Как определить, на что аллергия у ребенка. Как выявить ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста

Вспоминая годы, предшествовавшие этой шокирующей новости, в голове всплывает фраза: «Если бы я только знала…». У меня было бы намного меньше разочарований.

Мне жаль, что я не уделила больше внимания ранним признакам аутизма у своего ребёнка, ведь можно было помочь ему раньше. Чем раньше выявлен аутизм, тем большее влияние на ребёнка оказывает лечение, корректирующее важнейшие навыки, которыми он будет пользоваться всю жизнь.

Здесь, в штате Висконсин, существует программа под названием «С рождения до трёх». При необходимости врач может направить вас на местную программу раннего вмешательства.

Аутизм подобен пазлу.

Необходимо рассмотреть все «кусочки» и понять, что из них складывается. Врач знает, что именно он ищет, и будет прислушиваться к вашим наблюдениям, чтобы назначить ребёнку надлежащее обследование для постановки диагноза.

Итак, сегодня мы рассмотрим некоторые из этих «кусочков». Но прежде, давайте сделаем глубокий вдох.

Этот список наблюдений нужен, чтобы помочь вам увидеть возможные признаки, а затем донести эту информацию до педиатра для дальнейшего обследования. Эта статья написана не для того, чтобы вызвать дополнительное беспокойство или стресс. Помните, знание – это сила!

Это далеко не все признаки аутизма у детей!

Запишите основные ранние признаки детского аутизма, а затем обсудите их с вашим врачом.

Ранний признак аутизма №1. Нет реакции

Понаблюдайте за ребёнком…

  • не отзывается на своё имя;
  • не поворачивает голову, чтобы определить, откуда идёт звук.

По мере развития обычные дети начинают поворачивать голову и реагировать на шум, голос родителя и т. д. Обычно к 6 месяцам можно ожидать реакции на громкие звуки или речь.

Ранний признак аутизма №2. Развивается немного с задержкой

Ребёнок немного запаздывает в освоении базовых навыков? Я знаю, все дети развиваются с разной скоростью, но чаще основные этапы (то есть ребёнок начинает переворачиваться, ползать, ходить и т. д.) у детей происходят в границах разумного промежутка времени.

Мой сын пополз в 10 месяцев, первый зуб у него вылез почти в 9 месяцев, и он начал ходить в 16 месяцев.

Ранний признак аутизма №3. Слишком идеальный

Все вокруг говорят: «Какой чудесный малыш!»

Но иногда это не комплимент. Если ребёнок молчалив, это может указывать на аутизм: замкнутый, не гулит, скудно выражает эмоции, нет лепета и отдельных слов.

Мой сын был хорошим, самодостаточным ребёнком. Он иногда выражал эмоции и немного лепетал, но слов говорил очень мало – возможно, четыре к возрасту 18 месяцев.

Ранний признак аутизма №4. Фокусируется на странных вещах

Кажется, что малыш живёт в своём маленьком мире…

  • летает в облаках;
  • не смотрит в глаза;
  • не ищет предметы, которые вы прячете;
  • не замечает, когда родитель (или опекун) уходит и возвращается;
  • фокусируется только на визуально-стимулирующих игрушках с музыкой и огоньками.

В нашей семье мы всё поняли ещё до постановки диагноза, когда решили убрать все игрушки на батарейках, потому что ребёнок зациклился на них и никогда не играл с игрушками как обычные дети, то есть, например, не катал машинку по полу, издавая шум мотора.

Больше всего Кристоферу нравились «конкретные» игрушки, те, с которыми нужно было совершать определённое действие, имеющее начало и конец, а затем его повторять. Игрушки, вроде сортеров или такие, где что-то выскакивает.

«Обычные» игрушки – машинки, мягкие игрушки или доска для рисования – ему не нравились. С ними нет чёткого сценария игры, требуется проявить воображение. Это расстраивало Кристофера, потому что он не знал, когда игра заканчивается.

Единственным исключением были игрушки для сенсорного восприятия, например, «Гонка пингвинов» или мягкие игрушки с подсветкой.

Ранний признак аутизма № 5. Фиксирует внимание на предметах

Это похоже на предыдущий признак, но только сильнее. Когда ребёнок фиксирует внимание на чём-то, это значит, что он максимально сфокусировался:

  • всё должно происходить в очень специфическом виде или порядке;
  • уделяет всё своё внимание предметам, которые развлекают или привлекают ребёнка, то есть видео, музыка, лампа, электронные приборы;
  • будет просить, чтобы это включали или показывали снова и снова.

Всё так, как было у нашего сына: ему нравилось повторение и он закатывал истерику, если что-то было сделано не точно так, как раньше. То есть тосты должны быть нарезаны на треугольники, а не на прямоугольники. Он также просил включать ему Baby Einstein снова и снова.

Ранний признак аутизма № 6. Жизнь как снежный шар

Знаете, как это – рассматривать сувенир в виде стеклянного шара со снегом? Вам не кажется, что ваш малыш воспринимает жизнь вокруг, как будто он смотрит на такой шар?

  • Он сидит и наблюдает, но никогда не участвует?
  • Кажется, что он не «вписывается» к своим сверстникам на детской площадке или в детском саду?
  • Будет ли он сидеть в одиночестве где-нибудь в комнате, когда другие дети в группе играют и бегают без него?
  • В комнате, где полно игрушек, он находит что-то другое, например, занавеску, и играет этим предметом?
  • Он слоняется, не зная, чем заняться?

Эти постоянные моменты были очень тяжелы для меня.

Если мы с сыном приходили в гости поиграть, то он либо выбирал предметы, которые игрушками не являются, либо сидел один в углу и смотрел на какую-то одну игрушку или нажимал на ней кнопки снова и снова. Признаюсь, я много раз просто вставала и уходила, потому что была расстроена, смущена и огорчена, и моё сердце не выдерживало, когда я видела «обычных» детей.

Я всё ещё борюсь с этим, хотя мне уже проще. Раньше я позволяла его отличиям питать моё горе, что вводило меня в депрессию. Но благодаря консультациям, группе поддержки и моей вере я научилась замечать сильные стороны сына и сосредотачиваться на них.

Я перестала использовать в речи слово «нормальный» и рассматривать сына как проблему, которую необходимо решить.

Ранний признак аутизма № 7. Выборочное подражание

Детям, проявляющим первые признаки аутизма, не интересно никому подражать.

На это можно посмотреть по-разному.

  • С одной стороны, это печально, потому что они не будут пытаться подметать пол как мама.
  • С другой, можно найти и положительный момент: они не будут прыгать или стучать, как брат или сестра.

Несмотря на то, что такие дети, как правило, не подражают поведению окружающих, очень часто, как только позволяет развитие речи, они начинают повторять фразы из фильмов, книг и песен.

Это называется эхолалия – автоматическое повторение речи.

В этом мой сын – «олимпийский чемпион». Он никогда не повторял за мной или мужем, но он цитирует фильмы и книги, как никто другой!

Первые два года его «разговора» были похожи на сценарии фильмов. Я помню «Ты … игрушка, ты не настоящий Базз Лайтер!» снова и снова в 2 часа ночи.

Несмотря на то, что это тяжело, от эхолалии есть большая выгода. У ребёнка, проявляющего эти симптомы, есть возможность выучить язык и тем самым «вернуть» его.

Не все дети демонстрируют эхолалию, так что не пугайтесь, если у вашего малыша её нет. Помните, что ранние признаки детского аутизма – это просто наблюдения! Врач рассмотрит их, чтобы получить общую картину для постановки возможного диагноза.

Ранний признак аутизма № 7½. Мамина интуиция

У этого признака номер с «половиной» не потому, что он менее важен (на самом деле, он очень важен), а потому, что ваш доктор не будет придавать ему большое значение для получения цельной картины, которая может привести к постановке диагноза. (Если он спрашивает вас об этом, у вас отличный педиатр!)

Доверяйте своей интуиции.

Возможно, у вас появились подозрения, основанные на одном из вышеприведенных признаков.

Или, возможно, возникли вопросы о поведении вашего ребёнка.

Лучшее, что вы можете сделать, это спросить, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет для вашего ребёнка.

Балансируя на волнах родительства

Ваша задача сейчас – найти идеальный баланс на волнах родительства.

Не стоит отступать и игнорировать возможные ранние признаки детского аутизма. Вы не можете просто закрыть глаза и думать о хорошем. Такой подход «спрятать голову в песок» никому не поможет.

Также не стоит паниковать по поводу всех возможных опасностей, связанных со словом «аутизм».

Помните, вы ещё ничего не знаете. Вы просто наблюдаете за возможными знаками.

Хорошо, если вы что-то заметили, у вас появились вопросы, и вы поговорите с профессионалом, врачом, учителем и начнёте действовать.

Не паникуйте! Всё нормально!

Аутизм НЕ смертный приговор, вы и ваш ребёнок это переживёте!

«Нормальный», просто по-другому.

Другой, новый путь.

Может быть среди ваших знакомых есть кто-то, у кого ребёнок с аутизмом? Вы заметили какие-либо из этих признаков у вашего малыша?

Инструкция

Обычно малыш начинает проявлять способности к какому-либо занятию в возрасте 4-5 лет. Правда, бывает и так, что необыкновенный талант можно увидеть уже у . Внимательно присмотритесь к своему малышу: наблюдение за ним поможет вам определить, какие занятия ему больше нравятся. Главное - поняв, к чему у ребенка есть склонность, учтите, что принуждение только увеличивает неприятие. Любимое занятие должно приносить удовольствие и радость.

Художественные способности ребенка, как правило, проявляются уже в 2-3 года. Вы заметите, что любимые занятия малыша – , аппликация, лепка. Понаблюдайте за ним: ребенок замечает больше цветов, чем его одногодки, различает их оттенки, обращает внимание на детали, предметы, находящиеся на заднем плане.

Ваш малыш любит петь? Присмотритесь к нему, чтобы не пропустить музыкальный талант ребенка. Кроме того, что он умеет воспроизводить музыку, услышанную всего лишь раз, малыш также способен ритмично двигаться. Он не фальшивит, когда поет, интересуется музыкальными инструментами. Некоторые такие дети с удовольствием подражают известным исполнителям.

Ваш малыш с раннего возраста с удовольствием слушает и листает книги, он рано научился , быстро запоминает и любит рассказывать стихи. Понаблюдайте за ним: быть может, у вас растет будущий актер или . У таких богатое воображение и большой словарный запас. Ребенку нравится сочинять истории, он хорошо умеет выражать свои эмоции и подражать героям сказок или мультфильмов.

Обратите внимание, что дети, одаренные интеллектуально, обладают большими познаниями в разных областях или в какой-либо одной. Им нравится читать энциклопедии, они способны к глубокому анализу, умеют критически относиться к фактам. Как правило, такие дети быстро усваивают новый материал и легко учатся. Возможно, будущего вы сможете в своем ребенке, который интересуется числами; легко концентрируется; любит все считать; играть в настольные игры; разбирать на части игрушки, чтобы посмотреть их устройство. Ему нравится пазлы, разгадывать головоломки и ребусы.

Спортивная одаренность выделяет ребенка среди его сверстников ловкостью, хорошей координацией движений и физической формой. Если ваш малыш любит бегать, состязаться с приятелями, рано освоил велосипед, в нем просто бурлит энергия, учтите, что это вовсе не значит, что ему не дано . Просто интереснее всего для него , получать удовлетворение от физической усталости.

Полезный совет

Если у вас есть сомнения в каких-либо задатках ребенка, обратитесь за консультацией к психологу. Он поможет определить склонность к определенным занятиям с помощью специально разработанных тестов.

Источники:

  • определение способностей ребенка

Считается, что у ребенка будет тем больше шансов успешно реализовать свои способности в дальнейшем, чем раньше родители смогут определить его наклонности. Безусловно, здорово, если ребенок, как Моцарт, с 5 лет сочиняет музыку - тут все ясно. А как же это сделать, если талант малыша не лежит на поверхности?

Инструкция

В раннем возрасте интересы малыша только начинают формироваться, поэтому разговор с ребенком о том, что ему нравится делать, а что нет, - мало что даст. Определить «гуманитарий» малыш или «технарь» тоже очень сложно. Случаи, когда наклонности были определены у дошкольника, очень редки. В этот период большинству нравится заниматься самыми разными делами. Конечно, можно говорить о музыкальной или художественной одаренности, артистичности, если ваш ребенок хорошо поет или рисует. Но, как правило, определить склонность ребенка к какому-то виду деятельности можно не раньше того времени, когда психика перейдет в подростковую. А до этого старайтесь развивать своего малыша во всех направлениях. Гармоничное развитие ребенка в дальнейшем поможет вам определить его наклонности, а ему самому сделать правильный выбор.

Учитывая возраст малыша, максимально расширяйте круг его интересов. Все дети рождаются с потенциальными задатками к любому виду деятельности, т.е. способными ко всему. Ваша задача помочь развиться этим способностям. И здесь не так важно научить малыша в три года читать и считать. Этому он и так научится. Ему необходимо базовое, общее развитие. Как можно больше общайтесь с малышом, водите его на экскурсии, в театр. Учите его давать развернутые ответы на вопросы, красиво говорить, пересказывать. Читая ему сказку, спрашивайте, как бы он сам поступил на месте разных героев. Всячески поощряйте творческие начинания малыша. На стенах комнаты развесьте листы ватмана, чтобы кроха рисовал, лепите из , стройте песочные замки на берегу реки или в песочнице, собирайте разные конструкторы.

Наблюдайте за тем, какими игрушками ваш малыш любит играть и за тем, как он с ними играет. Играйте в разные игры и наблюдайте, какая из них ему больше нравится. Чаще играйте в ролевые игры. Рассказывайте ребенку о разных профессиях. Дайте возможность малышу представить себя в игре учителем, врачом, космонавтом и т.д. Устройте для него небольшую познавательную экскурсию к себе на работу. Приобретите для малыша разные игры «Юный химик», «Парикмахер», «Доктор», микроскоп, набор детских музыкальных инструментов и т.п. Пусть это будут ваши «стратегические» покупки. Запишите малыша в спортивную секцию по его выбору.

Когда малыш станет старше (в школьном возрасте), попробуйте составить для себя список, который поможет определить его способности к разным видам деятельности. Например, ребенок склонный к занятиям научной работой:
- много , в том числе научно- издания;
- точно и ясно умеет выражать свои мысли;
- хорошо усваивает абстрактные понятия;
- точно может записать то, что слышит, зафиксировать увиденное;
- пытается выяснить смысл разных событий;
- много времени проводит за конструированием.
Литературные способности ребенка выражаются в его умении:
- легко, последовательно строить повествование, рассказывать о чем-либо;
- рассказывая, отбрасывать все незначительное, оставляя самое главное;
- привнести что-то необычное, новое, рассказывая о чем-то известном и знакомом всем;
- выбирать в своем рассказе слова, хорошо передающие чувства и эмоциональный настрой героев;
- передавать важные для понимания события детали;
- стихи и рассказы.
Технические способности помогают ребенку:
- с легкостью выполнять задания по ручному труду;
- разбираться в механизмах и машинах, конструировать их (авиамодели, модели поездов, и т.п.);
- легко чинить сломанные приборы, старые детали использовать для создания новых игрушек, поделок, приборов;
- рисовать наброски и чертежи и механизмов.
Ребенок с интеллектуальными способностями:
- легко и быстро все схватывает на занятиях;
- ясно рассуждает, не путаясь в мыслях;
- использует свои знания на практике в повседневных ситуациях;
- может улавливать связь между причиной и следствием, одним событием и ;
- быстро, без специального заучивания запоминает прочитанное и услышанное;
- имеет обширный словарный запас;
- любит читать книги, которые обычно интересуют детей на год или два постарше;
- может решать сложные, требующие умственного усилия, задачи;
- задает много вопросов взрослым на разные темы;
- предлагает неожиданные решения, ответы, мыслит.
Артистические способности выражаются у ребенка:
- в легком вхождении в роль другого человека;
- понимании и возможности хорошо разыграть какую-либо драматическую ситуацию, конфликт;
- в точной передаче чувств и эмоций через жесты, мимику, движения;
- в стремлении вызвать у своих слушателей эмоциональные реакции, когда он чем-то рассказывает с увлечением.
Безусловно, вы сможете дополнить этот далеко не полный перечень всех особенностей поведения вашего ребенка.

Полезный совет

По возможности посещайте с ребенком разные кружки, студии – дайте ему попробовать разные занятия. Возможно, то, которое ему понравится больше других – его призвание.

Источники:

  • Как определить способности ребенка с помощью нумерологии?
Все дети рождаются с каким-нибудь талантом: у кого-то есть способности к рисованию, кто-то очень хорошо поет, кто-то мог бы добиться больших успехов в спорте. Задача родителей – разглядеть эти таланты и развивать их. Но как понять, в чем талантлив именно ваш ребенок? Может быть, вы заставляете его заниматься танцами, а у него хорошо получается петь. Кстати, любой ребенок может получить те или иные навыки, необходимо лишь терпение и старание. Но если у малыша есть способности, ему будет гораздо легче его освоить, именно индивидуальные способности могут помочь ему добиться успеха в той или иной сфере жизни, стать успешным человеком в том направлении, которое он выбрал.

Ваш ребенок – интеллектуал

У всех детей разные . Это нужно понимать и не требовать от своего ребенка невозможного. Но если у него есть признаки высокого интеллекта , необходимо с ним дополнительно заниматься:

1. Он может усваивать большие объемы информации, спокойно слушать большой по объему текст, а потом пересказать его, обращая внимание на детали.
2. Его интересует все, что происходит вокруг, например, он может долго наблюдать за работой экскаватора или же с интересом разобрать старый будильник.
3. Такой ребенок не только собирает информацию, но и умеет ее систематизировать. Так, если его что-то заинтересовало, он закидывает взрослых вопросами, а потом может выстроить логическую цепочку, основываясь на полученных ответах.
4. Обладает аналитическими навыками, то есть легко может установить причину произошедшего, просчитать развитие событий. Например, шел дождь, и песок стал мокрым, из него стало легче лепить. Если песок сухой и не лепится, можно полить его водой и делать куличики.
5. У интеллектуалов большой словарный запас, он быстро пополняется. Услышав знакомое слово, ребенок будет использовать его постоянно, причем использовать правильно.
6. У такого ребенка критическое мышление, он любит перепроверять информацию. Допустим, услышал что-то по телевизору, после чего задает уточняющий вопрос папе или маме, позже может переспросить у дедушки или бабушки.

Если ребенок любит играть с конструктором, у него в доме множество различных наборов, он интересуется различными механизмами, то у него технические способности. Детям, любящим что-то измерять, считать, склонным к логическому мышлению, стоит заниматься точными науками, например, математикой, химией или физикой.

Ваш ребенок – творческая личность

Ценятся не только интеллектуалы, но и творческие люди. Как понять, что из вашего малыша может вырасти или же хороший писатель? Вот некоторые признаки творческой личности:

1. Такие дети очень эмоциональные, умеют сопереживать другим людям, а также разделять с ними их радости.
2. Это малыши с богатым воображением, они любят и умеют фантазировать, могут придумать невероятные истории, их игровые сюжеты непредсказуемы и интересны.
3. С раннего возраста ваш ребенок пользуется интуицией, то есть часто принимает правильное решение, но не может объяснить, почему он решил поступить именно так.
4. Творческие люди любят анализировать свои поступки и чувства.
5. Ребенок быстро подстраивается под возникшую ситуацию, умеет повернуть ее в свою сторону. Например, малыш просит купить ему большую шоколадку, мама не хочет, так как много сладкого есть вредно. Тогда он не устраивает истерику, а просит купить что-то другое, например, киндер-сюрприз.
6. Малыш с детства любит музыку или же с радостью декламирует стихи, с интересом разглядывает картины художников. У него есть любимые музыканты или артисты.

Творческие способности могут быть разными. Как понять, что именно притягивает вашего ребенка? Об этом и поговорим.

Юный художник

Все дети без исключения любят рисовать, это один из этапов их развития. Есть способности или нет, малыш все равно будет тянуться к карандашу или фломастерам, рисовать, разукрашивать, лепить из пластилина или же делать красивые аппликации. Как понять, что перед вами будущий художник?

У ребенка есть , если он:

1. Никогда не рисует одни и те же стандартные, уже знакомые ему картинки, а сам придумывает свои рисунки, пытается что-то изобразить, даже если никто не учил его, как это нужно делать.
2. В определенном возрасте дети много играют. Если ваш малыш готов променять игрушки на лист бумаги и карандаши, с удовольствием рисует, разукрашивает или лепит, то на это стоит обратить внимание.
3. Он любит все красивое, и часто пытается украсить свою одежду, дом, различные предметы. С раннего возраста такие дети умеют комбинировать одежду, правильно подбирать цвета.
4. Часто художественно одаренные дети проявляют интерес к различным предметам искусства.
5. Еще одно отличие детей с художественными способностями – вдумчивость, часто они молчаливы по сравнению со сверстниками. Это усидчивые дети, которые могут часами работать над картиной или скульптурой.

Если у ребенка есть такие способности, то его стоит отдать в художественную школу, при условии, что он сам хочет ее посещать и заниматься. Можно и самому развивать художественные способности ребенка, например, посещая с ним картинные галереи или же выставки. Эти знания помогут ему в выборе профессии, и не обязательно он вырастет художником, из него может получиться хороший фотограф или же дизайнер, мультипликатор и так далее.

Юный музыкант

Если у вашего сына или дочки есть музыкальные способности, то вы это увидите:

1. Он или она любит музыку, проявляет интерес к любым музыкальным произведением, стремится туда, где звучит музыка.
2. Если ребенок слышит мелодию, он ее быстро запоминает, иногда напевает, придумывает свои слова к данной музыке. Или же может сам придумать песенку.
3. Малыш, который слышал раньше ту или иную музыку, узнает ее с первых аккордов.
4. У него хороший : есть чувство ритма, он правильно воспроизводит мелодии, они получаются четкими и музыкально точными.

В этом случае можно подумать о музыкальной школе. Если ребенку не нравится, он ходит в школу со слезами, можно, например, отменить уроки фортепиано, а попробовать освоить другой музыкальный инструмент, или же ходить только на хор. Также людям с хорошим музыкальным слухом легко даются иностранные языки, можно развиваться в этом направлении.

Раскрыть таланты ребенка нужно не для того, чтобы вырастить юного гения, а для общего развития малыша. Если он чем-то интересуется, совершенствуется, жизнь заиграет новыми красками, ему будет интересно добиваться поставленных целей. Это может помочь при выборе профессии или же станет любимым хобби. С такими людьми всегда есть о чем поговорить. Поэтому не жалейте времени и сил на развитие вашего малыша, это того стоит.

В нынешнее время дальтонизм не является редкостью. Суть его заключается в неспособности человеком распознавать (выделять среди других) определенный цвет. Среди дальтоников есть и те, кто не может различать несколько цветов, а в тяжелых случаях у больного может и вовсе отсутствовать цветоощущение.

Цвета, которые дальтоник не распознает, для него выглядят серыми. Не все мамы и папы знают, как вовремя распознать дальтонизм у детей 3-х лет, в 2 года, каковы причины возникновения данного заболевания и какие меры необходимо принимать родителям, если их ребенку такой диагноз уже поставлен.


Этиология

Чаще всего дальтонизм у ребенка появляется из-за хромосомной мутации – еще во время внутриутробного развития. Однако известны случаи, когда заболевание возникало в результате какой-либо офтальмологической или неврологической патологии.

В зависимости от факторов, способствующих развитию данного вида зрительного дефекта, можно определить, поддается ли он лечению терапевтическими или хирургическими методами. Наследственный дальтонизм необратим. Известно, что дальтонизму подвержены преимущественно мальчики.

Механизм нарушения цветового восприятия (полного или частичного) зрительным аппаратом заключается в нарушении функциональной активности цветочувствительных клеток (колбочек). Они локализованы в центральной части сетчатки.


Различают несколько видов колбочек, каждый из которых содержит особый пигмент белковой природы, от наличия которого зависит восприятие определенного цвета:

  1. Первый тип пигмента воспринимает красный спектр.
  2. Второй тип пигмента воспринимает зеленый спектр.
  3. Третий тип пигмента воспринимает синий спектр.

У здорового ребенка все цветочувствительные клетки имеют три типа пигмента, поэтому зрительный аппарат таких детей способен правильно воспринимать информацию обо всех цветах.

Клиническая картина

Механизм развития заболевания и степень зрительных нарушений, связанных с цветоощущением, всегда очень индивидуальны. Чаще регистрируются случаи с частичным нарушением цветовосприятия, когда болезнь протекает в легкой или средней форме. Случаи с тяжелым течением и полным отсутствием цветовосприятия происходят довольно редко.

Наиболее частая форма проявления дальтонизма у детей – нарушение восприятия цветов красной и зеленой гамм. Реже встречаются случаи с нарушением восприимчивости к сине-зеленым оттенкам.

Тяжелым формам дальтонизма обычно сопутствуют следующие офтальмологические патологии:

  • низкий уровень остроты зрения;
  • нистагм (непроизвольные периодические движения глазных яблок в определенном направлении – горизонтальном или вертикальном).


Диагностика

Дети с нарушением цветоощущения начинают четко называть цвета окружающих их предметов гораздо позже своих сверстников. Родители пытаются научить ребенка различать цвета, много раз повторяя название каждого из них, а ребенок некоторые оттенки воспринимает в искаженном виде, но не может это самостоятельно определить. Нередки случаи, когда дальтонизм диагностируют человеку уже во взрослом возрасте, во время профилактической проверки зрения.

При внимательном наблюдении за крохой ответственный родитель все же имеет возможность проверить, есть ли у него какие-либо нарушения цветовосприятия. Для этого можно использовать несколько несложных тестов для определения:

  • Положите перед малышом пару равных по размеру и форме конфет. Одну из них оберните в пеструю обертку, другую – в невзрачную, лучше серую. Дети падки на все цветное и яркое, поэтому здоровый ребенок наверняка предпочтет конфету в броской упаковке.

Малыш, страдающий дальтонизмом, возьмет наугад, и вы почти наверняка это заметите, что должно стать поводом для незамедлительного обращения к специалисту.


  • Попросите ребенка нарисовать пейзаж с натуры, используя цветные карандаши или фломастеры. Если цвета на детском рисунке резко не соответствуют реальным, то есть повод забеспокоиться. Впрочем, случается, что такая «техника исполнения» связана с богатым воображением малыша и не является признаком зрительных нарушений.

Для диагностики дальтонизма у ребенка офтальмолог может использовать специальные цветные схемы с картинками и таблицы Рабкина. Они позволят не только выявить заболевание, но и определить тип нарушения цветовосприимчивости.


Методы лечения

К сожалению, на данный момент врожденный дальтонизм у детей, обусловленный генетической особенностью, не поддается полному излечению или профилактике. Некоторые виды приобретенного дальтонизма можно устранить, воздействуя на их первопричину.

Если нарушение цветоощущения связано с катарактой или другой органической патологией зрительного аппарата, то избавиться от дальтонизма можно с помощью адекватной терапии или хирургической коррекции первичного заболевания. Систематический прием некоторых групп лекарственных препаратов может спровоцировать возникновение подобных зрительных расстройств. В таких случаях лечащим врачом проводится коррекция плана медикаментозного лечения.


Существуют способы коррекции нарушения цветовосприятия у детей. К ним относятся:

  • Ношение специальных очков или контактных линз для дальтоников. Они способны повысить степень распознавания определенных цветов, однако могут искажать форму и размер некоторых объектов.
  • Ношение очков или контактных линз, блокирующих яркий свет. Такие очки являются не только способом коррекции нарушения цветовосприятия, но и качественным терапевтическим средством. С их помощью ребенок, страдающий дальтонизмом, может намного лучше ориентироваться среди разноцветных объектов.
  • Ношение специальных очков со щитками на периферии. Показано детям с полным отсутствием нормального цветовосприятия.

Благодаря приглушенному свету происходит дополнительная стимуляция цветочувствительных клеток.


Некоторые факты

Если ориентироваться на статистику, можно отметить, что 10% всех жителей планеты Земля в той или иной степени страдают дальтонизмом. Многочисленные исследования специалистов в этой области подтверждают то, что вероятность возникновения данного заболевания зависит от многих факторов. Среди них генетическая предрасположенность, половая принадлежность, возрастная категория, место жительства. Существует гипотеза, что данное зрительное нарушение было физиологической нормой для древнего человека.

Доказано, что наследственный дальтонизм возникает вследствие нарушения строения Х-хромосомы. Приобретенная форма заболевания может развиться в результате черепно-мозговой травмы, неврологических или офтальмологических органических нарушений, инсульта, некоторых инфекционных болезней с тяжелым клиническим течением.


В мировой клинической практике известны случаи, когда дальтонизм был признаком дегенеративных процессов в зрительном аппарате, связанных со старением организма. Яркий пример этому – знаменитый художник Илья Репин. Будучи уже довольно пожилым человеком, он задумал переделать свое знаменитое полотно «Иван Грозный и сын его Иван». Однако в процессе работы его друзья и коллеги стали замечать, что опытный живописец исказил цветовую палитру всей композиции, что ясно говорило о нарушении у него цветовосприятия.

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей