Кабинет логопеда в детском саду оформление. Оборудование и оформление кабинета логопеда. Важные требования к кабинету логопеда

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Речевое развитие - важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации логопедической работы стремились к тому, чтобы каждое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считалось, что логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, игровые приёмы, игры-соревнования, сюрпризные моменты, коллективное составление рассказа, наглядные средства, схемы, модели и другое, что будет способствовать более успешному развитию монологической речи.

Логопедический кабинет функционирует по четырём направлениям и является лучшим кабинетом в Забайкальском Крае в конкурсе «Кабинет логопеда»- III место, лучшим кабинетом во всероссийском конкурсе «Логопедический кабинет», кабинет для преподавания гуманитарных наук-III место.

Основные направления кабинета:

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;

Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития;

Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;

Оказание консультативной помощи педагогам, родителям;

Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета мы разделили на несколько зон, приведём краткое описание.

Кабинет учителя-логопеда состоит из нескольких зон:

Зона консультативной работы ;

Зона организационно-планирующей деятельности ; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

Зона коррекции звукопроизношения ; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Зона игровой терапии . Арт-терапевтическая мастерская. Основная техника - арт-терапия, объединяющая группу направлений, основанных на художественной деятельности участников, включая рисунок, музыку. Цель организации и работы арт-терапевтической мастерской - создание эффективных условий для психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, сохранения психического здоровья воспитанников, что отвечает ФГТ.

В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей:

«Речеград» (игры с буквами, словами, дидактический материал для развития связной речи);

«В царстве смекалки» (игровые упражнения на развитие психологической базы речи);

«Ловкие пальчики» (игровой материал для развития мелкой моторики);

«Книгочей» (наглядный дидактический материал для обучения первоначальным навыкам чтения);

«Познаём мир» (учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности);

«Королевство зеркал» (комплексы игровых упражнений для развития мимической мускулатуры).

Коррекционно - развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Широко используем игры и тренажёры, изготовленные своими руками в работе с детьми, это:

Дизайн интерьера кабинета;

Логопедический уголок «Домик звуков»;

- «Речеград» (игровое упражнение «Тигрёнок с буквой «Р»;

Атрибуты дыхательной гимнастики: «Солнышко», «Облачко», «Бабочки»;

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания;

Материал: цветная самоклеющая плёнка.

- «Ловкие пальчики» Тренажёры «Солнышко» ;

Цель : развитие мелкой моторики рук, внимания, воображения, умение наблюдать;

Материал : обычные пластинки, самоклеющая плёнка, клей, прищепки.

Игровое упражнение «На что похоже?». Предлагается рассмотреть модель, отсоединить лучики и ответить на вопрос «На что похоже?» (на круг, мяч, часы, луну, колобок).

Пальчиковый тренажёр «Ёжик»;

Цель : развивать мелкую моторику рук, умение присоединять прищепки, отсоединять, развивать речь.

Материал : прищепки, обои, клей.

- «Ловкие пальчики». Тренажёр «Календарь природы»;

Он представляет собой большой круг (обычная пластинка), разделённый на четыре сектора.

Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определённому сезону календарного года: синий (зима), зелёный (весна), красный (лето), жёлтый (осень).

Для каждого времени года подобраны красочные иллюстрации и цветные прищепки - символы месяцев года.

Календарь многофункционален: используется (по ознакомлению с природой, развитию речи, логике), в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук. Введение такого календаря развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

- «В царстве смекалки». Дидактическое пособие «Ребусы»;

Описание : В цирке работает клоун, он надувает шарики с ребусами, следует разгадать ребусы: стул, гроза, тигры, крот, дым, почка, юля, лак.

Дидактическое панно «Путешествие слова»;

Цель : активизировать и обогащать активный и пассивный словарь детей, повысить уровень владения грамматическими конструкциями, совершенствовать умение связно, последовательно излагать свои мысли.

Материал: бумага, самоклеющая плёнка, цветная бумага, клей, трафареты фигурок.

Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки»;

Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева - справа, работать над зрительно - моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения. Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать.

Логопедический уголок «Словесный сад» для родителей и детей;

Дидактическое панно « Цветы». Игра «Весёлый счёт»;

Дети упражняются в согласовании числительного и прилагательного с существительным.

Дидактическое панно «Семья грибов»,

Мой помощник – кабинет.

В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность…
Вопрос в том, какое образование и
какая среда лучше всего развивают потенциальные

способности ребенка. Массару Ибука

Итак, добро пожаловать в логопедический кабинет детского сада.

Назначение логопедического кабинета: предназначен для оказания своевременной

квалифицированной консультативно – методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и работникам дошкольного учреждения по вопросам речевого развития, обучения и воспитания.

Основные направления работы , проводимой в логопедическом кабинете:

    обследование устной речи детей;

    составление коррекционного плана работы;

    проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;

    консультирование педагогов и родителей;

    ведение документации.

Помещение логопедического кабинета условно разделено на 6 функциональных центров, в

которых имеется необходимое оборудование для проведения речевого обследования и коррекционно-речевых занятий, а также познавательно-развивающие пособия, материалы по всем разделам коррекционно-образовательной программы и учебно-методическая литература.

    Научно-методический центр.

Данный центр помогает эффективно организовать профессиональную деятельность. В этом

центре размещается рабочий стол учителя-логопеда и книжный шкаф. На рабочем столе хранится документация, утвержденная научно- методическим Советом детского сада. Книжный шкаф оборудован стеллажами, на которых систематизирован методический материал по разделам:

Справочная и учебная литература;

Речевой, демонстрационный и раздаточный материал по всем видам

речевой деятельности;

Диагностический инструментарий;

Папки с информационным материалом, разработками занятий, развлечений

и других мероприятий .

    Центр речевого произношения.

В этом центре проводятся индивидуальные занятия. Он оснащен оборудованием:

Столик с настенным зеркалом;

Индивидуальные зеркала;

Рабочие планшеты: характеристика звука и артикуляционные

уклады звуков;

Инструментарий, способствующий постановки звуков: зонды, шпателя;

Методические пособия для автоматизации и дифференциации

поставленных звуков;

Игрушки на развитие речевого дыхания: музыкальные инструменты,

соломинки для коктейля, вертушки, «ветродуйчики», мыльные пузыри,

мелкие легкие игрушки, картотеки дыхательных упражнений;

- мягкие игрушки и логопедические макеты, помогающие в упражнениях с

языком;

Умывальник.

    Центр коррекционной деятельности находится в наиболее освещенном месте около

окна и предназначен для проведения подгрупповых занятий с детьми, а его элементами являются:

Детские столы и стулья;

Переносная магнитная доска;

- настенное панно «АБВГДейка»;

- методическое пособие и игровое обеспечение, подобранные с учетом

возрастных особенностей детей и в соответствии с направлениями

коррекционно-развивающей работы.

Расположение мебели в данном центре постоянно меняется в зависимости от цели занятия.

Если это закрепление навыков или выполнение самостоятельных заданий, то столы стоят рядами или в шахматном порядке. Если же дети, учатся составлять рассказ по картине, пересказывать прослушанный текст, слушать ответы друг друга – мебель располагают в виде полукруга или квадрата.

    Центр игрового сопровождения.

Для совершенствования общей моторики и развития мелкой моторики в кабинете

предусмотрен игровой центр. При организации в этом центре подвижных игр, физических и пальчиковых упражнений увеличение площади его происходит за счет трансформации детской мебели \перемещения столов и стульев\.

Для успокаивающего и расслабляющего состояния дошкольников используется ковровая

дорожка. Здесь ребята выполняют упражнения для глаз и релаксационные упражнения.

Данный центр оборудован:

Игровым материалом для развития мелкой моторики: конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы,

матрешки, мелкие игрушки, пуговицы, спички, прищепки, пальчиковые бассейны, трафареты и

печати;

Картотекой: релаксационных упражнений, упражнений на координацию речи и движения, а

также упражнений для пальчиков и глаз.

    Цент информационного сопровождения.

В центре собран информационный материал для ознакомления педагогов и родителей по

вопросами речевого развития детей дошкольного возраста: памятки, буклеты, игротеки, письменные консультации, мини- библиотеки, папки-передвижки. Здесь размещен и график работы логопеда .

    Центр технических средств обучения ( ТСО )

В наше время невозможно представить обучение детей без таких технических средств

обучения, как: магнитофон, диктофон , метроном, телевизор, DVD , м ультимедио – проектор и современный компьютер .

Использование таких технических средств оказывают широкую возможность для

оптимизации деятельности логопеда и стимулируют интерес к коррекционным занятиям воспитанников, что позволяет в кротчайшее сроки нау чить их развивать правильное физиологическое дыхание; красиво произносить звуки и повысить уровень произносительного самоконтроля.

Дополнительным украшением и позитивным настроем на комфортную коррекционно-

игровую обстановку в помещении задают такие дизайнерское уловки, как цветные шторы, сшитые по индивидуальному варианту и декоративные украшения на стенах, шторах из набора насекомых: бабочки, стрекозы, пчелы.

В кабинете есть комнатные растения. Зеленые растения позволяют создать ощущение

дома, безопасного пространства

Таким образом, представленная предметно-развивающая среда кабинета позволяют в

игровой форме успешно решать логопедические задачи. А модернизированные центры повышают эффективноть коррекционно-развивающего обучения и способствуют активному развитию полноценной речи воспитанников детского сада.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

    Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004.

    Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. №4\2005.

    Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду. № 5 \ 2008 .

    Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). М., 2006.

    Давыдов В. В., Петровский В. А. Концепция дошкольного воспитания, 1989.

    Железнова С. В., “К вопросу о развивающей среде ДОУ”, Ульяновск 2001.

    Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003.

    Материалы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. СПб «Детство-Пресс», 2006.

    Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.:Айресс Пресс, 2007.

    Петровский В.А., Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986.

    Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П., Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении, 1993.

    Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, “Феникс”.2001.

    Справочник старшего воспитателя ДОУ: №6\2007; №10\ 2009; №5\ 2011; №8\2011; №1 2012.

    Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб «Детство-Пресс», 2013 г.

Татьяна Геннадьевна Серегина

Развитие речи - для ребенка сложный процесс, поэтому необходимо для него создать благоприятную атмосферу. Мой кабинет – мой помощник . Здесь тихо, комфортно и чтобы занятия были интересными, я использую много наглядности. Каждая подборка игр и пособий имеет свое назначение.

В моем кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.

Зона коррекции звукопроизношения; оборудована настенными зеркалами, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Зона диагностики и коррекционной работы . Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположены столы для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.



Центр развития фонематического слуха:


Центр развития речевого дыхания:


Центр развития мелкой моторики :


Зона организационно-планирующей деятельности; помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.


Коррекционно – развивающая среда играет очень большую роль в речевом развитии детей с нарушениями речи. Основное назначение логопедического кабинета - создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Публикации по теме:

"Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательных учреждений нашего города, в том.

Помощник логопеда Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению.

Интегрированное занятие «Заяц и его друзья»Задачи: 1. Укреплять здоровье детей; 2. Формировать правильную осанку и проводить профилактику.

Проект "С пальцами играем, речь развиваем".Цель проекта: укреплять здоровье детей; развивать ручную умелость, совершенствовать точные сложно.

Чтобы добиваться успеха, я создала оптимальные условия для коррекционного обучения дошкольников с недостатками в развитии устной речи. Всё.

Представление

предметно–развивающей среды логопедического кабинета

Я учитель – логопед,

У меня есть кабинет.

Но я ларцом его зову, и объясню вам почему.

Да, да не удивляйтесь, ведь слово «кабинет» было заимствовано в начале 18 века из немецкого языка, в который оно попало из французского, и означало, «ларец с выдвижными ящиками». Итак, кабинет и ларец означают одно и то же. Интересно? Интересно.

Тайны правильной речи

Постигают здесь дети,

Чтобы легче было им жить на этой планете.

Поделюсь секретами своего «ларца».

И открою вам я

Тайну до конца.

«Ларец» ключом я открываю,

В свой кабинет вас приглашаю.

Как заходишь сразу взгляд

Падает на «Буквоград».

В буквограде том живут,

Свои буквы стерегут,

Принцесса согласных –Согласа,

Ну а гласных –Гласа.

Буквы в замки поселяя,

Дети их не забывают.

Касса букв есть у нас,

Дети думают, читают,

Ведь скоро детям в первый класс.

В учебной зоне - мольберт магнитный.

Удобно буквы прикреплять,

Он не простой у нас, мобильный,

Его легко передвигать.

Чтоб легче проходило усвоенье матерьяла,

С детьми все время в кабинете я играла.

Пособие «Гусеница» многофункционально,

Для развития сенсорики и мелкой моторики

Оно подходит идеально.

Определить позицию звука,

Для ребенка такая скука,

Когда такое пособие им предлагаю,

Процесс понимания я ускоряю.

Ведь игровая форма, как известно,

Ребенку без сомненья интересна.

Пособий в кабинете всех не счесть,

Даже «чудо – дерево» здесь есть.

Ни листочки на нем,

Ни цветочки на нем,

А картинки на темы лексические,

Красочные и эстетичные.

Для зрительного восприятия

Детям с ОНР обязательны.

Ребята не только тему запоминают,

Но и разные рассказы по ним составляют.

Есть в «ларце» моем «хозяйка»,

Молодчинка и всезнайка,

Умненькая черепашка,

Дети дали имя Даша.

Даша деток развлекает,

Мелкую моторику им развивает:

Бусинки, крючочки,

Липучки и замочки.

Если станет трудно с языком управиться,

И здесь наша Даша ребятам понравится,

Подвижность ее языка удивляет,

Уклады детям она разъясняет.

Площадь логопедического кабинета, позволяет использовать только многофункциональные пособия, как в качестве оформления кабинета, так и в качестве наглядного материала, Мой «ларец» разбит на центры,

Остановимся на них.

(центр наглядно –дидактических пособий)

В своей работе я постоянно использую наглядность. Предлагаю детям достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала. Все это помогает вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями.

Представляю центр индивидуальной работы слайд . Он включает в себя Блок звукопроизношения слайд

Хочу обратить ваше внимание на то, что здесь используются зеркала, настенные и настольные. Глядя в них, дети следят за своим языком, выполняя разные артикуляционные упражнения. А моим основным помощником является большая картотека артикуляционных упражнений, которая компактно поместилась в мобильных кармашках. Чтобы на индивидуальных занятиях моим ребятишкам не было скучно, было подобрано большое количество разнообразного речевого материал для постановки и автоматизации звуков. Это различные картотеки с чистоговорками в картинках и пиктограммах, стихи на лексические темы, игры на формирование звукопроизношения. Имеется необходимая литература, которая позволяет сделать процесс автоматизации и дифференциации звуков наиболее разнообразным и увлекательным.

Блок лексико –грамматических категорий включает в себя

Дидактические пособия, игры, альбомы.

слайд

Именно такой материал помогает в непринужденной форме развивать лексико –грамматический строй ребенка.

В Блоке развития связной речи занимательные сюжетные картинки, кубики, помогают детям составить рассказ, сказку, придумать интересный случай. А вот с помощью пальчикового и настольного театров Дети попадают в мир волшебной сказки, где учатся овладевать развернутыми высказываниями.

В Блоке обучения грамоте живут разнообразные

Игры и пособия, которые помогают сделать процесс обучения чтению очень увлекательным.

Следующий Блок лексики

С тщательным подбором картинного материал я использую для процесса овладения обобщающими понятиями, активизации словаря

А наборы разрезных картинок помогут усвоить не только лексическую тему но и развить логическое мышление.

В Центре развития фонематических процессов

Имеется большая подборка картотек: речевого материала

Картотека с изображением артикуляционных укладов, игр для развития фонематического восприятия. Звуковых пеналов, сигналов, линеек. Именно они помогут ребенку в развитии фонематического восприятия, слуха, Различные музыкальные инструменты, бубны, погремушки, колокольчики, развивающие слуховое внимание.

Центр развития мелкой моторики играет важную роль в успешном обучении письму

Для этого есть разные игрушки, игры, шнуровки, помогающие пальцам быть ловкими, быстрыми, Есть и тактильные планшетки «ощутинки» помогающие запоминать ощущения прикосновения к различным поверхностям.

Скорректировать и восполнить ослабленную функцию руки – помогают Трафареты подобранные по лексическим темам,- Кнопочная мозаика. -Контуры для раскрашивания. И др.

Переходим в Информационно – методический центр

Здесь собрана методическая и справочная литература, пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса, диагностический инструментарий для обследования детей, необходимые коррекционные программы и др.

Для успешной коррекционной работы

я руководствуюсь: паспортом кабинета, удостоверяющим содержание, документами нормативно – правовой базы и многим другим, все это я храню в центре хранения документации.

Я горжусь своим рабочим местом и своим кабинетом –ларцом . В век информационных технологий использую в работе компьютер, при помощи него создаю презентаций для занятий, для того чтобы картинки на экране монитора или мультимедиа «оживали».Тем самым вызываю у детей неподдельный интерес. Компьютер Позволяет подготовить не только презентации для детей, но и консультации для радетелей и педагогов

Свой ларец я закрываю,

До свиданья говорю,

Коль секрет вам интересен,

Приходите в гости. Жду.

Выступление

«Предметно – развивающая среда логопедического кабинета ДОУ»

г.Зима

2012г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Выступление

«Организация логопедической работы с применением федеральных государственных требований»

Составил: учитель-логопед Буток Е.Н.

г.Зима

2012г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Выступление

«Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада»

Составил: учитель-логопед Буток Е.Н.

г.Зима

Для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.

Структура

Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:

  • Зона для индивидуальных занятий. Там логопед обучает каждого ребенка индивидуально. Из обязательного оборудования - это стол, стулья, настенное зеркало, используемое с целью отработки правильного звукопроизношения.
  • Зона для проведения групповых занятий. Она должна быть больше, просторнее. Важно наличие нескольких парт, стульев, классной доски и индивидуальных зеркал.
  • Зона хранения учебно-методического и учебно-дидактического материала. Угол для размещения шкафов, столов, стеллажей с различными пособиями, иллюстрациями для занятий, дидактическими игровыми схемами и др.
  • Рабочее место учителя-логопеда оно оформляется так, чтобы педагогу было комфортно работать. Поэтому необходим письменный стол, стул, компьютер (ноутбук), принтер.

Паспорт логопедического кабинета

Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?

  • Правила пользования кабинетом.
  • Оборудование.
  • Документация.
  • Учебно-методические пособия.
  • Предметно-развивающая среда.

Правила пользования

  • Влажную уборку помещения следует проводить каждый день.
  • Кабинет регулярно нужно проветривать.
  • Перед каждым использованием, а также после занятий логопедические зонды и шпатели обрабатываются медицинским спиртом.
  • В конце рабочего дня нужно проверять, закрыты ли окна, отключены ли электрические приборы.

Оборудование

Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:

  1. Парты и стулья - их должно хватать на всех детей, которые записаны на занятия. Мебель должна подбираться исходя из роста обучающихся.
  2. Подставки для карандашей, ручек - это поможет приучить детей поддерживать в чистоте рабочее место.
  3. Магнитная доска располагается на уровне роста учеников.
  4. Шкафы для пособий в достаточном количестве, чтобы книги и материал не лежали на видных местах.
  5. Настенное зеркало для индивидуальной работы - оптимальной шириной считается 50 см, а длиной - 100. Лучше всего разместить его возле окна. Но если такой возможности нет, следует поместить зеркало на любую другую стену, но с дополнительным освещением.
  6. Индивидуальные зеркала, размер которых составляет 9 х 12 см, в количестве, соответствующем численности детей. Используются в ходе групповых занятий.
  7. Стол возле настенного зеркала, стулья для логопеда и ребенка, чтобы проводить индивидуальные уроки. Кроме дополнительного, используется местное освещение.
  8. Набор логопедических зондов.
  9. Этиловый спирт, вата, бинт для обработки инструментов.
  10. Фланелеграф, набор фигурок и картинок.
  11. Мольберт.
  12. Разрезная азбука.
  13. Наглядный материал для обследования речевого развития детей, разложенный по конвертам и хранящийся в специальном ящике.
  14. Иллюстрации речевого развития, систематизированные по лексическим темам.
  15. Учебные пособия, состоящие из: карточек-символов, карточек с индивидуальными занятиями, альбомов по коррекции звукопроизношения.
  16. Речевые игры, различные лото.
  17. Учебно-методическая литература.
  18. Полотенце, мыло, влажные салфетки.

Задачи, решаемые в логопедическом кабинете

Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:

  • комплексное обследование детей на предмет психомоторного, речевого развития;
  • составление индивидуальных коррекционных программ и перспективного плана развития для каждого ученика;
  • проведение консультаций, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.

Документация

Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:

  1. Перспективный план работы с детьми на учебный год.
  2. Календарное планирование учебных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребенка с дополнительными документами: направление на ПМПК, справка от педиатра поликлиники, справки от других специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр), характеристика от воспитателя ясельной группы (если ребенок ее посещал).
  4. Тетрадь для индивидуальной работы с детьми.
  5. Расписание логопедических занятий.
  6. План по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию педагога на учебный год.
  8. Инструкции по технике безопасности и охране труда.
  9. Журналы учета посещаемости, проводимых консультаций, первичной диагностики, заключений ПМПК, учета движений детей в логопедической группе.
  10. Анкеты для родителей.

Что необходимо для обследования речевого развития

Каждый логопед знает, как определить ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:

  • Материал для обследования интеллекта, чтобы правильно построить коррекционную работу, нужно определить интеллектуальный уровень ребенка. Это поможет правильно составить план работы на учебный год.
  • Материалы для обследования всех сторон речевого развития. К данным компонентам относятся: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Предметно-развивающая среда

Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:

  • развития высших психических функций;
  • совершенствования моторной сферы;
  • оттачивания звукопроизношения;
  • формирования фонематического слуха и звукового анализа;
  • подготовки к школе; формирования словарного запаса (импрессивного и экспрессивного): предметные картинки на различные лексические темы, задания на словообразования, картинки на подбор антонимов и синонимов, сюжетные картинки;
  • формирование связной речи, ее грамматической стороны.

Школьный кабинет логопеда

Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.

Оснащение

Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:

  1. Парты, стулья по количеству учеников.
  2. Классная доска - располагается на уровне роста учеников первого класса. Желательно, чтобы имелась разлиновка на части доски.
  3. Шкафы для учебно-методической литературы и дидактических пособий, наглядного материала.
  4. Настенное и индивидуальные зеркала. Требования к размеру и расположению такие же, как в
  5. Комплект логопедических зондов, шпателей, принадлежности для их обработки.
  6. Набор диафильмов с фильмами, мультфильмами прочими материалами для развития речи, знакомства с окружающим миром и математическими представлениями.
  7. Экран, чтобы показывать фильмы, который вне использования должен находиться в сложенном виде над классной доской.
  8. Настенные касса букв и слоговая таблица.
  9. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы звукового анализа.
  10. Таблица с прописными и заглавными буквами, расположенная над доской.
  11. Наглядно-иллюстративный материал для обследования, проведения занятий.
  12. Наборы цветных ручек для каждого ребенка.
  13. Дидактические игры.

Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек - детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.

В выборе стилевого детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.

Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей