Родители часто неправильно пользуются таким воспитательным средством, как поощрение . Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение как метод воспитания детей

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью, нотациями. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями, по сути дела превращая их в средство торга.

Вот характерный пример неправильного применения поощрения как метода воспитания детей:

Лева! - умоляет мать плачущего малыша, - ну замолчи, я дам тебе конфетку.

В еще дрожащих ручонках Левы появляется обещанная конфетка. И он действительно перестает плакать. Мать довольна: какое хорошее педагогическое средство! Мать не задумывается над последствиями такого рода поощрений. А у подрастающего мальчика они вырабатывают черты маленького «дельца». и он уже «планирует» будущие блага:

Мама, - спрашивает он, - будут мне подарки ко дню рождения?
- Смотря по тому, как ты будешь себя вести,
- Нет, ты сейчас скажи: будут или нет?
- А для чего тебе?
- Если не будут, зачем хорошо себя вести?

Как видим, развитие Левы приобретает определенную направленность. Мы не хотим сказать, что следует стыдить ребенка за всякое желание получить поощрение. Такое желание свойственно большинству детей, и не учитывать этого нельзя.

За что же и как можно поощрять детей, каким бывает поощрение?

Если ребенок хорошо учится, примерно ведет себя, можете его похвалить или даже наградить. Но при этом важно учитывать не только результаты его действий, но, главное, затраченные им усилия, проявленные им прилежание, упорство.

За одни способности поощрять не следует - это было бы так же неумно, как награждать за … красивое лицо. Поощрять следует за старание развить свои способности, а это обнаруживается в самом труде,

Особенно внимательны будьте к детям, которым что-либо трудно дается. Их чаще укоряют, чем подбадривают. Между тем именно они больше нуждаются в поощрении. Вообще при использовании поощрений следует внимательно учитывать индивидуальные особенности детей. И если скромного или потерявшего веру в себя весьма полезно подбодрить, то самоуверенного и заносчивого поощрять надо очень осторожно.

Обращайте особое внимание на мотивы поведения. За хорошими действиями разных детей могут скрываться различные побуждения. Один ученик хорошо учится потому, что любознателен и трудолюбив, другой - потому, что самолюбив и желает быть первым в классе, третий- из-за того, что родители оплачивают каждую пятерку. Так можно ли одинаково расценить их успехи?

Поощрения подобны сладостям. Давайте малышу много сладкого - оно быстро ему надоест; хвалите его чаще- он постепенно перестанет обращать внимание на ваши похвалы. К тому же он привыкнет к мысли, что хорошее поведение - не обязанность его, а заслуга.

Какие возможны формы поощрения детей?

Во-первых, поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением. Войдя в комнату, отец заметил, что старшая дочь помогает братишке решать трудную задачу. Он приветливо кивнул головой и тихо вышел из комнаты. Этого было достаточно, чтобы дочь еще заботливее стала помогать брату.

Более высокая ступень одобрения - похвала. Обычно она включает не только положительную оценку действий ребенка, но и ее обоснование: «Митя молодец, он сегодня тихо сидит за столом и хорошо кушает», «Петя у нас смелый и справедливый. Он защитил девочку, которую обижал плохой мальчик».

Похвале можно придать разные оттенки:

  • Похвала-доверие: «Смотрите, дети, насколько лучше Надя стала рисовать. Если она и дальше будет так стараться, то станет настоящей художницей».
  • Похвала-пример: «Какие у Павлика чистые руки! Всем вам, ребята, желаю иметь такие руки».
  • Похвала одному вместе с наставлением другому: «Сережа, учись у Светланы, как убирать комнату».

Важная форма поощрения детей - выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может иметь личный характер: «Спасибо, Петя, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, скажем, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Другой формой благодарности является награда, когда словесная оценка подкрепляется ценным предметом или знаком. Награды выдаются детям и в школе: подарки, премии, похвальные грамоты, золотые и серебряные медали.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды - подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования - более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей - прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Меры поощрения к ребенку. Методы поощрения детей. Как поощрить ребёнка? Деньги использовать в воспитании крайне нежелательно

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда – схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.



Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.


Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.


Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).



Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?



Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Родителям следует знать, когда можно поощрять ребенка, чтобы он не вырос избалованным эгоистом. Правильные методы воспитания позволяют получать, действительно, достойные результаты, поэтому их необходимо изучать и применять на практике.

Могут ли поощрения навредить?

Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок. Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:

Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.


Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.

Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.

Дети ведут себя так, как от них ждут взрослые, на которых им хочется произвести хорошее впечатление. Важно знать особенности поощрения ребенка, чтобы честность при этом не страдала.

Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.

Как правильно поощрять детей?

Чтобы воспитать любимое чадо достойным гражданином, родители должны иметь точное представление, за что полагается ребенку похвала. Можно поощрение представить в виде долгожданной награды, которую нужно заслужить.

Существуют несложные правила, как хвалить ребенка:

Хвалите не малыша, а те поступки, которые он совершил

Чрезмерные восхваления могут только навредить, у ребенка появляется завышенная самооценка, достаточно быстро у любимого отпрыска сформируется высокое самомнение. К примеру, сын или дочка убрали детскую, не торопитесь с личной похвалой: «Молодец! Умница!».


Лучше сказать: «Теперь комната полностью убрана, она чистая, и в ней приятно находиться». Ребенок сможет по достоинству оценить вашу похвалу и будет стараться заслужить ее снова.

Советы для правильного поощрения ребенка помогут избегать давать оценки личности и при этом не ранить чувства малыша. Когда дочка приносит вам свой очередной рисунок, покажите искренний интерес к творческой работе, отметьте в рисунке особенно понравившиеся моменты: «Какое красивое у тебя получилось дерево, похоже на живое, ты прорисовала каждый листочек, а рядом забавные зайчата».

Хотите похвалить – тщательно подбирайте слова: важно, чтобы ребенок мог делать выводы самостоятельно о собственных умениях. Когда сын помогает отцу донести коробку до ворот, не нужно утверждать, что он самый сильный. Просто скажите сыну, что тяжелую коробку нелегко поднять, и мальчик поймет сам, что он сильный, и его родители нуждаются в его помощи.

Укажите ребенку на чувства, которые он сам испытывает, достигнув желаемого результата

Не следует просто хвалить малыша, когда хорошо справился с работой, лучше обратить внимание ребенка на его удовольствие от процесса выполнения. Маленькие девочки и мальчики от природы испытывают интерес к творческой деятельности, любое достижение для них – это новая победа, которая приводит их в восторг.


Восхищение и радость заставляют ребенка стремиться к достижению поставленной цели, помогают формировать детскую настойчивость.

Нельзя хвалить ребенка за обыденные вещи

Польза мер поощрения детей будет неоспоримой, если вы не станете удивляться всякий раз, когда замечаете социальные навыки у малышей. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что он может совершать поступки и без похвалы.

Откажитесь от поощрения деньгами

Если детям дают деньги за то, что они помыли посуду или вынесли мусор, то они сосредотачиваются исключительно на внешнем результате. Ребенок не старается качественно мыть тарелки, он может выбросить мешок с мусором за угол дома, главное для него завершить процесс, чтобы получить обещанную денежную сумму от родителей.

Мама и папа должны обращать внимание ребенка на его собственные ощущения, малышу должен нравиться сам процесс, необходимо, чтобы он испытывал радость от получения новых знаний и счастье от того, что он может помочь родителям.

Основные формы поощрения основываются на доверии, взрослые не должны бояться, что у любимого чада может что-то не получиться. Поддерживайте любимое чадо в его творческих начинаниях, которые не опасны для здоровья малыша.


Фото поощрения детей

В процессе воспитания детей важно найти свои методы и хитрости воспитания. Одним из таких хитростей является поощрение ребенка. Нельзя оставлять без внимания, как плохое поведение детей, так и то, что он научился чему-то новому и достиг успехов. Несмотря на то, что все дети нуждаются в постоянных поощрениях, одаривать их подарками или деньгами за каждый хороший поступок конечно не стоит.

Большая часть поощрений должна быть нематериальной, а в виде родительской похвалы и признания значимости ребенка. Подмена признания подарками мешает развитию у ребенка инициативности, уверенности и самостоятельности. У ребенка, получающего за каждое свое положительное действие подарок, складывается впечатление, что его успехи нужны родителям, а не ему. Например, родители говорят ребенку: "Если ты съешь суп, то мы тебе купим сегодня машинку".

Злоупотребление таким приемом провоцирует зависимость ребенка от вознаграждения. Он дальше будет вести себя соответственно, нет подарка и делать ничего не буду. Также в качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения порученных ему ранее обязанностей. Например, говорить: "Если ты сегодня получишь по математике пятерку, то можешь дома не пылесосить ковер". В этом случае ребенок воспринимает любой труд как нечто неприятное и будет лишен желания проявлять трудолюбие. Для ребенка в этом случае получение награды будет важнее процесса преодоления трудностей.

Поощрять ребенка , проявляя положительную оценку за его поведение нужно просто словами. Чтобы поддержать позитивное настроение достаточно маме заметить: "Я сегодня очень обрадовалась твоим успехам" или папе сказать: " Мне нравиться, как ты сегодня поступил". Такие простые оценки вызывают у ребенка чувство удовлетворения и у него возникает желание пережить подобное чувство еще раз, добившись еще больших успехов. Смысл педагогического воспитания поощрением заключается в том, чтобы оно влияло на личность ребенка и на формирование его характера.

У ребенка после поощрения должно появиться желание в дальнейшем вести себя лучше и проявить себя с хорошей стороны. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку его действием. Это и простой одобряющий жест, кивок головы, ласковый взгляд, похвала и подарок. Но поощрять ребенка необходимо только за те успехи и заслуги, которые стоят этого.

Нельзя хвалить и поощрять за привычки, за выполнение обязанностей, которые он делает по дому. То, что ребенок должен выполнить ежедневно не требует поощрения. Например, не стоит восхищаться тем, что он помыл за собой посуду. Не следует увлекаться поощрениями, в противном случае они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети быстро привыкают к ним и перестают ценить.


Хвалить ребенка надо очень умело, дети чувствуют неискренность и преувеличенную похвалу. Похвала должна быть направлена на хороший поступок ребенка, а не на личность. Недопустимо поощрять ребенка словами: "Ты такой умный", "Ты такой сильный", "Ты такой чудесный" и тому подобное. Ребенку хоть и нравится слышать такие слова от родителей, но он в глубине души понимает, что на самом деле он вовсе не такой идеальный, как о нем говорят. Нельзя проявлять лукавство и лицемерие при воспитании детей. Если ребенок убрался в своей комнате, не спешите его хвалить словами: "Какой же ты молодец!", а просто спокойно улыбнувшись скажите: "Как приятно теперь заходить в твою комнату, все у тебя чисто и сложено аккуратно". Так вы оцените его поступок и будете честны по отношению к ребенку.

Не следует свою любовь и одобрение поступком ребенка выражать каждый раз в финансовом эквиваленте. Ребенок, который за каждую выполненную работу привык получать деньги, начинает за каждое свое действие ждать материального поощрения. Давать ребенку деньги в качестве материального поощрения можно, но в этом случае надо строго контролировать, на что он будет его расходовать. Например, если вы желаете наградить ребенка за отличное окончание им учебного года, нельзя ему просто отдать 1000 рублей и сказать: "Ты порадовал нас успешным окончанием учебного года.

Мы решили выделить тебе из семейного бюджета деньги , иди и купи себе что желаешь". Деньги должны выделяться под конкретные цели. Если ребенок уже давно мечтает купить себе сотовый телефон, то надо ему сказать: "Мы обрадовались твоим успехам в этом году и решили тебе отдать деньги, чтобы ты купил себе телефон". Выбирать, на что потратить деньги должен сам ребенок, родители не должны при этом указывать: "Нет, у тебя телефон еще работает, купи на эти деньги себе куртку".

Тогда потеряется воспитательное значение материального вознаграждения. При награждении деньгами сумма должна соответствовать успехам ребенка. Если за отличную отметку давать 100 руб., а за окончание учебного года 50 руб., то система поощрения не будет работать. Родители должны не перебарщивать расходованием денег на вознаграждение, но и не жадничать.

Лучше сначала посоветоваться с ребенком и разузнать, на какие цели ему необходимы деньги и сколько. Материальное поощрение необходимо давать только за достигнутый результат, чтобы у ребенка появилось желание получить большую награду, максимально используя свой потенциал. Ребенок должен осознавать, что награда дается только за позитивные изменения и наилучшие достижения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей