Проект по конструированию из Лего в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт. Инновационный проект по конструированию. Тема: «Конструирование из бумаги
МБДОУ детский сад № 63 «Ёлочка» комбинированного вида
Инновационный проект по конструированию
Тема: «Конструирование из бумаги»
(старший дошкольный возраст)
Зам. Зав. По ВМР
Инновационный проект по конструированию из бумаги в подготовительной группе
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”
Данный проект раскрывает содержание работы с детьми по художественной деятельности: работе с бумагой в нетрадиционной форме. Необходимость создания данного проекта бала продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящены вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и конструирование из бумаги, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления.
Этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Конструирование из бумаги является мощным средством развития творчества у дошкольников: создаются условия для самостоятельного экспериментирования с бумагой разной плотности, фактуры и т. п., организуется обучение в разных формах в зависимости от сложности, включение в процесс конструирования других видов деятельности (игра, сочинение сказок, рассказов, разгадывание загадок). Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Методика работы ориентирована на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались особые качества: инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность. Методы сотрудничества, сотворчества являются основными.
Цель инновационного проекта : создание педагогических условий для развития детского художественного творчества и моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой.
Задачи программы :
Образовательные:
1. Развивать мотивацию к конструированию из бумаги;
· обучать конкретным приёмам художественного творчества;
· знакомить с различными техниками работы с бумагой;
Развивающие:
1. Формировать познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
2. Развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми;
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
1. Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих;
Построение проекта .
Проект состоит из трех циклов:
1. Квиллинг
2. Оригами
3. Бумагопластика
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному
2. Системность работ
3. Доступность
4. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения .
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Ожидаемый результат
1. Развитие конструктивных, познавательных и творческих способностей.
2. Развитие мелкой моторики, таким образом, подготовка руки к письму.
3. Умение детьми анализировать работу.
4. Развитие поисковой деятельности дошкольников.
5. Формирование положительного отношения к труду.
Формы подведения итогов реализации данного проекта :
· выставки;
· участие в смотрах, конкурсах детского сада, города.
Квиллинг
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
Задачи обучения квиллингу
1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга
2. Обучать различным приемам работы с бумагой
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
5. Развивать внимание, память, воображение.
6. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
7. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
8. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
9. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
10. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Тема занятия | Кол-во часов | Программные задачи |
|
Беседа «Что такое квиллинг?» Основные формы | Познакомить детей с техникой бумажной филиграни. Объяснить приемы скручивания бумаги и получения различных форм. Проанализировать свойства разных видов бумаги. Развивать внимание, мышление. Воспитывать познавательный интерес. Формировать художественный вкус. |
||
«Ветка рябины». Ягоды (форма «плотная спираль») | Формировать у детей умение накручивать полоску бумаги на тонкую спицу, следить за тем, чтобы рулончик получался плотным, а края оставались ровными. Развивать глазомер, концентрацию внимания. Воспитывать аккуратность, усидчивость |
||
«Ветка рябины». Листья (форма «глаз») | Научить детей изготавливать лист из разреженного круга, сплюснутого с двух сторон. Развивать соразмерность движения пальцев, умение создавать композицию из готовых элементов. Воспитывать требовательность к себе, чувство радости результатам работы. |
||
«Пчелы на сотах» Коллективная работа | Учить детей делить полоску бумаги на восемь частей путем складывания, склеивать соты из шести частей. Закреплять умение скручивать бумагу в кольцо при изготовлении пчел. Развивать конструкторские умения детей. Воспитывать дружеские отношения, желание трудиться в коллективе , сообща. Способствовать созданию игровых ситуаций. |
||
«Бабочка» (форма «капля», «лист») | Учить скручиванию бумаги в кольцо, «каплю». Развивать моторику рук, способность к анализу готового образца. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами, резать бумагу по прямой линии. Воспитывать интерес к насекомым, эмоциональную отзывчивость на красоту бабочек. |
||
«Ромашка» (формы «свободная спираль», «глаз», «капля») | Закреплять умение детей самостоятельно скручивать бумагу в плотную спираль, получать каплю и лист из свободной спирали. Научить выполнять открытую форму «завитки». Развивать внимание, мышление, способность самостоятельно создавать композицию по рисунку. Воспитывать желание помогать товарищам |
||
«Снежинка» (формы «глаз», «капля» и «полу- | Учить детей изготавливать новую форму – «полумесяц». Развивать точность движения пальцев рук, глазомер, умение комбинировать различные формы в единую композицию. Воспитывать художественный вкус, стремление сделать свою работу аккуратной, красивой. |
||
«Аквариум с рыбками» | Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг». Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз». |
||
«Открытка к празднику» Практическая работа | Совершенствовать умение детей самостоятельно задумывать и составлять композицию открытки из различных элементов квиллинга. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать художественный вкус. |
Оригами
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.
Задачи обучения оригами:
1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
2. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
4. Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.
5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
6. Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Тема занятия | Кол-во часов | Программные задачи |
|
Беседа «История о любопытном уголке» | Познакомить детей с техникой оригами, научить выполнять базовую форму «треугольник», Развивать умение складывать бумагу по словесной формулировке и наглядному показу. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность. |
||
Кукла-наперсток. «Мишка» | Научить складывать мордочку медведя на основе формы «треугольник». Развивать умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к фольклору. |
||
Кукла-наперсток | Продолжать работу по преобразованию базовой формы «треугольник» и получению нового результата. Познакомить детей с приемом «раскрыть карманы». Развивать воображение и пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к своим работам и работам друзей. |
||
Кукла-наперсток «Заяц» | Закреплять умение самостоятельно складывать фигуру по словесной инструкции воспитателя. Развивать пространственное воображение, художественный вкус. Воспитывать интерес к театрализации. |
||
Кукла-наперсток «Лиса» | Знакомить детей со схематическим изображением последовательности изготовления поделки, учить понимать условные знаки. Развивать мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к окружающим. |
||
Научить детей приему «складка», совершенствовать умение складывать внутрь, действовать по словесной инструкции воспитателя. Развивать уверенность в своих силах и способностях. Воспитывать желание трудиться; интерес к художественному слову. |
|||
«Корона для короля» | Совершенствовать умение детей самостоятельно складывать несложную поделку по схеме. Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать стремление выполнить работу до конца. |
||
«Снегурочка» | Формировать умение изготавливать поделку за воспитателем. Развивать моторику рук. Воспитывать интерес к праздникам и традициям. |
||
«Дед мороз». Практическая работа | Закреплять умение складывать фигуру, следуя устной инструкции воспитателя. Развивать умение дополнять изделие необходимыми элементами. Воспитывать культуру поведения. |
Бумагопластика
Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Задачи обучения бумагопластике:
1. Учить различным приёмам и способам действий с бумагой, работе с чертежами, шаблонами.
2. Развивать творческие способности, воображение, пространственное мышление, чувство прекрасного.
3. Стимулировать развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.
4. Воспитывать умение наблюдать, формировать чувство сопереживания, желание трудиться.
Тема занятия | Кол-во часов | Программное задачи |
|
«Нарцисс» | Познакомить детей с техникой бумагопластики. Показать основные приемы изготовления объемных поделок. Закреплять умение пользоваться ножницами, накручивать бумагу на карандаш. Развивать координацию движений рук. Воспитывать любовь к красоте цветов. |
||
«Роза с гофрированными листьями» | Формировать умение детей обводить детали по шаблону. Учить выполнять прямые складки для получения объемности листа. Развивать мышление, пространственное мышление. Воспитывать аккуратность, творческую активность. |
||
«Собачка» | Учить детей изготавливать объемную фигурку собаки из картонной развертки. Развивать внимание, умение внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать интерес к преобразованиям бумаги. |
||
«Домик для Буратино» | Упражнять детей в изготовлении поделок из разверток. Развивать согласованность движений обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному слову. |
||
«Колокольчик» | Учить детей изготавливать конус из круга, украшать его складкой по кругу, дополнять поделку по своему замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать культуру труда, стремление содержать свое рабочее место в порядке. |
||
«Средневековый замок». Коллективная работа (начало работы) | Формировать у детей умение применять полученные знания и навыки работы с бумагой в коллективной деятельности. Изготовить основание строения замка – цилиндры. Развивать конструкторские умения, мышление, воображение. Воспитывать культуру общения, стремление оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. |
||
Продолжить начатую коллективную работу. Формировать умение изготавливать из картонной развертки крыши-конусы. Развивать умение работать с ножницами. Воспитывать интерес к архитектуре. |
|||
«Средневековый замок». Коллективная работа (продолжение работы) | Формировать у детей умение объективно оценивать свою работу, дополнять работу деталями. Развивать творческие способности, художественный вкус. Воспитывать интерес к истории. |
||
Практическая работа. «Подарок другу» | Совершенствовать навыки работы с бумагой и картоном. Закреплять умение аккуратно обводить детали по шаблону, вырезать их и самостоятельно собирать в готовое изделие. Развивать пространственное мышление. Воспитывать желание сделать свою работу аккуратной. |
||
Заключительное занятие | Закреплять умение детей работать по схеме, по замыслу; продолжать учить проявлять творчество в создании художественного образа; поощрять стремление детей к самостоятельному решению практических задач; стимулировать эстетические оценки и суждения |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
по итогам инновационного проекта «Конструирование из бумаги»
Задание 1
Тема «Инструменты»
Отгадай загадки
1. Два кольца 2. Над бумажным над листом
Два конца, Машет палочка хвостом.
а посередине – гвоздик. И не просто машет –
Бумагу клеем мажет.
3. Я люблю прямоту, 4. Инструмент бывалый,
И сама я прямая. Не большой, не малый.
Сделать ровную черту У него полно забот –
Всем я помогаю. Он и режет, и стрижет.
5.Черный Ивашка –
Деревянная рубашка.
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
Задание 2
Тема «Техника безопасности»
При работе с клеем следует: ответить «Да» или «Нет»:
1) застилать стол перед работой с клеем;
2) оставлять клей открытым после окончания работы;
3) мыть руки с мылом после работы с клеем;
4) беречь глаза, лицо и одежду от попадания клея;
5) тереть глаза во время работы с клеем.
При работе с ножницами следует: Ответить «ДА» или «НЕТ»:
1) оставлять ножницы на столе после окончания работы;
2) размахивать руками, держа в них ножницы;
3) передавать ножницы ручками вперед;
4) держать ножницы за режущую поверхность.
Задание 3
Тема «Свойства бумаги»
Перед ребенком размещается набор бумаги и картона разной фактуры. Педагог предлагает объяснить какую бумагу и как можно использовать при изготовлении поделок. Почему?
Задание 4
Тема «Композиция»
Ребенку предлагается набор геометрических фигур разного размера. Необходимо разместить их на стандартном листе, предложив возможные варианты декоративного оформления.
Задание 5 (практическое)
Тема «Подарок другу»
Ребенку предлагается самостоятельно выбрать материалы для поделки, технику выполнения и сюжет. Необходимо выполнить самостоятельно декоративную поделку.
Оборудование: набор картона, набор цветной бумаги, клей, ножницы, мягкая проволока, двухсторонний скотч, шаблоны, цветные карандаши.
При проверке теоретических знаний оценка проводится по трём уровням: Высокий уровень усвоения - 80% -100% правильно выполненных заданий; Средний уровень -60% - 80% (включительно) правильно выполненных заданий; Минимальный уровень - 20% - 60% (включительно) правильно выполненных заданий.
Оценка умений:
В течение года проводится три самостоятельных практических работ.
Критерии оценки практических работ:
1. Организация рабочего места;
2. Качество выполнения отдельных элементов;
3. Качество и аккуратность готовой работы;
4. Самостоятельность выполнения работы;
5. Креативность.
Оценка практического задания проводится также по 3 уровням: «Высокий» -баллов; «Средний» баллов; «Низкий» - 8 и менее баллов.
Критерии качества выполнения практической работы.
1. Качество выполнения отдельных элементов | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу. | Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. | Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу. |
2.Качество готовой работы | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Сборка отдельных элементов не соответствует образцу. | Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. | Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. |
3. Организация рабочего места | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места | Готовит рабочее место при помощи педагога | Способен самостоятельно готовить свое рабочее место |
4. Трудоемкость, самостоятельность | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Работа выполнена под контролем педагога, с постоянными консультациями. Темп работы медленный. Нарушена последовательность действий, элементы не выполнены до конца. | Работа выполнена с небольшой помощью педагога. Темп работы средний. Иногда приходится переделывать, возникают сомнения в выборе последовательности изготовления изделия. | Работа выполнена полностью самостоятельно. Темп работы быстрый. Работа хорошо спланирована, четкая последовательность выполнения. |
5. Креативность | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет. | Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на основе уже известных способов, но внесено что-то свое. | Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 г. Павлово
Творческий проект по легоконструированию
«Лего и космос».
Подготовительная к школе группа.
Составил:
Поздышева Елена Васильевна
Воспитатель
1квалификационной категории.
г. Павлово – 2016 г.
Лего конструирование.
Название проекта : «Лего и космос».
Вид проекта:
Творческий.
Участники проекта
: воспитатель и дети подготовительной к школе группы.
Продолжительность
: 1 неделя.
Основание:
В группе проходит инновационная деятельность по теме: «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирование в образовательный процесс ».
Пояснительная записка:
Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности - игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Лего-конструирование даёт им такую возможность и относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Этапы проекта:
1 этап.
Причина выбора темы:
В преддверии дня космонавтики дети знакомятся с космосом. Так как в группе организованна инновационная деятельность по легоконструированию и дети увлечены конструктором, то они хотели бы исследовать космос с помощью конструктора Лего.
Цель проекта:
Развитие у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей во Вселенной и Солнечной системе через вовлечение воспитанников в практическую деятельность с конструктором лего.
2этап.
План:
1. Выбор темы.
2. Поставка цели.
3. Привлечение специалистов для реализации проекта.
4. Сбор и накопление различного материала.
5. Включение в план экспериментирования, занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Защита проекта.
Сбор информации:
- Рассмотрели «Большую книгу Лего» Алана Бедфорда;
- Спросили у специалистов (ст. воспитателя и воспитателя группы ИД по легоконструированию);
- Посмотрели, с помощью родителей, в интернете;
- Подумали и выдвинули гипотезы;
- Провели эксперименты.
3 этап.
Выполнение проекта:
См. проектную карту.
4 этап.
Социальное партнёрство с родителями:
- Поиск информации о космосе.
- Изготовление схем конструкций.
- Изготовление совместных моделей.
- Наблюдение родителей с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Защита проекта. Итоговые мероприятия:
- Выставка творческих работ детей «Космическое путешествие».
- Доклад,(используя папку исследователя по Савенкову), «Почему на других планетах нет жизни».
- Создание различных игр о космосе, используя конструктор Лего.
- Физкультурное развлечение с элементами легоконструирования «Школа космонавтов».
- КВН «Знатоки космоса».
Перспектива дальнейшего развития проекта :
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
Литература:
- Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
- Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
- Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Т.Ц. « Сфера" 2012г.
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса» изд.«Скрипторий» Москва 2007г.
- Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе».Т.Ц. «Сфера» 2011г.
8.Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе». Методическое пособие. Т.Ц. «Сфера» Москва 2010г.
Основной вид деятельности детей | День недели |
||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт |
|
Легоконструирование | Практическое занятие «Ракета» Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю.Гагарине, профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию. Способы: Просмотр презентации, беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование. Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете. Средства: Космическая карта, презентация о космосе, конструктор Лего | Практическое занятие «Космический корабль» Цель: Способы: Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на космическом корабле. Средства: Образец, иллюстрации, космическая карта, конструктор Лего. | Практическое занятие «Инопланетяне». Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности. Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование. Мотивация: На землю поступил сигнал с планеты Марс. Там обитают живые существа. Как они могут выглядеть. Средства: Космическая карта, конструктор Лего | Практическое занятие «Исследовательская станция». Цель: формирование умения у детей строить по замыслу, обдум. содержание и назначение постройки , развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности . Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование. Мотивация: Космонавты высадились на неизведанную планету, для исследования им нужна станция с аппаратурой. Средства: Презентация о космосе, конструктор Лего, пластины. | Занятие - путешествие «Покорители космоса». Цель: Закрепление и обобщение знаний у детей о космосе. Совершенствование навыков конструирования. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности. Способы: Беседа о космосе, вопросы, напоминание, худ. слово, игра, моделирование. Мотивация: Фиксик предлагает ребятам совершить космическое путешествие и стать исследователями космоса. Средства: Космическая карта, конструктор Лего, игрушка Фиксик. |
Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Наблюдение за звёздным небом. | Наблюдение за луной. | Наблюдение за самолётом, летящим в небе. | Наблюдение за частями суток (смена, длительность). | Наблюдение за работой воспитателя «Моделирование сложной конструкции». |
Экспериментирование, моделирование | Опыт «Что необходимо для жизни человека на земле и в космосе». | Экспериментирование «Почему всё падает на землю» | Моделирование планетария на пластине. | Эксперимент с глобусом и лампой. | Моделирование телескопа. |
Дидактические игры | Д. и. «Запомни расположение планет» | Д. и. «Выложи вторую половину узора». | Д.и. «Звёздный путь» (ходилки) | Д. и. « Космический лабиринт». | Д.и. «Что изменилось» |
Художественная деятельность | Рисование схем к постройкам. | Изготовление Д.и. «Звёздный путь» | Изготовление Д.и. « Космический лабиринт» | Лепка «Инопланетяне» с | Рисование «Неизвестная планета» с использованием отпечатков конструктора Лего. |
Сюжетные игры | Придумывание «Сказка по подсказкам». | Использование деталей конструктора Лего для режиссерской игры. | Использование макетов из конструктора Лего. | Игра «Космическое путешествие» | Игра «Исследователи космоса». |
Спортивные игры | П. и. «Невесомость». | П. и. «Космодром» | П. у. «Примерь скафандр». | П. и . «Самолёты». | Спортивное развлечение «Школа космонавтов». |
Занятия (НОД, ОД в ходе режимных моментов) | ОО «Познание» Просмотр презентации «Освоение космоса». | ОО «РР» Познавательная беседа «Планеты солнечной системы» | ОО «Познание» ФЭМП «Космическое путешествие». | ОО «ХЭР» Рисование «Путь к звёздам». | ОО «Познание» КВН «Знатоки космоса». |
Проект
«Конструирование мебели из строительных материалов»
вторая младшая группа 3-4 лет
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Вид проекта: внутригрупповой.
Состав проектной группы:
Воспитатели: Малиновская Н.Ю., Асафьева И.Б., дети группы №4.
Место проведения. ЧДОУ «Детский сад «СОВЕНОК»
Сроки проведения: с 11.04-15.04.2016.
Актуальность проблемы :
Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструирование из строительных материалов. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей, эстетического вкуса у детей младшего возраста.
Задачи проекта:
- Обучающие :
Научить:
- строить элементарные постройки по рисунку, чертежу из кирпичиков, кубиков (стул, диван), из прямоугольной призмы и брусков.
- осуществлять простейший анализ построек, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества.
- объединять постройки по сюжету обыгрывая их.
- Развивающие :
Развивать:
- мелкую моторику рук.
- речь, мышление, представления о форме, цвете, величине.
- расширять словарный запас.
- эстетический вкус.
- Воспитательные :
Воспитывать:
- трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представления о строительных материалах и называют их, самостоятельно работают по рисунку, применяют свои знания в свободной самостоятельной деятельности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап 4.04-08.04 2016 | Основной этап 11.04-15.04 2016 | Заключительный этап 14.04 -15.04 2016 |
1. диагностика детей по выявлению уровня развития конструктивных навыков 4.04-8.04; 2. изучение и сбор информации по теме проекта Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий по теме «Мебель» стр. 144, Н.В.Нищева «Занимаемся вместе» стр. 13, Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи детей» стр. 41; Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (мл. группа) стр.17 О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.50 Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду «стр.39 определение цели и задач проекта (см. выше); 3. анализ предметно-развивающей среды группы
4. Подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы
| – ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед;
− рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;
Дидактические игры;
− работа с родителями;
− проведение НОД
цель: закрепить знания о предметах мебели и их назначении, называть детали мебели; учить строить мебель (стол, стул, диван); познакомить с новыми деталями (брусок, пластина);
цель: упражнять в сравнении двух групп предметов, в различении количества предметов(один-много), закреплять знания о понятиях «больше-меньше», части суток.
Оформление выставки детских работ «Мебель для матрешек» | – анализ результатов проекта: дети знают названия мебели и научились строить и обыгрывать сооружения. Презентация проекта на педагогическом совете 14.04.2016 |
Ресурсное обеспечение проекта.
Материально-технические:
Среда группового помещения строительные наборы для конструирования, матрешки, мелкие фигурки (игрушки) для обыгрывания поделок, пластилин.
Информационные: методическая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры. Стихи, загадки, сказки. (см. выше)
Конспект занятия
«Мебель для матрешек» (стул, стол, диван)
Задачи
- Учить строить мебель способом (накладывание, приставление, прикладывания), называть детали их цвет, последовательно выполнять работу, называть для чего предназначен предмет мебели.
- Развивать желание объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.
Материал: кирпичики, кубик, прямоугольные призмы, бруски, игрушки для обыгрывания.
Ход занятия:
Воспитатель показывает изготовленные образцы мебели: стол, стул, диван. В беседе выясняет, из каких деталей состоит каждый предмет, для чего он предназначен:
- Какие детали содержит конструкция?
- Как они расположены?
- В какой последовательности необходимо выполнить работу?
Дети описывают использованные в предметах мебели строительный материал: диван сложен из 3 кубиков и 3 кирпичиков; стол сложен из кирпичика и кубика, можно использовать 4 бруска и 1 пластину; стул из 1 кирпичика и кубика.
Проблемная ситуация пришли в гости к матрешкам их друзья, нужно всех разместить.
Воспитатель предлагает построить стол, диван, стул используя разные образцы.
В кафе приходят гости-посетители. Дети читают знакомое стихотворение о мебели.
Кафе построили мы дружно
В нем много мебели всем нужно.
Красивые диваны и столы
Чтоб гости отдыхать и кушать здесь могли
Всем хватит стульчиков
Садитесь по местам.
Мы очень рады!
Все гостям.
Кукол в гости пригласили
Пирогами угостили.
Куклы за столом сидят
И ребят благодарят.
Мебель
В нашей комнате столовой
Есть отличный стол дубовый.
В детской комнате-кроватка
Дети спят в кроватке сладко.
А в гостиной кресло есть
Телевизор смотрят здесь.
Творческий проект по ЛЕГО-конструированию «Электросноумобиль»
Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педагогический колледж, детский сад «Солнышко»
Материал включает теоретическую основу технологии проектирования и пример проекта с использованием ЛЕГО-конструирования, выполненный ребёнком старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Метод проектов - это творческий подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
По составу участников (дети, родители, сотрудники);
По срокам реализации: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные;
По целевой установке;
По тематике.
Основные виды проектов
, используемых в практике ДОУ:
межгрупповые;
групповые («День варенья»);
индивидуальные («Мой пушистый друг»);
комплексные («Поможем природе»).
Типы проектов:
исследовательские;
ролевые, игровые;
информационно - практико-ориентированные;
творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместное анализирование интернет-ресурсов, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, конструируют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
Учёт интересов ребёнка.
Деятельность без принуждения.
Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием (когда мы говорим о творческом конструировании), с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
Воспитанники детского сада приняли участие в разработке проектов на экологическую тему «Инженер-эколог» через конструирование.
Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования;
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить возможности в развитии детей;
5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Этапы реализации проекта.
I этап - ценностно-ориентированный.Выявление проблемных ситуаций в ближайшем окружении. Мозговой штурм для поиска способов, путей решения проблемы.
II этап - конструктивный.
Проведение мастер-классов для детей по применению Лего технологии, Знакомство с уже созданными человечеством моделями по выявленной проблеме, анализ их приемлемости и эффективности.
III этап - практический.
Совместная деятельность педагогов и детей. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам. Обсуждение, апробирование, рефлексия, преобразование.
IV этап - презентационный.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между дошкольниками.
Презентация проекта состоялась на базе детского сада для детей 3-х возрастных групп.
V этап - награждение участников и победителей.
Представляю проект «Электросноумобиля», оформленный совместно с педагогом.
Создатель данного проекта стал победителем на областном фестивале робототехники:
Таким образом, техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. С его помощью обеспечивается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. А метод проектов - первая ступень для погружения в среду творчества и познания; ранняя диагностика способностей ребёнка; экспериментирование и первые изобретения.
Название проекта: Домик в деревне Вид проекта: Творческий подгрупповой Участники проекта: Педагоги, родители, дети подготовительной к школе группы МБДОУ 12 «Золотой ключик» Возраст детей: 6-7 лет Продукт детской деятельности: «Домик в деревне» из Лего конструктора Продолжительность: 1 мес. Предварительная работа: 1. Чтение рассказов о деревне. 2. Рассматривание иллюстраций домов разного вида. 3. Просмотр мультфильма «Снегурочка», «Трое из Простоквашино», «Три поросенка». 4. Рассматривание иллюстраций с изображением деревни. 5. Беседа «Кто строит дома». 6. Рисование (аппликация, конструирование) домика
Описание проекта: Цель: Развивать фантазию, мышление и способность детей к моделированию через познавательный интерес к Лего конструированию. Задачи: 1. Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать. 2. Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов. 3. Воспитывать дружеские взаимоотношения, развивать самостоятельность при работе со схемами. Проблемная ситуация: Пришло письмо от бабушки из деревни с просьбой помочь построить ей новый дом, старый совсем развалился!
Обоснование актуальности Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в строителей. В процессе деятельности решаются самые разные задачи: психологические, развитие познавательной деятельности. Получив письмо из деревни от бабушки, в котором она просит детей помочь ей в строительстве нового дома (так как старый совсем развалился). Дети приняли решение помочь бабушке. А чтобы построить дом, нужно многому научиться! Поэтому дети много конструируют, работают со схемами, рисуют, составляют аппликацию, учат стихи, рассматривают иллюстрации, читают рассказы о деревне. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры такого рода способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Принципы 1. Принцип систематичности и последовательности - развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому». 2. Принцип активности и сознательности - требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания; 3. Принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности. 4. Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего). 5. Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).
Методы и приемы: 1 этап: Деятельность педагога Формулирует проблему. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачу Деятельность детей Вхождение в проблему. Вживанию в игровую ситуацию Принятие задачи. 2 этап: Деятельность педагога Помогает в решение задач Помогает спланировать деятельность Организует деятельность Деятельность детей Объединение в рабочие группы Распределение действий 3 этап: Деятельность педагога Оказывает практическую помощь (при необходимости) Направляет и контролирует осуществление проекта Деятельность детей Формирование знаний, умений, навыков. 4 этап: Деятельность педагога Презентация Деятельность детей Представление продукта деятельности. 1. Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов). 2. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации). 3. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения). 4. Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения). 5. Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе). 6. Эвристический (развитие находчивости и активности).