Программа мониторингового исследования "Уровень патриотичеcкого воспитания дошкольников". Программа по патриотическому воспитанию "я - гражданин россии" Мониторинг гражданско патриотического воспитания в школе
Тема: Программа мониторингового исследования
Исполнитель:
Павленко Ольга Викторовна
Введение
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Предложенная программа диагностики и мониторинга «Уровень патриотического воспитания дошкольников» направлена на решение одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения патриотического воспитания детей. Системный подход в проведении диагностики и мониторинга позволяет получить точное представление об уровне патриотического воспитания дошкольников
Программа мониторингового исследования
«Уровень патриотического воспитания дошкольников»
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными благами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Этапы проведения мониторинга
1-й этап:
Постановка цели и задач мониторинга «Уровень патриотического дошкольников». Определение объекта и предмета исследования.
Цель мониторинга – определение уровня патриотического воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
Выявить уровень патриотического воспитания детей подготовительной группы;
Разработать программу по патриотическому воспитанию дошкольников, позволяющую повысить уровень патриотического воспитания.
Предмет исследования – уровень патриотического воспитания.
Объект исследования – дети подготовительной группы.
2-й этап:
Второй этап диагностический включает в себя диагностикууровня патриотического воспитания дошкольников.
Периодичность проведения:
Выявления уровня патриотического воспитания детей подготовительной группы – 2 раза в год (сентябрь, май).
Анкета предназначена для детей подготовительной группы. Воспитатель ведет беседу с ребенком и вписывает ответы в таблицу.
Анкета «Уровень патриотического воспитания дошкольников»
(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева,
Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)
Ф.и.ребенка | ||||||||||
1.Родная страна:
| ||||||||||
2.Символика
| ||||||||||
3.История народной культуры и традиций
| ||||||||||
4.Историко - географический и природный компоненты
| ||||||||||
5.Личностный компонент
|
3-й этап: аналитический, включает в себя анализ результатов по итогам проведенной диагностики.
Каждый блок содержит несколько понятий, которыми ребенок должен владеть. Воспитатель, занося в таблицу ответы, помечает, как ребенок владеет информацией, в полном объеме (+), не владеет (-), отвечает и анализирует с помощью взрослого (+/-). После этого проводится анализ всей анкеты и выявляется уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям.
Высокий уровень
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
При анализе данных, определяются сильные и слабые стороны в патриотическом воспитании дошкольника, по которым в дальнейшем выстраивается индивидуальная работа по повышению уровня патриотического воспитания ребенка.
МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Ежегодный мониторинг по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи будет проходить в регионах РФ. Об этом сегодня заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на заседании российского организационного комитета "Победа".
"Будет осуществляться ежегодный мониторинг и контроль деятельности регионов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ региональных программ по патриотическому воспитанию, а также оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты", - сказал Ливанов.
Он добавил, что также ежегодно будет проводиться анкетирование не менее 85 тысяч старшеклассников и студентов из всех субъектов РФ на предмет вовлеченности их в мероприятия патриотической направленности, сформированности в их сознании элементов гражданской идентичности и т.д.
Всероссийское молодежное военно-патриотическое движение "Юнармия" будет создано в России с 1 сентября этого года, сообщил статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков.
"Организационные вопросы по созданию юнармейского движения, включая всероссийский слет, планируется решить к лету. В ряде регионов предполагается запустить пилотный проект создания и развития юнармейского движения. В полном объеме движение "Юнармия" должно стартовать с 1 сентября этого года", - сказал замминистра.
По его словам, создание всероссийского военно-патриотического движения "Юнармия" могло бы стать шагом в совершенствовании военно-патриотического воспитания молодежи. "В принципиальном плане эта идея уже поддержана президентом РФ", - отметил Панков.
Он сообщил, что уже проработана структура юнармейского движения с привязкой к дислокации воинских частей, военно-учебных заведений, инфраструктуры ДОСААФ и ЦСКА. Кроме того, уже подготовлены образцы формы одежды и атрибутики юнармейцев и разработан типовой календарный план работы на год.
О комитете "Победа"
Российский организационный комитет "Победа" был создан указом президента РФ в 2000 году. Цель комитета - осуществление мер, направленных на возрождение и укрепление патриотизма, повышение международного престижа России, решение проблем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, а также на территориях других государств. Председателем комитета является президент РФ Владимир Путин.
Филиал муниципального общеобразовательного учреждения
«Чулковская средняя общеобразовательная школа»
«Секиринская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ I - I V КЛАССОВ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
(Срок реализации – 4 года)
учитель начальных классов
Косырева Елена Викторовна
скоей членов семьи, готовы помочь старшим в работеением прощать па изменения в обществе, защищать свое человеческое право.е
ПРОГРАММА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
по воспитательной работе в начальной школе.
Обоснование выбора гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетного направления
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.
Патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран; по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Таким образом, опираясь на программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 и на Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795, в целях повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения очевидна необходимость в разработке соответствующей воспитательной программы.
Методологической основой нашей программы являются труды Волкова Геннадия Никандровича - профессора, доктора педагогических наук, академика, основателя этнопедагогики, академика Академии творческой педагогики Российской Федерации.
Для реализации данного направления была выбрана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа «Я – гражданин России».
Реализации программы осуществляется посредством классных часов, будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов: окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Цели гражданско-патриотического воспитания:
1. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
2. Формирование гражданской и правовой направленности развития личности.
3. Воспитание у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.
Задачами гражданско-патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом:
Природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны);
Сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций);
Социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики);
Некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как:
Любовь к родным и близким людям;
Любовь к родному городу;
Любовь к природе;
Уважение к истории народа;
Восхищение произведениями народного творчества;
Ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений:
Умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности;
Умение принять участие в общественно направленном труде;
Умение бережно относится к природе, результатам труда других;
Умение отразить знания в речи, общении с взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
Деятельностный подход;
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Планируемые результаты реализации программы
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В результате реализации программы ожидается:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в социальной сфере: способность к самореализации формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;
в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в духовно – нравственной сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.
Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
умение принимать и защищать свои решения;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан;
гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
проведение мероприятий.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы организации программы |
|||
Индивидуальные, групповые, коллективные |
|||
Теоретические | Практические |
||
Беседы Сообщения Встречи с интересными людьми Экскурсии Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций | Конкурсы Выставки Соревнования Праздники Викторины |
Программа включает в себя следующие направления и разделена по классам
1 класс
Тема: Я – продолжатель рода
Цель: развитие чувства ответственности за прошлое, настоящее и будущее рода, осознание себя как части микросоциума.
Задачи:
знание значения своего имени;
мои родители;
я – член своей семьи, создание родословной;
традиции моей семьи, создание семейного архива.
2 класс
Тема: Я и мое село, моя страна.
Цель: развитие чувства сопричастности и ответственности к развитию с будущего села.
Задачи:
идентификация себя жителем села;
изучение истории села;
изучение жизни и деятельности знаменитых людей села;
забота о чистоте и порядке своей улицы.
3 класс
Тема : Я родом из России, села Секирино.
Цель: воспитание активной гражданской позиции, любви к малой родине, чувства гордости за свою страну.
Задачи:
идентификация себя жителем села Секирино;
знакомство со страной, с народами, живущими в ней;
знакомство с играми, загадками, пословицами народов живущих в Российской Федерации.
4 класс
Тема: Я – гражданин России
Цель: осознание сопричастности личности судьбе Отечества, воспитание чувства гордости за свою Родину, воспитание активной гражданской позиции.
Задачи:
знакомство с историей России;
осознание многонациональности России и дружбы между народами;
изучение жизни и деятельности великих людей России;
осознание себя частью России.
Приблизительные темы занятий (возможны изменения)
На освоение каждой из тем отводится 1 час теории и 1 час практической деятельности.
1 класс
Тема: Я – продолжатель рода
Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Что для человека означает его имя? Как родители выбирают имя своему ребенку? | Сделать рассказ о значении своего имени, разузнать у родителей, почему их так назвали. |
||
Защита проектных работ |
|||
Мои родители | Как зовут ваших родителей? Ваша фамилия. Чем занимаются родители? | Сделать фоторассказ о родителях. |
|
Защита проектных работ |
|||
Моя семья | Твои бабушки и дедушки и другие родственники. | Сделать родословную своей семьи. |
|
Защита проектных работ |
|||
Традиции моей семьи | Что такое традиции семьи? Как сделать архив семьи? | Рассказать о традициях семьи, начать делать архив семьи. |
|
Защита проектных работ |
2 класс
Тема: Я и моё село Секирино
Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Мое село Секирино | Рассказ о том, что Москва – столица нашей Родины. | Составление фото-рассказа «Я живу в селе Секирино». |
|
Защита проектных работ |
|||
Изучение истории основания села Секирино | История села Секирино | Интересные факты из истории села |
|
Защита проектных работ |
|||
Знаменитые люди нашего села | Историю села делает каждый её житель. | Составление альбома «Профессии моих родителей». |
|
Защита проектных работ |
|||
Забота о нашем селе | От каждого из нас зависит благополучие и рассвет нашего села. | Составление проектов «Чистое село». |
|
Защита проектных работ |
3 класс
Тема: Я родом из России, села Секирино
Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Моя страна - Россия | История России. Климатические условия, природные ресурсы, развитие страны. | Проект «Россия в XXI веке и моя роль в ней». |
|
Защита проектных работ |
|||
Народы, живущие в России | Знакомство с народами, живущими в нашей стране. | Составление альбома о своем народе. |
|
Защита проектных работ |
|||
Русский национальный праздник | Знакомство с обычаями народа России. | Рассказ о праздниках своего народа. |
|
Защита проектных работ |
|||
Народные игры | Знакомство с понятием «Народные игры, пословицы, загадки, поговорки». | Рассказ об играх, поговорках, пословицах своего народа. |
|
Защита проектных работ |
4 класс
Тема: Я – гражданин России
Тема | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Москва – столица нашей Родины | Рассказ о Москве, ее истории. | Интересные факты о Москве. |
|
Защита проектных работ |
|||
Народы, живущие в России | История России, о народах, живущих на её территории. Дружба народов, подвиг дедов. | Проект «Мои дедушка и бабушка делали историю России». |
|
Защита проектных работ |
|||
Великие люди России | Знакомство с известными людьми России. | Проект «Великие люди России». |
|
Защита проектных работ |
|||
Я – гражданин России | Я часть своей Родины. Осознание себя частью России. | «Кем я хочу стать», «Что я могу сделать, чтобы Россия процветала». |
|
Защита проектных работ |
Мониторинг:
Мониторинг деятельности проводится ежегодно; отслеживаются количественные и качественные показатели.
Количественные показатели:
участие в жизни класса, школы;
участие в школьных, районных, областных мероприятиях обучающихся;
изготовление и представление различных проектов (на бумажных и электронных носителях).
Качественные показатели:
освоение новых технологий и форм работы по патриотическому воспитанию;
удовлетворенность обучающихся и родителей проводимой работой (ее организацией, содержанием, методами, задействованностью учеников);
изменения в гражданской активности учеников и родителей в жизни класса, школы, села;
повышение статуса класса в школе.
Диагностика обучающихся начального общего образования по патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
Основные показатели воспитанности патриотизма | Признаки и уровни формирующихся качеств. |
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечест-ву», символы России и др. | 3 – знает и может объяснить все основные понятия; 2 – объясняет понятия не полностью; 1 – в объяснении понятий допускает ошибки. |
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу, страну. | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям; 2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям; 1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями. |
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине. | 3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям; 2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с жителями; 1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым. |
4. Служение своими силами. | 3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел; 2 – участвует в организованных другими делах; 3 – неохотно принимает участие в делах. |
5. Забота о своей школе | 3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; 2 – участвует в делах класса и школы; 1 – в делах класса участвует при побуждении. |
Расшифровка показателей
«3» - высокий уровень сформированности патриотического сознания, патриотических чувств, проявление гражданской активности;
«2» - хороший уровень;
«1» - низкий уровень.
Диагностика проводится выборочно
При проведении диагностики используются следующие формы:
мини-сочинения.
наблюдение педагогом;
лист самооценки качеств личности;
анкетирование;
рисуночный тест;
Примерная анкета «Родина в моей жизни»
2-4 классы
1. Моя большая Родина – это…
2. Моя малая родина – это…
3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
5. Когда я вырасту, я хочу…
6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
7. По отношению к Родине я испытываю…
8. Я благодарен своей Родине за то, что…
9. Патриотом своей Родины можно назвать человека, который…
10. Я стремлюсь быть…
11. Известные люди моего Отечества, моей малой родины, которых можно назвать патриотами своей Родины, - это…
Патриотическое и гражданское воспитание
Методика незаконченных предложений
Продолжи предложения:
1. Самое дорогое для человека – это…
2. Патриот своей Родины – это…
3. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
4. Долг для меня – это…
5. Свет в окнах моего дома – это…
6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было…
7. Из традиции моей семьи мне бы хотелось взять в мою будущую семью…
8. Помогать Отечеству – значит…
9. Смыслом семейной жизни для меня является…
10. Закон для меня – это…
11. Когда звучит гимн нашей страны, я чувствую…
12. Символы нашего государства для меня…
Обработка: качественный анализ полученных ответов
Структура реализации программы «Я – гражданин России»
Программа опирается на:
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795
Патриотическое воспитание
Гражданское воспитание
Я родом из России
Я – продолжатель рода
Основные цели:
Воспитать личность с высоким патриотическим сознанием, возвышенного чувства верности своему Отечеству.
Создание в классе условий для активной социализации каждого обучающегося.
Результат:
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Строим отношения на гуманной и демократической основе
Русский язык
Окружающий мир
Литературное чтение
Тематические классные часы
Деятельность
Коллектив 1-4 классов
Кол-во учеников – 20
Девочек – 9
Мальчиков - 11
Я – гражданин России
Я и моё село Секирино