Как избавиться от страсти. Любовная зависимость - как побороть любовную зависимость к мужчине

Что делать, когда ум не может сосредоточиться, и во всем преобладает страсть? О том, как успокоить ум вы можете узнать в этой статье!

Аюрведа утверждает, что наш ум может быть подчинен качеству любой из трех гун: сатва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество)¹.

Если преобладает страсть…

Если ум управляется раджасом, он становится подвижным, перескакивающим, нефиксированным.

Людям с преобладанием гуны страсти сложно сосредоточиться, настроиться на окружающую действительность, особенно в экстремальных ситуациях. У них часто меняются ценности, интересы и устремления, им сложно довести начатое дело до конца. Из-за слишком возбужденной нервной системы они наиболее подвержены стрессам, в результате чего могут иметь проблемы со здоровьем.

У тех, у кого преобладает страсть, все действия ипульсивны, такие люди часто находятся под влиянием ситуации.

Как успокоить ум?

Данный метод позволяет успокоить сознание и направить ум на достижение цели.

Практику следует начать с 3-5 минут и постепенно довести сначала до 11 минут, а затем до 31 минуты.

При выполнении упражнения 11 минут его необходимо проводить 3 раза в день, когда будет достигнута 31 минута, то можно практиковать 1-2 раза в день.

Практика для успокоения ума и нейтрализации гуны страсти

1. Нужно сесть в простую позу со скрещенными ногами и прямой спиной, либо на стул, на котором вес распределяется равномерным образом на две стороны. Руки лежат свободно на коленях или в любой медитативной мудре².

2. После принятия медитативного положения необходимо расслабиться и свести глаза к кончику носа. Рот нужно открыть как можно шире.

3. Кончиком языка следует прикоснуться к центру верхнего неба во рту. Рот и язык необходимо держать в этом фиксированном положении.

4. Затем практикующему нужно сознательно наблюдать за своим дыханием и свести ритм дыхания до четырех дыханий в минуту (и меньше).

5. Дышать нужно устойчиво и нормально с этой скоростью. Произносить про себя мантры не следует, во время этой работы не должно быть никакого звука, кроме звука жизненной силы дыхания.

Выполняют такое дыхательное упражнение в течение 3-5 минут. Затем нужно сделать вдох, закрыть рот, освободить язык, поднять глаза вверх и расслабиться.

Мы все мечтаем влюбиться и быть счастливыми, но часто вместо любви к нам приходит сильнейшая страсть и навязчивая эмоциональная привязка на предмете обожания. Такое чувство приносит боль и разочарование, оно буквально убивает человека, как личность. В психологии это состояние получило название «аддикция».

Что такое любовная зависимость

Это сильнейшая страсть, но не любовь. Психологи сравнивают ее с другими видами человеческой зависимости, такими, как алкогольная, наркотическая или зависимость от азартных игр. Любовная зависимость – это психологическая проблема, от которой часто не удается вылечиться без помощи специалиста. Однако большинство людей принимают это чувство за любовь и продолжают страдать, не зная, как побороть эмоциональную зависимость от человека.

Сравнивая два чувства, которые, на первый взгляд, кажутся похожими, психологи выделяют целый ряд различий:

  • Если первое характеризуется доверием к любимому человеку, то второе вызывает страстное желание постоянно контролировать свою вторую половинку. Почти всегда такая зависимость сопровождается чувством ревности.
  • Любовь и любовная зависимость различаются целью. Во втором случае у человека есть одна цель – проживать не свою жизнь, а жизнь объекта страсти. Свои ценности уходят на второй план, в приоритете оказываются желания партнера.
  • Со временем женщина видит множество недостатков в своем мужчине, но отказаться от него не может.
  • Зависимость от предмета страсти почти всегда сопровождается неуверенностью в себе.
  • Если в любви партнеры являются индивидуальностями, то в отношениях зависимости друг от друга они живут по сценарию: ты должен стать таким, как я хочу.
  • В состоянии любви люди проводят время вместе, потому, что им так комфортно, но и в разлуке они не страдают. В отношениях зависимости – партнеры страдают даже при расставании на несколько дней.
  • Любовь развивает личность, заставляет ее самосовершенствоваться. В зависимости - все наоборот. Человек теряет себя, он печалится, испытывает страдание, становится злым и растерянным. Это состояние необходимо лечить.
  • Состояние зависимости в большинстве случаев возникает при безответной, невзаимной любви.

Страсть и любовь

Об этих двух чувствах пишут книги и сочиняют песни, но если второе приносит счастье и не поддается времени, то первое - быстро проходит. Кроме этого, в безумной страсти и любви можно выделить и другие различия. Человек в пылкой страсти не подчиняется разуму и способен на самые непредсказуемые поступки. В нем кипит буря эмоций, появляются новые желания, например, заняться спортом, начать рисовать. Ему хочется совершать добрые поступки для окружающих.

Можно назвать следующие физические признаки страсти:

  • рассеянность и невнимательность;
  • учащенный пульс;
  • «мурашки» по телу;
  • расширенные зрачки;
  • повышенное сексуальное влечение;
  • дрожь в руках.

Чем отличается любовь от влюбленности

Влюбленность, как гипноз, она представляет собой навязчивую идею всегда быть рядом с партнером, пусть даже без взаимности. Настоящее чувство всегда взаимно, возникает при полном доверии и уважении друг к другу. Отличается любовь от влюбленности тем, что первая приходит незаметно и уходит медленно или не уходит вовсе, а вторая прилетает, как ураган и быстро исчезает. Влюбленность – это счастье, но когда она переходит в зависимость, жизнь превращается в пытку. Человек, не знающий, как вылечить себя, как выйти из любовной зависимости, постепенно теряет свою индивидуальность.

Симптомы

Как понять, любите ли вы или находитесь в любовной зависимости от отношений? Чтобы понять это, не нужно изучать психологию. Зависимость характеризуется конкретными признаками:

  • Уверения знакомых о том, что этот человек вам не пара, вызывает раздражение.
  • Симптомом зависимости можно назвать и тот факт, что вы постоянно думаете о предмете страсти.
  • Вы уверены, что самое главное в жизни – любовь.
  • Даже сама мысль об одиночестве сводит с ума.
  • Расстаться с ним равносильно концу света.
  • Зависимость всегда сопровождается ревностью, возможно, желанием отомстить за безответность.
  • Пожертвование собственными интересами ради интересов партнера.
  • Чтобы не потерять предмет страсти, вы готовы прощать ему все, что угодно.

Как избавиться от зависимости

В данном случае помогут знания из психологии отношений. Для решения проблемы предлагаются разные методы, например, такая несложная практика, как «визуализация»:

  1. Вы понимаете, что зависите от человека и хотите с этим бороться.
  2. Мысленно представьте его и хорошенько рассмотрите.
  3. Чтобы избавиться от зависимости, представьте, как между вами протянулась веревка. Одним концом она привязана к вам, другим – к нему. Отметьте, в каком месте она привязана, насколько прочна, как ощущается и выглядит.
  4. Попробуйте на минутку разорвать эту веревку. Большинство людей при этом ощущают дискомфорт, потому что эта связь долгое время была целью.
  5. Ответьте на вопрос: «Чего вы ждете от партнера?». И тут же подумайте: «Какую пользу это мне принесет?». Не спешите, найдите глубокую мотивацию.
  6. Представьте, что справа стоите вы, но уже с разрешенными проблемами. Как вы выглядите, как двигаетесь. Прикоснитесь к себе в мыслях.
  7. Повернитесь к предмету своей зависимости и снова представьте сильную связь между вами. Разрежьте веревку и привяжите ее второй конец к себе, стоящей справа.
  8. Вновь посмотрите на человека, связь с которым вы разрезали. Представьте, что порванный конец его связи снова присоединился к нему.
  9. Вернитесь к себе обновленной.
  10. Подумайте, насколько легко вам будет общаться с другими людьми. Вот и все, отныне вы знаете, как убить в себе любовь к мужчине, поэтому начинайте действовать. Выполняйте упражнение по мере необходимости.

К мужчине

Описанная выше техника психотерапии дает лишь временное облегчение. Проблема в том, что отношения созависимости закладываются еще в детстве и часто решить их самостоятельно не получается. Чтобы любовная зависимость от мужчины ушла из вашей жизни, сделайте следующее:

  • Избавьтесь от всех его подарков.
  • Напишите ему письмо с благодарностью и попрощайтесь.
  • Не звоните, временно не общайтесь с общими знакомыми.
  • Не жалуйтесь подружкам - они скорее навредят, чем помогут.
  • Съездите на отдых.
  • Позвольте себе быть несовершенной и займитесь самообразованием.
  • Не спешите вступать в новые отношения, какое-то время нужно побыть в одиночестве.
  • Думайте о себе и не вспоминайте прошлое.
  • Как побороть зависимость от человека? Свободное время – ваш враг, заполните его по максимуму.
  • Записывайте в блокнот, что вы чувствуете. Спустя какое-то время будет интересно перечитать и понять, как все поменялось.

К женатому мужчине

Чтобы справиться с бедой, православная церковь предлагает обратиться к православию, молиться и просить у бога избавления от наваждения. Психологи советуют отправиться в долгое путешествие. Новые встречи, природа, впечатления не позволят скучать. Как побороть любовную зависимость? Необходимо отвлечься. Для этого выберите экстремальный спорт или обучение чему-то новому. Кто-то осваивает парашют, кто-то гончарное искусство - все методы хороши.

Если вы не знаете, как избавиться от любовной зависимости к женатому мужчине, запомните самое главное - вам необходимо расширить круг своих интересов, ведь сейчас он сузился до одного человека. Необходим новый смысл жизни. Можно заняться волонтерством или поискать то место, где вы сможете принести пользу. Избавление пройдет легче, если родные и близкие люди будут вас поддерживать.

К женщине

Существует ошибочное мнение, что в отношения зависимости может попасть только женщина. Девушка тоже способна бросить мужчину на пике отношений. Разница в том, что парень не будет афишировать свою депрессию, считая это проявлением слабости. Мужчина предпочитает все переживать внутри себя и самостоятельно справляться с тоской и болью, поэтому окружающие зачастую не подозревают, насколько он несчастен. Как преодолеть любовную зависимость мужчине?

Когда женщине плохо, она идет на прием к специалисту. Мужчина старается самостоятельно освободиться от привязанности. Если вернуть любовь не получается, он может окунуться в алкоголизм или плотские утехи, совершить суицид. По статистике, каждый восьмой самоубийца идет на это из-за эмоционального опустошения. Зависимость у мужчин вызывается заниженной самооценкой и лечение должно заключаться в ее повышении. Начните заниматься любимым делом или саморазвитием. Если такая терапия не даст результатов, стоит задуматься о смене места жительства на какое-то время.

От психологической

Для начала нужно понять, что проблема существует и постараться докопаться до причины такого состояния. Если ребенок рос в дефиците родительской любви, то всю свою жизнь он будет искать это чувство в других людях. Чтобы избавиться от психологической зависимости от человека, придется научиться любить себя самому. Если самостоятельно это сделать не получится, нужно обратиться к специалисту.

Видео

Романтическая влюблённость иногда оборачивается зависимостью. Когда речь идёт о неразделённом чувстве, вы можете долго и тайно зависеть от мужчины, думая, что не в силах что-либо изменить. Как избавиться от иллюзорной любви? Почему женщины годами носят в себе чувство больной страсти и не могут освободиться из её цепей?

Проблема заключается в том, что несмотря на объективную реальность, вы фантазируете, что только этот единственный мужчина может удовлетворить вашу потребность в любви и счастье. Возможно, вы говорите себе: «Если бы только мы были вместе, всё было бы хорошо, ничто другое не имело бы значения ».

Но если желание стряхнуть с себя путы иллюзии достигло апогея, начинайте действовать! Мы подготовили для вас 10 эффективных советов, как избавиться от ненужной любви.

Шаг 1

Прекратите отношения сейчас, если вы ещё не вышли из них, сделайте это первой. Неважно, что вы чувствуете - истощение или всё ещё энтузиазм - откажитесь от губительной идеи, что настойчивостью (а откровенно говоря, навязчивостью) сможете добиться его любви. Техника завоевательницы в вашем случае принесёт горькие плоды. На самом деле, сейчас погоня за мужчиной только усугубит ваши страдания.

Шаг 2

Выбросьте его фотографии. Нужно избавиться от любых сентиментальных воспоминаний или писем, которые напоминают вам о нём. Вы должны расстаться с вещами, которые питают ваши навязчивые идеи. Это также лучший способ, как перестать страдать от первой любви. Если вы проводите время, подпитывая мысли о ней - угадайте, что? Вы будете чувствовать себя несчастной очень-очень долго.

Именно поэтому, как только вы осознали, что некая вещь одним своим видом вызывает всплеск эмоций и возвращает вас в прошлое, вы должны изо всех сил постараться удалить от себя этот источник неприятностей. Что бы вам ни казалось, эти предметы всегда будут только крючком, сидя на котором, вы погружаетесь в свою влюблённость всё больше и больше.

Вместо этого, когда нахлынуло воспоминание, ловите этот сигнал и удаляйте вещь из своего окружения - НЕМЕДЛЕННО! Удалите номер телефона, удалите фотографии и подарки. Речь не о том, чтобы уничтожить их, просто спрячьте их там, где они не будут попадаться на глаза каждый день. Однако, если вы чувствуете потребность сломать, разорвать, сжечь или выбросить их в мусорное ведро - сделайте и это.

Шаг 3

Прекратите читать его страницу на фейсбуке, одноклассниках или твиттере. Просмотр его фотографий или чтение новых статусов только продлит вашу одержимость. Не проезжайте мимо его дома, не звоните ему, молча вешая трубку. Остановите такое поведение. Неважно, как тяжело это кажется на первый взгляд, это становится легче с каждым разом, чем больше вы это делаете.

Шаг 4

Спросите себя, мешают ли фантазии о нём вашей повседневной жизни и обязанностям. Мечтательность и фантазирование опасно, если вы заняты этим за рулём, по пути на оживлённой улице, а также если это мешает другим вашим отношениям или работе.

Чтобы быстрее избавиться от больной любви, концентрируйтесь на том, чем заняты в этот самый момент. Делайте это так, словно вы внимательно вслушиваетесь в свои действия - это и есть концентрация в чистом виде.

Шаг 5

Отвлекайтесь, как только почувствуете, что мысли понеслись в его направлении. Идите прочь из дома и отправляйтесь на прогулку, позвоните подруге или включите фильм. Сразу сделайте что-нибудь, чтобы изменить ход навязчивой мысли, как только вы почувствуете себя её жертвой.

Шаг 6

Посетите психолога. Зависимая от чувства женщина отчаянно ищет в мужчине одобрения и эмоциональной поддержки, и часто это может быть результатом детской травмы или какого-то негативного события в прошлом.

Вы жаждете отношений с тем, кто, по вашему мнению, сможет исцелить эти душевные раны и сделать вас счастливой. И вы становитесь зависимы, потому что считаете, что такие отношения дадут вам безопасность и долгожданный покой. Разговор с психологом поможет задать верное направление этому желанию и справиться с проблемой.

Шаг 7

Повышайте самооценку. У женщин после тяжёлых отношений очень сильно страдает чувство собственного достоинства. Потратьте немного времени, чтобы исправить это и найти в себе положительные качества.

Применяйте аффирмации, чтобы сформировать новое отношение к себе в здоровом и разумном ключе. Ниже приводится список положительных утверждений - используйте его в качестве инструмента.

10 аффирмаций для поднятия самооценки

  • Я привлекательная женщина и цельная личность;
  • Я принимаю и люблю себя полностью;
  • Я талантливый и достойный человек;
  • Во мне достаточно внутреннего счастья;
  • Я достойна истинной любви, изобилия и мира;
  • Я позволю себе найти радость и умиротворение в жизни;
  • Я могу думать за себя сама;
  • Я доверяю своей интуиции, разуму и совести;
  • Я заслуживаю иметь счастливый брак и семью;
  • Я действую на благо близких мне людей.

Повторяйте эти утверждения 10-20 раз в день спокойно и вслух (голос работает лучше, чем чтение). Вы также можете добавлять или заменять аффирмации в личном ​​списке.

Используйте все известные вам способы поднятия самооценки. Развивайтесь, откройте в себе неожиданный талант и сделайте что-то творческое. Сосредоточьтесь на заботе о себе с помощью правильного питания, физических упражнений и режима сна. Покончите с недосыпанием.

Шаг 8

Срочно учитесь управлять ходом своих мыслей. Чтобы избавиться от навязчивой любви, придётся пройти через душераздирающий период отвыкания, но вы сможете сделать это!

Позвольте себе от 10 до 15 минут, чтобы проиграть в голове фразы, которые вы собирались сказать ему, но потом заставьте себя остановиться. НАСИЛЬНО. Скажите себе, что у вас будет время, чтобы подумать об этом позже, а сейчас найдите дело, которое отвлечёт вас прямо сейчас.

Шаг 9

Попросите подругу или родственницу побыть рядом с вами, пока вы нуждаетесь в поддержке. В идеале, это должен быть кто-то, кто знает, что вы переживаете муки отказа от ненужной любви. Расскажите, почему у вас возникли эти трудности и спросите честного мнения в ответ. Будьте готовы, что этот ответ может унизить ваши чувства, но это самая полезная часть поддержки в борьбе с навязчивой любовью.

Будьте осторожны, чтобы не подсесть на такую поддержку, не превращайте её в ежедневные душевные излияния.

Шаг 10

Зарегистрируйтесь в благотворительной организации. В каждом районе есть некоммерческие организации, которые оказывают помощь нуждающимся. Отдайте этому один день в неделю или просто час после работы, когда вам особенно одиноко. Если ваша болевая точка - одинокие выходные, вместо того чтобы зацикливаться на своих страданиях, уходите прочь из дома и отправляйтесь приносить реальную пользу людям.

Начать трудиться в сфере благотворительности сложно - надо преодолеть инерцию, неверие в полезность такой работы и простую неловкость. Но, включившись в процесс и освоившись, вы наполните жизнь таким смыслом, который волшебным образом излечит и одиночество, и разбитое сердце, и депрессию.

Блуд — страсть весьма коварная. Она завладевает человеческим рассудком и потакание ей может стать одним из основных стимулов человеческой жизни. Дабы облагородить «похоть», ее нередко называют любовью. И периодически эта самая любовь не сводится исключительно к физическому влечению, но все же часто именно блудная страсть лежит у ее основания. Нередко приходится слышать: «Я ее люблю, но жениться на ней не хочу». Ну скажите, пожалуйста, о какой любви может идти речь (даже если употреблять слово любовь в чисто человеческом страстном смысле)? Эта самая любовь является совершенно неотъемлемой частью жизни. «Как дела? — спрашиваем мы при встрече. — Как работа? А на личном фронте?»

Так вот если с работой перебои — это ничего. А если на личном фронте затишье — то дело плохо. Очень часто, когда одна из подруг выходит замуж, то женщинам становится не о чем поговорить (при условии, что женщина верна мужу), то же происходит среди друзей. Я знаю немало случаев, когда после женитьбы мужчина практически полностью рвал со всем своим былым окружением: просто потому, что темы разговоров абсолютно исчерпывались.

«Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте».Св. Ефрем Сирин

Одна моя знакомая, женщина незамужняя, задумывалась о том, чтобы пойти на исповедь и вообще начать воцерковление. Единственное, что ее по большому счету останавливало — это нежелание оставить блуд.

И что же, совсем не заниматься любовью? Но это же невозможно. Без этого жизнь почти теряет смысл. Не могу же я ждать до замужества! Ведь замуж я в ближайшие пару лет не собираюсь.

Борьбу с духом блуда св. отцы называют борьбой лютой. Блуд начинает одолевать с «первого возраста зрелости» и не перестает прежде победы над всеми прочими страстями. Дабы победить блуд, недостаточно соблюдать физическое воздержание и целомудрие, но надо все время пребывать в покаянном сокрушении духа и неотступной молитве против этого нечистейшего духа. Необходим также телесный труд и рукоделие, удерживающее сердце от блуждания и возвращающее его в себя, а более всего необходимо глубокое истинное смирение, без которого ни над какой страстью не может быть обретена победа.
Начало борьбы

Трудную борьбу со страстью блуда начинать надо прежде всего с воздержания в еде («Наказывай помыслы скудостию питания, чтоб думали не о блуде, а о голоде» — Нил Синайский), то есть с поста, потому что, по свидетельствам св. отцев, чревоугодие неизменно ведет к страсти блуда: «Столп опирается на свое основание — и страсть блудная покоится на пресыщении» (Нил Синайский). Особенно опасно с этой точки зрения пьянство.
Во-первых, пьянство понижает способность человека контролировать свои поступки и управлять своими желаниями.

Во-вторых, как известно, алкоголь разжигает похоть. Примеров тому можно найти множество. Как часто приходится слышать, что что-то произошло «по пьяни». И здесь нельзя говорить только о потере контроля, поскольку случается и так, что «по пьяни» происходит с тем человеком, с которым «по трезвому» даже представить себе близость довольно непросто. Впрочем, как опять же известно, на определенной стадии опьянения желание уже пропадает и соитие, напротив, становится абсолютно непривлекательным или даже невозможным. На смену бесу блуда к человеку подступает бес уныния.

К грехам, вызванным блудной страстью, святитель Игнатий Брянчанинов относит:
— Блудное раздражение,блудные ощущения и положения души и сердца.
— Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них.
— Блудные мечтания и пленения.

— Нехранения чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели.
— Сквернословие и чтение сладострастных книг.
— Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние.
— Грехи блудные противоестественные.

«Пса сего блудного беса», когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы; и сколько бы он ни продолжал безстыдствовать, не уступай ему ». Св. Иоанн Лествичник

Нехранение чувств (имеются в виду пять чувств: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус) — этот грех мы очень часто не замечаем, считая его нормой вещей. Надо сказать, что невоздержанность в чувствах считается в наше время признаком раскованности и раскомплексованности и ставится скорее в плюс человеку, нежели в минус. Конечно, здесь не идет речь о грубом домогательстве, которое по-прежнему не поощряется. Если у поколения более старшего тесные физические контакты еще не очень в ходу и фамильярные похлопывания по плечу вызывают смущение, то среди молодежи они весьма приняты.

Впрочем, периодически встречаются примеры обратного.

Девушка познакомилась с молодым человеком. Пообщавшись с ним некоторое время,она с удивлением заметила, что он при разговоре не смотрит ей в глаза.

— Слушай, почему, разговаривая со мной, ты все время отводишь глаза? — Ну, ты же не моя девушка. Смотреть в глаза — это довольно интимно. Я не могу впериться взглядом в малознакомую барышню. Это то же самое, что обнять тебя или поцеловать.

Нехранением зрения считается так же услаждение видом красивых женщин и мужчин.А пристрастие ко всякого рода духам, одеколонам и прочим парфюмерным средствам — нехранением обоняния, поскольку, как известно, в духи добавляются определенные компоненты, которые действуют на человека возбуждающе.

Нехранением слуха можно назвать не только желание внимать соблазнительным речам, но и любовь к комплиментам по поводу нашей внешности, сексуальности и пр. Есть, например, замечательная присказка про то, что «женщина любит ушами». Впрочем, справедливо это не только относительно женщин, но и относительно мужчин тоже, поскольку льстивые речи нередко провоцируют чувство влюбленности, которое тесно сопряжено с сексуальными желаниями. Тщеславие очень часто являет собой подспорье блудной страсти.
Принятие нечистых помыслов, услаждение ими.

Услаждение нечистыми помыслами, во-первых, само по себе является грехом, а во-вторых, ведет к разжиганию плотских желаний и нередко провоцирует человека на совершение физического любодеяния.

Ребенок, узнавая впервые, «откуда берутся дети», испытывает довольно неприятное чувство, ощущение брезгливости. И только потом, уже свыкнувшись с представлением о технологии зачатия ребенка, он начинает испытывать желание и влечение к существу противоположного пола.

В процессе возбуждения самую большую роль играет наша психика, а не физиология. Если предположить, что от нашей воли ничего не зависит, то выйдет, что на любую особь противоположного пола мы должны реагировать совершенно одинаково. Но в жизни происходит не так.

Поняв, что физический процесс возбуждения напрямую зависит от процессов психических, мы начинаем осознавать, чем так опасно принятие нечистых помыслов. Не отгоняя от себя помысл, ты уже как бы соглашаешься на грех, уже совершаешь его. А от внутреннего согласия на грех до его совершения на физическом уровне — рукой подать. В Евангелии сказано: «Кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем ».

Один брат, будучи возмущаем блудной похотью, пришел к великому старцу и просил его: «Окажи любовь, помолись обо мне, ибо возмущает меня похоть блудная». Старец помолился о нем Богу. Брат в другой раз приходит к нему и говорит то же самое. И снова старец стал молиться Богу, говоря: «Господи, открой мне состояние брата сего, и откуда на него нападает диавол? Потому что я молился Тебе, а он по-прежнему не получил успокоения». Тогда было ему видение: он увидел брата сего сидящим, а рядом с ним — дух любодеяния, и брат общается с ним, а Ангел, посланный ему на помощь, стоит в стороне и гневается на монаха, поскольку тот не предал себя Богу, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал действую диавола. И сказал старец: «Ты сам виноват, поскольку увлекаешься своими помыслами», — и научил брата противостоять помыслам.

Когда блудный помысл принят и получил согласие на поселение в голове человека, он постепенно завладевает его умом, и в человеческом мозгу рисуются уже эротические картины, услаждающие его. В этом случае можно говорить уже о блудных мечтаниях.

Фактически разница между принятием помыслов и мечтаниями не так уж велика. Первое почти неизбежно приводит ко второму, а второе обязательно является результатом первого. О блудных мечтаниях мы говорим, когда услаждение блудными помыслами происходит на сознательном уровне. Человек начинает рисовать возбуждающие его образы, придумывать разнообразные ситуации и сюжеты на эту тему и вообще предается размышлениям о блуде.

Нередко человек, одержимый блудными мечтаниями, в поисках подпитки для них обращается к эротической литературе, к кинематографу, ходит в ночные клубы смотреть стриптиз и пр.

Искушая человека, бесы рисуют сначала красивые романтические картинки, которые превращаются потом, по мере потакания блудной страсти, в безобразные, антиэстетичные, чернушные полотнища, которые гораздо ближе по сути к тому, как выглядит демон блуда в действительности.

Проявлением блудной страсти считается также сквернословие. Сквернословие — употребление слов, относящихся к табу-ированной (запрещенной), неформальной лексике. В основном подобные слова связаны именно с сексуальной жизнью человека. Прочие выражения, которые считаются грубыми и бранными (к примеру, лексика, обозначающая умственные способности, вернее, отсутствие оных, или черты характера) к сквернословию не относятся. В принципе, скверными, запретными считаются именно матерные слова, которые, по предположению некоторых ученых, в древние времена не носили негативной окраски, а являлись ритуальными и заменялись эвфемизмами, потому что имели сакральное значение.

Наконец, наиболее выраженное проявление блудной страсти — это уже непосредственно внебрачное соитие мужчины и женщины. В случае, если человек, предающийся блуду, холост, то грех его называется блудом, ежели человек изменяет своему супругу — то прелюбодеянием.
Самая крайняя степень развращенности — это неестественные формы блуда, такие как содомия (гомосексуализм) и т. д.

Разумеется, начиная бороться со страстью блуда, надо, в первую очередь, перестать потакать ей, то есть прекратить все внебрачные половые связи. Впрочем, этот первый шаг совершенно очевиден, ибо священники нередко отказываются отпускать грехи людям, живущим внебрачной половой жизнью. Покаяние в прелюбодеянии или любодеянии подразумевает готовность прекратить жизнь в блуде и обратиться к целомудрию.

Внебрачный союз можно разорвать или, напротив, узаконить. Брак (венчанный) может быть расторгнут в случае измены одного из супругов. Если семья распадается, Церковь допускает повторный брак и даже повторное венчание, однозначно предпочитая его незаконному сожительству.

Научая борьбе со страстью блуда, св. отцы советовали:
Воздерживайся в пище. «Кто питает плоть тела своею, плоть питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него» (св. Ефрем Сирин). «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева — виновник чистоты» (св. Ефрем Сирин). Воздержание в пище имеет двойственное значение. Во-первых, как уже было сказано выше, умервщляя плоть, мы тем самым укрепляем дух для борьбы со страстями. Во-вторых же, укрепляя плоть, мы тем самым усиливаем ее желания, то есть чисто плотские страсти. Человек слабый и немощный никогда не будет столь страдать от блудной страсти, как сильный и здоровый.
Воздержание речи.

Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит: «Что мне делать, отец? Я страдаю блудной похотью. И вот уже ходил я к авве Ивистиону, и он сказал мне: не позволяй ей долго оставаться в тебе». Авва Пимен отвечает брату: «Дела аввы Ивистиона высоки, — он на небе, вместе с Ангелами, — и не знает, что мы с тобой находимся во блуде! Но скажу тебе от себя: если человек будет воздерживать свое чрево и язык, то он может владеть собой».

Воздержание речи, а в лучшем случае, и мысли очень важно. Празднословие, как и праздномыслие, может завести далеко. В принципе, любая праздность рождает блудную похоть, которая проявляется либо в мысли, либо в слове.

Девушка на исповеди упоминает празднословие как один из своих грехов. Священник, услышав это, подхватывает ее речь:

— Ну, если празднословие, так, значит, и осуждение, и злословие, и сквернословие и многие другие прегрешения словом.

Пустая болтовня, кажущаяся на первый взгляд довольно безобидной, всегда делает человека более распущенным. Блуждая словом, мы так или иначе начинаем затрагивать определенные предметы, обсуждая которые, разжигаем страсти.
«Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой» (св. Ефрем Сирин). К этому совету можно прибавить рекомендацию воздерживать все свои пять чувств. Прежде всего, конечно, осязание, поскольку самым соблазнительным оказывается не зрение, а все-таки осязание. В дальнейшем нужно обратить свое внимание на зрение. Блуждающий взгляд часто выдает похотливость натуры. В частности, на Кавказе женщина, глазеющая по сторонам, считается распущенной особой и неизменно провоцирует массу неприличных предложений. Впрочем, в Европе ситуация мало чем отличается, просто причинноследственная связь менее осознанна.
«Удерживайся, брат, от шуток, чтоб не сделали они тебя безстыдным; безстыдство же есть матерь непотребства» (св. Ефрем Сирин).
Бывает, что лукавый внушает тебе такую соблазнительную мысль: «Удовлетвори своей похоти, а после покаешься». На это отвечай ему: «А откуда мне знать, что будет у меня время покаяться, если я предамся блуду».
Точно так же будет говорить он тебе: «Удовлетвори однажды своей страсти и успокоишься». Но вспомни о том, что чем больше ты ешь, тем больше хочется. Желудок твой растягивается и требует больше пищи, если же ты воздерживаешься в еде, то и потребность в ней уменьшается с каждым днем. Так и с блудной страстью. Чем больше потакаешь ей, тем сильнее одолевает она тебя. Воздержание же ведет в конечном итоге к ослабеванию брани.
И, увидев, что ты вожделел женщину (мужчину), бес будет говорить тебе: «Уже совершил ты грех, вожделев женщину в сердце своем, так удовлетвори же теперь своей страсти, ибо сделать и вожделеть — одно и то же. Раз согрешил уже, так что уж теперь терять?» Но отвечай ему: «Хотя я и пал оком, и прелюбодействовал сердцем, однако теперь лучше мне раскаяться в этом и молить у Бога прощения, нежели усугублять свой грех, прелюбодействуя еще и телом».
«Кто одним воздержанием пытается пресечь эту брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одной рукой. Сопряги с воздержанием смирение; потому что первое без последнего оказывается неполезным» (св. Иоанн Лествичник).
«Не вдавайся в обман, юноша! Видел я некоторых молящихся о любимых ими лицах, которые, будучи побуждаемы на то блудной страстью, думали однако же, что исполняют долг святой любви» (св. Иоанн Лествичник).
Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях; потому что бесы к тому и стремятся, чтобы при помощи сновидений осквернять нас, бодрствующих.
Не пребывай в праздности, потому что «праздность рождает любовь, а родив, бережет и лелеет» (Овидий). О том, что труд, особенно физическая работа, помогает в борьбе с любыми страстями, св. отцы пишут довольно часто. Что же касается непосредственно блудной страсти, то от нее труд особенно хорошее лекарство.

Но углубление в работу может только несколько ослабить блудную брань, а никак не искоренить из сердца помыслы. Исцеляет же от блудной страсти слезная молитва, раскаяние и частое участие в Таинствах исповеди и причастия.
Достичь полной победы над блудной страстью крайне сложно.

В патериках нередко встречаются истории о том, как молодые монахи приходили к старцам со словами: «Я хочу оставить обитель и вернуться в мир, потому что слишком одолевают меня блудные помыслы». На это мудрые отцы отвечали: «Я во много раз старше тебя, и сколько я себя помню, блудные помыслы всегда одолевали меня. И до сих пор не могу я с ними справиться, а ты думал побороть их в юности». И братья оставались в монастыре, дабы и дальше бороться с блудной страстью.

Св. Ефрем Сирин пишет: «Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не упадай духом. Этим придашь против себя смелости врагу, и он начнет всевать в тебя соблазнительные мысли, внушая: «Не возможно прекратиться в тебе раз жжению, если не удовлетворишь своей похоти»./…/ Но не малодушествуй, Бог не оставит тебя».

Стяжание добродетели целомудрия — это прямая дорога к Царствию Небесному . Св. Иоанн Кас

писал:

«Страстей много есть в нас, но главных три: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от сих еще пять, о коих подробно пишут святые Кассиан и и как оным противиться. Еще у святого Исаака много писано о страстях и у прочих отцов».

Плотские, борющиеся и совершенные

По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:

«Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские - это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, - и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” (Лк. 23: 42), - то был помилован.

Люди второй категории - это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба - но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части - но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому - такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть…

Наконец, люди совершенные - это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это, слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение».

Как преодолевать свои страсти

На вопрос о том, как преодолевать свои страсти, отвечал, что человек сам не в силах победить их, это действие силы Божией:

«Страсти победить сам собою человек не может. Это дело Десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть в страну бесстрастия».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) для облегчения борьбы со страстями советовал следующее:

«Надо облегчать брань, поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное - смиряться: без сего брань со страстями тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие».

Преподобный Макарий напоминал о важной роли духовного наставника и послушания:

«Да поможет вам Господь обрести наставника непрелестного и чрез послушание освободиться от страстей».

Преподобный советовал изучать труды святых отцов:

«Читайте учение святых отцев подвижников: святого Иоанна Лествичника, святого аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита и прочее…»

Спасение в самоукорении и смирении

Но одного чтения недостаточно. Преподобный Макарий подчеркивал, что для борьбы со страстями нужна духовная практика, нужно бороться со страстями на деле, искать спасения в самоукорении и смирении:

«Помни же, что от одного чтения и понятия о вещах духовных не можем иметь об них понятия духовного, когда сами не пройдем их практикою».

«Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. “Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50: 19)».

Старец учил:

«Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель. Против гордости - смирение, против чревообъядения - воздержание, против зависти и злопомнения - любовь; но когда этого нет, то поне (по крайней мере) будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога».

Преподобный Варсонофий отвечал на вопрос, как укорять себя:

«Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении».

Кроме того, старец Варсонофий объяснял, что бывает и незаконное самоукорение, когда мы не хотим сделать над собой усилия в борьбе со страстями:

«Укоряйте себя. Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя не трудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями… то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы.

Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед. Нам осталось одно: смирение».

Преподобный Иосиф также учил, что страсти врачуются только Божией благодатью, а благодать дается за покаяние и смирение:

«Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления».

«Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески».

Терпение необходимо

Преподобный Варсонофий советовал всегда быть настороже, потому что страсти хоть и замирают у благочестивых людей, но всё еще живы. Он приводил в пример слова одного блаженного:

«В городе Костроме жил некогда один блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: “Ну что, живы ли ещё покойнички?” Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но всё еще живы, и надо всегда быть настороже».

Преподобный писал:

«Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное… Чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем всё тише и тише действуют страсти: они как бы спят».

Нужно учиться бороться со страстями, но и терпеть себя немощного, не способного сразу стать бесстрастным. В желании мгновенно обрести бесстрастие кроется духовная гордость. Преподобный Никон писал духовному чаду:

«В терпении надо стяжевать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами - необходим крест».

Всякая страсть ослепляет человека

На вопрос, можно ли доверять своей совести в определении собственных страстей и погрешностей, преподобный Иларион отвечал так:

«На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так: много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена ещё, как надо».

Что же делать? Преподобный Макарий советовал:

«Так как всякая страсть ослепляет человека, то просить Господа, чтобы не попустил помрачиться зрению душевному от страстей».

Преподобный Иосиф писал:

«Слава Богу, что познаёшь свои недостатки. Это есть начало здравия души».

Вооружиться сначала против своей главной страсти

Преподобный Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть:

«Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу».

Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:

«Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т.д.»

По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться:

«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, - сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

Куда ни пойдем, туда и страсти свои понесем

Иногда люди мучаются от тоски, уныния, зависти, осуждения или других страстей и пытаются сменить обстановку, работу, место жительства, чтобы получить свободу от страсти. Таковым преподобный Макарий напоминал:

«Довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем».

Преподобный Никон предупреждал:

«Место не спасает. От себя никуда не уйдешь».

Особое нападение страстей

Преподобный Антоний предостерегал:

«Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу».

Сохранять сердце свое в спокойствии от смущения

Преподобный Антоний учил при наплыве страстей не смущаться, а спокойным духом покаяться, сохранить свое сердце в спокойствии от смущения как от неприязненного духа:

«Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: “Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь”. Не исполнили благого желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: “Господи, не вниди в суд с рабой Твоей”. Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: “Господи, избави меня от сих”. Осердились на кого или осудили за что, паки темже покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: ”Согреших, Господи! Прости меня, горделивую и нетерпеливую!”

Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: “Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога”. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения как от неприязненного духа».

Страсти могут передаваться

Преподобный Варсонофий предупреждал о том, что страсти могут передаваться через предметы:

«Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые.

Когда , ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест.

Оттого, - сказал святой, - что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти».

Кто разумно служит больным - освобождается от страстей

Еще один совет преподобного Макария касается тех, кто служит больным:

«Касательно служения твоего больному брату, помни, что “боляй и служай едину мзду примут”; да и чувство сострадания заставит без смущения переносить всё скорбное. Авва Дорофей говорит, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней».

Почему страсти иногда не мучают духовных младенцев

Если страсти не мучают духовных младенцев, это не означает, что у них нет страстей. Иногда Господь хранит человека по его духовному младенчеству. Преподобный Макарий писал:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Преподобный Иосиф предостерегал от ложного мнения о своем бесстрастии:

«Бесстрастием не хвались и не мни его в себе. Оно снискивается долгими трудами и многими постами и молитвами и подается человеку благодатию Божией во время, Богу угодное. А нам с тобой очень полезно считать себя порабощенными всяким страстям и по этой причине глубже смиряться и на всякий час просить помощи Божией».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей