Пенсионная реформа в Украине: новые требования к стажу. Пенсионная реформа в Украине. Главные измененияСюжет Повышение пенсионного возраста

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Верховная Рада 3 октября приняла правительственный проект пенсионной реформы. Документ должны были проголосовать еще в мае, после дату рассмотрения перенесли на сентябрь, однако с первого раза голосования провалили. Со второй попытки большинство парламентариев отдали свои голоса« за» пенсионную реформу. Власти ограничились« ремонтом» солидарной системы, а обещанный запуск накопительного уровня снова перенесли. На этот раз на 2019 год.

Realist разбирался в главных нововведениях« пенсионной реформы Гройсмана».

Работать придется дольше, но не всем

Больше всего споров возникло вокруг вопроса повышения пенсионного возраста. МВФ настаивал на том, что украинцы должны работать до 63 лет, и в одном из вариантов Меморандума, который просочился в СМИ, предполагалось, что так и будет. Но в итоге пенсионный возраст не тронули.

Правда, часть украинцев все равно будет выходить на «заслуженный отдых» позже. Дело в том, что в Украине вводят« гибкий коридор» с несколькими« дверьми». Первая, как и сейчас, — 60 лет, вторая — 63 года и третья — 65 лет. Чтобы дойти до первой« двери», в следующем году нужно иметь как минимум 25 лет стажа. И каждый год требование будут увеличивать на 12 месяцев, до тех пор, пока в 2028 году« вовремя» на заслуженный отдых будут выходить украинцы со стажем от 35 лет. Те, кто проработает от 25 до 35 лет, смогут получить пенсию в 63 года. И со стажем от 15 до 25 лет — в 65 лет.

Есть и приятный момент. Со следующего года на пенсию можно выйти даже раньше 60 лет, но только при условии наличия 40 лет стажа.

« Барьер» в 25 лет(он будет действовать со следующего года) преодолеют большинство 60-летних украинцев. А вот через 10 лет вовремя на «заслуженный отдых» выйдут всего 55% украинцев. Остальным придется работать до 63 и даже 65 лет.

«Старые» пенсии пересчитают по-новому, а «новые» — урежут

Проект пенсионной реформы правительство зарегистрировало под названием« О внесении изменений в некоторые законодательные акты о повышении пенсий». Хотя на самом деле повысят выплаты далеко не всем украинцам. Более того, все, кто достигнут 60 лет уже после реформы, окажутся в худшем положении.

Итак, пенсии действительно вырастут. Сейчас их получают примерно 11,7 млн украинцев. «Осовременят» выплаты для 5,6 млн, еще около 3 млн получат прибавку в рамках индексации. «Осовременивание» — пересчет пенсии по актуальному показателю средней заработной платы. Этот показатель каждый год растет, и тем, кто вышел на пенсию 10 лет назад, пенсии считали по средней зарплате 1197,9 грн, актуальная же средняя зарплата(считается за три последних года) — 3764 грн. Такой пересчет позволит« разбогатеть» украинцам на сумму от 50 до более 1000 грн.

Еще около 3 млн пенсионеров получат прибавку в рамках индексации. Два раза в год правительство поднимает социальные стандарты, в том числе и минимальную пенсию. Изначально планировали добавить по 61 грн к пенсиям, на данный момент приняли решение проиндексировать пенсии на 140 грн.

Остальные пенсионеры, а это около 3 млн человек, после реформы будут получать столько же, сколько и до нее.

В формуле расчета пенсий фигурируют не только средняя зарплата, но и соотношение собственной зарплаты к средней, стаж и коэффициент его оценки. Последний показатель после реформы снизят с 1,35 до 1%. Это означает, что все будущие украинские пенсионеры будут получать на 25% меньше. Правда, переход к более низким пенсиям сделают плавным. Для этого до конца 2018 года в формуле расчета пенсий будут считать среднюю зарплату не за три, а за два года.

Для примера: до реформы украинец с 30 годами стажа и зарплатой в 1,5 раза выше средней в этом году может получить пенсию в размере 2286 грн, а если бы реформа полноценно действовала эта сумма составляла бы 1693 грн.

Индексировать будут по-новому

На данный момент всем украинским пенсионерам пенсии повышают на одну и ту же сумму — определенный процент от минимальной пенсии. После реформы ситуацию обещают изменить. Сумма прибавки разделится на две составляющие: 50% от инфляции + 50% от роста средней зарплаты за три последних года.

Причем, процент от роста зарплаты будут закладывать в формулу расчета пенсии. Фактически это означает, что у всех украинцев пенсии будут расти по-разному. Если же дефицит Пенсионного фонда удастся ликвидировать, то пенсии будут повышать на 100% от среднего за три года роста зарплат.

Важно также учесть, что считается средняя зарплата, с которой платят единый социальный взнос. Максимальная сумма, с которой уплачивается взнос — 40 тыс. грн. Если зарплата — 100 тыс. грн, то в отчете Пенсионного фонда« засчитают» ее к зарплатам в размере 40 тыс., так как с остальных 60 тыс. платить налог не нужно.

Работающим пенсионерам вернут« полные» пенсии

Работающие пенсионеры имеют право только на 85% пенсии. Остальные 15% удерживаются в пользу государства. Уже в этом месяце, согласно принятой реформе, эту практику отменят. В результате примерно 650 тыс. украинцев(столько пенсионеров официально работают) получат прибавку в 17%. Для примера: работающий украинец, который получает пенсию в 1445 грн, после реформы сможет получать уже 1700 грн.

Еще одно важное нововведение — специальные пенсии для журналистов, ученых, педагогов, медиков, чиновников отменяют. Теперь всем будут считать размер выплат по единой формуле.

« Реформа Гройсмана» — только первый шаг на пути к трансформации действующей пенсионной системы. Главные проблемы документ не решает. В бюджете на следующий год предусмотрен дефицит Пенсионного фонда на уровне 141 млрд грн, а это означает, что« дырка» останется практически неизменной. Да и размер пенсий даже после« осовременивания» и индексации не достигнет 40% от привычного заработка, как это предусмотрено международными конвенциями. Следующий шаг реформы намечен на 2019 год — тогда планируют запустить накопительный уровень, то есть помимо соцвзноса в Пенсионный фонд работающим придется часть зарплаты откладывать на персональный счет. Именно накопительный уровень, как надеются большинство экспертов, позволит значительно повысить благосостояние украинцев в старости.

Верховная Рада приняла пенсионную реформу. За законопроект N6614 во втором чтении проголосовали 288 депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Перед принятием проекта в сессионном зале выступил премьер-министр Владимир Гройсман, который призвал парламентариев проголосовать за "историческое решение".

От Блока Порошенко за пенсионную реформу проголосовали 122 человека, от Народного фронта - 75, Оппозиционного блока - 0, от Самопомощи - 14, Радикальной партии Олега Ляшко - 17, Батькивщины - 0, от Воли народа - 15, Возрождения - 22, внефракционных - 23. Против реформы - 8, воздержались - 23. Не голосовали 27 нардепов.

Основные изменения: привязка к страховому стажу, а не возрасту; ежегодная индексация; повышение минимальной пенсии.

Корреспондент.net разбирался подробно в изменениях, которые ожидают украинских пенсионеров.

Возраст выхода не пенсию

Закон не предусматривает повышения пенсионного возраста , но вводит требования к страховому стажу. Нормы вводятся с 2018 года.

Для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 25 лет страхового стажа. При стаже от 15 до 25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, при стаже менее 15 лет - в 65 лет.

При этом украинцы, у которых нет страхового стажа , смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет, который будет определяться, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Все нормативы минимального страхового стажа будут увеличиваться на один год каждые 12 месяцев до 2028 года. Таким образом, с 2028 года для выхода на пенсию в 60 лет нужно будет иметь 35 лет страхового стажа.

Если стажа недостаточно, то можно его приобрести , однако не более пяти лет. Один год стажа стоит 16 896 гривен.

Те, кто отработал 40 лет, могут выйти на пенсию в любое время. Но эта норма будет внедрена только через десять лет.

Для студентов-бюджетников дневной формы годы учебы засчитают в трудовой стаж.

Размер пенсии

Размер пенсии каждого гражданина Украины, согласно закону, будет рассчитываться по формуле: Сз × ИКЗ × Кс. Чем большее коэффициент, тем выше пенсия.

Сз - размер средней заработной платы в Украине за три года перед обращением за назначением пенсии; ИКЗ - индивидуальный коэффициент заработной платы (соотношение размера получаемой зарплаты по отношению к средней зарплате; Кс - коэффициент страхового стажа, определяется как множитель продолжительности лет стажа работы человека на величину оценки одного года страхового стажа.

Базовая средняя заработная плата для расчета пенсий составит 3 764 гривен 60 копее, что почти в три раза больше, чем до реформы - 1197 гривен.

Коэффициент страхового стажа для расчета пенсий снижен с 1,35 до 1.

Минимальный размер пенсии установлен на уровне 1452 гривен, что на 140 гривны больше, чем было до принятия закона. "Минималку" получает восемь миллионов пенсионеров. По данным Минсоцполитики, это примерно половина стоимости потребительской корзины для фактического прожиточного минимума.

Введение автоматической нормы о ежегодной индексации (перерасчете) пенсий с 2019 года для защиты от инфляции: с учетом финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50 процентов роста среднемесячных зарплат за три года и на 50 процентов индекса потребительских цен.

Также в рамках закона отменено 15-процентное уменьшение пенсий для 500 тысяч работающих пенсионеров. Отменяется уменьшение размера пенсий для 104 тысяч женщин, которые досрочно вышли на пенсию в 55 лет.

После пересчета пенсий около 1,3 миллина украинских пенсионеров дополнительно получат 200 гривен в месяц. На сумму от 200 до 500 гривен вырастет размер пенсии еще для 1,2 миллиона человек.

Почти два миллиона пенсионеров получат повышение к пенсии на сумму в пределах 500-1000 гривен. Больше чем на 1000 гривен вырастут пенсии примерно у 1,1 миллиона граждан Украины.

Специальные пенсии и другие вопросы

Закон отменяет специальные пенсии для госслужащих, судей, ученых и прочих категорий. Все они переводятся на общую систему начисления пенсий.

Также отменяется право на назначение пенсии за выслугу лет для работников образования, здравоохранения, социальной защиты, прокурорских работников и прочих, которые раньше могли выходить на пенсию досрочно - за пять-десять лет до наступления пенсионного возраста.

Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников силовых органов.

Пенсионная реформа предусматривает гарантии для инвалидов с детства, детей-инвалидов, пенсионеров, не имеющих полного стажа и лиц, которые не имеют права на пенсию и получают сейчас 949 гривен.

Размер пенсии для них увеличится на 45 процентов и составит 1373 гривны. На сегодня в Украине таких граждан около миллиона.

Законопроект снимает ограничение для работающих пенсионеров на одновременное получение зарплаты и пенсии. Ранее они были ограничены до 85 процентов от положенной пенсии. теперь работающие пенсионеры могут одновременно получать и зарплату, и пенсию.

Сложившиеся реалии в экономике и социальной сфере привели к необходимости перемен и совершенствования пенсионной системы, которая была введена в действие с 2002 года. К 2010 году стали видны все ее достоинства и недостатки. Очевидным стал вопрос о внесении изменений в формирование пенсионных прав будущих пенсионеров на условиях сбалансированности и справедливого отношения ко всем.

  • Новые правила, введенные с января 2015 года, основываются на влиянии заработной платы и продолжительности страхового стажа на .
  • Кроме того, более по желанию гражданина также повлияет на размер его будущей выплаты в сторону увеличения.

Новый расчет пенсии стимулирует граждан трудиться и хорошо зарабатывать, при этом каждый ответственен за формирование своего собственного пенсионного капитала и вправе выбирать наиболее эффективный .

Глобальных изменений в пенсионном законодательстве к 2018 году не произошло (за исключением продления отмены индексации работающим пенсионерам и увеличения пенсионного возраста госслужащим), поэтому как таковой новой пенсионной реформы не предвидится в ближайшее время.

Суть проводимой реформы в 2015 году

С начала 2015 года в России были введены новые правила формирования пенсионных накоплений. Если раньше пенсия состояла из трех частей: базовой, страховой и накопительной, то теперь она представлена следующими составляющими:

  • фиксированной выплатой;
  • страховой пенсией;
  • накопительной пенсией.

Одним из нововведений стал расчет пенсии в индивидуальных коэффициентах , а не в абсолютных величинах как ранее. Это позволит лучше защитить пенсионный капитал граждан. В рубли накопленные баллы будут переводиться при .

Важным новшеством стала и возможность : формировать или нет накопительную пенсию. Однако для повышения защищенности пенсионных накоплений в 2016, 2017 и 2018 году был продлен мораторий на их формирование. Одновременно с этим ведется усиленная работа по акционированию негосударственных пенсионных фондов.

Еще в 2016 году также произошли некоторые изменения, к которым можно отнести отмену индексации пенсий работающим пенсионерам и повышение пенсионного возраста для госслужащих до 63 и 65 лет.

Формирование страховой и накопительной пенсии

Ежемесячно на будущую пенсию своих сотрудников работодатели перечисляют для формирования их пенсионных прав. Общий тариф такого взноса составляет 22% зарплаты , из которых 6% - солидарный тариф, который не учитывается на счете застрахованного лица, а направляется на выплату фиксированной суммы действующим пенсионерам.

Остальные 16% взноса могут распределяться по двум вариантам :

  • только на страховую выплату (16%);
  • на страховую и накопительную (10% и 6%).

Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются в баллы.

Гражданам старше 1966 года рождения устанавливается . Это основной вид пенсии в России, представляющий собой гарантированную ежемесячную выплату действующим пенсионерам в связи с утратой ими основного дохода.

До 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе имели право выбрать вариант пенсионного обеспечения. В настоящее время такое право сохраняется только для тех, кто впервые устраивается на работу. Сделать свой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

Основным документом, положившим начало проведению пенсионной реформы в России, стал закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в котором содержится:

  • разделение трудовой пенсии на два вида (страховую и накопительную);
  • новая формула расчета пенсии, основанная на сумме накопленных индивидуальных коэффициентов и стоимости одного балла;
  • новые условия назначения выплат (наличие минимальной суммы баллов и страхового стажа);
  • введены повышающие коэффициенты при обращении за пенсией позже установленного срока;

Возникновение права на накопительную пенсию, а также условия ее назначения и выплаты содержатся в законе «О накопительной пенсии» № 424-ФЗ от 28.12.2013 г. Страховщиком по формированию такой выплаты в системе ОПС являются различные НПФ, деятельность которых в новых условиях регулируется принятым законом № 410-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный Закон «О негосударственных пенсионных фондах» .

Для сохранности добровольных вложений граждан введена система гарантирования пенсионных накоплений , что отражено в законе № 422-ФЗ от 28.12.2013 г.

Для решения вопросов относительно досрочных выплат при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ и обязательной уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу приняты два закона:

  • № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» ;
  • № 421-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» .

Расчет пенсий по новому закону

Введенный в нашей стране с 2015 года пенсионных выплат основывается на нескольких основных параметрах:

  • остался неизменным в 60 лет для и в 55 лет для ;
  • чем выше официальная зарплата, тем больше страховых взносов перечисляется на лицевой счет гражданина, тем выше его будущая пенсия (минимальная сумма индивидуальных коэффициентов, начисляемых за каждый год работы должна составлять 30 баллов к 2025 году, постепенно увеличиваясь с 6,6 в 2015 г. (в 2018 году 13,8 баллов));
  • продолжительность составит 15 лет в 2024 году, постепенно увеличиваясь с 6 лет в 2015 г. (9 лет в 2018 году);
  • каждый гражданин, начинающий свою трудовую деятельность вправе выбрать о формировании накопительной пенсии или отказе от нее в течение первых пяти лет работы.

Формула расчета страховой пенсии по новому закону выглядит следующим образом:

СП = ФВ + ИПК х СПК,

  • СП - сумма страховой пенсии;
  • ФВ - размер фиксированной суммы;
  • ИПК - сумма накопленных баллов;
  • СПК - стоимость одного коэффициента.

ФВ является аналогом базовой части трудовой пенсии, она гарантирована государством, устанавливается в твердом размере одновременно с назначением выплаты.

Особенностью ИПК является их начисление и в некоторые нестраховые периоды , такие как служба в армии по призыву, отпуск по уходу за детьми, время ухода за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом.

Таким образом, пенсионные права граждан, накопленные до 2015 года , будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, к которым будут прибавляться баллы за каждый год страхового стажа после 2015 года.

Гражданам, уже получающим выплату, обращаться в ПФР не нужно, их права при конвертации в пенсионные баллы сохранятся и размер пенсии уменьшен не будет .

Пенсионная реформа в 2018 году в России

В начале 2017 и 2018 года ряд положений пенсионного законодательства потерпело изменения :

  • был продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;
  • с 2017 года возраст выхода на пенсию федеральных и муниципальных госслужащих был увеличен до 63 и 65 лет;
  • продлена «заморозка» взносов на пенсионные накопления по системе ОПС.

Некоторые граждане воспринимают такие изменения, как новую пенсионною реформу, однако это не совсем так. Пенсионное реформирование предполагает более глобальные изменения в порядке назначения, расчета и выплат пенсий, а изменения, произошедшие в 2016-х, 2017-х и 2018-х гг. - это всего лишь внесение правок в уже существующие законодательные акты, поэтому их, по сути, «пенсионной реформой» назвать нельзя.

Будет ли повышение возраста выхода на пенсию?

Еще с 2010 года вопрос о повышении возраста выхода на заслуженный отдых неоднократно поднимался для обсуждения в Госдуме, однако сторонников реализации такой теории пока меньше, чем ее приверженцев.

Но не все так просто. Действительно, дисбаланс пенсионной системы, нехватка денежных средств для текущих выплат должны привести к принятию мер, способных изменить ситуацию в лучшую сторону.

  • Первоначально повышение возраста позволит сэкономить бюджетные средства , но позже может произойти обратный эффект, так как выплата будет рассчитана на меньший срок и соответственно в большем размере.
  • Кроме того, может повыситься уровень безработицы и потребуется больше средств для поддержания стабильности в социальной сфере.

Тем не менее, положительные сдвиги в экономической сфере, а также намеченная тенденция к увеличению продолжительности жизни наших граждан дают основание согласиться участвующим в споре сторонам с необходимостью внесения корректив в существующую пенсионную систему к 2019 году .

Увеличение пенсионного возраста госслужащим с 2017 года

Одной из мер по реформированию сложившейся вокруг ПФР ситуации дефицита бюджета стало увеличение возраста выхода на пенсию госслужащим. Соответствующий закон № 143-ФЗ был подписан Президентом 23.05.2016 г.

По новым правилам с января 2017 года следует:

  • повышение пенсионного возраста госслужащих на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин;
  • повышение предельного возраста пребывания на госслужбе: для руководителей высшего звена - до 70 лет, для остальных - до 65 лет;
  • увеличение минимального количества стажа с 15 до 20 лет.

Стоит отметить, что повышение возраста и требуемого стажа будет проходить постепенно до 2026 года .

Многие аналитики сходятся во мнении, что данная мера подготовит население к увеличению пенсионного возраста для всех граждан . Другие считают, что такой принцип не является главенствующим в госполитике и говорят о важности стимулирования к более позднему выходу на заслуженный отдых самими гражданами.

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2018 году

В связи со сложной экономической ситуацией в стране впервые в 2016 году была тем пенсионерам, которые продолжили свою трудовую деятельность после выхода на пенсию. В феврале этого года выплата была увеличена по состоянию на 30 ноября 2016 года. Причем ренее, уволившимся в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, необходимо было обратиться в ПФР для проведения индексации.

С апреля 2016 года такая необходимость отпала, так как работодатели ежемесячно представляют , своевременно информируя ПФР о факте осуществления трудовой деятельности своими сотрудниками.

Важно отметить, что при устройстве на работу вновь пенсия не может быть уменьшена.

Мораторий на формирование (заморозка) накопительной пенсии

В 2017 году был продлен запрет на формирование накопительной пенсии граждан. Данная мера никак не сказывается на доходах населения и на размере их будущей пенсии. Все страховые взносы, перечисленные на их лицевые счета, будут учтены в расчете их будущей пенсионной выплаты.

Введение моратория на пенсионные накопления в 2014 году вызвало тем не менее волну критики со стороны граждан. Однако такое решение было вызвано неэффективной работой сложившейся системы накопления и незащищенностью добровольных вложений граждан.

Из-за кризисного положения Пенсионного фонда РФ мораторий продлили и в 2018 году , при этом такая мера продолжит свое действие до 2020 года.

«Заморозка» накопительной пенсии позволила провести масштабную работу по проверке многочисленных НПФ и принятию мер к эффективному управлению вложенных россиянами денежных средств, а также созданию целой системы гарантирования пенсионных накоплений . Теперь для осуществления дальнейшей работы НПФ должен получить соответствующую

Изменения в пенсионное законодательство описаны в поданном Кабмином и уже принятом Верховной Радой законопроекте №6614 . Его должен подписать сначала спикер, потом президент, после чего закон будет опубликован. В законопроекте при этом написано, что он вступает в силу задним числом - с 1 октября 2017 года. Часть новшеств начнет действовать с 1 января 2018 года, прописаны постепенные изменения пенсионной системы в течение 10 лет. Поэтому теперь каждый год украинцы будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст

Постепенное повышение требований к стажу

Возраст выхода на пенсию новый закон не изменяет, но он вводит требования к страховому стажу, и они будут повышаться на протяжении 10 лет.

До конца 2017 года еще смогут уйти на пенсию по достижении 60 лет все, кто платил страховые взносы в Пенсионный фонд не менее 15 лет. А с 1 января 2018 года для получения пенсии в этом же возрасте нужно иметь уже от 25 лет стажа, в 2019-м - 26 лет, и так по одному году будет прибавляться до 2028-го, когда 60-летние смогут получать пенсию при стаже от 35 лет.

Для тех, кто не набрал необходимое количество лет, предусмотрен выход на пенсию в 63 года с меньшим стажем: в 2018 году - от 15 до 25 лет, с начала 2019-го - от 16 до 26 и так далее. Этот диапазон в 2028 году должен достигнуть показателей от 24 до 34 лет стажа для 63-летнего пенсионера.

С 1 января 2019 года вступит в силу еще одна норма: если человеку уже исполнилось 65 лет, он сможет уйти на пенсию при страховом стаже не меньше 15 лет.

С 2028 года уйти на пенсию можно будет в любом возрасте со стажем в 40 и больше лет.

Пенсионный возраст для женщин

Законодатели оставили в силе постепенное приведение пенсионного возраста мужчин и женщин к одному показателю для всех - 60 лет. С каждым полугодием женщины будут получать право на пенсию на полгода позже, как и было предусмотрено законом "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Но в соответствующую статью добавили условие - для ухода на пенсию нужно не только достичь пенсионного возраста, но и иметь необходимый стаж. Повышение же возраста, как и раньше, касается женщин, рожденных до 31 марта 1961 года, так как все остальные уже будут получать право на пенсию на новых основаниях, наравне с мужчинами - в 60 лет. Женщины, рожденные до 30 сентября 1956 года, имеют право на пенсию с 55 лет (всем им на сегодня уже исполнился 61 год).

Для остальных действует такой график:

  • 55,5 года - для рожденных с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года;
  • 56 лет - для рожденных с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957 года;
  • 56,5 года - для рожденных с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958 года;
  • 57 лет - для рожденных с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958 года;
  • 57,5 года - для рожденных с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959 года;
  • 58 лет - для рожденных с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959 года;
  • 58,5 года - для рожденных с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960 года;
  • 59 лет - для рожденных с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960 года;
  • 59,5 года - для рожденных с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961 года.

Досрочные пенсии

Занятые на подземных, горных и особо опасных работах лица, трактористы-машинисты, доярки и свинарки, текстильщицы, сельскохозяйственные работницы с пятью и более детьми, водители пассажирского транспорта смогут уходить на пенсию в 50 или 55 лет. Сколько для этого нужно стажа, в том числе на опасных работах, в законе прописано для каждой категории отдельно. Также предусмотрено постепенное повышение возраста для тех, кто уже в ближайшее время может претендовать на досрочный выход на пенсию по этой норме.

Для всех пенсионеров, которые работали на вредных производствах, планируют создать специальные отраслевые фонды, из которых будут финансироваться их досрочные уходы на пенсию. Пока такие фонды не созданы, пенсии продолжат выплачивать из госбюджета и дополнительных отчислений, которые должны делать предприятия с вредными условиями труда.

Право на пенсию по выслуге лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений при стаже от 20 до 35 лет, порядок такого выхода на пенсию определяет Кабмин.

Лица с гипофизарным нанизмом (лилипуты) и карлики могут уйти в 45 лет при 20 годах стажа (мужчины) и в 40 лет с 15 годами стажа (женщины). Инвалиды первой группы по зрению и инвалиды с детства первой группы - мужчины в 50 лет с 15 годами стажа и женщины в 40 лет с 10 годами.

Матери пятерых и более детей или матери детей-инвалидов, которые воспитали их до шестилетнего возраста, могут получать пенсию после достижения 50 лет и 15 лет стажа. В последнем случае льготные условия может получить не мать, а отец, но уже в 55 лет и со стажем в 20 лет.

Выйти на пенсию в 55 лет при 25 годах стажа (мужчины) и в 50 лет при 20 годах стажа (женщины) могут военнослужащие и полицейские, которые участвовали в боевых действиях и АТО, а также получившие ранения, увечья или инвалидность в связи со службой, в том числе во время ликвидации аварии на ЧАЭС. Действие этой нормы в некоторых случаях распространяется на супругов и родителей погибших при исполнении служебных обязанностей.

Досрочная пенсия сохраняется для сотрудников СМИ, которые получили во время выполнения служебных обязанностей в местах ЧП ранение, контузию или увечье, - в 60 лет для мужчин со стажем от 25 лет и в 55 лет для женщин со стажем от 20 лет.

Те, кто на момент вступления в силу нового закона имеет право на пенсию по выслуге лет по закону "О пенсионном обеспечении" , также смогут ее получить.

Особенности вычисления страхового стажа

Если для получения пенсии не хватает стажа, его можно будет купить - за один год нужно заплатить 16 896 грн, но таким образом можно себе прибавить не более пяти лет.

В страховой стаж будут засчитываться периоды, когда претендующие на пенсию занимались предпринимательством на упрощенной системе налогообложения, проходили военную службу, были в отпуске в связи с беременностью, родами и уходом за ребенком. Учеба в вузах на дневной форме обучения на условиях госзаказа, в аспирантуре и докторантуре в страховой стаж не засчитывается.

С 1 января 2018-го по 31 декабря 2020 года государство будет платить временную социальную помощь неработающим лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не получили права на пенсию из-за нехватки стажа. Размер помощи будет равен прожиточному минимуму для нетрудоспособных граждан на момент назначения помощи.

Размер пенсий

Пенсии будут пересчитаны задним числом - с 1 октября 2017 года. Минимальная пенсия должна соответствовать прожиточному минимуму, установленному на 1 декабря 2017 года, это 1373 грн. При назначении пенсий до конца этого года будет использоваться показатель средней зарплаты за 2014-2016 годы "с применением величины оценки одного года страхового стажа 1,35%", сказано в законопроекте, а в течение 2018 года - средний показатель за 2016-2017 годы с величиной оценки одного года страхового стажа в 1%. Как министр социальной политики Александр Рева, этот показатель в 2017 году составит 3764 грн.

Как пояснил после утверждения законопроекта Радой премьер-министр Владимир Гройсман, в итоге с 1 октября 2017 года минимальная пенсия по новым расчетам составит 1452 грн.

С 1 января 2018 года для достигших 65-летнего возраста и 30-35-летнего стажа (для женщин и мужчин соответственно) минимальный размер пенсии будет составлять 40% от минимальной зарплаты, установленной в законе о госбюджете. В проекте бюджета заложена минимальная зарплата в размере 3723 грн, значит, минимальная пенсия для категории 65+ составит в следующем году 1489,2 грн.

Как и было предусмотрено в предыдущей редакции закона о пенсионном страховании, за каждый дополнительный полный год стажа пенсии будут увеличиваться на 1%. Законодатели добавили норму о том, что максимальный стаж сверх нормы не может быть ограничен.

Принятая ранее формула для расчета размера зарплаты, исходя из которого будет насчисляться пенсия, остается в силе.

Шахтерам и занятым на подземных работах лицам (не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин) минимальный размер пенсии установлен в размере 80%, но не от средней зарплаты шахтера, как было раньше, а от вычисленной по общей формуле зарплаты.

Для тех категорий, которые уже получают пенсии на основании различных профильных законов ("О Кабинете Министров Украины", "О госслужбе", "О судоустройстве и статусе судей" и других подобных), предусмотрены варианты: или перейти на новую систему начисления пенсии, или остаться на старой, но тогда индексация к ним применяться уже не будет до перехода на общие условия. Для части категорий переход будет автоматическим, но можно обратиться в Пенсионный фонд и вернуть свою "старую" пенсию.

В 2019-2020 годах решение о дальнейшем увеличении показателя средней зарплаты для расчета пенсий будет принимать Верховная Рада, а с 2021 года индексация должна происходить автоматически, она будет привязана к индексам роста цен и средней зарплаты.

Накопительные пенсии

С 2019 года в Украине вводятся накопительные пенсии - это второй уровень системы, который должен дополнить первый - традиционные солидарные пенсии. Норма законопроекта предусматривает, что украинцы будут отчислять на государственный счет деньги, из которых потом получат дополнение к пенсии. Отказаться от этого смогут те, кому на 1 января 2019 года до пенсии остается меньше 10 лет. Для того, чтобы накопительная система заработала, законопроект предписывает Кабмину до 1 июля 2018 года создать для этого "институционные компоненты функционирования".

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей