Каким должно быть правильное воспитание подростка. Проблемы воспитания подростков, подростковый кризис. Позитивные и негативные девиации

Многие молодые родители думают, что менять подгузники своему ребенку и не спать по ночам из-за непрекращающегося плача младенца, это самое трудное. Но по мере взросления отпрыска, они понимают, что сильно заблуждались. Проблемы воспитания подростков актуальны всегда, а особенно в наше время: когда прогресс мчится с бешеной скоростью, и ребенок старается бежать c ним в один такт. Очень сложно уследить за ребенком, чтобы он не попал в дурную компанию, не обзавелся вредными привычками и увлечениями т.д. А особенно тяжело дается воспитание трудных подростков. Для того чтобы процесс воспитания своего ребенка прошел максимально гладко и эффективно, каждому родителю необходимо знать, как воспитывать подростка.

Будьте родителями, а не друзьями

Стоит забыть о том, чтобы стать другом своему сыну или подружкой для своей дочери. Это абсолютно не то, что нужно подростку. Настоящая, крепкая дружба придет гораздо позже, лет через десять. Само собой, необходимо сохранять душевную близость между родителями и детьми, но это должно быть вовсе не приятельство. Конечно, вы можете сказать подростку: «Ты можешь рассказывать мне все, я тебя никогда не осужу». Но, что если подросток расскажет вам что-либо действительно крайне опасное для него? Вам придется его осудить? Разговаривать со своим ребенком необходимо на разные темы, но никогда не обещайте ему, что будете поддерживать его в абсолютно любых начинаниях. Вы должны быть тверды в своих ценностях, принципах и нормах поведения. Ожидайте сопротивления и будьте к нему готовы. Реальность такова, что время опасных экспериментов – это как раз подростковый возраст. Подростку сложно принимать правильные решения, а также руководствоваться здравым смыслом. Поэтому данную задачу должны выполнять его родители. Особенности воспитания подростков подразумевают тот момент, что именно родители должны принимать правильные решения и подсказывать их своему чаду. Ребенок должен понимать, что вы его мама и папа, а не друзья. И поэтому, если родители говорят «нет», то это твердое «нет», которое не может значить «да» но позже.

Поспевайте за прогрессом

Казалось бы, Одноклассники, YouTube, Facebook, ди-джеи, эмо, что может быть здесь интересного? Неужели вам, как родителю, нельзя потратить время на что-нибудь более интересное кроме, как на изучение этих вещей? Нет, нельзя! Если ваше ребенок интересуется этим, а скорее всего он этим и интересуется, то ваша прямая обязанность также интересоваться этим. Только не для того, чтобы тайком читать переписку ребенка со сверстниками, а для того, чтобы не потерять с ним эмоциональной связи. Стоит время от времени отправлять на сотовый телефон своего ребенка забавные смски или открытки. Это поможет не только показать подростку на сколько «продвинутые» у него родители, но и ненавязчиво оставаться с ребенком в контакте. Можно также зарегистрироваться на популярных интернет ресурсах, таких как «Одноклассники», «В контакте» и т.п., и добавиться в друзья к своему ребенку. Так вы будете знать не только его друзей, но сможете разглядеть его интересы и манеру общения, которая «расскажет» вам о многом.

Ваш вкус устарел

Воспитание подростков в семье подразумевает также и проблему разносторонних взглядов на вещи. Подросток все время экспериментирует с новыми прическами, друзьями, музыкой, одеждой. Он пытается найти свое место в обществе, и хочет понять, кто же он такой. Внешний образ подростка отражает его внутренний мир, состояние поиска себя. Для родителей главное не мешать своему ребенку в этом поиске, конечно, только в том случае, если его поведение приемлемо. А именно, если он не имеет проблем с законом, хорошо учится и соблюдает нормы морали. В таком случае необходимо, стиснув зубы, поддержать его. Единственное, родителям девочки-подростка нужно обращать внимание на то, чтобы она не носила слишком откровенные наряды, поскольку это может быть опасно для нее. В таком случае родителям обязательно стоит вмешаться.

Не шпионьте

Методы воспитания подростков ставят на первое место правило «не шпионить». В большинстве случаев лучше вообще держаться, как можно дальше от личных вещей подростка. Ведь даже, если вы найдете при «обыске» что-либо неприемлемое и запретное для вас, а потом и сообщите об этом подростку, то он заострит внимание на том, каким из способов вы нашли это, а не на том, что вы нашли. Таким образом, запретный плод станет еще слаще. Если вы обеспокоены поведением ребенка или думаете, что у него могут находиться какие-то опасные вещи, то гораздо лучше будет, если вы спросите об этом прямо. Конечно, подросток может начать отрицать все ваши опасения, но он начнет понимать, что вы заботитесь о нем и обеспокоены его поведением.

Не носите «розовые очки»

Основная масса родителей, глядя на своих отпрысков, видят совершенных ангелов. Но, к сожалению, реальная картина не имеет абсолютно ничего общего с этим восприятием. Конечно, хорошо знать всевозможные рекомендации по воспитанию подростков, но если упорно не замечать проблем, то никакие советы не помогут. Не имеет никакого значения, то насколько хорошо воспитан ваш ребенок, а также каких жизненных ценностей придерживается вся ваша семья. Шанс, что ваш ребенок делает что-то, что вам не понравилось бы, очень велик. К сожалению, это подтверждает и статистика: 75% подростков к окончанию 10 класса уже пробовали алкоголь, столько же пробовали курить, а 1 из 5 подростков признается, что позировал в обнаженном виде. И эти вещи всего лишь «цветочки» в сравнении с наркотиками или сексом. Поэтому не надо вести себя, как страус, прячущий голову в песок, а лучше обсудите со своим ребенком все неприятные аспекты, которые могут появиться в жизни каждого подростка. Также, самым лучшим способом, позволяющим понять мышление подростка, является необходимость вспомнить себя в его возрасте, ведь вы, скорей всего, сами прекрасно знаете, как хотелось иногда ослушаться родителей или же сделать что-то запрещенное. Поэтому будьте хоть немного снисходительны и расскажите своему ребенку, что делали вы в молодости и какие последствия имели ваши действия.

Часто возникает вопрос: как родителям воспитывать подростка , и каковы должны быть контроль и опека. Для того, чтобы родителям получить ответ, необходимо понять некоторые особенности подросткового возраста.

Как родителям воспитывать подростка — особенность подросткового возраста

Главная особенность подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
Важная потребность переходного возраста – освобождение от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще и установленных ими порядков. ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ


Взаимоотношения поколений никогда не могут быть равными. Старшие обучают и воспитывают младших, приобщают их к культуре и передают им это наследие.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Центр тяжести переносится с прошлого на современность. Культура ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. В воспитании влияние родителей перевешивается влиянием сверстников.

Как родителям воспитывать подростка — условия

Семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь подростка.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства, так называемых, трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.

Психологический механизм влияния на подростка — понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание.

Механизм противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, вырабатывает повышенную тягу к самостоятельности.

Ребенок лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».

Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, (психофизиологические особенности подростка) показывают, что эти явления чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Она может проявляться или явно, или скрытно.

Как родителям воспитывать подростка — стили воспитания

Немотивированная, безотчетная жестокость у подростков – это следствие детских переживаний, связанных с родительским воспитанием .

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Перегиб в сторону либеральности (всетерпимости), вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала способствует формированию личности со слабым «Я».

Переходный возраст – период эмансипации ребенка от родителей. Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования. Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из близкого окружения, но и из более широкого круга лиц.

Чем хуже отношения подростка с родителями, тем чаще он будет общаться со сверстниками, тем выше его зависимость от сверстников и тем автономнее будет это общение от взрослых.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками – мешает самолюбие.

Как родителям воспитывать подростка — причины проблемы

Причина проблем в общении с подростком коренится в психологии родителей, не желающих замечать изменения внутреннего мира подростка.

Понять скрытого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность.

Спешка, неумение, нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына (дочери), самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что, в первую очередь, создает психологический барьер между родителями и подростками.

Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно, важные) аспекты жизни детей, тем суше, казеннее становятся их отношения.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том же самом качестве, что и в раннем детстве. Но в этой установке – источник постоянных конфликтов.


Стройте свои отношения с подростком правильно!

Когда ребёнок становится подростком, привычные правила воспитания перестают работать, родители оказываются в тупике. В ход идут всевозможные малоэффективные трюки, которые только ещё больше отдаляют детей от родителей. Профессор математики голландского университета Твенте, мать двоих детей и автор бестселлера «Наши хорошие подростки» Нелли Литвак призывает как можно чаще представлять на месте ребёнка самих себя и делится правилами, которые помогли ей в воспитании собственных дочерей.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Отрицающим всё вокруг подросткам обычно трудно предложить взамен что-то конкретное. Экспериментируя со своей внешностью, они редко остаются довольны результатом. И за частую смену настроения они тоже не в ответе. Усугубляет картину мучительная гормональная перестройка. Они невыносимы. И в первую очередь для самих себя. А в этом состоянии нужно умудриться как-то учиться, быть вежливым, приветливым и соответствовать родительским ожиданиям.

Книга Нелли Литвак «Наши хорошие подростки»

В этот период отношения между детьми и родителями часто дают трещину, и потом их очень трудно восстановить. Чтобы этого не произошло, важно помнить о простых, но действенных вещах.

Как найти общий язык с подростком Нелли Литвак рассказала на очередной встрече Клуба экспертов образования .

1. Ругать и отчитывать подростка - самые бессмысленные занятия

Прочитав ребёнку очередную лекцию или накричав на него, вы не получите никакого результата, кроме отрицательного. Он ещё больше отдалится от вас. Всякий раз, когда у вас возникает соблазн это сделать, представляйте на его месте себя. Что вы будете делать, если на вас кто-то накричит? Сначала вы чувствуете обиду, агрессию, желание заплакать или ответить, а в итоге прекращаете общение с этим человеком. Так почему вы думаете, что ваш крик должен оказать терапевтический эффект на вашего ребёнка? Рано или поздно ребёнок перестаёт вас слышать и закрывается.

Вывод один: подобная модель общения неэффективна прежде всего для вас самих.

2. Дети боятся реакции родителей

Научитесь не испытывать недовольство своим ребёнком и уберите критику. Совсем! Подросток всегда чувствует, когда вам что-то не нравится и когда вы им недовольны. Даже если вы молчите. А если вы на всё реагируете негативно, он начинает испытывать тревогу. Сначала он перестаёт вам доверять, а потом вас воспринимать. И он найдёт вам замену.

Дети хотят с нами говорить. Но на те темы, которые им действительно интересны. И тогда, когда чувствуют, что мы их одобряем. Мы же сводим общение с ними к явным или скрытым поучениям, теряя со временем авторитет в их глазах. Любите своих детей такими, какие они есть, и не требуйте от них невозможного.

3. Если проблемы нет, скажите себе «Стоп!»

Задайте себе вопрос и честно на него ответьте: вам просто что-то не нравится в ребёнке или это действительно проблема? Скажем, если ребёнок выкрасил волосы в зелёный цвет - это мало кому понравится. Но проблема ли это? Это угрожает жизни ребёнка? Это всего-навсего способ самовыражения, и подавляющее большинство подростков проходят этот период. Я вовремя поняла, что есть надуманные проблемы, а есть - настоящие.

4. Если проблема действительно есть - поставьте конкретную и выполнимую задачу

Например, если я понимаю, что моя дочь никогда не станет отличницей, то не буду ставить перед ней и перед собой задачу сделать из неё отличницу любым путём. Это глупо. У каждого свои способности и возможности. Я поставлю задачу улучшить те оценки, которые у неё есть сейчас. Не надо ждать от ребёнка того, что он не в состоянии сделать.

5. Задачи делятся на простые и сложные

Простые задачи родители могут решить без участия ребёнка. Сложными они называются в том случае, когда ребёнок тоже должен что-то делать. Для решения сложной задачи нужно, чтобы ребёнок был с этой задачей согласен. Если у него нет собственной мотивации - задача невыполнима. Её придётся менять.

6. Задач не должно быть много

Нельзя решать сразу несколько задач одновременно и непрерывно. Добившись какого-то одного результата, порадуйтесь и оставьте ребёнка в покое хотя бы на полгода. Не нужно ставить на поток бесконечное решение задач.

7. Если подросток не хочет учиться, задача родителей дать слону морковку

Представьте себе слона, на котором сидит всадник. Всадник - это то, чего мы хотим. А слон - то, что может наш ребёнок. Если слон не хочет двигаться в том направлении, в котором хочет двигаться всадник, что происходит? Побеждает слон. Наша родительская задача встать рядом и похвалить слона; предложить ему морковку и, возможно, он потихоньку пойдёт вперёд.

Если от ребёнка отстать - он начнёт делать выбор сам. Но чтобы была мотивация, ребёнок должен понимать, что это его решение.

8. Пятёрки не делают человека счастливым

У всех людей разные способности. Вот я плохо рисую. Я могла бы тренироваться по пять часов в день и однажды нарисовала бы прекрасного слона. Но тогда я не смогла бы делать то, что у меня получается лучше всего и приносит мне удовольствие. У меня не осталось бы времени на математику. Бывает наоборот. Ребёнок талантлив в рисовании, но родители кладут все силы, чтобы он получил пятёрку по математике, загубив при этом свой талант к изобразительному искусству. Сделает ли эта пятёрка ребёнка счастливым? Способности надо развивать.

Нам с мужем, а он тоже профессор математики, было нелегко принять тот факт, что наша дочь отстаёт в учёбе и очень плохо считает. До такой степени плохо, что осталась на второй год в школе. Однажды она нам сказала, что счастлива, когда поёт и ухаживает за животными. И дай бог.

В Голландии, когда рассказывают о своих детях, говорят так: «У меня есть ребёнок, и он - прекрасен!» Вам не станут говорить, как он учится и что он умеет. Ребёнок есть, и это счастье.

9. Люди, лишённые амбиций, тоже бывают счастливыми

Просто поймите и примите, что если вам нужно, чтобы ваш ребёнок был отличником и во всём первым, это не значит, что это нужно ему. Не всем людям жизненно важно быть во всём лучшими и признанными. Многие дети с удовольствием занимаются тем, что им нравится и что у них получается, и из них вырастают совершенно счастливые и гармоничные люди. А отличники, постоянно испытывая повышенную тревогу и страх совершить ошибку, часто не находят себя во взрослой жизни.

10. В школе не учат быть счастливым

Есть одно очень полезное упражнения, которое помогает лучше осознать родительские задачи.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В левой напишите качества, которые нужны, чтобы хорошо учиться (усидчивость, мотивация, память, школьные оценки, исполнительность, ответственность, прилежание, умение следовать правилам). А в правой - качества, которые необходимы для успеха и счастья в жизни (уверенность в себе, здоровье, внутренняя гармония, эмоциональный интеллект, умение общаться). Тому, что вы написали в правой колонке, в школе не учат. Это мы с вами должны передать нашим детям.

Задача воспитания заключается в том, чтобы к 18 годам человек мог отвечать за собственную жизнь.

В семье растет подросток 14 лет. Но как воспитать в нем настоящего мужчину? Каждому родителю хотелось видеть в своем сыне ответственного и целеустремленного человека, умеющего принимать решения, заботиться о близких людях, уважительно относящегося к женщинам, чтобы был смелым и честным.

Как воспитывать подростка мальчика

Примерно с 14 лет происходят бурные изменения в организме ребенка:

  • физические;
  • психологические;
  • половые.

Это все сказывается на психике и его поведении. Многие мальчики перестают слушаться своих родителей, ведут себя своевольно, замкнуто, агрессивно. У них появляются свои кумиры, они им подражают, поэтому начинают обращать внимание на свою внешность.

Парни больше общаются со своими сверстниками, родители отходят на второй план. Подросток часто отклоняет их просьбы, не соглашается с их мнением, спорит и старается доказать свою правоту.

Мальчик – подросток живет в своем мире надежд и стремлений. В этом возрасте очень часто зарождаются первые романтические чувства.

Воспитание подростка 14 лет характеризуется тем, что его характер к этому времени уже сформирован и нельзя ничего изменить. Он складывался на протяжении всей его жизни: в садике, школе, семье.

Воспитание подростка мальчика во многом зависит от взаимоотношений между родителями и их участия в воспитании ребенка. В этом возрасте иногда подростку так хочется, чтобы его поддержали, почаще обращали внимание. А многие отцы отклоняются от своих обязанностей. Ведь любой мальчик старается подражать своему отцу, видя все положительное и отрицательное в его поведении. Папы обязаны об этом помнить и быть всегда примером для него.

Мать должна проявлять постоянную заботу, быть в курсе дел отрока, делать небольшие подарки, быть ласковой и доброй. Все это повлечет за собой правильное воспитание. Он вначале полюбит свою мать на всю жизнь, а потом девушку своей мечты.

Повзрослевший парень желает быть на равных с родителями, а они считают его ребенком. Поэтому часто возникают обиды, мальчик замыкается в себе. Нужно видеть в нем взрослого сына, больше поручать самостоятельно принимать решения.

Воспитание 14 летнего подростка мальчика необходимо проводить обдуманно, быть заранее готовым к этому, наладить тесный контакт со школой, с учителями и классным руководителем, чтобы помогать своему ребенку в освоении предметов, в отношениях со сверстниками.

Воспитание сына подростка – это очень ответственный период для родителей, все зависит только от них.

Советы психолога по воспитанию мальчика 14 лет

Психологи не считают этот возраст сложным для воспитания, они его называют новым идентификационным периодом становления будущей личности.

Специалисты утверждают, что это возраст 5-ти «НЕ», к ним относят:

  1. нежелание учиться;
  2. не выполнять домашние задания;
  3. не слушать советы;
  4. не убирать за собой;
  5. не приходить вовремя с прогулки.

Воспитывать подростка мальчика 14 лет нужно бережно и тактично, необходимо стараться сдерживать свои нервы, никогда не кричите на него.

Не забывайте, что на первый план у подростков выступают эмоции, им кажется, что взрослые часто несправедливо к ним относятся. Парни начинают выяснять отношения, которые приводят к скандалам дома и в школе.

Мать и отец должны понимать своего сына, запасаться большим терпением, все вопросы решать бесконфликтно и не ругать за пустяки.

Школа. Большую помощь родителям оказывает школа. Воспитание мальчиков в средней школе проходит на разных уроках: «Этика и психология семейной жизни», «Обществознание», «Физическая культура», а так же на классных часах, где рассматриваются разные вопросы становления личности, часто говорят о нравственности школьников, их девиантном поведении (курении, алкоголизме, наркомании).

  • нельзя критиковать ребенка в присутствии его друзей;
  • интересоваться успехами;
  • не бояться признаваться в своих ошибках;
  • никогда не обманывать ребенка;
  • всегда объяснять правильность поступка;
  • советоваться с сыном по поводу финансовых затрат, семейных планов;
  • внимательно слушать мнение;
  • доверять сыну;
  • любить его всей душой.
  • Чтобы подростковый период прошел безболезненно, все зависит от подготовленности родителей к нему. Поэтому наберитесь терпения, помогите своему сыну преодолеть все возрастные трудности, относитесь к нему всегда с любовью и пониманием!


    Воспитание подростков.

    Помочь родителям подростка - основная задача этой статьи. Мы уверены, что прочитав ее полностью , вы сможете лучше понять, как сделать воспитание подростка более эффективным, предотвратить или сгладить конфликты. Узнаете психологические основы воспитания подростков.

    В ней вы найдете информацию о психологии подростка, конкретные рекомендации по воспитанию подростка, которые помогут избежать типичных ошибок родителей в воспитании подростков, сохранить гармоничные отношения в семье, помочь подростку и взрослым успешно справиться с трудностями переходного возраста. Часто конфликты подростков и родителей происходят из-за элементарного незнания последними психологических особенностей подросткового периода развития.

    Надеемся, что эта статья поможет родителям и другим взрослым успешно преодолеть все трудности в воспитании подростка.

    Структура статьи.

    • Рекомендации родителям подростков.
    Психологические особенности подросткового возраста.

    О том, как воспитывать подростка написаны сотни книг и тысячи статей, но часто они основаны на личном опыте автора и его мировоззрении.

    В этой статье мы опираемся исключительно на информацию, подтвержденную многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями, результаты которых опубликованы в научной литературе.

    Родители и педагоги часто выделяют отдельные темы в воспитании подростков: нравственное воспитание, половое воспитание, физическое воспитание, духовное воспитание и т.д. Но любое направление воспитания подростков только тогда эффективно, когда оно осознанно и основывается на возрастных особенностях подросткового периода развития человека.

    Речь пойдет о возрасте 11-18 лет. Хотя границы подросткового возраста достаточно условны, у кого-то он может начаться чуть позже, у кого-то чуть раньше.В статье нет деления на подростков-мальчиков и подростков-девочек. Все в ней сказанное относится к подросткам вне зависимости от их пола. Разумеется, некоторые типичные подростковые реакции проявляются у девочек - подростков чаще в более скрытом виде, чем у подростков -мальчиков, а некоторые, наоборот, у девочек более выраженные, чем у мальчиков.

    Все знают, что период от рождения до трех лет является очень важным в развитии ребенка. Полученный в это время опыт во многом определяет дальнейшее становление человека и сказывается на всей жизни.

    Но гораздо меньше известно, что подростковый период оказывает не менее важное влияние. Связано это с тем, что в подростковом возрасте возникает второй период повышенной пластичности мозга, т.е. способности головного мозга к изменениям под влиянием внешней среды.

    Повышенная пластичность мозга в подростковый период дает возможность позитивных результатов в воспитании подростка, но и одновременно является зоной риска, т.к. последствия неблагоприятного внешнего воздействия могут быть сильными и сохраниться на всю жизнь .

    Подростковый возраст – это период, когда человек приобретает набор навыков и способностей, необходимых ему для дальнейшей самостоятельной жизни.

    В это время формируются способности осознавать потребности других людей, их мотивацию и намерения; умение планировать и достигать поставленных целей; прогнозировать последствия своих действий; контроля собственного поведения и эмоций.

    Знание и учет психологических особенностей подростков помогут родителям избежать ошибок в воспитании своих детей подростков.

    Что необходимо знать и учитывать в воспитании подростков.

    • В подростковом возрасте возникает потребность в отделении от взрослых, ощущении себя самостоятельным и независимым. Именно эта потребность часто лежит в основе подросткового негативизма, стремлении подчеркнуть свою индивидуальность, сопротивлению взрослым.
    • Подростки нуждаются в признании со стороны сверстников. Для большинства подростков мнение приятелей может быть более значимым, чем мнение взрослых, в том числе и родителей. Часто это приводит к неразумным поступкам в компании сверстников. С другой стороны, отвержение со стороны сверстников приводит к эмоциональным проблемам подростка, чувству одиночества и проблемам в общении, которые могут закрепиться на всю жизнь.
    • Всем людям не безразлично внимание окружающих, их мнение и отношение. Но в подростковом возрасте это проявляется в значительно большей степени, чем у взрослых. Подростки становятся более чувствительными к мнению и оценкам окружающих (особенно сверстников), они часто преувеличивают внимание окружающих к себе, особенно остро переживают чувство отверженности сверстниками, одиночество.
    • В подростковом возрасте положительные эмоции кажутся сильнее и ярче, чем в других возрастах, при этом самоконтроль еще недостаточно развит. Саморегуляция подростков еще не сформировалась. Для подростков характерно стремление к получению вознаграждения «здесь и сейчас», но они менее склонны избегать ситуаций, в которых могут что-то потерять или потерпеть неудачу. Стремление получить немедленное вознаграждение часто берет верх над здравым смыслом, т.к. они в меньшей степени способны контролировать свое импульсивное поведение, особенно в компании сверстников. Очень часто подростки совершают какие-либо нежелательные поступки не из-за незнания, а под влиянием сиюминутных эмоций.
    • В обычных условиях подросток часто способен на такой же уровень самоконтроля, как и взрослые. Но беспокойство, усталость или стресс в гораздо большей степени влияют на его способность к самоконтролю, чем у взрослых. (Это связано с неразвитостью префронтальной коры головного мозга, ответственной за саморегуляцию). В эмоционально нестабильном состоянии или под внешним влиянием качество принимаемых им решений ухудшается.
    • Из-за повышенной возбудимости лимбической системы головного мозга подростки проявляют большую эмоциональность, переживают эмоции острее, чем взрослые, а также стремятся получить более яркий и интенсивный опыт – психологи называют это «стремлением к чувственному опыту».
    • В случае негативных эмоций у подростков снижается активность в областях мозга, отвечающих за контроль над эмоциями и понимание того, что им говорят. Саморегуляция подростков при негативных эмоциях снижается гораздо сильнее, чем у взрослых.
    Типичные ошибки родителей в воспитании подростка.
    • Излишний контроль, попытки все регламентировать. Отношение как к маленькому ребенку. Не считаются с желаниями и мнением подростка.

      Тем самым родители или подталкивают подростка к бунту, к выраженной реакции эмансипации или подавляют его самостоятельность.

    • Пытаются воздействовать только авторитарным способом, используют исключительно запреты и наказания. Считают, что главное, чему должен научиться ребенок – это послушание, покорность и почитание авторитетов .

      Жесткие авторитарные воспитательные меры часто подталкивают ребенка к изощренному вранью из-за страха наказания. Исследования показывают, что авторитарный стиль воспитания не способствует здоровому развитию, часто приводит к меньшей самостоятельности и настойчивости в дальнейшей жизни, неуверенности в нестандартных ситуациях.

    • Пускают все на самотек, уступают всем капризам ребенка, ничего не контролируют, избегают конфликтов.

      Это может привести к воспитанию низкой мотивация к достижениям, к большей степени подверженности влиянию со стороны сверстников и нарушениям поведения. Тормозит развитие саморегуляции подростка.

    • Ругая за что-либо, оценивают не сам поступок и его последствия, а личность подростка.

      В этом случае родители провоцируют протестную реакцию или ощущение беспомощности и отверженности у подростка.

    • Недооценивают степень влияния сверстников. Не придают значения, если у него нет друзей

      Если у подростка нет друзей, то это повод для беспокойства. Так же из-за подверженности влиянию сверстников очень важно его окружение. Иногда даже следует поменять школу или класс, если подросток оказался в изоляции или в неподходящей компании сверстников (но делать это надо в крайних случаях).
    • Недооценивают внешние обстоятельства, когда требуют от подростка осознанного поведения и самоконтроля.

      Подросток часто просто не может себя контролировать, противостоять каким-либо обстоятельствам. Вспомним, что саморегуляция подростков еще недостаточно развита.

    • Пытаются воздействовать на подростка «на эмоциях», в стрессовой ситуации.

      В стрессовой ситуации мозг подростка просто хуже способен к аналитической работе. До подростка просто может «не доходить», что ему говорят рассерженные взрослые.

    • Неумеренно поощряют подростка даже за незначительные успехи, тем самым приучая к получению «удовольствия» без особых усилий.
    Это может привести к развитию эгоцентричности, а также к тому, что во взрослой жизни человек испытывает постоянные разочарования, теряется в ситуации, когда к нему предъявляют какие-либо требования.
    • Не учитывают индивидуальные особенности подростка и современные условия жизни. Действуют по принципам: «Что хорошо для меня, то и для него». «Что мне нравится, то и ему это должно нравится» и т.п.

      Все люди разные. Во многом личностные особенности человека обусловлены свойствами его нервной системы, зависящими от генотипа и формирования в пренатальный период. Как учитывать индивидуальные особенности в воспитании подростка - чуть ниже в этой статье.

    Рекомендации родителям по воспитанию подростков.

    Главное, в чем могут родители помочь своему ребенку в успешном преодолении всех трудностей подросткового периода, - это создание поддерживающей и психологически безопасной атмосферы в семье.

    Основные принципы воспитания подростка:

    Проявления любви.
    Справедливость.
    Оказание поддержки.

    Основные средства воспитания подростка:

    Общение, разговор.
    Контроль.
    Совместные мероприятия.
    Личный пример.
    Пластичность нервной системы, то есть степень восприимчивости человека к влиянию окружающей среды, предопределена генетически. Другими словами, кто-то больше подвержен внешним воздействиям, кто-то меньше. Но внешняя среда способна оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие подростка в зависимости от ее содержания. И хотя генетический код определяет силу влияния среды на развитие подростка, будет ли это влияние положительным или отрицательным, зависит от условий окружающей среды . А семья - это важный фактор, влияющий на развитие подростка.

    Если человек растет в благоприятной обстановке, то это делает его психологически более устойчивым, а если условия его жизни неблагоприятные, то наоборот. Именно проявления любви и безусловного принятия создают благоприятную и психологически безопасную «среду обитания» для человека, особенно для подростка.

    Проявления любви не противоречат твердости в установке границ и требований к подростку . Более того, сами подростки нуждаются во внешнем контроле, установке границ приемлемого поведения и правил. Но если подросток не будет чувствовать, что родители его любят, то, скорее всего, воспримет требовательность как жесткость, несправедливость или слишком суровое наказание.

    Часто подростки чувствуют себя в семье одинокими.

    Рекомендация 1 . Проявляйте свою любовь, не скупитесь на ласку и похвалы. Даже когда ругаете подростка, никогда не оценивайте его личность, говорите только о конкретном поступке и его последствиях. Не ставьте свою любовь к нему в зависимость от его успехов, соблюдения правил и каких-то поступков.

    Рекомендация 2. Помогайте развивать уверенность в себе, давайте возможность совершать самостоятельные поступки и принимать решения. Поддерживайте его потребность в самостоятельности.

    Рекомендация 3. Участвуйте в жизни подростка. Но без навязчивости и избыточного контроля, не пытайтесь по любому поводу «влезать в душу». Просто разговаривайте, интересуйтесь его жизнью без морализаторства и «воспитательных» речей. Помогайте в планировании, постановке целей и способах их достижений.

    Рекомендация 4. Если ставите какие-то ограничения, то обосновывайте их, четко формулируйте правила поведения и требуйте их исполнения. Если правила и ограничения будут обоснованные, с учетом возможностей подростка, то они не будут им восприниматься, как нечто негативное. (Что вовсе не означает, что он всегда будет их соблюдать). Лучше мотивировать подростка потенциальной наградой, чем угрозой наказания или лишения чего-либо.

    Рекомендация 5. Не прибегайте к суровым наказаниям. Физическое наказание или наказание, унижающее подростка, не является эффективным. Наказание должно быть строго за конкретный поступок, обоснованным, конкретным и ограниченным во времени. Лучше совсем обойтись без наказаний, заменив их выражением неодобрения и объяснением, почему это плохо и к каким последствиям (в том числе и лично для вас ) это привело.

    Рекомендация 7. Не стесняйтесь сообщать подростку о своих эмоциях и чувствах, которые вызываются его поступками. Подростки могут не понимать, что на самом деле и почему чувствуют родители и неправильно интерпретируют их действия и слова. (Для этого есть очень эффективная техника «Я - сообщение», в конце страницы есть ссылка на он-лайн тренинг для родителей по общению с подростком, очень рекомендуем).

    Рекомендация 8. Исследования показывают, что уровень развития саморегуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии саморегуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением .

    Отдельная тема - сексуальное воспитание подростков. Рекомендуем статью на нашем сайте на эту тему.

    Учет индивидуальных особенностей в воспитании подростков.

    Люди рождаются с разными особенностями нервной системы.
    Приведем цитату из книги выдающегося отечественного психолога В.Н.Дружинина «Психология семьи».

    «Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет ….»

    Многие особенности личности и психологического развития детей определяются биологическими предпосылками. Изменить их мы не в силах. Но мы можем принимать их во внимание при общении с человеком. Разумеется, у каждого человека бывает разное настроение, он по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств, проявляет разные эмоции и т.д. Но у каждого есть индивидуальные, наиболее ярко выраженные черты личности, проявляющиеся в поведении и эмоциях. Ниже приведем несколько рекомендаций, как учитывать наиболее часто встречающиеся сильно выраженные индивидуальные особенности подростков .

    1. У подростка повышенная активность, он очень не любит однообразия, ему очень некомфортно находиться в одиночестве. Он постоянно жаждет общения, склонен к частым сменам увлечений и видов деятельности, но редко доводит начатое до конца, он невнимательный и имеет постоянные проблемы с дисциплиной, может переоценивать себя, стремится выделиться, заработать похвалу .
    В этом случае лучше уделять больше внимания контролю и помощи в планировании времени. А главное - проявлять интерес к жизни подростка, к его увлечениям и эмоциям, чтобы он не ощущал безразличия родителей к себе. Но если родители будут чрезмерно пытаться контролировать абсолютно все и ограничивать самостоятельность, навязывать очень жесткие правила, осуществлять мелочный контроль, то это может подтолкнуть его к «бунту». Подросток будет искать способы избежать обходить контроля и жить своей жизнью, скрытой от родителей.

    2. У подростка наблюдается повышенная утомляемость, раздражительность и склонность беспокоиться по поводу своего здоровья. Могут быть неожиданные вспышки эмоций по незначительному поводу. Как правило, все это сочетается с аккуратностью и дисциплинированностью.
    В этом родителям не стоит чрезмерно опекать подростка, пытаться контролировать каждый его шаг, постоянно все запрещать и наблюдать за ним. Все это будет способствовать усилению несамостоятельности и неуверенность в себе, нерешительности и неумению постоять за себя. Здесь большую роль будет играть нормальный, упорядоченный ритм жизни, чередование умственных и физических нагрузок .

    3. Очень сильная склонность к самоанализу и бесконечным рассуждениям, постоянные колебания при принятии решений. Нерешительность и колебания в действиях особенно в ситуациях, когда необходимо сделать самостоятельный выбор, тревожная мнительность. Все это сочетается с опасениями, как бы чего не случилось ужасного и непоправимого с ним самим и особенно с близкими людьми.
    В этом случае для подростка нежелательно, когда родители сильно «грузят» его своими ожиданиями и надеждами в отношении его будущего. Делают подростка ответственным за воплощение в жизнь их собственных несбывшихся надежд, возлагают недетские обязанности. Такие особенности подростка, как мнительность, нерешительность, склонность к тревоге по каждому поводу будут усиливаться.

    4. У подростка очень сильно выражен эгоцентризм и жажда внимания окружающих. Он часто сочиняет и фантазирует с целью приукрасить себя и свои достижения. Переживания и эмоции носят театральную наигранность .
    Эти черты личности получат подкрепление и будут усиливаться, если родители подростка будут всячески ему покровительствовать, ограждать от любых трудностей и неприятных обязанностей, неумеренно восторгаться мнимыми способностями и придавать излишне большое значение его достижениям. Другими словами, все время восхищаться подростком, даже в тех случаях, когда его реальные способности и достижения не очень велики.

    Мы привели всего несколько примеров ярко выраженных индивидуальных особенностей и их учета в воспитании подростка.
    Но кто лучше родителей знает своего ребенка? Присмотритесь к его поведению и эмоциям. Попробуйте проанализировать, - какие ваши действия вызывают ту или иную его реакцию. Подумайте в чем и как вы можете ему помочь. Одни и те же слова и действия могут воздействовать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей подростка.

    В заключение отметим следующее.

    К сожалению, не так редко встречаются случаи, когда родители тяготятся подростком, хотя гонят от себя подобную мысль и не признаются в этом себе. В этом случае подросток не получает эмоционального тепла, хотя родители и заботятся о нем, проявляют внимание к его воспитанию.
    В зависимости от индивидуальных черт личности подростка его реакция может быть разной – от ухода в оппозицию к родителям до стремления всеми силами завоевать их любовь. Но в любом случае такая ситуация психологически травматична для любого ребенка, несмотря на заботу родителей, он все равно чувствует недостаток искреннего эмоционального тепла.
    Почему так происходит? Как правило, причины кроются в детстве самих родителей.
    Что делать родителям, если они осознают такое свое отношение к ребенку? Здесь каждый самостоятельно должен найти ответ на этот вопрос. Часто в этом помогает консультация психолога.

    И последнее, в разрешении и профилактике конфликтов с подростком важную роль играет способ поведения родителей в конфликтных ситуациях.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей