Программа коррекции делинквентного поведения у подростков. Психологические средства коррекции делинквентного поведения выявления типа семейного воспитания, установок
- Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio - отклонение).
- Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Основные причины отклоняющегося поведения
В ходе изучения детско-родительских отношений выявляются следующие причины отклоняющегося поведения:
- нежеланный, нелюбимый ребенок;
- сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом;
- нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство;
- недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии;
- супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам;
- нарушение традиционных схем поведения (подростковая беременность, этические нарушения и т.д.);
- психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении у гипертима и т.д.) А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение.
Девиантные дети - это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Если у ребёнка девиантное поведение (памятка для родителей)
Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть - он уникален.
Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких - ребенок подражает тому, кто рядом с ним.
Предъявляйте посильные требования - учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности.
Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным - он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.
Расширяйте кругозор ребенка- с ним будет интересно другим. Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих - ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.
Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим - ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения.
Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры - ребенку нужна разрядка
Уделяйте ему внимание - ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.
Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребенком:
Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителя.
Умение объяснять . Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким.
Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка.
Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, пробуждайте желание еще раз услышать вашу похвалу.
Оптимизм . Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах - он будет чувствовать себя личностью.
Заключение
Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Ребёнку надо помочь!
1 из 28
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Делинквентность её особенности Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает формы противозаконных действий. Правонарушения по своей значимости варьируют о магазинных краж и вандализма до разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами.
№ слайда 4
Описание слайда:
В некоторые моменты своей жизни большинство детей вовлекаются в отдельные формы делинквентного поведения. Очень распространены кражи, а так же умеренные акты вандализма – разрушение или осквернение собственности. Трудности возрастаРано или поздно большинство подростков втягиваются в деструктивное поведение, связанное с рискомГенетические, социологические и психологические факторы обуславливающие делинквентность
№ слайда 5
Описание слайда:
Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.
№ слайда 6
Описание слайда:
Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
девиантное поведение подростков Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних. 1. Биологические факторы выражаются в существовании! неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.
№ слайда 9
Описание слайда:
Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
№ слайда 10
Описание слайда:
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
№ слайда 11
Описание слайда:
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение
№ слайда 12
№ слайда 13
Описание слайда:
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.
№ слайда 14
Описание слайда:
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации - состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
№ слайда 15
Описание слайда:
4. Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
№ слайда 16
Описание слайда:
Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.
№ слайда 17
Описание слайда:
Предпосылки девиантногоповедения В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.
№ слайда 18
Описание слайда:
Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Описание слайда:
Типы девиацийПодростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость под-ростка, несоблюдение им норм и вправил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.Девиация (отклонение) является одной из сторон явления "изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связанна с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодей-ствие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.(Баженов.В.Г. 1989)
№ слайда 21
Описание слайда:
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.. Говоря о детскопод-ростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:- дети школьного возраста, не посещающие школу
№ слайда 22
Описание слайда:
Социальные сироты; действительность мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;- подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;- подростки сексуально распущенного поведения;- подростки, совершившие противоправные действия; not официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
№ слайда 23
Описание слайда:
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как; демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественые действия сексуального характера; попытки суицида.
№ слайда 24
Описание слайда:
Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения:- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства,- распространение и продажа наркотиков.
№ слайда 25
Описание слайда:
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, (проституция, суицид, правонарушения и преступность). Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
№ слайда 26
Описание слайда:
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:- видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);- уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;- внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).
№ слайда 27
Описание слайда:
Заключение Для раскрытия природы и причины социальных отклонении необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.
№ слайда 28
Описание слайда:
Проект слушателей курсов
«Профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних»
(01.09.-26.09.2015г.)
Тема проекта : «Система работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся в школе»
Андрианова А.А
г.Актобе, 2015 год
Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних
Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити.
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
«Поздно заметили» … «Поздно учли» …
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Цель:
- Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения
Задачи:
- Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;
- Помочь осознать свои собственные возможности
- Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении .
- Начинается процесс осознания собственных возможностей и приобретение умений принятия решений для своего позитивного будущего.
Что такое девиантное и делинквентное поведение?
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Делинквентное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, причем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.
- Преступность
- Алкоголизм
- Наркомания
- Суицид
- Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия
- Неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей
- Отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями
Как предотвратить развитие девиантного поведения
Укрепление физического и психического здоровья
Профилактическую работу в школе осуществляют:
- Заместительдиректора по воспитательной работе
- Классные руководители
- Социальный педагог
- Педагог – психолог
- Педагоги дополнительного образования
- Медицинский работник
- Оказывает организационно – методическую помощь классным руководителям в ведении внутришкольного учета
- Осуществляет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению
- Готовит соответствующую информацию о деятельности школы по профилактике девиантного поведения
Классный руководитель :
- Ведет необходимую документацию в своем классе;
- Осуществляет мероприятия по профилактике девиантного поведения учащихся в классе;
- Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.
Социальный педагог, Педагог – психолог:
- Формируют банк данных об учащихся и семьях, находящихся в социально – опасном положении;
- Взаимодействуют с учителями – предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении;
- Координируют воспитательные усилия школы, семьи, среды и анализируют полученный результат.
ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ
Направления профилактической работы
ПРОФИЛАКТИКА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
Этапы профилактической работы
Привлечение необходимых специалистов
Социально – педагогический патронаж
дезадаптированных несовершеннолетних
Работа с референтной группой ребенка
Мобилизация воспитательного потенциала
семьи и окружающей среды
Консультативно – разъяснительная работа
с родителями и педагогами
Раннее выявление детей «группы риска»
Работа с семьей
осуществление комплексной профилактической
работы в целях восстановления здоровых
взаимоотношений между ее членами и
профилактика имеющихся отклонений
осуществление диагностической работы с целью
выявления типа семейного воспитания, установок
родителей по отношению к детям и гармоничности
семейных отношений в целом
осуществление информационно-просветительской
работы с целью профилактики дисгармонии семейных
отношений и нарушений в семейном воспитании
Формы работы
«Педагог-предмет- ребенок»
«Педагог-ребенок»
Составление
Шефство,
создание газет,
Создание
социально-
кураторство,
олимпиады,
воспитывающих
ситуаций,
наставничество,
педагогического
конференции,
встречи со
включение
реферат и т.д.
паспорта класса,
в досуговые
консультации и т.д.
специалистами,
виды деятельности
интересными людьми,
(по интересам),
проведение различных
организация выходов,
форм работы
экскурсий, поездок,
совместно
походов и т.д.
с родителями и т.д.
«Педагог-ситуация-ребенок»
«Педагог-человек-ребенок»
Приемы индивидуального воздействия
«Просьба о помощи»
«Стратегия жизни»
Похвала - поддержка,
Педагог рассказывает
похвала - побуждение
историю и просит
к выполнению
оценить
принятых решений,
различные поступки
участников этой
доброе участие
истории
педагог выясняет
Обсуждает жизненные планы
воспитанника,
затем пытается выяснить
вместе с ним,
что поможет,
а что помешает
реализации этих планов
Воспитатель
обращается
к воспитаннику
за советом,
рассказывая о своих
проблемах
и просит найти
способ их решения
«Поощрение»
«Оцени поступок»
Приемы организации групповой деятельности
«Эстафета мнений»
«Импровизация»
учащиеся
по цепочке
высказываются
на заданную тему
учащиеся
выбирают интересную
для них тему;
творчески развивают
основные сюжетные
линии,
переносят события
в новые условия,
по-своему их
интерпретируют и т. п .
учащиеся, разделенные на группы,
готовят друг другу встречные вопросы;
вопросы и ответы коллективно обсуждают
«Самостимулирование»
Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика
«Самоотстранение учителя»
«Инструктирование»
четкое распределение
функций и ролей
учащихся
в соответствии
с уровнем владения
теми знаниями,
умениями и навыками,
которые требуются
для выполнения
задания
создаются равные условия
для проявления инициативы всеми
учащимися
определены
цели и содержание работы,
установлены правила и
формы общения в ходе
его выполнения, учитель
как бы устраняется от
прямого руководства
или берет на себя
обязательства
рядового ученика
на период выполнения
какого-либо творческого
задания устанавливаются
правила, регламентирующие
общение и поведение учащихся
«Распределение инициативы»
«Распределение ролей»
Механизмы воздействия ежемесячно:
Контроль успеваемости
Контроль социальной активности
Контроль посещаемости
Механизмы воздействия ежедневно
классного руководителя
классного руководителя
Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе
Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу
Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.
Механизмы воздействия по мере необходимости:
Индивидуальные
беседы
с учащимися
Индивидуальные
беседы
с родителями
Беседы
с учащимися
и их родителями
в присутствии администрации
Посещение по месту жительства
Механизмы воздействия еженедельно:
Контроль успеваемости со стороны
социального педагога
Посещение уроков классным руководителем,
социальным педагогом
Контроль посещаемости со стороны
социального педагога
Механизмы воздействия по решению Совета профилактики:
Постановка на внутришкольный учет
Направление ходатайства в ИДН
Направление ходатайства в ОВД
Направление ходатайства в соцзащиту…
Ресурсы
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/126/38126584_32833656_40.jpg трудный подросток
- http://vision.rambler.ru/public/arishamarishkina/1/127/formula-vzaimodeystviya-mejdu-nami.jpg взаимодействие
- http ://natur-mag.ru/images/1111/aa4c22205dce.png школьник
- http://www.nr.edu/library/courseguides/untitled_clip_image002_0016.gif контроль успеваемости
- http://img.sunhome.ru/UsersGallery/032005/2154757.jpg школа