется накопительная часть пенсии

Чтобы понять принципиальное отличие этой части пенсии от других ее частей, нужно разобраться в общей структуре пенсионной выплаты. Так, разделив пенсию на три части, государство закрепило за каждой из них свой источник финансирования.

Общий тариф пенсионных страховых взносов , которые уплачивали все работодатели за своих работников в Пенсионный Фонд, составлял в 2002 году 28% . Эти средства делились следующим образом:

  • 14% - поступали в Федеральный бюджет и расходовались на выплату базовой части пенсии;
  • 14% - поступали в бюджет Пенсионного фонда на финансирование выплаты страховой и накопительной части пенсии и учитывались на индивидуальном лицевом счете каждого работника.

Средства, поступающие в бюджет ПФР, в свою очередь делились на две части. Для мужчин с 1953 и для женщин с 1958 по 1966 год рождения включительно, на страховую часть пенсии поступали 12%, а оставшиеся 2% - на накопительную часть.

Для работников, родившихся в 1967 году и позже, отчислялось для финансирования накопительной части сначала 3%, затем постепенно это размер увеличился до 6%.

Результаты формирования накопительной системы

Однако большинство россиян не искушены в вопросах вложения средств. В результате, десятилетний эксперимент показал неутешительные результаты. Подавляющее большинство граждан не изъявило желания распорядиться своими пенсионными накоплениями. Только около 20% граждан, у которых имеются пенсионные накопления, перевели их в НПФ и менее 1% выбрали управляющую компанию, оставив средства в ПФР.

В 2005 году отчисление в счет накопительной части для старшей группы работников было отменено, а перечисленные средства остались на их счетах и лежали до 2012 года, с 1 июля которого появилась возможность установления накопительной части пенсии.

При этом выяснилось, что у большей части граждан эти накопления настолько невелики, что рассчитанный размер накопительной части пенсии составил менее 5% к ее общему размеру. Эти средства были выплачены и выплачиваются тем, кто выходит на пенсию, в виде единовременной выплаты.

Перспективы накопительной пенсии

В результате подведения итогов пенсионной реформы, государство решило судьбу накопительной части пенсии следующим образом. В конце 2013 года были принят закон, выделивший накопительную часть из общего состава пенсионной выплаты. Со следующего года это будет отдельная – накопительная пенсия.

Тем, за кого перечисляются 6% на ее финансирование, дано право до конца 2015 года, выбрать один из двух предложенных вариантов. Если они переводят свои накопления в негосударственный пенсионный фонд или УК, то взносы будут перечисляться в том же размере.

Если же такого заявления от гражданина не поступит, то все перечисляемые работодателем (в размере 16% ) страховые взносы будут поступать на финансирование страховой части пенсии в ПФР (этим средствами распорядиться нельзя).

Что такое пенсионные накопления

Именно средства, поступающие в счет финансирования накопительной части пенсии, стали называть пенсионными накоплениями. При этом их стало возможно:

  • инвестировать, то есть по желанию перевести в Негосударственный пенсионный фонд (НПФ);
  • доверить частной управляющей компании (УК);
  • оставить право распоряжения ими государственной управляющей компании (Внешэкономбанк).

Более 50 управляющих компаний и около 300 негосударственных пенсионных фондов предложили россиянам свои услуги в этой сфере. Все управляющие компании вправе вести рекламу своей деятельности, их перечень и данные о финансовом состоянии регулярно публикуются.

Предполагалось, что общая сумма пенсионных накоплений к моменту выхода на пенсию, будет возрастать с учетом доходности той компании, в которую граждане пожелали перевести свои накопления. При этом законом допускается возможность 1 раз в год переводить эти средства в разные компании или в НПФ.

Существенным отличием пенсионных накоплений от других источников финансирования пенсии является то, что накопленные средства подлежат наследованию. Правда, это правило работает только в случае смерти работника до того момента, пока он не начал получать накопительную часть.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей