Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы. Творческое рассказывание «Мой дом. Конспект открытого занятия по развитию речевого творчества детей в подготовителной к школе группе
Итоговое занятие-развлечение в подготовительной группе по изобразительной деяте льности.
Программное содержание:
Активизировать занятия усвоенные детьми за год закрепить знание спектральных цветов, основных красок и получение из них дополнительных цветов;
рисовать нетрадиционными способами, составлять композицию на листе, изображать, разными способами;
закреплять технические навыки рисования: правильно держать кисть, пользоваться толстой и тонкой кистью, промывать их в двух водах;
лепить животных разными способами конструктивным и пластическим разрезать лапы ножиком для лепки, скреплять части;
делать карандашный набросок по алгоритму (туловище, голова, лапы, хвост, детали); закрашивать карандашами штрихами в одном направлении; дополнять рисунок.
Ход занятия:
В. – Я приглашаю вас в этот зал неслучайно. В одной очень знакомой сказке нужна ваша помощь.
Отгадайте сказку.
На лесной опушке, в маленькой избушке жил круглый человек. Его бабка мяла, мяла, в печку сажала, на окне студила, да не уследила!
Д. – Колобок.
В. – Взял он карандаш со стола, чтобы в дороге веселее было и покатился. Давайте посмотрим как там дед и бабка без него.
(Все подходят к домику).
В. – Кто–кто в теремочке живет?
Кто–кто в невысоком живет?
(Из домика в окошке куклы бибабо, появляются дед и баба).
Д. и Б. – Это я Дедушка.
Это я бабушка.
В. – Как же вам живется без колобка
Дед и Баба – Скучно нам детки. Нет в нашем доме красивой посуды, а колобку, видно, не понравилось на окошке без тарелочки лежать. Вот он и укатился.
В. – Вот беда. Как же нам помочь Деду и Бабе. У кого мы можем чудо посуду попросить?
Дет. У народных мастеров.
(Выходят три девочки – городец, гжель, дымка).
Дев. Городец.:
Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар – птицы ввысь летят.
И точки черно – белые
На солнышке блестят.
Дети: Городец.
В. – С чего начинают рисовать свои цвета Городецкие мастера?
Дети: с яблочка, светлого тона.
Девочка Гжель:
Сине белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела,
Голубыми синими
Нежными красивыми
Дети: Гжель.
В. – Почему гжель называют бело – голубое чудо?
Дети – Посуда белого цвета, узоры голубые и синие.
Девочка Дымка: — Вечера зимою длины
И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор,
Вы скажите мне, откуда
Появилось это чудо?
Дети – Из села Дымково.
(Дети берут у мастерицы на подносе глиняные игрушки, которые делали сами).
Ребёнок 1
– Ой, моли, ой, моли,
Коли на лужок пошли,
Кони удалые, гордые лихие.
Ребёнок 2
– Петя, Петя, петушок
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.
Ребёнок 3
– Барашек – свисток
Левый, рог – завиток,
Правый, рог – завиток.
На груди цветок.
Ребёнок 4
– Эта девица краса
Тугая черная коса
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.
– Давайте подарим эту чудо – посуду
Бабе и Деду и игрушки для интерьера
И пообещаем найти и вернуть колобка.
Дед и Баба – Вот вам карандаш. Его колобок потерял.
По карандашам пойдем его и ищите.
(Берем красный карандаш и прикрепляем к стене).
В. – Спасибо. До свидания. По карандашам мы его быстро найдем. Но карандаши нужно искать в порядке соответствующем расположению цветов радуги. Кто знает, в каком порядке расположены цвета радуги.
Дет. – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В. – Красный у нас есть, какой следующий карандаш нужно найти.
Дети – Оранжевый.
(Ищут по залу. Из под солнышка на стене выглядывает край карандаша, солнце грустное. Лучи бесцветные).
В. – Ребята, какое грустное солнышко. Такое нам дорогу не осветит. Как его развеселить?
Дети. – Дети предлагают варианты, один из них раскрасить лучи цветами радуги.
В. – Но у радуги много цветов, а у меня только три краски. А где же взять другие.
(Ставится стол со штативами и пробирками).
Дети. – Нужно смешать краски.
Ребёнок 1.
Знаменосец красный цвет
Ярче цвета в мире нет.
(Показывает пробирку с красной краской).
Ребёнок 2.
А красный плюс желтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно – Дети (оранжевый цвет)
Цвет оранжевый – огонь,
Этот цвет рукой не тронь.
(В отдельную пробирку наливает красную и желтую краску).
Ребёнок 3
Желтый цвет его сосед
Это урожая цвет.
Ребёнок 4.
А синий мы с желтым смешаем
Какой цвет получаем?
Цвет зеленый – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.
Ребёнок 5.
Если в небе тучек нет
Голубой у неба цвет.
Синий цвет в нее нальем
И получим голубой.
Ребёнок 6.
В синем цвете нам видна
Высота и глубина
Синим цветом колокольчик
Зазвенит по всем полям.
Ребёнок 7.
Фиолетового цвета
Гребни гор в часы рассвета
Из синей и красноватой этой
Получим мы цвет фиолетовый.
В. – Давайте соберем солнышку лучики в порядке соответствующим радуге.
(Детям раздаются лучи разного цвета 7 цветов для каждой команды и два солнышка без лучиков. Дети с лучиками под музыку бегают. По остановки музыки команды собирают лучи для своего солнышка. Воспитатель поворачивает солнышко на стене смеющейся стороной вверх)
Дети. – Желтый.
Выходит ребенок – зайчик.
Не найти вам колобка
Укатился к лесу он,
А до леса далеко
Не дойти вам до него.
В. – Если нам до леса не дойти, пусть лес к нам прейдет?
(Дети подходят к столам с красками).
Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.
1. Весной прорезаются
Летом холодят
Осенью радуют (листья)
2. Зимой и летом одним цветом (елка)
3. Коровам без нее беда
Она их главная еда (трава)
4. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет (туча)
Зайчик: Ой, какой красивый лес. Подарите мне его, а я вам карандаш дом.
Ребёнок исполняющий роль волка.
Я Волчек, зубами щелк
Укушу вас за бочек.
Набежало детворы
Всю поляну истоптали
И бабочек распугали.
В. – Не надо нас кусать волк. И поляну твою топтать не будем. Не видел ли ты колобка?
Волк – Поиграйте со мной в бабочек, тогда скажу.
(Дети надевают шапочки бабочек всех цветов радуги. Под музыку вальса легко летают и танцуют как бабочки. Когда музыка останавливается бабочки слетаются в кружки вокруг цветов тех же оттенков что и бабочки).
В. – И Волчек убежал, лишь карандаш нам оставил. А мы немного отдохнули, и нужно дальше идти, искать следующий карандаш.
Дет. – Синий.
(На ватманах нарисованы кусты. Под ними сидит медведь с карандашом. Дети его находят)
Ребёнок исполняющий роль медведя
Я медведь, как начну реветь!
Разбегается кто куда!
Напугайся детвора!
В. – Не надо нас медведь пугать
Мы тебя ягодой угостим.
(Напротив двух кустов становятся 2 команды. Каждый из команды печатает на куст по одной ягоде).
Медведь. – Возьмите карандаш, а мне дайте ягоды. Колобок туда укатился
Д. – Фиолетовый.
(Карандаш спрятан на кукольной ширме).
Дети находят на ширме появляются колобок и лиса.
Я великий колобок
У меня румяный бок.
Долго бабка тесто мяла,
Все казалось ей, что мало.
Наконец я был готов,
А потом и …… был таков.
Лиса: Колобок подойди поближе сядь мне на язычок. Спой свою песенку.
В. – Лиса не ешь колобка, отдай его нам.
Мы его к бабушке и дедушке отнесем.
Лиса: Не буду я его есть. Я с ним дружить буду. А если вам отдам с кем дружить буду.
В. – Ребята, где нам друзей для лисы взять?
Д. – Нарисовать или слепить?
Дети подходят к столам с пластилином и карандашами кто куда хочет.
Рисунки детей крепим на ширму и ставим вылепленных животных. Во время работы звучит музыка леса.
Лиса оставляет колобка и благодарит детей за друзей.
Колобок я колобок –
Белорозовый бочок
По сусеком я метен,
Я бедовый, я умен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Зайца пальцем я обвел,
И медведя обошел,
Но прехитрая лиса –
Чуть не слопала меня.
Если бы не ваши дети.
Мне б не жить на этом свете.
Как вам удалось спасти меня?
– Мы лепили, рисовали
Все заданья выполняли,
Мы уменьем и трудом
Жизнь твою спасли с трудом.
Я за это благодарен
Снова весел, лучезарен
И за это вам как приз
Каждому вручу сюрприз.
Колобок вручает детям медаль-эмблему
“Лучший помощник карандаша”.
Колобка возвращают деду и бабе.
Конспект занятия по развитию речевого творчества №2
детей старшей группы на тему:
« Научим художника Кисточкина сочинять стихи»
(воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна)
Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).
2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением.
3. Закрепить умения детей находить изображения (слова-рифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сук-барсук.
4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу.
5. Воспитывать желание помогать другу.
Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка
« Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок
« Рифмы на картинке».
^ Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая;
Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна
Спокойная.
^ Методические приёмы: использование наглядного материала («Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»);
Сюрпризный момент - художник Кисточкин;
Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»;
Обобщение; поощрение, художественное слово.
^ Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.
^ Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития.
^ Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости.
(раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин).
Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие?
Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству.
Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку:
Скажите, из чего состоит наша речь?
Дети:………………………………………….
Воспитатель: Какие бывают слова?
Дети:………………………………………….
Воспитатель: Что могут обозначать слова?
Дети:…………………………………………..
Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры.
Дети: …………………………………………..
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру:
« Скажи наоборот»
Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий.
Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку.
« Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко),
Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко),
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец),
Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)».
Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется:
« Скажи какой»
Но для начала послушайте стихотворение « Утро»
« Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь!
Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день.
Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!»
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?
Дети:………………………………………………..
Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое.
Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос?
Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни.
Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята?
Дети:…………………………………………………
Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению:
Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная….
Луна (какая?) большая, круглая, огромная…
Мама (какая?) добрая, ласковая, милая…..
Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
« Ветер дует нам в лицо»
Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением.
Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно:
Дети: (предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения.
2. Подмечать интересное в обычном.
3. Наблюдать.
4. Подбирать рифмы.
Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы?
Дети: …………………………………………………
Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются (шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников:
« Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку).
Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)»
Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы.
Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы.
(чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина - машина; самовар - пар).
А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы:
Я поехал на машине, у меня порвалась шина.
- Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка.
- Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук.
- Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко.
Физкультминутка:
« По дорожке кошка шла»
Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы (самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик).
^ Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений (в приложении представлены стихи детей)
Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы.
Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу.
Приложение:
1. Плакат « Рифмы на картинке»
| | ||
| | |
^ 2. Картина « Кошка»
Стихи детей:
Настя Плотникова:
« Котик за столом сидит, и на чашечку глядит.
На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!»
^ Женя Романов:
« Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!»
Маша Сулекова:
« День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт»
Настя Юдина:
« Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов»
Белов Арнольд:
« День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей»
Максим Лавров:
« Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»
Итоговое занятие-развлечение в подготовительной группе по изобразительной деяте льности.
Программное содержание:
Активизировать занятия усвоенные детьми за год закрепить знание спектральных цветов, основных красок и получение из них дополнительных цветов;
рисовать нетрадиционными способами, составлять композицию на листе, изображать, разными способами;
закреплять технические навыки рисования: правильно держать кисть, пользоваться толстой и тонкой кистью, промывать их в двух водах;
лепить животных разными способами конструктивным и пластическим разрезать лапы ножиком для лепки, скреплять части;
делать карандашный набросок по алгоритму (туловище, голова, лапы, хвост, детали); закрашивать карандашами штрихами в одном направлении; дополнять рисунок.
Ход занятия:
В. – Я приглашаю вас в этот зал неслучайно. В одной очень знакомой сказке нужна ваша помощь.
Отгадайте сказку.
На лесной опушке, в маленькой избушке жил круглый человек. Его бабка мяла, мяла, в печку сажала, на окне студила, да не уследила!
Д. – Колобок.
В. – Взял он карандаш со стола, чтобы в дороге веселее было и покатился. Давайте посмотрим как там дед и бабка без него.
(Все подходят к домику).
В. – Кто–кто в теремочке живет?
Кто–кто в невысоком живет?
(Из домика в окошке куклы бибабо, появляются дед и баба).
Д. и Б. – Это я Дедушка.
Это я бабушка.
В. – Как же вам живется без колобка
Дед и Баба – Скучно нам детки. Нет в нашем доме красивой посуды, а колобку, видно, не понравилось на окошке без тарелочки лежать. Вот он и укатился.
В. – Вот беда. Как же нам помочь Деду и Бабе. У кого мы можем чудо посуду попросить?
Дет. У народных мастеров.
(Выходят три девочки – городец, гжель, дымка).
Дев. Городец.:
Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники
Жар – птицы ввысь летят.
И точки черно – белые
На солнышке блестят.
Дети: Городец.
В. – С чего начинают рисовать свои цвета Городецкие мастера?
Дети: с яблочка, светлого тона.
Девочка Гжель:
Сине белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела,
Голубыми синими
Нежными красивыми
Дети: Гжель.
В. – Почему гжель называют бело – голубое чудо?
Дети – Посуда белого цвета, узоры голубые и синие.
Девочка Дымка: - Вечера зимою длины
И лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки
Кружочки, кисточки, полоски.
Простой казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор,
Вы скажите мне, откуда
Появилось это чудо?
Дети – Из села Дымково.
(Дети берут у мастерицы на подносе глиняные игрушки, которые делали сами).
Ребёнок 1
– Ой, моли, ой, моли,
Коли на лужок пошли,
Кони удалые, гордые лихие.
Ребёнок 2
– Петя, Петя, петушок
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой
Красный, белый, золотой.
Ребёнок 3
– Барашек – свисток
Левый, рог – завиток,
Правый, рог – завиток.
На груди цветок.
Ребёнок 4
– Эта девица краса
Тугая черная коса
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.
– Давайте подарим эту чудо – посуду
Бабе и Деду и игрушки для интерьера
И пообещаем найти и вернуть колобка.
Дед и Баба – Вот вам карандаш. Его колобок потерял.
По карандашам пойдем его и ищите.
(Берем красный карандаш и прикрепляем к стене).
В. – Спасибо. До свидания. По карандашам мы его быстро найдем. Но карандаши нужно искать в порядке соответствующем расположению цветов радуги. Кто знает, в каком порядке расположены цвета радуги.
Дет. – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
В. – Красный у нас есть, какой следующий карандаш нужно найти.
Дети – Оранжевый.
(Ищут по залу. Из под солнышка на стене выглядывает край карандаша, солнце грустное. Лучи бесцветные).
В. – Ребята, какое грустное солнышко. Такое нам дорогу не осветит. Как его развеселить?
Дети. – Дети предлагают варианты, один из них раскрасить лучи цветами радуги.
В. – Но у радуги много цветов, а у меня только три краски. А где же взять другие.
(Ставится стол со штативами и пробирками).
Дети. – Нужно смешать краски.
Ребёнок 1.
Знаменосец красный цвет
Ярче цвета в мире нет.
(Показывает пробирку с красной краской).
Ребёнок 2.
А красный плюс желтый
Для всех не секрет
Дадут нам, конечно – Дети (оранжевый цвет)
Цвет оранжевый – огонь,
Этот цвет рукой не тронь.
(В отдельную пробирку наливает красную и желтую краску).
Ребёнок 3
Желтый цвет его сосед
Это урожая цвет.
Ребёнок 4.
А синий мы с желтым смешаем
Какой цвет получаем?
Цвет зеленый – цвет весенний,
Он любимый цвет растений.
Ребёнок 5.
Если в небе тучек нет
Голубой у неба цвет.
Синий цвет в нее нальем
И получим голубой.
Ребёнок 6.
В синем цвете нам видна
Высота и глубина
Синим цветом колокольчик
Зазвенит по всем полям.
Ребёнок 7.
Фиолетового цвета
Гребни гор в часы рассвета
Из синей и красноватой этой
Получим мы цвет фиолетовый.
В. – Давайте соберем солнышку лучики в порядке соответствующим радуге.
(Детям раздаются лучи разного цвета 7 цветов для каждой команды и два солнышка без лучиков. Дети с лучиками под музыку бегают. По остановки музыки команды собирают лучи для своего солнышка. Воспитатель поворачивает солнышко на стене смеющейся стороной вверх)
Дети. – Желтый.
Выходит ребенок – зайчик.
Не найти вам колобка
Укатился к лесу он,
А до леса далеко
Не дойти вам до него.
В. – Если нам до леса не дойти, пусть лес к нам прейдет?
(Дети подходят к столам с красками).
Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.
1. Весной прорезаются
Летом холодят
Осенью радуют (листья)
2. Зимой и летом одним цветом (елка)
3. Коровам без нее беда
Она их главная еда (трава)
4. Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет (туча)
Зайчик: Ой, какой красивый лес. Подарите мне его, а я вам карандаш дом.
Ребёнок исполняющий роль волка.
Я Волчек, зубами щелк
Укушу вас за бочек.
Набежало детворы
Всю поляну истоптали
И бабочек распугали.
В. – Не надо нас кусать волк. И поляну твою топтать не будем. Не видел ли ты колобка?
Волк – Поиграйте со мной в бабочек, тогда скажу.
(Дети надевают шапочки бабочек всех цветов радуги. Под музыку вальса легко летают и танцуют как бабочки. Когда музыка останавливается бабочки слетаются в кружки вокруг цветов тех же оттенков что и бабочки).
В. – И Волчек убежал, лишь карандаш нам оставил. А мы немного отдохнули, и нужно дальше идти, искать следующий карандаш.
Дет. – Синий.
(На ватманах нарисованы кусты. Под ними сидит медведь с карандашом. Дети его находят)
Ребёнок исполняющий роль медведя
Я медведь, как начну реветь!
Разбегается кто куда!
Напугайся детвора!
В. – Не надо нас медведь пугать
Мы тебя ягодой угостим.
(Напротив двух кустов становятся 2 команды. Каждый из команды печатает на куст по одной ягоде).
Медведь. – Возьмите карандаш, а мне дайте ягоды. Колобок туда укатился
Д. – Фиолетовый.
(Карандаш спрятан на кукольной ширме).
Дети находят на ширме появляются колобок и лиса.
Я великий колобок
У меня румяный бок.
Долго бабка тесто мяла,
Все казалось ей, что мало.
Наконец я был готов,
А потом и …... был таков.
Лиса: Колобок подойди поближе сядь мне на язычок. Спой свою песенку.
В. – Лиса не ешь колобка, отдай его нам.
Мы его к бабушке и дедушке отнесем.
Лиса: Не буду я его есть. Я с ним дружить буду. А если вам отдам с кем дружить буду.
В. – Ребята, где нам друзей для лисы взять?
Д. – Нарисовать или слепить?
Дети подходят к столам с пластилином и карандашами кто куда хочет.
Рисунки детей крепим на ширму и ставим вылепленных животных. Во время работы звучит музыка леса.
Лиса оставляет колобка и благодарит детей за друзей.
Колобок я колобок –
Белорозовый бочок
По сусеком я метен,
Я бедовый, я умен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Зайца пальцем я обвел,
И медведя обошел,
Но прехитрая лиса –
Чуть не слопала меня.
Если бы не ваши дети.
Мне б не жить на этом свете.
Как вам удалось спасти меня?
– Мы лепили, рисовали
Все заданья выполняли,
Мы уменьем и трудом
Жизнь твою спасли с трудом.
Я за это благодарен
Снова весел, лучезарен
И за это вам как приз
Каждому вручу сюрприз.
Колобок вручает детям медаль-эмблему
“Лучший помощник карандаша”.
Колобка возвращают деду и бабе.
МБДОУ «Золотой ключик» пос. Нижняя Пойма
Рисование: «Дымковская лошадка» .
Воспитаталь 1 квалификационной категории:
Ховренкова Татьяна Ивановна
Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
- Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
- Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
- Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
- Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу» , песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
- Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
- Воспитывать аккуратность в работе.
- Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
- Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.
Предварительная работа:
Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.
Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.
Подготовка к занятию:
Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка» , песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись) , русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая) , подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух) .
Ход занятия:
Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка» .
В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.
Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. . Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость» . (Ответы детей) . А сейчас я вам загадку загадаю:
В избе – изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
(Печь)
Может быть кто – то стихи о печке знает?
Ребёнок:
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи,
И хлеба и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка.
Матрёна Ивановна:
На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша - еда наша» . А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)
А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?
(Ответы детей)
Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?
(Ответы детей)
Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша» .
Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.
Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость» . Пришли к нам Ваня и Дуня.
Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.
Чики – чики, чикалочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкала орешки.
Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?
(Ответы детей: «Русские народные костюмы» )
Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?
(Ответы детей)
Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?
А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется? (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)
(Проводится индивидуальная работа)
Матрёна Ивановна:
А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?
(Ответы детей.)
Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)
А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?
(Ответы детей.)
Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?
(Ответы детей.)
Правильно: штаны и сапоги.
Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.
А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом – наперед
И поехал в огород.
Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)
Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»
(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)
Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку) :
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.
Один из участников - «коза» - движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.
«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)
Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.
(дети садятся на лавочку) .
Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?
(Детям загадываются загадки.)
Матрёна Ивановна:
А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:
Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик) .
Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?
(Ответы детей)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Деткам спать не даешь?
– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный) .
– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Петушок и бобовое зёрнышко» .)
– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка» ? (Зайчику)
Звучит русская народная музыка.
Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?
(Ответы детей)
Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.
Рисование - «Дымковская лошадка» .
Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Садятся за столы.
Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?
(Лошадка) .
Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку) :
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
(Ответы детей)
Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.
(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.
Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?
(Ответы детей)
Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.
Физминутка: Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за столик тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.
Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.
Используемая литература:
- Документ ФГОС ДО,
- «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г.,
- «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
- Интернет – сайты.
Конспект занятия по развитию речевого творчества №2 детей старшей группы на тему: « Научим художника Кисточкина сочинять стихи» (воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна) Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов). 2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением. 3. Закрепить умения детей находить изображения (словарифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сукбарсук. 4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу. 5. Воспитывать желание помогать другу. Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка « Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок « Рифмы на картинке». Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая; Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна - спокойная. Методические приёмы: использование наглядного материала («Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»); Сюрпризный момент - художник Кисточкин; Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»; Обобщение; поощрение, художественное слово. Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность. Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития. Ход: Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости. (раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин). Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие? Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству. Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно. Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку: - скажите, из чего состоит наша речь? Дети:…………………………………………. Воспитатель: Какие бывают слова? Дети:…………………………………………. Воспитатель: Что могут обозначать слова? Дети:………………………………………….. Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры. Дети: ………………………………………….. Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру: « Скажи наоборот» Большой - маленький; длинный - короткий; узкий широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий. Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку. « Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко), Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко), Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец), Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)». Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется: « Скажи какой» Но для начала послушайте стихотворение « Утро» « Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь. Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь! Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день. Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!» Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении? Дети:……………………………………………….. Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое. Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос? Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни. Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята? Дети:………………………………………………… Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению: Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная…. Луна (какая?) большая, круглая, огромная… Мама (какая?) добрая, ласковая, милая….. Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть. Физкультминутка: « Ветер дует нам в лицо» Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением. Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно: Дети: (предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения. 2. Подмечать интересное в обычном. 3. Наблюдать. 4. Подбирать рифмы. Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы? Дети: ………………………………………………… Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются (шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников: « Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку). Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд (мёд)» Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы. Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы. (чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина машина; самовар - пар). А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы: - Я поехал на машине, у меня порвалась шина. - Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка. - Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук. - Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко. Физкультминутка: « По дорожке кошка шла» Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок. Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы (самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик). Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений (в приложении представлены стихи детей) Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы. Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу. Приложение: 1. Плакат « Рифмы на картинке» 2. Картина « Кошка» Стихи детей: Настя Плотникова: « Котик за столом сидит, и на чашечку глядит. На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!» Женя Романов: « Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!» Маша Сулекова: « День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт» Настя Юдина: « Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов» Белов Арнольд: « День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей» Максим Лавров: « Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»