Платок история создания. Милый сердцу платок. Когда блеснет в дали дорожной

О дин из элементов одежды, который известен еще с древних времен – классический женский платок. Относительно недавно он был достаточно популярен, хотя сегодня встретить в городе женщину в традиционном платке сложнее, чем, к примеру, в деревне.

Небольшое отступление. В современном городе появилась тенденция носить платок на шее. Для примера несколько фотографий модных блогеров:

В деревне платок чаще носят на голове. И многочисленные примеры бабушек в платочках Вы можете вспомнить самостоятельно. Но даже эта фраза не должна Вас остановить от идеи попробовать примерить платок как героини ретро-фильма! На блоге элегантности и стиля — — есть самостоятельная публикация Как завязать платок на голове и видео:

История платков насчитывает несколько столетий. Первые упоминания о квадратном отрезе материи появились задолго до истории Древней Греции, Индии, Египта и Турции. Среди африканских народов они были не менее популярны.

В разных странах значение платков было различным. В одних странах – это самостоятельный элемент костюма, в других – часть головного убора. У некоторых народов он был показателем социального статуса. Женщины из знатных семей носили платки из дорогой ткани, вручную расшитые золотыми нитями.

Кроме прямого предназначения, платок нередко использовался во время танца. Танцующая девушка с его помощью старалась как можно лучше подчеркнуть грациозность и легкость своих движений. И сегодня платок часто используется с той же целью.

В истории платков этот аксессуар носили не только на голове или шее, использовали его также в качестве пояса. Моду повязывать платок на шее можно отнести к римским легионерам. А после распада империи, эту тенденцию подхватили народы других стран. В их числе: Румыния, Хорватия и Франция. Легкие широкие платки стали популярными еще в XVIII веке.

Подводя небольшой итог, справедливо будет сказать, что женский платок и сегодня не утратил своей актуальности. Он может быть как предметом для согревания в холодное время года, так и аксессуаром, который преобразит любой наряд.

Вам знакомо имя женщины, которая придумала носить меховые накидки с вечерними нарядами? Обязательно познакомьтесь с этой королевской особой в статье Кто придумал палантин.

Самые красивые примеры, которые были найдены специально для этой публикации:

Чтобы познакомиться со всеми статьями, которые сейчас есть на блоге элегантности и стиля — http://сайт/, перейдите на страницу Карта блога

Форма проведения: экскурсия в школьный историко-этнографический музей по материалам исследовательской работы

Цели:

  • познакомить учащихся с историей появления платка и шали, способам изготовления;
  • показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма;
  • пробудить интерес к народным традициям;
  • способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса.

Оборудование: экспозиция «Русские платки - отражение души народа», мультимедийная презентация .

План:

  1. Введение
  2. История возникновения
  3. Правила ношения
  4. Техника изготовления и украшения
  5. Районы производства
  6. Заключение

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о русских платках. Наша экскурсия в школьный музей к экспозиции «Русские платки - отражение души народа» наглядно расскажет о духовном и материальном человеческого начала. Кто знает, что такое платок? (работа со словарями) «предмет одежды - кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы» Из словаря С.И.Ожегова. Или «лоскут равносторонний,шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины и накидывают на шею, носят в руках или кармане» из словаря В.И.Даля. Шаль - от персидского слова «шал» большой. Это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом, мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения. В XV веке. В Кашмире делались шали из тонкой шерсти тибетских коз.

2. История возникновения платка

Ребята, а кто может предположить, когда появились платки? Еще в раннехристианскую эпоху (300-600гг) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра. Уже гораздо позже стали носить исключительно для красоты.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой - убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль. Производство русской шали началось в самом начале XIXв., но первые образцы подражали восточным.

Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века.

Павлово-Посадские платки появились в первой половине XIX века.

3. Правила ношения

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали, выйти простоволосой не то, что из дому, даже из своей горницы считалось позором «грехом». А «окосматеть» женщину, то есть совать головной убор. Было тяжелой обидой и даже преступлением. Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Две трети жизни она проводила в нем.

Еще в древности легко было определить по наряду девушку, ее возраст- совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет - об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал головы, оставляя волосы открытыми. Носили на лбу маленькие тесемочки, взрослея, вместе с поневой они получали «красу» девичий венец. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью, это обычай был связан с верой в магическую силу волос. Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался,таким образом ее мужем и господином.

4. Техника изготовления и украшения

Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу.

До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорами и ткаными полосами. На Руси украшать материал умели в древности- были и тканые и вышитые. В 10 веке уже было известно украшение тканей набивным способом, когда с появлением городов ткани стали предметом торговли. Чтобы ускорить процесс нанесения рисунка доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и ударами деревянного молотка помогали изображению отпечататься. В XVII веке набойкой для себя и на продажу занимались нижегородские кустари. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX вв. Основой будущей текстильной промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Ручной крестьянской набойке уже приходилось конкурировать с фабричным ситцепечатанием.

В коллекции представлены два шелковых платка: черного и коричневого цвета «файева» (местное название). Рисунок состоит из цветков, веток, листьев,перьев, которые сотканы на атласном фоне. Дополнительным украшением таких платков служит вышивка. В экспозиции видно большое разнообразие ситцевых платков фабрик Посылина «желтый» с маркировкой, Прохоровский, самый лучший из хлопка с маркировкой на одном из них, фабрики Рубачевых, с маркировкой. Прохоровские платки были сдержанными по цвету. Чаще всего они имели светлый фон - белый, золотистый, бежевый. Букеты и гирлянды мягкие по колориту -приглушенный зеленый, темно -красный, лиловый, синий и желтый. Для большей выразительности узор всегда очерчен тонким черным кружевом.

Платки фабрики Рубачевых отличаются черным фоном и многоцветным узором, где яркие, розовые, красные тона сочетались с теплым зеленым.Местное название «полузеленый». Такие недорогие платки имелись почти в каждой семье- бедные их носили в праздник, богатые в будни. Излюбленным орнаментом фабрик становится «восточный огурец». На ситцах мануфактуры Рубачевых «огурцы» то вплетались,то складывались во многолепестковый цветок, то заполняли всю поверхность ткани- вариантов множество.

Искусство цветочного орнамента и колорита Павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок. Мягкая воздушность роз и других цветов, сочность красок и красота их сочетаний в букетах Павловских платков покоряют своей декоративностью и образностью.

Полушелковые платки, сочетающие черный, желтый и алые цвета и образующие мелкую клетку были праздничными. Шелковые платки «парочка», для невесты собирался «шишом» и «шапочкой» для женщин.

Ребята, а с какой целью мастера наносили разнообразные рисунки?

5. Районы производства

Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В.А.Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Великолепны были знаменитые «колокольцевские» шали. Назывались они так потому, что делались в сельце Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д.Колокольцева. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х гг. XIX века. Техника ткачества позволяла делать узоры одно- и двусторонние.

В экспозиции широко представлены разноцветные платки, популярные среди крестьянства России. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния. «Русским Манчестером» называли село Иваново Шуйского уезда, где в начале XX века открывались первые механические ситценабивные фабрики. Ситцевые платки кумачовые («французские») и кубовые (синие) мануфактур Баранова и Буданова (Москва), Посылина (Шуя), братьев Рубачевых (Шуя), Трехгорной мануфактуры Прохоровых (Москва), выпускающая до 40 видов платков. Шали Павловского Посада Московская губерния.

6. Заключение

Итак, мы выяснили, что платок прошел длительное время развития. Это зависело от условий, в которых жили люди, уровня развития техники, вкусы, мода, материальных возможностей. Ребята, а какую роль играет платок в наши дни?

Рефлексия

Приведите в соответствие:

Ответы: 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-В, 5-А.

Приведите в соответствие:

Ответы: 1-Б; 2-А; 3-Г: 4-Д; 5-В.

Используя в своем ежедневном гардеробе платок, вряд ли мы задумываемся о его древних истоках, уходящих корнями в разные исторические эпохи и разные континенты. Этот аксессуар является атрибутом практически всех вероисповеданий, а также неотъемлемой частью современной моды.

Платок использовали еще в далеком 1350 году до н. э. в Древнем Египте. Сама египетская царица Нефертити, при всем ее величии и неописуемой красоте, предпочитала нежнейший тканый платок в паре со своим коническим головным убором. Говорят, что на найденных изображениях у царицы на плечах был виден длинный шарф яркого цвета. Он был перекинут через плечо и струился до самого пола.Сильная половина человечества не осталась в стороне и тоже оставила след в истории ношения платка.Например, древние китайские военные закрепляли платок вокруг шеи, чтобы защититься от холода и ветра. Свидетельством тому являются терракотовые статуи китайских воинов, на шеях которых обязательно был платок.

После распада Римской Империи язык и традиции римлян, включая идею ношения платка, были унаследованы средневековыми римскими племенами. Позже платок появился и в Хорватии. В 1648 году хорватский полк прибыл в Париж,чтобы там отпраздновать победу над турками. У каждого солдата был повязан платок, и это заметил король Франции Людовик XIV, который был просто без ума от всего красивого и необычного. И он стал использовать эту традицию. У короля был даже специальный дворецкий, который заботился о его шейных украшениях.Однажды армия ЛюдовикаXIV внезапно была атакована англичанами, и застигнутые врасплох французские офицеры не нашли времени на завязывание платка по всем правилам военной моды. Они просто обернули платок вокруг шеи,связали простой узел на конце и закрепили его на лацкане мундира.Таким образом, из платков появились галстуки, но это уже совсем другая история.

В той же Франции в 1786 году императрица Жозефина Богарне получила в подарок от своего мужа Наполеона Бонапарта кашемировую шаль, привезенную им из Индии. Жозефина обладала огромной коллекцией шалей, была законодательницей мод, благодаря чему платок получил большое распространение и популярность в Европе.

Безусловно, история возникновения платка наполнена разными событиями и интересными фактами,но никакая история не может обойтись без упоминания о духовном и более глубоком предназначении платка. Покрытие головы женщиной означает чистоту и почтение не только в исламе, но и практически во всех религиях и традиционных культурах.

Для начала хотелось бы упомянуть о том, что изначально во всех вероисповеданиях покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания.

Еще в Древней Руси христианки считали, что волосы хранят энергию,и распускать волосы не разрешалось,это оказывало пагубное влияние на состояние души. Выходя замуж,женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. Взглянув на платок,можно было определить статус его хозяйки, так как он наглядно демонстрировал достаток семьи,сословие и семейное положение.После замужества женщина немогла появляться на людях без головного убора, который состоял из трех частей: легкой шапочки − «повойника», под которым прятались волосы, «сороки» и «урбуса» с вышивкой, предвестника платка.

В ортодоксальном иудаизме существует собирательный термин «цниют», который включает в себя законы скромности. Согласно одному из этих законов женщины и девушки должны носить такую одежду,которая прикрывает значительную часть тела. Замужние женщины в обязательном порядке покрывают волосы тхиль-платком, париком или другими головными уборами. Такой платок обычно повязан назад, шея при этом остается открытой. Но в разных общинах и местностях есть свои неизменные традиции, зачастую отличающиеся друг от друга.

Сложно представить образ индийской женщины без сари, в индуистских Ведах ткань олицетворяет создание Вселенной. Слово «сари» произошло от пракритского слова «саттика», отсюда сокращенное «сати» − полоска ткани. Индийские женщины используют сарине только в виде костюма, одновременно оно может являться и головным убором. Конец сари накидывается на голову, при этом скрывая часть волос.Также существует такое понятие, как «дупатта» − длинный шарф, очень распространенный предмет гардероба в Индии, повсеместно встречающийся в Пакистане и Бангладеше.

Платок – непременная деталь каждой мусульманки. Девушки и женщины призваны ходить в скромных одеяниях, олицетворяя духовность и скромность.Одним из важных атрибутов является хиджаб (в переводе с арабского означает«шаль», «покрытие»), ношение которого имеет ряд правил, соответствующих шариату (например, хиджаб должен покрывать волосы, голову, а также остальные части тела, которые могут привлечь взгляды окружающих). Одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной, вызывающей. Основной смысл хиджаба состоит в том, чтобы создать верующей женщине своеобразный щит, защищающей ее от нескромных взглядов мужчин. Существует большое количество различных форм, стилей ношения хиджаба по причине обширного географического распространения ислама, который охватывает территории разных стран и континентов с их культурно-историческими традициями.

Хамсия Кулинова

Возраст: 20 лет

Сфера деятельности: Дизайнер одежды и аксессуаров,графический дизайнер, специалист по PR, арт-директор магазина «MyHobby.kg»

Образование: Университет менеджмента и дизайна(UMD), факультет графического дизайна. Владеет пятью языками. На данный момент дистанционно получает образование в Университете Хертфордшира, одного из лучших вузов Великобритании.

Профессиональные возможности: Искусный дизайнер тюрбанов и других головных уборов, создает великолепные авторские украшения, проводит мастер-классы по изготовлению ювелирных изделий. В скором времени получит сертификат портного ателье.

Послужной список: С 17 лет занимается графическим дизайном и рисует иллюстрации для периодических изданий и авторских блогов. Идея создания собственной линии тюрбанов под брендом «hmseeya» пришла после написания исследовательской работы «История шарфов»

Деятельность: Семья Хамсии открыла магазин, ребрендинг которого, начиная от создания логотипа,заканчивая выбором товара, провела сама. Теперь это магазин товаров для творчества «MyHobby.kg», в котором можно не только приобрести принадлежности для рукоделия, но и получить консультацию лично от Хамсии.

Успехи: Хамсия периодически является героиней популярных телепередач на местных телеканалах, на ее тематическую страничку в соцсетях подписаны модницы со всей страны. Несмотря на успехи в таком юном возрасте, она необыкновенно проста, общительна и доброжелательна ко всем. Хамсия не останавливается на достигнутом, она стремится к совершенствованию как своих профессиональных навыков, так и духовных качеств.

В 2014 году Хамсия на церемонии награждения премии«YashliqAvazi» за выдающиеся достижения уйгурской молодежи Кыргызстана стала победительницей в номинации «Мастер своего дела».

Ее девиз: Хорошо, когда твоя работа − это твое хобби!

екатерина саркисян
Конспект занятия «История вещей. Русский платок»

Цель : Знакомство детей с историей русского платка . Приобщение детей к русской народной культуре

Звучит запись песни «Коробейники» , заставка на экране.

В руках девочек платочки , мальчики подпоясаны кушаком. Выход детей под музыку. Дети построились, поклонились до земли гостям. Заняли свои места .

1. Об истории платка .

Сегодня мы поговорим о простой на первый взгляд вещи, платке .

Издавна Россия славилась своими платками . Появились они у нас почти 200 лет назад. Их завезли из Турции и Индии. Это были узорчатые, тканные из пуха тибетских коз, платки .

Красивый, яркий платок носила и царица и крестьянка. Он хранил тепло, дарил здоровье и хорошее настроение.

Когда-то бабушки передавали в наследство своим внучкам самое дорогое, это был платок . Мужчины, уходя в странствие, в квадратные платы заворачивали хлеб , или горсть родной земли.

Звучит мелодия песни «Подари мне платок » , на экране видео ряд и заставка платок .

Меняются времена, но только платок остается лучшим подарком. Ведь платок не просто головной убор, а символ любви и красоты.

Ребята, скажите, ваши мамы, бабушки носят платки ?

Обязательным атрибутом национального костюма русской женщины был платок , его надевали по случаю праздника, или торжества, или печали.

Раньше всегда требовали, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины. И только в 20 веке стало возможно накидывать его на плечи.

Сегодня считается, что каждая женщина должна иметь наготове платок , а настоящая модница – даже не один.

Показ видео ряда о платке .

Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла

Мамин павлопосадский платок .

Что-то важное вспомнила сразу душа,

Как свободы глотнула глоток.

А в платке-то самом : поле, поле цветет!

И цветы в нем безумно красивы …

В каждой нитке Россия родная живет :

Реки … Горы … Дороги и нивы!

В каждой нитке небесная тянется высь!

Домотканым, цветастым узором,

Он теплом и любовью тебя защитит,

Когда станет, промозгло и больно!

Не смогла удержаться надела, кручусь

Возле зеркала, как лепесток …

Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –

В мамин павлопосадский платок …

Просмотр видеоряда о павлопосадском платке .

2. Русские платки были признаны лучшими в мире благодаря труду талантливых художниц и мастеров.

Рассказ о создании платка . (Показ видео)

3. Итоговые вопросы – викторина :

1. Назовите атрибут национального костюма русской женщины .

2. Кто и когда надевал платок .

3. Почему платок был самым лучшим подарком.

4. Какие платки были признаны лучшими в мире.

5. Как много людей трудилось над созданием платка .

На Руси, ребята, ни одно народное гулянье не обходилось без нарядного, узорчатого платка . Давайте и мы с вами поиграем с платочками .

Игра «Гори, гори ясно…»

4. Итог занятия : Делу – время, а потехе час.

Вот и подошел к концу наш разговор о платках . А на память примите, пожалуйста, куклы - обережки из маленьких платков . Эти обережки будут оберегать вас от всего плохого и принесут удачу.

Всем русские платки к лицу , носите русские платки .

Звучит мелодия песни «Коробейник» , на экране заставка – платок .

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А.Блок

Сегодня мне бы хотелось поговорить с Вами о женском, нежном, целомудренном предмете женского гардероба – о платке.

Раньше я надевала платок только для посещения храма, даже не платок, а палантин, и это было так удобно, и красиво, и ощущения совсем другие, не такие, как от вязаной шапки.
Этой зимой я хотела обновить шапочку, и сколько не искала – все безуспешно, все казалось неудобным, или мне не идет, или цвет не тот. Тогда я вдохновилась образами девушек, которые носят платки вместо других головных уборов, и решила попробовать.

Конечно, для меня было важно, чтобы платок был из натуральных тканей, а также теплым и красивым. Поэтому я напрямую отправилась в магазин «Павлопосадские платки» (Павлопосадкая мануфактура работает с 1795 г.) Выбор платков просто завораживает, выбрать было нелегко, но все же я определилась, выбрав платок бруснично-розово-алых тонов со смешанным узором – немного цветочков и немного орнамента «огурцы». Конечно же, в моем списке ближайших покупок появилось еще минимум 2-3 платка.

Скажу честно – ощущения от ношения платка удивительные. Он смотрится очень женственно и необычно, мягко и скромно. Он сдерживает – в платке намного сложнее, например, грубить, или спорить.

Мне стало интересно изучить историю платка на Руси, и понять, почему же он вызывает у меня такие ощущения?
Предлагаю Вам отправиться вместе со мной в небольшое путешествие по истории.
Изначально, еще в языческие времена, женщины покрывали голову на Руси, чтобы сберечь себя от холода, от сурового климата.
После Крещения Руси, с приходом на нашу землю православной веры, головные женские уборы считаются неотъемлемой частью женского костюма.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться “простоволосой” было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение ‘опростоволоситься’, то есть ‘опозориться’.

В Древней Руси женщины носили венцы или венчики, сначала из кожи или бересты, обтянутые богатой тканью, а затем металлические, украшенные драгоценными камнями. Сверху к венцам прикрепляли длинные покрывала, которые ниспадали на спины. По словам В. О. Ключевского, с XIII в. знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы.
Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы.

Художник Журавлев.

Затем женщины стали носить убрус - часть головного убора замужней женщины - полотенце, богато украшенное вышивкой. Укладывался вокруг головы поверх подубрусника - мягкой шапочки, закрывавшей волосы, - и завязывался или закалывался булавками.

Убрус представляет собой прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40-50 см в ширину. Материал зависел от благосостояния владелицы. Наиболее распространённый вариант - украшенное вышивкой или каймой льняное полотно или другая плотная ткань. Знатные женщины носили убрус из белого или красного атласного полотна и парчи. Носили такой платок поверх головного убора.
В повседневной жизни крестьянки носили простые платки – символ замужества.


Художник Суриков

В конце XIX века платки в качестве головного убора повсеместно были распространены в России. Их носили девушки и молодые женщины в разное время года. Платки придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Сначала платки повязывали поверх головного убора (обычно кички), позже их стали носить самостоятельно, по-разному повязывая на голове. Девушки завязывали платок под подбородком, а иногда - концами назад (так носили платок и замужние женщины). Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ - XIX вв., а образ русской женщины - "Алёнушки в платочке", завязанном таким образом, - сформировался уже в XX веке.

Платок в образе русской женщины был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для ее лица, женщина без платка, все равно, что "дом без кровли", "церковь без купола". Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок.


Художник Куликов.

Платок как обозначение социального статуса

У незамужних девушек были иные головные уборы и прически. Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы.
На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы - нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. Венец был всегда без верха, потому что открытые волосы считались признаком девичества. Венцы девушек среднего достатка состояли из нескольких рядов золотой проволоки, которые иногда украшались кораллами и полудрагоценными камнями. Иногда это была просто широкая повязка, вышитая золотом и жемчугом. Такая повязка суживалась на затылке и связывалась широкими вышитыми лентами, спадавшими на спину.

Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники - плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором.

Платок на голове замужней женщины еще с библейских времен был символом женского благородства и чистоты, покорности и смирения перед мужем и Богом, вот почему не используя платок женщина выражала свою гордыню, непокорность, в связи с чем не могла быть допущена в храм для духовного покаяния.
Также считается, что замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить.
Платок дает женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавляет женственности, скромности и целомудрия.

Производство платков

На протяжении 19 в. все платки были безымянные. До нас не дошли все имена фабричных мастеров, авторов чудесных платков. Данила Родионов -первый мастер, чье имя упомянуто, он был и резчиком и набивщиком.
Восточные шали в России появились раньше, чем во Франции. В официальную моду они вошли в конце 18в. - в 1810 г., когда пришел стиль "ампир". В десятые годы 19 в. появились первые русские шали.

    Они изготовлялись в основном на 3-х крепостных фабриках.
  • 1. Колокольцовские шали - на фабрике Дмитрия Колокольцова, воронежского помещика.

  • 2. В мастерской помещицы Meрлиной, которая начинала с производство ковров в Воронежской губернии, затем перешла на шали и перевезла мастерскую в Подрядниково Рязанской губернии. "Шарфы и платки госпожи Мерлиной высокой своею добротою заслужили первое место среди продукции этого типа".

  • 3. В мастерской воронежской помещицы Елисеевой.

Шали всех 3-х мастерских именовались колокольцовскими. В отличие от восточных и европейских шалей русские шали были двусторонними, изнанка не отличалась от лица, ткались из козьего пуха в технике паласа и ценились очень высоко. В первой четверти 19 в. шаль стоила 12-15 тыс. руб. Лучшие шали ткались в течение 2,5 лет.

В середине 19 в. в России складывается особый центр производства национальных платков - Павловский Посад.) 0 нем есть материал в журнале "Мануфактура и торговля" за 1845 г. Отрывки оттуда: " 13 мая 1845 г. село Вохна Богородского уезда и 4 рядом лежащие деревни переименованы в Павловский посад".
Купец Лабзин и вступивший с ним в дело Грязнов открыли фабрику набивных платков, на фабрике работало 530 рабочих. Шелковые и бумажные изделия фабрики раскупались на ярмарках, которых устраивалось в Павловском Посаде до 9-ти в год.

В 1865 г. Штевко открыл крупное производство набивных платков по шерсти и ситцу. Но только с 80-х годов 19 в., когда фабрика Лабзиных перешла на анилиновые красители, начинает формироваться тип павловского платка, прославившего Павловский Посад. Дело в том, что природными красителями получить чистые яркие цвета на шерстяной ткани чрезвычайно трудно. И вот на смену природным красителям пришли яркие химические - к концу 50-х годов анилиновые, а с 1868 г. - ализариновые.
К концу 19 в. - началу 20 в. павловские платки экспонируются на Международных выставках, покоряя своеобразием и национальной самобытностью. Яркие, многокрасочные они стали самыми любимыми в народе. Их популярность способствовала их универсальность: платок шел ко всему и ко всем - к нарядам крестьян и городских низов.

Узоры павлопосадских платков

Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.

Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

Конец XIX - начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Узор набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.
Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпанованность цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненность рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.
В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.

Если Вас также, как и меня, заинтересовали платки, то посмотрите платочки на

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей