Казахская мужская национальная одежда. Научно-исследовательская работа "казахская национальная одежда". Какими инструментами пользовались местные мастерицы

Поскольку я сейчас живу в Казахстане. то хочу рассказать о казахском наряде девушек и женщин.
Когда я была маленькая. то я часто приезжала к своей бабуле в Алма-Ату. В "рамках помощи" местному обществу поляков мне даже приходилось танцевать на различных летних мероприятиях казахский девичий танец Камажай.

Мне очень нравилось казахское платье! Во-первых оно было белым, а значить каким-то сказочным, во-вторых на нем было множество оборок, а втретьих такие дополнения как красный камзол и шапочка с перьями делали наряд полностью неотразимым!
Тогда я уже знала. что для большинства танцевальных номеров используют стилизованный наряд невесты.


Вообще, самым главным в наряде невесты был головной убор - саукеле.

Саукеле делался "не по правилам", то есть без «наушников» и «назатыльника». Оно должно быть очень высокое. Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор, имевший твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивали глазетом или обвертывали фольгой, украшали привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов.


Это реконструкции старинных саукеле (причем это калмыкские наряды, а не казахские)

Казахские саукеле очень быстро начали видоизменяться.

В настоящее время распространена вот такая стилизованная модель.


С саукеле ещё и надевалась желек – гладкая прозрачная белая вуаль, которая прикреплялась к макушке и которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар».


Платье-койлек невесты был белым. Его история довольно интересна. Сначала койлек был разновидностью белья (под кафтан, чапан и т.п.). Но постепенно под койлек начали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже с маленьким вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками. Рубашку-платье шили из разных тканей: для повседневной носки – из дешевых, праздничную – из дорогих. Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми, широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам, и к низу пришивали два-три ряда оборок. К концу XIX века возник новый покрой этого платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по-прежнему туникообразным, в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки. Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями. В начале ХХ века в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды: скошенное плечо, выкроиная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, выточки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев.



Очень красиво и гармонично с платьем сочетался камзол, легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися книзу полами.



Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом.


Известны и другие названия. Камзолы шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Праздничные камзолы отличались украшением, богатой вышивкой, позументом.

У казашек перед свадьбой есть хорошая возможность по блистать в двух платьях. На узату (проводы невесты) традиционно принято надевать национальное платье. Оказалось не все девушки мечтают о платье от Vera Wang или Elie Saab. Об этом свидетельствует популярность ателье принимающих заказы на казахские свадебные наряды.

К слову, прежде чем надевать то самое платье, стоит понимать сакральное значение этого одеяния и посмотреть на фотографии из древности и сравнить современные варианты.

Вы, наверное, заметили, что исконный вид казахского платья отличается от сегодняшнего варианта. В оригинале платье было не таким ярким, и узоров было не так много. Но по «богатству» наряда этот вариант превосходил нынешний, так как камни на саукеле были драгоценными.

«У казахов такой головной убор шился примерно год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем богаче украшался саукеле. На самом верху, в месте, которое называется тәж (я так подозреваю от арабского слова "тадж" - в переводе "корона") пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же он декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом. По краям пришивался "жактау", обшитый мехом и драгоценными камнями. а концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты. Для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Что-то вроде визитной карточки». (Айжан Хамит)

Также стоит отметить, что существуют такие догадки о том, что длинные рукава шапана означали, что девушка из богатой семьи и не была обременена домашними делами.

«Казахский свадебный головной убор саукеле 100% заимствован у саков, для которых остроконечный высокий колпак служил "короной" правящей элиты». (Из группы в facebook «День национальной одежды»)

Ниже приведем базовые атрибуты свадебной одежды:

Косетек - лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок – желбезек . Оборками также украшали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Надевалось платье на нижнюю рубахушикойлёк , которую шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками.

Камзол – верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер.

Саукеле состояло из двух частей. Непосредственно на голову надевалась коническая шапочка из ткани, простёганная, с подкладом, до 25 сантиметров высотой. Иногда к ней пришивали налобник и назатыльник. Поверх неё одевалось непосредственно саукеле. Материалом для этого красивого и торжественного убора служил тонкий фетр, обшитый яркой, чаще всего красной тканью. Задняя часть конуса была на 10 см выше передней. В верхней части - отверстие. Снизу, а иногда и посередине саукеле оторачивалось мехом. Лицевая часть украшалась всевозможными нашивками: галунами, кораллами, бусами, серебряными бляшками, драгоценными камнями. С боков прикрепляли длинные подвески из нитей коралла, бирюзы, серебряных пластинок, шёлковых кистей, которые доходили до пояса.

Казахский национальный костюм - это не только предмет гордости местного населения, но и объект повышенного внимания со стороны как россиян, так и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Что же такого необычного в данном наряде? И чем он отличается от привычного для нас сарафана или кокошника?

Данная статья направлена на то, чтобы во всех подробностях рассказать о таком оригинальном элементе культуры, как казахский национальный костюм, фото которого можно сейчас встретить в любом справочнике или путеводителе, посвященном данному уголку земного шара. В простой и понятной форме мы постараемся ответить на все интересующие читателей вопросы.

Общая информация

По мнению специалистов, занимающихся изучением нарядов разных народов, казахски национальный костюм является настоящим олицетворением всей истории данного полукочевого сообщества.

Конечно, с течением времени он видоизменялся и совершенствовался, и теперь с уверенностью можно утверждать, что он всецело адаптирован к условиям жизни и современных казахов, и непростому климату региона. Но и это еще не все. Дело в том, что казахский национальный костюм имеет собственную весьма интересную эстетику.

Современные материалы для изготовления

Многие знают о том, что у казахов издавна очень ценились шкуры тигра, сайги и кулана, темные меха куницы, енота, соболя, выхухоли и белые - хорька и горностая.

Конечно же, и по сей день самыми востребованными тут считаются изделия из куницы и соболя. Кстати, этот народ испокон веков владеет множеством техник изготовления шуб.

Казахски национальный костюм не так прост, как могло бы показаться на первый взгляд. Иногда приезжему человеку и невдомек, что есть что. Например, теплые тулупы из шкур крупных животных называются «тон», а вот из шкурок мелких пушных зверьков изготавливают «ишики». Даже сейчас местное, в основном сельское, население нередко шьет наряды из пуха лебедей, цапель и гагар.

Чем обходились люди раньше?

В былые времена при изготовлении шуб из козьей шкуры, казахи выщипывали из них длинные волоски, оставляя только подшерсток. Такая зимняя одежда называлась «кылка жаргак». Кроме этого, из козьих шкур выделывалась замша, из которой потом шились штаны, халаты и даже легкие плащи.

Сверху всегда покрывались парчой, сукном, шелком и проч.

Все шубы различались по виду ткани и ее цвету. Например, только знатные люди могли носить крытую синим сукном шубу, отороченную бобром. А самой ценной в приданом казахской невесты являлась меховая накидка под названием «бас тон», крытая высококачественным шелком.

Какими инструментами пользовались местные мастерицы

Казахский национальный костюм украшался специальной шелковой вышивкой. Рукодельницы при вышивании мелких узоров пользовались особыми пяльцами, которые в зависимости от формы изделия и очертания вышиваемого орнамента могли быть круглыми или прямоугольными.

Казашки всегда были великими мастерицами вышивки тамбуром, петля в петлю, которая осуществляется шилом с крючком и иглами.

Тамбурной вышивкой вышивались казахские головные уборы, нагрудные украшения и оборки женских платьев.

Украшение национальных костюмов казахов

Казахский национальный костюм для девушек, фото которого в последнее время достаточно часто встречаются в открытых источниках, украшался вышивкой гладью. Ею, кстати, вышивали и суконные под названием кимешеки.

При вышивке гладью и тамбуром в основном применялись растительные и геометрические узоры, контурные изображения животных и людей. А иногда вышивка и вовсе представляла собой целый сюжет.

Значение войлока и шерсти

Чем же еще может удивить казахский национальный костюм? Фото (женский и мужской наряд в данном случае практически идентичны) давних времен доказывают, что особой популярностью пользовался войлок, овечья и верблюжья шерсть.

Из войлока шилась верхняя одежда. Из верблюжьей шерсти скатывался шекпен - старинный Это был широкий длинный плащ для защиты от любой непогоды. Парадные шекпены были скатаны из окрашенной с обшитыми галуном швами.

Особенности местных нарядов

В целом национальный костюм любой общины во все времена выступал отличительной особенностью этих людей.

Костюмы высшего слоя населения данного государства характерно отличались более сильным акцентом нарядности, с использованием большого количества вышивки и меховых оторочек.

Казахский национальный костюм очень удобен не только для застолья или какого-нибудь празднества, но отлично подходит и для работы, и для ночевки в степи холодной ночью, и для длительной верховой езды. В основном он состоит из мужских шаровар или женской юбки, камзола и халата или шубы сверху. На голове обязательно должен быть головной убор, который к тому же подчеркивает социальный статус обладателя наряда.

Одежда для особых случаев

Хотелось бы подчеркнуть, что в разных жузах Казахстана у национальных костюмов кардинальных региональных отличий нет, хотя кое-где все-таки сохранились более архаичные элементы.

У казахов никогда не было специальной рабочей одежды. Также не существовало грани между праздничным нарядом и будничным, но парадный костюм должен был быть покроен более свободно, а декор и головные уборы должны были быть более объёмными. шился из шелка, бархата, парчи и дорогих мехов, а будничная одежда - из простых и более дешевых материалов.

Казахский траурный женский наряд был обычной будничной одеждой, из которой убирались все украшения. На похоронах мужчины его жена должна была распустить волосы, а его сестры и дочери снять девичьи шапочки и накинуть на плечи черные шали. Мужчины на похоронах опоясывались 3-4-метровым траурным кушаком из ситцевой темной ткани.

Обязательным элементом казахского национального костюма являлся пояс - белдык. Он шился из шерсти, шелка, бархата и кожи. К поясам взрослых мужчин цеплялись еще и подвесные кошельки, футляры для ножа и пороховницы. Пояса юношей не имели никаких подвесок. На ремне также были пряжки и накладки сердцевидной формы в виде зверей. Пояса для женской одежды, нур белдык, обычно делались из шелка, были более широки и нарядны. В большинстве случаев шились декоративной вязкой.

Мужской костюм казахов

Одним из главных элементов мужского казахского костюма выступает островерхий головной убор. Он напоминает саки или шапку древних скифов и называется мураком, или ай-ыркалпаком.

Носят ли дети казахский национальный костюм? Фото для мальчиков в данном случае будет выглядеть намного презентабельнее, чем для девочек. Почему? Все дело в том, что мужчины, независимо от своего возраста, одеваются не только красивее, но и функциональнее. Например, мужские шаровары у казахов имеют так называемые клинья, представленные специальными вставками из овчины, и называются «шалбар-сым». Эти элементы значительно помогают при длительной верховой езде, так как защищают кожу от стирания в длительных кочевках. Кстати, при ношении шаровары заправляют в сапоги.

Камзол казахских мужчин называется бешметом. На талии он стягивается поясом - шекленом. В древние времена кафтаны делались из кожи и окрашивались в яркие цвета. В холодное время года носится утепленная разновидность камзола - кокреше.

Кафтан и шаровары надеваются на нательное белье, которое изготовлено из шелковой или тонкой хлопчатобумажной ткани.

Неизменной частью любого казахского костюма выступает шуба. А ее заменителем у бедных слоев населения продолжает выступать длиннополый халат из войлока, отлично сохраняющий тепло.

Казахская обувь у мужчин и женщин никогда ничем особым не отличалась. Все носили украшенные вышивкой сапоги с небольшим каблуком или кожаные ичиги, которые напоминают носки или чешки.

Женский костюм казахов

Женским головным убором у казахов выступает жаулык. Он шьется из белой шелковой ткани и достался казахскому народу от древних тюркских племен.

Некогда на свадьбу женщины надевали на голову особый убор - саукеле, который был богато украшен золотой и серебристой бахромой. Иногда его приготовление занимало целый год. Девушки из хороших семей также носили борик - теплую шапочку, отороченную мехом.

Казахская женская юбка, белдемше, распахивается на две стороны. Поверх нее женщины надевают халат или камзол. Иногда казашки вместо юбки носят платье с расклешенной к низу юбкой - «кулиш койлек», или «жак-койлек» - длинный наряд с отложным воротничком и плиссированной кокеткой.

Называется шаланом. Зимой он носится с шерстяной подкладкой. Кстати, даже сейчас на свадьбу девушки в Казахстане надевают иногда халат красного цвета.

Верхняя женская зимняя одежда представлена шубой - купе. Она шьется из меха лисьих лап и покрывается сверху узорчатым сатином.

Все виды женской одежды должны были быть богато украшены люрексом, вышивкой и разного рода декоративными элементами.

Детские наряды

Особой популярностью и какой-то особой народной любовью пользуется на сегодняшний день казахский национальный костюм для девочки, выкройка которого достаточно незатейлива, а значит, сшить его можно и дома. Кстати, в последнее время наблюдается традиция ношения такого наряда не только во время сценических выступлений, но и в дни государственных праздников, когда улицы заполняются маленькими казашками в традиционном убранстве.

Как же выглядит детский казахский национальный костюм? Фото для девочек, как и для мальчиков (а со стороны мы, к сожалению, можем судить только по картинке), мало чем отличаются от взрослого убранства. В целом он повторяет форму и вид одежды родителей, только представлен меньшим размером.

Исключением выступает разве что наряд для новорожденных - ит койлек. Он шьется немного удлинённым, без окантовок и плечевых швов, из цельной хлопчатобумажной ткани (бязи, ситца или бумазеи).

Казахская обувь

Все издавна носили кожаные сапожки - коксауыр, сшитые из зеленого цвета шагрени. Ее получали в результате просыпания проса на размягченную кожу и придавливания всего этого каким-либо тяжелым предметом.

Пожилые казахские мужчины носили игич - обувь, на которую при выходе из дома надеваются кожаные калоши кебе. Кстати, далеко не все знают о том, что старинные казахские сапоги никогда не различались на левый и правый и имели заостренные и загнутые к верху носки. Самой примитивной и бедной обувью являлись шокай - сандалии из сыромятной кожи.

Казахский национальный костюм: фото, женский и мужской стиль, основные особенности

Традиционные наряды Казахстана имеют несколько характерных черт. Перечислим некоторые из них:

  • Распашная и приталенная верхняя одежда, которая запахивается на левую сторону вне зависимости от пола.
  • Высокие шапки, украшенные перьями, драгоценными камнями и вышивкой.
  • Женские платья богато украшаются оборками, бахромой и каймой.
  • В ансамбле костюма очень мало цветов.
  • Одежда дополняется своеобразным национальным орнаментом - вышивкой, люрексовыми нашивками, узорчатым тканьем и разного рода ювелирными изделиями.
  • Пошив одежды выполняется с использованием кожи, тонкого войлока, меха, сукна из бараньей и верблюжьей шерсти.

Казахский народный костюм имеет довольно длинную историю, которая берет свое начало в конце XV начале XVI веков - времени, когда сформировались основные культурные ценности казахов и их образ жизни.

История национального казахского костюма

Традиционный казахский наряд претерпевал множество изменений, и в каждом случае влияние оказывали какие-то другие народы. До 2 века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи. Но затем на смену звериному стилю пришел полихромный. Стали использоваться другие ткани кроме кожи и меха – это сукно, войлок и импортные материалы: шелк, парча и бархат. Главной особенностью этого стиля является наличие декоративных элементов и украшений в нарядах. На формирование народного костюма казахов в дальнейшем оказали большое влияние татары, русские, тюрки и среднеазиаты. Женский народный казахский костюм стал более привлекательным, платье в поясе было приталенным, а юбка стала расклешенной с оборками. Появился отложной воротник.

К концу XIX века казахский народ уже шил одежду в основном их хлопчатобумажной ткани, а зажиточные люди позволяли себе и более изысканные материалы.

Описание казахского национального костюма

Костюм женщин определялся в соответствии с возрастом. В основном женская одежда состоит из платья-рубашки, называемой «кейлек». Молодые девушки носили легкие платья с оборками и воланами – «косетек». Оборками украшался не только низ платья, но и рукава. Для повседневного использования применяли дешевые ткани, для праздников – дорогие. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол, который в поясе был приталенным, а книзу расширялся. Камзолы были как с рукавами, так и без них и имели характерный казахский орнамент в виде вышивки золотыми нитками. Также камзол мог быть украшен бисером, каймой, нашивкой с люрексом. Молодые девушки носили яркие камзолы, взрослые – темных цветов. Также важным элементом наряда были штаны «дамбал», которые надевались под платье. В прохладную погоду женщины могли надевать шапан – прямой халат с длинными рукавами, который одевался поверх платья.

Каждая девушка должна была носить шапочку «такия». Украшался головной убор разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил в качестве .

Костюм женщины практически ничем не отличался от девичьего за исключением головного убора. На свадьбу надевался конический колпак из ткани, достигавший высоты в 25 сантиметров, поверх которого надевался «саукеле» достигавший высоты в 70 см. После свадьбы женщина должна была носить белый платок – «суламу» или «кимешек».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей