Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника.

Инструкция: Отвечайте на вопросы теста с помощью ответов «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Ключ к тесту:

  • Принятие / отвержение ребенка: 5, 6, 20, 27, 37, 38, 43, 45,
    -3, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, -23, -24, -26, -29, -39, -40, -42,
    -44, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60;
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36;
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58;
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59;
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста:

Шкала “Принятие / Отвержение”

Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала “Кооперация”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала “Симбиоз”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Шкала “Контроль”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала “Отношение к неудачам ребенка”

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Тест родительского отношения (А.Столин). Исследование детско-родительских отношений по методу А.Я. Варга, В.В. Столин Отношения а я варга

Психология взрослости Ильин Евгений Павлович

Опросник родительского отношения (ОРО)

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребенку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют пять шкал.

Шкала «Принятие - отвержение ребенка» выражает общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Шкала «Кооперация» выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Шкала «Симбиоз» : вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Шкала «Маленький неудачник» показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Инструкция. Внимательно прочтите предложенные утверждения, касающиеся вашего отношения к своему ребенку, и в случае согласия сделайте соответствующую отметку в бланке ответов.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка результатов

Отвечая на вопросы опросника, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитываются положительные ответы, совпадающие с ключом, за которые начисляется по 1 баллу.

Ключ

Шкала «Принятие - отвержение» : 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37–40, 42–47, 49, 51–53, 55, 56, 60.

Шкала «Кооперация» : 21, 25, 31, 33–36.

Шкала «Симбиоз» : 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала «Маленький неудачник» : 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Интерпретация результатов

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты.

Шкала «Принятие - отвержение» : высокие баллы по шкале - от 24 до 33 - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку; взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним немало времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой же шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть; такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка; понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала «Кооперация» : высокие баллы по шкале - 7–8 баллов - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Низкие баллы по данной шкале - 1–2 балла - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала «Симбиоз» : высокие баллы - 6–7 баллов - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. Низкие баллы по этой же шкале - 1–2 балла - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим воспитателем для ребенка.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» : высокие баллы по шкале - 6–7 баллов - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; он навязывает ребенку почти во всем свою волю; такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным как воспитатель для детей. Низкие баллы по этой же шкале - 1–2 балла - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует; это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Маленький неудачник» : высокие баллы по шкале - 7–8 баллов - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1–2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим воспитателем.

Из книги Как любить своего подростка автора Кэмпбелл Росс

8. От родительского контроля – к самоконтролю Когда ребенок вступает в подростковый возраст, принципы воспитания должны постепенно меняться, основываясь уже не на власти родителей, а на доверительных отношениях, при которых его привилегии и свобода зависят от взаимного

Из книги Стратегическая семейная терапия автора Маданес Клаудио

5. ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ: ИЗМЕНЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Отклонения в поведении ребенка можно рассматривать под углом зрения их полезности для родителей, так как они выявляют систему взаимодействия, которая выступает аналогией другой системы

Из книги Наблюдая за евреями. Скрытые законы успеха автора Шацкая Евгения

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Из книги Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться автора Черная Галина

Первая истерика клана Валиного папы, или Продолжение Родительского гамбита Получившийся результат можно назвать закономерным. Валя в субботу вечером пришла домой со слезами: я – ее родная мама и я ее люблю, а здесь ее не любят (по крайней мере, так передала мама Богдана в

Из книги Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться автора Демина Катерина Александровна

Глава двадцатая, о зарплате из родительского кармана Многие, очень многие люди начинают свой трудовой путь с помощи в родительском бизнесе (бизнес здесь - любое дело). Сначала в каникулы, потом на полставки, курьером, «подносчиком снарядов». Кем я только ни работала в

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Из родительского дома – в группу сверстников Самое страстное желание мальчика 14–17 лет – чтобы родители относились к нему по-партнерски, чтобы слышали и уважали его мнение. К 13,5–14 годам в психике появляется так называемое новообразование: чувство взрослости. И во многих

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

6.3. Стили родительского воспитания Диана Бомринд (Baumrind, 1971, 1991) выделила три стиля родительского воспитания, представляющих собой комбинацию из таких элементов, как зрелость требований, контроль, коммуникативность (общение) и эмоциональная близость (табл. 6.1).Таблица 6.1 .

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

Из книги Мы родом из Страшного Детства, или Как стать хозяином своего прошлого, настоящего и будущего автора Ковалев Сергей

Феномен родительского программирования (РП) «Всех нас ломали с детства... Всем навешивали чужие матрицы, прививали кондовость, чтобы подавить странные желания и лишние потребности, чтобы мысли катились по колеям, не срываясь в неведомое». /С. Иванов/ Вообще-то их очень

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Глава 8. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической

Из книги Семь смертных грехов родительства. Главные ошибки воспитания, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь ребенка автора Рыженко Ирина

8.1. Характеристика стилей родительского воспитания на основе данных бесед с клиентами Анализ магнитофонных записей и протоколов бесед позволил выявить во всех 176 случаях одну общую особенность стиля воспитания детей в семьях наших клиентов. Эта особенность состояла в

Из книги автора

8.1.4. Классификация стилей родительского воспитания Описанные основные стили родительского воспитания и их разновидности можно представить в виде родовидовой классификации, схема которой изображена на рисунке 3.На этой схеме указаны названия основных стилей

Из книги автора

8.2. Результаты тестирования стилей родительского воспитания клиентов На рисунке 4 представлены в виде диаграмм усредненные результаты тестирования родителей, полученные с помощью методики анализа семейных взаимоотношений (АСВ), у которых, по данным бесед, выявились

Из книги автора

9.1.3. Особенности личности и проблемы детей в семьях со смешанными стилями родительского воспитания В таблице 21 представлены сведения о распределении детей из семей со смешанными стилями родительского воспитания по подгруппам, с учетом их возраста и вида сочетания

Из книги автора

Глава о драматических последствиях родительского влияния Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые свойственны им. Ф. Шиллер Человеческий детеныш очень зависим от ухаживающего взрослого и вряд ли выживет после рождения без кормления и заботы.

Данный опросник представляет собой проверенный поколениями способ, позволяющий выявить родительское отношение к ребенку, наклонности матери или отца к конкретному виду воспитания. Тест позволяет определить меру гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности в отношениях и способы их разрешения.

Понятие о родительской позиции в тесте

Родительская позиция в опроснике Варги и Столина понимается в качестве совокупности определенных стереотипов, практикуемых в общении с ребенком. Также к этому понятию относятся и особенности восприятия ребенка, понимания его характера и личности.

Разработан опросник отечественными психологами А. Я. Варгой и В. В. Столиным. Можно встретить и другие названия данного теста. К примеру, «Методика ОРО», «Опросник родительского отношения» и другие.

Материалом для создания данного теста послужили результаты масштабного опроса, проведенного среди 197 родителей здоровых детей. Возраст детей в семьях составлял от 7 до 11 лет. Также принимали участие и 93 семьи, которые обратились за помощью к психологам в Консультативный центр при факультете психологии МГУ.

О создателях теста

Анна Варга в то время впервые за историю СССР вела психологическую консультацию. Прием проводился при том же факультете. Ею было и организовано Общество семейных консультантов и терапевтов. Много лет Анна Варга занималась преподаванием в Ленинском институте. Но при первой же возможности оставила госслужбу и занялась консультированием.

Владимир Викторович Столин - отечественный психолог, а также предприниматель. Под его научным руководством проводилась разработка описываемого теста. В 1970 г. В. В. Столин окончил факультет психологии МГУ. Обладает учебными степенями: профессор, доктор наук. Его кандидатская диссертация была выполнена под руководством А. Н. Леонтьева. В работе исследователь изучал вопросы восприятия пространства.

В 1989 году В. В. Столин основал консалтинговую компанию «Экопси консалтинг». Главное направление ее деятельности - управление человеческими ресурсами, а также мотивационные программы для менеджеров. Исследователь является автором более чем 100 научных работ, включая 3 монографии.

Инструкция

Опросник родительского отношения Варги и Столина содержит в себе 61 вопрос. Отвечать на вопросы необходимо согласием или же несогласием. Предназначен тест для родителей малышей в возрасте от 3 до 10 лет. Данный тест надежен и достаточно точно отображает особенности отношения родителя к ребенку.

Однако следует помнить, что опросник родительского отношения Варги и Столина позволяет выявить только наиболее общие моменты в отношениях с сыном или дочерью. Для того чтобы интерпретировать результаты наиболее точно, необходимо обсудить их с психологом, специализирующимся на семейных отношениях. Но и это еще не все.

Участники опросника родительского отношения должны давать исключительно правдивые ответы. Это позволит получить наиболее точный результат в тестировании. Ответы на вопросы записываются, а затем результаты подсчитываются по каждой шкале.

Вопросы

Тест состоит из следующих вопросов:

  1. Я всегда испытываю сочувствие к моему малышу.
  2. Мой долг - быть осведомленным о том, что он думает.
  3. На мой взгляд, поведение моего ребенка существенно отклоняется от нормы.
  4. Детей следует держать подальше от реальных жизненных трудностей, так как они могут травмировать их.
  5. Я испытываю искреннее чувство симпатии по отношению к моему ребенку.
  6. Я уважаю свое чадо.
  7. Нормальные родители должны ограждать ребенка от трудностей повседневной жизни.
  8. Нужно признать, что мой сын (моя дочь) нередко вызывает у меня раздражение.
  9. Я всегда стремлюсь помочь моему ребенку.
  10. Иногда бывает и так, что строгое, недоброе отношение идет ребенку на пользу.
  11. По отношению к нему я постоянно испытываю разочарование.
  12. Кто-кто, а мой ребенок вряд ли в этом мире добьется успеха.
  13. На мой взгляд, другие дети любят потешаться над моим сыном (дочерью).
  14. Иногда мое чадо творит такое, за что можно только отругать.
  15. В психологическом развитии мое чадо не догоняет сверстников.
  16. Он (она) намеренно выводит меня из себя.
  17. Мой ребенок, подобно губке, впитывает в себя только плохое.
  18. Как ни старайся, а моего ребенка крайне сложно научить хорошим манерам.
  19. Детей надо с самого мальства держать в жестких рамках. Только в таком случае из них смогут вырасти хорошие люди.
  20. Мне нравится, когда друзья моего ребенка приходят в гости.
  21. Я с удовольствием участвую в играх моего сына (дочери).
  22. Все дурное мой ребенок схватывает на лету.
  23. Мое чадо вряд ли добьется в жизни существенных высот.
  24. Когда мои знакомые говорят о своих детях, в душе мне становится неловко, что мой ребенок не так умен и талантлив.
  25. Я часто жалею свое чадо.
  26. В сравнении с другими детьми мой ребенок намного менее умен и воспитан.
  27. Мне нравится проводить с ребенком выходные и вечера.
  28. Я нередко сожалею о том, что скоро мой ребенок повзрослеет, и с нежностью вспоминаю те времена, когда он был еще младенцем.
  29. Нередко я ловлю себя на мысли, что ненавижу ребенка.
  30. Я мечтаю, чтобы мой ребенок смог достичь успеха в тех сферах, в которых мечтал реализоваться я сам.
  31. Родители должны и быть строгими к ребенку, и относиться к нему с уважением.
  32. Я стремлюсь исполнять все мечты моего ребенка.
  33. Во время принятия решений в семье нужно учитывать мнение сына (дочери).
  34. Мне интересна жизнь моего чада.
  35. В своих претензиях мой ребенок часто бывает по-своему прав.
  36. Дети очень рано понимают, что и родители делают ошибки.
  37. Я считаюсь с моим ребенком.
  38. По отношению к моему чаду я испытываю дружеские чувства.
  39. Причины, по которым мой ребенок капризничает - это самовлюбленность, лень и упрямство.
  40. В отпуске с ребенком невозможно отдохнуть по-человечески.
  41. Главное, чтобы у моего чада детство было спокойным и счастливым.
  42. Нередко мне кажется, что мой ребенок совершенно неспособен ни на что дельное.
  43. Мне тоже интересны хобби моего ребенка.
  44. Мое чадо кого угодно может вывести из равновесия.
  45. Огорчения моего сына (дочери) мне близки, я их понимаю.
  46. Нередко мой ребенок вызывает во мне агрессию.
  47. Воспитание детей - это одна нервотрепка.
  48. Дисциплина с ранних лет развивает характер.
  49. Я не доверяю своему чаду.
  50. За строгое воспитание уже взрослые дети всегда благодарны родителям.
  51. Иногда кажется, что я испытываю только ненависть к нему (ней).
  52. В моем ребенке больше минусов, нежели плюсов.
  53. Хобби моего ребенка вызывают интерес и у меня.
  54. Мое чадо ничего не может сделать как следует.
  55. Он (она) вырастет неприспособленным к реальной жизни.
  56. Я люблю ребенка таким, какой он есть.
  57. Я стараюсь тщательно следить за здоровьем моего ребенка.
  58. Мой сын (дочь) вызывает у меня восхищение.
  59. У ребенка не должно быть своих секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о талантах моего чада, и не скрываю этого.
  61. Водить дружбу ребенок должен с теми детьми, которых одобряют его родители.

Обработка результатов теста-опросника родительского отношения

Состоит тест из пяти шкал. За каждый из полученных положительных ответов испытуемому начисляется 1 балл. За ответ «нет» - 0 баллов. Если перед номером вопроса стоит знак «-», то, наоборот, за ответ «нет» за данный вопрос начисляется 1 балл, а за ответ «да» - 0 баллов.

  1. Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  2. Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  3. Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  4. Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  5. Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

Описание шкал: «Принятие-отвержение»

Высокими считаются баллы по первой шкале опросника родительского отношения Варги и Столина - «Принятие - отвержение», начиная от 24 и до 33. Это указывает на то, что у тестируемого сложилось положительное отношение к своему малышу. Взрослый не отвергает ребенка даже в том случае, если у чада есть очевидные недостатки. Он также способен хвалить чадо за достижения, что позволяет ребенку чувствовать себя любимым вне зависимости от своих действий. Низкие баллы - от 0 до 8 - указывают на негатив по отношению к ребенку.

Данная шкала в методике диагностики родительских отношений позволяет оценить общее эмоциональное отношение к ребенку. На одном из полюсов родитель любит и принимает ребенка таким, какой он есть. Мать или отец уважает неповторимую личность ребенка, испытывает к нему симпатию. На другом полюсе данной шкалы чадо всегда представляет плохим. Родитель думает, что ребенок не сможет добиться жизненного успеха по причине наличия дурных склонностей.

«Кооперация»

Данная шкала обнажает желательный образ отношения матери или отца к ребенку. Родитель заинтересован в делах ребенка, всеми силами старается помочь малышу. Умственные и творческие способности оцениваются высоко. Инициатива поощряется родителем, общение происходит практически на равных.

Высокие показатели по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов. Это говорит о том, что родитель интересуется жизнью ребенка, хорошо оценивает его способности. Низкие показатели говорят о том, что из родителя вряд ли получится хороший педагог.

Шкала «Симбиоз»

Отражает дистанцию в общении. Если по данной шкале баллы высоки, то можно считать, что мать или отец стремится к психологическому слиянию с ребенком. Он чувствует себя с чадом единым целым, стремится удовлетворить любые его потребности.

Статистические показатели опросника родительского отношения в 6-7 баллов по шкале «Симбиоз» считаются достаточно высокими. В таком случае родитель не способен выстроить психологической дистанции между собой и ребенком. А небольшие цифры - 1-2 балла - указывают на большую дистанцированность родителя от ребенка.

Шкала «Контроль»

Отражает уровень контроля поведения ребенка. Если показатели по данной шкале высоки, то в поведении родителя просматривается авторитаризм. От чада требуется безоговорочное послушание. За любые проявления своеволия чадо наказывают.

Высокие показатели по шкале «Контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что родитель ведет себя чересчур авторитарно по отношению к своему чаду. Он постоянно требует от него безоговорочного послушания. Низкими считаются показатели 1-2 балла. В таком случае контроль за действиями ребенка практически не осуществляется.

Шкала «Маленький неудачник»

Позволяет оценить особенности воспитания родителем. Если по данной шкале баллы высоки, родитель чрезмерно инфантилизирует ребенка. Мать или отец уверены, что их дитя никогда психологически не повзрослеет и не станет достойным членом общества. Ребенок представляется родителю совершенно неприспособленным к внешнему миру.

Что касается результатов шкалы «Маленький неудачник», то здесь высокими считаются цифры 7-8 баллов. В таком случае мать или отец действительно расценивают своего ребенка как мало на что способного. А низкие показатели, напротив, свидетельствуют о вере родителя в силы чада. Такие матери и отцы могут стать хорошими учителями и воспитателями.

Данный тест может широко использоваться как психологами и педагогами, так и для самодиагностики. При чрезвычайно низких показателях авторитарности, психологического слияния или же непринятия ребенка рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией.

Тест - опросник родительского отношения

(А.Я Варга, В.В. Столин)

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

ТЕСТ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

      • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.

        Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

        Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.

        Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

        Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
        За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста

Шкала "Принятие/Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Шкала "Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

Шкала "Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала "Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала "Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В опроснике родительского отношения принимали участие родители тех же 10 благополучных и 10 неблагополучных семей.

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли один из родителей из каждой семьи (в основном матери).

Математико-статистическую обработку данных проведем в программе Microsoft Excel 2007. Результаты представлены в таблицах 15 и 16.

Таблица 15

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» контрольной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 1

Стандартное отклонение, у 1

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Таблица 16

Некоторые статистические показатели по методике «Опросник родительского отношения» основной группы исследования

Принятие-Отторжение

Кооперация

Контроль

Инфантилизация

Среднее м 2

Стандартное отклонение, у 2

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Стандартное отклонение

Минимум (min)

Максимум (max)

Максимум

Максимум

Максимум

Максимум

Получены данные по шкале «принятие/отвержение» в контрольной группе (среднее) - м 1 =31,3, при стандартном отклонении у 1 = 1,06 и максимальном показателе Мах 1 = 32,0 (максимально возможное значение - 33 балла), что свидетельствует об очень высоком уровне эмоционального принятия своих детей в благополучных семьях. Тогда как по этой же шкале в основной группе исследуемых получены данные: м 2 =6,3; у 2 = 3,56 и максимальном показателе Мах 2 = 12,0, то есть ни одна семья в этой группе исследования не достигла результата даже в половину возможного. Это свидетельствует о высоком уровне эмоционального отторжения ребенка взрослыми.

Шкала «Кооперация». Результаты, полученные по шкале опросника в основной группе очень низкие - средние показатели по группе составляют всего у 1 = 2 балла при максимально возможном - Max=8 баллов. В контрольной группе показатель существенно выше: 6,8 балла. Можно сделать однозначный вывод о том, что в неблагополучных семьях совместная деятельность с детьми, сопереживание внутреннему миру ребенка практически полностью отсутствует. В благополучных семьях родители стараются все делать вместе с ребенком, не считают его внутренний мир чем-то эфемерным, несуществующим.

По шкале «Симбиоз» при проведенном анализе были получены следующие средние данные: 1. Благополучные семьи (контрольная группа) - м 1 =6,2, при стандартном отклонении у 1 = 0,42 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). 2. Неблагополучные семьи (основная группа исследования) - м 1 =0,7, при стандартном отклонении у 1 = 0,67 и максимальном показателе Мах 1 = 2,0 (максимально возможное значение - 8 баллов). Сделаем вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Контроль». Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. В контрольной группе средний балл составил м 1 =4,1, при стандартном отклонении у 1 = 0,32 и максимальном показателе Мах 1 = 5,0, что говорит о достаточном и неизбыточном контроле детей со стороны взрослых. Это позволяет детям развиваться полноценной личностью, без излишних страхов и очень жестких дисциплинарных рамок. Такого явления не наблюдается в основной группе исследования. Средний балл составил м 1 =1,2, при стандартном отклонении у 1 = 2,1 и максимальном показателе Мах 1 = 7,0, что говорит об отсутствии контроля детей со стороны взрослых, либо о чрезмерно высоком контроле (стандартное отклонение у 1 = 2,1).

Средний балл, высчитанный по шкале «маленький неудачник» в контрольной группе (м 1 =1,8, у 1 = 0,42, идеальный уровень = 0) и в основной группе (м 1 =6,6, у 1 = 0,97, идеальный уровень = 0), позволяет сделать вывод: в неблагополучных семьях явно выражена инфантилизация ребенка. Его считают ничего не умеющим неудачником. Будущее этого ребенка представляется родителям в весьма мрачных красках. Напротив, родители контрольной группы считают неудачи своих детей случайными, ничего не значащими.

Согласно методике проведения опроса, данные должны быть выражены в процентилях. Для большей наглядности мы будем использовать обычные арифметические проценты.

По количеству утверждений по таким параметрам как: I - «принятие - отвержение»; II - «кооперация»; III - «симбиоз»; IV - «авторитарная гиперсоциализация»; V - «маленький неудачник» мы получили следующие результаты:

Благополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для благополучных семей относительно эталонных показателей:

Анализ проведенного опросника с благополучными семьями представим в таблице 17.

Таблица 17

Показатели по количеству баллов по благополучным семьям

Принятие/

отвержение

Кооперация

Контроль

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Мать

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Мать

8 семья Мать

9 семья Мать

10семья Мать

Среднее значение

31,3 балла (94,85%)

6,8 балла (85%)

6,2 балла (77,5%)

4,1 балл (58,57%)

1,8 (6,2) (77,5%)

* в скобках указаны проценты.

Итак, анализ данных по благополучным семьям выглядит следующим образом:

Шкала «Принятие / Отвержение». Средний «сырой балл» составляет 31,3. Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

Шкала «Кооперация». Средний «сырой балл» составляет 6,8 из 8 возможных. Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Шкала «Симбиоз». Средний «сырой балл» составляет 6,2. Это позволяет сделать вывод о том, что в контрольной группе родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Низкие баллы по шкале (суммарный средний «сырой» балл составляет 1,8) свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такое отношение взрослого позволяет ребенку не зацикливаться на неудачах, а двигаться вперед, развиваясь в полноценную личность.

Неблагополучные семьи

Примем максимально возможные значения показателей за эталон и проведем анализ опросника для неблагополучных семей относительно эталонных показателей.

Анализ проведенного опросника с неблагополучными семьями представим в таблице 18.

Таблица 18

Показатели по количеству баллов по неблагополучным семьям

Принятие /

отвержение

Кооперация

Контроль

Маленький неудачник (сопереживание неудачам)

Максимальное значение показателя

Минимальное значение показателя

1 семья Мать

2 семья Мать

3 семья Мать

4 семья Отец

5 семья Мать

6 семья Мать

7 семья Отец

8 семья Мать

9 семья Мать

10 семья Мать

Среднее значение

6,3 балла (19,09%)

0,8балла (10%)

0,7 балла (8,75%)

1,2 балла (17,14%)

6,6 (1,4) (17,5%)

Итак, анализ данных по неблагополучным семьям выглядит следующим образом:

6,3 балла по шкале «Принятие / Отвержение» свидетельствуют о том, что взрослые испытывают по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Низко оценивает его способности и нередко своим отношением третируют ребенка.

0,8 баллов по шкале «Кооперация» - говорят о том, что в неблагополучных семьях ни о какой кооперации не может быть и речи: «Я сам по себе, ты сам по себе: растешь и ладно».

0,7 баллов по шкале «Симбиоз» так же говорят о значительной дистанции в отношениях между взрослыми и детьми.

Низкие баллы по шкале «Контроль» (1,2 балла) - свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует. Родители либо очень заняты собой, либо им просто нет никакого дела до контроля за ребенком. В 4-ой семье ярко выражена авторитарность по отношению к сыну, но, по моему мнению, она носит показательный характер.

Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Высокие баллы по этой шкале (6,6 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и он твердо уверен в том, что «ничего путного из него не выйдет!». Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям просто несерьезными, а, зачастую родители просто не интересуются внутренним миром ребенка и не подозревают о его существовании

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. По критериям:

1. Во всех семьях дети эмоционально отвергаются, и только в семьях №№ 5 и 8 матери предпринимают попытки найти общий язык с детьми.

2. Кооперация и симбиоз попросту невозможны, т.к. родители считают, что дети мешают им жить, или попросту этих детей не замечают.

3. Показатели родительского контроля также оставляют желать лучшего. Самый распространенный ответ был «За строгое воспитание дети благодарят потом» с комментарием: «Чем больше его бьешь, тем умнее впредь будет!»

4. По критерию «Маленький неудачник» почти все родители выразили мнение, что «ничего путного из них (детей) не вырастет». Исключение составили семьи №№ 5 и 9, где матери понимают, что, возможно, они неверно оценивают своих детей, что сами матери виноваты в таком воспитании, но что-либо менять не хотят или не могут.

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

Отвержение отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Инфантилизация или «Маленький неудачник» -- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. В данном случае в родительском отношении имеет место стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. Данная категория родителей старается не замечать своих детей, либо не воспринимать их серьезно.

Общие выводы по обоим категориям семей представим графически. Чтобы привести данные исследования к одному формату, примем идеальный показатель контроля за 50% (по данным А.Я.Варга, В.В.Столина), потому что значительные колебания показателя в ту или иную сторону - это неправильно. Так же заменим показатель «Маленький неудачник» на прямо противоположный по значению и назовем его «Сопереживание при неудачах ребенка». В этом случае данная оценочная шкала примет общее направление графика, что позволит наглядно сравнить отличия показателей в благополучных и неблагополучных семьях.

Рис.1.

На графике мы наглядно видим, что в благополучных семьях показатели всех шкал близки или стремятся к идеалу.

В отличие от этого, в неблагополучных семьях те же показатели ничтожно низки. По первой шкале «Принятие/отвержение» в неблагополучных семьях явно видно сильно высокое эмоциональное отрицание детей в семье, их не замечают и не хотят замечать. По остальным шкалам видно отсутствие кооперации, симбиоза, контроля. В последней шкале явно выражено отношение к ребенку в семье как к «маленькому неудачнику».

То есть в исследованных нами неблагополучных семьях налицо предвзятое, неадекватное отношение к детям. Выводы, полученные при анализе опросника не противоречат, а подтверждают личные впечатления от беседы с данными родителями.

Таким образом, по данным, полученным с помощью методов наблюдения, беседы, а также методики «Рисунок семьи» и «Опросник родительского отношения» (Варга, Столин), нами были сделаны соответствующие выводы.

В основной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Мы наблюдаем несостоятельность родителей как воспитателей будущего самостоятельного члена общества, поскольку они не прилагают усилий в оказании ему посильной помощи в учебе, не проводят совместно свободное время, часто игнорируют ребенка, практически не занимаются его воспитанием.

2) По результатам проведенной методики «Рисунок семьи» с детьми из неблагополучных семей, можно заключить, что изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. О конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком. Итак, в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

3) Результаты теста-опросника родителей свидетельствует о том, что во всех опрошенных неблагополучных семьях, в большей или чуть меньшей степени присутствуют все отрицательные качества родительского отношения к детям. Родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это эмоциональное отвержение и инфантилизация детей.

4) В неблагополучных семьях наиболее неблагоприятная ситуация там, где оба родителя - хронические алкоголики. Они, как правило, оба не работают, соответственно материальное положение семьи находится на низшем уровне.

5) Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Тревожность таких детей связана с нарушением семейных взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения.

6) Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.

7) Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет разрыв с семьей. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

8) При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей.

Итак, в результате наблюдения за детьми, во всех неблагополучных семьях были выявлены показатели негативного влияния неблагополучной семьи на развитие ребенка: нарушение поведения, нарушение развития детей, нарушение общения.

В контрольной группе могут быть сделаны следующие выводы:

1) Недостатки семейного воспитания в данных благополучных семьях не обнаружены. Во всех семьях родителями создаются условия для правильного и гармоничного развития ребенка.

2) Рисунки детей изображают благоприятную семейную ситуацию. Дети изображают себя вместе с родителями. Изображение первыми людей также говорит о благоприятном семейном окружении. На рисунках нет изоляции отдельных фигур. Мы наблюдаем также отсутствие чувства неполноценности в семейной ситуации. Итак, благоприятная семейная ситуация (на рисунках изображены веселые лица, яркие цветовые оттенки, общая деятельность всех членов семьи, хорошее качество линий) имеет высокие показатели.

3) Во всех исследованных семьях показатель эмоционального принятия ребенка очень высокий. Взрослые принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

4) Во всех исследованных семьях выявлено, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует детей, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Итак, во всех исследуемых нами благополучных семьях выявлена благоприятная семейная ситуация.

Сравнивая в нашем исследовании благополучные и неблагополучные семьи, мы можем сделать вывод, что наша гипотеза о том, что внутрисемейные отношения в неблагополучных семьях качественно отличаются от отношений в благополучных семьях, подтвердилась.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей