Трафарет обуви для детей. Занятия по аппликации на тему «Одежда и обувь» в старшей группе. Дидактическое упражнение. «Что будет, если…»

Дети старшего дошкольного возраста - это маленькие первооткрыватели, исследующие и познающие окружающий мир посредством эмоционального восприятия и личного чувственного опыта. Важно, чтобы родители и педагоги активно развивали естественную любознательность и творческую инициативность ребёнка, занимаясь вместе с ним увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки пространственного моделирования, разовьёт представление о пропорции и правилах композиции.

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка.

Особенности проведения занятий по аппликации в старшей группе

Старшие дошкольники благодаря кропотливой работе педагогов совершенствуют свои технические навыки работы с ножницами, что позволяет смелее и увереннее творить и экспериментировать, создавать интересные художественные образы и сюжетные композиции в жанре аппликации. Для воспитанников старшей группы нет тематических ограничений в проведении занятий по аппликации. Это могут быть известные литературные сюжеты или вымышленные истории, праздничные открытки, изображения любимых сказочных или анимационных героев, пейзажи и т. д.

Виды аппликаций:

  • Предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, дерева, цветка, игрушки, сказочного героя или персонажа из мира природы («Модница», «Карнавальное платье», «Валеночки», «Рукавичка») и т. д.
  • Сюжетная и пейзажная композиция - изобразительная форма повествования о каких-то событиях, объединённых общим сюжетом, например, «Ателье мод», «Магазин одежды», «Модная коллекция» и т. д.

Развитие абстрактного мышления и умственных способностей детей этого возраста к совершению логических операций позволяет расширить и усложнить задания, связанные с конструированием из бумаги на плоскости, например, использовать симметричные приёмы вырезания или пропорциональное размещение деталей. Кроме того, усиливается способность концентрировать и стабильно удерживать внимание, продолжительность периода осознанной сосредоточенной деятельности увеличивается до 20–25 минут.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого вырезаются отдельные детали или фигурки, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими силуэты, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий. При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана и только потом приклеить фигуры первого плана.

Со старшими дошкольниками можно проводить занятие по аппликации как творческую часть образовательного проекта

Программные задачи:

  • Пополнить знания о свойствах и характеристиках предметов. Продолжается обучение умению находить различные геометрические формы, различать квадрат и прямоугольник по признакам равенства и параллельности противоположных сторон, улавливать разницу между овалом и кругом. Для формирования понимания геометрических закономерностей занятие аппликацией, которая позволяет сравнивать и сопоставлять детали разной формы, размера и цвета, является незаменимым по эффективности практическим приёмом.
  • Расширять диапазон цветового восприятия, т. е. не только правильно называть цвет, но и определять уровень интенсивности цвета (яркий, тусклый, светлый, тёмный), а также смешанные цвета и оттенки (голубой, розовый, фиолетовый и т. д.). Подобное совершенствование цветовой культуры позволит детям проявлять больше инициативности, свободы и самостоятельности в художественном творчестве, создавать более выразительные и колоритные образы.
  • Развивать пространственное мышление. Дети 5–6 лет испытывают трудности в определении левой и правой стороны, а такой вид художественной деятельности, как аппликация будет способствовать формированию правильного представления о пространственных понятиях.
  • Осваивать новые приёмы работы с ножницами, прежде всего, вырезание многочисленных одинаковых деталей из сложенной гармошкой продолговатой ленты (ленточная техника) и симметричного или парного вырезания из сложенного пополам листа бумаги.
  • В начале учебного года уделяется пристальное внимание развитию и закреплению навыка округлого вырезания, поскольку в средней группе дети только приступили к освоению этого нового технического приёма.
  • Следующий шаг педагогической работы будет направлен в сторону освоения эффективного метода множественного вырезания.
  • Наиболее сложной задачей будет являться обучение приёмам симметричного вырезания, поскольку детям тяжело осознать, что, вырезая половинку контура предмета или детали, можно получить цельное изображение.
  • Основное содержание работ - предметное изображение, основанное на методе плоскостного конструирования.

Навыки, которые необходимо усовершенствовать и освоить:

  • вырезать округлые силуэты;
  • вырезать множество одинаковых элементов из бумаги, сложенной гармошкой;
  • освоить приём симметричного или парного вырезания;
  • самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей;
  • развивать чувство цвета, приучать к аккуратности, воспитывать художественный вкус;
  • создавать коллективные работы.

Технические приёмы, которые используются в работе со старшими дошкольниками.

Все нижеописанные навыки по силам освоить пятилетним детям при активной целенаправленной работе с ними воспитателей или родителей.

  • Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости.

Аппликация в обрывной технике (фотогалерея)

    «Наряд принцессы» «Военная форма» «Карнавальный костюм» «Бальное платье» «Бальное платье»

  • Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.

    «Форма легкоатлета»

  • Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают фактуру. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.

    «Балерины»

  • Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.

    Наряды из салфеток

  • Симметричная аппликация. Заготовка, подготовленная воспитателем, с изображением силуэта детали или предмета (платье, юбка) складывается пополам. Затем, придерживая сгиб сложенного листа, дети вырезают силуэт по контуру.
  • Силуэтная техника исполнения. Такой способ вырезания доступен детям, которые уверенно оперируют ножницами и достигли высокого уровня ручных умений. Воспитатель или ребёнок (это может быть несложный рисунок платья или летнего костюмчика) наносит контур образа на лист бумаги или очерчивает готовый трафарет, затем вырезает.
  • Геометрическое выполнение аппликации - основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, овал, цилиндр, треугольник) различного размера, вырезанные детьми, из которых выкладываются фигурки.

«Зимняя одежда»

Работы в жанре флористики (фотогалерея)

«Платье для принцессы» «Платье для принцессы» «Платье для принцессы» «Наряды осени»

Планирование занятий по аппликации

В старшей группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по аппликации в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Организационная часть - включает познавательную или игровую беседу мотивирующего характера, которая сопровождается демонстрацией наглядного материала, чтением стихов и загадок, прослушиванием фрагмента музыкального или литературного произведения, стимулирующих активность детей и настраивающих на работу с конкретным сюжетом (приблизительно 3–5 минут).
  2. Практическая часть - воспитатель объясняет и показывает последовательность и технические приёмы работы, обращает внимание детей на необходимость соблюдать осторожность во время работы с ножницами, аккуратно пользоваться клеем (3–5 минут).
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут);
  4. Заключительная часть - дети рассматривают и обсуждают созданные ими аппликации или коллективную работу (3 минуты).

Демонстрационный материал по теме «Одежда и обувь»

Штаны и джинсы Куртка и пальто Рубашка и шорты Кепка и шляпа Футболка и пижама Свитер и фартук Костюм и блузка Шуба и плащ Платье и юбка Перчатки и купальник Шарф и ремень Тапочки и варежки Туфли и носки Платок и ботинки Обувь Дидактическая игра «Расскажи об одежде» Дидактическая игра «Погода и одежда» Дидактическая игра «Погода и одежда»

Вопросы по теме «Одежда и обувь», игровые моменты для организационной части занятия.

Диалог воспитателя с детьми:
В. Что такое одежда?
Д. Что мы на себя надеваем, то одеждой называется.
В. Какие предметы одежды вы знаете ещё?
Д. Комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта.
В. Для чего человеку нужна одежда?
Д. От холода спасает, от мороза, чтобы не заболеть. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

Дидактическое упражнение. «Что будет, если…»

  • Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.
  • Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замёрзнуть и заболеть.
  • Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замёрзнут ноги.
  • Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.
  • Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.
  • Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? То можно ноги отморозить. В кепке?

Игра с мячом «Лови и отвечай»
- Где продают одежду?
- А кто шьёт одежду?
- Где шьют одежду
- Какие ткани и материалы вы знаете?
- Как называется одежда, которую мы носим летом? Зимой?
- Кто покупает одежду?
- Какая одежда бывает?
Игра «Выбери одежду по сезону»
На столе картинки с предметами одежды, обуви, головные уборы. Детям нужно «разложить» одежду в шкаф, головные уборы «повесить» на крючок, а обувь «поставить» на полочку.
Упражнение «Детали одежды, головных уборов»
В. Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов (деталь одежды - это карман, воротник, манжет,пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов - поля, козырёк, помпон, завязки)?
Музыкальная игра со шляпой
Воспитатель:
Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаёте по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает её на голову и называет детали одежды.
Физкультминутка «Одежда»
Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти,
И в порядок привести,
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

Видео: Конспект занятия на тему: «Одежда»

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:


Конспект занятия по коллективной аппликации «Ателье мод» (автор Дягтеренко О. А.)

Образовательные задачи:
  • Закреплять обобщённое представление о связи труда разных профессий, занятых на одном производстве (швея, закройщик, модельер).
  • Закреплять знания детей о действиях, совершаемых людьми разных профессий.
  • Продолжать учить с помощью шаблона и карандаша переносить детали на лист бумаги, моделировать одежду, подбирая детали и украшения.
  • Продолжать формировать действия оценки своей работы.

Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие, фантазию, воображение, чувство цвета.
Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Воспитывать аккуратность в работе с бумагой, клеем.

Предварительная работа:

  • Экскурсия в кабинет швеи, в костюмерную детского сада.
  • Беседа о профессиях швеи, закройщика, модельера, их трудовых действиях.
  • Рассматривание журналов мод.
  • Беседа и рассматривание видов одежды, деталей одежды.

Материал к занятию:

  • конверты с основной выкройкой и деталями одежды на каждого ребёнка;
  • лист А 4 с силуэтом девочки или мальчика;
  • цветная двухсторонняя бумага, салфетки, клей;
  • клеёнки, бумага гофрированная, пайетки для украшения

1. Организационная часть.
В одной зоне группы оборудовано «Ателье мод». На рабочем месте швеи швейная машинка, сантиметр, ножницы, нитки. На рабочем месте закройщика ткань, выкройки, ножницы, манекен. На столе модельера журналы, бумага, карандаш.
В другой зоне: планшет с изображением одежды: платье, юбка, брюки, рубашка, блузка, три планшета для показа одежды.
В рабочей зоне два длинных стола. На одном - рабочее место модельеров женской одежды, на другом - мужской.

Организационная часть занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в ателье мод. Послушайте стихотворение, и догадайтесь, кто здесь работает.
Есть у мастера машинка,
На машинке есть игла.
Только ручка повернётся,
И работа вмиг начнётся.
Из волшебной той машинки,
Выйдут вещи для Аринки,
Платьице для Оленьки,
Шортики для Коленьки,
Мишеньке - рубашка,
Для Маринки - маечка.
Кто же этот мастер,
Угадаю я. Кто сошьёт на вещи,
Конечно же – швея!
- Правильно, швея. А люди, каких профессий работают в ателье мод? (Дети поочерёдно подходят к рабочим столам, называют профессии, орудия труда, закрепляя трудовые действия).
- Дети, а зачем придумывать разную одежду. Пусть платья и брюки будут одинаковые. Красиво будет? (ответы детей).
- Тогда скажите, чем может отличаться одежда друг от друга? (ответы у планшета с одеждой, дети называют детали одежды). Чем отличается одежда Арины от одежды Никиты? (мужская и женская).
- Много интересных моделей одежды можно увидеть в журналах мод. И мы с вами сегодня создадим свой журнал, в котором будут модели одежды, которые вы сами смоделируете. Давайте мы с вами возьмём по фишке, и найдём себе рабочее место (дети подходят и каждый берёт фишку, на которой изображены символами мальчик или девочка).
2. Практическая часть.
Воспитатель объясняет, что у нас два рабочих стола, для моделирования мужской и женской одежды. Дети садятся за рабочие места. Педагог обращает внимание детей на помощника в работе - алгоритм выполнения работ.
3. Самостоятельная работа детей.
По мере необходимости воспитатель помогает и подсказывает детям. После завершения работы, дети по желанию украшают свои модели пайетками и гофрированной бумагой. Когда все дети заканчивают работу, полученные модели вывешивают на планшет и дети рассказывают, что они смоделировали и куда в этом наряде можно ходить.
4. Подведение итогов.

Выставка детских работ

После занятия: Все полученные модели одежды ламинируются и брошюруются в журнал мод.

Схемы и описание порядка выполнения аппликаций

«Праздничные наряды» - симметричная аппликация

Материал: цветная бумага, тесьма, пайетки, оборудование и инструменты.

Инструкция:


«Сапоги-плясуны» - силуэтная аппликация с элементами пластинографии (по сказке Владимира Степанова)

Материалы: картон, шаблон сапожек, пластилин, конфетти, пайетки, ножницы, простой карандаш.

Инструкция:


«Летнее платьице» - симметричная аппликация из салфеток

Материалы: шаблон платья, цветная бумага, салфетки, оборудование и инструменты.

Инструкция:

  1. Сложить пополам лист цветной бумаги, нарисовать силуэт платья и вырезать.

    Обвести силуэт платья и вырезать симметричным способом

  2. Салфетку сложить «гармошкой».

    Сложить салфетку «гармошкой»

  3. Согнуть пополам, расправить и приклеить к платью. Юбку можно сделать более пышной благодаря многослойному способу.

    Юбку присоединить к платью

    Расправить сложенную салфетку

  4. Вот такие наряды получились у детей.

    Выставка детских работ

«Коллекция одежды» - коллективная аппликация

Основные этапы работы:

  1. Вместе с родителями дети продумывают и изготавливают образ бумажной куклы.

    Подготовить бумажных кукол

  2. Создание комплекта повседневной одежды для кукол. Модели дети придумывают самостоятельно, рисуют, вырезают силуэт, затем разрисовывают карандашами, фломастерами или красками по своему выбору.

    Комплект повседневной одежды

  3. Также можно предложить вырезать силуэты нарядов для кукол по трафарету, используя симметричный способ, затем самостоятельно украсить.

    Силуэты, вырезанные по шаблону и украшенные деталями из бумаги

  4. Дети с интересом воспримут идею организации спортивных соревнований в «Бумажной стране» и предложение разработать коллекцию спортивной одежды для кукол.

    Коллекция спортивной одежды

  5. Для светского приёма или торжественного бала понадобятся вечерние платья и костюмы. Для изготовления декоративных деталей пригодятся салфетки или фантики, кусочки ткани и т. д.

    Вечерние наряды

  6. Модной и современной будет коллекция в этностиле. Дети вырезают силуэты платьев по шаблону.

    Одежда в этностиле

  7. В дальнейшем на основе созданных нарядов можно выстраивать различные ролевые игры, например, «Дом моделей», «Магазин одежды» и т. д.

    Ролевая игра «Салон кукольной моды»

«Рукавичка» - аппликация в технике квиллинг

Материал: шаблон рукавички, гофрированная бумага, зубная щётка, полоски для квиллинга, инструменты и оборудование.

Материалы для аппликации

Инструкция:

  1. Обвести шаблон рукавички на белой бумаге и вырезать силуэт.

    Вырезать силуэт рукавички

  2. С помощью техники «набрыз» тонировать силуэт. На зубную щётку набрать гуашь, направить щетиной вниз, затем тонким стержнем (зубочистка) провести по щётке.

    Тонировать силуэт

  3. Должен получиться вот такой эффект разлетевшихся капелек краски.

    Тонированный силуэт

  4. Цветную гофрированную бумагу нарезать квадратиками (примерно 2х2 см).
  5. Примять торцовку вокруг ватной палочки.

    Примять торцовку вокруг ватной палочки

  6. Приклеить к силуэту рукавички.

    Пиклеить торцовку к силуэту рукавички

  7. Аккуратно заполнить всю зону отворота.

    Оформить торцовками опушку

  8. С помощью специального инструмента для квиллинга скрутить ролл, немного распустить и закрепить край. Это будет основная заготовка, деформировав которую получим такие формы, как «глаз», «капля» и «полукруг».

    Подготовить роллы

  9. Ролл в форме «глаза» получится, если сплюснуть заготовку с обеих сторон.

    Придать основной заготовке форму «глаза»

  10. Для создания формы в виде капли необходимо сдавить круг только с одной стороны.

    Заготовить роллы в форме «капли»

  11. Форму полукруга можно получить путём вдавливания пальцем заготовки внутрь, заостряя при этом углы.

    Изготовить роллы в форме полукруга

  12. Выложить базовую форму снежинки.

    Выложить рисунок снежинки

  13. Добавить роллы в форме полукруга.

    Дополнить снежинку роллами в форме полукруга

  14. Завершением декоративного украшения станут роллы в форме капель.

    Готовое изделие

«Костюм Деда Мороза» - аппликация с элементами ладошковой техники

Инструкция:

  1. Обвести силуэты детских ладошек и вырезать. Понадобится до 25 заготовок, поэтому каждый ребёнок вырезает силуэт своей ладошки.

    Вырезать заготовки в форме ладошек

  2. Накладывая ладошки друг на друга, проклеить детали и постепенно выложить шубку.

    Собрать шубку из ладошек

  3. Вырезать круг для головы, приклеить глаза, рот и нос.

    Вырезать круг для головы. приклеить глаза, нос, рот

  4. Вырезать детали шапки и склеить. Из ладошек сделать бороду и волосы.

    Приклеить шапку и бороду

  5. Соединить голову и шубу.

    Соединить голову и шубу

  6. Вырезать варежки, валенки и тоже приклеить.

    Готовая работа

«Летняя одежда» - аппликация из ткани и бумаги

Материалы: шаблоны футболок, шортиков и сарафанов, кусочки ткани, цветная бумага, инструменты и оборудование.

Инструкция:

Распечатать картинки с изображением мальчика и девочки. Перевести контуры шаблонов одежды на бумагу и ткань, вырезать и «одеть» изображения детей на распечатке. Разукрасить карандашами девочку с мальчиком и фон.

Работы детей по теме «Летняя одежда» (фотогалерея)

«Летняя одежда» «Летняя одежда» «Летняя одежда» «Летняя одежда»

«Открытка для мамы» - аппликация с элементами бумагопластики

Материал: лист из журнала, газеты (желательно на иностранном языке) или нотной тетради, шаблон платья, ленточки, бусинки.

Инструкция:

  1. Обвести части платья по шаблону.

    Обвести шаблон платья

  2. Вырезать изделие. Согнуть юбку по линиям, создавая складки и придавая поделке объём. Эту операцию следует отдельно продемонстрировать детям.

Конспект НОД «Валенки для Зайчат»

Представляю Вашему вниманию свой конспект непосредственно образовательной деятельности, который может использоваться на занятиях по рисованию и аппликации воспитателями групп общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет в средней группе.
Цель: создать условия для развития творческих способностей посредством продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческих способностей
2. Способствовать развитию поисковой деятельности дошкольников
3. Формировать представление о сезонной обуви
4. Способствовать воспитанию отзывчивости, желание оказать помощь
Дети входят в группу. Раздается плач. На стульчик сидит игрушечный зайка и плачет: «Ой холодно! Ой как холодно! Лапки замерзли у меня и моих зайчат ходить по снегу» (запись голоса на диктофоне)
Воспитатель : ребята, что случилось, почему зайка плачет?
Дети: лапки замерзли
Воспитатель: Почему лапки замерзли?
Дети: потому что сейчас зима, на улице холодно.
Воспитатель: что нужно для того чтобы не замерзать зимой на улице?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Что делать, ребята?
Дети: Нужно помочь Зайке. Найти обувь.
Воспитатель : Ребята, где то у меня была коробка, в которой лежала обувь. Помогите мне её найти.
Дети ищут коробку.
В группе спрятано 4 коробки с настоящей обувью (только валенки из картона)
1 коробка – сандалии
2 коробка – туфли
3 коробка – кроссовки
4 коробка – валенки (находят самую последнюю)
Когда дети находят коробки ведётся беседа с детьми. Почему не подходят сандалии/кроссовки/туфли? В них ходят летом или зимой? Обувь эта летняя или зимняя? Сможем ли мы подарить Зайке? Не замерзнут ли лапки?
Затем дети находят коробочку с валенками.
Воспитатель : что это?
Дети: валенки.
Воспитатель : а в валенках когда ходят? Зимой или летом?
Дети: зимой
Воспитатель : значит это какая обувь?
Дети: зимняя.
Воспитатель: можем ли мы подарить валенки зайке? Не замерзнут ли у неё лапки?
Дарят валенки Зайке.
Физминутка.

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)

Опять плач Зайки: «Ребята, эти валенки белые и совсем не нарядные!» (голос записать на диктофон)
Воспитатель: Ребята, что делать?
Дети: Нужно украсить валенки!
Ребята подходят к столами, где им предоставляется выбор инструментов для украшения. Аппликация, рисование.
Дети украшают валенки аппликацией (фигурками и картинками), разрисовывают фломастерами, карандашами на выбор.
Дети дарят красивый украшенные валенки Зайке.

Формировать умение проявлять творческую активность через аппликацию.

Закреплять умение вырезать по силуэту (контуру). Развивать зрительный контроль действия рук. Закреплять навыки аккуратного наклеивания и аккуратного пользования ножницами. Формировать умение украшать силуэты элементами геометрического узора. Дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы. Развивать творческие способности.

Материал:

шаблоны платья и рубахи, цветная бумага, паетки, ножницы, кусочки ткани, клей, простой карандаш; письмо, почтовая коробка.

1.В группу принесли письмо: «Здравствуйте дети, пишет вам Борис Борисович, я директор нового магазина одежды. Наш магазин открывается завтра, но у нас случилась беда, все наши портные заболели, а одежда осталась не дошита. Я прошу Вас помочь мне, одежду срочно надо дошить, мне без вас не справиться, пожалуйста помогите».

Ну, что поможем Борису Борисовичу? Что нам надо для этого сделать?

В этом магазине 2 отдела: отдел женской одежды и мужской одежды. Как нам распределиться? За первый стол садится тот, кто будет шить платья, а за второй стол садится тот, кто будет шить рубахи.

2.Самостоятельная работа детей.

Детям раздаются силуэты одежды.

Директор передал, что украшать одежду можете как хотите, любыми узорами. (Закрепление с детьми правил пользования ножницами).

Дети по силуэту обводят одежду и вырезают по контуру. Украшают одежду по замыслу. (Помощь детям по мере необходимости).

Как вы думаете смогли мы помочь Борису Борисовичу?

Молодцы, красивая получилась одежда.

А сейчас мы все платья и рубахи уложим в посылку и отправим в магазин. Директор будет очень рад, и завтра сможет открыть магазин, придут покупатели и купят такую нарядную одежду.

В детском саду занятие аппликацией носит не только практический характер - дети учатся работать руками, – но и теоретический, так как малыши узнают интересные и важные детали о том, что окружает их с рождения. Так и с темой «Одежда и обувь»: маленькие мастера не только создают делать уменьшенные копии того, что на них самих надето, но и уясняют тонкости того, как правильно сочетать цвета, рисунки в предметах гардероба. Рассмотрим важные аспекты подготовки и проведения занятия по этой теме в старшей группе.

Этап подготовки к проведению занятия в старшей группе

Это самое ответственное время, так как от того, насколько хорошо будет подготовлена и оснащена аудитория «творцов», зависит успех всего занятия.

Чем помогают дети?

Старшая группа - это возраст, когда вчерашние малыши уже «почти школьники», а значит, с особенностями психики столь нестабильной категории наблюдаемых нужно мириться. Вот и с занятиями так же: карапузы больше чем получить саму поделку в конце хотят помочь воспитателю подготовить все необходимые материалы и инструменты перед занятием. При этом круг навыков, касающихся аппликации, у них уже довольно обширен, так что ребятня может

  • нарывать мелкие кусочки для мозаичной аппликации;
  • делать заготовки из пластилина для деталей костюма;
  • вырезать ножницами (если надо, то симметрично) крупные и не очень крупные детали;
  • работать с природными материалами (в данном случае речь идёт о сухих листьях);
  • раскладывать листы бумаги с заготовками для других членов группы;
  • наливать клей в небольшие мисочки, готовить кисточки;
  • распределять дополнительные материалы для украшения бумажной одежды.

Как определиться с размером аппликации?

Чем мельче предметы одежды и обуви, тем сложнее с ними работать. Поэтому оптимальным размером, например, для платья или пальто будет ½ А4. А вот основа может быть и А3, и А1 (этот вариант удобен, если аппликация коллективная, например, малыши должны составить свою коллекцию одежды и продемонстрировать, что из этого получилось на общем «подиуме»).

Материалы

В старшей группе дети уже знакомы со всеми техниками выполнения аппликации. Так что ограничений в материале не будет. Единственное «но»: если для поделки нужна ткань, то эти элементы лучше давать детям уже в готовом виде, так как материал обычно «сыпется», чем доставляет неудобства в работе. Самый удачный способ создания аппликации на тему гардероба - это комбинированная техника, когда дети работают с несколькими видами материала. Например, бумага, сухие листья для отдельных деталей одежды или для обуви, ткань для вставок разных фактур и декоративные элементы. Что касается последнего, то поделка на тему гардероба - благодатная почва для использования отделочных материалов, которые применяются в шитье. Это могут быть

  • стразы;
  • пайетки;
  • тесьма;
  • бусины (для удобства плоские);
  • пуговицы (или конфетти в роли пуговиц);
  • бисер;
  • фантики от конфет (для создания курток или вечерних платьев);
  • пряжа (войлок) для обуви и пр.

Классическая основа для аппликации - это картон. Кстати, в старшей группе его плотность может быть выше, то есть допускается использование толстого картона. Отдельно стоит сказать о тканевой подложке. Это довольно сложный вариант выполнения аппликации, но тем не менее возможный: дети получают тканевую основу, на которую нанесены контуры одежды. Задача карапузов состоит в том, чтобы украсить её пуговицами, стразами, тесьмой и т.д. Но крепят они эти элементы на клей. И всё же самой распространённой является аппликация, в которой предмет гардероба вырезается полностью, представляя собой 3D поделку.

Инструменты

Если за основу берётся бумага, то без клея не обойтись. А значит, нужны кисточки, которыми малыши будут дозировать соединительный материал. Обратите внимание, что клей в стике - также очень удобный для наклеивания - в старшей группе уступает место жидкому ПВА. С ним дети учатся работать аккуратно, а также приклеивать тонкие и мелкие детали. Обязательно нужно подготовить влажные салфетки, которыми дети смогут вытирать пальцы и излишки с основы.

Как мотивировать ребят?

От правильного настроя на работу зависит не только результат аппликации, но и настроение, с которым малыши уйдут домой. Так что воспитатель должен грамотно и точно ввести карапузов в творческую деятельность. Для этого можно использовать несколько проверенных способов.

Стихотворения

Работа по развитию речи предполагает заучивание рифмовок. А поскольку речь идёт о занятии в старшей группе, то стихотворения в качестве мотивирующего начала аппликации - это очень удачное сочетание работы над реализацией и развивающей, и обучающей целями.

  • Бабушкины руки Это чья рубашка - Синие горошинки? Бабушка старалась, Шила для Алёшеньки! Это чей сарафан Белыми ромашками? Бабушка старалась, Шила для Наташеньки!
  • Попросила мама сына: – Зашнуруй-ка свой ботинок: Раз-два - вправо, Раз-два - влево! - Он не хочет шнуроваться, - Митя думал оправдаться. И чтоб это доказать, Узелочки стал вязать: Раз-два - справа, Раз-два - слева.
    - Вот! Мешают узелочки Мне продёргивать шнурочки!
  • Дарит бабушка-лисица Трём внучатам рукавицы. – Это вам на зиму, внуки,
    рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте.

Загадки

Один из самых быстрых, эффективных и любимых малышами способов настроится на рабочий лад - отгадать пару загадок.

  • Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх, Думаешь, что вышел, а на самом деле зашёл. (Рубашка)
  • Если дождик, мы не тужим - Бойко шлёпаем по лужам, Будет солнышко сиять - Нам под вешалкой стоять. (Сапоги, галоши)
  • Домики для пальчиков Девочек и мальчиков. (Перчатки)
  • Черна, а не земля, Пушиста, а не снег, Греет, а не печка. (Печка)
  • Я любой девчонке Прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита - Для того и сшита. (Панама)

Игры

Несмотря на то что вводная часть занятия в форме игры - довольно противоречивый момент, так как многие методисты небезосновательно считают их разлагающим дисциплину приёмом, воспитатели на практике всё же пользуются этим способом привлечь внимание детей. Например, игрой «Почини одежду». Её цель научить ребят складывать предметы одежды, разрезанные на половинки. Малыши берут с подноса разрезанные на половинки предметы гардероба и складывают из них целые вещи. Затем отвечают на вопросы взрослого (к примеру, «Что ты собрал?», «Из каких частей состоит твоё платье?» и т.д).

Сказки

Если детки в группе чересчур активны, то в качестве мотивирующего начала им подойдёт спокойный вид работы, которые поможет сосредоточиться. Например, прослушивание тематических сказок с беседой по вопросам после.

  1. Почему расстроилась майка?
  2. Как Свитер её успокоил?
  3. Почему Свитер был мудрым и спокойным?
Сказка про то, как одежда обиделась
Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.
– Не хочу, не буду, не надену… – кричал Андрюша и убегал от бабушки.
Но однажды случилось вот что.
Андрюша с бабушкой, как всегда, собирались гулять.
– Надень колготочки, – упрашивала бабуля.
– Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.
– Почему? – расстроилась бабушка.
– Они некрасивые, – ответил Андрюша.
– А какие колготочки ты бы хотел?
– Я бы… Я бы… Я бы хотел зелёные, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зелёной листвой.
– Ой, что это? – удивился Андрюша.
– Колготки, как ты хотел, – ответила бабушка.
Ветки изогнулись и звонко шлёпнули вредного Андрюшу по попе.
– Ай, они дерутся, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такие!
– А какой свитер ты хочешь?
– Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.
Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.
– Ай, он щиплется, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?
– Нет. У него слишком много всяких застёжек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!
Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу.
– Ай, чего это он, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такой, – ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?
– Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!
В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить.
– Ай, они кусаются, – испугался Андрюша.
– Но ты сам захотел такие, – ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву?
– Нет, – упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у неё были ушки, как у медвежонка!
Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:
– Ну, что тебе ещё не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел!
– Бабушка, – заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста!
– Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно.
– Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей!
Раз! И зелёные ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лёг рядом. Четыре! И откуда-то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пёстрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!
– Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю.

Вопросы к тексту:

  1. Почему бабушке было трудно с Андрюшей?
  2. Что произошло с его вещами?
  3. Почему Андрюша захотел, чтобы его одежда вернулась к нему?
  4. Как отреагировал мальчик на то, что к нему вернулись его свитер, колготки, комбинезон, ботиночки, шапка.

Ещё один пример - это сказка в стихах Корнея Чуковского «Чудо-дерево».

Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! Мама по саду пойдёт, Мама с дерева сорвёт Туфельки, сапожки. Новые калошки. Папа по саду пойдёт, Папа с дерева сорвёт Маше - гамаши, Зинке - ботинки, Нинке - чулки, А для Мурочки такие Крохотные голубые Вязаные башмачки И с помпончиками! Вот какое дерево, Чудесное дерево! Эй вы, ребятки, Голые пятки, Рваные сапожки, Драные калошки. Кому нужны сапоги, К чудо-дереву беги! Лапти созрели, Валенки поспели, Что же вы зеваете, Их не обрываете? Рвите их, убогие! Рвите, босоногие! Не придётся вам опять По морозу щеголять Дырками-заплатками, Голенькими пятками!

Беседа

Как уже упоминалось, беседа может быть частью работы над сказкой. Но также ответы на вопросы могут быть самостоятельным приёмом, когда в начале занятия воспитатель задаёт карапузам вопросы, на которые они отвечают либо хором, либо индивидуально. Этот приём также работает на развитие речи. Кроме того, дети учатся слушать и слышать других членов коллектива.

  • Какая бывает одежда? (женская/мужская, зимняя/летняя, тёплая/лёгкая и т.д.)
  • Назовите одежду по назначению (домашняя, спортивная, праздничная, детская и т.д.)
  • Из каких деталей шьют брюки? (две штанины и пояс)
  • Какая бывает обувь? (мужская/женская, зимняя/летняя/весенняя/осенняя, на каблуке/без каблука и т.д.)

Наглядность

При любом варианте мотивирующего начала без наглядных материалов не обойтись. Это могут быть и картинки, и фотографии. Если аппликация посвящена украшению одежды, например, валенок, то на фото должны быть представлены образцы подобных работ, выполненные профессиональными дизайнерами.

Это интересно. Известный на весь мир советско-российский модельер Вячеслав Зайцев начинал свою карьеру на фабрике, изготавливающей валенки. И однажды начинающий дизайнер одежды сделал целую партию разноцветных валенок. В этот момент на фабрику приехала делегация из Франции, члены которой были так впечатлены потрясающей обувью, что тут же договорились о том, что заберут радужные войлочные сапоги. Так началась международная слава Вячеслава Зайцева, без которого сейчас нельзя даже представить мировую индустрию моды.

Если предполагается создание нарядов для бумажной куклы, то должны быть картинки, на которых они одеты, а также примеры моделей готовой одежды без куколки-манекена.

Схема составления конспекта занятия по теме «Одежда и обувь»

Время на вводный и заключительный этапы распределяется в зависимости от того, насколько сложна аппликация, при этом минимальный хронометраж начала и окончания - 5 минут, а максимальный - 7 минут

Одним из основополагающих моментов успешной работы над аппликацией является правильное распределение времени на все этапы творческой деятельности. Занятие в старшей группе длится 30 минут, из которых

  • на введение (мотивацию) отводится 5 минут;
  • на основную часть (собственно саму аппликацию, а также физкультминутку, пальчиковую гимнастику) – 20 минут;
  • на заключительный этап (самоанализ, подведение итогов, составление выставки готовых работ) – 5 минут.

Пример конспекта

Составление плана занятия начинается с формулировки целей и задач работы над аппликацией. Предлагаем такой вариант целеполагающего компонента:

  • обучать обводить шаблон с мелкими деталями по контуру;
  • продолжать работать над развитием умения симметрично вырезать детали по нарисованным линиям и работать с клеем;
  • формировать навык создания композиции по образцу;
  • расширять знания о видах одежды, а также о национальном костюме;
  • воспитывать уважение к чужому труду.

Задачи занятия:

  • учиться дополнять изображения одежды деталями (карманами, воротником и пр.);
  • активизировать словарный запас по теме (штанины, пояс, выкройка, шерсть, войлок и пр.);
  • развивать мелкую моторику, творческое воображение и слуховое восприятие;
  • воспитывать собственное видение результатов творческого процесса.

Шумкова Наталья «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо-валенки» (с использованием ИКТ)» (фрагмент)

< …1. Вводная часть.
Организационный момент (2 мин.).
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
Педагог:
– Ребята, вы любите путешествовать?
(ответы детей)
– На чём можно отправиться в путь?
(ответы детей)
– А пешком можно?
(ответы детей)
– Я предлагаю вам отправиться на волшебную, сказочную полянку…
-Ой, ребята, смотрите: чьи - то следы? Как вы думаете, чьи это следы? А давайте посмотрим, куда они нас приведут?
Дети идут по следам за воспитателем.
Дети проходят в зал, там находят валенок, который лежит в «сугробе».
Педагог:
– Вот и наша волшебная полянка. Ой, ребята, посмотрите, что это такое здесь, в сугробе?
(ответы детей)
– А у кого из вас есть валенки, ребята? Может быть, кто-то из вас потерял его?
(ответы детей)
– Тогда давайте оставим его здесь, вдруг вернётся тот, кто его потерял (ответы детей).
  1. Основная часть.

Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Чудо-дерево» (5–7 мин.).
– Ребята, я вам уже сказала, что вас здесь ждёт сказка. Так вот, эта добрая волшебная сказка - стихотворение «Чудо - дерево», а написал его Корней Иванович Чуковский (портрет К. И. Чуковского, слайд 1).
– А теперь, ребята, садитесь удобнее, сейчас мы с вами послушаем это стихотворение в исполнении самого автора Корнея Ивановича Чуковского.
Дети садятся на стульчики, слушают. (Слайд 2, 3)
– Ребята, почему дерево в сказке, которую мы слушали с вами, назвали чудесным, чудо - деревом? (слайд 4)
(ответы детей)
– Ребята, вы знаете, что обувь бывает сезонная. Скажите, как называется обувь, которую мы носим летом? (одним словом) Осенью? Зимой?
(ответы детей)
– Ребята, отгадайте загадку?
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки,
В них мы бегаем зимой,
Утром - в садик, днём - домой!
Дети: Валенки (слайд 5).
Педагог:
– Ребята, Даша знает стихотворение про валенки, и сейчас нам его расскажет.
Ребёнок рассказывает стихотворение.
Педагог:
– Ребята, а что вы знаете о валенках?
(ответы детей)
– А вы знаете, как делают валенки? Хотите, я вам расскажу? (Ответы детей)
Показ презентации о валенках, их свойствах, этапах изготовления, вариантах декора (3 мин.).
(слайд 6) Валенки - простое, русское слово. Испокон веков они - неотъемлемая часть русского костюма, русской зимы. Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки - удобная и целебная обувь. В валенках нам не страшны самые лютые морозы.
Валенки - это зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти (слайд 7). Валять валенок - это значит скатывать шерсть в определённую форму - форму валенка.
А производят валенки только в России, и традиция этого промысла передаётся из поколения в поколение.
(слайд 8) Валенки - единственная обувь, полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают - валяют.
А валяли так: обрабатывали шерсть кипятком, паром, дымом, сбивали её в общую массу (слайд 9) – войлок - и катали - сначала на столе (слайд 10), а потом на колодке нужного размера… (слайд 11) Из овечьей шести катали валенки разных цветов: чёрные, серые и белые (слайд 12).
(слайд 13) Сейчас очень часто мастера украшают валенки различными аппликациями, вышивкой, окрашивают валенки в разные цвета. Посмотрите, какие разные валенки, какие они необычные…
А кроме обычных валенок, которые мы с вами носим, мастера валяют декоративные валенки, сувенирные.
– Ребята, а давайте украсим тот валенок, который мы с вами нашли, я думаю, что хозяин этого валенка будет не против.
Сюрпризный момент (3 мин.).
Дети обращают внимание на то, что валенок исчез, а на его месте в сугробе выросло дерево. Педагог сдёргивает накидку с кроны дерева. На нём висят валенки (бумажные шаблоны из разноцветного картона).
Педагог:
– Ребята, полянка наша и правда оказалась волшебной! На месте, где валенок лежал, выросло дерево! Посмотрите, на нашем дереве валенки созрели! Ну и дерево, чудесное дерево!!!
– Скажите, кто обычно сидит на веточках деревьев, вместо валенок, зимой?
(ответы детей)
– Ребята, а вы хотите украсить наши валеночки яркими аппликациями?
(ответы детей)
-А давайте валеночки украсим аппликациями - птичками: снегирями и синичками.
Педагог:
– Любят русские зимою
В стужу валенки носить,
Мы ж из валеночек сможем
Чудо - сказку сотворить.
А для этого нам нужно отправиться в мастерскую. Вы поможете мне? Выберите себе один валеночек и возьмите его с собой.
Дети выбирают шаблон для работы.
Выполнение аппликации (15 мин).
Дети проходят к рабочим местам, садятся.
Воспитатель:
-Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, из чего изготавливают валенки?
(Ответы детей).
– Да, правильно, для изготовления валенок нужна овечья шерсть. Есть у меня шерсть обычная, а есть уже окрашенная. Посмотрите, потрогайте, какая она?
– Я сваляла из этой шерсти вот такие маленькие сувенирные валеночки. (Педагог показывает маленькие валеночки, сваляные своими руками).
(Ответы детей).
– Как вы думаете, для чего ещё нужна шерсть?
(ответы детей)
– Да, кроме валенок, из шерсти изготавливают пряжу, нитки (ответы детей).
– Вот и для нашей аппликации понадобятся помпончики из шерстяной пряжи. Выберите любой понравившийся помпончик. Возьмите его в руки, потрогайте. Чувствуете тепло?
(ответы детей)
– Скажите, на что похожи эти пушистые шарики? А на птичек похожи?
– Вот такой валеночек должен у вас получиться. (Показ готового образца для выполнения аппликации). У вас на столах лежит все необходимое для работы. (Давайте подумаем, как из этих деталей нам сделать птичку?) Сейчас я покажу вам последовательность работы. Для начала, нарисуем (фломастером) на нашем валенке веточку, на которой будет сидеть птичка. Те, у кого помпончик жёлтого цвета, будут делать? (синичку), а те, у кого красный? (снегиря). Чтобы сделать основу нашей птички нам понадобится прямоугольник чёрного цвета, его мы должны превратить в овал, срезая и закругляя все уголки (педагог показывает процесс закругления уголков, напоминает о том, что ножницы нужно держать правильно). Затем получившийся овал (основу) намазываем клеем и приклеиваем на шаблон валенка. Из маленького прямоугольника, разрезая его по диагонали, получаем хвост и крыло. У треугольника - крыла закругляем два уголка, чтобы получилась капелька. Приклеиваем все недостающие детали (хвост, крыло, клюв и глазик). На крыло наклеиваем готовую деталь белого цвета меньшего размера. Для намазывания клеем деталей используем клеёнки, салфетку для удаления лишнего клея. На брюшко получившейся птички наносим клей и прикладываем помпончик. (Можно с помощью ваты наклеить снежок на веточки)
Дети выполняют работу. Педагог подсказывает, подходит к тем, кто затрудняется в выполнении работы, помогает.
– А теперь, для того чтобы птички наши расправили свои пёрышки, нужно отогреть их своим теплом, давайте вот так подышим на них, погладим их своими ладошками.
– А прежде чем мы повесим их обратно на дерево, нам с вами нужно найти пару для своего валеночка.
Дети встают и находят пару.
Педагог:
– А теперь давайте повесим каждую пару валеночек на свою веточку.
Дети подходят к дереву, вешают валеночки на дерево.

  1. Заключительная часть (5 мин.)

Педагог предлагает отдохнуть после работы.
– Ребята, мы с вами славно потрудились, пора и отдохнуть. Давайте встанем в хоровод. Для вас звучит русская народная песенка «Как на тоненький ледок».
Исполняется хоровод: «Как на тоненький ледок».
Во время хоровода появляется Ванюшка (воспитанник подготовительной группы) на коне и в одном валенке, падает, его поднимают две девочки.
Педагог:
-Ой, Ванюша, ты не ушибся?
Ванюша:
Нет! Я падал понарошку,
Посмешить хотел немножко!
– Ребята, а вы не видели здесь мой валенок, я потерял его?
(ответы детей)
Педагог:
-Ребята, расскажите Иванушке, что же случилось с его валенком?
(Ответы детей)
– На нашей волшебной полянке вместо валенка твоего выросло чудо-дерево, как в сказке Корнея Ивановича Чуковского, а на нём валенки созрели. Посмотри, как украсили их наши ребята.
– Ребята, давайте Ване подарим пару новых валенок?
(ответы детей)
– Выбирай, Иванушка, какие понравились!
Ваня выбирает валенки, благодарит ребят.
Ваня:
– Ой, спасибо, ребята, выручили! И у меня для вас есть гостинцы (достаёт из мешочка сладкие петушки на палочках и раздаёт их детям). Когда я к вам скакал, то видел по дороге ещё одно чудо-дерево, хотите посмотреть? Тогда все за мной!..>

Этапы работы над аппликацией

Прежде чем рассматривать схемы работы над поделками, нужно оговорить, что аппликация на тему одежды и обуви может быть «адресной», то есть создаваться для бумажной куклы (мальчика или девочки). В этом случае следует заранее подготовить «адресата» (вырезать, наклеить на плотную основу), чтобы дети могли видеть того, кому они «шьют» наряды. Это может быть 1–2 куколки на группу или же индивидуальные образцы.

«Платье»

Для этой аппликации потребуются бумажный шаблон платья и элементы декора для ткани: пайетки и тесьма.

Инструкция:

  1. Воспитатель раздаёт малышам листы, на которых нарисован контур платья.
  2. Дети вырезают заготовку.
  3. Примеряют декоративные элементы к силуэту, отмечая длину деталей. Обратите внимание, что начинать нужно с пояса (или отделки вдоль всей длины), чтобы у малышей создавалось общее впечатление пропорции.
  4. Намазывают клеем отделку и приклеивают на основу.

«Кокошник»

Это аппликация в смешанной технике: рисованные - красками, карандашами - элементы комбинируются с коллажем.

Инструкция:

  1. Дети получают листы бумаги и картонный шаблон кокошника (можно разных фасонов).
  2. Малыши обводят контур, а затем по нему вырезают основу.
  3. После этого, если нужно, малыши краской придают заготовке нужный цвет.
  4. Пока основа сохнет, вырезаем декоративные цветы из картинок в журнале. Если дети владеют элементарными навыками квиллинга (скручивать «кружкИ»), то можно украсить ими. Для этого нарезаем бумагу нужного цвета тонкими полосками и с помощью толстой иглы для бумагокручения делаем элемент.
  5. Располагаем декоративные элементы по основе и приклеиваем их.
  6. Дополняем поделку пайетками.

«Сапоги»

Это пример накладной аппликации на тему обуви народного костюма Татарстана. Но на этой базе можно создавать любую другую модель туфель.

Инструкция:

  1. Дети вырезают по контуру сапог. Обратит внимание, что для получения рельефного контура - эффекта короткой шерсти - можно воспользоваться детскими маникюрными ножницами. В этом случае край получится «с зубчиками».
  2. Обводят на цветной бумаге шаблоны цветов, листьев.
  3. Вырезают эти декоративные элементы.
  4. Приклеивают их на основу.

«Шляпка»

Изготовление этой поделки может быть в рамках обсуждения мультфильма про старуху Шапокляк. Дети готовят головной убор для подобревшей старухи.

Инструкция:

  1. Дети обводят картонный шаблон и вырезают заготовку шляпки.
  2. Располагают декоративные элементы на ней (бисер, пайетки, бусины для цветка, тканевый бантик).
  3. Приклеиваем детали.

Фотогалерея готовых работ

Очень необычно смотрятся аппликации с использованием текстиля Для этой аппликации детям предлагается вырезать колодку и каблук отдельно, а затем склеить Объёмные детали в качестве украшения требуют больше времени на изготовление Для накладной аппликации можно предложить декорировать основу-платье белыми геометрически правильными деталями

Фотогалерея шаблонов

Если на занятии дети делают одежду для бумажных кукол, то карапузы должны обязательно видеть перед собой «обладателей» нарядов Если дети вырезают наряды для кукол по контуру, тоне стоит сильно увлекаться мелкими «труднодоступными» деталями В канун Нового года ребята с удовольствием декорируют сапожок Санты Если на занятии используются бумажные куколки, то для них можно создавать целый гардероб вещей

Видео: Аппликация «Платье» в технике оригами

Видео: Аппликация-оригами «Рубашка»

Аппликация в старшей группе на тему «Одежда и обувь» – это благодатная почва для обучения детей работать с шаблонами, вырезать симметричные детали, а также подбирать декоративные элементы. Такое творческое занятие позволяет не только развивать художественные способности ребят, но и формирует эстетические представления о чувстве мере в выборе гардероба, а также знакомит с особенностями национального костюма и народного промысла. Вот поэтому особенно важно продумать не только ЧТО именно из гардероба делать, но и КАК эту поделку выполнять, а также КАКИМ ОБРАЗОМ настроить малышей на продуктивную работу.

Программное содержание:

«Художественно-эстетическое развитие»:

1. Закрепить у детей навык получения треугольников путём складывания квадрата по диагонали и разрезании точно по линии сгиба. Использовать полученный навык при составлении узора для украшения валенка.

2. Продолжать учить детей правильно держать ножницы, накладывать клей, пользоваться салфеткой при выполнении аппликации.

«Социально - коммуникативное»:

3. Активизировать предметный словарь по теме «Обувь», называния геометрических фигур. Формировать объяснительную речь.

«Познавательное развитие»:

4. Развивать зрительное восприятие, воображение, умение устанавливать причинно следственные связи.

«Физическое развитие»:

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методы и приёмы.

Игровая ситуация: приход в группу пса Шарика, загадка, картинки, вопросы, объяснение воспитателя, уточнения, дополнения, образцы, практическая деятельность, напоминания, поощрение.

Здоровьесберегающие технологии: смена статических и динамических поз, учёт индивидуальных особенностей, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

I. - Ребята, к нам сегодня в гости пришёл Шарик и принёс интересную картинку. Посмотрите на неё.

Что вы видите на ней? (Забор, а под забором ноги) .

Что надето на ногах? (Валенки) .

Как вы думаете, сколько детей спряталось за забором? (2)

Как вы догадались? (Закрывают глазки, открывают – другая картинка) .

Правильно вы догадались?

Кого вы здесь видите?

Посмотрите, какая у детей яркая красочная одежда, какие разноцветные шапочки. А валенки? Они украшены узором? (нет) .

Давайте научим ребят, как можно украшать валеночки.

II. – Посмотрите, какой красивый узор (воспитатель выставляет образцы рисунков) .

На что похож узор? (На пирамидку) .

Из каких геометрических фигур составлен узор? (Из треугольников) .

Какого цвета треугольники?

У валенка есть носок, пятка, а узор на какой части расположен? (На голенище) .

Почему эта часть валенка так называется, голенище? (Потому что она закрывает голень) .

Покажите, где у вас голень.

А вот ещё один валенок, но он украшен другим узором.

На что похож узор? (На бабочку) .

Из каких геометрических фигур? (Из треугольников) .

Какого цвета треугольники?

Где расположен узор?

Обратите внимание, что на голенище 2 бабочки: 1 вверху, а другая - внизу.

III. Сели на стулья.

Давайте вспомним, как получить из квадрата треугольники. (Объяснение) .

Как мы намазываем клей? (Показ наклеивания, объяснение) .

Одну бабочку наклеиваем повыше, другую пониже. Пирамидку начинаем наклеивать сверху – вниз.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

IV. Выполнение работ.

V. Итог занятия

Давайте поставим на выставку ваши работы и рассмотрим их. У кого получился самый аккуратный узор, яркий, ровный?

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей