Красивые слова о родословной. Высказывания по поводу генеалогии и о генеалогии от diderix. Я люблю свою родину, это тот уголок большой, красивой, плодородной, богатой мудрыми людьми и природными ископаемыми земли, которая находится в абзелиловском районе

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях - во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь - побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Или «Семья в куче - не страшна и туча». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет». Притом: «Семейный горшок всегда кипит». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Вот одна из них: «Согласие да лад в семье клад». Или «В семье согласно, так и дело идет прекрасно». Подчеркивалось: «Намеки да попреки - семейные пороки».

Про хороших супругов говорили: «У хорошей жены самовар блестит, а у хорошего мужа жена светится». Или: «Муж да жена - одна душа».

Мужу напоминали: «Три друга у тебя: отец, да мать, да верная жена». Потому надо ценить жену: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». Про мужа говорили: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». Или: «С милым мужем и зима не стужа». Притом: «За мостом трава зеленеет, за хорошим мужем жена молодеет». Главное, что: «Простой, да мой, герой, да чужой».

Про жену сказывали: «Жена, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Или: «От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь». И заключали мудро: «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

Отмечалось взаимное дополнение мужчины и женщины в семье: «Муж-голова, а жена-сердце». Или: «Без мужа что без головы, а без жены что без рук». Причем мужу советовали: «Учи жену без детей, а детей без людей».

В хозяйстве и обществе у супругов также различные роли: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое…

«Познай свой край … себя, свой РОД, свой народ, свою землю — и ты увидишь путь в жизни. Путь, на котором наиболее полно раскроются твои способности. Ты дашь ему продолжение, проторив тропинку, с той тропинки уже двинулись в жизнь твои потомки. И будешь ты».

Г. Сковорода

«Из рода в род пролагает жизнь мосты,

Без корней саду не цвести,

Без стремления лодка не плывет,

Без корней сохнет все живое. »

(Слова из песни Нины Матвиенко и Раисы Кириченко «Сок земли»)

Родословная память — явление в украинском быту достаточно уникальное. Его воспевали в песнях, говорили в стихах, преданиях, а особенно увековечили — в пословицах и поговорках. Да и, пожалуй, нет такой сферы в жизни украинского народа, которая не нашла отражения в искрометных и мудрых народных выражениях.

Украинские пословицы и поговорки являются значительной составляющей частью культуры народа, его сокровищем, которым он владеет с давних времен и каким обогащает новые поколения. Эти перлы народной мудрости редко просто констатируют некий факт, они рекомендуют или предостерегают, одобряют или осуждают, поучают или превозносят. Для них характерны не только наблюдательность, жизненный опыт, но и выразительность, юмор, ирония, здравый смысл. Вот и родственные связи, взаимоотношения в украинской культуре всегда сопровождались «перлами» устного народного творчества, передавались из поколения в поколение:

«Крепкая семья — крепкое государство»

«Какая семья — такой и я»

«Родственники хоть и ссорятся, и друг друга не чураются»

«Почитай отца и мать, то будет тебе везде гладко»

«Без семьи и своего рода — нет нации, народа»

В пословице: «Своего доправляйся, от роду не отчужай» , — говорится об основном, что касается твоих корней — каких бы ты вершин не достиг — всегда помни откуда и с какого рода ты происходишь, и не уклоняйся от своего прошлого, что является твоей историей.

В народной речи есть и такие высказывания, говорящие о неизвестном происхождении человека, одиночество — «Без роду и племени» , — говорили о человеке, который был без семьи.

«Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет»

«Человек без братьев и сестер — одинокое дерево»

«Человек без семьи, что дерево без плодов»

«Без рода, хоть с моста в воду»

«Ты можешь не знать своих родителей, но твоя семья существует независимо от твоего знания или незнания. Ты можешь удалиться от родственников, порвать с ними всякие отношения, но ты не вправе утверждать, что этих родственников у тебя нет» (Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка »)

Часто мы встречаем народные высказывания о ценности воспитания, уважение к родителям, что тебя вырастили, «на ноги поставили», хотя, не биологических, ведь семья — это родство не только по крови:

«Отец не тот, что породил, а то, что приготовил»

«Не та мать, что родила, а та, что воспитала (взрастила)»

«Не тот отец, родились, а тот, что до ума довел»

На Украине издавна почитались семьи, где было много детей:

«Много детей в семье — Божья благодать» . Эта пословица говорит о большой, дружественной и трудолюбивой семье, которая есть и благосостоянием, и взаимоуважением и взаимопомощью — высшими ценностями в семье. А о тех, кто имел одного-двоих — говорили:

«Где Одинец — семейству конец, где семь — счастье всем»

«Один сын — не сын ли, два сына — пол сына, три сына — вот только сын!»

Большая семья — большая ценность. Жизнь бурлит в таких семьях, традиции процветают, уважают старших, уважают.

«Дерево держится корнями, а человек семьей»

Мало кто знает, что в древности было обязательно знать поименно свою родословную до пятого или даже седьмого колена. Память о своих предках была естественной потребностью. Держаться своего рода, оберегать семейные реликвии, традиции, передавать их по наследству следующим поколениям — было обязанностью. Тех, кто отказывался или пренебрегал исторической памятью, пренебрежительно называли «людьми без роду-племени».

«Если забудешь тропинку к дому,

Какую детём напрямик протоптал,

И мать, и род свой, и слово крылатое,

Значит, чужаком бездушным ты стал. »

(Р.Братуня)

Каждый человек и каждый народ имеют свои святыни. Портрет на стене дедушки и бабушки — это не просто дань традиции, это память о тех, кто творил историю, с кого стоит брать пример. Сегодня почти все фото хранятся на электронных носителях, когда-то — зайдешь в хижину бабушки — а там вся история семьи на фотографиях, что развешенные на стенах, стоят на шкафах и в трельяж. Дедушки и бабушки — это живая мудрость, неписанная история нашего рода, опыт, полученный от них в наследство, остается золотым достоянием на всю жизнь. Часто наши бабушки и дедушки являются именно теми создателями легенд, сказок, пословиц и поговорок.

«Тысячи вещей , — писал Иван Франко, — в жизни забудете, а тех минут, когда вам дорогая мама или бабушка рассказывала байки, не забывайте до смерти.»

«Корми деда на печи, потому что сам там будешь»

«Почитай отца и Бога — будет тебе везде дорога»

«Пока деда, поты и хлеба»

«Пока бабы, поты и советы»

«Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа»

«Умный ребенок в отцовской свитке»

«Как родители относятся к своим родителям, так и дети будут относиться к ним»

«Молодежь богата мудростью родителей»

Как дерево держится на корню, так и каждый род держится на старейших его членах, поскольку именно они имеют большой опыт жизни и помогают молодым.

О сильной, крепкой семье, в которой поддерживают друг друга, семейный очаг, гнездо, к которому всегда хочется возвращаться сложено много народных пословиц и поговорок:

«В нашем роду нет переводу»

«Семья крепкая — горе плачет!»

«На печи всегда красное лето» — дома всегда тепло и уютно.

«Родные пенаты» — устаревший выражение, означающее родной дом, домашний очаг.

«К своему роду хоть через воду»

«Как мать родная, то и рубашка беленькая»

«Не ясли к лошадям ходят, а лошади в ясли»

«Всякая птичка свое гнездо знает»

«Свой дом — своя крыша; свой батюшка — своя радость»

«Свой дом не враг, когда придешь, то примет»

«Наш род хорош на плод»

«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон)

«В семье бывает всякое, случается и счастье» (Борис Трушкин)

Еще с детства нас учили наши родители, а их — наши бабушки и дедушки:

«Этот пальчик — дедушка,

Этот — моя бабушка,

Этот пальчик — мой отец,

Этот — моя мама,

А этот пальчик — это я!

А это вся моя родня!»

Уже тогда, на примере маленькой ручки малыша, формировали образ семьи и ее целостности.

Толстой Л.Н. писал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Есть в народном творчестве высказывания о семье, отражающие довольно ироничные отношения:

«Нет рода без урода» . Однокоренное «урод» свидетельствует, что бывали случаи, когда представители рода были совсем не похожи на остальных его членов, в частности речь идет о различии моральных установок.

«Десятая вода на киселе» — об очень далеких или даже сомнительных родственниках.

«Такой родственник, как черт козе дядя»

«Не трать хода к плохому роду»

«Как к такому роду, то лучше с моста в воду»

«Род большой, а пообедать негде». Довольно часто так складываются семейные отношения, хотя и большая семья, а любви и дружбы нет. Каждая отдельная семья живет сама по себе и не родичаеться с родней.

«Когда много родственников, семь раз пообедал, или ни разу не ел»

«Несчастная семья, как беда»

«У детей высокие пороги, а у родственников хотя бы еще выше были»

«Большой род, а нигде приклониться»

«Столько родни, что лапти одни»

«Родня до половины дня, а как солнце зайдет — и сам черт не найдет!» — Другая трактовка «когда приходит беда в дом — и некому помогать».

«При хороших временах — братья и собратья, а при плохих — нет и семьи»

«В недружественный семье добра не бывает»

«Своих много, а как пришлось топиться, то ни за кого и ухватиться»

«Родня только в черный день»

«Род большой, а родственника нет»

Очень много в народном фольклоре есть высказываний о сходстве родителей и детей, сходство детей к родителям поступками, характером, способностями. Ведь именно семья является ячейкой любви и тепла для ребенка, дает ему представление о доброте, нравственности, культуры поведения. Поэтому в народе говорят:

«Какой дуб, такой клин, какой отец, такой сын»

«Какое дерево, такие его цветы; какие родители, такие и дети»

«Отец — рыбак, то и дети в воду смотрят»

«Какой куст, такая и хворостина, какой отец, такая и дитина»

«Какие мамка и папа, такое и дитя»

«С кривого дерева — кривая и тень»

«Какое волокно, такое и полотно»

«Какая плотина, такая мельница; какой отец, такой сын»

«Какое зелье, такое и семечко»

«От лося — лосята, а от свиньи — поросята»

«Родители трудолюбивые — и дети не ленивые»

«Какой род — таков и плод»

«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика» (Ж.Жубер)

Об отношениях родителей и детей, которые не уважают свои корни, достаточно часто мы встречаем в народных поговорках и пословицах:

«Добрые дети — родителям венец, а злые дети — конец»

«От малых детей голова болит, а от больших — сердце»

«Добрые дети добре слова послушают, а плохие — и палки не боятся»

«Добрые дети на ноги поставят, а злые и с ног свалят»

«Охотнее один отец выкормит десять детей, чем десять детей одного отца»

«Почитай отца и мать — будет тебе везде гладко»

Пожилые люди боятся одиночества, поэтому с их уст звучат следующие слова, говорят о детях, которые, как птицы, улетят из родительского дома, и позабудут своих отца и мать:

«Дети, дети, хорошо с вами летом, а зимовать — горевать!»

«Дочь — как ласточка: пощебечет, пощебечет и полетит»

Семья — маленькое государство, которое имеет свои законы, права и обязанности, традиции, которые передаются из рода в род, ценности. «Семья — не ячейка государства. Семья — это государство и есть» (Довлатов). О добрых отношениях в семье в народе говорят:

«Хорошо там живется, где вместе сеется и жнется»

«Зачем и клад, когда в семье лад»

«В дружной семье и в холод тепло»

«В своей семье всякий сам большой»

«В семье и каша гуще»

«Где мир и лад, там и Божья благодать»

«За общим столом еда вкуснее»

«Семья крепкая строем»

«Есть род — будет и обед»

«Как не станет — то отец достанет, не будет — то и мать добудет»

«Сын в семье — опора, а дочь — украшение»

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (Сухомлинский)

«Семья — вот что самое важное, вот что заставляет биться мое сердце» (Филипп Грегори «Еще одна из рода Болейн»)

Какого бы возраста и статуса человек не был, где бы он не жил и каких взглядов бы не следовал, он нуждается в семьи. Сначала в той, где рождается и растет, затем — той, которую создает сам и где растит своих детей. Доверие, забота, поддержка — вот с чем ассоциируется это слово. В чем же тайна «малой ячейки общества»? В некоторой степени это можно понять, изучив высказывания о семье, звучавшие в разное время у разных народов. Мудрые высказывания о семье отличаются особой глубиной. Чего стоит, например, остроумное замечание древнегреческого математика и философа Пифагора, в котором он советует родителям и матерям «беречь слезы своих детей, чтобы они могли проливать их на отцовской могиле» . Ведь, действительно, чем сердечнее, справедливее и нежнее мы относимся к детям, тем более искренней будет их печаль, когда мы уйдем. Очень точно сказал о семье политик Брэд Генри: «У нее есть сила вдохновлять нас на подвиги и утешать, когда мы вдруг оступаемося» . Для французского летчика и писателя Антуана Сент-Экзюпери чудо заключалось в том, что «родной дом способен незримо создавать в сердце пласты нежности, где как воды источника, рождаются мечты».

Семья, род — является основной опорой, «столпами» для становления нас как личности. Мы должны это ценить и помнить, и слава нашим предкам за ценные советы и наставления, по созданию семейного очага и поддержанию его, которые они увековечили в этих поговорках, пословицах, изречениях.

«… А что ребенку надо?

Дом красивый, белый.

И, как светлый образ,

Мамин взгляд добрый,

И отца дорогого

Слышать доброе слово.

А еще хорошо бы иметь

И сестру, и брата… »

Людмила Коваль ©

P.S.

Статтью подготовлено специально для . Если Вы заинтересованы в исследовании своих семейных корней, хотите создать генеалогическое дерево, найти документы о происхождении для Карты Поляка — обращайтесь к нам.

и песни

Проникновенный стих –людскую лечит душу...

Проникновенный стих – людскую лечит душу,
Согреет он её и боль заговорит,
Прочти стихи, мой друг, или чтеца послушай,
Ведь в них сама Душа, поэта, говорит.

Порой скорбит она, порой она в них плачет,
То радость в тех стихах, то грустный в них мотив,
Но тронул сердце стих, и это много значит -
Он до тебя донёс добро и позитив.

Талантлив ли поэт, иль пишет неумело,
У всякого свой вкус, цензура и запрет…
Рождён ли в муках стих, или написан смело,
Ведь главное - есть смысл, или его там нет.

Проникновенен стих, он лечит людям душу,
Что мается порой, и выхода не зрит.
А иногда, в себе, хранит такую ношу,
Что тяжестью её, как грузом тяготит.

Кто верует в добро, кто стих понять способен,
Тот светлый человек, И Бог его хранит,
Поэт ведь не всегда бывает многословен,
И не всегда своей он жизнью говорит.

Ведь стих написан был самой душой поэта,
И потому, что кто-то, себя узнав, притих,
Поэтам так дано, им не дано лишь это -
Знать наперёд, о чём душа напишет стих…




СТИХИ О РОДОСЛОВНОЙ

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Говори мне, мама, говори!
Жизнь свою рассказывай подробней,
Всю судьбу сначала повтори,
Не спеши, я сяду поудобней!

Что и как, кто был кому родня,
Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня,
Ну и что ж, нас это не волнует!

Корни родословной глубоки,
Я мечтаю знать о них побольше,
Времена те были далеки,
Хочется, чтоб помнили их дольше!

Твой рассказ подробно запишу,
Ничего я, вроде, не забыла,
От волненья чувств своих дрожу:
Как же много в жизни всего было!

Связь времён легла на мой листок,
Стало ближе прошлое мгновенно!
Всех эмоций не сдержать поток,
И не нужно это совершенно!

Помнить всё и знать родной свой род
Я считаю, что обязан каждый,
Может это приведёт народ
В век неравнодушия однажды!



Я не знаю своей родословной,
Дальше прадедов счёт не идёт,
Только знаю — в родне моей кровной
Были все не гулящий народ.

В праздник — песенники, балагуры,
В будни — слово клещами тяни.
И хоть драли с них разом три шкуры -
Всё равно выживали они.

Дома разве зимой ночевали,
Чуть весна — у костров на станах.
Ляда прятали, пни корчевали,
Нагоняя на лешего страх.

Жито ль сеяли, траву ль косили —
На земную молились красу.
И дивились медведи их силе,
Уступая дорогу в лесу.

Говорили друг другу соседи:
— Что б у них ни случилось в дому,
Работяги двужильные эти
Не пойдут на поклон ни к кому.

Не заплачут, на улицу выйдя,
Всё, как есть, из избы вынося...
Я на предков моих не в обиде,
Коль характером в них удался!

Стихи Рыленкова


"Семейный альбом» - это огромный, необъятный альбом всех наших историй, запечатленных, собранных воедино и потому правдивых и неизменных во времени."
(Проект "Семейный альбом")












СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Метель за окном замела мягким пледом Зеркальную гладь, укрывая реки. Бессонницы бездна, и мысли при этом На шабаш летят, как к огню мотыльки. Глядят с фотографий знакомые лица, Ведут разговоры, заходят в мой дом. Как памяти книгу, страница к странице, Здесь время безвластно, рассыпет мгновения, Как звёзды по небу, как листья в саду. Историю жизни пяти поколений, Цепочкою судеб в едино сведу. Вот дед улыбнулся, и я тут мальчишка, И мама идёт по траве босиком. Страница к странице, как памяти книжку, Листаю я старый семейный альбом. Хранитель былого, наследник секретов, В нём молодость вечна, а старость мудра. Здесь каждое фото душою согрето, Окно для потомков, учитель добра. Нас жизнь разбросала, расставив границы, Но в дни, когда смех наполняет мой дом, Под вечер за чаем, страница к странице, Листаем мы старый семейный альбом. Владимир Тиссен

Песня "Семейный альбом " http://vladimir-tissen.com/semeynyy_albom

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Семейный альбом, это летопись жизни.
В нем те, с кем когда-то прожил человек.
Вся долгая жизнь, от рожденья до тризны,
Кто рядом с ним был, с кем прошёл его век.

В нём бабушка, мать, в нём отец, дети, внуки,
Все те, с кем дружил и кого он любил.
Вот сядешь порой, полистаешь от скуки
И будто бы снова родных навестил.

Найдёшь в нём себя, где ещё ты ребёнок,
Где мать ещё держит тебя на руках,
Где выйти ещё не успел из пелёнок,
Ещё не умеешь ходить на ногах.

Страничка ещё, та, где ты уже в школе.
Серьёзные лица друзей и подруг.
Где жизнь для тебя, как степное приволье,
Как яркий, большой, нескончаемый круг.

А вот на тебе гимнастёрка, пилотка,
Другое совсем выраженье лица.
Другие глаза и другая походка,
Какая когда-то была у отца.

А вот и отец, я его и не знаю.
Меня он зачал и ушёл воевать.
Но всё ж постоянно о нём вспоминаю,
Жаль, не довелось мне его повидать.

А это бабуля – простая крестьянка,
В деревне всю долгую жизнь прожила.
Как жить, обучала меня постоянно
И сколько в ней было души и тепла.

Вот мамино фото, ну как же красива!
Как солнце, как всё, что мне радует глаз.
Она, как никто меня крепко любила,
Как жаль, что её нет со мною сейчас.

Вот дочки, то ради чего жизнь я прожил,
Какие улыбки, какие глаза!
И на меня вроде чем-то похожи,
А именно чем, не могу и сказать.

Листаю ещё, а вот внук и вот внучка.
На них не могу равнодушно смотреть.
Они – дорогие мои почемучки,
Когда их увижу, мне хочется петь.

А вот и жена, с ней так долго я прожил.
Влюблённость, свидания, дети, закат.
Чего только не было в жизни, о, Боже!
Но жили не плохо, как все говорят.

Вот так и живу, как страницы листаю,
На старые фото порою смотрю.
Сколь долго мне жить, я конечно, не знаю,
Об этом пока много не говорю.


СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Пролетели годы быстро что-то

И опять я в зеркало смотрю,

Взяв альбом с семейным старым фото

Вглядываюсь в молодость свою.


На руках у бабушки лежу.

В объектив испуганно гляжу.


Новый белый фартук, умный взгляд.

Это я пою со всеми в хоре,


Пятый класс...Всё бантики да ленты.

Нос курносый, локон завитой.

Это школьный бал и комплементы!


Тут рожденье дочки, сыну - год!

А на этом снимке из роддома

Бабушка уж внученьку несёт..


Именины, свадьбы и крещенья...

Шаг за шагом пролистав всю жизнь,

Год за годом множа день весенний,

Время бесконечное бежит.


Жизнь летит со скоростью ракеты...

Снегом запорошило висок

И морщинки - осени приметы -

Пролегли у глаз наискосок.


Я то знаю, что они от смеха

И мельканья спиц в ночной тиши -

В час несчастья или в дни успеха,

Посмотреть альбом свой поспеши...


Татьяна Лаврова

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ


Ах, чего только не было с нами!

Первый шаг, первый класс, первый вальс
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас

Сколько всякого мы позабыли,
Сколько снова забудем потом
Чтобы вспомнить, какими мы были,
Загляните в семейный альбом

Годы быстрые катятся с горки,
И вернуть их наверх не дано.
Позади у нас, как в поговорке,
Было много мостов сожжено.

Все нам дорого - каждая малость,
Каждый миг в отдаленье любом.
Чтобы все это не потерялось,
Сохраните семейный альбом.

И летят за страницей страницы -
Наших дней верстовые столбы,
И в домашнем альбоме хранится
Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,
С кем-то встречу дарила мельком.
Чтобы жизнь повторилась сначала,
Загляните в семейный альбом.

М.Танич

НАПЕРЕКОР ВО ЙНЕ Клад нашла я в старом нашем доме (Как давно я не бывала тут!) - Желтенький конверт лежал в альбоме, Тот, что треугольником зовут. Никогда не видела такого, Дедушка письмо писал жене, Из далекого сорок второго – Гимн Любви, наперекор войне! Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Повстречал тебя он в сельской школе, Где учил истории детей. И, увидев в шумном коридоре, Про себя назвал тебя своей... Все ученики в тебя влюбились! И, наверно, это неспроста. Радостью глаза твои лучились И с улыбкой ты была всегда! Свадьбу отыграли и зажили, Сын уж был у вас в сороковом. Но не довелось, недолюбили, Много отложили на потом... Дедушка на фронт просился тоже. Стал сержант он гвардии лихой. Он на фото выглядит моложе, Хоть и был не очень молодой... Припев: Бабушка, милая, посидим! Вспомним про деда, поговорим Как он любил, дарил цветы, Как ты ждала его с войны? Бабушка, разве бывает так? Трудно всю жизнь объяснить в словах, Боль и любовь, мечта и страх.... Просто письмо держу в руках... Он писал: "Мне жаль, мои родные, Что фашистов не прогнали мы! Как люблю, скучаю, дорогие! Сына я не видел с той зимы..." Но пропал мой дед в сорок четвертом... И всю жизнь его ты прождала... Есть медаль и за отвагу орден... Память и любовь не умерла! На фоне мелодии припева речетатив: Бабушка, милая! ..

Когда тебя хоронили 12 мая валил снег и в этот же день мы получили известие из Полоцка

о том, что найдена братская могила, где похоронен дед..... И в последний путь все провожали Бабушку той снежною весной, Со слезой в глазах, дрожа читали, Что нашелся муж ее – герой... Братскую могилу отыскали! Легчу будет пусть ее душе! Деда моего письмо читали, Гимн Любви, наперекор войне! Бабушка, милая... Бабушка, милая... Слова и музыка Марии Жуковой

Старые фото

Я в руки взяла фотографии детства
От слез это самое верное средство!
Вот смотрит в глаза с фотографии мама,
Красива,дерзка, молода и упряма
С другой, улыбаясь мне, смотрит отец
С ним рядом в тельняшке безусый юнец
Вновь папа. Сестра на руках у него.
Он в вечность ушёл, не вернуть уж его
Вот горстка подруг собралась в одночасье.
Всё мирно, всё дружно и светится счастье
В глазах озорных и глазах молодых.
Уже никого не осталось в живых
И вновь, улыбаясь мне мама глядит
глазами,все сбудется," мне говорит...
Вот море,вот Сочи,вот Зимний дворец
Цветущая вишня и рядом отец
Вновь море, Ташкент, это просто Москва,
Вновь мама и дочка и просто зима
Вот пёс возле будки из детства дружок,
Я с мамой на кухне,мой первый урок
Вот первенец мой,скоро в школу идти.
Сумеет ли он себя в жизни найти?
Вот дочку уже на руках держит мама.
Горласта как я и надеюсь упряма...
А вот на коленях знакомые руки,
А рядышком в ряд повзрослевшие внуки
Ведь выросли дети, а я повзрослела

Как мало я всё таки в жизни успела!
Когда то возьмут фотографии эти
И, будут смотреть их детей моих дети!
Я им улыбнусь,если кто-то заметит
Глазами "всё сбудется" мама ответит

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях - во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь - побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».
Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих… Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Или «Семья в куче - не страшна и туча». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет». Притом: «Семейный горшок всегда кипит». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Вот одна из них: «Согласие да лад в семье клад». Или «В семье согласно, так и дело идет прекрасно». Подчеркивалось: «Намеки да попреки - семейные пороки».

Про хороших супругов говорили: «У хорошей жены самовар блестит, а у хорошего мужа жена светится». Или: «Муж да жена - одна душа».

Мужу напоминали: «Три друга у тебя: отец, да мать, да верная жена». Потому надо ценить жену: «Жена не гусли: поиграв, на стенку не повесишь». Про мужа говорили: «Птица крыльями сильна, жена мужем красна». Или: «С милым мужем и зима не стужа». Притом: «За мостом трава зеленеет, за хорошим мужем жена молодеет». Главное, что: «Простой, да мой, герой, да чужой».

Про жену сказывали: «Жена, что лебедь-птица, вывела детей вереницу». Или: «От плохой жены состаришься, от хорошей помолодеешь». И заключали мудро: «С доброй женой горе - полгоря, а радость вдвойне».

Отмечалось взаимное дополнение мужчины и женщины в семье: «Муж-голова, а жена-сердце». Или: «Без мужа что без головы, а без жены что без рук». Причем мужу советовали: «Учи жену без детей, а детей без людей».

В хозяйстве и обществе у супругов также различные роли: «Баба да кошка в избе, мужик да собака на дворе».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое…

Лазарев С.В.

________________________________________

Сборник статей и материалов посвященный деревне Любощь и местам ее окружающим.

Высказывания по поводу генеалогии и о генеалогии.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека, -
Залог величия его.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, что бы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Второзаконие 5:16 (пр. 1000 лет д.Р.Х.)

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Малахия 4:5,6 (пр. 500 лет д.Р.Х.)

Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни.

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947)

Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай свой взор на зады, чем сбережёшь себя от знатных ошибок.

Козьма Петрович Прутков (1803-1863)

Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки. Душа не более, как тысячеголосный хор предков. И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!


Письма к русской нации. 1911

Как у животного, так и у человека имеют место процессы ухаживания, спаривания, постройки гнезда, выращивания детей и освобождения их для самостоятельной жизни…. Критическое же различие между человеком и животным состоит в том, что человек – единственное животное, учитывающее дальнее родство.

Jay Haley (1923-2007)

Именно, ушедшие от нас в другой мир предки выполняют роль наших ангелов хранителей. Они продолжают быть сопричастны к земным делам и сохраняют свою земную эмпирическую сущность, пока помнят их добрые дела и поступки. Их силы по защите нас, их возможности предостеречь нас от ошибок во многом определяются тем, насколько хороша наша связь с ними, связь через память! Воспоминая все лучшее о наших предках, мы как бы достраиваем ту часть моста, по которому может прийти их помощь. Чем о большем количестве предков мы помним, чем более конкретна эта память, тем больше потенциал сил хранящих нас. Подобно тому как наша любовь к Богу нужна прежде всего не ему, а нам, точно так же и наша любовь к ушедшим от нас предкам, является путем нашего взаимодействия с ними.

История родов отражает вечный конфликт человеческого бытия: рост индивидов, их достижений, с одной стороны, и слабости, неудачи отдельных лиц, обремененность смертью – с другой. Поэтому говорить о бессмертии личности можно лишь через посредство опыта и памяти в поколениях ее потомков.

Михаил Васильевич Борисенко.

Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все, что можете о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг.
... Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937).
Завещании моим детям.

Не родители, а скорее генеалогии родителей (деды прадеды, бабки и прабабки) являются подлинными прародителями детей и больше объясняют их индивидуальность, чем они сами, непосредственные итак сказать случайные родители….

Не только тело ребенка, но и его душа происходят из ряда предков, поскольку этот род индивидуально отличен от коллективной души человечества.

Carl Gustav Jung (1875-1961)

Род есть некое повествование, каждый член которого есть фраза этого текста. Человек вырванный из контекста истории рода столь же безсмысленен как и фраза выдранная из текста. Так же как и выдранная фраза этот человек готов приобретать любые смыслы кроме истинного, так как истинный смысл может быть понятен только в истинном изначальном контексте. Понимание смысла фразы и смысла жизни человека может быть достигнуто только через понимание контекста в котором они были созданы, через понимание предыдущего и последующего текста.

Сергей Владимирович Кочевых

Жизненная задача всякого - познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого - познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную в себе, а свою - как члена рода как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937).

Нам же простым гражданам несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная – Родина – принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы – всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть – в земле, третья на небе, и так же нравственно столь же живы, как и мы, но кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы их оживленное сознание, - следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени.

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918).
Письма к ближним. СПб., 1913.

Гуляет по интернету несколько эвристическое толкование смысла каждого поколения, которое, возможно, кому то окажется полезным.

Семь поколений символизируют его семь энергетических уровней. Каждое поколение формирует в нашей жизни определенные аспекты:

Первое поколение - это вы.

Второе поколение - ваши родители – их два человека, они – формируют тело, здоровье, передают семейные сценарии.

Третье поколение - две бабушки и два дедушки – 4 человека – отвечают за интеллект, способности, таланты.

Четвертое поколение - четыре прабабушки и четыре прадедушки – 8 человек – хранители гармонии, радости в жизни и материального благополучия.

Пятое поколение - родители прадедов – 16 человека – отвечают за безопасность в жизни.

Шестое поколение - деды прадедов – 32 человека – обеспечивают связь с традициями. 32 человека шестого поколения символизируют 32 зуба, где каждый зуб связан с каждым предком. Если у вас есть проблемные зубы, стоит наладить отношения с предками.

Седьмое поколение - прадеды прадедов – 64 человека – отвечают за страну, город, дом, в котором мы живем.

Если 64 человека разобрать по цифрам, то вот что получается: 6+4 = 10, 1+0 = 1 – Снова первое поколение. Таким образом, замыкается круг рода семи поколений.

Для того, чтобы наладить отношения со своим родом, прежде всего, нужно узнать имя каждого человека, его жизнь и судьбу. В наших руках получить поддержку своего рода, благословение на исполнение самых заветных желаний.

Управление будущим всегда осуществляется на основе изменений прошлого. Будущее будит таким, какое у вас есть представление о прошлом. Не осмыслив истинную историю, ты никогда не поймешь ничего

Виктор Алексеевич Ефимов (1948 -)

Иметь свою историю означает распоряжаться прошлым, подчинять себе традицию.

Николай Александрович Морозов (1854-1946).

Мы, русские, относимся с пренебрежением к своему фамильному прошлому. Большинство своими предками не интересуется и вряд ли знает свою родословную далее дедов, степень уважения к которым, обыкновенно, соизмеряется с тем состоянием, которое они оставили. Историческое самосознание, столь необходимое для великого народа не придет до тех пор, пока не установится духовная связь между потомками и предками, сокрытыми в глубине веков.

Петр Иванович Кречетов (1873 – после 1910)
Материалы для описания Орловской губернии. Рига 1905.

Россия далеко отстала от других цивилизованных стран и в этом отношении стоит на последнем месте, имея сравнительно небольшую генеалогическую литературу. Мы не знаем ни одного маломальски культурного народа в мире, который бы так мало обращал внимания на свое прошлое, так мало бы ценил прошлое деяние своих предков, как это делает великий русский народ, у которого мы замечаем полное отсутствие самосознания, самоуважения и вследствие этого самопознания.

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947)
Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте. Первое полугодие. М., 1908.

Только народы совершенно грубые бывают равнодушны к своему прошедшему; забота о существовании подавляет у них все другие интересы. Но чем высшую степень образования занимает народ, тем больше он принимает участия в исследовании своей старины.
Если Россия не займется изучением своей древнейшей старины, то она ни исполнит своей задачи, как образованного государства. Дело это уже перестало быть народным: оно делается общечеловеческим.

Karl Ernst von Baer (1792-1876). Franz Anton Schiefner (1817-1879).

Я убежден, что наши более отделенные и, несомненно, более культурные потомки не поблагодарят нас за наше преступное пренебрежение к старине своего народа, что наступит и у нас в России такое время, когда у ее сынов возродиться доброе историческое чувство, появится национальное самосознание и необходимость самопознания...

Леонид Михайлович Савелов (1868-1947).
Выдающийся русский генеалог

У рабов нет истории.

Как нет истории у проигравших (читай рабов, то есть проигравших оставленных жить на условиях победителей).

Рабы-проигравшие, это сущности выключенные из истории (читай памяти людей). У них нет прошлого, настоящего и не может быть будущего без изменения ситуации, потому что не они пишут правила, и соответственно, у них нет доступа к истории.

И все таки, они включаются во временной континиум победителей (пока они им нужны живущими, как корм), которые и прописывают им приятные картины прошлого, будущего, из которых как бы вытекает почему они должны выполнять предписанные им правила жизни в настоящем.

Поэтому история есть только у принимающих решения в прошлом, настоящем и намеревающихся это делать в будущем. Хотя и тут есть ловушка, победители бояться своего корма и поэтому используют свою монополию на правду не только для создания мифов для корма, но и для уничтожения настоящей истории своих побед, дабы она не стала достоянием корма, им важно убедить корм, что быть кормом это хорошо и горячее историческое желание самого корма.

Получается, что настоящая история не нужна никому, все то ее бояться, и властьимущие, и корм (корму не нужна правда, так как одним из принципиальных условий на которых ему даруется жизнь, есть принятие правил и истории победителей).

Реальная история чаще всего не совпадает с мифами и фантазиями людей, поэтому ее могут воспринимать только смелые и мужественные люди.

Работать с историей, ее изучать и сохранять могут только способные принимать решения, то есть максимально самовластно реализовать свободу выбора, могут только те, кто обладает наибольшей полнотой экономической свободы, производной от которой являются все остальные свободы, в частности, свобода обладания СВОЕЙ историей.

Наличие СВОЕЙ, личной, индивидуальной, персональной истории является маркером наличия свобод, наличие личности, персоналии, субъектности, и, соответственно, наоборот.

Изучение и сохранение генеалогии и истории, и в конце концов конституирование СВОЕЙ истории, является важным шагом на пути к обретению свободы. В данном случае это путь воздействия на причину через следствие. Но это работает.

Сегодня пока имеются уникальные возможности для изучения генеалогии, которых не было никогда в истории человечества. Не стоит упускать этот шанс.

Сергей Владимирович Кочевых

Власть состоит в том, что бы разорвать сознание людей на куски и составить в таком виде в каком ей угодно. Прошлое запрещено. Почему. Потому, что оставляя человека без прошлого, мы оставляем его без семьи, без детей, без друзей. Не будет другой верности кроме партийной верности. Не будет иной любви кроме любви к старшему брату. Остальные радости будут уничтожаться. Жизнью мы управляем на всех уровнях. Человеческую натуру создаем мы. Люди бесконечно податливы. Человечество беспомощно как скот.
- Я знаю, что вас ждет крах. Во вселенной есть дух.
- И что же это за дух.
- Не знаю, человеческий дух.
Цитата из кинофильма «1984»

Все эти Полтавы и Измаилы, Сенатская площадь и журнал «Современник», Петербург и муки Раскольникова – это все не про нас. Где-то отдельно жили двести – триста тысяч других людей. Это их жизнь, их история, их Россия. А десятки миллионов жили другой жизнью.

Если мы хотим понять себя, то чтение школьного учебника по истории не дает ровно ничего. Это учебник по истории русского государства и его недальновидной, склочной «элиты». Эта история ничего нам про нас не объясняет. А история (на)рода еще не написана. И если мы хотим понять, кто мы, откуда и как мы такие появились, то ее нужно написать. Обязательно.

Свободный пересказ цитаты из работы Альфреда Рейнгольдовича Коха (1961-)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Сочинения в 2-х томах. Том 2. Стр. 619-621. М., 1989.
Тайна прогресса.
1897 год.

Знаете ли вы сказку?

В глухом лесу заблудился охотник; усталый, сел он на камне над широким бурливым потоком. Сидит и смотрит в темную глубину и слушает, как дятел все стучит да стучит в кору дерева. И стало охотнику тяжело на душе. “Одинок я в жизни, как в лесу,- думается ему,- и давно уж сбился с пути по разным тропинкам, и нет мне выхода из этих блужданий. Одиночество, томление и гибель! Зачем я родился, зачем пришел в этот лес? Какой мне прок во всех этих перебитых мною зверях и птицах?” Тут кто-то дотронулся до его плеча. Видит: стоит сгорбленная старуха, какие обыкновенно являются в подобных случаях, - худая-худая, а цветом как залежавшийся цареградский стручок или как нечищеное голенище. Глаза угрюмые, на раздвоенном подбородке два пучка седых волос торчат, а одета она в дорогом платье, только совсем ветхом, - одни лохмотья. “Слышь, добрый молодец, есть на той стороне местечко - чистый рай! Туда попадешь - всякое горе забудешь. Одному дороги ни в жизнь не найти, а я прямехонько проведу, - сама из тех мест. Только перенеси ты меня на тот берег, а то где мне устоять поперёк течения, и так еле ноги двигаю, совсем на ладан дышу, а умирать-то - у-ух как не хочется!” Был охотник малый добросердечный. Хотя словам старухи насчет райского места он совсем не поверил, а вброд идти через раздувшийся ручей было не соблазнительно, да и старуху тащить не слишком лестно, но взглянул он на нее, - она закашлялась, вся трясется. “Не пропадать же, - думает, - древнему человеку! Лет за сто ей, наверное, будет, сколько тяготы на своем веку понесла, - нужно и для нее понатужиться”. “Ну, бабушка, полезай на закорки, да кости-то свои к нутру подтяни, а то рассыплешься, - в воде не соберешь”. Вскарабкалась старушка к нему на плечи, и почувствовал он такую страшную тяжесть, точно гроб с покойником на себя взвалил, - едва шагнуть мог. “Ну, думает, - теперь уж на попятки стыдно!” Ступил в воду, вдруг как будто не так тяжело, и там с каждым шагом все легче да легче. И чудится ему что-то несодеянное. Только он шагает прямо, смотрит вперед. А как вышел на берег да оглянулся: вместо старухи прижалась к нему красавица неописанная, настоящая царь-девица. И привела его на свою родину, и уже он больше не жаловался на одиночество, не обижал зверей и птиц и не искал дороги лесу.

В каком-нибудь варианте всякий знает эту сказку, знал ее и я еще с детства, но только сегодня почувствовал за нею совсем не сказочный смысл. Современный человек в охоте за беглыми минутными благами и летучими фантазиями потерял правый путь жизни. Перед ним темный и неудержимый поток жизни. Время, как дятел, беспощадно отсчитывает потерянные мгновения. Тоска и одиночество, а впереди - мрак и гибель. Но за ним стоит священная старина предания - о! в каких непривлекательных формах - но что же из этого? Пусть он только подумает о том, чем он ей обязан; пусть внутренним сердечным движением почтит ее седину, пусть пожалеет о немощах, пусть постыдится отвергнуть ее из-за этой видимости. Вместо того, чтобы праздно высматривать призрачных фей за облаками, пусть он потрудится перенести священное бремя прошедшего через действительный поток истории. Ведь это единственный для него исход из его блужданий - единственный, потому что всякий другой был бы недостаточным, недобрым, нечестивым: не пропадать же древнему человеку!

Не верит сказке современный человек, не верит, что дряхлая старуха превратится в царь-девицу. Не верит - тем лучше! Зачем вера в будущую награду, когда требуется заслужить ее настоящим усилием и самоотверженным подвигом? Кто не верит в будущность старой святыни должен все-таки помнить ее прошедшее. Отчего не понесет он ее из почтения к ее древности, из жалости к ее упадку, из стыда быть неблагодарным. Блаженны верующие: еще стоя на этом берегу, они уже видят из-за морщин дряхлости блеск нетленной красоты. Но и не верящие в будущее превращение имеют тоже выгоду - нечаянной радости. И для тех, и для других дело одно; идти вперед, взяв на себя всю тяжесть старины.

Если ты хочешь быть человеком будущего, современный человек, не забывай в дымящихся развалинах отца Анхиза и родных богов. Им был нужен благочестивый герой, чтобы перенести их в Италию, но только они могли дать ему и роду его и Италию, и владычество мира. А наша святыня могущественнее Троянской, и путь наш с нею дальше Италии и всего земного мира. Спасающий спасется. Вот тайна прогресса,- другой нет и не будет.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001).

ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН

Задами пробрался я к нашему дому (55°57"37.6"N 92°34"21.9"E). Мне хотелось первой встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей. Старые, бескорые жерди на нашем и соседнем огородах осыпались, там, где надо быть кольям, торчали подпорки, хворостины, тесовые обломки. Сами огороды сжало обнаглевшими, вольно разросшимися межами. Наш огород, особенно от увалов, так сдавило дурниной, что грядки в нем я заметил только тогда, когда, нацепляв на галифе прошлогодних репьев, пробрался к бане, с которой упала крыша, сама баня уже и не пахла дымом, дверь, похожая на лист копирки, валялась в стороне, меж досок проткнулась нынешняя травка. Небольшой загончик картошек да грядки, с густо занявшейся огородиной, от дома полотые, там заголенно чернела земля. И эти, словно бы потерянно, но все-таки свежо темнеющие грядки, гнилушки слани во дворе, растертые обувью, низенькая поленница дров под кухонным окном свидетельствовали о том, что в доме живут.

Враз отчего-то сделалось боязно, какая-то неведомая сила пригвоздила меня к месту, сжала горло, и, с трудом превозмогши себя, я двинулся в избу, но двинулся тоже боязливо, на цыпочках.

Дверь распахнута. В сенцах гудел заблудившийся шмель, пахло прелым деревом. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери, и хотя шел я осторожно, будто пробегал лишку и теперь боялся потревожить прохладный покой в старом доме, щелястые половицы все равно шевелились и постанывали под сапогами. И чем далее я шел, тем глуше, темнее становилось впереди, прогнутей, дряхлее пол, проеденный мышами по углам, и все ощутимее пахло прелью дерева, заплесневелостью подполья.

Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки на клубок.
Я замер у двери.
Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки синяя кружка на припечке, так они и стоят; как торчали за настенной дощечкой вилки, ложки, ножик, так они и торчат, только вилок и ложек мало, ножик с обломанным носком, и не пахло в кути квашенкой, коровьим пойлом, вареными картошками, а так все как было, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.
- Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милово. У меня в ногу стрелило… Испужаюсь или обрадуюсь – и стрельнет…

И говорила бабушка привычное, привычным, обыденным голосом, ровно бы я, и в самом деле, отлучался в лес или на заимку к дедушке сбегал и вот возвратился, лишку подзадержавшись.
- Я думал, ты меня не узнаешь.
- Да как же не узнаю? Что ты, бог с тобой!
Я оправил гимнастерку, хотел вытянуться и гаркнуть заранее придуманное: “Здравия желаю, товарищ генерал!”
Да какой уж тут генерал!
Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Клубок скатился с ее колен, и кошка не выскочила из-под скамьи на клубок. Кошки не было, оттого и по углам проедено.
- Остарела я, батюшко, совсем остарела… Ноги…
Я поднял клубок и начал сматывать нитку, медленно приближаясь к бабушке, не спуская с не глаз.
Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже легкие. Щеки бабушки глубоко провалились. У всех у наших вот так будут в старости проваливаться лунками щеки. Все мы в бабушку, скуласты, все с круто выступающими костями.
- Што так смотришь? Хороша стала? – попыталась улыбнуться бабушка стершимися, впалыми губами.
Я бросил клубок и сгреб бабушку в беремя.
- Живой я остался, бабонька, живой!..
- Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: - Молилась, молилась…
- Потому я и выжил.
- А посылку, посылку-то получил ли?
Время утратило для бабушки свои определения. Границы его стерлись, и что случилось давно, ей казалось, было совсем недавно: из сегодняшнего же многое забывалось, покрывалось туманом тускнеющей памяти.
В сорок втором году, зимою, проходил я подготовку в запасном полку, перед отправкой на фронт. Кормили нас плохо, табаку и совсем не давали. Я стрелял курить у тех солдат, что получали из дому посылки, и пришла такая пора, когда мне нужно было рассчитываться с товарищами.
После долгих колебаний я попросил в письме прислать мне табаку.
Задавленная нуждой Августа отправила в запасной полк мешочек самосада. В мешочке оказались еще горсть мелко нарезанных сухарей и стакан кедровых орехов. Этот гостинец – сухаришки и орехи – зашила в мешок бабушка.
- Дай-кось я погляжу на тебя.
Я послушно замер перед бабушкой. На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды – по грудь мне сделалась бабушка. Она оглаживала, ощупывала меня, в глазах ее стояла густою дремою память, и глядела бабушка куда-то сквозь меня и дальше.
- Большой-то какой ты стал, большо-ой!.. Вот бы мать-то покойница посмотрела да полюбовалась… - На этом месте бабушка, как всегда, дрогнула голосом и с вопросительной робостью глянула на меня – не сержусь ли? Не любил я раньше, когда она начинала про такое. Чутко уловила – не сержусь, и еще уловила и поняла, видать, мальчишеская ершистость исчезла и отношение к добру у меня теперь совсем другое. Она заплакала не редкими, а сплошными старческими слабыми слезами, о чем-то сожалея и чему-то радуясь.
- Жизня-то какая была! Не приведи господи!.. А меня бог не прибирает. Путаюсь под ногами. Да ведь в чужую могилку не заляжешь. Помру скоро, батюшко, помру.
Я хотел запротестовать. Оспорить бабушку и шевельнулся уже было, но она как-то мудро и необидно погладила меня по голове – и не стало надобности говорить пустые, утешительные слова.
- Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок… Работы сделала – иной артели в пору. Тебя все ждала. Жданье крепит. Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня… Закрой мои глазоньки…
Бабушка ослабела и говорить ничего уже не могла, только целовала мои руки, мочила их слезами, и я не отбирал у нее руки.

Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла.

Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны. Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши телеграмму, сказал:
- Не положено. Мать или отца – другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей…
Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на этом свете дорогого для меня! Мне надо было послать того начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны и сапоги, да поспешить на похороны бабушки, а я не сделал этого. Я еще не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, выведать у людей подробности ее жизни. Да какие же интересные подробности могут быть в жизни старой, одинокой крестьянки?

Узнал вот, когда обезножила бабушка и не могла носить воду с Енисея, мыла картошки росой. Встанет до свету, высыплет ведро картошек на мокрую траву и катает их, катает граблями, будто бы и исподину росой стирать пробовала, как житель сухой пустыни, копила она дождевую воду в старой кадке, в корыте и в тазах…

Вдруг совсем-совсем недавно, совсем нечаянно узнаю, что не только в Минусинск и Красноярск ездила бабушка, но и на моление в Киево-Печерскую лавру добиралась, отчего-то назвав святое местом Карпатами.

Умерла тетушка Апраксинья Ильинична. В жаркую пору лежала она в бабушкином доме, половину которого заняла после ее похорон. Припахивать стала покойница, надо бы ладаном покурить в избе, а где его нынче возьмешь, ладан-то? Нынче словами везде и всюду кадят, да так густо, что порой свету белого не видать, истинной правды в чаду слов не различить.

Ан, нашелся ладан-то! Тетка Дуня-Федораниха – запасливая старуха, развела кадильню на угольном совке, к ладану пихтовых веток добавила. Дымится, клубится маслянистый чад по избе, пахнет древностью, пахнет чужестранством, отшибает все дурные запахи – хочется нюхать давно забытый, нездешний запах.
- Где взяла-то? – спрашиваю у Федоранихи.
- А бабушка твоя, Катерина Петровна, царство ей небесное, когда на молитвы сходила в Карпаты, всех нас наделила ладаном и гостинцами. С тех пор и берегу, маленько совсем осталось – на мою смерть осталось…

Мамочка родная! А я и не знал такой подробности в жизни бабушки, наверное, еще в старые годы добиралась она до Украины, благословясь, вернулась оттуда, да боялась рассказывать об этом в смутные времена, что как я разболтаю о молении бабушки, да из школы меня попрут, Кольчу-младшего из колхоза выпишут…

Хочу, еще хочу знать и слышать больше и больше о бабушке, да захлопнулась за нею дверь в немое царство, и стариков почти в селе не осталось. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, которые смогли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

Знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет. И никогда не будет.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей