Оценка семейных взаимоотношений. Семейные ценности: примеры. Проблемы современной семьи Оценка семейной жизни

  • Значение демографических тенденций для Великобритании
  • Проведение описательного исследования в популяции людей позднего возраста
  • Патологические изменения при деменции - болезнь Альцгеймера
  • Болезнь Паркинсона, болезнь с диффузными тельцами Леви и деменция
  • Болезнь Гентингтона, прогрессивный супрануклеарный паралич, паранеопластический синдром
  • Нейрохимическая патология нейродегенеративных расстройств
  • Предполагаемые связи между патологией нейронов и нарушением метаболизма белков
  • Нейротрансмиттерная регуляция активности корковых нейронов
  • Молекулярная биология и молекулярная генетика деменции
  • Молекулярная модель, лечение и молекулярная диагностика болезни Альцгеймера
  • Перспектива психиатрии позднего возраста, молекулярной биологии и молекулярной генетики
  • Беседа с человеком, предоставляющим информацию о пациенте
  • Оценка соматического состояния - сердечно-сосудистые заболевания
  • Оценка соматического состояния - заболевания органов грудной полости, желудочно-кишечные, опухоли
  • Оценка соматического состояния - цереброваскулярные заболевания
  • Оценка соматического состояния - неврологические знаки, старение и деменция
  • Оценка соматического состояния - эндокринные и обменные заболевания
  • Оценка соматического состояния - другие заболевания и состояния
  • Психофармакология - побочные эффекты антидепрессантов
  • Психофармакология - побочные эффекты ингибиторов моноаминоксидазы
  • Психофармакология - побочные эффекты противоэпилептических препаратов
  • Психофармакология - побочные эффекты седативных препаратов
  • Психофармакология - лекарственные препараты в лечении деменций
  • Психофармакология - изучение и исследование препаратов
  • Социальная работа - ограничения коммунальных служб оказания помощи
  • Разработка и использование инструментов для психологической оценки
  • Психоаналитический психотерапевт - психодинамическая групповая терапия, примитивные процессы
  • Психоаналитический психотерапевт - концепция психотерапии
  • Семейная оценка
  • Общие положения в лечении людей позднего возраста и их семей
  • Специфические формы и лечебные средства терапии занятостью
  • Сенсорная стимуляция, адаптация, физическая активность
  • Общая медицинская практика и психически больные лица позднего возраста
  • Психически больные - врачи общей практики и специальные службы
  • Психически больные - возможности проведения исследований
  • Психиатрия позднего возраста в общесоматической больнице
  • Психиатрия в общесоматической больнице - эффективная консультация
  • Психиатрия в общесоматической больнице - депрессивное расстройство
  • Злоупотребление алкоголем среди пожилых пациентов общесоматической больницы
  • Юридические и этические вопросы, возникающие в общесоматической больнице
  • Страница 94 из 116

    Семейная оценка - процесс комплексный. Она рассматривает пожилых людей во взаимоотношениях с расширенной семьей и в социальном контексте. Она ставит своей целью установить, как семья и помогающие пожилому человеку лица влияют на него, на его заболевание или проблемы. Она также является основой определения, может ли и в какой мере семья быть источником сохранения или изменения предъявляемых проблем.
    Порядок процесса семейной оценки может различаться, но главные составляющие остаются теми же: проблема выявления, оценка семейных взаимоотношений и типов общения, оценка сети профессиональных служб и агентств и оценка более широкой социальной и культуральной обстановки.
    Оценка семейных механизмов преодоления проблем в системе PRACTICE
    Аббревиатура PRACTICE (Christie-Seely, 1984) означает инструмент оценки семьи, помогающий клиницистам рассмотреть проблему в ее совокупности.
    Предъявляемая проблема
    (Presenting problem) Р
    Роли и правила (Roles and Rules) R
    Эмоции (Affect) A
    Общение (Communication) С Время в жизненном цикле семьи
    (Time in family life cycle) T
    Заболевание (Illness) I
    Общество (Community) С
    Окружение (Environmental) E
    P - Оценка предъявляемой проблемы
    Это может быть само заболевание, его последствия (например, необходимость госпитализации) или его воздействие на других членов семьи (например, депрессия супруга или проблемы с поведением у внука).
    Оценка семьи начинается на практике с описания проблемы всеми членами семьи, каждого из которых можно поочередно попросить высказать свое мнение. Для сбора относящейся к делу информации клиницист расспрашивает каждого члена семьи о существующей проблеме и ее влиянии на каждого:

    1. Как каждый член семьи представляет себе проблему?
    2. Имеется ли согласие или несогласие по поводу того, что составляет проблему? Когда и кем она впервые была отмечена?
    3. Как влияет заболевание на каждого члена семьи?
    4. На кого оно влияет больше/меньше?
    5. Каково видение и объяснение проблемы каждым членом семьи?

    Выслушав отчет каждого члена семьи, клиницист может представить себе в целом картину влияния проблемы на всех членов семьи и дать возможность им напрямую обсудить ее друг с другом. Также можно поощрить их использовать собственный опыт решения проблем.
    R - Оценка семейных ролей и правил
    Острые или хронические заболевания одного из членов семьи могут изменять семейные роли или даже обращать их в противоположные. В случае тяжелого острого заболевания система медицинской помощи может взять на себя ведущие семейные роли, часто вступая в конфликт с ролью родителей. Для госпитализированного пожилого человека может стать чрезвычайно трудной необходимость справляться с новой системой правил, отличающейся от той, к которой он привык дома. Многим семьям сложно конкурировать с круглосуточной сестринской помощью, обеспечиваемой в больницах, в результате семья испытывает соблазн оставить пожилого человека в больнице или доме сестринского ухода на гораздо более долгий срок, чем это необходимо. Следующие вопросы помогают прояснить сложившиеся ранее и новые роли и правила в семье:

    1. Как семья (пере)распределила роли и функции?
    2. Кто испытывает напряжение от своей роли или предвидит его?
    3. Какова структура власти в семье?
    4. Как достигается согласие членов семьи, если они хотят выполнить что-нибудь по-разному?
    5. Пациент отрицает роль больного или злоупотребляет ею?
    6. Какова роль системы медицинской помощи? Как она помогает и/или блокирует семью?

    Задача клинициста - заставить членов семьи говорить открыто об изменении роли больного члена семьи и помочь им, если это необходимо, выработать новые краткосрочные и долговременные правила на период, который предстоит пережить. Иногда возникает необходимость провести встречу профессионалов и членов семьи и распределить роли различных помощников.
    А - Оценка эмоционального состояния

    Проявление эмоций людьми в значительной степени зависит от их личностных и культуральных особенностей. Во многих семьях острое или хроническое заболевание пожилого члена семьи сопровождается начальной фазой ошеломленного отрицания, сопровождающегося тревогой, надеждой и страхом и нередко значительным негодованием по отношению к заболевшему. При оценке эмоционального статуса членов семьи можно обратиться к нескольким аспектам:

    1. Какой ведущий эмоциональный тон в семье?
    2. Кто-нибудь контролирует настроение семьи?
    3. Кто в наибольшей/наименьшей степени способен говорить о чувствах?
    4. Все ли члены семьи способны выражать позитивные и негативные эмоции? Насколько это адекватно?
    5. Каков невербальный и паравербальный язык семьи?
    6. Как в прошлом семья относилась к болезни?

    Задача клинициста состоит в том, чтобы оценить и облегчить открытое выражение горя и способствовать тому, чтобы поделились другими чувствами.
    С - оценка общения
    Ясность общения - важный аспект не только для семьи, но и для бригады медицинской помощи. Клиницист может ставить перед собой задачу помочь своим коллегам передать понятную информацию семье и помочь семье задать важные вопросы и получить на них ответы:

    1. Кто с кем разговаривает? Кто для кого говорит?
    2. Кто, если таковой имеется, «семейный диспетчер»?
    3. Насколько прямым является общение между членами семьи?
    4. Кто кого блокирует и в чем?
    5. Каковы завуалированные сообщения (паравербальные и невербальные)?
    6. Насколько общение носит критикующий/поддерживающий характер?
    7. Когда общение становится путаным или путающим?

    Клиницист может захотеть оспорить правомерность «заговора молчания» относительно поставленного диагноза. Принимая во внимание возраст пациента и тяжесть его болезни, ему может понадобиться помощь в «приведении дел в порядок» и в том, чтобы заставить семью решить, как лучше использовать оставшееся время.
    Т - оценка периода в жизненном цикле семьи
    Жизненный цикл семьи обеспечивает основу для понимания затруднительного положения пожилых членов семьи и придает перспективу такому пониманию (Carter & McGoldrick, 1989). С этой точки зрения уход на пенсию, вдовство, статус бабушки или дедушки, болезни и зависимость - предсказуемые периоды. Когда молодой человек покидает дом, это создает условия для заботы о старших членах семьи. То, как семья справляется с переходными этапами, во многом зависит от системы, нарабатывавшейся годами, и от того, как эта система приспосабливается к потерям и новым требованиям. Успешное функционирование семьи нуждается в гибкости структуры, ролей и обязанностей при новом положении (Walsh, 1989). Для оценки семьи нужно выявить данные о прошлом и настоящем семейном функционировании.

    1. Какие значительные изменения в семье надвигаются или уже случились?
    2. Какое влияние оказывает заболевание на предвидимые изменения в структуре семьи?
    3. Как изменится жизнь семьи, если состояние больного станет лучше/хуже?

    I - Оценка истории болезни
    Взгляды семьи на болезнь во многом различаются, отражая социальные и культуральные ценности, которые повлияют на выбор семьей способа преодоления болезни. Значение, которое семьи придают симптомам болезни, должно исследоваться клиницистом с учетом культурального, образовательного уровня и личностных особенностей членов семьи:

    1. Каковы взгляды/страхи семьи в отношении старения/болезни?
    2. Кто (если таковой есть) чувствует себя ответственным за болезнь?
    3. Что думают о том, как распространяется болезнь?
    4. Как предыдущие поколения справлялись с поздним возрастом и обязанностями по уходу?
    5. Каково было здоровье в предыдущих поколениях и чем болели их представители?
    6. Каков настоящий и прошлый опыт взаимоотношений семьи с профессиональными медиками?

    Во многом систематизированную работу можно направить на социальную сеть, в которой находятся пожилые люди: часто даже одной беседы достаточно для мобилизации или подкрепления существующей системы поддержки (Pottle, 1984).
    С - оценка общественных ресурсов
    Больному в пожилом возрасте нередко требуется интенсивный уход дома или госпитализация. Сеть поддержки семьи должна решить, насколько целесообразно ведение больного в его «естественном» окружении. В этом случае расширенная семья (не проживающие с пациентом родственники) может играть важную роль, и клиницисту надо оценить семейные механизмы преодоления проблем: семейные связи и поддержка существенно влияют на здоровье.

    1. Хочет ли семья принять помощь со стороны или предпочитает справляться собственными силами?
    2. Кто и кем воспринимается как потенциальный лидер в оказании помощи?
    3. Какую роль могут сыграть расширенная семья и друзья больного?
    4. Какие другие структуры социальной поддержки имеются в распоряжении?
    5. В чем сила семьи? На какие известные стратегии преодоления проблем можно положиться?
    6. Какие можно найти альтернативные стратегии преодоления проблем?

    Здесь клиницист может поощрить семью продумать все «за» и «против» принятия помощи от расширенной семьи или из других источников.
    Е - Оценка факторов внешнего окружения
    Внешнее окружение, в котором живет сам больной и его семья, - важный фактор их здоровья: например, жилищные условия, финансовое состояние и профессиональная занятость, медицинские и образовательные возможности, религиозные связи с обществом и последний по порядку, но не последний по значимости - этнический фактор. Структура и взаимоотношения в семье в значительной степени зависят от культуры и очень важны для определения места пожилого человека. Сюда относятся разные представления о властных отношениях, половой роли, различиях между поколениями, а также различия в значении линейных родственников по сравнению с коллатераль-
    ными взаимозависимость ядерных семей, посещения и взаимопомощь в родственных отношениях (Markides & Mindel, 1987). Семьи во многом различаются своим отношением к внешним, внесемейным системам поддержки и тем, в какой мере они рассчитывают на оказание помощи исключительно силами семьи (Boyd-Franklin, 1989). То, что кажется разумным в одних культуральных условиях, может быть признаком неудачи в других.

    1. Что культурально приемлемо исходя из конкретной этнической принадлежности семьи?
    2. Насколько семья связана с местным сообществом?
    3. В чем сильные связи, а в чем семья чувствует изоляцию?
    4. Какова ситуация с финансовым обеспечением и профессиональной занятостью?
    5. Каковы жилищные условия, что за соседи?
    6. Испытывает ли семья расистские отношения?
    7. Какие общественные ресурсы имеются в распоряжении (например, группы взаимопомощи или церковные группы)?

    «Думающие семьи» также означает «думающие системы», и хороший семейный врач увидит влияние на здоровье семьи более широкого социального, культурального и политического контекста. Не принимать это в расчет означает подтвердить «патологичность» индивидуума или всей семьи и вследствие этого отрицать определенные патологические составляющие нашего общества.
    Концептуализировать системную семейную оценку можно как совокупность различных слоев, которые нужно все исследовать поочередно, но необязательно в каком-то определенном порядке. Использование системного семейного подхода означает рассмотрение пожилого человека в условиях его жизни. Это графически показано на рис. 16.1.
    Нередко клиницист проводит первую встречу с пожилым человеком наедине. В главе 8 описаны принципы и способы психиатрического обследования пожилого человека. Такие люди часто заявляют, что у них нет семьи, либо, что семья «не имеет значения». Если врач, не задумываясь, принимает такое объяснение, он может пропустить важную информацию и возможность использовать семью как источник помощи.

    Рис. 16.1. Условия, в которых находится пожилой человек
    При отсутствии (часто только временном) семьи можно провести семейную оценку «по доверенности». Это означает проведение расспроса таким образом, что будет представлена точка зрения других значимых лиц. Систематическая работа с индивидуумом включает постановку перед пожилым человеком ряда вопросов, которые прицельно фокусируются на его или ее взаимоотношениях с другими членами семьи (Jenkins & Asen, 1992). Это создает первое впечатление, насколько аспекты семейных взаимоотношений поддерживают текущие проблемы или способствуют им. Примерами таких вопросов могут быть следующие:

    1. Когда Вам очень плохо, кто из членов Вашей семьи или друзей может Вам помочь?
    2. Кто, если есть такой человек, по Вашему мнению, на самом деле не беспокоится о Вас?
    3. Как ведет себя «X», когда Вам очень плохо?
    4. Кто больше всего раздражается из-за Вашей забывчивости?
    5. Из всех людей, которые беспокоятся о Вас, от кого больше/меньше всего помощи?

    От оценки семьи к семейной психотерапии

    Часто довольно трудно определить, где заканчивается оценка и начинается терапия. При работе с семьей эта разделительная линия часто кажется искусственной: все оценки семьи выполняют потенциально терапевтическую функцию, а в каждом сеансе терапии есть элемент оценки. Одновременное присутствие членов семьи перед «нейтральным» клиницистом - само по себе уже значительное вмешательство. Метод проведения оценки не только ставит перед собой задачу получить ответы на вопросы, но генерирует новую информацию для больного и членов его семьи. Например, выслушивание мнений других членов семьи об определенных аспектах взаимоотношений с участником беседы вызывает у него мысли и чувства о том, например, что ранее он «был неправильно понят» или «разоблачен», что может привести к активной дискуссии и взаимодействию. Это само по себе может оказать терапевтический эффект, поскольку ставит под сомнение укоренившиеся представления и облегчает общение по вопросам, о которых обычно нельзя говорить. Хороший клиницист, как правило, определяет, когда семья сопротивляется обсуждению каких-то вопросов, и решает, насколько целесообразно попытаться продолжить дискуссию дальше либо отложить до следующего сеанса.
    Многие семейные терапевты просят всю семью посетить первый сеанс терапии, но на практике имеют дело с тем, кто появится. Нередко бывает так, что количество людей, пришедших на сеанс, возрастает от одного клиента до шести или десяти, включая членов расширенной семьи или лиц, причастных к жизни семьи. Например, женщина в возрасте за 80 лет вполне может прийти на сеанс с соседкой, которая в большей степени участвует в обеспечении ее благополучия, чем члены ее семьи. Тем не менее можно также выяснить и проанализировать, почему ее собственные дети не пришли. Иногда важно пригласить пожилого человека и кого-то из «причастных к его жизни лиц» для «дальнейшей семейной работы», а не для «семейной терапии» - этот термин может дополнительно подразумевать порицание. Других членов семьи можно вызвать письмом или телефонным звонком с объяснением, почему может оказаться желательным их присутствие.
    Хотя очень сложно, если не сказать невозможно, удовлетворительным образом разработать руководство по какой-либо форме психотерапии, мы попытаемся кратко осветить меняющиеся задачи и процесс семейной терапии с людьми позднего возраста. Первые стадии терапии часто проблемно- ориентированные. Считается особенно важным, чтобы разные члены семьи пришли к согласию относительно того, что относится к неотложным проблемам, которыми следует заняться в первую очередь. Это может занять некоторое время, поскольку нередко у каждого может быть свой распорядок задач. Фактически невозможность достичь согласия вполне может быть самой неотложной проблемой для семьи в целом: один сын может хотеть примирения и просто быть уверенным, что будущий год пройдет, по возможности, без стрессов, его сестра может чувствовать потребность свести старые счеты и воспользоваться возможностью рассказать матери все то, о чем она не могла сказать ей в течение последних 53 лет. Пожилые родители могут считать, что вся семья собирается для упорядочения их взаимоотношений с внуками и обеспечения их более регулярных встреч, в то время как у других членов семьи может быть мнение, что стареющая пара должна использовать сеанс терапии для того, чтобы раз и навсегда решить свои давние супружеские проблемы. Терапевт может испытывать соблазн вмешаться и «спасти» ситуацию, самостоятельно поставив задачи или определив направление, особенно если все обращаются к нему за «советом». Такой совет может рассеять конфликты на короткий период времени, но вряд ли приведет к построению семьей собственной стратегии решения проблем.
    Как только решены непосредственно предъявляемые проблемы, семья может приступить к рассмотрению более долгосрочных вопросов, с которыми ей еще предстоит справиться. Поэтому на нескольких первых сеансах может доминировать Миланская система круговых вопросов (Selvini Palazzoli et al., 1980) с добавлением приемов структуральной (Minuchin, 1974), стратегической (Herr & Weakland, 1979) и фокусированной на решении проблем (de Shazer, 1985) терапии. На более поздних стадиях терапии контекстуальная (Boszormenyi-Nagy, 1988), восстанавливающая (Рососк, 1995) либо направленная на предотвращение рецидивов (Asen & Tomson 1992) работа может стать более важной.

    Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

    Классификация и виды понятия семейных ценностей

    Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

    Традиционные ценности: что к ним относится

    • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
    • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
    • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
    • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

    Ценности современной ячейки общества

    В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

    Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

    • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
    • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
    • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

    Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

    Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

    Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

    Любовь

    Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

    Доверие

    Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

    Доброта

    Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

    Верность

    Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

    Взаимопонимание

    Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

    Уважение

    Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

    Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

    Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

    • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
    • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
    • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
    • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
    • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

    В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

    В детских садах проводятся:

    • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
    • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

    В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

    Значение семейных ценностей

    Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

    Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

    Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

    90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

    Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

    Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

    Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

    В чем уникальность нашей методики?

    • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию . Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
    • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
    • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

    Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

    Как вы понимаете ? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

    Четко определенные помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей .

    1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

    2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество . Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

    3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

    4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

    5. Прощение. , которые обидели вас , очень важный выбор. Да, – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

    6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

    7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы , даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

    8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. , скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми .

    9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

    10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье , создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

    Васильченко Е.И,

    МОУ СОШ №7, г. Алексеевка,

    Белгородской области

    учитель начальных классов

    Семья и семейные ценности

    Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

    Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

    Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

    Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

    Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

    Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

    Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

    Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей - счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

    Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

    Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

    Основные семейные ценности

    Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

    • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
    • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
    • Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
    • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
    • Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
    • Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств - важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
    • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие - менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
    • Традиции - это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
    • Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
    • Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

    Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

    Библиографический список

    1.Семейные ценности. Сергей Хмелевский «Как появилось слово семья» // ttps://yandex.ru/search/?lr=20192&text=сергей%20хмелевский%20

    2.Горбунова Л.П. Наш семейный очаг /Л.П.Горбунова //Читаем, учимся, играем.-2010 -№2. С.89-93

    3.Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд.дома «Первое сентября». -2001. -№14.-с.20-21

    4.Поликарпова В. «Единство помыслов и дел» / В.Поликарпова// Управление школой. Газета. Изд.дома «Первое сентября».-2011. - № 6.-с.26-34

    5.Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи. // http://festival.1september.ru/articles/614417/

    6. Урбанович Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье./Л.Урбанович// Воспитание школьников. -2008.-№1. –с.45-49

    7. Семейные ценности // http://tush.abatskobr.ru/ru/semya-i-semejnye-cennosti/

    8. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650
    9.Семейные ценности // http://semcennosti.info/

    10.Иванова, И.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И.В. Иванова, Т.В. Дударева // Психологические исследования: электрон. научн. журн. М., 2009.


    Что такое семейные ценности? Уж точно не материальные блага, которые хранятся дома в платяном шкафу или сейфе.

    Не документы на квартиру, не деньги, не винтажная одежда и не бабушкины драгоценности. Хотя – для кого как.

    Традиционные семейные ценности – это каркас, на котором выстраивается сплоченная сущность конкретной семьи.

    Это вещи (качества, свойства, черты, поступки), которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми членами большого или малого семейства. Это то, что делает базу родственных отношений крепкой и нерушимой, как цемент.

    Без семейных ценностей, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всей родней, не может быть настоящей семьи с крепким «фундаментом».

    Борясь за общие идеалы, стремясь к единой цели, получая радость от одних и тех же вещей и действий, члены родственного мини-сообщества становятся ближе друг другу, ощущают себя цельным и крепким звеном человеческой цепи.

    Формирование семейных ценностей начинается еще в крошечном возрасте. Ребенок, воспитанный в родной семье, с молоком матери впитывает ориентиры конкретного круга людей.

    Он становится его частью и, в большинстве случаев (подчас даже подсознательно), – продолжает проповедовать идеалы отцов и матерей во взрослой жизни.

    Лучший способ преподавать семейные ценности – примеры, демонстрируемые самими родителями, наглядные и искренние, а не школьные лекции на тему.

    Семейные ценности: какие бывают?

    Нет какой-то конкретной иерархии или перечня популярных ценностей семейной жизни. Каждый узкий круг генетически связанных людей выбирает для себя отдельный, индивидуальный путь.

    Кому-то важнее уважение и почитание, кому-то – общность интересов, кому-то – и привычным для них ритуалам.

    Одни выводят на первое место любовь, другие – умение прощать, искать компромиссы и подстраиваться, так называемую «гибкость».

    Кое-кто более остального выделяет общение, иному незаменимыми кажутся взаимная забота и ответственность друг за друга.

    Основные ценности семейных отношений

    2. Уважение – и к старшим, и к младшим . При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать – не значит бояться.

    3. Следование ритуалам . Семейные ценности и традиции крепко связаны, очень важно не разрывать эту тонкую, но прочную нить.

    У каждого родственного круга есть свои привычки: как отмечать Новый год, как провожать Масленицу, когда украшать елку, какие печенья печь по воскресеньям, какой фильм смотреть в Рождество.

    Чем больше в вашей семье незыблемых традиций – тем прочнее «фундамент».

    4. Ответственность . Ее несет каждый – перед каждым. И за свои поступки, и за деяния своих детей.

    5. Прощение . Чтобы ни творилось и ни говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после ругани и красноречивого хлопка дверью. Здесь поймут твои мотивы и забудут плохие слова.

    6. Честность . Семья – это место, где тебе не соврут. Порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но только здесь их можно получить в полном объеме. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.

    7. Значимость для родных. Каждый член семьи осознает, что играет серьезную роль в жизни близких. Это не повод для манипуляций, а, наоборот, – важная миссия.

    8. Щедрость . Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.

    9. Любовь . Мы недаром написали эту ценность последним пунктом, чтобы вы и сами успели догадаться о важности ее включения в перечень. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.

    Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявления заботы, внимание к проблемам другого и желание помочь – вот то, что сделает ваш брак нерушимым.

    Изучение семейных ценностей в школе

    Воспитание семейных ценностей – важная задача современного общества.

    Не всегда родители могут и хотят давать ребенку ориентиры, показывая собственный пример, и это становится обязанностью педагогов.

    В школах вводятся классные часы «Семейные ценности», на которых дети изучают издавна сложившийся уклад родственных отношений.

    Ученики осознают превосходство тесных духовных связей над материальными, важность таких качеств, как честность, уважение, щедрость, ответственность и умение прощать.

    После урока дети получают задание – написать сочинение «Семейные ценности человека», рассказав о том, как они в будущем планируют строить фундамент родственных отношений.

    Подобная школа семейных ценностей очень важна в прогрессивном и быстро меняющемся мире, где молодежь со всех сторон получает информацию о «необязательности брака» и «идеале свободной, ничем не обремененной жизни», перестает ценить своих родителей и задумываться о потомстве.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей