И расцвел подснежник. И расцвел подснежник Воображение в художественном творчестве

Проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит остро и актуально.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания.

Современные исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также его общего психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская художественная школа

имени художника Петра Ефимовича Заболотского»

Методическая тема самообразования

Психология художественного творчества детей в группах разного возраста.

Преподаватель : Кириллова Гульнара Темирхановна

Цель.

Выработать эффективные пути решения учебных задач и грамотное педагогическое поведение в группах детей разного возраста

Задачи.

  • Изучить психологические особенности восприятия действительности детей младшего школьного возраста.
  • Исследовать развитие творческого потенциала у детей среднего возраста.
  • Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста.
  • Обобщить изученный материал в краткую педагогическую концепцию.

План

  1. Введение.
  2. Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
  3. Концепция развития творческого потенциала у детей среднего школьного возраста.
  4. Психологические аспекты развития креативности у подростков.
  5. Литература.

Введение.

Проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит остро и актуально. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания. Современные исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также его общего психического развития.

В последней работе Е.Е.Кравцовой, особенности развития воображения в младшем школьном возрасте, связываются с тем, что в отличие от дошкольного периода развития, когда фантазия всячески подчеркивала субъективность ребенка, воображение включается в объективные условия организации детской деятельности.

Необходимо учитывать особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. Это касается связи между отдельными компонентами воображения. В воображении дошкольника отсутствует предметная среда, прошлый опыт и надситуативная внутренняя позиция. Причем первые два компонента воображения приобретали статус собственно компонентов воображения лишь при взаимодействии с внутренней позицией и одновременно создавали условия для воплощения и реализации этой позиции ребенка. Главная характеристика этой позиции – ее надситуативность.

В младшем школьном возрасте эта внутренняя позиция дает возможность порождать новые ситуации. Так, если в воображении дошкольника за любой внутренней позицией отчетливо можно видеть опыт субъекта, связанный как с некоторой предметной средой, так и с его реальной деятельностью, то развитие воображения в младшем школьном возрасте обеспечивает ребенку возможность порождать новую предметную среду, и новый опыт. Внутренняя позиция воображения становится внеситуативной и перестает быть зависимой от конкретных ситуаций.

Появление в воображении младших школьников внеситуативной внутренней позиции позволяет им не просто управлять своим воображением, а дает основание для управления собой, как субъектом воображения.

По мнению Л.С.Выготского, воображение является основой всякого творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребенка. Ход развития воображения тесно связан с речью. Основной психологической формой его обучения с окружающими. Речь – один из наиболее мощных факторов развития ребенка в целом.

О. В. Боровик пишет: «речь способствует формированию графических умений и навыков», в свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием, представляют сильное средство для развития речи. Развитие речи детей в процессе деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • Во-первых, происходит обогащение словаря школьников терминами, которые первоначально используются ими, а затем постоянно входит в активный словарный запас.
  • Во-вторых, осуществляется становление и развитие речи, как средство общения.
  • В-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащегося.

Напрашивается вывод :

Творческая деятельность учащегося обязательно должна сопровождаться специфической художественной речью педагога и соответствующей литературой. Особенно в младшем школьном возрасте.

Что же понимается под термином детское художественное творчество?

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – предугадывание результата. Создание усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Люди совершают ежедневно массу дел: маленьких и больших. Простых и сложных. И каждое дело – задача. При решении задач происходит акт творчества. Находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности и составляет творческие способности, проявляющиеся очень активно в среднем школьном возрасте.

На протяжении ряда лет проблема творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики и др. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности. В наши дни таланты и творческая одаренность становится законом экономического процветания и средством национального престижа.

В педагогических исследованиях Комаровой Г.С., Сакулиной Н.Л. отмечается, что искусство не знает жестких границ и не терпит косности. Искусство непрерывно развивается, расширяет свои возможности. Самое удивительное в работе художника – возможность экспериментировать, совмещая различные техники. Смешанная или комбинированная живописная техника – это неисчислимые варианты сочетания разных материалов и приемов. Расширение творческих возможностей – главная задача старшего школьного возраста. В развитии художественного творчества подросток сталкивается с определенными трудностями. Изобразительная деятельность не должна носить массовый характер, она имеет огромное культивирующее значение, расширяет кругозор, углубляет чувства подростка.

Творчество ребенка – важный элемент становления его собственного самосознания и самопонимания. Ребенок словно переделывает мир под себя и помогает сам себе понять и постичь его лучше.

По мнению Выготского Л.С., объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Подростки часто жалуются на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. Как отмечают психологи, «невоспитанность» внимания, неумение концентрироваться, переключаться и отвлекаться от раздражителей – главная причина неуспешности.

Развитие интеллекта тесно связано с творческими способностями индивида. Развитие творческого потенциала у подростков неминуемо связано с тематическим рисованием.

Основная цель тематического рисования – научить школьника передавать свои впечатления от окружающей действительности, а умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления, что, в свою очередь, открывает простор для дальнейшего развития творческого воображения и мышления.

Дети и творчество – понятия практически нерасторжимые. Любой ребенок по своей природе – созидатель. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному.

Однако нельзя ограничивать учащихся только процессом создания художественного продукта. Отклик на произведение искусства является таким же важным, как и практическая изобразительная деятельность. Необходимо развивать у учащихся способность к активному восприятию произведений искусства, ориентировать их на воспроизведение полученных представлений об определенной действительности и знакомить с художественным наследием в практической работе. Правильная организация художественного восприятия помогает учащимся глубже понять и чувствовать искусство, ориентироваться в различных направлениях и стилях, различать высокохудожественные произведения и посредственные.

Вся высокая деятельность педагога сводится к проявлению эмпатии в творческой деятельности детей . Эта технологическая категория, сводится к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, вчувствование в образ и последующую развязку, освобождение от эмоций, сопровождающуюся «очищением».

* Эмпатия (от греч.) - сопереживание

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Психологические очерки. Книга для учителя. 3-е изд. - М.П.. 1992
  2. Волков Н.Н. Композиция в живописи. (Н.Н. Волков. М., 1977)
  3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. (М., 1995)
  4. Кравцова Е.Е. Развитие воображения в дошкольном возрасте. (Школьный психолог. Изд. дом «Первое сентября»)
  5. Методика «Дорисовывание фигур» (Е.П.Торренс)
  6. Методика «Солнце в комнате» (В. Синельников. В. Кудрявцев)
  7. Методика «Изучение воссоздающего воображения» (О.В. Боровик)
  8. Методика «Изучение индивидуальных особенностей творческого воображения» (О.В.Боровик)

В раннем детстве все дети без исключения обладают творческими способностями. Только начав ходить, малыш, услышав понравившуюся ему музыку, начинает проявлять положительные эмоции – улыбаться, танцевать.

Музыка способствует развитию двигательных навыков, даже очень маленькие детки замечательно чувствуют ритм и двигаются в такт музыки. Позднее, когда музыка будет не только вызывать эмоции, но и зрительные образы, возникающие после прослушивания песни или просмотра сказки.

Так, наступает плавный переход ко второму этапу проявления психологии художественного детского творчества.

  1. У ребенка возникает желание изобразить свои фантазии и мыслеобразы на различных поверхностях. Это еще не совсем сформированные образы, хаотичные линии, точки, так сказать, проба пера. Ребенку нравится сам процесс рисования, он его только начинает познавать.
  2. Ребенок уже сопоставляет предмет рисования реальный или фантазийный с результатом на листе бумаги, но изображение еще не имеет схожести с рисуемым предметом.
  3. А следующим этапом является постановка цели и изображение ее на бумаге. Например, малыш говорит: «Я буду рисовать собачку», то есть в голове сформировался образ, поставлена цель,и он уже рисует образ, напоминающий собачку.

Объединение нескольких видов творческой деятельности

Очень полезным для развития творческих способностей ребенка является синтез нескольких составляющих, а именно.

  1. Когда ребенок рисует, стоит включать ему любимую музыку, или музыкальные сказки это благотворно сказывается на психике ребенка, он успокаивается, сосредотачивается, музыка стимулирует работу мозга, вызывает приятные эмоции, помогает создать механизм переключения с отрицательного на положительное, ребенок рисует те образы, о которых он слышит в песенке или сказке.
  2. Внести в творческий процесс и другие элементы прикладного творчества, например, лепку и аппликацию. Можно предложить ребенку использовать, например, пластилин и цветную бумагу, для дополнения, рисуемого им образа. Но ни в коем случае, не стоит настаивать. Не надо пытаться дорисовать или перерисовать «правильно» образы, изображенные ребенком, так как это момент его становления и не стоит вмешиваться в столь деликатный процесс.
  3. Включить элементы игры, предложить придумать продолжение сказки или внести изменения в саму сказку. Но опять же крайне деликатно.

По мере взросления ребенка можно очень осторожно и не навящево вводить элементы игры. Но не стоит устанавливать жестких правил, пусть ребенок тоже почувствует в их составлении.Через игру развивается осознанность постеленных целей, но изначально их увлекает сам процесс, а обдуманность, распределение ролей, направленность к цели или завершающему результату, формируется примерно к пяти годам.

Игра помогает подготовить ребенка к обучающему процессу в школе, развитию личности, раскрытию творческих способностей. Играя роль какого-либо персонажа ребенок, таким образом,обогащает свой внутренний мир, расширяет кругозор, формируется понимание морально-этических норм.

Фантазируем вместе

Еще одним очень важным периодом детского развития является, время придумывания, ребенком различных сказок, стихов, песен, историй из жизни. Не стоит пропускать все это мимо ушей, считая детским лепетом, не требующим внимания. Это свое видение ребенка окружающего мира в синтезе с фантазиями, каким бы он хотел видеть этот мир. Стоит поучаствовать в обсуждении его фантазий, поинтересоваться особенностями жизни выдуманных персонажей, не нужно давать ребенку замыкаться и прятать свои выдумки внутрь себя. Проявить интерес, попросить рассказать еще что-то, предложить записать.

Заключение

Взрослые ограничивают себя определенными рамками, у детей они отсутствуют, и это дает им возможности легко и свободно фантазировать, придумывать свои танцы, песни изображать животных, которых не существует. Все это они делают с огромным энтузиазмом и любовью. И обязательно следует поощрять все творческие проявления ребенка поддерживать их. Чтобы в один прекрасный момент он не замкнулся и не потерял интерес к творчеству. Это одна из первостепенных задач родителей. И для этого просто нужно изучить психологию детского творчества.

Предлагаем вашему вниманию интересный ролик по развитию детского творчества лепкой из песка:

Ψ Психология и жизнь Ψ

Психология детского художественного творчества

Нация, которая научит своих детей рисовать в той же мере , как и читать, считать и писать, превзойдет все другие в области наук, искусств и ремесел.

Д. Дидро

Л. С. Выготский выделял два типа деятельности у человека:

репродуктивную, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;

творческую, при которой человек создает то, что еще никогда не видел.

Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо вообразить, обозначить, назвать. Именно поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее

Может ли детский рисунок стать произведением искусства?

Каждый рисунок ребенка - это проявление его творчества, но разные дети неодинаковым образом одарены способностью к нему. Скорее всего, лишь отдельные рисунки, впрочем, как и только некоторые картины, нарисованные взрослыми, относятся к произведениям искусства. Именно поэтому детское рисование можно разделить на изобразительную деятельность как результат процесса рисования (оно присуще всем детям) и на особое искусство как плод художественной деятельности ребенка (свойственное отдельным одаренным детям). Это искусство составляет часть мирового художественного наследия.

Разница между детским и взрослым творчеством сопоставима с различием между письменной литературой и устным народным творчеством. Письменную литературу могут создавать лишь те, кто обучался письменному языку, а часто и правилам написания текстов, те, у кого есть особое чувство языка и большой опыт наблюдений за событиями, происходящими в мире и между людьми. Народная поэзия льется непосредственно из сердца, она не знает правил, но подчиняется некоторым закономерностям, свойственным ритму данного народа и способу его жизни. Она опирается на память передающих ее людей, а потому постоянно изменяется в соответствии с настроением и задачами нового рассказчика. Весьма редко в истории встречаются невероятно одаренные дети, рано начинающие создавать шедевры, которые становятся еще одним бриллиантом в сокровищнице мировой культуры.

Рисование развивается по мере взросления ребенка. Дети обладают неодинаковыми задатками, поэтому в их рисунках существует значительное различие и в технике, и в зрелости, и в художественности. Оно часто определяется не столько способностями ребенка, сколько тем, как взрослые обучают его. Творческая одаренность проявляется к концу дошкольного возраста, когда дети разделяются на две группы. Одаренные дети начинают рисовать по общему впечатлению, стремясь отразить видимые обстоятельства рисунка, приближаясь к образу. Другие все более и более используют штампы, принятые в обществе для изображения тех или иных объектов, напротив, все более и более отдаляясь от реальности. Ведущей причиной такого изменения в рисунке второй группы детей является развитие речи.

В возрасте 10-11 лет дети перестают рисовать. Они уже освоили более эффективную знаковую систему - письмо, которая позволяет быстрее приобрести знания, даже не предпринимая для этого специальных усилий.

Художественным творчеством продолжают заниматься очень немногие - в основном те, кто рано ощутил внутреннюю потребность посвятить этому жизнь, или те, за кого такое решение приняли родители . Большая же часть детей оказываются вне художественного творчества.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБУДО ГЦПОО Щербининой Е.С.

Творчество - это загадочный процесс, основу которого психологи стремятся понять в течение многих лет.

Психоанализ, начиная с Зигмунда Фрейда, пытался объяснить тягу к творческому самовыражению через понятие Бихевиористы считали его ни чем иным, как закрепленным способом поведения. А экзистенциальные психологи рассматривали творческий процесс, как попытку выхода за привычные рамки нашего существования.

В целом, психология творчества в настоящее время пытается ответить на вопрос о том, как найти или обрести талант, от каких факторов он зависит.

Большинство школ сходятся в одном. не исчерпываются лишь умением красиво рисовать или хорошо играть на музыкальных инструментах. Они подразумевают возможность использовать прошлый опыт для создания совершенно нового знания, умение переходить в область неизведанного, на новые ступени осознания действительности.

Таким образом, психология творчества видит главной своей задачей создание условий для того, чтобы человек мог совершать подобные переходы в своем сознании. И, конечно, развитие этих способностей начинается в детстве.

Обучение в детских садах и школах

К сожалению, традиционное образование в детских ГБОУ строится на том, чтобы привить детям стандартные образцы поведения. Психология творчества здесь практически не изучается совсем, хотя обязательная программа и включает в себя подобные занятия. Основная задача школ - обучение ребенка в соответствии с общепринятыми понятиями, а вовсе не в раскрытии его творческого потенциала.

В настоящее время существуют альтернативные направления в педагогике, которые направлены на развитие скрытых талантов и возможностей детей.

Школа Марии Монтессори

Это очень известное и любимое многими направление в педагогике, утверждающее, что каждый ребенок является Нужно лишь помочь ему найти себя.

На занятиях в группах Монтессори создается специальная среда, где детям для решения их задач нужно выйти за рамки привычных действий и решений. В результате, они учатся думать нестандартно, обретают самостоятельность суждений и могут раскрыть свои способности. Разумеется, у этого метода есть и недостатки. Важно то, что в нем учитывается не только необходимость выработать определенные навыки, но и психология творчества ребенка.

Если детские сады или школы с разными методами обучения и воспитания не соответствуют запросам родителей, они могут самостоятельно заниматься с детьми, раскрывая их индивидуальность и талант.

Самостоятельные занятия для развития детей

Изучая творчество, психология традиционно делает упор на умение нестандартно мыслить и развитие воображения. В настоящий момент существует множество игр и упражнений, направленных на развитие необычного подхода к решению задач. Даже для самых маленьких детей выпускают игрушки, развивающие фантазию.

Психология художественного творчества изучает возможность и формы, а также отвечает на вопрос, как убрать внутренние помехи процессу рисования. Создано много школ, которые позволяют не просто обучиться рисованию, но и измениться внутренне, стать более свободным человеком. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел рисовать и создавать действительно уникальные произведения, вы можете предложить ему начать обучение в рамках одного из таких направлений.

Итак, психология творчества изучает выйти за пределы привычных рамок и отведенных ролей. Этот путь не прост, он может сделать человека как счастливым, так и несчастным. Но если родители видят в своем ребенке необычные способности, они могут ему помочь раскрыть их. Однако стоит предупредить, что выбирать жизненный путь предстоит самому человеку, независимо от мнения даже самых близких людей.

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) .

Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии - детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд "Дети - художники" психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л.Т. Оршанского, А.А. Рыбникова, К.М. Летилова, Ф.Т. Шмидта).

Л.С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:

  • - воспроизводящую (репродуктивную);
  • - комбинирующую (творческую).

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией .

Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая - то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие .

Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что "детское творчество существует", но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.

Проблема художественно-творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней. Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учеными, как феномен человеческой деятельности, как "наивысшее проявление человеческого бытия" (И.Кант, Ф. Шеллинг).

Согласно Н. А. Бердяеву, постановка проблемы художественного творчества является "итогом всей мировой жизни и мировой культуры", "космическим принципом мира, имманентным человеку". Творчество практикуется как "синоним жизни", "сущность человеческого бытия" (К. Маркс). Многими учеными, философами, психологами, педагогами художественное творчество рассматривается по-разному:

  • - с позиций философии художественно-творческое развитие -- это многокомпонентный процесс, направленный на создание новых реальностей и ценностей; в нём объединены объективное и личностное, субъективное (И.Кант, Платон, Н. А. Бердяев, Э. В. Ильенков, А. Я. Понамарёв и др.);
  • - с позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение внутреннего мира ребёнка, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве (Ю. Б. Борев, В. А. Разумный, Е. И. Севастьянов и др.).

По мнению разных авторов (Е. А. Флёриной, Д. Б. Богоявленской, В. И. Киреенко, А. Г. Ковалёва, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона, Н. А. Пономарёва и др.) своеобразие художественно-творческого развития ребёнка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказывания деятелей искусств (А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова, И. Е. Репина, П. П. Чистякова, Е. И. Дергилёва и др.), которые подчеркивают, что творчество -- это выражение внутреннего духовного содержания человека в соответствующем ему чувственном образе.

Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребёнка -- как итог его творческого самоопределения в мире культуры. Это отмечает в своих работах Т. Г. Казакова, она утверждает, что "… с этих позиций художественно-творческое развитие -- внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры человечества" .

Л. С. Выготский пишет не только о "вращивании" культуры в психику ребёнка, но и о "врастании" его в культуру. Разносторонне проблема художественного творчества рассматривается и в психологических исследованиях. Говоря о продукте художественного творчества, исследователи отмечают, что им могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений "самотворчества", личность человека как объект его творческих усилий, жизнетворчество.

Стремление к созиданию ради самопознания, осуществляемое в процессе творчества, -- это "встреча с собой" (А. А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнает, на что способен. Различные проявления ярко выраженной творческой тенденции психического развития ребёнка дают исследователям повод считать художественное творчество олицетворением общечеловеческого, божественного начала (П. А. Флоренский, Ж. Пиаже и др.).

Ученые отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, "бескорыстна" (Н. Н. Поддьяков), "избыточна" (В. А. Петровский), синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова). Т. Г. Казакова указывает, что "…эмоциональная насыщенность и выразительность характеризуют её содержательную сторону, её поисковые тенденции. Для дошкольника важно… увидеть все это через игру, сказку, собственную фантазию". В. В. Давыдов и В. Т. Кудрявцев в своих работах пишут, что дошкольникам присущ способ "видения целого раньше частей".

Психологи (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Парамонова, Е. А. Флёрина, С. Л. Новоселова и др.) подчеркивают, что в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития художественно -- творческой деятельности имеет практическое экспериментирование. Н. Н. Поддъяков утверждает, что художественное творчество -- это своего рода качественный переход от уже известного к новому, неизвестному, что художественное творчество -- это особая форма процесса развития ребёнка, оно "диалектично и противоречиво". Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит "глубоко личностный характер" и определяется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта художественной деятельности.

Авторы многих психологических исследований (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.) отводят большую роль в формировании детского художественного творчества -- воображению. Л. С. Выготский считает, что образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком; воображение направляется историческим или социальным опытом; чувство влияет на воображение, а воображение влияет на чувство ребёнка; продукты воображения реализуются в конкретной вещи, результате детского творчества. Также Л. С. Выготский указывает, что: "Стремление детей-дошкольников к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая художественные образы, дети делают "открытия", стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения".

Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. А. В. Запорожец в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей (обучение является его предпосылкой), но также он отмечает, что никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности -- и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения.

В педагогике, в аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуально-ориентированного обучения, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Исследованиями ученых (Е. А. Флёриной, Н. С. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, А. И. Катинене, И. Л. Дзержинской, О. П. Радыновой, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой, О. С. Ушаковой, Л. А. Парамоновой, Л. Г. Васильевой, И. А. Лыковой, Т. Н. Дороновой и др.) доказано, что дошкольный возраст является сензитивным к художественно-творческой деятельности, что он способствует самовыражению, самоутверждению личности ребёнка. Авторы многих работ по исследованию художественно-творческого развития детей указывают, что проблему детского художественного творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения, так как важно создать условия для постановки задач, в процессе решения которых "художественно-творческие способности детей формируются, а знания, умения и навыки -- "усваиваются" (Т. Г. Казакова).

Анализ педагогических исследований высвечивает различные подходы к организации и руководству художественно-творческой деятельностью детей:

  • - понимание стимулов развития детского художественного творчества, характера взаимоотношений взрослого и ребёнка в этом процессе (А. В. Бакушинский, К. М. Лепилов и др.);
  • - обучение детей определённым умениям и навыкам как основа художественно-творческих проявлений (Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, О. П. Радынова, Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, Е. А. Флёрина и др.);
  • - развитие самостоятельной художественно-творческой деятельности детей (Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Д. И. Воробьёва, И. А. Лыкова, Н. В. Падашуль и др.).

Художественное творчество детей-дошкольников, по мнению разных исследователей, является процессом создания "субъективно нового дляребёнка продукта" (И. А. Лыкова, Н. А. Ветлугина), в который он "вложил свои знания" (Т. С. Комарова), "эмоциональное отношение к изображаемому" (Е. А. Флёрина), применив усвоенные им на занятиях "под руководством педагога" или "найденные самостоятельно" (Н. А. Ветлугина) "изобразительно-выразительные средства" (Т. С. Комарова). А Т. Г. Казакова подчеркивает, что свобода творческого выражения определяется еще и тем, как ребёнок владеет "средствами изображения" (техническими приемами, способами изображения, средствами выразительности). Она считает, что их разнообразие и многообразие, уровень развития восприятия, запас впечатлений влияют на художественно-творческое развитие детей, на степень выразительности художественного образа.

Ученые (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) отмечают, что большое значение для художественно-творческого развития дошкольников имеет "интерес". Составными элементами интереса Л. А. Блащук считает: эмоциональные проявления; проявления, характеризующие познавательную и творческую активность; волевые усилия для получения результата деятельности. Ученые выделили три основных компонента художественно-творческой деятельности детей-дошкольников, которые рассматриваются ими в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество.

Исследователи (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно -- творческое развитие ребёнка. А Л. А. Парамонова выделяет еще и три особенности детского творчества. Она отмечает, что ребёнок создает "иногда" оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много "открытий" в процессе познания окружающих предметов и явлений, что "новизна открытий" и продуктов творчества субъективна, что ребёнок делает это для себя, в этом и проявляется первая особенность его художественно -- творческой деятельности. Вторая особенность -- эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или декоративной композиции. А третья особенность отражается в стремлении ребёнка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании художественного образа. Л. А. Парамонова считает, что художественно-творческая деятельность ребёнка носит поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер.

Таким образом, из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что творчество присуще детям дошкольного возраста, что художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в условиях приобретения детьми социокультурного опыта, в процессе развития у них "образного видения и самостоятельного нахождения средств" (Е. Н. Дмитриева), для "создания художественного образа" (Т. В. Ивкина).

Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка, в том числе с помощью изодеятельности.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей