Программа коррекции делинквентного поведения у подростков. Психологические средства коррекции делинквентного поведения выявления типа семейного воспитания, установок


  • Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio - отклонение).
  • Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные причины отклоняющегося поведения

В ходе изучения детско-родительских отношений выявляются следующие причины отклоняющегося поведения:

  • нежеланный, нелюбимый ребенок;
  • сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом;
  • нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство;
  • недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии;
  • супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам;
  • нарушение традиционных схем поведения (подростковая беременность, этические нарушения и т.д.);
  • психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении у гипертима и т.д.) А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение.

Девиантные дети - это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.


Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.


Если у ребёнка девиантное поведение (памятка для родителей)

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть - он уникален.

Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких - ребенок подражает тому, кто рядом с ним.

Предъявляйте посильные требования - учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности.

Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным - он не будет искать разрядки и найдет себе занятие.

Расширяйте кругозор ребенка- с ним будет интересно другим. Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих - ребенок перестанет привлекать внимание таким образом.

Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим - ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения.

Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры - ребенку нужна разрядка

Уделяйте ему внимание - ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.


Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребенком:

Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителя.

Умение объяснять . Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким.

Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка.

Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, пробуждайте желание еще раз услышать вашу похвалу.

Оптимизм . Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах - он будет чувствовать себя личностью.


Заключение

Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Ребёнку надо помочь!





























1 из 28

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Делинквентность её особенности Поведение, сопряженное с риском, иногда принимает формы противозаконных действий. Правонарушения по своей значимости варьируют о магазинных краж и вандализма до разбойных нападений, изнасилований и убийств. Лиц моложе 16 или 18 лет, совершающих преступные действия, называют делинквентами.

№ слайда 4

Описание слайда:

В некоторые моменты своей жизни большинство детей вовлекаются в отдельные формы делинквентного поведения. Очень распространены кражи, а так же умеренные акты вандализма – разрушение или осквернение собственности. Трудности возрастаРано или поздно большинство подростков втягиваются в деструктивное поведение, связанное с рискомГенетические, социологические и психологические факторы обуславливающие делинквентность

№ слайда 5

Описание слайда:

Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.

№ слайда 6

Описание слайда:

Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

девиантное поведение подростков Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних. 1. Биологические факторы выражаются в существовании! неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию.

№ слайда 9

Описание слайда:

Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям.- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

№ слайда 10

Описание слайда:

2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.

№ слайда 11

Описание слайда:

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение

№ слайда 12

№ слайда 13

Описание слайда:

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации.

№ слайда 14

Описание слайда:

Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии: учебной декомпенсации - состояния ребенка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе; школьной дезадаптации - состояния ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий; социальной дезадаптации - состояния ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

№ слайда 15

Описание слайда:

4. Социально-экономические факторы, включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

№ слайда 16

Описание слайда:

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

№ слайда 17

Описание слайда:

Предпосылки девиантногоповедения В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

№ слайда 18

Описание слайда:

Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Описание слайда:

Типы девиацийПодростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Трудновоспитуемость под-ростка, несоблюдение им норм и вправил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.Девиация (отклонение) является одной из сторон явления "изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связанна с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодей-ствие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.(Баженов.В.Г. 1989)

№ слайда 21

Описание слайда:

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.. Говоря о детскопод-ростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:- дети школьного возраста, не посещающие школу

№ слайда 22

Описание слайда:

Социальные сироты; действительность мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;- подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;- подростки сексуально распущенного поведения;- подростки, совершившие противоправные действия; not официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

№ слайда 23

Описание слайда:

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микро социальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как; демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественые действия сексуального характера; попытки суицида.

№ слайда 24

Описание слайда:

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующие типы делинквентного поведения:- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные в основном, против личности человека;- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства,- распространение и продажа наркотиков.

№ слайда 25

Описание слайда:

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, (проституция, суицид, правонарушения и преступность). Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

№ слайда 26

Описание слайда:

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:- видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);- уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;- внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).

№ слайда 27

Описание слайда:

Заключение Для раскрытия природы и причины социальных отклонении необходимо исходить из того, что они как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей. Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

№ слайда 28

Описание слайда:

Проект слушателей курсов

«Профилактика девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних»

(01.09.-26.09.2015г.)

Тема проекта : «Система работы школы по профилактике девиантного поведения и делинквентного поведения учащихся в школе»

Андрианова А.А

г.Актобе, 2015 год


Система работы школы по профилактике девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних


Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами

Кто-то, когда-то должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

С миром оборваны тонкие нити.

Словно стена без дверей, без окон.

Вот они, главные истины эти:

«Поздно заметили» … «Поздно учли» …

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

С. Давидович


Цель:

  • Создание условий для выявления причин отклоняющегося поведения у учащихся, выработки механизма взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с учащимися девиантного и делинквентного поведения

Задачи:

  • Разработать и применить систему профилактики девиантного и деликвентного поведения детей через ориентацию на позитив, открытие сильных сторон и качеств на основе принципа сотрудничества, доверия и поощрения;
  • Помочь осознать свои собственные возможности
  • Научить принимать собственные решения о своем будущее поведении .

  • Начинается процесс осознания собственных возможностей и приобретение умений принятия решений для своего позитивного будущего.

Что такое девиантное и делинквентное поведение?

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Делинквентное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, при­чем нередко представляет собой поступки, наказуемые законом.


  • Преступность
  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Суицид

  • Гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия
  • Неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей
  • Отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями

Как предотвратить развитие девиантного поведения

Укрепление физического и психического здоровья





Профилактическую работу в школе осуществляют:

  • Заместительдиректора по воспитательной работе
  • Классные руководители
  • Социальный педагог
  • Педагог – психолог
  • Педагоги дополнительного образования
  • Медицинский работник

  • Оказывает организационно – методическую помощь классным руководителям в ведении внутришкольного учета
  • Осуществляет анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению
  • Готовит соответствующую информацию о деятельности школы по профилактике девиантного поведения

Классный руководитель :

  • Ведет необходимую документацию в своем классе;
  • Осуществляет мероприятия по профилактике девиантного поведения учащихся в классе;
  • Осуществляет индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с учащимися и семьями, состоящими на внутришкольном учете.

Социальный педагог, Педагог – психолог:

  • Формируют банк данных об учащихся и семьях, находящихся в социально – опасном положении;
  • Взаимодействуют с учителями – предметниками, родителями, специалистами социальных и психологических служб в оказании социально – педагогической, психологической и иной помощи обучающимся и семьям, находящимся в социально – опасном положении;
  • Координируют воспитательные усилия школы, семьи, среды и анализируют полученный результат.

ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЕ

ИНФОРМАЦИОННОЕ

Направления профилактической работы

ПРОФИЛАКТИКА

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ


Этапы профилактической работы

Привлечение необходимых специалистов

Социально – педагогический патронаж

дезадаптированных несовершеннолетних

Работа с референтной группой ребенка

Мобилизация воспитательного потенциала

семьи и окружающей среды

Консультативно – разъяснительная работа

с родителями и педагогами

Раннее выявление детей «группы риска»


Работа с семьей

осуществление комплексной профилактической

работы в целях восстановления здоровых

взаимоотношений между ее членами и

профилактика имеющихся отклонений

осуществление диагностической работы с целью

выявления типа семейного воспитания, установок

родителей по отношению к детям и гармоничности

семейных отношений в целом

осуществление информационно-просветительской

работы с целью профилактики дисгармонии семейных

отношений и нарушений в семейном воспитании


Формы работы

«Педагог-предмет- ребенок»

«Педагог-ребенок»

Составление

Шефство,

создание газет,

Создание

социально-

кураторство,

олимпиады,

воспитывающих

ситуаций,

наставничество,

педагогического

конференции,

встречи со

включение

реферат и т.д.

паспорта класса,

в досуговые

консультации и т.д.

специалистами,

виды деятельности

интересными людьми,

(по интересам),

проведение различных

организация выходов,

форм работы

экскурсий, поездок,

совместно

походов и т.д.

с родителями и т.д.

«Педагог-ситуация-ребенок»

«Педагог-человек-ребенок»


Приемы индивидуального воздействия

«Просьба о помощи»

«Стратегия жизни»

Похвала - поддержка,

Педагог рассказывает

похвала - побуждение

историю и просит

к выполнению

оценить

принятых решений,

различные поступки

участников этой

доброе участие

истории

педагог выясняет

Обсуждает жизненные планы

воспитанника,

затем пытается выяснить

вместе с ним,

что поможет,

а что помешает

реализации этих планов

Воспитатель

обращается

к воспитаннику

за советом,

рассказывая о своих

проблемах

и просит найти

способ их решения

«Поощрение»

«Оцени поступок»


Приемы организации групповой деятельности

«Эстафета мнений»

«Импровизация»

учащиеся

по цепочке

высказываются

на заданную тему

учащиеся

выбирают интересную

для них тему;

творчески развивают

основные сюжетные

линии,

переносят события

в новые условия,

по-своему их

интерпретируют и т. п .

учащиеся, разделенные на группы,

готовят друг другу встречные вопросы;

вопросы и ответы коллективно обсуждают

«Самостимулирование»


Приемы деятельности учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика

«Самоотстранение учителя»

«Инструктирование»

четкое распределение

функций и ролей

учащихся

в соответствии

с уровнем владения

теми знаниями,

умениями и навыками,

которые требуются

для выполнения

задания

создаются равные условия

для проявления инициативы всеми

учащимися

определены

цели и содержание работы,

установлены правила и

формы общения в ходе

его выполнения, учитель

как бы устраняется от

прямого руководства

или берет на себя

обязательства

рядового ученика

на период выполнения

какого-либо творческого

задания устанавливаются

правила, регламентирующие

общение и поведение учащихся

«Распределение инициативы»

«Распределение ролей»



Механизмы воздействия ежемесячно:

Контроль успеваемости

Контроль социальной активности

Контроль посещаемости




Механизмы воздействия ежедневно

классного руководителя

классного руководителя


Классный руководитель обязан в этот же день узнать причину отсутствия учащегося в школе

Если причина неуважительная, сообщить родителям, социальному педагогу

Если на следующий день учащийся отсутствует в школе – посещение по месту жительства классным руководителем совместно с социальным педагогом с целью установления причины отсутствия и выяснения обстановки в семье.


Механизмы воздействия по мере необходимости:

Индивидуальные

беседы

с учащимися

Индивидуальные

беседы

с родителями

Беседы

с учащимися

и их родителями

в присутствии администрации

Посещение по месту жительства



Механизмы воздействия еженедельно:

Контроль успеваемости со стороны

социального педагога

Посещение уроков классным руководителем,

социальным педагогом

Контроль посещаемости со стороны

социального педагога


Механизмы воздействия по решению Совета профилактики:

Постановка на внутришкольный учет

Направление ходатайства в ИДН

Направление ходатайства в ОВД

Направление ходатайства в соцзащиту…




Ресурсы

  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/38/126/38126584_32833656_40.jpg трудный подросток
  • http://vision.rambler.ru/public/arishamarishkina/1/127/formula-vzaimodeystviya-mejdu-nami.jpg взаимодействие
  • http ://natur-mag.ru/images/1111/aa4c22205dce.png школьник
  • http://www.nr.edu/library/courseguides/untitled_clip_image002_0016.gif контроль успеваемости
  • http://img.sunhome.ru/UsersGallery/032005/2154757.jpg школа
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей