Поощрение ребенка. Не подкупаем, а поощряем. Как управлять поведением ребенка с помощью призов и бонусов? Основные правила поощрения

Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять

Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.

Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.

Важность поощрения детей

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.

Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.

Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.

Способы поощрения

Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.

Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .

Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.

Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .

Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.

Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.

Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.

Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Когда поощрение может нанести вред ?

Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.

Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.

В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.

Поощрение ребенка – как это делать правильно? Метод «кнута и пряника» знаком каждому.

Не только родителям непослушных чад, но и политикам, управленцам, большим и малым начальникам.

Но как быть с детьми, когда чрезмерное поощрение или наказание могут серьезно подпортить их характер и повлиять на дальнейшую жизнь?

Как правильно поощрять ребенка? Вопрос не из простых. Опытным путем вам придется нащупать персональную границу, за которой начинается откровенное балование.

Каждый карапуз индивидуален. Кого-то похвала мотивирует, заставляет гордиться собой, подкрепляет уверенность в себе. Других, наоборот, расслабляет, мол, дело сделано, родные довольны, можно отдыхать.

Порой недостаток поощрения сказывается плачевно на формировании личности ребенка . Малыш растет с заниженной самооценкой, уверенный в том, что родители им недовольны и вообще «хотели девочку».

Других такой же недостаток будет мотивировать, он породит амбициозность, лидерские качества, выносливость, терпение, азарт и трудолюбие.

Поэтому, перед тем, как рассуждать о правильных методах поощрения, нужно разобраться в собственном ребенке. Понаблюдать, как он реагирует на словесную похвалу, мотивирует ли его обещание сладостей и подарков, не спадает ли его энтузиазм после получения награды?

Правила поощрения ребенка словами

1. Хвалите за дело . Слова одобрения чудодейственны лишь тогда, когда направлены на конкретный поступок. Ребенок сам завязал ботинки? Вот умница! Помог маме сделать влажную уборку? Какой молодец!

Нашел папины очки под диваном? Сыщик! Не испугался американских горок? Храбрец!

Но просто за то, что он есть, весь такой замечательный, красивый и любимый, хвалить не нужно. Просто поцелуйте его и обнимите – он знает о вашей любви.

2. Вредная похвала несет обратный эффект . Если вы постоянно твердите без повода, что ваш ребенок – самый замечательный, умный и трудолюбивый, то заставите его усомнится в собственном совершенстве.

Чадо растеряется, смутится и начнет вам доказывать, что не такое уж оно чудесное. И ждите плохого поведения.

3. Единственный ребенок в семье часто вырастает эгоистом именно потому, что все добрые слова мира направлены на его персону. Особенно усердствуют бабушки и дедушки, почитая и балуя обожаемого внучка.

Если малыш чрезмерно возгордился, попробуйте поставить его на место. Не нужно сравнивать его с другими, но вот с ним самим – вполне педагогично. «А вчера у тебя получилось гораздо лучше, может, попробуешь еще?».

4. Не оценивайте личность, оценивайте результат . Вместо того, чтобы то и дело восклицать «Ах, ты будешь ученым, такой умненький!» или «Вырастешь настоящим спортсменом, мой силач», обращайте внимание на содеянное. «Вот я столько раз отжаться не могу, и как у тебя получилось?

Ты, наверное, много тренировался?», «Какой интересный рисунок, столько разных цветов и такие четкие детали, и зайчик очень похож на зайчика, как настоящий!».

5. Не делайте вывод, давайте намеки и описывайте свои ощущения. В правильной словесной похвале важно, как вы строите предложение.

Сделайте упор на свои чувства («Мне так приятно было зайти в твою чистую, прибранную комнату!»), а уж ребенок сам додумает за вас и в следующий раз постарается не разочаровать.

6. Иногда уместная похвала вдруг становится неуместной. Так, если малыш двух лет отроду впервые справился с молнией на куртке, его надо поощрить. Но не стоит хвалить дошкольника за то, что он одевается сам. Ведь это естественный процесс, и здесь похвала даже унизительна.

Другие виды поощрения и подводные камни, с ними связанные

1) Деньги – плохой мотиватор для хороших дел. Просто потому, что помощь маме по хозяйству не должна превращаться в зарабатывание 100 рублей на мороженое.

Если вы хотите одарить чадо финансами, сделайте это по случаю праздника, а не за мытье посуды.

2) Частые подарки за хорошее поведение делают из детей великолепных манипуляторов. А еще они учатся у родителей азам подкупа. Все-таки даже шоколадка за полчаса тишины в поликлинике – это взятка «должностному лицу».

3) Желание получить заслуженный приз за чудесное поведение делает детей льстецами и подхалимами. Их помощь – неискренняя, дела выполнены кое-как, и от своего творчества и труда они получают мало удовольствия.

4) Выдумайте свою систему поощрения . Можно наклеивать на стенд в прихожей какие-нибудь красные и зеленые яблочки. В конце недели вместе подсчитывайте наклейки и «покупайте» на них билет в зоопарк или кино.

Превратите хорошее поведение и помощь по дому в увлекательный процесс: дети очень гордятся, когда напротив их имени появляется еще одна поощрительная звездочка.

5) Снимите с себя должность «зубной феи». Придумайте персонажа, который будет одаривать малыша за отважные и правильные поступки. Иногда такое поощрение необходимо в разрешении сложных психологических зажимов.

Так, если ребенок боится ходить на горшок «по-крупному», помимо сказкотерапии можно использовать систему наград и словесных дифирамбов. Это именно та ситуация, когда поощрения не будет много, а любое наказание и порицание – под запретом.

Придумайте волшебную мышку, которая будет приносить подарки каждый раз, когда ребенок наполнит горшок.

Хвалите его усердно и исправно, восторгайтесь творческим подходом и красотой полученного произведения.

Похвала и поощрение правильные составляющие любого вида деятельности. Именно за счет правильного поощрения для детей в детском саду ребята растут самостоятельными и воспитанными, гармонично и самосовершенствуются. Важно отмечать не только плохое поведение, но и замечать успехи и победы, какие бы маленькие они, с точки зрения взрослого человека, не были.

Зачем поощрять детей

Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.

Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании . Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности. Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.

Основная особенность поощрения детей

Как правило, к особенностям поощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать «тяп-ляп». Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряют и хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: «Я старался! Смотри, как красиво получилось!», а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: «Ну я же ее сделал сам!» Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.

Поэтому, раздавая поощрения детям в саду или дома на занятиях , не забывайте о том, что можете просто его избаловать!

Способы поощрения детей в детском саду

Одно дело, когда вы проводите занятия дома и хвалите малыша за успехи. Другое, когда его замечают в коллективе и отмечают отдельными поощрениями . Как вы понимаете, для кого-то важно получить устное признание в слух, а кому-то нужно что-то материальное, например, штампик за хорошо выполненную работу или наклейку веселого смайлика за урок. Для каждого ребенка способ свой, но во время занятий в саду лучше придерживаться единого вида поощрения . Например, самый лучший рисунок будет показан всей группе, и его повесят на весь день на доску почета. Для малыша это весомый аргумент, чтобы довести не только процесс создания рисунка до конца, но и сделать это идеально!

Все способы поощрения детей в саду можно подразделить:

  • Похвала. Самый просто, с одной точки зрения, но самый действенный и распространенный способ. Каждый малыш хочет оказаться в центре внимания, даже порой мечтают, чтобы их похвалили перед всей группой.
  • Тактильные. Их чаще всего выбирают дети младших групп. Так как они более зависимы от простого поглаживания по голове или объятий. Для них тактильный контакт более желателен, так как помогает им преодолевать себя даже в самых сложных ситуациях.
  • Возможность получить что-то взамен сделанного. То есть, дети просятся пойти в саду на прогулку, а игрушки они разбросали по всему полу. Воспитатель может предложить им в качестве поощрения вариант в котором они убирают быстро все игрушки на места, а потом совместно идут гулять. Дети часто соглашаются на такой способ поощрения, потому что от действия, до получения ими результата они видят реальную возможность сделать все самостоятельно и быстро.
  • Разрешить в качестве поощрения сделать что-то не свойственное для него. Детям в саду можно предложить погулять чуть подольше или провести дополнительные занятия по рисованию или лепке. То есть, когда они выполнили условия воспитателя, то получили дополнительное время на свои удовольствия. Хотя обычно такого не предполагает расписание.
  • Оказать больше доверия. Например, в саду для этого выбирают в старших группах дежурного по столовой, которые ответственны за раскладывание ложек перед приемом пищи, и отслеживание, чтобы каждый ребенок все съел. Возможность побыть в качестве воспитателя для малыша большая честь и похвала.
  • Материальные стимулы. К ним нужно относиться с осторожностью, чтобы не перегнуть палку и не заставить ребенка ожидать от вас поощрения. В данном случае в саду это сделать сложно, хотя возможно. Кто съел обед – на полдник получает 2 порции фруктов или запеканки. Для кого-то это будет чем-то обыденным, но некоторым ребятам такой стимул по душе.

Идеи поощрения детей в детском саду

Так как чаще всего в садике поведение детей только формируется, и они привыкают к нормам и требованиям воспитателя, то его отличительной чертой может стать признание при всей группе и вечером при родителе, который забирает ребенка из садика, хорошего поведения или оказания помощи воспитателям. Для этого вы можете создать шкатулку с кладом. В нее положите все те вещицы (можете согласовать этот момент с родительским комитетом), которые так интересны ребятам. Это могут быть простые игрушки, наклейки, сладости, фонарики и штампики. Идея заключается в том, чтобы каждый ребенок старался и тянулся к поощрениям . Для каждого была возможность получить желанный сюрприз из шкатулки с кладом. Поэтому вы можете утвердить номинации, например, «самое прилежное поведение», «доброе сердце», «золотые руки», «трудолюбивый помощник недели» и так далее. В каждом коллективе вам возможно нужно будет дополнять эти номинации по своему.

Далее, когда ребенок за неделю набирает определенно количество отметок, он в конце недели получает приз из шкатулки, который вручается каждому ребенку перед всем коллективом! Обязательно нужно отметить данный факт и перед мамой – вручить открытку с указанием достижений за неделею или медаль уже при ней. Малыш будет гордиться своими успехами, стараться расти и .

Итоги

Как вы уже поняли, поощрение не такой уж и простой вариант отметить у вашего ребенка склонность к чему-то одному. Это возможность, в которой таиться много непредвиденного и коварного. Неправильное поощрение может привести к ребенка . Правильная и вовремя сделанная похвала может поддержать малыша в нужный момент. Здесь как в цирке, главное научиться держать равновесие, а когда будете жонглировать – не забывайте ловить нужный момент! Успехов вам в этом нелегком и противоречивом искусстве воспитания!

Фото: свободные источники Интернет

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Подумайте, ведь за сверхурочную работу или работу, выполненную более качественно, принято поощрять работников премией, грамотой или ценным подарком. Ведь руководитель не кричит на подчиненных, не грозит увольнением. Он использует более действенный способ – мотивирует поощрением. Вместо того, чтобы отругать ребенка за невыполненную обязанность (ты опять не прибрал свою комнату), лучше сказать: «если ты сейчас наведешь в своей комнате порядок, мы с тобой можем посидеть здесь и почитать твою любимую книжку». Так вы гораздо быстрей добьетесь нужного результата.

Поощрение или баловство?

Как понять, когда поощрение превращается в баловство? Как не переборщить с поощрением, чтобы ребенок не стал его требовать за незначительные мелочи? Просто, вознаграждая ребенка за что-то, нужно соблюдать несколько нехитрых правил.

    Не следует поощрять ребенка за то, что он и так должен делать – самостоятельно одеться, почистить на ночь зубы. То есть не нужно хвалить за те обязанности, который он должен делать дома наряду с остальными членами семьи. Выполнение обычных вещей должно стать для ребенка чем-то естественным, а не ежедневным подвигом, за который он ждет награду. Последствием такого поощрения может стать избалованность, непослушание, пренебрежение мнением родителей.

    Не направляйте похвалу на личность самого ребенка. Поощрения должны заслуживать его поступки или достижения.

    Некоторые родители практикуют финансовое поощрение ребенка. В результате ребенок начнет воспринимать отношения с родителями по схеме «товар – деньги». Я вам хорошее поведение – вы мне оплату. В итоге искренние отношения, основанные на любви и уважении друг к другу, сведутся к чисто потребительскому отношению ребенка к родителям.

Ребенок и мама.jpg

Поощрение – очень важная составляющая воспитательного процесса, помогающая показать ребенку границу между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Оно должно говорить ребенку о вашем внимании и любви к нему, о ценности для вас его успехов и достижений. Правильно пользуясь поощрением, родители сформируют в ребенке целеустремленность, отзывчивость, честность, доброту.

Поощрение будет уместно, если ребенок добивается результатов в каком-то деле, например, смастерил своими руками поделку, помог маме сделать уборку, на отлично закончил четверть в школе.

Есть очень нерешительные дети, которым в любом деле требуется подсказка и руководство. Таких детей следует поощрять за то, что они сделали что-то сами, это будет для них хорошим стимулом, заставит поверить их в свои силы. Других детей следует поощрять и подбадривать в процессе выполнения какого-либо дела, чтобы у него был стимул довести его до конца. Все зависит от характера и темперамента ребенка.

Каким может быть поощрение? Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них. Поэтому нематериальное поощрение может быть гораздо более действенным. Это естественный процесс. Ведь изначально он не знает, что такое материальное поощрение, мы сами приучаем к нему ребенка.

Самый распространенный метод поощрения – похвала. Это вербальное выражение одобрения поступка или поведения ребенка. Очень действенный способ, если пользоваться им правильно.

    Можно высказать свое одобрение лаской и нежностью, ребенок очень хорошо понимает и чувствует такое поощрение.

    Дополнительное время, которое вы можете провести с ребенком на прогулке, в играх или за чтением. Это очень мощный мотивационный стимул для ребенка, потому что ему всегда вас не хватает.

    Для детей старшего возраста в качестве поощрения можно разрешить делать то, что раньше запрещалось, например, разрешить гулять на час больше. Такое вознаграждение желательно применять при общем хорошем поведении ребенка, а не за конкретные заслуги.

    Исполнение заветного желания ребенка – это тоже один из способов его поощрения. Но применять его следует при достаточно серьезных достижениях, например, за отличное окончание учебного года.

Общение ребенка.jpg

Хвалите ребенка за любые достижения, это сформирует у него стремление сотрудничать с вами, доставлять вам удовольствие своим поведением, хорошими поступками. Замечайте каждую мелочь в его поведении и не оставляйте ее без внимания. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Она может сформировать у ребенка завышенную самооценку, что впоследствии сослужит ему плохую службу. У «захваленных» детей может сформироваться высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим, в том числе и к родителям.

Если вы видите, что ребенок усердно трудится над какой-то задачей, подбодрите его ласковым взглядом, прикосновением. Он будет знать, что его усилия не остаются незамеченными.

Если у ребенка есть определенный круг обязанностей, можно поощрять его за полное и добросовестное их исполнение. Например, в течение недели он честно выполнил все, что должен был, не отлынивая, что очень часто бывает с детьми. Вы можете сказать ему: молодец, ты прекрасно справился, поэтому в качестве подарка мы с тобой сходим в кино (зоопарк, каток и т.д.).

Если ребенок отлично закончил учебный год – это его серьезное достижение, к которому он сознательно продолжительное время прикладывал силы - поощрение может и должно быть более серьезным. У любого ребенка есть заветная мечта. Исполните ее. Возможно это какая-то вещь, о которой он мечтает, поездка куда-то. Однако помните, что такое поощрение всегда должно соответствовать материальным возможностям вашей семьи.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей