Почему оценки ребенка – это не главное? Правильное отношение к оценкам

У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.

Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!

Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?

Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

Совет №1 Прежде всего – успокойся . Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?

Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания , какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.

Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.

Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.

Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились. В нашем понимании «хорошо учиться» чаще всего значит получать «пятерки» и «четверки». В российской школе оценки принято ставить на каждом уроке, за домашние задания, за устные ответы, за самостоятельные и контрольные работы, с начальных классов и до последнего звонка.

Во многих странах от такой системы отказались, а оценки ставят только за проверочные работы – тесты и экзамены. Что же лучше? Может быть, стоит держать ребенка в тонусе, поощряя его хорошими оценками и подхлестывая плохими? А то вдруг он расслабится и не сможет сдать тест прилично? Или все же дать возможность учиться спокойно… Итак, что хорошего и что плохого в ежедневных оценках?

А для того чтобы читать статью вам было чуточку веселее, её будут сопровождать фото различных записей учителей и учеников в дневниках и тетрадях. Иногда они шокирующие, иногда смешные, но все, поверьте, очень оригинальные. Ну что ж, всякое бывает.


Как оценки мотивируют школьника?

Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.

Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?


Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».

В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.

Что делать родителям, если уже в младших классах они видят проблему с почерком и постоянно сниженные оценки?

Во-первых, подождите упрекать ребенка.

Лучше поддержать его и подбодрить. Объясните ему, что плохие оценки не обозначают, что он не способен учиться и что у него никогда ничего не получится. Просто в том, что не можешь сразу, нужно двигаться потихоньку, и рано или поздно оценки тоже улучшатся.

Во-вторых, не реагируйте бурно на каждую оценку.

С грязью в тетрадках и кривым почерком, конечно, нужно бороться, но учитывайте особенности ребенка. Возможно, на что-то можно просто закрыть глаза. Обратите внимание сначала на знания, а во вторую очередь на почерк. Решите, что для вас важнее. Некоторые взрослые люди так и не научились писать разборчиво, но это не делает их глупее.


Могут ли оценки быть только хорошими?

Оценки за знания, безусловно, более важны для процесса образования. Чем старше школьник, тем больше появляется предметов в программе, и все эти предметы обязательно оцениваются.

Только что ребенок учился на 4 и 5, и вдруг появляются «тройки». Что происходит? Родители недовольны, ребенок расстроен. Не спешите обвинять ребенка в лени или сваливать все на подростковый возраст. Попробуйте вспомнить себя и своих друзей. Все ли предметы вы понимали и любили одинаково?


Конечно, есть дети, у которых школьная программа усваивается легко и просто. Им одинаково понятны русский язык, алгебра, химия, английский и биология. Так тоже бывает. Но далеко не у всех. Не нужно ставить талантливых детей в пример, вгоняя собственного ребенка в неуверенность. Лучше поговорить о том, что именно не получается и не нравится.

Если ребенок – явно выраженный гуманитарий, ему могут плохо поддаваться точные науки. Или наоборот – математики с трудом рассуждают о литературе. В этом случае можно сосредоточиться на том, что действительно получается. Остальное же поддерживать на среднем уровне. Разумеется, нельзя допускать «двоек», это точно не улучшит аттестат и не поможет при поступлении.


Если что-то катастрофически не идет, лучше договориться о дополнительных занятиях, чтобы не запустить предмет окончательно. Но не стоит упираться в оценки. «Пять» по истории, литературе, русскому, но «три» по химии, алгебре и физике? Ну что ж делать. Выбирайте с ребенком гуманитарные профессии.

Собственная система оценок? Почему бы и нет?

Чтобы не переживать за каждую пониженную оценку и понимать, как успехи в школе, можно договориться с ребенком о шкале важного, менее важного и совсем не важного. Основываясь на этой шкале, выстроить не только свое отношение к оценкам, но и понимание вообще процесса образования.


Как это сделать?

Определитесь, что выбирает ребенок среди школьных предметов. Все основные силы бросайте в этом направлении. Здесь следите за оценками, не пропускайте ничего важного, прокачивайте знания и навыки. Другие предметы, пусть они по важности займут лишь второе место, все равно держите под контролем, старайтесь не запускать. Хотя бы для того, чтобы сдать экзамены и получить приличный аттестат. Остальные оценки – за забытые тетради, помарки, неаккуратность и так далее – не сбрасывайте со счетов совсем, но и не делайте трагедии из каждой.


Разумеется, выбор области знаний нужно делать не в первом классе. Обычно склонности ребенка становятся понятны ближе к старшей школе. До самоопределения стоит усиленно заниматься и гуманитарными, и точными, и естественными науками, чтобы лучше разобраться в себе и своих целях. Главное, что хорошо бы и детям, и родителям понять в школе – оценки далеко не самое важное в образовании. Понимание важнее!

Всем родителям хочется, чтобы их дети с радостью ходили в школу, выполняли домашнее задание, приносили хорошие оценки. На деле же далеко не у всех так происходит. И часто не только для детей, но и для родителей школьные годы становятся тяжелой ношей. Но ситуацию можно изменить.

Главное, чтобы закончив школу, ребенок чувствовал себя здоровым эмоционально и физически, уверенным и психологически сильным. Родители упускают эти более значительные моменты, требуя хороших оценок.

Если ребенок ничего не успевает в школе, дома делает домашнее задание по 3-4 часа, не ругайте за рассеяность, а научите организованности. И это задача родителей, а не школы, хотя учителя вносят свою лепту. По сути домашнее задание для ребенка -это дело, которое он обязан выполнять самостоятельно и отвечать за него. Возможно, ему просто неудобно находится за письменным столом, или же ему не хватает необходимых вещей, таких, как линейка, например. В этом случае необходимо купить детские товары , которые помогут вашему ребенку быстро делать домашнее задание и сделают учебу намного проще.

Приучайте к режиму дня. Установите на мобильном телефоне напоминалки. Следить самому за временем сложнее, ребенок может заняться чем-нибудь интересным и забудет об уроках. Оптимальное время –16 часов. А перед этим ребенку необходимо погулять.

Научите планировать выполнение домашних заданий. Начинать нужно с любимого предмета. Далее нужно переходить к более сложному и заканчивать простым предметом. При этом выяснить у ребенка, какой предмет он считает легким, а какой сложным.

Тренируйте усидчивость. В свободное время вместе играйте в шашки, домино, шахматы, собирайте конструкторы.

Заинтересуйте учебой. Стремление к знаниям есть у каждого ребенка. Независимо от того, хорошо или слабо он учится не стоит забывать о мотивации к учебе. Разговоры на тему, что «кто-то учился, а что толку, на рынке торгует», лучше вести не в присутствии ребенка.

Расширяйте познавательный кругозор. Не отмахивайтесь от вопросов. Если ребенок просит купить книги на интересующую его тему, не отказывайте.

Не ругайте за плохие оценки. Плохая оценка - это уже само по себе наказание для ребенка. Необходимо понимать, что причины могут быть самые разные: от банального забыл принести на урок учебное пособие, до непонимания темы, конфликтов с учителем и пр Задача родителей - установить причину и пытаться устранить ее. Требовать хороших оценок по всем предметам тоже ошибочно. Поберегите ребенка, позвольте ему самому определит любимые предметы. Как правило, их не более трех.

Чаще хвалите. За любой, даже малозначительный успех. Если же обучение идет с трудом, воспитайте веру в свои силы: «Ты правильно делаешь! У тебя все получится!» Слушайте хорошую музыку. То, что музыка меняет наше настроение—это знают все. Дети более чувствительны. Поэтому пусть хотя бы час в день в комнате ребенка звучит хорошая музыка. В выборе прислушивайтесь к его интересам, это может быть и классика, и песни из мультиков. Главное, чтобы она дарила заряд позитивного настроения.

И почаще обнимайте ребенка. Позвоните ребенку не для того, чтобы спросить об уроках, а чтобы сказать, что вы скучаете. А дома посидите и поговорите на отвлеченные темы.

Нужны ли оценки для того чтобы ставить их за наличие или отсутствие знаний? Наша система образования устроена таким образом, что без постановки отметок она не способна ещё каким либо образом произвести оценку имеющимся знаниям. Систем выставления оценок формировалась долгий период времени. И осталась примерно такой же как и 50 лет назад.

Человеческое восприятие и реакции достаточно индивидуальны, но понятие оценки держит в страхе многих школьников и студентов. И если студент понимает для чего ему нужны те или иные знания, то ребёнок, прийдя в первый класс, этого не знает. И происходит так, что он учится не потому, что ему интересно, а для того, что бы получать хорошие оценки .

Часто именно взрослые виноваты в этом, причём сами родители. Ведь оценки- прекрасный инструмент для того, что бы манипулировать детьми .

Интересно, что Министерство образования предписало не ставить оценки в первый год обучения ребёнка в тетради, дневники и журнал. Но учителя продолжают их ставить. А происходит это потому, что родители на этом настаивают, так как они больше не знают иного способа для выяснения того, как проходит обучение ребёнка.

Некоторые родители и сами относятся к оценкам как к великой ценности . Это отношение в своё время привили им их родители и это передаётся из поколения в поколение. И с мыслью о том, что от оценок зависит практически всё: будущее, отношения, карьера, жизненный успех, они живут и тревожатся, когда ожидания положительных оценок просто не исполняются, испытывают постоянную тревожность, стресс. Дети берут пример со взрослых.

Если ребёнок стремится только лишь получать хорошие оценки, это приводит к перегрузкам, ребёнок лишается детства, он лишается общения, увлечений, что может приводить к развитию неврозов, апатии, депрессии.

Поэтому, родители, если Вы видите, что ребёнка интересуют лишь отметки, помогите ему изменить отношение к ним .

    Для начала, поговорите с ребёнком и убедите его в том, что он всегда будет получать оценки, но это не должно влиять на его самочувствие, настроение, самооценку. Расскажите ему как сильно Вы его любите и это не зависит от его оценок.

    Помогите ему в развитии, пусть он научится правильно писать, читать, поработайте над расширением его кругозора, улучшением памяти.

Подумайте над тем, может ли Ваш ребёнок выполнять все Ваши требования, соотносятся ли они с возможностями самого ребенка.

Не стоит ориентировать только лишь на успехи ребёнка, пусть он знает, что бывают и неудачи и промахи. Пусть он сам выберет те предметы, которые ему нравятся. Не нужно проводить сравнение детей и их возможностей и способностей.

Но далеко не все школьники хотели бы, что оценок и вовсе не было. Для детей лидеров, важно, что бы их труд и достижения были отмечены . У таких детей стремление к приобретению знаний, конечно, стоит поощрять. У детей, которые лишены целеустремлённости, нужно вырабатывать стремление к познанию, к преодолению трудностей.

На что в итоге, нужно обратить внимание: на знания или на результат?

Все понимают, что оценивать нужно не только результат, но и затраченные усилия . Возможно, со временем, ребёнок будет получать не числовое обозначение оценки, а словесное описание его стараний. Или же введут стобальную систему оценки, или же оценки вообще отменят.

У девочек отличниц, порою, возникают проблемы с личного характера, они часто имеют низкую самооценку, неуверенные в себе. И, часто, стремятся к пятёркам только для того, что бы самоутвердиться в собственных глазах, а также глазах окружающих. Если в школе это ещё удаётся, то во взрослой жизни это удаётся не всегда и не всем. Постоянное послушание не даёт возможности развиваться инициативности ребёнка, становится сложно руководить, прежде всего, самим собой.

Конечно, не все отличницы отличаются низкой самооценкой , но они всегда стремятся к идеальности во всём. Они не столь критичны и получают как пятёрки, так и четвёрки, более уверенны, хорошо относятся к себе, более активны и обладают инициативностью. А эти качества способствуют возможности быть счастливым. Но бывает и так, что у таких детей не бывает близких друзей либо по причине занятости или же потому, что им не остается общих тем для разговоров. Если в младшей школе это не так важно и заметно, то в переходный период, это становится первостепенным, ведь для подростков важно умение вливаться в коллектив, а не те оценки, которые получает отличник. Ребёнок должен уметь общаться в любой среде, будь то уличная компания или же среда интеллектуалов. Для этого, нужно следить за тем, чтобы Ваш ребёнок был разносторонне развит.

Нужно объяснить ребёнку, что оценки далеко не единственный критерий, по которому нужно оценивать людей. Ведь ещё есть и человеческие качества, такие как: храбрость, доброта, порядочность и т.п.

Отличниками, при помощи оценок легко манипулировать, ведь они привыкли слушать авторитетных личностей. Но в старшем возрасте им придется делать выбор самостоятельно. Поэтому, отличники должны научиться слушать себя. Родители должны объяснить своим детям что ненужно всё в мире оценивать по пятибалльной шкале, нужно смотреть на мир шире. Да, положительные оценки - этого хорошо, но это всего на всего оценки, нельзя становится их рабом.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей