Дела семейные. Необычные традиции мордовский свадьбы Мордовская свадьба

Крепкие многодетные семьи – основа традиционного общества большинства российских народов. Еще 100-200 лет назад устои мордвы однозначно предписывали: семья должна быть большой и патриархальной.

Мордовская свадьба

Любопытно, что вплоть до XVIII-XIX веков браки часто заключались между молодыми людьми с большой разницей в возрасте. Причем, старшей по возрасту в паре и у эрзян, и у мокшан была жена: 25-27 летние невесты выходили замуж за 12-14 летних по сути мальчиков. Такая, невозможная в наши дни ситуация, объяснялась бытовой целесообразностью. С одной стороны, родители девушки старались удержать её в отчем доме как можно дольше в качестве помощницы. С другой - родителям жениха также предпочтительнее было получить в дом лишние женские руки как можно быстрее.

Нередко церемонию обручения предваряло так называемое умыкание невесты: парни похищали девушек из родительского дома, притом за ними устраивалась самая настоящая погоня. Случались у мордвы и браки "уходом" или "самоходкой": убегавшая из отчего дома девушка выходила замуж за приглянувшегося юношу тайно. Такие случаи, как правило, практиковались в бедных семьях и объяснялись неспособностью жениха выплатить выкуп за невесту.

Но большинство свадеб в мордовских селениях, тем не менее, устраивалось по традиционным обрядам. Отец жениха, совершив жертвоприношения мордовским языческим богам, а позже, с принятием христианства, – просто помолившись Богу, мазал свежую хлебную горбушку мёдом и ночью ехал к дому, где жила невеста. Оставив хлеб у ворот, он стучался в окно дома и тут же быстро убегал или уезжал на лошади. Согласно традиции, мужская родня девушки должна была броситься в погоню, и если догоняла свата, то возвращала хлеб, наградив "неудачника" тумаками. Если же погоня оказывалась безуспешной, то преследователи приезжали сами к дому свата и тоже стучали в окно, таким образом символически соглашаясь на свадьбу.

После совершения этого обряда начинался этап формального согласования между семьями всех условий будущей свадьбы: определялись общие расходы, размер приданого. Полноценное утверждение сватовства считалось завершённым после так называемой церемонии "окончательного пропоя", на языке эрзя называемой "чиямо", мокша – "прокс симомась". После определения удобного для молодых и их родственников дня свадьбы для невесты начинались ритуальные дни прощания с вольной жизнью: в течение недели девушка громко причитала и рыдала.

Перед свадьбой подруги водили нареченную в баню. Расплетя косу, они мыли невесту, после чего заплетали ей уже две косы: замужнюю мордовскую женщину отличали от незамужней в том числе по прическе.

Ни одна мордовская свадьба не обходилась без специально выдолбленного свёкром большого липового сундука, называемого у мордвы словом "парь". В него перед церемонией укладывали деньги, хлеб, посуду – на счастье и богатство в будущей супружеской жизни.

В день торжества, сопровождавшие жениха в свадебном поезде люди на пороге дома невесты встречались с её родственниками, которые требовали обязательный выкуп. Затем следовало ритуальное прощание девушки с родным домом, после которого молодые отправлялись на венчание, а уже потом – в дом молодого мужа, где их встречали с хлебом-солью, осыпали зерном и хмелем.

Мордовская свадьба обычно длилась три-четыре дня, включая в себя различные торжественные ритуалы: обряд наречения невестки, представление молодой жены умершим родственникам, "хождение молодухи" по домам друзей и родных мужа и др. Завершением свадебных образов становился ритуал "моление лепёшек": на столе молодая раскладывала хлеба, а все члены семьи просили хранителя дома принять и полюбить ее.

Семейный уклад мордвы

Вплоть до первой половины прошлого века в мордовских сельских регионах существовали понятия "большой" и "малой" семьи. Большая семья – община, включавшая в себя всех родственников, включая самых дальних. Малая – 5-6 непосредственно близких друг другу родных.

Мордовской семьёй традиционно управлял старший глава семейства, мужчина, обозначаемый словом "кудазор" (у мокшан) и покштя (у эрзя). Именно он единолично решал все основные вопросы, касающиеся семьи, и перечить ему родные не имели права. После смерти кудазора (покштя), главенство переходило, как правило, к самому старшему по возрасту мужчине, хотя иногда делались исключения и главой дома становился более молодой, энергичный, смекалистый и ловкий человек.

Домашним хозяйством и внутрисемейными отношениями занималась жена главы дома – кудазорава (покштява). Ей подчинялась женская часть семьи: дочери, невестки, внучки. Все домашние дела – приготовление пищи, уборка, стирка и др. – осуществлялись под строгим контролем главной хозяйки.

Уходом за родившимся младенцем, к слову, занималась тоже кудазорава (покштява), а не его непосредственная мать. Патриархальный уклад особенно ярко проявлялся в воспитании мордовских детей, которым с раннего детства внушалось уважение к старшим и необходимость безоговорочно повиноваться родителям в любой жизненной ситуации.

Интересные факты о мордве и республике Мордовия

Мордву относят к одному из древнейших народов, проживающих на территории РФ: Иордан, один из готских историков, в своей книге "О происхождении и деяниях готов" упоминает среди племён Восточной Европы народ "морденс", представители которого, по мнению современных этнографов были предками современных мордвин.

Поза – слабоалкогольный национальный мордовский напиток, наподобие кваса, – готовят на основе сахарной свеклы. До сих пор все попытки наладить его промышленное производство оканчивались неудачно: уникальная рецептура и технология не предполагает стандартного подхода к приготовлению.

Целых четыре года, преобразованная в 1990 году из автономии в самостоятельную национально-территориальную единицу, Мордовия существовала в статусе Мордовской Советской Социалистической Республики. Только в 1994 году Мордовия потеряла в названии советские "регалии" и стала просто республикой.

Мордовия – водный край. На территории республике около 500 озер и 114 рек.

Самый большой православный храм в Поволжье – кафедральный собор в честь праведного воина Феодора Ушакова – находится в Саранске.

Закон, российская нация, нацполитика, декларация, Тишков

Свадебная поэзия мордвы как архаичная часть устно-поэтического творчества, запечатленного в эпических произведениях, мифах о сватовстве и женитьбе богов, древних легендах и преданиях. Свадебная обрядность мордовской свадьбы. Особенности свадебных костюмов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Российской Федераций

Казанский государственный университет культуры и искусств

Факультет художественной культуры и дизайна

Кафедра этнохудожественного и татарского музыкального фольклора

Курсовая на тему:

Мордовская свадьба (структура, характеристики, особенности)

Работу выполнил: Студент 3 курса,

Ванипатов Р.Р.

Работу проверила: доцент кандидат философских наук

Гафиятуллина Л.А.

Казань, 2013

Введение

Актуальность исследования. В современный период четко наметилась тенденция возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов, имеющих глубокую социальную значимость. К ним, несомненно, относится свадебный обряд - наиболее знаменательное событие в жизни любого народа. Свадьба является краеугольным камнем в процессе создания такой составляющей общества, как семья. Исключительная важность семьи и многообразие ее функций обусловили сложность свадебного церемониала.

Как историко-культурный, фольклорно-этнографический феномен свадьба воплощает существенный пласт устно-поэтического и музыкального наследия народа, который отражает его древнее мировоззрение, представления о семейной жизни, морально-этические нормы и нравственные принципы. Свадебный обряд и фольклор - ключ к пониманию многих явлений бытовой, общественной жизни этноса в прошлом. Свадьба - неотделимый элемент культуры, квинтэссенция национального духа. В ней воплотились синкретическое восприятие окружающего мира, отголоски суеверий и языческой обрядности, культовые мотивы, размышления о человеке, семье, детях, преемственности поколений и смысле бытия.

Свадебная поэзия мордвы представляет наиболее архаичную часть устно-поэтического творчества, запечатленную в эпических произведениях "Сияжар", "Масторава", мифах о сватовстве и женитьбе богов, древних легендах и преданиях о браках девушек с тотемом - медведем. Свадьба стала сокровищницей национального искусства слова, выдающимся памятником художественного таланта, в котором отчетливо видны особенности словесно-художественного мышления этноса, сложность и специфика языка, образов, изобразительных средств, жанровое разнообразие и тематическое богатство семейно-обрядовых произведений. В свадебном фольклоре выразились поэтическая одаренность, художественные и эстетические вкусы народа, глубина его психологизма, острота ума и наблюдательность, щедрость и широта души. Этим объясняется глубокий интерес фольклористов и этнографов, историков и литераторов, музыкантов к свадьбе как важному разделу народной культуры.

Свадебная обрядность мордвы

Свадьба - одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями.

Формы брака у мордвы . Заключение браков традиционно являлось не столько делом молодых, сколько их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов. Указы Правительствующего Сената отмечали в XVIII веке у мордвы-новокрещенцев наличие браков малолетних мальчиков 8, 10, 12 лет на девушках 20 и более лет. Объяснялось это стремлением родителей жениха путем женитьбы сына получить дополнительные рабочие руки, а родители невесты стремились как можно дольше удержать дочь в своем доме. Поэтому их "раньше двадцати пяти лет и не отдавали . это была самая молодая невеста " . Такое явление наблюдалось у марийцев, удмуртов, чувашей, коми-пермяков. К XIX веке брачный возраст женихов и невест выровнялся, в основном он варьировался в районе 17-20 лет. Как правило, браки заключались в своей этнической среде, но встречались и этнически смешанные брачные союзы, особенно мордовско-русские.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Но имели место и другие формы заключения брака, например, умыкание невест. Для этого собиралась группа мужчин, состоявшая из родственников и знакомых жениха, которые ехали в то село, где жила приглянувшаяся парню девушка. "Кража эта производилась или из хоровода, или во время шествия за водою, или рано утром во время гонитьбы скота на водопой " . Девушку доставляли к кому-нибудь из родственников или знакомых жениха, запирали в амбар или клеть и уговаривали дать согласие на замужество. В большинстве же случаев похититель старался как можно быстрее овладеть девушкой. После этого она, как правило, в дом родителей уже не возвращалась. В некоторых местах случаи умыкания невест встречались вплоть до начала XX веке.

Эрзянская невеста с подругами .

Село Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии. Начало XX в.

У мордвы были известны и браки ухо-дом , или самокрутки (лисезь туема (э)., тума (м.), когда "девка убегала от отца и матери, выходила замуж . и передавала своему мужу тайно от семейных всё своё имущество " . Такие свадьбы устраивали из-за бедности жениха и его неспособности оплатить выкуп за невесту или из-за несогласия родителей женить парня на понравившейся ему девушке. Иногда такая свадьба происходила и с тайного согласия родителей, чтобы избежать лишних расходов на свадьбу -". самоходка как женихову, так и невестину отцу становится по меньшей мере в пять раз дешевле против свадьбы, справляемой по всей форме " .

Но обычно, как бы ни были бедны родители молодых, они старались устраивать для своих детей полную свадьбу, которая по своему составу представляет сложный ритуал, сюжет которой заключает в себе своеобразную борьбу между действующими лицами двух партий в свадьбе (сторонников жениха и сторонников невесты) и развивается, следовательно, в форме драматической коллизии. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Свадьба состоит из следующих действий-этапов:

1) сватовство (ладяма (м.), ладямо (э.);

2) приготовление к свадьбе (свадьбанъ аноклама (м.), свадьбанъ анокста мо (э.);

3) свадьба в доме жениха (свадьбась церанъ кудса (м.), свадьбась церанть кудосо (э.);

4) свадьба в доме невесты (свадьбась стирень кудса (м.), свадьбась тейтеренъкудосо (э.);

5) приезд свадебного поезда к невесте (куданъ сама -валгома (м.), валгомо (э.);

6) свадьба в доме жениха после венчания (свадьбась цёрань кудса (м.), свадьбасьцёранъ кудосо (э.), венцямда меле (м.), венчамодо мейле (э.);

7) день потех или ряженых (потиха ши (м.), потиха чи (э.).

Предсвадебная обрядность . Начинался свадебный цикл со сватовства - ладяма (м.), ладямо (э.). Интересно его описание по материалам первой половины XIX века. Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из неё мякиш и заполнял мёдом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать его дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось отца жениха, то

Костюм невесты-мокшанки. Темниковский уезд Тамбовской губернии. Конец XIX - начала XX века.

возвращали хлеб с мёдом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина. Отказываться от такого сватовства мордва не решалась, опасаясь гнева богов. Однако, если дочь сватали в бедный дом, то отец невесты стремился догнать свата всерьёз, а если в богатый, то создавали только видимость погони.

К концу XIX веке этот обряд заметно трансформировался. Выбрав сыну невесту, родители приглашали к себе родственников и объявляли им об этом. После тщательного обсуждения всех обстоятельств выбора и по одобрении его всеми родными молили богов оказать поддержку в задуманном деле. Затем к родителям невесты для предварительных переговоров посылался кто-то из родни жениха, обычно это были его крестные родители или тетя и дядя. В доме девушки посланец обязательно садился под матицу, так как считалось, что она "спутывает", "связывает", поэтому пришедших нельзя выгнать. Разговор начинался с посторонних предметов, а затем незаметно переводился в нужное русло. Родители невесты, как бы ни были рады этому сватовству, в первое посещение отказывали сватьям. Некоторые делали это в силу обычая, но многие затягивали сватовство, чтобы о нем узнало как можно больше людей и таким образом предоставить возможность посвататься и другим женихам. Эти предварительные переговоры о сватовстве на территории современной Мордовии назывались инголе якама (м.), икеле якамо (э.) (букв, предварительное хождение), у мордвы Самарской области - валонь путомо (букв, дать слово), в Тоцком районе Оренбуржья - усло витця .

Второй этап сватовства, собственно само сватовство - ладяма (м.), ладямо (э.). Во время этого этапа договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.

Но и после ладямо (э.) еще можно было расторгнуть договор, как со стороны жениха, так и со стороны невесты, уплатив расходы на сватовство. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства - чиямо (э.), проке симомасъ (м.) - окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Дары. Даров требовалось много. Чтобы сыграть посредственную мордовскую сва-дьбу, необходимо было от 10 до 20 вы-шитых женских рубах, приблизительно столько же мужских, значительное коли-чество вышитых головных уборов, полотенец, платочков и т.п. Они готовились постепенно в течение нескольких лет. В конце XIX в. часть подарков, которые невеста дарила родственникам мужа (мужские рубашки, платки), были покупными. Остальное она должна была сделать своими руками. Непосредственно перед свадьбой ей помогали подруги, собираясь в ее доме.

Особенно выделялся сплошной ковровой вышивкой свадебный костюм невесты-эрзянки покай , который покрыт до середины груди сплошным орнаментом. Вышиваемые знаки-символы (обереговые, родоплеменные и семейные) на праздничных и подвенечных платьях были иными, чем на будничных рубахах.

Приготовление приданого. Реконструкция. Фото из альбома "Мордовское платье".

В свадебном фольклоре эрзи и мокши воспета красота вышитых знакам рубах:

Мазы ялган кепететсть , Ашо дигань полкокс сынь сыргасть .

Котова таргань сынст паляст , Клетка марто сынст руцяст .

Красавицы мои подруги поднялись , Стаей белых гусей двинулись .

В шесть полос вышиты их рубашечки , В клетку расшиты их руци .

В мордовском свадебном обряде есть ритуал демонстрации и примеривания приданого невесты одной из ее подруг, во время которого в исполняемой песне характеризовались элементы костюма, красота вышивки, знаков, орнамента:

Тяни щака, ялганьке , Сёрматф кумаць панаронц .

Мельганза щак, ялганьке , Пиндолды петькс панаронц .

Тяни щайте, кельгомняньке , Лангонь мазы панаронц , Сон колма суронь келеса , Сёрматфт мазы квалмонза , Кядь лапшешкат энзенза , Уштор лопат кенженза , Заря тяштепь наленза .

Теперь надень, подруженька , Рубаху, вышитую кумачом .

На нее надень, подруженька , Рубаху с яркой вышивкой .

Теперь надень, любимая , Самую красивую рубаху .

На ней в три пальца шириной , Красивая вышивка по спине , С ладонь узор по подолу , Как кленовый лист вышивка на плечах , Как утренняя звездочка вышивка на боках .

В ряде мест после сватовства существовал обычай ходить к жениху - знакомиться с местом его жительства кудонь ванома (м), кудонь ваномо (э.), - дом глядеть, печурки смотреть. Многие исследователи полагают, что данный обычай был воспринят мордвой у русских. В пользу этого говорят использование для его обозначения русского термина, широкое распространение его у русских на многих территориях, а также и то, что у мордвы "он не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством, а носил шуточный, веселый характер " и обычно сводился к гулянию родственников невесты в доме жениха.

Среди мордовских свадебных песен очень много исполняемых в форме диалога между отдельными группами (хорами) или отдельными лицами. Таковы диалогические песни-причитания, исполняемые невестой и замужней женщиной, чаще родственницей. Невеста, спрашивая женщину, причитывает:

Расскажи, матушка, расскажи , Каков чужой-то отец .

Расскажи, матушка, расскажи , Какова чужая-то мать .

Расскажи-ка, невестушка, расскажи , Какова чужая-то семья ?

Женщина в ответ причитает:

Расскажу, голубушка, расскажу , Каков чужой-то отец :

Со стороны на него смотреть , Он как первый день Пасхи , А подойдешь к нему поближе , Как столкнешься с ним - Чужой-то отец, голубушка , Как гроза сердится , Как молния острая :

Если крикнет на тебя , Не найдешь места, где встать , Не найдешь места, где стоять .

Таких песен-диалогов в свадьбе много, и они даже изображают иногда столкновения чувств и стремлений, изменения и поступки самих участников свадебного действа.

Большое место в свадьбе занимают песни паряф (вт ) немат , по содержанию близкие русским корильным песням:". по наступлении назначенного дня приезжает поезд (свадебный поезд), при сем подруги невесты поют оскорбительные песни, упоминая, что у них платье, лошади и все чужое, выпрошенное у соседей только на свадьбу, а они столь бедны, что умирают с голоду . при выезде невесты с поездом к жениху в дом отец и мать заставляют невесту пнуть сковородку, при этом девки поют невесте укорительные песни, называя ее неткахою, непряхою, ленивицей "" . Назначение паряфнемат в свадебном обряде - высмеять ведущих свадьбу людей, создать комическое или сатирическое при их характеристике.

Сваты , с ваты , э х , с ваты , Ваши лица, как дно чугуна .

Эти песни способствовали усилению веселья, как в доме жениха, так и невесты

Смотрины приданого .

Село Стандрово Темниковского уезда. Начало XX в.

Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чиньпутомо (э). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вече-

ром, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью. В XVIII - начале XIX века невеста причитала 15 и более вечеров, к концу XIX века - 2-4 вечера. Сейчас старинные причитания помнят лишь немногие представительницы старшего поколения, которые исполняют их в отдельные моменты свадебной церемонии: при проводах невесты в баню, во время угощения ее кашей, прощания невесты с родным домом и т.п.

Свадьба в доме жениха и невесты . Центральным этапом свадебного цикла была, собственно, свадьба в доме жениха и невесты. Этот период знаменовал переход невесты из родного дома в дом мужа, из своего рода - в род супруга. Обряды данного этапа являлись актом общественного утверждения брака, который давал вступающим в брак определенные правовые, экономические и религиозно-магические гарантии. Свадебные пиры знаменовали собой союз двух родовых групп. Отсюда вытекает все многообразие обрядов и церемоний этих дней, их многоплановость и драматичность, разносторонность содержания. При этом обрядовые действия происходили то одновременно в нескольких местах, то переносились из дома в дом. Сюда же вклинивался и обряд церковного венчания.

В доме невесты свадебные обряды начинались с посещения девушки родственницами, которые угощали ее кашей. Вместе с кашей они приносили несколько сдобных лепешек, а от своих мужей - по паре лаптей. Их клали затем в сундук - парь невесты вместе с ее приданым. Этот обряд в различных местах проживания мордвы носит неодинаковое название: в Мордовии его называют ям ярх-цама (м.), кашань ярсамо (э.) - поедание каши или ям кандома (м.), кашань кан-домо (э.) - принесение каши; у самарской мордвы он получил наименование кашань урнеме - причитания над кашей. Иногда невеста сама вместе с подругами обходила родню, где ее также угощали кашей, а в некоторых мокшанских селениях по этому случаю готовили шяняфкс - жареную свинину. Широко распространенным предсвадебным обрядом было мытье невесты в бане - стиреньбаня (м.), тейтерень баня (э.). Перед баней одна из подруг расплетала косу невесте и отдавала ее матери накосник, а волосы перевязывала лентой.

Затем невеста в причитаниях давала наказы отцу купить на базаре доски для гроба, матери испечь поминальные блины, братьям созвать родственников и подруг для ее оплакивания и т.д., то есть свое замужество она приравнивала к смерти. Об этом говорит и тот факт, что, возвратясь из бани, она садилась на место, куда обычно клали покойников, а в причитаниях выражала желание умереть. Исследователи по-разному истолковывают этот обряд. Некоторые объясняют его как очистительное действо, другие считают, что девичья баня есть ничто иное, как пережиток древнего ритуального бракосочетания невесты с духом бани или с духом воды, которому она приносила в жертву свою девственность с целью обеспечить себе плодовитость.

Парь эрзянский

Сундук-кадка выдолблена из части цельного ствола липы, имеет форму цилиндра. В средней части тулова кадки прикреплены кованое кольцо из железа, с другой стороны - железная накладка, которые служили для закрепления крышки.

Обязательным предметом утвари мордвы были свадебные долбленые сундуки - парь , парьня , шувамня (м.); парь , авань парь , эрямо парь , мирде-нень лисема парь (э.); парга , парго (м., э.). Делали их из липы с хорошо подогнанным днищем и пло-тной крышкой. Пари были различных размеров, средняя их высота достигала 80-90 см, к ним навешивали массивные чугунные скобы для замков. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения. Парь готовил свекор в подарок невестке. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Они покрывались богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью, благосостоянию и многочадия молодой семьи

Обряд укладки сундука (парьнянь вачкама (м.), парень вачкамо (э.) являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был "обеспечить" ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от "нечистой силы" (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы "сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато " . В некоторых местах да невесты клали чашку и ложку для еды, затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой рубашки: "на жнитво", "на праздник", "коноплю дергать" и т.п. В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки. А для усопших родичей она вешала на икону, которой ее благословляли родители перед венцом, полотенце.

Когда выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми, этот обряд продолжал сохраняться. Сундуки также заказывали мастеру, который часть заработанных денег клал внутрь него, "чтобы жизнь не была пустой " . У многих пожилых женщин и сейчас продолжают сохраняться пари и сундуки, в которых они держат одежду.

После укладывания вещей невеста прощалась с улицей. К ее дому собирались парни и девушки со всего села. Всех парней невеста угощала вином, а девушкам дарила кольца. Это было ее прощание со своими сверстниками, с той молодежной группой, с которой она веселилась, участвовала в общинных обрядах и праздниках. Вечером мать невесты угощала ее подруг, которые помогали в подготовке свадебных даров, а сама просватанная девушка дарила каждой из них алую ленту.

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные пироги, их насчитывалось от 5 до 9. Каждый из пирогов имел свое название и назначение. Самый большой и важный из пирогов лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты. В зависимости от того, каким он получался, судили о достоинствах девушки: если лукш во время печения поднимался, это означало, что молодая народит много сыновей; если же он расползался, то невеста будет бесплодной и злой. Второй по важности пирог - сувамань пяряка (м.), совамо пряка или совамо кедьге (э.) (входной пирог). Он облегчал поезжанам вход в дом невесты и ее родственников, где она скрывалась от сватов. Пирог авалофца (м.), ава ловсо (э.) (материнское молоко) предназначался матери невесты за воспитание дочери. Его вручали либо мать жениха, либо сваха вместе с платком и онучами лаптей. При этом ее благодарили за то, что она вырастила такую хорошую дочь.

Иногда дарили пирог и крестной матери невесты. Его делали с разной начинкой, а сверху украшали узором. В некоторых местах готовили и алянь лофца (м.), атянь ловцо (э.) (молоко старика, отца). В него вместо начинки клали три кос-точки. Для подруг невесты пекли девичий пирог - стирень пяряка (м.), тейте-рень пряка (э.), его сваха приносила в ащема куд (м.), аштема кудо (э.) дом крестного отца, дяди невесты или замужней сестры, где она вместе с подругами скрывалась от поезжан.

Во многих местах пекли курник . Вместо начинки внутрь клали овес, поэтому на еду он не годился. Зато его очень красиво украшали бумажными цветами, лентами. Курник носили во время свадьбы за молодыми повсюду: в церковь, по домам родственников, за водой. Его несли только молодые женщины, которые с ними и плясали, передавая его друг другу. Во время выхода молодой за водой у речки с курника срывали цветы и бросали их в воду, а сам пирог несли обратно домой.

Родственницы невесты в свою очередь пекли пирог, предназначенный будущему зятю. Он так и назывался овонь пяряка (м.), содамонъ пряка (э.) (пирог зятя). В дом жениха его привозили в первый день свадьбы, когда молодые возвращались из церкви.

У мокши Волжского района Самарской области матери молодых пекли специальный хлеб родонь копша - родовой хлеб, который символизировал род жениха и невесты. При пляске во время свадебного застолья каждая сторона поднимала свой хлеб, при этом восхваляя собственный род. В конце веселья обменивались хлебом, приговаривая: "Теперь два рода соединились вместе, они будут дружить и помогать друг другу " .

Фрагмент костюма невесты-мокшанки.

Темниковский уезд Тамбовской губернии. Конец XIX - начало XXвека.

Утром свадебного дня жених мылся в бане, надевал новую одежду. Для предохранения от нечистой силы в его одежду, на грудь и спину, втыкали иголки, после чего он вместе с родственницами отправлялся за свахой, которая играла главную роль в свадебном поезде. Обычносвахой (кудавой ) бывает крестная мать жениха. Ею не может быть девушка, беременная женщина и вдова. Во многих местах сваху заменяет родная мать юноши. М .Е. Евсевьев считал, что сваха была введена в свадебный поезд под влиянием русских: "В тех местах, где свадьба сохранила больше старинных обычаев, свахи и вообще женщины в свадебном поезде не бывает " .

Вторым лицом по почету и важности в поезде являлся торонь канды (м.), уредев (э.) - дружка. Его обязанностью было охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом. У мокши торонь канды также нарекал молодую "новым именем" в доме мужа. Уредева молодушка стыдилась и боялась больше, чем даже свекра:

она до конца жизни не могла произнести вслух его имени, как и имени свекра.

Если при крещении её сын был назван именем кого-то из них, то женщина меняла имя сына на другое. При уредеве она не имела права садиться. Ввод молодой в дом уредева после свадьбы обставлялся особыми церемониями: при входе в ворота или калитку она по обе стороны их клала по кольцу, при входе в дом делала то же самое. На стол молодая женщина клала браслет или деньги, переднюю лавку покрывала белым холстом во всю длину. В первую Пасху после свадьбы она дарила уредеву рубашку, во вторую - штаны, в третью - портянки. Уредевом мог быть всякий взрослый мужчина - женатый, холостой или вдовый.

За уредевом следует покш куда (э.), оцю куда (м.) - старший поезжанин. Его обязанность - распоряжаться хозяйской казной. В доме невесты он вел расходы жениха. В ряде мест, где уредева на свадьбе не было, покш (оцю ) куда выполнял его функции.

В отдельных мордовских селениях Заволжья среди поезжан выбирали в помощьуредеву ярцку (э.), аръхци (м.). Им обычно был старший брат или дядя жениха, обязательно моложе уредева . Его функции сходны с функциями поддружья в русской свадьбе.

Остальные поезжане кудат были все равны между собой. Особенных обязанностей на них не возлагалось, они должны были помогать руководителям свадебного поезда. Общее число поезжан колебалось от 5 до 17 человек, но их могло быть и больше.

Раньше жених на свадьбе активной роли не играл: в доме невесты он сидел за столом в шапке, не ел, не пил и ничего не говорил. Делал только то, что заставляли его сваха и уредев . А во многих местах жених даже не ездил за невестой. Первая встреча и знакомство молодых (не считая встречи в церкви при венчании) происходила у постели, которая зимою и летом, за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: "Волк, вот тебе овца !" вталкивали к мужу.

Когда свадебный кортеж подъезжал к дому невесты, её подруги и родственники запирали ворота и двери, требуя от приехавших выкупа. При этом они в шутливой форме высмеивали их "бедность" или "жадность".

мордва свадьба костюм обрядность

Обычай запирать двери перед приехавшими за невестой родственниками жениха был широко распространен и у других народов. Ученые истолковывают его по-разному. Наиболее распространено мнение, что подобное действие связано с пережитками родовых традиций, когда все родственники невесты должны получить свою долю от её купли-продажи.

Костюм невесты-эрзянки .

Темниковский уезд Тамбовской губернии. Конец XIX - началоXX века.

Войдя в дом, поезжане ставили на стол пироги и другую еду, затем, после моления, начиналось угощение. А невеста в это время со своими подругами находилась в соседнем доме, откуда вскоре сваха, дав определенный выкуп, приводила и усаживала её в передний угол к жениху. Во время пиршества один из распорядителей свадебного поезда (дружка или старший поезжанин) вскрывал курник - срезал верхнюю корку с пирога. Раньше ее отвозили обратно в дом родителей невесты, что означало возвращение спорины хлеба, "которую мордва весьма ценит и всячески оберегает, чтобы она не перешла другим " . Иногда возвращалась не вся корка, а лишь фигурки из теста, которыми ее украшали. Обычно это были изображения птиц (уток, голубей, наседки с цыплятами), которые служили символами прогенитации и счастья. Недаром их, как правило, отдавали молодым, которые съедали эти фигурки перед первой брачной ночью. Сваха перед отправлением свадебного поезда из дома родителей невесты пыталась незаметно от родных и подруг невесты взять украшения с пирога. Если ей это не удавалось, она платила за них выкуп. В селе Большая Ега Похвистневского района Самарской области "борьба" за двух голубков, которыми украшают свадебный пирог, происходит до сих пор. Полагают, чьи родственники победят в ней, тот из супругов и будет главенствовать в семье. В мордовских селах Шенталинского района этого же региона сохраняется обряд "вскрывания" пирога: подруги невесты всячески мешают одному из поезжан срезать с него верхнюю корку, то есть эти обряды, которые раньше преследовали цель сохранения силы плодородия в своем родственном коллективе, сейчас постепенно трансформировались в развлекательные моменты свадьбы.

При этом также пели обрязовые песни. Но этот раз это были песни паранзамат . Эти песни противоположны песням паряф (вт ) немат по своей роли в обряде. В них пелись благопожелания, благодарность участникам свадьбы. В центре величаний - человек, поэтому описание идеализированной внешности, поступков, деловых качеств, его материальной обеспеченности стало главным в содержании этих песен. В паранзамат выражались благодарность родителям жениха и невесты, что вырастили детей умными, что нрав невесты кроток, за хорошее угощение, богатый стол.

Липовый стол, большой стол Хорошей скатертью накрыт .

Наложено много хлеба-соли .

Очень хорошее угощение .

Другой жанр песен - свадьбань кштима , киштема морот - сопутствовал свадьбе с самого начала и соответствовал настроению, царящему на праздничном пиру. Они исполнялись и "для души", в качестве разрядки, после совершения обрядовых действий, т.е. они выражали эмоциональное состояние участников свадьбы.

По окончании пиршества родственницы невесты одаривали поезжан. Свахе обычно дарили полотенце с вышитыми концами, уредеву и покш куда - холст, остальным - холщовые платочки с красной каймой.

После благословения невесты родителями урьвалят (провожатые невесты - ее родные или двоюродные братья) выносили ее во двор. При этом она пыталась сопротивляться, в своих причитаниях высказывала нежелание покидать родительский дом. Урьвалят все время находились возле невесты. В традиционной свадьбе они играли роль ее заступников и укрывали от поезжан, но, подкупленные родней жениха, продавали свою сестру. В обязанности урьвалят в некоторых мордовских селах Саранского и Симбирского уездов , а также Самарской губернии входило устройство особой кибитки, в которой невесту привозили в дом жениха. Устраивалась эта кибитка зимою на санях, а летом на телеге. На сани сгибали две ивовые дуги, поверх этих дуг связывали прутья, а сверху накидывали белый холст, конец которого свисал у входа в кибитку, чтобы не было видно лица невесты. Кибитку украшали разноцветными лентами, кистями, позументом. Внутри саней стелилась кошма или перина. В Саранском и Симбирском уездах такая кибитка называлась онава , а в Самарской губернии улемакудо .

После прощания невесты с родительским домом свадебный поезд отправлялся в церковь. В конце XIX века невесту везли венчаться непосредственно из родительского дома. Лишь в некоторых местах свадебный поезд заезжал сначала в дом жениха, а уже оттуда - в церковь. Возможно, это отголосок того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы.

Встреча молодой в доме родителей мужа обставлялась обрядами, которые символизировали приобщение молодой к новому семейству, пожелание благополучной, счастливой жизни. Молодых, приехавших с венчания, встречали с хлебом-солью, осыпали хмелем, зерном. В ряде мест существовал обычай встречи молодых женщиной, одетой в шубу, вывернутую наизнанку, изображающей медведя со сковородкой в руках, в которой лежали хмель и потухшие угли. Сковородку подставляли под ноги невесте. Она должна была трижды отшвырнуть ее. С помощью этого обряда старались определить характер снохи. Когда молодых вводили в дом, устраивали моление и кормление их обедом. На колени молодой сажали маленького мальчика, чтобы у новобрачных родились дети.

Невеста эрзянка. Белебеевский уезд Уфимской губернии. Фото М. Евсевьева начала XX в.

На второй день свадьбы совершали ряд обрядов, связанных с проверкой хозяйственных способностей молодой женщины, наречение её невесткой. Интересным и самобытным обрядом мордовской свадьбы является лемдема - обряд наречения невестки. Его корни, вероятно, уходят в далекое прошлое. У мордвы-эрзи он почти повсеместно исчез к концу XIX в., а у мокши некоторые его элементы сохраняются до нашего времени. Обряд этот заключается в том, что невестке в доме мужа давали новое имя, которое она носила до самой смерти: Мазава (э.), Мазай (м.) - красивая женщина, Павай (м.) - счастливая женщина, Ашава (э.) - белая женщина, Парава (э.) - хорошая женщина, Сырняава (м.) - золотая женщина, Тетяава (э.), Тетяй (м.) - значение неизвестно как и Тязяй (м.) и Вежава (э.), Вяжяй (м.) - младшая женщина. Последнее имя всегда давалось последней снохе. Новое "имя" молодой служило знаком принадлежности к новой семье и указывало ее положение в ней. Возможно, в этом отразилось былое деление женщин на возрастные группы. Может быть, это даже являлось отголоском обычая умыкания невест, когда, давая женщине другое имя, старались как можно дольше скрыть ее местопребывание от родных.

В этот же день молодую представляли умершим предкам мужа. Для их "угощения" брали блины, яичницу, мясо, пиво. В "дар" им невеста специально готовила одежду: рубашки, кокошники, портянки и пр. Потом их отдавали нищим. Умерших просили полюбить нового члена семьи, помогать ей в делах. О том же самом молили и покровителя двора, в дар ему молодушка на "чистом месте" оставляла кольцо.

На третий день свадьбы для молодых устраивали угощение их родственники. Этот обычай назывался од рьвянянь якафтома (м.), одирьванъ якавтомо (э.) - хождение молодушки. Молодых угощали все родные, участвовавшие в свадьбе. Обход домов обязательно начинался с дома уредева .

В этот день или на следующий молодушке "показывали воду" - ведь ланга лиф-тема (м.), ведь ланга ливтема (э.). Раньше этот обычай означал представление нового члена семьи богине воды Ведь аве . Молодую вели обязательно к речке или ручью, где она делала богине приношение, обычно кольцо или полотенце.

Последним обрядом свадьбы являлось моление лепешек - сюкоронь ознома (э.), цюкоронь озондома (м.). Оно посвящалось божеству дома Куд аве , в дар которой молодая подносила полотенце или скатерть, а также привезенные из родительского дома лепешки. После окончания моления поезжан угощали обедом и они разъезжались по домам.

Послесвадебные обряды . Послесвадебная обрядность может быть по своему содержанию разделена на две основные группы. Одна группа обрядов призвана была укрепить отношения между родами жениха и невесты. Обрядность другой группы закрепляла вступление новобрачной в половозрастную группу замужних женщин и переход в род мужа.

Закрепление связей между родами молодых происходило путем взаимных посещений новых родственников. Через неделю после свадьбы молодая вместе со свекровью ходили к своим родителям за принадлежностями для прядения - штереньпа карень кис (э.), кшти-ремкса -лапамкса (м.) С собой брали лепешки, пиво, вино, которыми угощали родственников молодой снохи.

Мокшанские девушки на свадьбе в Новых Выселках. Фото Г. Бокарева, 1972 г.

Спустя две-три недели после свадьбы за молодушкой приезжали урьвалят и увозили её гостить к отцу, где она жила около месяца. Этот обычай назывался мек потафтома (м.), мекев потамо (э.) - возвращение, отступление. Обычно отъезд молодой приурочивался к какому-то религиозному празднику. Например, в ряде сел Шенталинского района Самарской области потамо брали на Покров . В назначенный срок за женой приезжали муж и свёкор со свекровью. В тех местах, где жених во время свадьбы не показывался на люди, это был его первый визит к тестю. Это называлось содамокс совамо (э.), содафтома (м.) - вхождение в зятья. В этот раз тесть впервые по настоящему знакомился с мужем своей дочери и признавал его за зятя, знакомил со своей родней. После этого зять мог приезжать к тестю и его родственникам во всякое время. Без этого официального знакомства молодой муж не мог входить в дом родителей своей жены, а также в дома ее родственников. Провожать молодушку собирались ее родные и подруги. В этот раз она уже окончательно прощалась с ними. На следующий день зять обычно Приезжал к тестю за скотом, который последний обещал в приданое своей дочери.

После выполнения обряда возвращения-отступления молодая получала право на посещение родителей и родных в любое время. До этого же, хотя бы они жили в нескольких шагах, она не могла видеться с ними и входить к ним в дом.

Ряд обычаев и обрядов второй группы связан сустойчивым представлением о своеобразном переходном периоде, в течение которого молодые, и особенно новобрачная, считались чрезвычайно восприимчивыми ко всем видам порчи. Поэтому молодуха некоторое время после свадьбы ела отдельно от семьи в чулане. За стол она могла сесть только после рождения ребёнка, когда её признавали полноправным членом семьи. Возможно, что подобный обычай являлся также отголоском бытовавшего у мордвы обычая умыкания невест. То есть молодую женщину просто хотели спрятать от чужих глаз. В этом же ряду стоит и другой обычай: не называть женщину её собственным именем, а именем мужа или именем, данным ей во время обряда наречения невестки. К обрядам приобщения молодой к новому роду относится её посещение бани вместе с новыми родственницами в первую субботу после свадьбы. Для того, чтобы женщины приняли её в свою среду, молодая одаривала их. На Пасху молодушку водили по домам родственников мужа род-племя показывать. В это же время её принимали в женскую братчину на праздники аваш поза (м.), или авань пия (э.).

На Масленицу молодушка должна была выходить на масленичную гору. Она угощала веселящуюся там молодежь блинами.

14-летние девочки, одетые в мокшанский костюм, обходят деревню с приглашением родственников на свадьбу. Каргашино, 1978 г.

"Мой троюродный брат собрался жениться. Его сестру и меня, как это было положено, в пятницу нарядили в мордовский наряд, и мы отправились по селу приглашать родственников на свадьбу. Со стороны невесты также ходили и приглашали на свадьбу. Нас, совсем молоденьких девчонок, вся эта церемония очень волновала. Мы не знали, где живут все дальние родственники, поэтому вместе с нами шла наша тётя и показывала нам их дома. Как нас встречали! Не знали, куда посадить, чем угостить! Это воспринималось родственниками как большое уважение, что к ним зашли такие нарядные девушки и приглашают на свадьбу. К самым близким родственникам мы зашли уже под вечер, там состоялась вечеринка, на которой нам тоже оказывалось большое внимание." Л. Юрилина (Крутина).

Молодые парни по очереди катали ее на салазках, за что получали в подарок кольца. Надо отметить, что в течение первого года после свадьбы молодожены продолжали сохранять тесную связь с молодежной средой. Они принимали участие в молодёжных гуляниях, гаданиях, играх, и могли вызвать на пляску и т.п. Молодая продолжала в течение этого года носить по праздникам свой свадебный костюм, в некоторых местах и девичий головной убор. Этот переходный период заканчивался с рождением ребенка. С этого момента молодая пара окончательно переходила в группу взрослых общинников, семейных людей, которые пользовались всеми правами и обязанностями, присущими данной культуре.

Таким образом, в свадебной обрядности мордвы можно проследить многочисленные наслоения от разных эпох. В частности, пережитки родового строя нашли отражение в активном участии родственников молодых в поисках кандидатур будущей супружеской пары, подготовке в проведении свадьбы. Отражением тесных семейно-родственных отношений является и целый ряд обычаев: угощение невесты кашей ее родственницами, одаривание невестой родственников жениха, выкуп постели, пребывание девушек у родственников по материнской линии во время подготовки ими приданого и т. т. Пережиточной формой социальных институтов является "враждебное" отношение родственников девушки к сватам и поезжанам в момент приезда за невестой, взаимные шуточные охаивания и др.

Заметный след в свадебных обрядах мордвы оставили также языческие представления народа. В многочисленных причитаниях, сопровождавших весь цикл этого действия, его главные действующие лица обращались к покровителям дома, двора, бани, умершим предкам. Кроме того, совершали ряд магических действий: одни - для того, чтобы невеста имела много детей (осыпание ее хмелем, сажание на её колени ребенка и т.п.), другие - для предохранения молодых от "нечистой" силы (покрывание головы невесты, троекратный обход дружкой свадебного поезда и др.). Форма и содержание свадебной обрядности мордвы не оставались неизменными. В связи с проникновением в мордовскую деревню капиталистических отношений, распадом больших семей, отходничеством, знакомством с этической культурой она подвергалась постепенной трансформации. Одни элементы исчезали, вторые утрачивали первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, третьи - переосмысливались и приобретали развлекательный, игровой характер. Так, в современной мордовской свадьбе уже не соблюдаются такие обряды, как причитание невесты, возвращение молодой в дом родителей после свадьбы, так называемое "охаивание" невесты родственницами жениха до свадебного торжества, обряд надевания невесте головного убора замужней женщины, наречения её невесткой, обычай, запрещающий молодой женщине сразу после свадьбы садиться за свадебный стол.

...

Подобные документы

    Свадебная поэзия и обрядность в Олонецкой губернии. Традиционная свадьба Заонежья. Предсвадебные обряды: сватовство, рукобитье, предсвадебная неделя, посещение невестой кладбища. Гощение невесты у родственников и у жениха. Свадебный день и после свадьбы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Обрядность - неотъемлемая часть народной культуры мордвы, сохранение и развитие этнического самосознания. Исторические корни традиционной обрядности. Классификация обрядов. Земледельческая обрядность мордвы: зимние праздники, весенне-летние и осенние.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2008

    Истоки возникновения различий в брачной обрядности у различных групп бурят. Сговор и сватовство как основные досвадебные обряды. Особенности проведения девичника в Бурятии. Сущность досвадебных и свадебных обрядов. Проведения обряда поклонения невесты.

    реферат , добавлен 06.09.2009

    Русская свадьба в контексте мировой культурной традиции. Индийский и еврейский свадебный обряд. Сценарный план и образная основа русской свадьбы. Слово и предметная среда в русской свадьбе: свадебная одежда и аксессуары. Разнообразие русских свадеб.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2010

    Многовековой опыт поколений в основе свадебных традиций тамбовского крестьянства. Свадьба как семейный, переходный обряд, его смысл и характер. Представление о семье и браке как условиях благополучия человека и общества. Однодворческий вариант свадьбы.

    реферат , добавлен 05.11.2015

    Анализ представлений о времени и пространстве в традиционной культуре восточных славян. Предсказание будущего, связанные с погодой, урожаем и домашними животными. Приметы и поверья в повседневном быту. Родильная, свадебная и похоронная обрядность.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2016

    Фольклор как искусство. Сказки, песни, былины, уличное представление – жанры фольклора, народного устно-поэтического творчества. Пример традиционности и вариативности – загадка. Художественная система русского фольклора. Собирание и изучение поговорок.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2014

    Свадебные традиции и обычаи сибирских немцев. Опрос жителей села Карповка (представителей немецкой национальности). Порядок свадебной церемонии, праздничный стол и символы. Приметы и суеверия, связанные с днем свадьбы. Основные свадебные аксессуары.

    реферат , добавлен 04.06.2011

    Особенности проведения свадьбы на Кубани, ее основные этапы (сватовство, посиделки, вечеринка, венчание и свадебное торжество). Церемония сватовства на Кубани. Продолжительность свадьбы в кубанской станице, суть составляющих свадебного торжества.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Географическое положение Украины, особенности климата. Государственный язык и религия. Традиционный украинский мужской и женский костюм. Обряд сватовства и свадьба. Основные моменты и традиции обряда свадьбы. Своеобразие украинского народного танца.

Мордовия − республика, где чтут традиции предков, но одновременно с этим, идут в ногу с прогрессом. Сегодня, как и прежде, мордовская свадьба, традиции которой складывались не одно столетие, проходит в виде представления. На празднике царит атмосфера самобытности и национального колорита. Трагичные сцены и причитания невесты, которая покидает родительский дом, переплетаются с задорными песнями, и плясками в избе молодого человека.

Мордовские традиции начинаются со сватовства, в ходе которого родители парня объявляют будущим родственникам о выборе суженой для своего сына. Обязательно спрашивают согласия барышни выйти замуж и только, если она говорит «да», начинается обсуждение предстоящего события.

Церемония включает обряд запой, который наступает через семь дней после сватовства. Родня молодого человека снова приходят с визитом в избу девицы, приносят ей подарки. Это могут быть украшения, платки и другие предметы. Хозяева приглашают гостей за стол и угощают их различными вкусностями. Будущая свекровь во время вручения подарков невестке по обычаю поет песню. Затем невеста благодарит всех за подарки, а родители оговаривают дату свадьбы и место ее проведения.

Подготовка к свадьбе

После запоя начинается активное приготовление к свадебному торжеству. Новобрачная готовит для будущих родственников подарки. В обязательном порядке эти дары должны быть приготовлены девушкой собственноручно. Раньше девушки ткали рубашки, вышивали вручную платки или полотенца.

Безусловно, требуется подготовить огромное количество для будущей родни. Сделать это в короткий промежуток времени практически невозможно, поэтому девушка готовит презенты за несколько лет до предполагаемого сватовства.

Угощение кашей и расплетение косы

Современное мордовское бракосочетание, обычаи которого включают угощение кашей и расплетение невестой косы, сопровождается причитаниями. Кашу невесте приносят родственники, она ее пробует и причитает о том, что скоро ей предстоит покинуть отчий дом. Невеста продолжает причитать и после того, как гости, угощавшие ее кашей, покинут дом. В этот момент она сама или с помощью матери расплетает косу и повязывает голову алой лентой.

Непосредственно за день до свадьбы девушка с родителями очищает сундук от нечистой силы и укладывают в него следующие вещи. В центр сундука кладут каравай, на него монетку. Монетки укладывают и по углам сундука. Не забывают положить в сундук лапти, чашку и ложку.

Свадьба

Мордовская свадьба обряды включает в зависимости от местности проживания молодоженов. Но торжество неизменно проводится как в доме девушки, так и у жениха. В родительском доме девушки в окружении подруг ждет появления жениха в коридоре. После выкупа гости со стороны жениха приглашаются в дома и все садятся за стол. Прежде, чем отправиться на венчание, девушка просит благословения у своих родителей.

После венчания свадебное торжество продолжается в избе жениха. Перед благословением родителей жениха, разбивается глиняный кувшин, под ноги молодых бросают зерна пшеницы. После праздничного застолья свекровь подходит к невестке и говорит ей особенные слова. Этот обряд символизирует о том, что теперь в этой избе раньше всех вставать и позже ложиться спать будет именно молодая жена.

Свадьба в Мордовии - действие, достойное полноценного фотоосвещения: красивые кадры и колоритные персонажи гарантированы.

Специально для читателей "Улея" подготовил репортаж о необычных традициях фотоблоггер msserv . Честно говоря, до поездки в Мордовию я ничегошеньки не знал об этой части Земли. Мое представление о ней начиналось и заканчивалось творчеством группы “OYME“. Поэтому приглашение поехать в деревню недалеко от Саранска для записи мордовской свадьбы принял незамедлительно. О дороге ничего сказать не могу. Дорога, тем более шоссе, она и есть дорога. Шоссе, скорость, ГИБДД, штрафы, опять дорога,опять скорость. Исключение, наверное, составляет село Умёт, в котором традиционно останавливаются дальнобойщик и. Там на протяжении нескольких километров по обе стороны дороги стоят несколько сотен столовок - кафешки с убивающими названиями типа "Едок", "Едун", "Энгельс", "МордДональдс" и куча подобного трэша.



2.

Интересное началось тогда, когда, проехав город Саранск с огромным кафедральным собором,



3.

мы в ночи попытались найти деревню Старые Турдаки. И ведь нашли! Но через какие испытания прошел масенький пыжик с автоматом на этих ямах и размокших дорогах… Надо будет потребовать у Пежо премию за успешно пройденный тест-драйв.



4.

Когда мы среди ночи ввалились в хату, хозяева, кажется, были не меньше нашего рады, что мы наконец-то добрались, и выкатили на стол. Вы когда-нибудь пили самогон с мертвыми пчелами и прополисом в 3 часа утра, закусывая это груздями?



5.

Вот! И я тоже нет. Говорят, что этот напиток обладает особенным бодрящим для мужиков свойствами))) так что вполне естественно было, что через 3 часа сна мы уже полетели осматривать деревню и окрестности.


Увы, но как и везде, много пустующих и развалившихся домов.




6.



7.

Да и население в деревне в основном пожилое, да сосланные родителями к бабушкам-дедушкам дети.



8.

Но солнце все выше, и деревня просыпается.



9.



10.

А мы потихоньку начинаем выяснять подробности мероприятия.


Во-первых. Свадьбу нам покажет ансамбль Дома культуры села Старые Турдаки во главе с директором Дома культуры и руководителем ансамбля Натальей.



11.

Во-вторых. Все персонажи будут одеты в настоящие мордовские костюмы, некоторым их которых более 100 лет, а в остальных костюмах только незначительные детали были восстановлены уже в наше время.


12.

Надо было видеть с каким восторгом и гордостью женщины демонстрировали нам эти наряды! "В этом платье выходила замуж моя бабушка!", а кого-то - тетка.


13.

В-третьих. Оказывается, мордовская свадьба играется 3 дня, но, поскольку проводить в застолье 3 дня не входило в наши планы, мы попросили сократить свадьбу до одного дня. Кстати, вы думаете, что только у мусульман жених и невеста встречаются только на свадьбе? Как бы не так! В Мордовии те же правила.



14.

Родители или родственники сватают, и привет. Нравится, не нравится - никого не волнует. Более того, первый день жених вообще где-то может гулять, а невеста сидит в доме с покрытой головой. Они только в брачную ночь и встретятся)). И тут такие варианты случались, что мексиканские сериалы отдыхают))


В-четвертых. Еда и песни тоже будут самые настоящие! Участники ансамбля готовили еду к нашей встрече. Пекли даже в настоящей печи хлеб и пироги!




15.


16.

Ну и, конечно, готовили настоящий самогон, совместным распитием которого сопровождаются все обряды и заполняются паузы между ними))


17.

И вот, в 10 утра началось действие. По деревне к дому жениха с песнями и танцами начала двигаться процессия.



18.

Общими усилиями украсили лошадь и повозку



19.

и поехали выкупать невесту.



20.

Дорога к дому невесты неблизкая,



21.

поэтому и песен свадебных и рассказов о таких свадьбах в пути удалось послушать немало.


22.

После долгих переговоров, которые являются обязательной частью процесса выкупа невесты, удается уговорить родителей,



23.

и они благословляют брак и передают невесту заботам свахи.


24.

И вся процессия возвращается обратно в дом жениха.



25.


На следующее утро гости возвращаются в дом жениха, и начинаются всевозможные обряды, связанные с прошедшей первой ночью и будущим семьи. Короче говоря, глумятся над молодыми по полной. Нам показали один из обрядов: молодые должны каждому на улице давать выпить, а выпивший должен выбросить подальше рюмку, которую молодые ищут, и так до бесконечности, ну то есть пока выпивка не кончится))


А когда мы еще ехали в дом невесты, нам рассказали о случае, когда гости разошлись так, что завели лошадь в дом с уже накрытыми столами. Завести то завели, посмеялись, а вот вывести - это уже оказалось другой большой историей и не такой смешной. У лошадей же нет задней передачи, а развернуться было негде.



26.

Ну, а заканчивается все, как обычно, песнями, разговорами за столом и выяснениями роли мордовского народа в истории России.



27.

А это все, кто участвовал в этой свадьбе, кто сохранил этот красивый обряд и эти песни до наших времен. Здесь же Ежевика Спиркина, руководитель группы "OYME". Она все эти обряды и песни записывала, сохраняя их для потомков, помогая популяризировать народное творчество. Честь вам всем и хвала!



28.

Мордовская свадьба - одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды, как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха. Жениху и Невесте, заключающим брак по обоюдному согласию и любви, а также родным и близким приходится входить в образный мир народной поэзии. Все это требует специальной подготовки, выучки. Невеста в течение нескольких вечеров причитывает, прощается с родным домом, откуда ей «так не хочется уходить» в дом «ненавистного поработителя», укоряет родителей, «продающих» ее «в рабство ногайскому князю» и т.д.

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки. По возрасту невесты бывали иногда старше своих женихов.

Оформление брака обычно происходило по полному свадебному обряду. Мордовскую традиционную свадьбу можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имел строго очерченную композиционную завершенность, нередко сопровождаемую древнейшими формами символико-магических мотивов.

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ям ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).

Сватовство.

Остановившись выбором на известной девушке, родители жениха в один из «легких» дней (воскресенье, вторник, четверг) приглашают к себе родственников и объявляют им о выборе невесты своему сыну; спрашивают родных, не знает ли кто из них каких-либо недостатков и пороков за этой девушкой. Тщательно обсудят все обстоятельства выбора и, по одобрении его всеми родственниками, начинают молиться - просить помощи в задуманном деле у вышнего бога (Верешки паза).

После продолжительных переговоров и совещаний с родными и дочерью отец невесты соглашается, наконец, пригласить отца жениха для окончательных переговоров о цене и дарах. Цена, назначаемая за невесту, в разных местах различна; она пропорциональна дарам, которые невеста должна сделать родственникам жениха, и одежде, которую отец невесты обещает справить своей дочери.

Начинался свадебный цикл со сватовства - ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам. Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб. Потом стучал кнутом в окно, говорил хозяину, что приехал сватать дочь, и быстро уезжал. Отец девушки со своими сыновьями или братьями устраивал за ним погоню. Если им удавалось догнать отца жениха, то ему возвращали хлеб с медом, а самого избивали. В противном случае отец девушки, подъехав к его дому, тоже стучал кнутом в окно, соглашаясь выдать дочь за сына хозяина.

Второй этап сватовства, собственно само сватовство - ладяма (м.), ладямо (э.). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду, а также по молодой матке от каждой породы скота. После успешных переговоров сваты надевали рукавицы и били по рукам. В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой каравай хлеба. Уходя домой, они брали взамен хлеб, испеченный в доме невесты, что символизировало союз двух семей.

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства - чиямо (э.), прокс симомась (м.). - окончательной пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Последним этапом сватовства является назначение дня свадьбы шинь путома (м.), чинь путома (э.). Родители жениха с двумя-тремя родственниками отправлялись к новому свату назначить день свадьбы, то есть день приезда свадебного поезда за невестой. С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать утром и вечером, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью.

После сватовства идут многочисленные обряды вплоть до отъезда невесты из родительского дома: день каши, мытья невесты в бане, заплетания косы, прощание невесты с улицей, укладка сундука, приезд свадебного поезда к невесте, расставание с девичеством, благословление невесты, раздача подарков и отъезд невесты. Каждый из этих моментов сопровождается причитанием невесты. Все это происходит буквально в последние 1-2 дня. В это время невеста почти не перестает причитать и днем, и ночью, по всякому поводу.

Этот день и следующая ночь, которые невеста в последний раз проводит в доме своих родителей, бывают для неё самыми тяжелыми. За это время она должна выполнить массу разных обрядов и безостановочно причитывать: от этого многие невесты к концу своего отъезда в дом жениха до того охрипают… что не в состоянии бывают не только причитывать, но и говорить порядочно.

Приготовление к свадьбе.

После пропоя невеста начинает готовиться к свадьбе: приготовлять дары и учиться причитывать. Из этих приготовлений более всего озабочивает невесту приготовление даров, которых требуется с нее немало, и должны быть все своей работы. Так, чтобы сыграть посредственную мордовскую свадьбу, невесте необходимо иметь для себя и для даров: от 10 до 20 вышитых женских рубах… поэтому свадебные дары приготовлялись постепенно, в продолжении нескольких лет.

Хозяйственные мотивы старой мордовской свадьбы прослеживаются в обычае щедрой раздачи невестой подарков почти всем многочисленным членом семьи, а иногда и родным жениха. По ее подаркам судили, хороша ли она работница, умеет ли ткать, прясть, вышивать. Поэтому каждая девушка старалась подготовить как можно больше подарков, занимаясь этим с малых лет.

Дня за три до свадьбы приезжает от жениха ближний родственник и назначает день приезда поезжан; с этой минуты невеста начинает плакать и прощаться со своей девичьей жизнью, а поезжане начинают стряпать кушанье, варить пиво и изготовлять все к торжеству.

Свадьба в доме невесты.

Так называется последний день пребывания невесты в доме своих родителей.

В этот день собственно и начинается самая свадьба; в этот день в доме невесты родственницы угощают ее последней раз кашей. Каша в этот день приготовляется не только у самой невесты, но и в каждом доме её родственников, откуда последние приносят ее невесте в чашках. Некоторым невестам приносят каши чашек до 30 и более. Число принесенных чашек девицами отмечается мелом на матице - для внимания поезжан и особенно жениха. «Пусть,- говорят, - от нечего делать считает жених, сколько чашек каши принесли невесте и судит по этому об обширности её родни.

Баня девичества.

Баня является обязательной частью мордовской свадьбы. Обставляется она с особой торжественность: в неё невеста ходит с многочисленными подругами и как по дороге туда и обратно, так и в самой бане все время причитывает…

В девичью баню невеста ходит с непокрытой головой, какой бы ни был мороз…В баню ведут невесту подруги…

Топка бани девичества .

По окончании обряда с кашей, т.е. когда все принесенные родственниками каши будут съедены и подруги выходят из-за стола, невеста садиться на свою подушку на передней лавке и начинает причитывать…

Пока топится баня, подруги невесты с песнями отправляются к жениху (если он из того же села) за веником и мылом… дают им веник и мыло. Подруги украшают веник разноцветными лентами, попляшут с ним в доме жениха и отправляются домой…Дома мыло и веник передают невесте. Невеста бросает мыло в угол, а веник разламывает и топчет ногами… »

Укладка сундука.

До замужества редкая мордовская девица обладает собственным сундуком для одежды. Она обычно пользуется или сундуком матери, или хранит свои вещи в коробе. Покупает сундук обычно свекор. Это ставиться ему в условие при сватовстве. На свадьбе имущество невесты укладывают в новый сундук.

Приезд свадебного поезда к невесте.

Звуки колокольчиков и бубенчиков приближающегося свадебного поезда поднимают на ноги всю молодежь деревни, главным образом женскую половину ее; все бегут к дому невесты, чтобы посмотреть на жениха, сваху и поезжан…В доме невесты поднимается суматоха. Народ стремится войти в избу. Хозяева суетятся, приготовляются к принятию гостей.

Девушки собрав с поезжан деньги, входят в избу… стряпухи проверяют все ли нужное привезено… внимание обращается на деревянную чашку (совамо кедьге), которая по обычаю обязательно должна быть, но не редко забывается поезжанами.

В избе поезжане складывают привезенные запасы на стол. Пироги обычно привозят в лукошке… Домашние приготовляются к молению: на стол с пирогами ставят свой каравай с солонкой и горшок каши. Ни ложек ни ножа во время молений не бывает… Когда все готово… Покш куда снимает с головы жениха шапку, кладет в нее несколько медяков… объясняет, какими ресурсами он обладает. Извлекают из шапки деньги… Шапку снова одевают на голову жениха, и он остается в ней до самого пребывания в доме невесты.

Этот обряд называется «содамонь шапкань идима»- выкуп жениховой шапки… После этого перед иконами зажигают свечу и начинают молиться, чтобы благополучно, без споров и неприятностей прошла свадьба, чтобы бог дал любовь новобрачным, чтобы наградил их детьми, на их счастье уродился хлеб, размножился скот, чтобы между новыми родственниками была дружба и прочее.

Мужчины, провожатые невесты« …на подушке выносят ее во двор, сажают на приготовленную телегу и увозят с подругами в дом дяди… » там она отдыхает. Поезжане вместе со свахой отправляются в этот дом, а жених остается в доме невесты. «Его кормят стряпухи ужином и укладывают спать»

Свадьба в доме жениха.

В доме жениха свадьба начинается печением пирогов для свадебного поезда. Накануне этого дня приглашают двух-трех женщин из родни затевать тесто для пирогов и приготовлять все необходимое для гостей…

Тесто для пирогов затевается с особенным торжеством: квашня выносится из чулана на середину избы; стряпухи становятся вокруг квашни, к ним присоединяется мать жениха и другие женщины. Одна из них пучком зажженной лучины обводит нутро квашни (сувтасы), чтобы изгнать нечистую силу; другая после этого наливает воды в квашню, третья кладет муки, четвертая мешает закваску. Сделав это, женщины с пением обходят три раза квашню посолонь. Впереди идет стряпуха с зажженной лучиной, за ней - все остальные, кто с кувшином, из которого лили воду в квашню, кто с лукошком, кто с мешалкой.

После каждого оборота останавливаются, и стряпуха, имеющая в руках мешалку, мешает закваску.

Во время обхода квашни стряпухи поют.

Свадьба в доме жениха после Венца.

Родители жениха выходят на крыльцо, отец с иконой в руках, мать с караваем и солонкой…родственница в вывороченной шубе и шапке, в руках она держит сковородку с хмелем и потухшими углями.Молодые кланяются в ноги родителям, затем целуют по очереди икону и отца, потом каравай с солонкой и мать. После этого отец с матерью входят в избу, а их место занимает медведь - родственница в вывороченной шубе. Она сначала осыпает молодую хмелем и произносит - «Будь легка в работе как хмель... Пусть, как хмель, вылетят из твоей головы девичьи мысли.» Затем к ногам невесты кладет сковороду с углями и произносит - «Будь пекущей и варящей». Невеста три раза отталкивает сковороду ногой, показывая тем, что она не желает быть стряпкой…отталкивает сковородку: если сильно и быстро, то говорят - «О сердитая, сердитая молодушка», если тихо - говорят «Не сердитая молодушка.»

По окончании этой церемонии молодых вводят в дом: впереди идет дружка, одной рукой ведет жениха, а другой - веником подметает дорогу молодым, чтобы им под ноги не попалось наговоренное вещество и не испортило бы их; жених ведет за руку невесту, а невеста - сваху. При входе молодых в избу один из родственников делает несколько выстрелов в воздух, чтобы разогнать нечистую силу.

В избе молодые становятся перед накрытым столом, и все родственники начинают молиться…

По окончании моления молодых сажают за стол и начинают кормить обедом. Обоим молодым дают одну ложку и круто насоленную горбушку ржаного хлеба. От горбушки сначала откусывает молодой, а потом молодая. Это повторяется три раза. За тем тут же за столом молодым дают на руки ребенка (мальчика). При этом говорят: «Вот вам ребенок, учитесь нянчить детей, дай бог вам семерых сыновей и семерых дочерей».Ребенка сначала держит на руках жених, потом передает молодой; молодая целует ребенка и возвращает матери. Молодой дарит ребенку семишник, а молодая - медное кольцо. После этого молодых уводят в чулан. Здесь молодую знакомят с печкой и кухонными принадлежностями. Дают ей подержать ухват, кочергу и пр. Подводят молодушку к печке и говорят - «Вот, печка-матушка, молодую взяли, будет перед тобою ходить - полюби ее. Здесь покормят молодых, а затем поведут укладывать в амбар.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей