Каких пенсионеров коснется новая пенсионная реформа. Пенсионная реформа. Изменения в условиях назначения пенсий

В 2019 году начался новый этап пенсионной реформы в России, повышен пенсионный возраст (до 60 и 65 лет для женщин и мужчин), введены новые правила при расчете пенсионного обеспечения, произведена индексация размера пенсионных выплат. Любые реформы волнуют огромное число россиян часть жителей России, а вот пенсионная реформа затронет практически все население, давайте разберемся, что ожидает пенсионеров и тех, кому еще предстоит выйти на пенсию, к чему готовиться, на что обратить внимание.

Еще в 2013 году Президент подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан. Другими словами, система состоит из двух составляющих - это обязательное пенсионное обеспечение + добровольные пенсионные накопления. Как можно формировать эти добровольные пенсионные накопления? Планировалось, что будут задействованы следующие источники для этих целей: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Однако Правительство постановило «заморозить» накопительную часть пенсии с целью ее перевода в распределительную систему до 2021 года. Практически это выглядит следующим образом: у большей части российских граждан в Пенсионном фонде «лежала» накопительная часть пенсии, на которую начислялись проценты, а с 2014 года этот механизм прекратил функционировать.

Само понятие «трудовая пенсия» постепенно «стирается» и остается в прошлом, и сегодня вместо этого термина используется «страховая пенсия», а размер страховой пенсии по старости зависит от того сколько баллов «заработал» пенсионер за время своего трудового стажа. Каждый год эти пенсионные баллы будет корректироваться с учетом инфляции.

Еще одним важным моментом пенсионной реформы можно назвать включение в страховой стаж периода ухода за ребенком только до 1,5 лет, но в сумме не больше 6 лет в общей сложности, если детей у женщины было несколько.

Как пенсионная реформа затронет работающих пенсионеров?

Начиная с 1998 года, не было никакой законодательной базы, устанавливающей ограничения в получении пенсионного обеспечения для тех пенсионеров, которые продолжают трудиться уже перешагнув отметку пенсионного возраста и выйдя на заслуженную пенсию. Но правительство посчитало, что эти «послабления» приводят к неэффективному расходованию средств Пенсионного Фонда и дополнительных расходов из федерального бюджета.

С 2015 года правительство приняло решение ввести определенные ограничения для работающих граждан, получающих страховую пенсию по старости, плюс к этому изменить алгоритм бальной системы (которая для многих и так оставалась непонятной).

  1. Когда у пенсионера, который работает, не происходит формирование накопительной части будущей пенсии, то при перерасчете он сможет получить максимальное количество балов не более 3.
  2. В случае формирования накопительной части пенсии, при перерасчете количество баллов будет составлять не более 1,875.

На пресс-конференции при Российском инвестиционном форуме в Сочи в феврале 2019 года глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов заявил журналистам, что по его данным более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности, но вот молодежь (до 40 лет) показывает крайне низкое понимание принципов и механизмов начисления пенсионных баллов.

Чуть более половины россиян (56%) показывают высокий уровень пенсионной грамотности. Об этом сообщил глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Поэтому глава ПФР предлагает ввести в школьный курс изучение аспектов пенсионной системы в России: «Нам бы хотелось, чтобы во всех образовательных программах элемент пенсионного страхования был введен, чтобы он более четко объяснялся, это повысит интерес к этому продукту, и молодые люди, которые выходят на работу, будут сразу задавать правильные вопросы».

Что такое «пенсионные баллы» и как это работает?

С 2015 года реформа пенсионной системы России ввела страховую пенсию по старости, которая формируется с применением баллов (индивидуальных пенсионных коэффициентов), которые начисляются будущему пенсионеру за каждый год его трудовой деятельности (официальной). В основе начисления количества пенсионных баллов за год лежат страховые взносы, которые работодатель официально платит за своего работника на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный балл оценивает каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в ПФР. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по тарифу 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Количество баллов за год имеет ограничение. Так например в самом начале реформы, вводившей баллы, максимальное значение баллов в 2015 году при направлении страховых взносов только на формирование страховой пенсии составляло 7,39.

В расчете и формировании будущей пенсии участвуют и нестраховые периоды, то есть время, когда человек вынужденно не работал - за каждый такое нестраховой год начисляется определенное количество пенсионных баллов:

  • период прохождения военной службы по призыву – 1,8 балла;
  • периоды ухода одного из родителей за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности: за первым ребенком – 1,8 балла, за вторым – 3,6, за третьим или четвертым – 5,4;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет – 1,8 балла;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла;
  • период проживания за границей супругов дипломатов, консулов, сотрудников представительств исполнительных органов РФ, работников торговых представительств и государственных учреждений РФ, находящихся за границей, и сотрудников некоторых международных организация (перечень которых утвержден правительством РФ), но не более 5 лет в общей сложности – 1,8 балла.

Если гражданин работал с отчислением страховых взносов в один из таких периодов, то при назначении ему страховой пенсии по старости у него будет право выбора, какие баллы использовать при ее расчете: за период работы, либо за нестраховой период.

Важно! Любой неработающий гражданин может добровольно уплачивать за себя страховые взносы в Пенсионный фонд, либо за него такие взносы может уплачивать любой другой человек (не обязательно родственник или супруг/супруга). Такая норма введена пенсионной реформой, чтобы граждане, не имеющие официального трудоустройства, но обладающие денежными средствами, могли обеспечить себе право на страховую пенсию по старости. Однако, можно «докупить» только половину страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.

Основные минусы пенсионной реформы 2019 года:

  • Повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин.
  • Сложнейшая формула для расчета пенсии, практически непонятная даже на начальных этапах простому обывателю.
  • Заморозка накопительной части пенсии.

В целом пенсионная реформа в России встречается в общества с негативными оценками, люди до конца не понимают смыслов и целей реформирования пенсионной системы, недовольство вызывает и увеличение пенсионного возраста, хотя это общемировая практика. Можно отметить неудовлетворительную работу пресс-службы и руководства ПФР в плате разъяснения населению принципов и целей пенсионного реформирования.

Подводя итоги можно отметить, что пенсионная система реформирует не от хорошей жизни, а по ряду причин, это и демографический провал 90х, это и рост отношения числа работающих (и отчисляющих пенсионные взносы) к числу пенсионеров. Суть пенсионной реформы на сегодняшний день состоит в том, что для получения достойной пенсии работать придется долго и с высокими официальными пенсионными отчислениями. Если при устройстве на работу вам предлагают зарплату в конверте, или оформление на неполную ставку (чтобы уйти от налогов и пенсионных отчислений в полном объеме) - стоит найти более честного работодателя. Только белая зарплата, при чем проверять делает ли ваш работодатель отчисления в пенсионный фонд необходимо регулярно! Для этого можно воспользоваться личным кабинетом на официальном сайте ПФР, либо личного кабинета на сайте Госуслуг.

За прошедшие 20 лет система выплат пенсии менялась несколько раз, и вот, наконец, два года назад произошла пенсионная реформа, которая устанавливает принципиально новый порядок начислений, в котором несведущий человек с наскока может и не разобраться. Изменения в пенсии коснулись всех параметров, ранее учитывавшихся при определении размера пенсионного обеспечения – стажа, среднего заработка, порядка начисления.

Суть пенсионной реформы

Последние новости для пенсионеров звучат неутешительно – в стране происходит старение населения, все больше категорий людей становятся не способными полноценно трудиться, и их обеспечение становится обременительным для пенсионного бюджета. Ранее назначение пенсионных выплат было простым и зависело от стажа, условий работы и зарплаты будущего пенсионера. Такой порядок мог применяться в следующих обстоятельствах:

  • доля занятого в разных сферах экономики населения значительно превышала число пенсионеров;
  • все работники официально платили пенсионные взносы.

В последние годы ситуация кардинально изменилась – около 40 млн граждан России являются пенсионерами, и их число в 30 гг. нашего века сравняется с совокупным числом тех, кто обеспечивает текущие отчисления в бюджет. Пенсионная реформа была вынужденной мерой, которую пришлось ввести Минфину, чтобы обеспечивать растущее количество пенсионеров деньгами. Сложность расчетов по нынешним правилам коррелирует с непопулярностью реформы среди населения.

Пенсионная реформа, разделенная на несколько этапов, призвана максимально облегчить нагрузку на работающих в данный момент граждан и, одновременно, создать для них все условия по выплате причитающихся денежных средств по достижении этим людьми пенсионного возраста. Кроме этого, гибкая система сочетания солидарной и накопительной программ снижает инфляционные и страховые риски для пенсионеров.

Как начислялась пенсия в 2015 году

С начала 2015 года люди, вступившие на порог достижения пенсионного возраста (для мужчин это 60 лет, для женщин – 55), столкнулись с новыми методиками расчета. Для многих они были непонятными, поскольку, после реформы, размер денежных выплат исчислялся не в рублях, а в неких коэффициентах, и пенсии при этом напрямую зависели от следующих параметров:

  • Срока обращения гражданина за причитающимися ему деньгами. Государство старается стимулировать как можно более позднее обращение человека за пенсионными выплатами.
  • Цены ИПК (индивидуально рассчитываемого пенсионного коэффициента). Его назначает правительство страны. В 2015 году он составлял 64 руб.
  • Официально задекларированного дохода человека и отработанного стажа.

Изменения пенсии с 2015 года

Пенсионная реформа, согласно федеральному закону, гласит, что денежные суммы, на которые может с 2015 года претендовать гражданин по достижению возраста, установленного законодательством, будут финансироваться из следующих источников:

  • отдельной суммы, зафиксированной государством на данный период времени;
  • страховой части пенсии;
  • накопительной части.

Фиксированные минимальные выплаты устанавливаются гражданину одновременно со страховой частью, а вот за финансовую долю пенсии от накопительной части отвечает он сам, поскольку эта часть платежей, хотя и является обязательной при отчислении работодателем взносов в ПФ, но инвестируется работником самостоятельно, в любой фонд, распоряжающийся подобными отчислениями.

Формирование страховой пенсии и накопительной пенсии

Чтобы знать, как формируются пенсионные средства, нужно себе представлять их источники. Работодатель с лицевого счета работника производит отчисления каждый месяц в размере 22 процентов в ПФР. Из них 16% идет на создание будущих пенсионных выплат труженика. Согласно реформе, работник может самостоятельно решить, разделять эти деньги на накопительную и страховую часть или нет.

Если работник решил обеспечить себе спокойную обеспеченную старость и делать накопительные взносы, то эти 16% делятся следующим образом – 6% идут на накопительную часть, и 10% – на базовую или страховую. Если же никаких распоряжений от работника не поступало, то все 16% поступают в страховые взносы. Человек, делающий такие платежи, должен четко представлять, что от этих распоряжений будет зависеть особый балл, или коэффициент.

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента

Поскольку право на получение денег после реформирования обеспечивает специальная единица, именуемая коэффициентом, нужно знать, как ее рассчитывать. Она должна быть равной 30, чтобы человек имел возможность получать пенсию по итогам трудовой деятельности. Рассчитывается он за каждый год трудового стажа, а потом все значения суммируются, причем баллы, которые сложились до 2015 года, рассчитываются особо. Общая же формула годового ПК выглядит так: годовые страховые выплаты работника (16%) делятся на максимальную сумму страховых взносов и умножаются на 10.

Как рассчитать пенсию по баллам в 2019 году

Пенсионная реформа определяет принципы расчета страховой части, зависящей от баллов. В 2019 году нужно удовлетворять следующие требования, чтобы получать от государства денежные пособия:

  • иметь число лет общего трудового стажа более или равным 8 годам;
  • количество баллов при этом не должно быть менее 11,4;
  • возраст человека должен соответствовать установленному законодательством.

Что учитывают при расчете пенсии

Формула расчета выглядит так – ОРП = СБ х ЦИК х ПК + ФВ х ПК, где:

  • ОРП – общий размер пенсии;
  • СБ – сумма всех баллов;
  • ЦИК – цена индивидуального коэффициента;
  • ПК – установленные реформой премиальные коэффициенты, которые тем больше, чем позже человек обращается за пенсионными выплатами;
  • ФВ – фиксированные платежи.

Коэффициент СБ подсчитывается так – СБ = СВ/СВмакс х 10, где:

  • СВ – страховые взносы (16% от доходов работника, если он не решил иначе);
  • СВмакс – максимальная сумма этих взносов, которая ежегодно повышается, коррелируя с инфляцией.

Какие периоды включаются в трудовой стаж

Согласно положениям реформы, кроме общего трудового стажа баллы учитывают определенные моменты жизни человека, когда платежей в ПФ не осуществлялось:

  • отпуск по уходу за детьми, инвалидами, лицами старше 80 лет;
  • срочная армейская служба;
  • временная недееспособность, подтвержденная больничными листами;
  • необоснованное нахождение в местах лишения свободы;
  • пребывание жен военных, дипломатов, консулов вместе с ними там, где они не могли устроиться на работу;
  • время, когда человек состоял на учете по безработице.

Стоимость 1 пенсионного коэффициента в 2019 году

Баллы постоянно пересчитываются – к исходной, принятой в 2015 году цифре 6,6 каждый год прибавляется 2,4. Кроме этого, коэффициент увеличивается с колебанием цен. За один год пересчет происходит дважды – 1 февраля, когда у правительства есть доклад об инфляции прошлого года, и 1 апреля, при утверждении общего бюджета ПФ. Согласно этим данным, ЦИК в 2019 году достиг 77 рублей, но будет постоянно расти и индексироваться.

Правительство планирует запустить новую пенсионную систему, первые элементы которой начнут внедряться с 2018 года. Основная цель чиновников – сбалансировать бюджет ПФР. Покрытие дефицита фонда требует значительных затрат бюджетных средств. Кроме того, правительству становится все сложнее проводить ежегодную индексацию.

Действующая пенсионная модель остается несбалансированной, уверены в Минфине, что создает фундаментальные риски для отечественного бюджета. Падение цен на нефть продемонстрировало уязвимость государственной казны перед внешними вызовами. Новая реформа поможет снизить зависимость бюджета от структурных доходов, подчеркивают в Минфине.

Наиболее спорным вопросом реформы, предложенной Минфином, остается проблема повышения пенсионного возраста. Данная мера является абсолютно необходимой, уверены представители экономического блока. Во время кризиса власти отложили принятие данного решения, что связано с ухудшением экономической ситуации. В 2018 году экономика полностью восстановится после кризиса, что позволит правительству скорректировать пенсионный возраст.

Формат будущего повышения нормативного возраста продолжает обсуждаться. Данный показатель может быть увеличен до 63-65 лет, считают эксперты. При этом власти используют опыт пенсионной реформы для госслужащих, ежегодно увеличивая нормативный показатель на 6 месяцев. Данная мера станет основой новой пенсионной системы, которая будет внедряться с 2018 года.

Помимо проблемы возраста, чиновники намерены окончательно решить вопрос с работающими пенсионерами. Согласно позиции Минфина, данная категория граждан не должна претендовать на ежегодную индексацию пенсий, поскольку располагает альтернативными источниками доходов.

Кроме того, представители ведомства намерены существенно сократить категории граждан, которые смогут рассчитывать на досрочную пенсию. Более половины льготников составляют работники вредных и опасных производств. Согласно новой инициативе Минфина, данная категория граждан может лишиться права на досрочные пенсии. Также чиновники предлагают повысить необходимый стаж для бюджетников-досрочников (учителя, медики и т.д.).

Существенные изменения ожидают накопительную систему, реформа которой позволит повысить сознательность граждан.

Стимул к накоплению

Длительная заморозка накопительной части негативно отражается на готовности населения самостоятельно формировать собственную пенсию. Власти рассматривают несколько вариантов реформ действующей модели, которые имеют принципиальные различия.

Представители Минэкономразвития допускают поэтапную разморозку накопительной пенсии. Уже в следующем году власти могут снять ограничения с 1-3% отчислений, что станет положительным сигналом для граждан, намеренных самостоятельно сформировать будущую пенсию. По мере улучшения экономической ситуации, правительство сможет переходить к следующему этапу разморозки накопительных пенсий.

Представители Минфина настроены на более радикальную реформу, которая предполагает отмену действующей накопительной пенсионной системы в 2018 году. Вместо этого чиновники предлагают запустить систему индивидуальных отчислений, участие в которой станет обязательным. В Минфине уверены, что подобный инструмент будет стимулировать граждан активнее участвовать в формировании собственной пенсии.

Эксперты ожидают запуск пенсионной реформы сразу после окончания выборов. Несмотря на нежелание чиновников идти на непопулярные меры, другие альтернативы для стабилизации пенсионной системы отсутствуют.

Отсутствие альтернатив

Ухудшение демографической ситуации на фоне сокращения поступлений от экспорта нефти вынуждает правительство ускорить реализацию пенсионной реформы. Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приводит к увеличению дефицита пенсионного фонда. В результате власти должны изменить базовые параметры, которые определяют размер пенсии.

В таких условиях ежегодная индексация пенсий превратится в настоящую проблему для правительства. Согласно оценкам экспертов, уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать другие виды затрат, перераспределяя ресурсы на повышение пенсий.

В 2017 году стартовала пенсионная реформа для госслужащих, которая затронула ключевые параметры начисления пенсий. Чиновники начали повышать пенсионный возраст для служащих, дополняя данную меру пересмотром необходимо стажа. Подобный подход может стать прототипом реформы для остальных категорий граждан, считают эксперты. Дальнейшее промедление с реформой чревато серьезными последствиями для отечественной экономики.

Повышение пенсионного возраста с 2019 года

Следующим этапом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста и ощутить действие новых правил на себе жители всех регионов России смогут уже с 1 января 2019 года.

Переход к новым нормам обещают сделать постепенным, добавляя ежегодно +1 год.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Новая пенсионная реформа, которая вступила в силу с начала 2016 года, кардинально меняет ранее действовавшую в России систему начисления пенсий.

Фактически пенсионная система начала работать в 2015 году, и рассчитана до 2025 года. В полной мере запуск реформы состоялся с 1 января 2016 года.

Какие годы попадают

Попали под неё граждане, которые устроились на работу после 1 января 2015 года. Те, кто работал и до указанного срока, не теряют свои наработки, они пересчитываются и вписываются в новые рамки.

Если по итогам перерасчётов новый вариант суммы окажется меньше, чем было до перерасчёта, то уменьшения не произойдёт, будет оставлена та сумма, которая больше.

Суть новой пенсионной реформы – основные направления

Изменения, которым подвергается пенсионная система России, можно назвать глобальными. Она разделилась на страховую и накопительную. Страховая, основой которой остался Пенсионный фонд, по-прежнему будет пополняться за счёт отчислений с заработной платы и иных обязательных платежей.

Право на пенсию теперь выражается в баллах, или в , и имеют это право граждане, которые:

  • достигли пенсионного возраста, 55 лет для женщин и 60 для мужчин;
  • имеют хотя бы минимальный страховой стаж, это 15 лет с 2024 года и 7 лет в 2016;
  • имеют достаточный ИПК, в 2025 году это 30, в 2016 — 9.

Источниками начисления баллов являются:

  1. Заработная плата, с которой гражданин платит налоги и за которую будут начисляться баллы (о том, что это ).
  2. Рабочий период, в течение которого работник зарабатывал стаж.
  3. Нерабочие периоды, в которые можно получить дополнительные баллы.
  4. Возраст выхода на пенсию, от него зависит наличие дополнительных баллов или их отсутствие.

За год рабочего стажа работнику начисляются баллы, который и дают ему право претендовать на пенсию, при условии оплаты взносов.

Для тех, кто работал до 2015 года, пенсионный капитал конвертируется в ПК . Делается это по простой формуле:

ПК = Страховая часть (без базовой) / Стоимость балла

ГИПК – это годовой ИПК , то есть, сумма баллов, заработанных за год, рассчитывается так:

ГИПК = Сумма всех страховых взносов / Максимально возможную сумму взносов х 10.

Сумма страховых взносов прямо зависит от годовой зарплаты: это 16% от неё, если выбран вариант только страховой пенсии, или 10%, при варианте страховой и накопительной.

Максимальное число баллов, которое может быть начислено за год, составит в 2021 году 10, а в 2016 – 7,83.

Начисляться они будут в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения был выбран.

Страховая пенсия регулярно подвергается индексации со стороны государства, а накопительная не индексируется. Для неё существуют другие источники роста – финансовый рынок и инвестирование.

Основная формула расчёта пенсии

Страховая пенсия по старости (СтрП) за один год =

Сумма пенсионных баллов (ГИПК) х Стоимость балла в текущем году (СПБ) + Фиксированная выплата (ФВ)

В коротком виде: СтрП = ГИПК х СПБ + ФВ

ГИПК — это сумма баллов за год;

СПБ — стоимость в рублях одного пенсионного балла в текущем году, устанавливается государством и ежегодно индексируется.

ФВ представляет собой фиксированную выплату, определённую от 28.12.2013, ст.16.

Для 2016 года страховая пенсия определяется так: СтрП = ИПК х 74,27 + 4558,93 руб.

С 1 января 2016 года отменена надбавка в 2%, и пенсии военным будут начислять за выслугу лет. Зато с того же момента пенсии для них и МВД подрастают на 7,5%.

Если после окончания службы пенсионеры займутся гражданскими работами, то им пойдёт обычный пенсионный стаж. Все надбавки будут направляться на социальные нужды. Это есть уравнивание гражданских и военных пенсионных выплат, вполне уместное во время кризиса.

Пенсионная реформа 2016 для судей РФ

Судьи являются работниками государственных структур и, хотя формально служащими не являются, относятся к профессиям, работа которых оплачивается из средств бюджета. Когда судья собирается выходить на пенсию, перед ним открываются 3 возможности .

  1. Если его работа судьёй продолжалась менее 10 лет, он может получать пенсию на общих основаниях, определённую в соответствии с ФЗ №400 от 28.12.2013, а также ФЗ №126 от 04.06.2011.
  2. Если необходимая выслуга имеется, то оформляется по выслуге лет.
  3. Если работа судьёй продолжалась не менее 20 лет и удовлетворены прочие условия, то можно получать пожизненное содержание (80% от заработной платы), которое не облагается налогом.

Работники образования с тревогой относятся к новой пенсионной реформе. Главная обеспокоенность — о праве на досрочную пенсию по выслуге лет, которая до сих пор имела место.

Пока в ФЗ №400 от 29.12.13 не внесены какие-либо изменения, право на льготную пенсию по выслуге для учителей сохраняется.

Однако только при соблюдении некоторых условий:

  • наличия стажа в 25 лет;
  • хотя бы минимального ИПК (в 2016 – 9, в 2017 – 11,4);
  • соответствия должности определённым спискам профессий, которое оговаривается постановлениями и законодательными актами;
  • занятости по полной ставке.

Если работающий учитель отказывается от досрочного выхода на пенсию, то вступает в силу ФЗ №400, пункт 15 ст.15 и пункт 5 ст.16. То есть, педагог зарабатывает повышенные баллы. В любой момент он вправе обратиться за получением пенсии.

Пенсионная реформа для медиков

У медиков тоже существует выслуга лет и досрочный выход на отдых, а также — понятие льготной пенсии.

Необходимое условие для её получения – это стаж, 30 лет для городского, и 25 – для врача из сельской местности. Ранее начисление такой пенсии проводилось по другим методикам, а новая реформа даёт совсем другой результат.

Трудовой стаж, постепенно увеличиваясь, для обеих категорий станет в итоге одинаковым – 27,5 лет. Поэтому факторы, удерживающие медиков в сёлах, потеряют своё значение, что спровоцирует перемещение их в город, где много частных клиник и оплата выше. Забота о сохранении кадров в сельских больницах у правительства напрочь отсутствует.

Согласно новому порядку выплаты пенсий, работающий пенсионер может уволиться с работы и уведомить об этом пенсионный фонд, после чего пенсия его начнёт индексироваться. Если, дождавшись увеличения, он снова пойдёт работать, то размер пенсии так и останется увеличенным.

Новшества 2016 года — плюсы и минусы новой пенсионной реформы

Привычная система начисления пенсий изменилась кардинально, и ещё будет претерпевать дальнейшие изменения. Но кое-что видно уже сегодня.

Плюсы

К плюсам можно отнести появившуюся у граждан возможность более активно влиять на свою будущую пенсию, в частности, стараться работать легально.

Базовые для пенсий величины являются индексируемыми.

Появилась возможность добавлять к пенсионному стажу службу в армии и работу по уходу.

Вот баллы, которые дополнительно получают граждане в не страховые периоды:

  • 1,8 за 1 год армейской службы;
  • 1,8 уход за пожилыми и инвалидами;
  • 1,8 за 1 год отпуска по уходу за ребёнком, первым;
  • 3,6 за 1 год — за вторым;
  • 5,4 за 1 год — за третьим и четвёртым.

Сохранился пенсионный возраст и большинство льгот, повысились пенсии у многих категорий пенсионеров.

Минусы

Многие граждане могут столкнуться и с минусами пенсионной реформы, в первую очередь те, кто работает неофициально: они не смогут получить полную пенсию.

Не повезло пенсионерам, которые на момент запуска новой системы работали. Им для того, чтобы увеличить пенсию, придётся увольняться и устраиваться на работу заново.

Минимальный стаж будет увеличиваться и вырастет втрое, правда, не сразу, а на протяжении 15 лет.

Пенсионная реформа 2020

Речь идёт о пенсионной главе известной «Стратегии 2020» , она разработана либеральным крылом правительства РФ и ориентирована на обеспечение высоких пенсий для среднего класса.

Поскольку в условиях длительного кризиса во всём мире вымывается именно средний класс, то вряд ли такая тематика останется актуальной к 2020 году.

Тем не менее, создатели пенсионной реформы 2020 предлагают такие пути решения проблемы.

  1. Повышение минимального стажа для трудовой пенсии.
  2. Сокращение списка опасных работ и досрочных пенсий.
  3. Пенсия для низкодоходных работников, социальная и базовая.
  4. Для среднего класса – сумма базовой, солидарной и накопительной.
  5. Богатым — как и для среднего класса, плюс всё остальное.
  6. Повышение пенсионного возраста до 63 лет (к 2030 году), сопровождающееся ростом нормативов по стажу.

Пенсионная реформа в России успешно стартовала. Путь у неё будет трудный, постоянно появляются разные предложения, усовершенствования и уточнения, которые могут свести на нет все усилия прошлых лет. Вот и Минфин выступил с предложениями, которые всколыхнули всю страну.

Остаётся надеяться, что правительству удастся придерживаться заданного курса и не потерять темп.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей