Путеводители для детей: увлекательное путешествие начинается! Отдых с детьми на Халкидиках. Путеводитель по детским развлечениям Водные горки и детские площадки в отеле Porto Carras

Представим себе, что история литературы есть некое цветущее древо.

Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа

Одни книги – это корни, другие – новые побеги; есть узловатые ветки, не самые прекрасные, но без них не обойдешься, есть цветы, подчас красивые, но однодневки. Кое – какие ветви зеленеют круглый год, другие засыпают на время, а глядишь – через сто лет проснулись и снова живут. Древние верили, что у каждого дерева существует душа – дриада. Душа нашего книжного дерева собрана из множества историй, которые веками рассказывались, а потом записывались множеством людей. Как сказала американская поэтесса и общественная деятельница Мюриэл Рукейзер: «Вселенная состоит не из атомов, а из историй» . Многие из этих историй обращены к детям, причем с разными целями: научить, развлечь, утешить, а то и просто усыпить. Вот так и родились относительно недавно, всего пару веков назад, особые книги, написанные специально для детей. Сначала появились буквари и то, что мы теперь называем «учебными пособиями», потом записи народных сказок и их обработки для детей, и к девятнадцатому веку писатели открыли для себя нового бесценного читателя – ребенка.

Впрочем, не только писатели стали воспринимать детство как отдельную, самостоятельную часть жизни человека. Согласно Филиппу Арьесу, знаменитому французскому историку, автору работ по истории повседневности, семьи и детства, немногим ранее, в семнадцатом веке, в западном обществе происходит перелом в понимании того, что есть ребенок: «…Эти хрупкие существа воспринимаются по – новому, и за ними признается право быть чем – то особенным, право, в котором отказывали раньше» . А к особенному существу нужен и особенный подход. Ему необходимы свои собственные истории, не такие, как взрослым. Родоначальником детского книгоиздания считается Джон Ньюбери, в восемнадцатом столетии опубликовавший немало поучительных и обучающих книжек для детей . В начале девятнадцатого века братья Гримм собирают и обрабатывают народные сказки и бродячие европейские сюжеты. А вскоре сочиняет свои сказки и Ханс Кристиан Андерсен.

На середину девятнадцатого века приходится расцвет творчества британских авторов. Выходят на сцену реалистический роман, описывающий приключения ребенка, а за ним, начиная с «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, и авторская сказка. Именно викторианская Англия породила феномен авторской сказки, опираясь на которую Джоан Ролинг на пороге двадцать первого века создала своего знаменитого Гарри Поттера. «Показательно не только появление в викторианской Англии детской литературы в современном смысле этого слова, но и то, что обязательным компонентом детской литературы становится ностальгия взрослых по утраченному миру детства» . Постепенно ребенок становится не только героем, но и читателем книги.

Среди посетителей музея много школьников младших и средних классов. Поэтому учреждению культуры необходимо позаботиться о том, чтобы литература, которую оно выпускает, была не только доступной, но и понятной для этой целевой аудитории

Об использовании детских путеводителей

Особое внимание стоит уделить изданию путеводителей, с помощью которых дети и подростки смогут легко ориентироваться на территории музея, получая при этом эстетическое наслаждение и интеллектуальное удовольствие. К этому, собственно, и стремиться данное учреждение.

Вместе с тем, наличие способствует просвещению и образованию посетителей, а также привлекает в музей взрослую аудиторию - родителей или других родственников школьников. Поэтому данные издания по праву могут носить статус семейных.

Практически в каждом музее есть отдел музейной педагогики, сотрудники которого проводят , используя при этом детские путеводители. Также данные издания можно приобрести на территории музея-заповедника, что отвечает потребностям не только организованных групп посетителей, но и тех, кто посещает музей в одиночку.

Благодаря путеводителям, и те, и другие, могут получить полную информацию о данном учреждении, его экспонатах, мероприятиях и так далее. Учреждение может издавать путеводители как по территории музея, так и по каждой отдельной экспозиции.

Поскольку издание детского путеводителя - дело довольно сложное, к его подготовке стоит привлечь сотрудников отдела музейной педагогики, которые непосредственно работают с детской аудиторией и знают все ее особенности.

Подготовка музейного путеводителя для детей, как правило, строится на следующих принципах:

  • иметь четко проложенный маршрут;
  • текст, представленный в издании, должен быть написан на доступном для данной аудитории языке;
  • быть компактным, но при этом представлять наиболее важные и интересные объекты;
  • иметь привлекательный внешний вид и запоминающееся иллюстрированное сопровождение и другие.

Но самое главное - это то, что путеводитель должен быть увлекательным.

Как оформить детский путеводитель по музею

Оформление путеводителя для детей требует особого подхода, поскольку от этого в большой степени зависит возникновение желания у ребенка увидеть тот или другой музейный предмет или коллекцию, посетить заинтересовавший его уголок и так далее.

Обложка путеводителя может выполнять две функции, то есть одновременно со своим прямым предназначением выступать в роли карты-схемы с проложенным маршрутом. Многие посетители на практике убедились в удобстве такого подхода. Ведь достаточно легко и удобно двигаться от одного объекта к другому, держа в одной руке карту с проложенным маршрутом, а в другой - саму книжечку с текстом.

Рисуя карту, художники стараются сделать ее как можно боле забавной. При этом во многих случаях изображаются не только исторические памятники, существующие на текущий момент, но и давно утраченные, которые, предположительно, находились на том или ином месте.

Примером может послужить составление путеводителя такого исторического объекта, как дворец Дурасова в Люблине. Основной логикой маршрута является предложение посетителям музея осмотреть данное строение в роли гостя армейского бригадира. Такое предложение связано с тем, что сам дворец имеет не совсем обычную форму - сочетание в плане креста и круга. Такая форма строения не предполагает анфилад.

Здание дворца является достаточно компактным. Оно окружено парком, поэтому в данном случае появляется возможность за короткое время провести посетителей по этому парку и провести осмотр объекта со всех сторон. После этого они могут подняться по главной лестнице в вестибюль дворца и пройти по всех залах, как в те далекие времена делали гости Дурасова. В этом случае используется в основном словесная навигация, однако, при этом присутствует и небольшая карта-схема.

Особенностью составления детских путеводителей является и то, что визуальный ряд не должен просто повторять то, что посетители учреждения культуры видят перед собой. Ведь поле зрения человека намного шире той картинки, которая предлагается в книжке. Поэтому лучше всего, если изображение объекта в путеводителе будет представлено в виде «марочки». Это убедит посетителя в том, что информация касается именно данного памятника или территории.

Иллюстрации должны привлечь внимание ребенка даже к самым мелким деталям, которые самостоятельно он вряд ли увидит. Можно использовать способы приближения или увеличения того, что в реальности находится на большом расстоянии от глаз.

К примеру, на иллюстрациях можно хорошо рассмотреть верхние части высоких дворцовых стен, потолки или размещенные на них плафоны. В этом случае можно отметить одно из преимуществ путеводителя перед реальными экскурсоводами, которые не могут увеличить или приблизить определенный объект.

Также в путеводителе можно использовать метод сопоставления музейных объектов, которые в реальности находятся в совсем разных местах, расположив их рядом друг с другом. Одним из заданий путеводителя является расширение визуального ряда музейной экспозиции.

Кроме этого детские путеводители должны выполнять и другие функции, а именно:

  • способствовать активному усвоению информации, а не ее простому потреблению;
  • стимулировать к осуществлению самостоятельного поиска, а также многие другие.

Внешняя привлекательность, красивые и запоминающиеся иллюстрации должны вызывать у ребенка желание поиграть или поработать с данным пособием.

Если говорить о стимулировании к самостоятельному поиску, то в этом случае стоит прибегнуть к включению в путеводитель различных заданий, например:

  • решить задачу;
  • ответить на поставленный вовпрос;
  • разгадать ребус, кроссворд или загадку;
  • нарисовать рисунок;
  • дописать предложение;
  • раскрасить картинку;
  • найти в экспозиции тот или иной предмет и так далее.

Воспользовавшись хотя бы раз таким путеводителем, у детей, как правило, возникает желание просмотреть их или поработать сними снова и снова.

Каким должен быть язык путеводителя

Детский путеводитель должен быть доступным для любого школьника. Но вместе с тем его содержание должно быть строго научным, а форма изложения пользоваться популярностью. Относительно научности, то авторы данного пособия чаще всего консультируются с научными сотрудниками учреждения культуры или хранителями музейных фондов.

Язык путеводителя должен отвечать следующим требованиям:

  • быть четким;
  • в изложении должны использоваться короткие фразы;
  • минимальное использование сложных оборотов;
  • построение рассказа от имени сказочных героев, сопровождающих посетителей музея, например, льва - символа царской власти, единорога, мудрого сверчка и других;
  • наличие терминов и незнакомых слов должно быть минимальным и сопровождаться разъяснениями в доступной для детей форме;
  • разъяснения стоит дополнять необходимым изображением, в некоторых случаях не одним, а несколькими.

Художники, которые подготавливают иллюстрации к разъяснениям, должны иметь опыт работы с детской литературой. Также в этом случае является необходимым тесное взаимодействие редактора и автора путеводителя. Разъяснение может предоставляться в разных формах, к примеру, в виде загадки, кроссворда или ребуса.

Ведь в наше время вряд ли можно встретить ребенка, а иногда и взрослого, который бы точно знал о предназначении таких сельскохозяйственных орудий, как плуг, борона или соха, которые когда-то использовались крестьянами. Поэтому с целью определения их предназначения и выяснения того, как они выглядят, автор может предложить такое задание, как распутывание путаницы.

При составлении путеводителя для детей стоит обратить внимание и на его обширность. Лучше всего, если он будет вмещать столько информации, сколько можно воспринять на протяжении одного урока. При этом посетители должны получить сведения о наиболее важных объектах данного учреждения культуры. Оптимальным вариантом является 24 страницы с текстом, сопровождающимся иллюстрациями, размером в половину авторского листа.

Собственно к детским путеводителям мы неравнодушны достаточно давно, еще с того момента, когда старшие дети были совсем маленькими. Просто однажды мы с мужем заметили, что ходить всей семьей по музейным залам гораздо интереснее, познавательнее и полезнее (а еще, что немаловажно, гораздо тише и спокойнее) получается тогда, когда дети пытаются в этом музее что-то самостоятельно найти, прочитать и узнать.

Многие музеи, причем как в России, так и за рубежом, публикуют на своих сайтах интересные листочки с заданиями для детей. Именно с целью увлечь и привлечь юных посетителей, а также направить их энергию в мирное русло. :) Некоторые музеи этого не делают, но продают специальные брошюры или небольшие книжечки с интересными заданиями. А еще некоторые музеи даже книг таких не выпускают, так что родителям приходится заинтересовывать детей самостоятельно и буквально подручными средствами.

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина . Главное здание. Здесь продается детский путеводитель по знаменитому Египетскому залу .

Внутри это самый настоящий квест: если думаешь так, то иди на страницу с номером таким-то, если думаешь иначе - идешь на другую страницу. И уже там выясняешь, прав ты или нет. :)

Такой приключенческий формат путеводителя может быть хорош и интересен для чтения дома. Но в условиях музея, где почти совсем нет лавочек, держать на весу брошюру, в толпе посетителей, нам не очень понравилось. Поэтому старались сократить перелистывания и немного хитрили. :)

Однако вопросы интересные. Очень много рассказано об экспонатах и вообще о Древнем Египте. На полях книги как раз изображены экспонаты, которые нужно найти в витринах музея. Так что в итоге книга нам все-таки понравилась. :)

В том же ГМИИ , только в галерее искусств стран Европы и Америки детских путеводителей не нашлось. Но зато внутри самой обычной бесплатной схемы залов по этажам мы обнаружили вот такие миниатюрные картинки. Постарались обнаружить соответствующие им полотна в залах музея. Попутно, конечно, увидели еще очень много интересного.

Государственный музей Пушкина . Тот, который на Пречистенке. Здесь мы обнаружили два разных детских путеводителя. Оба тоненькие, но красивые и довольно содержательные.

Путеводитель большого формата. Из него мы узнаем, что иногда рисунки на полях рукописи помогали Пушкину в процессе сочинения найти и подобрать нужное слово.

Узнаем о некоторых экспонатах музея и о биографии поэта. А еще здесь есть викторина, раскраска и кроссворд. И именно здесь есть фотография последнего пера Пушкина.

Путеводитель маленького формата построен в более логичной последовательности - от зала к залу. Мы узнаем о том, что просторный холл под стеклянным куполом - это бывший двор, который раньше находился под открытым небом. Поднимемся по парадной лестнице, рассмотрим росписи на стенах.

В книге много фотографий, информации. Есть вопросы для детей по тексту и по экспонатам, а также довольно непростой кроссворд (особенно, если не подглядывать в ответы).

У этих путеводителей есть лишь один существенный недостаток - их невозможно читать в самом музее! То есть желательно приобрести их заранее, дома в спокойно обстановке ознакомиться с ними вместе с детьми, а уже потом, непосредственно во время посещения музея, вспомнить или зачитать самые интересные моменты, ну и, конечно, ответить на вопросы и рассмотреть экспонаты.

И все-таки больше всего я люблю детский путеводитель по Историческому музею . С ним вам никакие экскурсоводы не нужны!

На форзаце и нахзаце представлены схемы залов музея по этажам.

По каждому историческому периоду есть краткий общий рассказ.

Фантастический музей и фантастический путеводитель по нему!

В музее археологии Москвы в свободном доступе лежит вот такая небольшая брошюрка с интересными вопросами и заданиями по поиску экспонатов в залах музея. Там же на столиках лежат простые карандаши, можно брать и выполнять задания.

В биологическом музее им. Тимирязева мы давно не были. Но, помнится, там всегда есть в наличии подобные бесплатные поисковые книжечки. Или же недорогие платные.

Дарвиновский музей также предоставляет детям возможность для интересного досуга в музее. Здесь продаются интересные и недорогие путеводители для родителей с детьми всех возрастов (есть с наклейками и без, цветные и монохромные, в общем, на любой вкус). Бывают бесплатные листочки с заданиями.

В музее-панораме "Бородинская битва" сделали еще лучше: выложили в бесплатном доступе две брошюры с творческими заданиями для школьников (загадки, кроссворды и прочее) по теме войны 1812 года.

А вам какие встречались интересные детские путеводители по знаменитым музеям?

Posts from This Journal by “музеи” Tag

  • Неделя финансовой грамотности в Мастерславле.

    В минувшую субботу по приглашению мосблога мы с дочками снова побывали в нашем любимом Мастерславле. В этот раз там проводилась неделя финансовой…

  • В гости к зверюшкам.

    На недавно прошедших первых школьных каникулах (или уже очень давно, это как посмотреть) мы с детьми по приглашению мосблога побывали в контактном…

  • День Индии в Мастерславле.

    Вы уже, наверное, заметили, что мы с детьми очень любим бывать в Мастерславле (на сайте Игрудом довольно давно есть даже такой специальный тег …

  • Гранд макет Россия в Санкт-Петербурге.

    Одной из самых ярких страниц нашего пребывания в славном городе на Неве было посещение парка миниатюр Гранд макет Россия. Далее, под катом,…

Когда мы говорим «путеводитель», сразу представляем себе какое-то серьезное издание с непременно лаконичными фотографиями и точными адресами гостиниц и ресторанов, которые рекомендуется посетить читателю. Но сегодня мы поговорим о соверешенно другом виде путеводителей — иллюстрированных изданиях для детей. Это такой формат, который не даст заснуть над описанием того или иного района в городе и будет интересен и детям, и их родителям, за счет множества увлекательных фактов из жизни города и прекрасных иллюстраций. Первую подборку мы посвящаем Москве.

Хельга Патаки. Московское ралли. Игра по москвоведению для всей семьи. Выпуск №1. М.: Самокат, 2015.

«Московское ралли» — уникальный формат детской книги, позволяющий ребёнку в игровой форме знакомиться не только с российской столицей, но и познавать увлекательную науку – картографию. Выполненный в виде футляра, первый выпуск «Ралли» включает в себя комплект из девяти карт исторических районов Москвы (Красная площадь, Замоскворечье, Сретенка, Арбат и другие), а также карту метро. К каждой карте прилагается список вопросов, благодаря которым можно разнообразить прогулку даже в самую унылую погоду, и узнать много нового о тех местах, которые посещают туристы и коренные жители «белокаменной». Недавно в «Самокате» издали второй и третий выпуски ралли — по Бульварному кольцу, а также посвященный загородной жизни Москвы, паркам и музеям в её окрестностях.

Фёдор Дядичев. Москва. Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей. СПб.: Фордевинд, 2011.

Издательство «Фордевинд», название которого неразрывно связано с попутным ветром и путешествиями, выпустило настоящую энциклопедию московской жизни для детей. Приправленный фотографиями города и весёлыми иллюстрациями, этот путеводитель раскрывает удивительные и интересные факты об одном из красивейших городов России. Сколько куполов у Храма Василия Блаженного; чем заняться в Измайлово; как появляются музеи; где находилось первое иностранное посольство в Москве – всё это, и многое другое таится под прекрасной обложкой книги Фёдора Дядичева. В отличие от скучных учебников по историю и москвоведению, этот иллюстрированный путеводитель способен пробудить жажду новых знаний даже у самых взыскательных юных читателей.

Пётр Баратов. Москва. Раскраска-путеводитель. Серия «Увлекательная прогулка». М.: Clever, 2014.

Каково это – быть архитектором, художником, или скульптором в родном городе? Строить театры, проектировать мосты и мозаикой расписывать станции метрополитена? Представить всё это и на время перевоплотиться в Пушкина, прогуливающегося по Арбату, или в Александра Дейнеку, создающего мозаичные картины советской жизни, можно, открыв раскраску-путеводитель по Москве издательства Clever. Совмещая творческий и познавательный процессы, легко можно вообразить, как выглядела столица в разные времена и эпохи. В серии «Увлекательная прогулка» представлены тематические раскраски о Бульварном Кольце, интересных улочках, а также серия открыток, которую легко можно взять с собой на прогулку по любимому городу.

Лариса Скрыпник. Кольца Москвы. Бульварное кольцо. М.: Настя и Никита, 2014.

Если ребёнка больше привлекает классический формат книг, серия издательства «Настя и Никита» о Москве подарит радость чтения абсолютно всем членам семьи. Сопрягая интересные факты с подчеркнуто художественным стилем повествования, Лариса Скрыпник рисует абрис Москвы, как одного из лучших городов мира. По мере продвижения в тексте, город, будто ожившее полотно, предстаёт перед читателем в разрезе эпох и важнейших исторических событий (пожар 1812 года, появление первого «извозчика на автомобиле», строительство московского метрополитена). В серии также выпущены книге об Арбате, московских высотках и башнях Кремля, метро и Большом Театре. Иллюстрации Натальи Кондратовой продолжают классическую художественную традицию детских книг, выпускаемых издательством «Настя и Никита», и любимых многими детьми и их родителями.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей