Творческий отчет по экологии «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания. Творческий отчет по экологическому воспитанию. Тема: «Формирование экологических представлений у дошкольников в процессе ознакомления с

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.

В детском саду, где я работаю , уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников, работа ведется по программе С . Н. Николаевой «Юный эколог .

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

формировать систему экологических знаний и представлений;

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В нашем детском саду в течении года проводила разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников .

Мною была выбрана и велась работа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Провела краткосрочный экологический проект «Удивительный мир кошек», целью которого было: Создать условия для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника.

Формировать у детей интерес к домашним животным-кошкам, через познавательную и творческую деятельность.

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы о породах кошачьих, их разнообразии.

В группе создан уголок природы, где находятся комнатные растения, аквариум с рыбками. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений и живых организмов, наблюдают и трудятся. Так же дети наблюдали за нашим питомцем попугайчиком, помогали кормить его и убирать в клетке. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живому существу и желание за ним ухаживать.

Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки,

во время которых знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня , погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках я организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) .

На прогулках с ребятами, наш маршрут часто проходил по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя экскурсию по тропе мы с детьми наблюдали деревьями, кустарники разных пород, разного возраста (вяз,сосна,вишня,яблоня и т.д).

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

С приходом весны проходила высадка растений на клумбы, дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали. Все это помогало развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.

Часто на занятиях и во время режимных процессов использовала художественную литературу экологического направления. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения с детьми проводилась беседа, задавала вопросы, очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала» , в которых участвуют дети со своими родителями.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались различные формы работы (консультации, беседы, анкетирование ) .

В результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформировано начало экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В группе раннего возраста я продолжаю вести работу по формированию основ экологического воспитания у детей младшего возраста через наблюдения в уголке природы, прогулки, чтение художественной литературы, работу с родителями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 51 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников за 2017 год»

Подготовила:

Воспитатель группы раннего возраста

Сайгушева Ольга Владимировна

2017 год

Творческий отчет

по теме

«Воспитание экологической

культуры дошкольников»

Воспитатель МБДОУ ДС №8

Тухватуллина М.В

2015г
Экологическое воспитание дошкольников - новое направление в теории и практике воспитания и обучения. Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как формирование бережного и заботливого, осознанно - правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. Экологическое воспитание, с моей точки зрения, предполагает решение трех взаимосвязанных задач (повышение квалификации педагогов; экологическое воспитание детей; пропаганда экологических знаний среди родителей), которые в сельской местности имеют ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны, близостью естественных природных объектов, а с другой - тем, что и жизнь, и трудовая деятельность людей напрямую связаны с природными ресурсами. Дети имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни. Они постоянно находятся среди взрослых, которые заняты сельскохозяйственным трудом.

Приступая к экологическому воспитанию дошкольников, я ставила перед собой следующие задачи:


  • Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной , созданной и поддерживаемой трудом человека.

  • Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведет к его гибели и исчезновению.

  • Показать, как человек использует культурную природу (выращивает и собирает урожай зерна, овощей и фруктов, разводит домашних животных, цветы).

  • Показать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, наслаждается красотой природы), и убедить в необходимости бережного к ней отношения.

  • Сформировать представление о том, что в природе все взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга могут просто перестать существовать.
Важными задачами экологического воспитания детей также являются:

  • Развитие гуманного отношения к природе.

  • Воспитание готовности трудиться в природе с радостью (сажать и поливать растения, ухаживать за животными).
Каким же образом я воспитывала осознанное и гуманное отношение к природе? Прежде всего, через наблюдения и труд в природе, позволяющий накопить определенные знания и применять их в практической деятельности. Разработала также систему специальных занятий, в ходе которых используются различные игровые приемы, ведение календарей природы, беседы, изодеятельности (разрабатывая конспекты занятий, я использовала литературу С. Николаевой "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" и занятия по ИЗО В.Н.Волчковой, Н.В. Степановой "Педагогика нового времени", "Мои помощницы - ладошки").

Большую роль в работе с детьми я отвела уголку природы и экспериментальному уголку.

В уголке природы велись ежедневные наблюдения, как за рыбками, так и за комнатными растениями: мы учились с детьми различать цветы по внешнему виду, запоминать названия, показывать и называть их части (листья, цветы, стебли).

Детей младшей группы учила понимать, что цветам нужна вода;
Средней группы - цветам необходимо находиться в земле и для чего это нужно;

Внимание детей старшей и подготовительной групп

обращала на то, что растениям нужен свет (поэтому они стоят на подоконниках), а также на то, как по-разному выглядят зимой комнатные растения и деревья, кустарники за окном. Так дети узнавали, что кроме воды, земли, света, растениям необходимо тепло. Полученные знания закрепляла на нескольких занятиях. Цель таких занятий - формировать желание заботиться о комнатных растениях. Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства (например: только лишь наблюдениями в уголке природы). Особое значение для экологического воспитания имеют наблюдения на прогулках, именно на них под руководством воспитателя и самостоятельно дети приобретают экологические знания, применяют их в практической деятельности. Именно на прогулках, в поступках детей, проявляется отношение к природе.

Очень важна в работе с детьми по воспитанию экологической культуры система взаимосвязанных, логично простроенных наблюдений. Для этого я попыталась распределить накопившийся материал (наблюдения, конспекты занятий, экскурсии, опыты) по годам, кварталам (сезонам) в соответствии с конкретным природным окружением детского сада. Нужно помнить о том, что с одним и тем же объектом или явлением надо знакомить детей многократно.

Какие-то глобальные экологические проблемы ни дети, ни воспитатель решить не могут, поэтому обсуждать нужно то, что реально возможно. В моей работе хорошие результаты дали обсуждения реальных ситуаций (сломанные ветки, помятая трава, посаженный в коробку жук, пойманная и убитая бабочка).

Используя их, я ежедневно формировала у детей нравственные представления о хороших и дурных поступках, о бережном и равнодушном отношении к природе. Еще мы должны помнить, что
сами дети часто не замечают красоту вообще, и в природе - в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, а через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Здесь мне помогали творческие занятия по ИЗО - рисование ладошками, поделки из природного материала. Нетрадиционные занятия так же, как наблюдения, размышления, любования и вслушивание в "Музыку Природы", помогают детям достигать Доброты и Красоты.

Дети с ранних лет получают возможность расширять свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.

Наблюдения на прогулках сопровождались трудом детей, играми, опытами и экспериментами.

Путем экспериментирования с природным материалом подводила детей к выводу, что вода плотнее воздуха, поэтому движение в ней требует больших усилий, чем по воздуху.

С наблюдением на прогулках связано ведение календаря природы. Опора на календарь в ходе беседы помогает детям выделить и осознать связь между неживой природой и растительным и животным миром.

Известно, что ознакомление с природой дает наибольший результат при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно давать детям возможность "общаться", "действовать" с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент (опыт). Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях, повысить наглядность, сделать процесс обучения более интересным. Но при организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Практически, на каждом шагу, дети ставят такие задачи взрослым, спрашивая постоянно "Почему?" и "Отчего?" Например, на мой запрет
«не есть снег» дети говорят: "А почему нельзя есть снег?" Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. "А мне не холодно! А я закаленный!" - такими слышу ответы детей. Бесполезно утверждать, что снег грязный, ведь с виду он такой белый, чистый и сверкающий. Убедительно и наглядно эту проблему мы решили с помощью опыта «Таяние снега»

Вообще, дети старшего дошкольного возраста склонны к аналитической деятельности, у них достаточно высокий уровень развития доказательной и объяснительной речи, поэтому мы с детьми проводим наблюдения, исследования, опыты - эксперименты. Формы организации различны: беседы, маршрутные игры - путешествия, турниры - викторины, составление экологических сказок, задачек на удивление, и конечно, работа в "Лаборатории".

Работа по экологическому воспитанию не даст ощутимых результатов без тесной связи с родителями. Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей, немало таких, как: "Зачем чирикают воробьи?", "Как спят рыбы?" Родители, которые отмахиваются от "докучных" вопросов ребенка, совершают непоправимое! Долг родителей не только отвечать детям на их вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.

Полезно выявить отношение родителей к экологическому воспитанию, какую помощь они хотели бы получить от детского сада и чем могли бы помочь сами. Для этого мы использовали нетрадиционные формы работы:


  • Проводили родительские собрания;

  • Походы в лес;

  • Совместные субботники.
В дальнейшей работе планирую пересмотреть "Родительский уголок", проводить собрания как встречи "за круглым столом" или "посиделки", разработать и реализовать экологический проект.

Результативность работы.

Над обозначенной темой я работаю с 2003 года. Наиболее осознанной и эффективной моя работа стала после обучения на курсах ИД «Первое сентября» по программе Н.А.Рыжовой «Экологическое образование в детском саду» в 2007году. В работе использую также методику «Юный эколог»С.Н Николаевой.

Результатом моей методической работы стали (см сайт):

Перспективные планы по всем возрастам (смотри на сайте http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Картотека наблюдений на прогулках по всем возрастам (смотри сайт http://nsportal.ru/tukhvatullina-marina-viktorovna-0);

Приобретение природоведческих игр;

Подборка занимательного игрового и литературно – художественного материала.

Подборка диагностических материалов по изучению природоведческих знаний и навыков (приложение №1 Материалы обследования детей 2 младшей группы).

Динамика усвоения знаний, умений и навыков детей за 2012-2014 учебные года составила 60% (приложение №2)
Ухудшение экологического состояния в стране заставляет вести работу по экологическому воспитанию, это трудная, многогранная работа. Не сразу проявится ее результат. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы.

Детские сады, внедряя работу по экологии, тем самым смогут внести посильный вклад в решение жизненно важной проблемы.

Приложение №1

Диагностика природоведческих знаний детей младшего дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например] картин из серии "Четыре времени года” О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

\ -Ч то нарисовано на этой картинке?


  • Что делают дети?

  • Когда так бывает, что дети катаются на санках?

  • А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?

  • Что сейчас: лето или зима? Почему ты думаешь, что сейчас зима?

  • Что это (показывая на снег) на дереве? Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает
дерево?

  • Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).
^ - Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.

  • Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы) ?

  • Летом тепло или холодно?

  • Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?

  • Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему вода в реке теплая?

  • Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?

  • Зачем летом нужен дождь?

  • Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?

  • Любят ли дождь цветы, трава, деревья?
Позиция 2

Цель: определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний с каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слов} взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живы организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, ее бака, коза и др.), затем диких (заяц, лиса, медведь). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

Покажи и назови животных, которых ты знаешь.

Как ты узнал, что это корова (кошка,

собак коза) ?


  • Как кричит корова (кошка, собака, коза) ?

  • Где живут эти животные?
-У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки) ?

  • Что надо делать, чтобы кошке (собаке и д.т. было хорошо?

  • Чем ты ее (их) кормишь? и Ты любишь свою кошку (собаку) ?

  • Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?

  • Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).
Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.



Приложение №2

Диаграмма

результатов работы с детьми за последние 3 года.

Литература:

А.И Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

А.И. Иванова «Живая экология»

И.В. Новикова «Конструирование из природных материалов в детском саду»

В.Г. Фокина «Методика диагностического обследования природоведческих знаний дошкольников»

Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»

Н.В Коломина «Воспитание основ экологической культуры»

Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью»

С.Н. Николаева «Юный эколог»

МБДОУ «Детский сад 26 комбинированного вида» «АБВГДейка» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан Отчет по экологическому воспитанию дошкольников за учебный год


«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.Сухомлинский Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду осуществляется в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на основе следующих принципов построения воспитательно-образовательной деятельности: 1. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении различных способов получения информации. 2. Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изученной теме несколько раз, при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования. 3. Интеграция программных областей знаний, которая позволяет сформировать у ребенка целостное представление о мире, природе родного края. 4. Рациональное сочетание разных видов деятельности. 5. Сотрудничество между детьми, педагогами и родителями. В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки, в которых размещена специальная литература, альбомы по ознакомлению детей с представителями флоры и фауны. Экспериментирование в природе Детский исследовательский проект «Сила доброго слова» Наблюдение в природе за трудом взрослых


Приятно творить красоту своими руками, а еще приятнее, когда красота Радует глаз людей, а значит, делает их добрее, светлее, красивее. Человек – неотъемлемая часть живой природы и находится в непрерывном общении с окружающей средой, растительным миром. Разнообразие растительного мира на территории детского сада, правильная организация зоны природы составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. В группах проведена подборка растений, за которыми осуществляется тщательный уход. Для проявления инициативы педагоги создали условия, побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки, лопатки и другое оборудование, расположенное в доступном месте. Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется в непосредственно-образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей и педагогов (наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы). Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Воспитатели систематически организуют труд детей в уголке природы. Для этого они создают «Огород на подоконнике», в котором высаживают зелень и лук. Педагоги проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде. Во всех группах имеются календари природы, с помощью которых дошкольники знакомятся со схематичными изображениями погодных явлений. Сад-огород ДОУ Труд в природе


Что за чудо из чудес Вырос посредине лес. Клумба очень хороша И цветами устлана. Там растут ромашки, И живут букашки. Сосны выстроились в ряд, Клены под окошком. Входит солнце в детский сад Светлою дорожкой. Разноцветье участков возрастных групп создает уют и прекрасное настроение Каждая тема по экологии преподносится детям небольшими порциями на многих занятиях (лепка, рисование, ручной труд), что способствует более прочному усвоению материала. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения. Воспитатели создают интерес у детей к природному окружению с помощью проблемно - игровых ситуаций и упражнений, дидактических игр. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает интеграцию игровой, изобразительной деятельности, моделирования и др. Дети учатся видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Нашим коллективом проведена большая работа по созданию экологической тропы на территории детского сада и разработке методического сопровождения для проведения наблюдений, занятий экспериментирования и трудовой деятельности детей. На территории детского сада высажены разные виды деревьев и кустарников (тополь, сосна, береза, акация, рябина и др.). Сказочное путешествие по экологической тропе Праздник «Здравствуй, лето!»


Уголки отдыха, тематические уголки на территории детского сада оформлены силами педагогов и родителей воспитанников. Если хочешь, по дорожке Погулять пойдем вдвоём Цвета осени ладошки Мы в букеты соберем. А потом проводим лето Вдоль пустеющих аллей И поверь, с таким букетом Ждать апреля веселей. Пройдя по экологической тропе нашего детского сада, можно узнать много интересного о природе, травах, птицах и насекомых, полюбоваться ее красотой. Произрастает большое многоцветье трав, растут грибы. В травянистом ярусе встречается большое количество насекомых. Для птиц сооружены скворечники, кормушки (зимой к нам прилетает много снегирей). Вокруг детского сада разбит большой цветник, есть огород для выращивания овощей и зелени. В разновозрастной группе компенсирующей направленности организован кружок экологического направленности «Колосок». В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. Работая по экологическому направлению, педагоги детского сада активно используют оздоровительные технологии. Проводятся различные виды гимнастики (дыхательная, пальчиковая, корригирующая); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.


Хороший участок помогает воспитывать у детей любовь к природе, развивает у них эстетический вкус, помогает учить охранять зеленые насаждения. Большое внимание уделяется применению фитотерапии (использование лекарственных растений и препаратов на их основе с целью лечения, профилактики различных заболеваний), ароматизированных подушечек, способствующих оздоровлению детей в группах раннего возраста. Ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное "живое" общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно- ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого- развивающей среды предполагает понимание педагогами экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе. Результатом работы педагогов в данном направлении стала презентация опыта педагогов в экологическом воспитании детей, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта: - педагогические технологии «Мир природы родного края», «В мире растений». - опыт работы по темам «Использование экологического аспекта в оздоровлении детей дошкольного возраста». - проекты «Воздух вокруг нас», «Мир камней», «В мир прошлого бумаги». -конспекты интегрированных занятий. Старший воспитатель Масленкова Л.М., воспитатель Новикова Н.Н. «Тропа здоровья»

Экологическое воспитание дошкольников»
Аналитический отчет подготовительной «Б» группы за 2016-2017 учебный год
Прошунина Вера Семеновна, воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Павловский детский сад №7

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
2 016- 2017 год был объявлен годом экологии.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
сформированы начала экологической культуры детей;
дети получают практические знания по охране природы;
развиваются речевые навыки детей;
дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. .Стихи русских поэтов об осени (А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев.)
В. Чаплин «Питомцы зоопарка» , поэты о весне (стихи о весне)

Помогают в работе демонстрационный материал. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Краткая характеристика мероприятий, проведенных с детьми. (2016год – 2017 год)
В течение года в старшей группе были проведены мероприятия с детьми согласно годовому тематическому плану:
Вечера загадок (ребусов) по темам: «Животные», «Человек», «Что это за птицы?», «Зимняя сказка».
Викторины «Животные», «Знатоки птиц» ,«Пришла зима».
Успешно прошли тематические дни: « День земли», «День птиц»
Районный конкурс «Огород на окне»

Акции:«Поможем пернатым друзьям », Районная акция ко Дню Победы
«Украсим землю цветами » «Сохраним всё живое на земле»
.Праздники. Традиции. «Осенины» экологической направленности, «День здоровья» на экологическую тему.
Фотовыставка « Природа и животные Воронежской области»

Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году, в конкурсе осенних поделок «Осенний хоровод». Районный конкурс «Огород на окне»
В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты:
1. Положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.
2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технологии проектной деятельности
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно-коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
Аналитические занятия
1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада". . Иван Суриков «Зима»
Беседы с детьми:
1.«Знакомимся с Красной книгой»
3. Акция «Кормушка для пичужки»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник
5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли)
6. Акция «Домик для скворца»
7. Весенняя Неделя Доброты
9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»
10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц(Прогулка)
11. Экологическая игра «Загадки природы»
13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Культурно-полевые растения на нашем участке » . Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект. Сроки реализации- (май- октябрь)
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники старшей группы – воспитатели - родители.
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных полевых растениях Павловского района, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать на участке детского сада огород. Получить урожай полевых растений, выращенных самими дошкольниками.

Цель - систематизировать знания детей о растениях, их назначении и использовании.
Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для нас будет правилом:
«Сегодня не получилось
- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть! »
Во второй половине дня мероприятия реализовывались в культурных практиках. Так в « Творческой мастерской» проводилась следующая работа:
Изготовление поделок зкологической направленности –
Сентябрь
1.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели).
2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» (изготовление фруктов и овощей из соленого теста).
3. «Георгины» объемная аппликация
Октябрь
1.«Осенние фантазии» (из природного материала)
2.«Слоненок» (из природного материала)
3. «Лебедь» (из природного материала).
Ноябрь
1.«Рябина» (квилинг, оригами).

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей