Почемучка почему. Почему я «почемучка»? Почему у краба на панцире цветы растут

Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я Почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
(Н.Костарев)

Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых... Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие - маленькие почемучки-"приставучки"? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских "Почему?", "Как?" и "Зачем?" И как правильно отвечать на детские вопросы? Давайте вместе искать ответы!

Почему эти "почему"?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое "я" всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст "почемучек". Свято место пусто не бывает! Малыши вступают в него по-разному. Кто-то раньше, в 2,5-3 года, кто-то ближе к 4 -5 годам. На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью - черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слоненку из сказки Киплинга хочет знать обо всем на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти "что" и "почему" - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если малыш порой задает один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксер, а завтра - как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте "почемучек", закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения.

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться ("Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…"). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Пару раз на вопрос "почему?" ответить "по качану!", еще лучше "по качану и по капусте!". А самым подходящим ответом станет веское "Почему? Потому что!". Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите "по качану" в ответ на какой-нибудь свой вопрос… Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребенка, признак его одаренности. И если он задает вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задает! И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими "что" да "как", наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность всеми возможными способами. А то может получиться, как в истории о мальчике Игоре из рассказа В. Вересаева. Игорь изводил всех вопросом "почему?" Знакомый профессор посоветовал родителям: "Когда надоест, отвечайте ему: "Потому что перпендикуляр!" Увидите, очень быстро отвыкнет". Родители так и поступили:

- Почему?
- Потому что нельзя на стол лазить.
- Почему нельзя на стол лазить?
- Потому что ты ногами его пачкаешь.
- Почему ногами пачкаешь?
Cтрого и веско:
- Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.
- Пек...пер...куляр?
- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!"

Через несколько дней наступила непредвиденная реакция (хотя, на мой взгляд, вполне закономерная). На все затруднительные вопросы мальчик стал отвечать: "Потому что перпендикуляр!" А что, зачем искать ответы, докапываться до истины, если все можно упростить, сделать "перпендикулярным"?

Что же получается? Сначала детскую любознательность должным образом не удовлетворяют, а позже, в школе, напротив, начинают отвечать на вопросы, которых ребенок не задавал, вкладывать в него готовые знания. И дети перестают задавать вопросы. Совсем. Просто смысла в этом не видят…

Он взрослых изводил вопросом "Почему?".
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?"
(С.Маршак)

Не потому ли возраст почемучек нередко заканчивается у наших малышей аккурат в начале школьного обучения? Не потому ли современных подростков мало что интересует? Ответы без вопросов губят любознательность. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа! Вдумайтесь в это…

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый анекдот. Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребенок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали. Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой "переводить" даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребенка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребенок - человечек очень умный, вдумчивый, в чем-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных "почему" и "зачем". Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: "А ты сам как думаешь?" Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: "Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашел ответ!" И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Отвечать вопросом на вопрос можно и тогда, когда малыш "достает" вас бессмысленной болтовней. Хотя и здесь нужно разобраться. Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определенный смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас "зацепить". Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. "Что ты делаешь?" "Мою посуду". "Зачем моешь посуду?" "Что бы чистой была". "Зачем что бы чистой была?" "Что бы есть из нее было приятно". "Зачем что бы есть было приятно?" Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: "А ты как думаешь?" И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. "Что ты делаешь?" "Танцую!" "Нет, мама, ты посуду моешь!" Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3,10, спрашивает на прогулке: "Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?" Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: " Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!" Вот ребенок сам и ответил на свой вопрос! Или еще почти классика. Когда одному из моих племянников было года 4, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: "Да нет же! Она живет в гнезде!" Вот вам и детская логика. Действительно, где же еще жить птице (пусть и Жар), как не в гнезде? А что бы лучше понимать, что же именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой "почемучий" вопрос, нужно внимательнее относиться к ребенку, больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребенка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребенка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: "Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?" Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: "Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать". Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в "почемучку" наоборот, задавая вопросы "цепочкой": "Зачем тебе велосипед?" "Что бы кататься" "Зачем кататься?" "Потому что мне нравится" "Почему нравится?" и т.д.

Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.

Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

  • родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
  • дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
  • некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
  • многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
  • дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
  • иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
  • по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
  • если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
  • из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».

Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»

Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).

Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)

Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».

Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.

Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.

Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».

Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».

Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.

Недостатки: а кто же прав?

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»

Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».

Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

Почему дедушка курит, если это вредно?

Почему нельзя писать в парке?

Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

Почему обзываться плохо?

Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Искать и не сдаваться

Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.

1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.

2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.

3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».

4) «Детские» сайты ответов на вопросы:

  • проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
  • Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
  • 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
  • ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.

5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете

Фото - фотобанк Лори

Большинство из этих вопросов моно отнести к разряду детских, и ответы на них знают многие взрослые… но не все. Для тех, кто недоучился в школе

WuzzUp предлагает восполнить пробелы в знаниях и представляет 10 ответов на детские вопросы, которые должен знать каждый, чтобы не упасть в грязь лицом, если вдруг какой-нибудь любопытный ребенок решится поинтересоваться…

Почему кипит вода?

При нагреве воды молекулы воды начинают двигаться, от этого повышается температура. Толчея среди частиц усиливается, промежутки между ними растут, и наступает миг, когда притяжения между молекулами уже не хватает, чтобы удержать их вместе. Вот тогда они и улетучиваются и удаляются друг от друга. Так получают водяной пар: при повышении температуры усиливается движение и частицы воспаряют.

Почему самолет не падает?

Например, «Боинг-747» весит 162 тонны и не падает. Рухнуть ему не дают подъемные силы: воздушный поток огибает крылья сверху и снизу и подталкивает самолет вверх. Из-за большой скорости самолета воздух под ним становится плотным и удерживает его в небе.

Почему снег белый?

По отдельности снежинки прозрачные и пропускают свет. Но, когда их много - целые сугробы, - свет преломляется в толще снежинок и отражается от них. Отраженный свет мы видим белым, потому что солнце тоже белое, а не желтое, как нам кажется из-за атмосферы.

Почему волосы не бывают синими?

В волосах есть два красителя, которые отвечают за черный, коричневый, желтый и красный цвета. Также в волосе есть пузырьки воздуха. От смешения цветов и количества пузырьков зависит цвет. Синий и еще зеленый не могут получиться в результате смешения красителей.

Почему в космосе невесомость?

Космонавты на борту МКС парят не потому, что в космосе нет силы притяжения. Она есть и удерживает объекты на орбитах. Состояние невесомости возникает, потому что космонавты постоянно падают по круговой орбите с первой космической скоростью 7,9 км/с. Если бы мы падали вниз в лифте с высокого небоскреба, то ощутили бы невесомость и парили внутри.

Почему небо голубое?

Свет солнца рассеивается в атмосфере. Белый свет преломляется и распадается на 7 цветов радуги. Синий цвет рассеивается сильнее всего, поэтому небо голубое. Из-за того что к синему цвету примешиваются остальные, небо не имеет чисто синий цвет.

Что такое туман?

Туман - это мелкие капли воды или мелкие ледяные хрусталики, висящие низко над землей. Когда холодный воздух соприкасается с теплой землей, или теплый воздух с холодной землей, образуются частички водяного пара или льда, которые собираются в облако и застилают все пеленой.

Почему вода не горит?

Вода образуется в результате окисления водорода кислородом с выделением тепла. Поскольку вода отдала тепло, она уже не горит в естественных условиях.

Почему стрелки часов идут по часовой, а не против?

Солнечные часы изобрели в Северном полушарии, где тень гномона по мере движения Солнца ползёт именно в этом направлении. Когда изобрели механические часы, привычное расположение цифр на циферблате сохранили.

Почему колесо круглое?

Колесо круглое, потому что так удобнее всего катиться по ровной дороге. Все точки обода колеса находятся на одинаковом расстоянии от оси. Поэтому при движении по ровной поверхности ось остается на постоянной высоте и автомобиль/телегу не трясет. Как ни странно, если бы дорожное покрытие было «гармошкой», то удобнее было бы ездить на колесах квадратной формы.

У моего младшего сына возраст почемучки начался с вопроса "А зачем? " .

— Мама, что ты делаешь?

— Кушать готовлю.

— А зачем?

Немного позже этот вопрос частично сменился на "А что может быть? " .

— Арсений, не сиди на земле.

— А что может быть?

— Сынок, давай будем прыгать потише.

— А что может быть?

И так до бесконечности Более того, этот вопрос стал буквально «нарицательным» в нашей семье. Теперь все: и дети, и взрослые при случае спрашивают: «А что может быть?»

Ах, этот возраст почемучек!.. Столько перлов он рождает, столько прекрасного настроения и улыбок... А порою даже ставит родителей в тупик. Увы, родитель — не ходячая и может кое-что и не знать Зато, для этих случаев есть прекрасные книги. Вот, например, увлекательная энциклопедия ответов на детские вопросы

«Почему?»

Книга яркая, красочная, дает ответы на множество детских и не только вопросов. Иллюстрации Скота Ричи не дают скучать. На протяжении всей книги идет сюжетная история о семье с двумя ребятишками. То с мамой, то с папой они купаются в ванной, едут в деревню, идут в супермаркет... Ребенок с удовольствием рассматривает и изучает картинки, пока мама читает.

  • Вопросы в ванной
  • Вопросы в супермаркете
  • Вопросы перед сном
  • Вопросы на прогулке
  • Вопросы на кухне
  • Вопросы в деревне

Очень понравилось, что книгу можно использовать не от вопроса к вопросу, а просто как настольную книгу. Так, глава «Вопросы в ванной» у нас довольно быстро переросли в практическое почти тематическое занятие.

А началось все с купания в ванной и любимого детьми вопроса:

Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?

Потом последовал, пожалуй, самый любимый- нелюбимый многими детками вопрос:

Ой! Почему от шампуня щиплет глаза?

Потому что защитная система наших глаз воспринимает шампунь, как опасного... микроба или пыль. И глаза посылают мозгу сигнал об опасности, что выражается сильной резью.

Почему вода утекает с таким смешным звуком?

А оказывается, это потому, что в воде лопаются воздушные пузырьки! Более того, понять этот принцип очень легко, если сравнить сливную трубу с трубочкой для коктейлей. Когда ты допиваешь сок до дна стакана и собираешь трубочкой последние капельки, то вместе с соком в соломинку попадает воздух, заполняя тем самым всю трубочку и издавая характерный звук. То же самое, только в обратном направлении, происходит и со сливной трубой.

Теперь наш взгляд упал на зеркало, которое «вспотело», покрылось капельками воды и оно стало прекрасным полотном для рисования!

Почему можно рисовать на зеркале?

Потому что горячий водяной пар оседает на холодном зеркале и снова превращается в крошечные капельки воды. Капелек много и они образуют тонкую пленку на зеркале, из-за чего оно выглядит белым, как лист бумаги. А когда мы рисуем пальцем, то просто сдвигаем капельки воды и освобождаем зеркало.

Выдумаете, мы на этом остановились? А вот и нет! Книга дала на ответы на такие вопросы как:

  • Как из крана течет одновременно холодная и горячая вода?
  • Почему нужно чистить зубы?
  • Почему мыло такое скользкое? И т.д.

Немного позже пригодилась книга и во время похода в магазин. Сначала мы прочитали весь раздел "Вопросы в супермаркете " , а потом в магазине все вспомнили и обсудили. При входе, Алеша сразу нашел «специальный электронный глаз» над дверью магазина, который замечая тебя, дает сигнал дверям открыться.

А Арсений сразу стал искать «загадочные большие двери», за которыми скрывается столько всего!:

Совершая покупки, мы удивляли прохожих тем, что дети рассказывали, что знают:

  • Почему макароны выглядят по-разному.
  • Почему шипит лимонад?
  • Почему одни яйца коричневые, а другие белые?

Вопросы и ответы нашли очередное продолжение дома. Лёд в нашей семье — обязательный атрибут чаепития. Ну, как еще быстро остудить чай? Но, как же удивительно он трескается, соприкасаясь с горячей водой. Теперь мы знаем ответ и на этот вопрос:

К вечеру, мы узнали ответ на вопрос: Почему я зеваю?

– На лапках мухи выделяется особый жир, с помощью которого муха может держаться даже на стекле.

Зачем белке хвост?


– хвост служит для белки парашютом и рулем во время прыжка.

Почему медведь уходит в спячку?


– если бы медведь не уходил в зимнюю спячку, он бы мог умереть от голода, так как зимой ему не хватит еды. Во время спячки медведь очень экономно расходует свои запасы жира, накопленные перед за лето и осень.

Зачем верблюду горб?


– в горбу верблюд хранит жир на «черный» день.

Почему кузнечик стрекочет?


– Самцы кузнечиков стрекочут для привлечения внимания. У кузнечиков на крыльях есть особая жилка, которую они используют, как смычок.

Зачем жирафу такая длинная шея?


– жирафу длинная шея помогает срывать листья с высоких деревьев.

Зачем кошки "перебирают" лапами?


– когда котята кушают молоко у мамы-кошки, они работают лапками для того, чтобы у кошки выработалось как можно больше молока. Эти движения ассоциируются у котят с теплом, мягкостью и приятными ощущениями. Поэтому, когда коту хорошо, он непроизвольно начинает «перебирать» лапками, «вспоминая» детство.

Почему птицы улетают на Юг?


– если говорить о насекомоядных птицах, то они улетают на зиму в теплые края, потому что зимой им нечего было бы есть.

Почему детеныши кабанов полосатые?


– полосатая окраска маленьких кабанят носит защитную функцию, они помогают им маскироваться. Полоски напоминают игру света и тени в лесу.

Из чего пчелы делают мед?


– пчелы делают мед из пыльцы цветов.

Почему курицы не летают?


– курица - искусственно выведенная птица. У нее тяжелая кость и крылья, не приспособленные для полета.

Зачем собака высовывает язык?


– когда собаке жарко, она «потеет» через язык. Влага с языка испаряется, и температура тела снижается.

Как верблюд обходится без воды?


– Вода у верблюда хранится не в горбу, а во всем теле равномерно. Его организм очень бережно расходует воду. Поэтому, ему вполне хватает той воды, которую он получает из пищи.

Почему собаки не любят кошек?


– не все собаки не любят кошек. У каких-то пород (например, охотничьих), силен инстинкт добытчика, и кошка воспринимается, как добыча. В некоторых случаях, собака проявляет интерес и любопытство к кошке и бежит за ней для того, чтобы поиграть и пообщаться.

Почему крокодилы плачут?


– со «слезами» из организма крокодила выводятся излишние соли. К тому же, «слезы» защищают глаза крокодила от грязи и бактерий.

Почему слоны боятся мышей?


– есть версия, что мышь может забраться к слону в хобот и перекрыть дыхание. Однако, слону достаточно лишь пару раз чихнуть для того, чтобы решить проблему.

Почему зебра полосатая?


– полосы зебры приводят в замешательство хищника, позволяя зебре спастись бегством.

Почему мы не видим голубят?


– голуби строят свои гнезда в местах, недоступных для людей. Голубята проводят в гнезде все свое детство и покидают его, уже приобретя привычный вид.

Зачем лошади подкова?


– подкова нужна, чтобы защитить копыта от износа и от травмирующего действия твердого грунта.

Почему ящерица отбрасывает хвост?


– в случае опасности, ящерица управляет этим процессом «силой мысли». Отбросив хвост, она успевает скрыться.

Почему птицы выстраиваются в косяк?


– впереди клина летит самая сильная птица. Она принимает на себя наибольшее сопротивление воздуха. Остальные птицы выстраиваются таким образом, чтобы сделать полет максимально легким и принимать на себя наименьшее сопротивление.

Почему у коровы всегда понос, а у козы-никогда?


– коровы не берегут воду, так как издавна их предки паслись на зеленых пастбищах, богатых растительностью. А предки коз напротив, в условиях сухого климата, были вынуждены дорожить каждой капелькой жидкости.

Почему у слона хобот?


– Хобот слона – это удлиненная верхняя губа, сросшаяся с носом, которая служит слону не только как орган обоняния, но и как рука. В силу своего строения, без хобота слон умер бы от голода, потому что не смог бы дотянуться до еды.

Зачем кошке усы?


– Усы для кошки – важный орган осязания, способный зафиксировать любое движение либо шорох даже в полной темноте. Они просто незаменимы на охоте. Кроме того, именно через усы кошка может отличить горячее от холодного, что нередко спасает ей жизнь.

Почему рыбы не могут жить без воды?


– Рыбы, как и все остальные животные, не могут жить без кислорода. Но их организм устроен несколько иначе, чем наш: вместо легких, у них жабры, которые извлекают кислород из воды. Если рыбу вытащить из воды, она, лишившись доступа к кислороду, погибнет.

Как паук плетет паутину?


– У паука в животе располагаются специальные железы, которые производят жидкий шелк. При контакте с воздухом, он тут же застывает, превращаясь в тончайшие нити.

Почему у павлина такой красивый хвост?


– Красивый хвост есть только у самцов павлинов. Он нужен им для привлечения самок. Чем красивее у павлина хвост, тем больше шансов у него привлечь к себе внимание противоположного пола.

Почему рыба не тонет?


– У рыб есть плавательный пузырь, который наполнен кислородом и не позволяет рыбам утонуть. Но у некоторых рыб, например, у акулы такого пузыря нет, и они остаются на плаву, благодаря своей двигательной активности.

Почему у кошек глаза светятся?


– У кошек задняя стенка глаза покрыта особыми светоотражающими кристалликами, которые позволяют им лучше видеть в темноте. Благодаря этой особенности, глаза кошек могут отражать свет в темноте, но светиться сами по себе они не могут.

Почему моржи не мерзнут?


– Моржи живут в Арктике и, как известно, с удовольствием и подолгу плавают в ледяной воде. Защититься от холода им помогает их удивительно толстая кожа и слой жира под ней.

Почему лягушку-древолаза нельзя погладить?


– Лягушка-древолаз, обитающая в Латинской Америке, крайне ядовита. Она выделяет яд, который покрывает все ее тело и защищает от хищников. Даже простое прикосновение к такой лягушке может вызвать летальный исход.

Почему перед дождем ласточки летают низко?


– Ласточки питаются мелкими насекомыми, которых они ловят в воздухе. В хорошую сухую погоду, теплый воздух поднимает насекомых высоко, и ласточки ловят их на лету. Перед грозой воздух становятся влажным и тяжелым, что вынуждает насекомых опускаться ниже. Следуя за ними, ласточки тоже оказываются ближе к земле.

Почему ежики колючие?


– Природа наградила ежиков колючками, чтобы сделать их неуязвимыми для врагов.

Почему пингвины не летают?


– Так как пингвины живут на океанских берегах, питаются они исключительно рыбой. Для того, чтобы добывать себе пропитание, они вынуждены много плавать. Для того, чтобы им было проще плавать и нырять, их крылья превратились в нечто подобное плавникам или ластам, и пингвины утратили способность летать.

Почему черная кошка считается плохой приметой?


– Такое поверье берет свое начало из древности. В эпоху Средневековья, люди полагали, что черная кошка – это ведьма, которая приняла обличие кошки. Встреча с такой кошкой непременно предвещала несчастье.

Почему Красная Книга красная?

– Красный цвет – цвет тревожности и важности проблемы. Своим ярким цветом, эта книга привлекает к себе внимание общественности.

Почему божью коровку так зовут?


– Жучок под названием «божья коровка» известен всем. При малейшей опасности, у божьей коровки на ножках выделяется оранжевое молочко, которое несет защитную функцию. Из-за этого она и получила свое прозвище. Слово «божья», вероятнее всего, имеет значение «милая».

Почему леопард прячет добычу на дереве?


– Леопард, в отличие от многих других животных, предпочитающий одиночный образ жизни, отлично лазает по деревьям. Укрываясь на дереве и пряча там же свою добычу, леопард спасается, таким образом, от непрошенных гостей, покушающихся на его еду.

Почему кукушонок выкидывает из гнезда яйца?


– Как известно, матери – кукушки не занимаются уходом за своим потомством. Эту работу они «доверяют» другим птицам. Самка кукушки тайком подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, и ни о чем не подозревающая птичка высиживает яйцо кукушки вместе со своими. Появившись на свет, кукушонок проявляет крайнюю прожорливость. К тому же, ввиду его крупных размеров, птенцу скоро становится тесно среди своих сводных братьев и сестер, даже если они еще не успели вылупиться. Кукушонок расчищает свою территорию, выбрасывая их из гнезда, одного за другим. Для этого у него на спине есть даже специальная выемка.

Чем нюхают змеи?


– У змей отлично развито обоняние. Но нюхают они не носом, а языком. Во рту змеи находится глубокая ямка, «якобсонов» орган. Высунув свой раздвоенный язык на одно лишь мгновение, змея, улавливает микроскопические частицы, находящиеся в воздухе, а затем вкладывает свой язык в ямку и получает всю необходимую информацию.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей