Праздник Красная горка (обряды и традиции). Красная горка Сколько длится праздник красная горка

Через неделю после Пасхи празднуется Красная горка. Что это за праздник, что нельзя делать, и как нужно проводить этот день? — Такие вопросы, наверняка, возникают у многих людей. Поэтому расскажем обо всем по порядку.

История праздника и названия

Чтобы понять, как появился этот день и что означает праздник Красная горка, придется обратиться к тем временам, когда на Руси еще не было христианства. Славяне были язычниками, и поклонялись сразу нескольким богам. И примерно в это время устраивали грандиозный праздник, посвященный богу солнца — Яриле. Все собирались вместе, чтобы позвать и встретить весну.

Как известно, первый признак весны — растаявший снег на возвышенностях. И именно на таких открытых холмах и устраивали народные гулянья. Люди пели песни, вместе зазывали тепло, играли и веселились. А что касается названия праздника, то считается, что оголившиеся от снега холмики и являются теми самыми горками. А слово «красный» раньше применялось в значении «красивый». Некоторые историки считают, что именно поэтому праздник так называется. Другие же говорят о том, что название появилось позже, когда Русь уже крестили, и одной из любимых народных забав стало катание яиц с горок. Частички природных красителей оставались на холме, с которого катали яйца, поэтому горка тоже становилась красной, как и окрашенная скорлупа.

Однако, есть у этого праздника и второе название — Антипасха. Здесь, понятно, что уже нужно обратиться к Библии. Дело в том, что празднуется этот день через неделю после Пасхи, а точнее в первое воскресенье после Великого праздника. И как следует из Евангелия, все радовались тому, что Спаситель Воскрес, кроме одного человека, которого звали Фома. Этот апостол сказал, что поверит в чудо, если перед ним действительно появится Иисус Христос. Спаситель явился апостолу Фоме, и после этого тот начал нести учение о христианстве по всему свету. Словосочетание «неверующий Фома» стало нарицательным, вся неделя после Пасхи стала называться Фоминой, а день, когда Иисус явился апостолу, стал в народе называться Антипасхой. Но не стоит путать частицу «анти» с частицей «не». «Анти» означает «вместо». И поэтому получается, что второе название праздника можно интерпретировать как «Вместо Пасхи».

Что можно делать на Красную горку, а что нельзя

Конечно, сейчас этот праздник отмечают не так, как раньше. Городская жизнь вносит свои коррективы, а когда многие люди жили в деревнях, то отдыхали все вместе. Особенно любили Красную горку молодые люди. Считалось, что девушки и юноши обязательно должны повеселиться, чтобы потом хорошо выйти замуж или удачно жениться.

Красная горка не проходила без свадеб. Считалось, что брак, заключенный в это время, будет очень крепким. В этот же период родители выбирали своим детям невест и женихов.

А еще на Антипасху всегда устраивались различные соревновательные конкурсы. Молодые люди показывали свою силу, а девушки умение танцевать.

Были ли какие-то запреты на Красную горку? Конечно, не без этого. Так, например, в этот день нельзя было грустить. А еще запрещалось заниматься любой сельскохозяйственной работой. Ведь земля в праздник должна отдыхать. А можно ли работать на Красную горку сейчас? Никакими документами этот вопрос не регулируется, но лучше все-же отдохнуть в этот день, тем более, что праздник выпадает на воскресенье.

А еще в этот день запрещается вступать в конфликты. Люди верят, что если с кем-нибудь поссориться, то потом не получится помириться аж до праздника Троица!

Приметы и обычаи

И конечно, Красная горка, как и любой другой любимый народом праздник окутан поверьями и приметами. Из положительных примет на Красную горку можно отметить бросание монетки в колодец. Считается, что если совершить такой простой обряд, то весь следующий год будет благополучным.

Также привлечь богатство можно, если умыться водой, в которую окунали икону. При этом обязательно нужно читать молитвы. И еще — умывать такой водой можно тех, кто младше по возрасту. Считается, что если умыть человека, который старше, то вместо богатства в доме поселится бедность.

Также положительная примета — купить себе на Красную горку красный наряд и весь день в нем проходить. Люди верили, что так тоже можно привлечь удачу.

А еще хорошая примета: скатить с горки крашеное яйцо. При этом, правда, должны присутствовать и другие люди. Человек, у которого яйцо прокатится дальше других и не повредится, будет хорошо жить. А если яйцо скатится в сторону, значит, человека ждет непростой период.

А еще на Красную горку молодые девушки всегда проводили обряды и заговоры, направленные на то, чтобы как можно скорее выйти замуж. Но самый масштабный ритуал был направлен на то, чтобы защитить село от злых духов и повысить урожайность. Для этого самые старшие женщины в деревне отправлялись на край населенного пункта с иконой и сохой. К ним подходили молодые девушки. Они снимали платки с голов взрослых женщин, а свои прически расплетали. Затем все хватались за плуг и обходили всю деревню. Там, где дороги пересекались, было принято ставить крестик. Люди верили, что деревня, обнесенная таким кругом, не будет знать горя. Урожай будет хорошим, и никакого нашествия жуков или капризов природы ждать не стоит.

И конечно, праздник Антипасха не обходился без масштабного застолья. Это был обязательный ритуал. Хозяйки, которые покрасили много яиц, крошили их и добавляли в разные блюда. А еще немного яиц отдавали животным. Это делалось для того, чтобы скот тоже был здоровым.

Если раньше все эти обычаи строго соблюдали, то теперь почти никто их не помнит. Однако, во многих городах на Красную горку устраивают народные гулянья и игры с вручением призов и подарков.

Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье!

Красная горка в 2020 году – 26 апреля

  • Красная горка – время свадеб. Откуда пришел этот праздник?
  • Православие и Красная горка
  • Красная – значит «красивая»

Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, .

Два календаря – языческий и христианский

Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.

Церковь установила праздник , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».

Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

С «Красной горкой» чуть проще, чем со « », поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.

Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.

Откуда взялась «Красная горка»?

Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.

Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.

Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).

Можно ли православным праздновать «Красную горку»?

«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.

Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!

Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия » (Еф. 5; 15 – 17).

В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.

Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?

«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.

А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.

О «Красной горке» на Правмире:

Фильмы о «Красной горке»:

Эта статья - о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Антипасха. У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Горка. Тип Иначе Также Значение Отмечается Дата В 2017 году В 2018 году Празднование Связан с
Красная Горка

Ф. В. Сычков . Танец.

народно-христианский

Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.)

Антипасха, Фомино воскресенье (церк.)

окончательный приход весны

восточными славянами

первое воскресенье после Пасхи

весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры

Красная горка на Викискладе

Кра́сная го́рка - народное название первого воскресенья после Пасхи. В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем и посвящён воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. У восточных славян был праздником начала весны - с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Где-то Красной горкой назывался вторник Радоницкой недели, порой и вся неделя, а кое-где под этим подразумевают весенний Юрьев день или его канун.

Другие названия

рус. Фомино воскресенье, Антипасха , Радостное воскресенье; белор. Ярылавіца, Фаміна нядзеля, Хамова нядзеля, Правадная нядзеля ; укр. Красна гірка, Ляля; серб. Антипасха, Мали васкр, Томина недеља.

Название «Красная горка» известно у всех восточных славян. «Красной», то есть красивой, также называли Весну-красну и Пасху - «красный праздник». Горками называли места сельских гуляний, которые первыми просыхают весной. Красной горкой могло называться и вообще народное гулянье на Пасхальной неделе или в Юрьев день, или в любой день от Фомина понедельника до весеннего Юрьева дня.

Церковные традиции

Подробнее по этой теме см. Антипасха.

В православных церквях Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, то Фомы среди них не было, поэтому, услышав весть о воскрешении, он не поверил в это. Через неделю он встретился со Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил самому ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе, распятого Учителя. В церковной традиции этот день называется также Антипасха, т. е. день, подобный Пасхе, и празднуется столь же радостно, как и Пасха. В церкви в этот день последний раз служится литургия по пасхальному чину и закрываются царские врата.

Народные обычаи

А. Степанов . Хоровод. 1910-е гг. А. А. Бучкури . Свадебный поезд. 1912

«Красной горкой» у восточных славян называется первый день Радоницкой недели. Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства.

По мнению Российского этнографического музея, у русских крестьян Красная горка была в большей степени связана не с христианской традицией, а с языческим празднованием начала весны. В Древней Руси в этот день на возвышенностях жгли костры в честь Даждьбога.

Свадьбы

Подробнее по этой теме см. Русские свадебные обряды.

В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни. Если в селе была свадьба на Красную горку, то праздничные игрища и свадьба сливались в одно «мероприятие». В Моравии также с этого дня начинали играть свадьбы.

«Окликанье молодых»

Подробнее по этой теме см. Вьюнишник.

У русских в Среднем Поволжье (Костромской, Нижегородской, Владимирской, Ярославской губерниях) проходили молодёжные или женские обходы дворов с поздравлением - «окликанием» молодожёнов, называвшееся также вьюнством, вьюнитством, вьюнишником, юнцом, юнинами, вьюнинами. Подробная картина его представлена в описании, относящемся к Гороховецкому уезду (Владимирская губерния). На пасхальной неделе, в субботу накануне Красной горки, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней - по 5, 10, 15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы. Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось множество их: «сила - армия валит». После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор (нередко очень многочисленный) «окликал» в предрассветной тишине: «Вьюнец молодой, вьюница молодая!» - обращение к молодожёнам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит «на семи верстах», «на чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках», окруженный белокаменной оградой с железным тыном, «где на каждой на тычининке по маковке цветёт», а «на каждой-то на маковке соловушко поёт», о молодой жене («новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала»), о вьюнце-молодце, который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает её, плачущую, ещё и тем, что сегодня приедут её родственники: «Придёт батюшка и со матушкою, придёт дядюшка и со тётушкою, придёт милый брат со невестушкою, придёт милый зять со милой сестрой, придёт дедушка и со бабушкою».

Закликание весны

Закликание весны на Благовещенье. Белгородская область, 2014 Подробнее по этой теме см. Закликание весны.

В этот день «закликали весну». На Русском Севере на заре на возвышенном красивом месте молодёжь встречала восход солнца. Выбиралась «хороводница», которая при первом проблеске солнца, благословясь, выходила на середину круга и произносила заклинание, сохранившееся на северо-восточной Руси:

Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу - того люблю, кого сама знаю - тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!

Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницей, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту - третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка.

Поселяне Тульской губернии на Красную горку закликали весну с хороводными песнями. При восхождении солнца они выходили на холм или пригорок, ведомые хороводницей. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входили в круг с хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и пели веснянку:

Весна-красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке,
На бороночке! …

В Калужской губернии поселяне также зазывали весну с песнями. Соломенное чучело, укреплённое на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались как женщины, так и мужчины. После песен садились вокруг горки, угощали друг друга яичницей. Вечером сжигали чучело с песнями и плясками.

В Буйском уезде (Костромская губерния) для встречи весны девушки и холостые ребята при восходе солнца обливали себя водой на открытом воздухе. Самые смелые купались в реках. После сходились вместе и пели песни, некоторые перепрыгивали чрез плетень огорода, взлезали на деревья, водили хороводы вокруг стогов сена. В это время они пели:

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью…

У украинцев ещё в начале XX века в этот день ходили дети по домам и славили «ярь и зеленачку». Дети носили в руках деревянную ласточку. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки.

Гулянья

Праздник в деревне. Неизвестный художник, конец XVIII века Подробнее по этой теме см. Народные гулянья.

Молодёжь собиралась в компании: плясали, водили хороводы, пели песни («Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень»), играли в игры («Гуси», «Чижик», «Челнок», «Прятки», «Кандалы, раскуйте нас», «А мы просо сеяли», «Зайчик, что с тобой», «Разлуку», «Вдовушки», «Лапту»).

Гулянья проходили на деревенской улице, на площади или за околицей деревни. Каждая девушка и каждый парень, достигшие брачного возраста, обязательно принимали участие во всех деревенских праздниках и молодёжных развлечениях. Уклонение от участия в них порицалось общественным мнением, вызывало насмешки сверстников и даже рассматривалось как большой грех, за который можно поплатиться безбрачием, бездетностью или ранним вдовством.

Крашеные яйца

Б. Зворыкин . Катание яиц. Дореволюционная открытка. Подробнее по этой теме см. Пасхальное яйцо.

В дореволюционной России считалось, что на Красную горку «люд крещёный с покойничками христосуется», поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные» цвета. До сих пор во сёлах по могилкам раскладывают крашеные яйца, кое-где они катаются в виде креста и/или их закапывают в могилку, отдают нищим. Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки», скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача. На Русском Севере на Красную горку девушка одаривала своего парня крашеным яйцом.

Поминки

Подробнее по этой теме см. Поминальные дни у славян. Русское кладбище. Черниговская губерния. 1817

Русские местами в этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в Родительские субботы. По могилкам расставляются оставшиеся со Светлой недели еда, напитки, раскладываются крашеные яйца. Это не принято было в церковной традиции, но народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского. Поминовение умерших посвящается всем умершим предкам и включает, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома; в этот день «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья, блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты.

В конце XIX века в Спасске-Рязанском девушки и женщины в траурном («жаленом») платье шли на кладбище поклониться своим родителям. Сначала они причитали на могилах со словами о житье-бытье покойников, потом раскладывали по могилам кушанья и напитки. Родные и знакомые ходили по могилам в гости: старики угощали, а молодые катали по могилам крашеные яйца. Остатки вина выливали на могилы. С кладбищ в праздничных платьях шли разыгрывать Красную горку в хороводах.

Другие обычаи

В эти же дни было принято на Руси одаривать родню - делать подарки зятьям и невесткам.

В селе Хомутино на Алтае на Красную горку «Пасху зажигали» - привозили на гору солому и зажигали её, таким образом провожая Пасху.

Поговорки и приметы

  • «В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т».
  • Красная горка - сватать спо́рко.
  • «Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».
  • На Масленицу - сватовство, на Красную горку - свадьба.
  • «Святой Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает».

Какого числа Красная горка в 2017 году | Красная горка - обычаи, приметы и гадания

Особым праздником, который удивительным образом совместил в себе традиции православных людей и ритуалов язычников, является праздник Красная горка. Наши предки считали, что в этот день весна полностью вступает в свои права, а также начинается период, когда юноши идут свататься. В праздник Красной горки прославляли бога Ярило, молодые люди устраивали веселые гуляния. Какие обычаи праздника Красная горка? Какие приметы в этот день? Как можно гадать в Красную горку?

Какого числа будет отмечаться Красная горка в 2017 году. История праздника

Связав Красную горку с рядом христианских событий, православная церковь дала празднику совершенно новый смысл. Отмечается Красная горка (Антипасха или Фомино воскресенье, как его еще называют в народе) в первое воскресенье после Пасхи. Так, в 2017 году православные будут отмечать Красную горку 23 апреля.

Как говориться в Евангелие, один из апостолов по имени Фома не поверил в Воскресение Иисуса Христа, пожелав лично удостовериться в этом. Поэтому, чтобы доказать этот факт, Господь лично явился Фоме и другим десяти апостолам на восьмой день, после того дня, когда произошло его чудесное воскрешение.

Антипасха – это как дополнение к Пасхе, ведь именно в этот день после окончания длительного поста можно венчаться. Этим и объясняется большое количество свадеб в этот день.

Обычаи и гадания праздника Красная горка

Красная горка – это праздник, когда весна вступает в права. Особенно любим этот праздник был среди молодежи, потому что в этот день устраивались веселые гуляния, парни шли свататься. Считалось плохой приметой в это день сидеть дома, потому что кто не выходил гулять, тот останется без пары.

В красную горку проводились различные обряды, которые должны были обеспечить хороший урожай, а селение защитить от различных невзгод.

Когда было еще темно, представительницы прекрасного пола собирались на краю села, плугом делали вокруг села борозду, как бы создавая защитный круг. При этом они читали молитвы. Считалось очень хорошо, когда образовывался крест в месте замыкания борозды. Если борозда была глубокой, это означало, что болезни, засуха, неурожай и другие беды обойдут стороной поселение. Когда обряд завершался, начиналось веселое гуляние, во время которого молодые девушки старались всеми способами привлечь к себе внимание парней. Для этого они надевали самую лучшую свою одежду, яркие платки, вплетали в косу яркие ленты. Самой главной была девушка Лада, которая знала все песни, направляла хороводы и заводила игры.

В Красную горку каждый парень или девушка старались показать все, на что они способны. Кто-то имел шикарный голос, а кому-то не было равных в танце.

Молодые девушки стремились выйти замуж во все времена. А праздничные гадания позволяли узнать имя суженного, и когда они выйдут замуж.

Так, за день до праздника Красной горки девушка выпекала каравай, брала две новые, ни разу не использованные иголки, и заговаривала особыми словами. Иголки втыкались в виде креста в каравай, который предварительно нужно посыпать солью. После этого каравай выносится в коридор. Утром его нужно забрать и положить на самом высоком месте. Считалось, что на протяжении года девушка должна выйти замуж.

Таких гаданий множество, но многие из них остались в далеком прошлом.

Какие существуют приметы праздника Красная горка?

Среди примет праздника Красная горка можно выделить такие:

Чтобы не испытывать недостатка денег, нужно умыться в день Красной горки, стоя лицом перед иконой. Самый старший в семье должен умыть всех остальных, но только не на оборот.

Загадать желание и бросить монетку в какой-либо водоем (реку, озеро, колодец во дворе). Такой ритуал должен привлечь счастье в дом, а желание непременно исполниться.

Помолится Господу, искренне, всем сердцем, попросить о долголетии и крепком здоровье. Наши предки искренне верили, что в этот день слова их молитвы доходят не только до Господа, но и до их умерших родственников.

Сегодня Красная горка празднуется не так весело, как во времена наших предков. Но, тем не менее, этот праздник сейчас – это день свадеб, когда разрешено венчание в храме. По народным приметам брак, заключенный в этот день, будет крепким и на всю жизнь. Однако существуют и сегодня такие поселки, где праздник Красной горки отмечается с большим размахом, в соответствии с традициями далеких лет.

Можно сказать, что Красная горка или Антипасха – невероятно веселый праздник, который несет в себе победу жизни над смертью, возрождение, а также главенство весны над зимой. Многие обычаи и приметы уже утеряно, поэтому нужно хранить и возрождать их.

Красная горка (праздник) это:

Красная горка (праздник) Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Антипасха У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Горка. Красная Горка
Ф. В. Сычков. Танец.
Тип народно-православный
иначе Кликушное воскресенье, «Ярылавіца» (белор.)
также Антипасха, Фомино воскресенье (христ.)
Значение окончательный приход весны
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами, христианами
Дата первое воскресенье после Пасхи
В 2012 году 22 апреля
В 2013 году 12 мая
Празднование весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры
Связан с Пасхой

Кра́сная го́рка (белор. Ярылавіца) - народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню ) - первому дню Радоницкой недели.

В некоторых местах праздновался на следующий день - в понедельник, где-то - накануне или в сам весенний Юрьев день.

Народные обряды

Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.

Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна - это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка - это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище), после чего устраивался праздник.

По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку. Девушки ходили по улицам и пели веснянки.

Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».

Поговорки и приметы

  • В Красную горку родители из могилы теплом дохну́т.
  • Сочтёмся весной на брёвнах - на Красной весёлой Горке; сочтёмся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся.
  • Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся.
  • Св. Георгий Красную весну на Красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Красная горка (праздник)
  • Радоницкая неделя
  • Антипасха
  • Сватовство по-русски

Примечания

  1. Лозка, 2002, с. 112
  2. Громыко, 1991
  3. Сахаров, 1885

Литература

  1. Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. - Мн.: Полымя, 2002. - 238 с. - ISBN 98507-0298-2 (белор.)
  2. Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с. - ISBN 5-235-01030-2
  3. Сахаров И. П. Сказания русского народа. - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.

Ссылки

  • Красная горка // Российский Этнографический Музей.
  • Красная Горка // Сахаров И. П. Сказания русского народа - СПб.: Издание А. С. Суворина, 1885.
  • Красна гірка // Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї - К.: Т-во «Знання України», 1993. 112 с. (укр.)
  • Лыскин Александр . Усть-Цильма. Фоторепортаж о празднике
Народные праздники славян Категории:
  • Праздники по алфавиту
  • Праздники
  • Весенние праздники
  • Русские народные праздники
  • Пасха
  • Переходящие праздники
  • Свадьба
  • Народное христианство
  • Праздники 5 мая

Что значит праздник "красная горка"?

Римма третьякова

Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели



По народному календарю. В этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну) , водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.
Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы.
В Спасске девушки и женщины в траурном платье (черном и белом) шли после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам. Плакали, причитая, катали яйца на их могилах, а потом ели и пили, выливая остатки вина на могилы. Позже, переодевшись дома в праздничное платье, шли играть на красную горку.
В некоторых селах Владимирской губернии Фомино воскресенье сопровождалось особыми ритуальными обрядами. После обедни где-нибудь на открытом месте деревенской улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь
песни и медленно подходить к “новоженям”, которые и давали им по куску пирога и по одному яйцу.
Красная горка в северном Поволжье называлась кликушным воскресеньем, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов - окликали молодых, которые за пение выносили по яйцу и по стопочке.
В Пензенской губернии на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали свои косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест. Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг около села и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Эта пирушка продолжалась до третьих петухов (примерно до трех часов утра) , а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели.
Красная горка - один из народных праздников красной весны, с него начинались хороводные игры на горах и долинах, играются свадьбы на Красную горку.
Из истории. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища (Капище - языческий храм.) и требища (Требище - жертвенник, место принесения жертв Богу) . В России встречается много старинных мест под названием красных гор, горок, холмов.
В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета.
Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе.
Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

Марина гришина(гвоздецкая)

Красная Горка - древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после пасхи (так называемому Фомину дню) . Иногда праздновался на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев день.
Красная Горка - праздник молодёжи, начинавшийся детскими играми, хороводами, песнями; первое весеннее гулянье девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (т. е. красивая) горка. В некоторых местностях России к Красной Горке приурочивались свадьбы, после чего устраивался народный праздник

Что за праздник "Красная горка", почему так называется?

Красная горка - древнерусский народный весенний праздник. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) .
Иногда праздновался на следующий день - в понедельник, иногда - в Юрьев день (день весеннего выгона скота) .
Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.
Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.
Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, это праздник поцелуев и начала новой жизни, сродни тому, что весна - это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка - это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название - «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы, в некоторых местах она начиналась поминанием покойников (на кладбище) , после чего устраивался праздник.
В любом случае, Красная горка была одним из самых любимых праздников в России. Кроме того, Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется» .
Радуница - все радуется весне, Ярила-Бог женится на любимой Ладе-Земле, а за ними и молодцы да красны девки влюбляются, создают пары. Красна горка - праздник Любви, Солнца, пробуждающейся Жизни.
«Красная горка» - народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи. Его церковное название - Фомина неделя, поскольку в этот день Церковь вспоминает явление воскресшего Христа апостолу Фоме, который требовал неопровержимых доказательств этого чудесного события. Воскресенье апостола Фомы - первый день, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва (Масленица + Великий пост + Светлая седмица) начинает совершать Таинство Бракосочетания.
Красная горка - 1-e воскресение после Пасхи, по церковному календарю - Антипасха, день памяти апостола Фомы.
Красная Горка известна по всей России и знаменует в общем своем значении весну с ее красным солнышком, с ее Пасхой и весною красною, то есть красивою, веселою, оживленною благоприятным воздухом, водами, получившими свободу и сборосившими ледяные оковы.
В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.
В Калужской губернии в старые времена это воскресенье было отведено для встречи весны. «Соломенное чучело укрепленное на длинном шесту, ставится на горке; кругом его собираются женщины и мужчины. После песен садятся вокруг горки, угощают друг друга яичницами. Вечером сжигают чучело с песнями и плясками» .
«Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день происходит выбор женихами невест) . Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонка-замухрышку» .

Кошка с салом

Это знаменитый праздник, имеющий несколько названий; богослужебное название его – Антипасха ("после Пасхи"): Фома еще не видел воскресшего Господа и не верил, сомневался, что Господь воскрес, поэтому Пасха для него наступит только в это воскресенье, а вместе с ним и мы тоже уверяемся в Воскресении, нам тоже является воскресший Христос, обновляя нашу веру. Второе название это дня – Фомина неделя, и есть еще народное название – Красная горка.

Красная горка – народно-христианский праздник, который отмечают на следующее воскресенье («Фомино») после Пасхи. В народе его также знают под названием Антипасха.

Православная традиция связывает это день с евангельским преданием о том, как Иисус Христос явился «неверующему» апостолу Фоме и только после этого ученик Христа уверовал в воскресение Спасителя.

Красная горка праздник- что означает?

Красную («красивую») горку отмечали на Руси еще до христианизации. В своей основе это был языческий праздник начала весны, связанный с переживанием древнего человека мистического опыта встречи с пробуждающейся природой. На дохристианскую Красную Горку водили хороводы, жгли кострища, заклинали скорейший приход весеннего тепла.

Именно с этого дня по церковному уставу возобновляется венчание. До сих пор сохраняется поверье, что свадьба, которую сыграли на «Красивую» горку, послужит залогом счастливого брака молодоженов. Так же до наших дней дошла традиционная пасхальная игра – катание крашеных яиц по специальным дорожкам или с возвышения.

Можно ли посещать кладбища на Красную горку?

До революции Радоница – день поминовения умерших – была выходным днем, а в советское время стала будним, люди начали посещать кладбища уже спустя неделю после Светлой Христовой Пасхи.

Часто Красной горкой именуют всю Радоницкую неделю или непосредственно девятый день после Пасхи, то есть Радоницу, когда впервые после Великого поста поминают умерших. Поскольку до революции Радоница была выходным днем, а в советское время стала будним, люди начали посещать кладбища уже спустя неделю после Светлой Христовой Пасхи. Кроме того, в Красную горку все еще не служат панихиду, но уже можно начинать читать Псалтырь.

В народе до сих пор сохраняется ошибочная традиция посещения кладбищ уже на седьмой день после начала Пасхи. Тем не менее, это в корне неверно с точки зрения церковных предписаний. Лучше дождаться Радоницы, когда уже можно будет заказать панихиду и подать записки об упокоении. При этом молитва об умерших от себя никогда не возбраняется.

Какого числа Красная горка в 2018 году?

Каждый год многие задаются вопросом, «какого числа праздник Красная горка?» Празднование всегда приходится на седьмой день после Пасхи.

Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье!

Красная горка в 2020 году – 26 апреля

  • Красная горка – время свадеб. Откуда пришел этот праздник?
  • Православие и Красная горка
  • Красная – значит «красивая»

Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, .

Два календаря – языческий и христианский

Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.

Церковь установила праздник , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».

Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

С «Красной горкой» чуть проще, чем со « », поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.

Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.

Откуда взялась «Красная горка»?

Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.

Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.

Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).

Можно ли православным праздновать «Красную горку»?

«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.

Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!

Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия » (Еф. 5; 15 – 17).

В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.

Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?

«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.

А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.

О «Красной горке» на Правмире:

Фильмы о «Красной горке»:

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей