НОД по ознакомлению с окружающим «Как мы с Фунтиком возили песок». На участок детского сада привезли песок. Сережа (4 года) начал его разбрасывать. Как должен поступить воспитатель в данной ситуации? Тема «Что мы делаем в детском саду»

НОД по ознакомлению с окружающим «Как мы с Фунтиком возили песок».

Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей - он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Материал. Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.

Ход занятия

Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик обращают внимание детей на большую кучу песка, которую привезли в детский сад.

Фунтик . Ребята, посмотрите, как много песка появилось на территории детского сада.

Воспитатель . Фунтик, а ты знаешь, откуда появился этот песок?

Фунтик . Ну, это, наверное, песочный дождик прошел.

Воспитатель . Ребята, разве бывает дождик песочным? А вы как думаете, откуда появился этот песок? Правильно, песок привезли в детский сад на большой грузовой машине. Подскажите нам с Фунтиком, кто управлял машиной? (Шофер.)

Педагог показывает картинку с изображением шофера и машины и читает стихотворение:


Наш шофер помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор и шины.
Зашуршали у машины.

Воспитатель спрашивает: «Для чего песок привезли в детский сад?» (Чтобы дети в него играли.) Обращает внимание детей на то, что шофер, который привез песок, заботливый. Затем говорит: «Почему шофер не сгрузил песок с машины в детские песочницы? (Машина большая, не проедет на участок, нужна широкая дорога.) Давайте посмотрим, достаточно ли песка в нашей песочнице?»

Дети выясняют, что в песочнице мало песка. Педагог говорит, что они тоже могут быть шоферами и на машине перевезти песок в песочницу. Дети возят песок, Фунтик и воспитатель поддерживают их словами («молодцы», «умело возите песок» и т.п.).

Воспитатель . Устали? Да, работа шофера нелегка, совсем не просто управлять большой машиной! Ребята, вспомните, а кто помогает вашим мамам перевозить различные грузы из магазина, с дачи? (Папа, дедушка.) Папа дома - шофер, он очень заботливый. Папа возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии отцов и дедушек, а затем рассказать о своих папах (дедушках), о том, какие они. (Например: «Это мой папа, его зовут Коля- он умелый, заботливый, ловкий, сильный» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что папа, как шофер, разбирается в машине и ухаживает за ней. Он меняет колесо, если оно повреждено, заправляет бак бензином, чисто моет машину, чтобы она была красивой и на ней было приятно ездить.

Затем воспитатель предлагает детям чисто вымыть машины и аккуратно поставить их в гараж.

Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже (таблица 3).

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица 3

Компетенции

Этапы обучения

В области личностн. качеств

В области постановки целей и задач педагоги-ческой деятель-ности

В области мотивации детской деятель-ности

В области обеспече-ния информа-ционной основы деятель-ности

В области разработки программ деятель-ности и принятия педагоги-ческих решений

В области организац. детской деятель-ности

Колич. оценок

Организацион-ный момент

Организация изучения нового материала

Организация закрепления материала

∑+ / Колич. оценок

Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов обучения

В рамках анализа каждого из этапов обучения эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (таблица 3), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком «−» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части занятия. Не каждый из этапов занятия позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице 2.

Банк заданий

для проведения письменных квалификационных испытаний

в форме решения педагогических ситуаций для воспитателей ДОУ

Ситуация 1 . Педагог, наблюдая за ребенком отмечает, что Дима все делает наоборот, вопреки просьбам: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, холодное», «Солнце желтое» - «Нет – синее» и так далее.

Дайте определение поведению ребенка. Для какого возраста оно характерно? Чем объяснить такое поведение?

Ситуация 2. Вася (6 лет) имеет необходи­мый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально, физически и т. д. Но в беседе с мальчиком воспитатель узнала, что у него нет желания идти в школу.

Какой критерий готовности к школе не сформирован у Васи? Как он будет учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Ситуация 3. Дети задают воспитателю такие вопросы: Почему камень тонет, а бревно нет? Почему весной тает снег? Почему птицы зимой на юг улетают? Почему с деревьев падаю листья?

Детям какого возраста свойственны такие вопросы? Как правильно отвечать на детские вопросы?

Ситуация 4 . Взяв в руки карандаш и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что нарисовал поезд.

Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно свойственно? Как меняется процесс замысливания в дошкольном возрасте?

Ситуация 5. На участок детского сада привезли песок. Сережа (4 года) начал его разбрасывать.

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации?

Ситуация 6. Ребенок задает вопрос: «Из чего (какого материала) сделать кораблик, чтобы можно было пустить по ручейку или в ванне?».

Дать педагогически обоснованный вариант ответа.

Ситуация 7. В разговоре с воспитателем ребенок допускает речевые ошибки; «Папа подарил мне слонёночек », «Эта машина сломатая », «Там детки сплют (спят)».

Как должен реагировать воспитатель?

Ситуация 8. Мама одного из детей не может скрыть гордости за «успехи» своего пятилетнего сына: «Он такой способный, уже до ста считать умеет!».

Как убедить маму в рациональности «Программы», реализуемой в ДОУ?

Ситуация 9. Воспитателю предлагается прочесть рассказ ребенка, составленный по картинке и записанный с его слов.

Оценить рассказ на основе показателей, характеризующих качества связной речи.

Ситуация 10. В старшей возрастной группе ребенок подошел к окну и говорит: «Как повяли листочки у герани. Пойду, возьму леечку, налью в нее воды и полью растение, чтобы оно лучше дышало и радовалось». Ребенок взял лейку, налил воды, полил растение. Проверил, впиталась ли вода в землю и отметил: «Вот теперь ему хорошо!» Убрал оборудование на место.

Определите уровень сформированности трудовой деятельности у дошкольника.

Ситуация 11. В старшей группе ребенок просит показать, как строить космический корабль. На основе показа сверстника повторяет постройку.

Рядом стоящий ребенок говорит: «А я построю другой корабль» и выполняет новую своеобразную постройку.

Тогда включается в ситуацию другой наблюдающий и говорит: «А я тогда построю корабль, на котором полетят сразу три человека».

Определите формы организации конструктивной деятельности детей.

Цель аттестационной процедуры: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций старших воспитателей.

Задача старшего воспитателя в ходе анализа фрагмента перспективного плана продемонстрировать владение проектировочными, аналитическими умениями, показать достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать задачи повышения профессионального мастерства воспитателей ДОУ

Старшим воспитателям предлагается письменно выполнить следующее

задания:

1.Провести анализ фрагмента перспективного планирования педагогической деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы по ознакомлению с трудом водителя

Фрагмент перспективного плана работы с детьми второй младшей группы

по ознакомлению с трудом водителя:

Наблюдение 1. Знакомство с машиной. Предложить посидеть в машине.

Поговорить о том, какие грузы можно перевозить в машине.

Наблюдение 2 . Познакомиться с шофером. Шофер передает продукты повару.

Показать, как шофер ухаживает за машиной, моет ее, меняет детали, смазывает маслом.

Наблюдение 3:

Организовать прогулку по улице (по дороге едут разные машины).

Познакомить с правилами дорожного движения, объяснить значение зеленого и красного сигналов светофора. Провести прогулку к автобусной остановке.

Задание родителям: во время поездок в автобусе обращать внимание детей на работу водителя.

Обогащение игрового опыта

1. Обращение к ребенку:

Перевези пожалуйста эту тяжелую сумку (большой куб).

Твой груз опасно вести. Он может упасть. Шоферы иногда привязывают груз большой веревкой (показать жестом)

2. Игра - загадка “У шофера Саши сломалась машина“

Варианты решения ситуаций: мотор сломался. Надо поднять машину. Она тяжелая, что делать?

3. Совместная игра воспитателя с детьми: показать, что звонить мастеру можно с использованием воображаемого телефона.

Изменение предметно-игровой среды.

Внести новые грузовые машины.

Использование вместо грузов коробок, больших кубов.

Макет машины, составленный из стульев, модулей.

Элементы атрибутов, фуражка, домкрат из кеглей.

Кружки из картона разного цвета.

Панно с изображением бензоколонки, пейзажа, автосервисной мастерской

Активизирующее общение взрослого с детьми.

Вопросы к детям: Что за груз ты везешь?

Просьба: Ты шофер? Я очень опаздываю. Ты не подвезешь меня на работу?

§4. Значение участка, его планировка и озеленение

Правильно спланированный и хорошо озелененный учас­ток - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому воспитанию. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способ­ствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, при­учаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок - это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т.д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гиги­еническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35-45 м 2 . В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных.

Участок огораживают забором или создают живую изгородь из высоких деревьев и кустарников, посаженных в 1-3 ряда.

Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воз­духа, влажность, солнечная радиация.

При планировке участка необходимо бережно относиться к имеющимся зеленым насаждениям, сохранять их, комбинируя с новыми посадками. Вырубать и выкорчевывать деревья не следу­ет. Если деревья затеняют здание, лучше пересадить их в другое место. С разрешения местного общества охраны природы можно удалить с участка деревья и кустарники, если они по какой-то причине (ядовиты, имеют колючки) опасны для здоровья детей.

При подборе деревьев и кустарников для озеленения участка следует учитывать следующие требования:


Для посадки необходимо подбирать наиболее типичные в данных географических условиях растения;

Они должны быть разнообразны по высоте, окраске лис­тьев, срокам цветения, созревания плодов и семян.

Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формиро­вание у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетическое восприятие.

Деревья размещают группами, аллеями или же в одиночных посадках. Группы деревьев и кустарников лучше располагать на открытом газоне в местах пересечения дорожек, возле плескательного бассейна. Деревья, посаженные группой, дают тень в течение всего дня, защищают детей от солнца.

Одиночные деревья сажают так, чтобы они создавали тень на дорожках, у навесов. Вместе с тем необходимо продумать удобное место для деревьев, за которыми дети будут наблюдать в течение всего года. Должны быть удобный подход к этим деревьям и место, где можно расположить всех детей во время наблюдения.

Деревья, рекомендуемые для посадок в средней полосе: береза (пушистая, бородавчатая), клен (остролистный, ясенелистный, татарский), липа мелколистная, тополь душистый, дуб, ясень, рябина, ель обыкновенная, лиственница европейская. В южных районах страны - тополь (серебристый, пирамидальный), бук, лесной дуб (австрийский, скальный), граб обыкновенный, шел­ковица, каштан конский, платан кленолистный и т. д. В юго- восточных районах хорошо растут береза, гледичия, дерн крас­ный, ильм и т.д.; на севере - береза (Пушистая, извилистая, субарктическая), ель сибирская, тополь (берлинский, чернею­щий), рябина гладковатая, можжевельник, ива кольская, лист­венница даурская и т. д.

Кроме деревьев на участке детского сада выращивают раз­личные кустарники: сирень (обыкновенная и венгерская), садо­вый жасмин, бересклет бородавчатый, облепиха, калина обык­новенная, жимолость (обыкновенная, кавказская, татарская, каприфоль), спирея, форзиция и т. д.

При посадках учитывают ориентацию окон групповых поме­щений, веранд. В средней полосе, где помещение не требует защиты от солнечных лучей, а также с южной, юго-восточной и юго-западной сторон необходимо сажать лиственные деревья на расстоянии не менее пятикратной их высоты; при ориентации окон на восток - на расстоянии высоты полного роста дерева.

В южных районах, где помещение необходимо затенять, что­бы защитить его от перегревания, деревья и высокие кустарники следует размещать ближе к зданию.

Живая изгородь должна быть плотной, труднопроходимой. Ширина полосы изгороди 0,75-1,0 м. Для этого кустарники высаживаются в два ряда. Для живой изгороди рекомендуется использовать такие деревья: бук, ель, тополь, туя, дикая яблоня и т.д.; кустарники: акация (желтая, белая), лох серебристый, бирючина, спирея средняя, можжевельник (красный, обыкно­венный), боярышник, кизильник блестящий и т. д.

Групповые участки отделяют друг от друга также зеленой изгородью.

В оформлении участка большое значение имеет вертикальное озеленение. Для этого используются вьющиеся растения у зда­ний, оград; создают специальные решетки, галереи, арки (перголы) для закрепления этих растений. Вертикальное озеленение декоративно и одновременно помогает затенить места для игр и занятий детей, защитить их от ветра.

Для вертикального озеленения широко используются вино­град (дикий, амурский), жимолость (каприфоль), клематисы, а также травянистые растения - душистый горошек, ипомея, бобы садовые, настурция.

Цветник на участке детского сада. Подбор растений для цветника. Для цветника необходимо подобрать растения, кото­рые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непре­рывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т. е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.

Однолетние растения вырастают, зацветают, дают зрелые семена и отмирают в год посева (бархатцы, петуния, душистый табак, космея, лобелия, мак, настурция, календула, львиный зев и т. д.).

Двулетние растения при посеве (весной, летом) зимуют в грунте и зацветают ранней весной следующего года. К ним относятся анютины глазки (виола), гвоздика турецкая, марга­ритка, незабудка и т. д.

Многолетние растения - это растения, живущие не­сколько лет. Они чаще всего неприхотливы, многие из них цветут ранней весной еще до всхода летников (крокус, мускари, тюльпан, нарцисс, примула). Они легко размножаются вегета­тивным путем. К многолетникам относятся флокс, пион, рудбекия, георгина, ирис, люпин, гладиолус и т. д.

Ранней весной, как только стает снег, на прогретых солн­цем участках появляется крокус - многолетнее клубнелуковичное растение из семейства Ирисовые. Его можно сажать в рокариях (среди камней), на газонах или рабатках. Для по­садки рекомендуются отечественные виды крокусов: Алатавский (белый), Михельсона (синий), Королькова (желто-коричне­вый) и т. д. Крокусы - самые популярные клубнелуковичные растения, не требующие сложного ухода. Сажают их осенью, в начале сентября, на расстоянии 4-5 см друг от друга (плотно). Пересаживают один раз в 3-4 года. Уход заключается в поливе, рыхлении почвы.

Красочными пятнами можно посадить мускари (мыши­ный гиацинт, или гадючий лук). Он относится к семейству Лилейные. Стебли высотой 10-20 см. Цветки мелкие, белые, синие, фиолетовые собраны в плотное соцветие - кисть. Цветет в мае - июне. Мускари можно сажать под деревьями и невы­сокими кустарниками, а также в рокариях. Уход заключается в поливе, осторожном рыхлении. Осеннюю и весеннюю уборку листьев следует проводить осторожно, не снимать с растений лиственного покрова, чтобы не нарушить экологическую среду.

Тюльпан (семейство Лилейные) и нарцисс (семейство Амариллисовые) можно выращивать в отдельных группах или в сочетаниях с другими луковичными. Они цветут с конца апреля и до конца мая. Нарцисс следует пересаживать один раз в 3-4 года. Луковицы тюльпана выкапывают после отцветания растений и пожелтения листьев, хорошо просушивают, а затем, в сентябре, снова высаживают в грунт (на постоянное место) наглубину в три высоты луковицы. Луковичные растения можно сажать в любом месте сада.

Ранней весной участок детского сада украшает разноцветная примула, или первоцвет (семейство Первоцветные). Раз­ноцветным ковром она кажется на зеленом газоне. Однотонным бордюром ее можно высадить на рабатках. Примула неприхот­лива, хорошо переносит пересадку. Размножается весной и осе­нью делением куста, семенами. Растет на солнечном месте и в полутени.

Чтобы продлить декоративность апрельских и майских цвет­ников, следует использовать в озеленении группу растений: мар­гаритку, анютины глазки, незабудку и т. д. Они неприхотливы, цветут даже без особого ухода, не боятся весенних заморозков.

Анютины глазки, виола, фиалка трехцветная (семейство Фиалковые). Это многолетнее растение можно посеять семенами в июне - июле на затененную грядку, затем сеянцы с 3-4 листьями пересадить на место, не слишком освещенное солнцем, и систематически поливать их. К осени будет готова рассада. Весной растения будут свежими, с крупными бутонами. Массовое цветение продлится до июля-августа. Уход заключается в поливе, своевременном подрезании кустиков (не давать вытяги­ваться), присыпании землей. Если понадобится на место виолы высадить другие растения, не следует ее выбрасывать. Растение можно пересадить в горшки и поставить на веранду, на крыльцо. Оно не боится пересадки и еще долго будет радовать глаз.

Маргаритка (семейство Астровые). В средней зоне это многолетнее растение выращивают как двулетник. Обильно цве­тет в средней полосе с мая по июль на открытых местах и в затенении. Свежее бело-розовое растение нарядно на рабатках, газонах. Хорошо зимует, не боится вымокания. Агротехника подготовки рассады примерно та же, что и у анютиных глазок. Можно осенью делить разросшиеся кусты и рассаживать ма­ленькие растения сразу на постоянное место. Они хорошо уко­реняются и весной рано зацветают. В процессе цветения важно обрывать (отрезать) увядшие соцветия, которые портят внешний вид цветника.

Голубая незабудка (семейство Бурачниковые). Это многолетнее растение радует глаз в весеннем цветнике между разноцветными тюльпанами и белыми нарциссами. В декора­тивном садоводстве используют незабудку болотную, альпий­скую и лесную. Они цветут практически в любом уголке сада, но на ярком солнце бледнеют (выгорают). Незабудки до конца июня украшают цветник. Они хорошо смотрятся под старыми деревьями (в том числе и плодовыми). Растение дает обильный самосев. Незабудки, анютины глазки, маргаритки украшают участок вплоть до цветения однолетних растений.

Если двулетники оставляют на прежнем месте и на сле­дующий год не заменяют другими растениями, то весной их следует подкормить. Вторая подкормка необходима в период бутонизации.

К концу июня начинают обильно цвести однолетние растения. Наиболее неприхотливые, рекомендуемые для озеле­нения участков детского сада, - календула (ноготки), Петуния, антирринум (львиный зев), настурция, бархатцы, лобелия, космея, портулак и т. д.

Антирринум, львиный зев (семейство Норичниковые). Многолетнее растение, но в средней полосе используется как однолет­нее. Венчик цветка напоминает пасть льва, форма цветка привлекает детей. Украшает клумбы, рабатки. Хорошо выглядят небольшие пятна разноцветных антирринумов на фоне зеленых газонов. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Цветет до поздней осени. Размножается посевом семян в грунт. В средней полосе лучше высаживать рассадой.

Бархатцы, тагетес (семейство Астровые). Однолетнее расте­ние. Бывает низкорослым и высоким, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные. Есть махровые формы. Листья рассеченные, перистые. Листья и цветки имеют сильный терпкий запах. Растет быстро, цветет до заморозков. Размножается семенами.

Душистый горошек (семейство Бобовые). Одна из лучших цветочных однолетних культур для вертикального озеленения. Быстро растет, цветет обильно, долго. Цветки разнообразны по окраске, ду­шистые, покрывают все растение. Семена высевают в грунт в начале мая гнездами по 5-6 штук на солнечной стороне. Для продолжитель­ного цветения отцветшие веточки срезают.

Душистый горошек нуждается в опоре. Для этого подойдут колыш­ки, проволочные пирамиды, шпалеры. Его можно использовать для декорирования стен, заборов, окон, изгородей, создающих уютные угол­ки для игр детей.

Календула, ноготки (семейство Астровые). Однолетнее рас­тение, обильно и продолжительно цветущее до заморозков. Хорошо растет на открытых солнечных местах. Свое название получила за своеобразную форму семян, напоминающих ноготки. Разрастается в сильные высокие (до 60 см) ветвистые кустики с большим количеством цветков от светло-желтого до оранжевого цвета. Есть махровые формы. Размножается легко семенами (самосевом).

Космея, космос, красота (семейство Астровые). Это высо­кое изящное однолетнее растение со звездообразными белыми, розовы­ми, бордовыми цветками. Цветет обильно до глубокой осени. Размно­жается семенами. Хорошо растет на солнечных участках с относительно бедной почвой.

Лобелия (семейство Колокольчиковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетнее. Широко распространен сорт лобелия Эринус. Цветет с июня до октября. Хорошо растет на солнечных местах на перегнойных почвах. Высаживают рассадой. Используют как бор­дюрное растение.

Настурция, тропеолюм, капуцин (семейство Настурциевые). Очень декоративное теплолюбивое, светолюбивое однолетнее рас­тение с яркими бархатистыми цветками (от бледно-желтого до темно- бордового цвета). Цветки простые и махровые, душистые. Растение напоминает древнее вооружение воина: листья похожи на щиты, а цветки - на шлемы. Используется как бордюрное растение для укра­шения веранд, вертикальных стенок, декоративных ваз. Семена сажают в грунт в апреле-мае. Цветет до поздней осени, особенно обильно на солнцепеке; в полутени образует большие листья. Почва нужна рыхлая, но не очень плодородная. Обильно поливают. Плохо переносит пересадку.

Петуния (семейство Пасленовые). Однолетнее растение, имеющее разнообразную окраску: кремовую, белую, лиловую, фиолетовую, раз­ных оттенков красного цвета. Есть махровые формы. Предпочитает открытые солнечные места. Цветет до заморозков.

Портулак (семейство Портулаковые). Многолетнее растение, культивируемое как однолетник. Побеги стелются по земле. Цветки простые, полумахровые, махровые ярким разноцветным ковром усти­лают клумбу. Открываются только в солнечную погоду. Растение цветет с июня до октября. На юге сеют семенами в грунт на постоянное место. В средней полосе высаживают рассадой.

К концу лета зацветают многолетники: флокс, рудбекия (золотой шар), гайлардия и т. д. Продолжают цвести многие однолетние и двулетние растения (астра, виола, маргаритка, гвоздика турецкая).

Астра (семейство Астровые). Многолетнее растение, цветущее с июня до заморозков белыми, розовыми, сиреневыми, лиловыми цвет­ками. Растет на любых почвах и в полузатененных местах, хорошо переносит пересадку, даже в цветущем состоянии.

Гайлардия гибридная крупноцветковая (семейство Астровые). Красивое высокое (35-70 см) растение с соцветиями 4-10 см. Цветки пестроокрашенные, в желтой, оранжевой и корич­невой гаммах. Цветет с июля до морозов. Размножается делением куста. На одном месте растет 4-5 лет, после чего необходима пере­садка. Растет на плодородных солнечных местах.

Георгина (семейство Астровые). Цветет со второй половины лета до заморозков. Соцветие - корзинка. Цветки разнообразны по форме и окраске. Высота от 40 см до 1,5-2 м. Размножается делением корнеклубней. После заморозков клубни выкапывают. Хранят в не­отапливаемом сухом помещении до весны.

Гвоздика турецкая, бородатая (семейство Гвоздичные). Многолетнее растение, которое используется как двулетник. Цвет­ки простые, реже махровые, собраны в соцветие-щиток диаметром 10-15 см. Окраска от белой до темно-красной. Цветет в июне-июле. Размножается посевом семян или черенками. Хорошо цветет на солнеч­ных участках на суглинистой удобренной почве.

Ирис, касатик (семейство Касатиковые). Зацветает в июне крупными цветками разнообразной окраски. Растение высокое. Листья мечевидной формы сохраняются зелеными до поздней осени. Растет на солнечных местах на песчаной почве. Размножается делением корневища.

Рудбекия, золотой шар (семейство Астровые). Многолетнее растение высотой около 2 м. Цветет крупными ярко-желтыми (лимон­ного оттенка) цветками с августа до глубокой осени. Стебли прямые, листья разрезные. Размножается делением куста. Используются сорта: рудбекия красная, разрезнолистная, зимостойкая.

Флокс летний, друммонда (семейство Синюховые). Много­летнее растение, обильно цветущее с конца июня по октябрь. Соцветия, собранные в зонтик, расположены на концах длинных стеблей. Цветки разного цвета, душистые. Неприхотлив к почве. Размножается черен­кованием (летом) и делением куста (весной и осенью), предпочитает солнечные места.

Планировка цветника. При планировке цветника нужно максимально использовать площадь участка, оставляя место для свободной деятельности детей: игр, наблюдений, развлече­ний, спорта.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эсте­тическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве. Существуют различные виды посадок декоративных цветущих растений, многие из которых могут быть использованы в озеленении участков детских садов. Цветущие растения лучше располагать в декоративных группах вдоль дорожек, ведущих к зданию детского сада, к групповым участкам. Вдоль дорожек разби­ваются бордюры - обрамленные полосы - шириной 30-50 см и рабатки.

Удлиненные полосы от 0,5 до 1 м ширины - рабатки - засаживаются одним видом растений или несколькими, расположенными полосами. Растения в композиции подбирают с учетом совместимости их требований к почве, влаге и освещен­ности. Для того чтобы растения не затеняли друг друга, высокие следует размещать на заднем плане или с северной стороны. На переднем плане размещают самые низкие.

Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одно­временно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочета­ния розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми. Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными листьями.

Рекомендуются посадки цветущих растений в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами.) Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися (лазающими). Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, ду­шистый горошек, плетистая роза.

Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подо­брать несколько видов, хорошо растущих в определенном кли­мате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.

Уход за растениями цветника. Уход за декоративными рас­тениями состоит из обработки почвы, орошения, удобрения и других приемов агротехники. Использование этих приемов со­здает необходимые условия для роста растений.

Перекопка почвы - прием обработки почвы, обеспе­чивающий ее оборачивание и рыхление, а также заделку удоб­рений. В верхнем слое почвы имеется большое количество семян, корневищ сорняков, яиц и личинок вредителей. При перекопке дернина переворачивается и покрывается слоем рыхлой почвы, в результате чего сорняки погибают. Средняя глубина перекопки должна быть не менее 24-28 см. Время перекопки зависит от климатических условий, состояния почвы. При слишком ранней перекопке земля будет глыбистой, при поздней - почва излишне измельчается. Перекопку проводят осенью и весной.

Боронование - рыхление почвы без переворачивания пласта. Применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за перекопкой, а также для уничто­жения сорняков.

Поделка грядок. Грядки могут быть приподнятыми над уровнем почвы (в уровень с почвой) и заглубленными, в зави­симости от состава и влажности почвы.

Приподнятые грядки делают в том случае, если близко под­ходят грунтовые воды или если почвы холодные и тяжелые, а также если в данной местности выпадает много осадков. Грядки поднимают на высоту от 5 до 18 см. Приподнятые грядки осушают почву, имеют лучшую аэрацию и сток избыточной влаги.

В районах с легкими почвами и малым количеством осадков летом на участках с большой влагопроницаемостью рекоменду­ется устраивать отрицательные (заглубленные) грядки. В них растение не пересыхает и не вымокает. Грядки заглубляют на 5-15 см. Дно делают ровным, без впадин и уклонов. Ориентация всех грядок должна быть с севера на юг.

Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка, что приводит к ее иссу­шению, затрудняет доступ воздуха к корням, ухудшает питание растений, угнетает их рост.

Рыхление называют сухой поливкой. Проводят его на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, после просыхания почвы и сочетают с прополкой сорняков.

Прополка - один из обязательных приемов ухода. Во время прополки тщательно удаляют корни и корневища сорня­ков, так как каждый отрезок корневища (пырея, вьюнка) дает новое растение. Лучше всего прополку проводить после полива или дождя, когда почва становится рыхлой. Особенно надо следить за тем, чтобы у сорняков не появились семена.

Мульчирование - покрытие почвы в междурядьях тор­фом, листьями, перегноем, навозом, резаной соломой, перфори­рованной пленкой слоем в 2-4 см.

Под слоем мульчи почва остается рыхлой и сохраняет влагу. Подавляется рост сорняков, улучшаются газообмен, поглощение тепловых лучей. Можно в качестве мульчи использовать древес­ную кору, смешанную с минеральными удобрениями: на 1 м 2 2,5 г мочевины и 3,5 г суперфосфата.

Высадка растений в грунт. Нормальное развитие растений зависит от соблюдения правил их высадки. За 1-2 ч перед выборкой рассады из ящиков ее обильно поливают. Это поможет сохранить корни, растение будет легко выниматься с комом земли. Рассаду высаживают в пасмурную погоду ранним утром или вечером. Если такой возможности нет, растение не­обходимо сразу затенить скошенной травой, лапником.

Ямки для рассады на грядках делают совком (по натянутому шнуру) так, чтобы корни свободно размещались, не загибались вверх или вбок. Корни засыпают землей, которую слегка уплот­няют. Сразу же после высаживания и полива почву мульчируют торфом, песком или другими материалами.

Орошение включает следующие виды полива: дождевание (полив сверху), опрыскивание, полив по бороздам и т. д.

Дождевание - разбрызгивание воды над поверхностью поч­вы и растений. Проводят утром или вечером. При орошении в жаркий или в ветреный день происходит сильное испарение и возможны ожоги. Норма полива зависит от биологических особенностей растений, их развития, механического состава почвы, погодных условий. У молодых растений потребность в воде меньше, чем у взрослых. Во время цветения и формиро­вания семян воды необходимо больше. На рыхлых песчаных почвах следует производить полив чаще и обильнее, чем на тяжелых.

Поливать растения нужно в несколько приемов. Сначала небольшим количеством воды смачивают гряды, затем поливают более интенсивно. Большинство растений нуждается в обильном, но редком поливе.

Опрыскивание способствует быстрому насыщению влагой воз­духа, охлаждает растения, снижает транспирацию, восстанав­ливает тургор путем поглощения воды через листья и стебли. В результате создается микроклимат, благоприятный для роста и развития растений. Опрыскивают растения летом несколько раз в сутки.

Удобрение почвы - прием, улучшающий питание рас­тений. Декоративные растения, особенно многолетние, сильно истощают почву, так как имеют ограниченную площадь пита­ния. Для нормального роста и развития их необходимо перио­дически подкармливать - вносить удобрения в почву. Допосевное удобрение вносят при перекопке почвы осенью или весной. Расход удобрения 50 г на 1 м 2 . Припосевное или припосадочное удобрение вносят одновременно с посадкой на 2-4 см глубже семян, что обеспечивает растения питательными веществами, особенно фосфором, в начальный период жизни. Рекомендуются суперфосфат, а также азотные и калийные удобрения в неболь­ших дозах.

На вашем участке возникает вопрос: на чём будут стоять все эти домики, горки, качели? Вариантов покрытия детской игровой зоны на даче или около частного дома много, давайте рассмотрим все возможности выбора.

Вариант первый — песок . Это наиболее популярный и распространённый вариант покрытия для детской игровой зоны на участке. Во-первых, песок — это дёшево, во-вторых, создать покрытие из этого материала можно очень быстро, а в-третьих — вся зона превращается в большую песочницу. Однако у песка в качестве покрытия для детской площадки есть несколько минусов: совсем маленькие могут тянуть его в рот, домашние и соседские животные могут принять за отличный туалет, кроме того, будет скапливаться мусор, который сложно убирать.

Если вы решили выбрать песок для покрытия детской площадки, то лучше применять речной, как более пластичный и мягкий. Он создаст ощущение пляжа, будет приятно ходить босиком. Слой песка может быть от 2 до 10 сантиметров, а для основания можно использовать слой гравия, который следует покрыть геотекстилем с георешёткой сверху. Это сделает покрытие более прочным.

Вариант второй — газон . Побегать босиком по травке очень приятно, да и выглядит она привлекательно весь тёплый сезон, поэтому газон тоже достаточно часто становится покрытием для детских площадок. К плюсам можно отнести натуральность этой живой основы, мягкость, возможность вырастить газон своими руками , сэкономив на специалистах.

Однако у газона есть ряд недостатков. За ним придётся тщательно ухаживать, поливать, убирать сорняки, стричь. Кроме того, газон, по которому носятся дети, быстро вытаптывается и может потерять первоначальный вид. Поэтому лучше выбрать покрытие, как для спортивных полей, например, смесь таких трав, как клевер ползучий, мятник луговой, овсяница красноватая или овсяница ползучая.

Вариант третий — натуральная мульча, щепа . Ещё один достаточно недорогой способ быстро создать покрытие для детской игровой зоны . К достоинствам древесной щепы следует отнести её мягкость (снижается риск травматизма, да и ходить босиком приятно), невысокую стоимость, возможность использовать декоративную мульчу разных цветов, простоту в применении, возможность всё сделать своими руками.

К минусам древесной щепы относится пожароопасность — а вдруг дети решат поиграть спичками на площадке или притащат уголёк из мангала. Кроме того, щепа может растаскиваться по всему участку, покрытие придётся регулярно обновлять. По мокрой мульче гулять будет уже не так приятно.

Вариант четвёртый — резиновая плитка . Это уже современный искусственный вариант покрытия для детской зоны на участке. Резиновую плитку делают из крошки отслуживших своё автомобильных шин. Она мягкая, риск травм заметно снижается, приятная для ходьбы босиком, обладает хорошими дренажными характеристиками (не боится влаги, пропуская её), может быть самых разных оттенков, прочная, просто моется.

Достоинств у резиновой плитки на самом деле очень много, ведь её легко перевозить и монтировать, если она всё же будет повреждена, то можно заменить именно этот участок, а не покрытие всей площадки. Однако стоит резиновая плитка достаточно дорого — порядка 650-1000 рублей за квадратный метр в зависимости от толщины и других характеристик. Кроме того, края отдельных резиновых плит могут со временем начать загибаться, покрытие получится не сплошным, что опасно и неудобно во время активных игр.

Вариант пятый — бесшовное резиновое покрытие . В этом случае тоже используется резиновая крошка , как в прошлом варианте, но покрытие обустраивается на месте с использованием связующего полиуретанового клея. Так что минуса с приподнявшимися краями отдельных резиновых плит уже не будет, а все достоинства, конечно же, сохранятся. Вот только создать бесшовное резиновое покрытие своими руками весьма сложно, потребуются услуги бригады специалистов, которые тоже стоят немало. Это сделает обустройство детской площадки весьма дорогим удовольствием.

Вариант шестой — пластиковое покрытие . Современный, удобный вариант. Такое покрытие изготавливается из пластмассы первичной обработки, которая не имеет неприятного запаха, износостойкая, мягкая, минимизирует риск появления царапин и ссадин, простая в уходе, играть на детской площадке можно будет практически сразу после дождя.

Пластиковое покрытие, как и в случае с резиновыми вариантами, может состоять из отдельных модулей, пластин, или быть сплошным, бесшовным, по размеру площадки. В первом случае модули можно будет смонтировать самому, должна быть надёжная замковая система. Во втором случае проблем с монтажом тоже немного, но перевезти большой кусок пластикового покрытия будет уже сложнее. В любом случае цена будет достаточно высокой — около 700-800 рублей за квадратный метр.

Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Материал. Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.

Ход занятия

Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик обращают внимание детей на большую кучу песка, которую привезли в детский сад.

Фунтик . Ребята, посмотрите, как много песка появилось на территории детского сада.

Воспитатель . Фунтик, а ты знаешь, откуда появился этот песок?

Фунтик . Ну, это, наверное, песочный дождик прошел.

Воспитатель . Ребята, разве бывает дождик песочным? А вы как думаете, откуда появился этот песок? Правильно, песок привезли в детский сад на большой грузовой машине. Подскажите нам с Фунтиком, кто управлял машиной? (Шофер.)

Педагог показывает картинку с изображением шофера и машины и читает стихотворение:


Наш шофер помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.

Воспитатель спрашивает: «Для чего песок привезли в детский сад?» (Чтобы дети в него играли.) Обращает внимание детей на то, что шофер, который привез песок, заботливый. Затем говорит: «Почему шофер не сгрузил песок с машины в детские песочницы? (Машина большая, не проедет на участок, нужна широкая дорога.) Давайте посмотрим, достаточно ли песка в нашей песочнице?»

Дети выясняют, что в песочнице мало песка. Педагог говорит, что они тоже могут быть шоферами и на машине перевезти песок в песочницу. Дети возят песок, Фунтик и воспитатель поддерживают их словами («молодцы», «умело возите песок» и т.п.).

Воспитатель . Устали? Да, работа шофера нелегка, совсем не просто управлять большой машиной! Ребята, вспомните, а кто помогает вашим мамам перевозить различные грузы из магазина, с дачи? (Папа, дедушка.) Папа дома – шофер, он очень заботливый. Папа возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии отцов и дедушек, а затем рассказать о своих папах (дедушках), о том, какие они. (Например: «Это мой папа, его зовут Коля, он умелый, заботливый, ловкий, сильный» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что папа, как шофер, разбирается в машине и ухаживает за ней. Он меняет колесо, если оно повреждено, заправляет бак бензином, чисто моет машину, чтобы она была красивой и в ней было приятно ездить.

Затем воспитатель предлагает детям чисто вымыть машины и аккуратно поставить их в гараж.

Занятие 21

Тема «Что мы делаем в детском саду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Материал. Колобок (игрушка), фотографии детей группы, воспитателей и няни.

Ход занятия

По полу катится Колобок (игрушка). Воспитатель обращает на него внимание детей. Колобок поет:


Я Колобок, Колобок,
По амбару метен, по сусекам скребен,
На сметане мешан, на окошке стужен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Колобок спрашивает у детей, куда он прикатился. Дети отвечают, что он попал в детский сад. Колобок просит ребят объяснить ему, что такое детский сад. Воспитатель предлагает детям рассказать Колобку, что такое детский сад, кто живет в детском саду.

Дети показывают Колобку свои фотографии и называют свои имена («Это я – Катя» и т.д.).

Затем дети показывают фотографии воспитателей и няни, которые работают в их группе. Колобок рассматривает фотографии и просит рассказать о воспитателях. Дети рассказывают (например: «Галина Николаевна – добрая, красивая, Галина Васильевна – ласковая, умная. Они проводят занятия, игры»).

Колобок спрашивает у детей, чему воспитатели научили их в детском саду. Ребята сообщают, что воспитатели научили их лепить, петь и выразительно читать стихи, и читают (по желанию) любимые стихотворения).

Колобок говорит, что он тоже любит петь и выразительно читать стихи. Предлагает послушать песенку, которую он часто поет.


Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,
Я качусь и кувыркаюсь, я качусь и кувыркаюсь,
Я качусь и кувыркаюсь, кувыркаюсь и качусь.

Воспитатель выясняет у детей, понравилась ли им песенка. Сообщает, что ее дочка Полина очень любит, когда ей рассказывают сказку о Колобке, а особенно ей нравится его песенка.

Воспитатель показывает фотографии членов своей семьи и рассказывает о них. (Например: «Вот моя дочка Полина, а рядом стоит мой муж – Евгений Александрович. Я очень люблю их и ухаживаю за ними: стираю, убираюсь, шью, а больше всего мне нравится готовить. Вчера я испекла сладкий пирог, дочка помогала мне. Сегодня я принесла пирог, чтобы угостить вас».)

Колобок . Как здорово и весело у вас в детском саду! И все это благодаря вашим воспитателям – Галине Николаевне и Галине Васильевне. Они проводят игры, учат вас рисовать, лепить, читать стихи. Я расскажу бабушке и дедушке, что у вас в группе добрые, веселые, заботливые воспитатели. Они успевают заботиться не только о вас, но и о своих семьях. Галина Николаевна любит готовить. Вот какой вкусный сладкий пирог она приготовила вместе с дочкой. Ай да мастерица Галина Николаевна!

Колобок предлагает ребятам всем вместе сфотографироваться, а фотографию подарить воспитателям – Галине Николаевне и Галине Васильевне.

Апрель

Занятие 22

Тема «Тарелочка из глины»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Материал. Сухая глина, емкость для замешивания, песок, глиняная посуда.

Ход занятия

Во время прогулки педагог предлагает детям набрать немного глины и песка.

Воспитатель напоминает детям, что они принесли с участка песок и глину. Предлагает сравнить их (выполняет все действия вместе с детьми): песок сыпучий, а глина – твердая, отламывается кусочками. Рассказывает, что глина – природный материал; давным-давно человек нашел глину в земле и стал делать из нее разные предметы. Предлагает детям взять по кусочку сухой глины и попробовать что-нибудь слепить из нее. Ребята приходят к выводу: из сухой глины ничего нельзя слепить.

Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы глина стала мягкой, пригодной для лепки. Дети предлагают добавить воды. Они берут чашечки, кладут в них глину и добавляют воду. Воспитатель помогает им сделать необходимую консистенцию. Определяют, какой теперь стала глина. (Глина мягкая, легко лепится.) Воспитатель подводит детей к пониманию того, что глина бывает сухая и влажная, для лепки нужна влажная глина. Рассказывает, что люди с древних времен используют глину, делают из нее самые разные предметы: посуду, кирпичи, игрушки, свистульки; показывает некоторые предметы. Предлагает ребятам рассмотреть глубокую тарелку и назвать способ ее использования. (В нее можно налить любую жидкость.) Наливает в тарелочку воду и выясняет, что происходит с тарелкой. (Тарелка разваливается на части, так как глина стала влажной.) Педагог объясняет: чтобы глина затвердела и не пропускала воду, изделие ставят в духовой шкаф, а потом наносят на него специальную глазурь. Показывает посуду, покрытую глазурью. Предлагает проверить, пропускает ли такая тарелка воду.

Воспитатель рассказывает: «Тарелки, чашки, вазочки из глины называются керамическими. Их делают на специальных фабриках, где стоят большие печи для обжига. Художники расписывают керамические изделия красивыми рисунками и узорами. Глиняные предметы бьются, они хрупкие, непрочные. Давайте сравним, какая глина сырая и какой она становится, когда человек сделает из нее предмет».

Дети делают вывод: из сырой глины легко лепить, так как она мягкая; керамические изделия – хрупкие, жесткие, бьющиеся. Затем воспитатель предлагает детям вылепить посуду, высушить ее в духовом шкафу, готовые изделия взять домой и рассказать близким все, что они узнали о глине.

Занятие 23

Тема «Няня моет посуду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду.

Материал. Кукла Катя, фотографии.

Ход занятия

В гости к детям приходит кукла Катя. Она приносит фотографии разных взрослых, показывает ребятам фотографии и просит их выбрать фотографии знакомых людей. Дети находят фотографию няни, называют ее имя (Наталия Ивановна), говорят, чем она занимается (моет посуду, полы, пылесосит ковры, чистит раковины и т.д.).

В группу входит няня в переднике, с засученными рукавами. Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, чем сейчас займется Наталия Ивановна?» Дети угадывают, что Наталия Ивановна будет мыть посуду.

Наталия Ивановна . Какие молодцы! Угадали, я задумала вымыть посуду. А знаете, где я мою посуду? (В раковине.)

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как умело Наталия Ивановна моет посуду. Обращает внимание детей на предметы, необходимые для мытья посуды и ее сушки; просит назвать их (губка, жидкое мыло, сушилка).

Дети наблюдают за последовательностью мытья посуды, под руководством воспитателя объясняют и называют действия Наталии Ивановны: «Что сейчас делает Наталия Ивановна? (Наливает воду в раковину.) Какой водой она моет посуду? (Воспитатель предлагает потрогать воду пальцем.) Что теперь делает Наталия Ивановна? (Намочила и намылила губку жидким мылом.) Посмотрите, как старательно няня выполняет работу: она трет чашку губкой внутри и снаружи. Какой стала чашка? (Мыльной.) Правильно, чашка вся в мыльной пене, грязи не видно, но можно ли из нее сейчас пить? Почему нельзя? Что надо сделать?(Сполоснуть.) В какой воде споласкивает чашку Наталия Ивановна? (В другой, чистой воде.) Какой теперь стала чашка? (Чистой, блестящей.) С чашки капает вода. Что нужно сделать? (Высушить.) Где ее можно высушить? (На сушилке.) Там вода стечет, и чашка станет сухой. Наталия Ивановна перемыла всю посуду. Посмотрите, как она блестит».

Воспитатель предлагает детям рассказать о Наталии Ивановне, о том, какая она (умелая, старательная, заботливая, трудолюбивая).

Затем педагог просит Наталию Ивановну рассказать о своей семье, о членах семьи. Наталия Ивановна сообщает, что у нее есть сын, его зовут Артем, и муж, его зовут Иван Петрович. Она любит всех членов своей семьи. Сын и муж помогают Наталии Ивановне в домашних делах, а она балует их пирогами, блинами, тортами.

Наталия Ивановна приглашает детей выпить чай из чистых чашек и угоститься блинами.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей