Разговор о половом воспитании с ребёнком

Рано или поздно перед каждым родителем встаёт вопрос о половом воспитании ребёнка. Давайте подробнее разберем на что нужно обратить внимание, чтобы не допустить ошибок.

1. Возраст.

Какой возраст оптимален для этого разговора? 8-9 лет! Нет, не рано. Ребёнок ходит в школу, общается со сверстниками и лучше пусть он это узнает от вас, чем от соседа по парте.

Пример из жизни: Мама 9-ти летней Маши застала её за просмотром мультфильма для взрослых. Девочка оправдалась тем, что случайно наткнулась на этот мультфильм. Мама, решив, что рано ещё начинать этот разговор, отложила его " на потом". Через пару месяцев она находит в одной из школьных тетрадей рисунки, носящие снова сексуальных подтекст и понимает, что тогда было не случайно!

2. Кому доверить этот разговор?

На одном из форумов, посвящённых для мам, был проведён опрос: кто должен: родители или преподаватель в школе затронуть тему полового воспитания? Большинство мам были за школу, сами они стесняются или возможно принципы, навеянные из 90-х годов, когда их родители скрывали от них эти факты, не дают начать разговор на эту волнующую тему.

С одной стороны да, специалист сможет без стеснений и лишней эмоциональности объяснить, но не вызовет ли он ещё больший интерес к данной теме? Не заострит ли он на ней внимание ребёнка?

Опять же пример из жизни: Мальчик после посещения предмета о половом воспитании в школе, пришёл домой и предложил соседке "вставить", как рассказывал преподаватель. Поэтому, чтобы не было таких казусных ситуации: основу данной темы должны заложить родители. А дальше преподаватели, сверстники уже только дополнят.

3. С чего начать?

К данному разговору нужно тщательно подготовиться, чтобы не "плавать", вы должны для себя выбрать, что можно сейчас рассказать, а с чем лучше повременить. И чётко, не меняя интонации в голове, плавно подведите ребёнка к лёгкой беседе.

Итак, начните с полового созревания, не нужно прибегать к "пестикам и тычинкам"- пусть это останется для школы. Расскажите, что у мальчиков и девочек наступает половое созревание, опишите признаки, особенности. Есть ранние девочки, у которых в возрасте 10-11 лет уже наступает менструация, поэтому чем раньше она узнает об этом тем лучше.

И снова пример: Мама Иры 10 лет не рассказала во время ей о полово созревании, посчитав, что ещё рано. В итоге у Иры началась менструации и она так сильно испугалась, подумав что она умирает от какой-то страшной болезни.

4. Ребёнку это не интересно.

А вы сами верите в это? Принцип: "притягивает то, что запрещено"- никто не отменял. Вспомните себя. Как вы находили дома кассеты с фильмами для взрослых и просматривали их, когда родителей не было дома. Было же? Так вот эта тема интересна детям во все времена.

Тем более сейчас в эпоху интернета и доступности любой информации, не составит большого труда посмотреть что-то, для этого даже не нужно перематывать кассету на то место, с которого начали смотреть, чтобы родители не узнали.

5. Главные аспекты

Главные аспекты на которые нужно обратить внимание:

  • половое созревание и гигиена (расскажите, что половые органы нужно содержать в чистоте);
  • предохранение(объясните, что от этого бывают дети, а так же болезни, но не запугайте ребёнка);
  • что этот процесс, по обоюдному согласию и по любви;
  • с помощью дополнительной литературы(приобретите специальную энциклопедию) покажите как это происходит;
  • донесите, что это очень интимный процесс, о котором можно разговаривать не со всеми;
  • с девочками пусть разговаривают мамы, с мальчиками папы;
  • после разговора спросите: " Все ли понятно? И есть ли вопросы?".

Вот это основа, на которую нужно опираться. Не надо входить в азарт и рассказывать все в мелких подробностях. Это все дополнения, о которых ребёнок узнает сам позже.

Беседы об интимных вещах с девочкой. Возраст менархе — это время начала первой менструации у девочки. Некоторых этот период пугает, в иных вселяет гордость: «Ну вот, я и взрослая», но у всех вызывает массу вопросов, задать которые маме или подругам девочка стесняется сегодня обо всем, что вы хотели знать о менструации, но стеснялись спросить, рассказывает консультант Медицинского женского центра по гинекологии детского и подросткового периода, кандидат медицинских наук Равзат Саитова.

Стоит ли показывать девочку гинекологу до того, как у нее началась менструация?

  • Конечно. Детская гинекология занимается здоровьем девочек от рождения (даже от внутриутробного развития) и до 20 лет. Первый период, до начала полового созревания, длится лет до 10 и проходит относительно спокойно. Если нет очевидных нарушений, гинекологу показываться не обязательно. Но после 10 лет за правильностью развития девочки должен наблюдать специалист.

Есть какие-то общие нормы, которые может отслеживать не врач, а сама девочка или ее родители?

  • Существует определенная последовательность появления вторичных половых признаков. Нарушение этой последовательности — уже повод проконсультироваться у врача. Первый признак полового созревания — молочные железы, которые появляются в 8-10 лет. Затем через несколько месяцев — лобковое оволосение. В 11-11,5 лет — подмышечное оволосение. За эти 2 года, еще до появления менструации, девочка вырастает на 30-40 см (то есть до 20 см в год). И, наконец, в 12-13 лет начинается менструация. Если менструация начинается до 6 лет, это называется преждевременным половым созреванием, до 10 лет — ранним половым созреванием. Это довольно редкие случаи — 1-2% от общего числа. Девочку надо непременно показать врачу, поскольку возможно еще и «ложное половое созревание», которое может быть обусловлено различными опухолями, излишним выбросом мужских гормонов и т. п.

Как скоро должен установиться регулярный цикл?

  • Обычно — в течение года. В любом случае, к 14 годам цикл устанавливается.
  • А если к 14 годам менструация еще не наступает?
  • Обязательно нужно показать девочку врачу! Это может быть признаком аномалий развития наружных или внутренних половых органов, признаком врожденных генетических аномалий. Задержка развития девочки также может объясняться тем, что женские гормоны вообще не вырабатываются. Если вовремя не вмешается врач, телосложение девочки будет формироваться по евнухоидному типу — этакое «оно» без выраженных половых признаков.
  • Нормально позднее наступление менструации для девочек, занимающихся профессиональным спортом?
  • Большие физические нагрузки (особенно это характерно для девочек, занимающихся балетом или гимнастикой) действительно способствуют задержке первой менструации. Но это не норма. Часто отсутствие менструации связано с недостатком массы тела. Обычно девочка начинает менструировать, если ее вес достигает 45-47 кг.

Чем рискуют девочки, сидящие на диете для достижения образа манекенщицы?

  • Мы сейчас не будем говорить о физических и даже психических нарушениях, к которым ведет резкое похудание. Наша тема — репродуктивная система, которая может пострадать, особенно если девочка сбросила несколько килограммов за очень короткое время. Это усугубляется недополучением витаминов и белков. Менструация может прекратиться. И восстановить ее можно, лишь восстановив массу тела.
  • Нужно ли во время менструации освобождение от занятий физкультурой и вообще от физических нагрузок?
  • Только при альгодисменорее — болезненной менструации. Болезненность, как правило, приходится на первый день менструации, а на второй — максимум кровянистых выделений. Поэтому, зная, что менструации болезненны, следует принять обезболивающие средства в самом начале менструации. Если менструации очень обильны — следует на этот период избегать излишних нагрузок. И, если цикл нерегулярный, врач рекомендует девочке «оптимальный режим», который включает в себя, в том числе и освобождение от физкультуры до завершения курса лечения.
  • Если задержка, колебания цикла обуславливаются какими-то стрессовыми ситуациями, можем ли мы говорить о заболевании?
  • Понимаете, в течение 1-2 лет после начала менструаций в половой системе должны установиться ритмические процессы. В этот период сбои, связанные с внешними факторами, возможны. Но через год должен установиться регулярный цикл. Если вовремя, до 20 лет, не провести коррекцию, то все проблемы переносятся во взрослую жизнь и могут быть чреваты бесплодием и прочими гинекологическими заболеваниями.
  • То есть, если врач говорит, что в небольшой задержке нет ничего страшного…
  • Надо искать другого врача.

Если менструации протекают болезненно, можно ли ограничиться покоем и обезболивающими?

  • Нет, конечно. Обязательно нужно показаться детскому гинекологу. Причем не только при болях во время менструации; если, например, при беге девочка испытывает боль внизу живота — нужна консультация специалиста. Но, еще раз подчеркиваю, это должен быть не просто гинеколог, а специалист по подростковой и детской гинекологии. Потому что девочек до 15-16 лет лечат не так, как взрослых женщин. Коррекция производится минимальными средствами: создание оптимального режима труда и отдыха, витаминотерапия; и лишь если это не помогает, применяется гормональная терапия (не более 2-3 месяцев).

Можно ли девочкам пользоваться тампонами во время менструаций?

  • Не стоит. Ввести тампон, в общем-то, не проблема. Проблемы возникают при выведении — можно повредить девственную плеву. В любом случае, перед тем как начать применение тампонов, нужно посоветоваться с врачом, т. к. малейшее воспаление в половых органах девочки при использовании тампонов может обернуться серьезными осложнениями.

Можно ли принимать ванну во время менструации?

  • Можно. Только теплую, не горячую.

Загорать можно?

  • Длительное пребывание на солнце (вне зависимости от менструаций) вредно. Наиболее безопасное время — до 10 часов утра и после 16 часов. Купаться в открытых водоемах тоже не стоит — но не потому, что во время менструации противопоказана вода, а потому что противопоказано солнце, которое, отражаясь от воды, усиливает свое воздействие.
  • Прекращение регулярных менструаций на летнее время — это норма?

Умеренные выделения из влагалища девочки до начала менструации или в период между менструациями могут представлять опасность?

  • Любые выделения, любой дискомфорт в области вульвы (зуд, жжение) могут свидетельствовать о воспалительных процессах, поэтому нужно обязательно обратиться к врачу. Только выделения в самой середине цикла — свидетельства гормональной активности. Но и в этом случае лучше, чтобы ситуацию определил врач.

Некоторые «скороспелые» подростки готовы воспринимать начало менструации как сигнал к началу половой жизни…

  • Раннее начало половой жизни — признак интеллектуального и психоэмоционального недоразвития. Человек в отличие от животного должен соединять сексуальную привязанность с эмоциональной, определиться с выбором партнера. Те, кто в слишком юном возрасте вступает в половую жизнь, как правило, склонны к беспорядочным связям. А это ведет к разным неприятностям. Прежде всего, к половым инфекциям и нежелательной беременности.

Кстати, о беременности. Среди подростков бытует мнение, что, пока не установился регулярный цикл, беременность невозможна.

  • Это заблуждение! Более того, если взрослая женщина с установившимся менструальным циклом может определить свои «опасные» дни, то для девочки высчитать период наступления возможной беременности значительно сложнее.
  • И, наверное, так называемые безопасные дни, даже при устоявшемся цикле, не так уж безопасны?
  • Понимаете, есть репродуктивное состоятельные женщины, способные забеременеть в любой день цикла. И есть репродуктивное состоятельные мужчины, сперма которых достаточно долго сохраняется и способна «дождаться» овуляции. Поэтому мы можем совершенно уверенно сказать, что «календарный метод» контрацепции не очень подходит взрослым женщинам и совершенно недопустим для девушек до 20 лет.
  • Значит, как обычно, рекомендуем презерватив?
  • А лучше — комбинированный метод: презерватив и местная контрацепция (например, контрацептивный крем или вагинальные свечи).
  • Возможна ли для девушек оральная контрацепция?
  • Да. Но таблетки обязательно (!) должен подобрать врач. Если гормональные таблетки подобраны правильно, они могут оказывать не только контрацептивный, но и лечебный эффект.

Проблемы полового воспитания подростков

Задачи: Ознакомить с особенностями взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте; дать рекомендации для бесед с дочерью, сыном; заострить внимание на поведение родителей в период первой детской влюбленности.

Половое воспитание – это процесс систематического, сознательного, планируемого и осуществляемого воздействия на формирование полового сознания и поведения людей.

В подростковом возрасте появляется все больше проблем, которые волнуют одинаково и детей, и их родителей. Среди них и юношеская дружба мальчиков и девочек, которая раскрывает перед подростками ранее известную им яркую гамму чувств.

В период полового созревания чувства и отношения подростков меняется. Новое значение им придает сексуальная окраска.

Главнейшая цель полового воспитания – формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности. «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А.С.Макаренко.

В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки в момент полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами.

Акселерация (ускорение) в первую очередь отражаются на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием – возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено.

Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающими усиками, ни девочка вполне развивающими женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми. А привлекать ребенка к житейским, семейным делам. Если родители вместе с детьми планируют и проводит свой досуг, если дети постоянно видит согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка.

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития – фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний – с другой. Эротическое половое влечение – желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений – беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений особенно высока. Вопросы на эту тему задают как, правило, маленькие дети, а подростки вопросов практически не задают. Мальчики на эту тему с отцами стесняются разговаривать, а девочки с матерями. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс – это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». У него сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что это все ерунда». Так происходит искусственное занижение значение секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система у подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательств, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими унижениями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15 возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться – никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола Мужчины-мужа и отца.

В связи с изменениями в психофизическом состоянии девочка 13-15 летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегче. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни – время первой любви. Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.

В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание. Освещает их только с отрицательной стороны. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становится) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни – рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т.д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Многие взрослые надеются на «авось»: вырастет – сам узнает. Это порочный метод полового воспитания. Для успешного решения задач полового воспитания учителям, родителям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Сегодня родителям и педагогам может быть трудно, преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания. Как любое воспитание, половое воспитание должно осуществляться с раннего детства.

Использованная литература:

    Родительские собрания по половому воспитанию 1-11 классы. Г.Г.Кулинич.

    Родительские собрания 8-9 классов. Л.Ю.Лупоядова, Н.А.Мельникова, И.Г.Якимович.

Анонимный вопросник «Жизнь и секс» для родителей

(Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя)

    Как вы относитесь к добрачным половым связям:

а) это нечестно по отношению к будущему супругу;

б) это удовлетворение половой потребности;

в) приобретается опыт, который будет полезен в семейной жизни;

г) возможность проверить половую совместимость;

д) это залог будущей измены;

е) другое?

2. С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь:

а) с 11 лет; б) с 13 лет; в) с 15 лет; г) с 17 лет; д) с 18 лет?

3. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности:

а) с осуждением;

б) личное дело каждого;

в) чем раньше, тем лучше;

г) меня не волнует;

д) другое?

4. Насколько вы осведомлены о средствах и способах безопасности секса:

а) вполне достаточно;

б) знаю практически все;

в) очень мало, хотел бы узнать больше;

г) не знаю и знать не хочу;

д) другое?

5. Если бы вы узнали, что ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы:

а) осудили ее;

б) постарались отговорить;

в) поддержали морально;

г) посчитали вы это ее личное дело;

д) не задумывались об этом;

е) аборт – это убийство;

ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина;

з) другое?

6. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег:

а) эта работа не хуже, чем любая работа;

б) отношусь с осуждением;

в) могу представить себя в этом бизнесе;

г) считаю, что с этим необходимо бороться;

д) проституция – способ получить за собственное удовольствие большие деньги;

е) не задумывался (лась) об этом;

ж) другое?

Как мы отвечаем на их вопросы

(шесть типовых вариантов из «ЭН» возможных)

    Пресечение простое: «Отстань. Не приставай. Потом. Некогда. Не задавай глупых (неподобающих, неприличных, некрасивых, нахальных, ужасных и т.д. и т.п.) вопросов. Спроси о чем-нибудь другом»

Реакция: «Задам, но не вам».

Реакция: «Долго ждать? Не хотите объяснять – выясню сам».

    Пресечение со следствием: «А почему это вдруг заинтересовало? Такая странная тема, а? Кто тебя… навел на размышления, а? Выкладывай? Уж не Миша ли (не Маша ли)».

Реакция: «Ах вот оно что…».

    Отзывчивость не по делу: «Хвалю, приветствую и поздравляю. Весьма знаменательно, весьма, надо сказать, своевременно у тебя возник данный вопрос. А учитывая потребность детства во всесторонних знаниях, он не мог не возникнуть. Как известно, знание – сила, а в человеке все должно быть прекрасно, все без исключения, душа и это, как его… Ну, ты понимаешь. Итак, рассмотрим, прежде всего, общефилософский аспект проблемы…».

Реакция: «Ну, когда же ты перестанешь так нудно врать?»

    Отзывчивость своеобразная: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо. А ну-ка выйдем из кухоньки, чтобы бабушка не слыхала. Я тебя кое-что объясню, хе-хе-хе, для начала»

Реакция: «Ну и ну…».

  • 3.4. Цивилизация и её негативные последствия
  • 3.5. Факторы риска заболеваний в эпоху научно-технической революции, группы риска
  • Глава 4. Социально-психологические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
  • 4.1. Сознание и здоровье
  • 4.2. Мотивация и концепция здоровья и здорового образа жизни
  • 4. 3. Основные составляющие здорового образа жизни
  • Глава 5. Учение г. Селье о стрессе. Психогигиена и психопрофилактика
  • 5.1. Понятие о стрессе и дистрессе
  • 5.2. Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»
  • 5.3. Основы психопрофилактики. Психическая саморегуляция
  • 5.4. Психопрофилактика в учебно-воспитательной деятельности
  • Глава 6. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваемости у детей и подростков
  • Глава 7. Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы их вызывающие и первая доврачебная помощь
  • Определение понятия «неотложные состояния». Причины и факторы их вызывающие.
  • Шок, определение, виды. Механизм возникновения, признаки. Первая помощь при травматическом шоке на месте происшествия.
  • Первая помощь при обмороке, гипертоническом кризе, сердечном приступе, приступе бронхиальной астмы, гипергликемической и гипогликемической коме.
  • Гипергликемическая и гипогликемическая кома
  • Первая доврачебная помощь
  • Понятие «острый живот» и тактика при нем
  • Глава 8. Характеристика и профилактика детского травматизма
  • 8.1. Определение понятий «травма», «травматизм».
  • Классификация детского травматизма
  • 8.3. Виды повреждений у детей различных возрастных групп, их причины и меры профилактики
  • Глава 9. Терминальные состояния. Реанимация
  • 9.1. Определение понятий «терминальные состояния», «реанимация».
  • 9.2. Клиническая смерть, её причины и признаки. Биологическая смерть.
  • 9.3. Первая помощь при внезапной остановке дыхания и сердечной деятельности
  • Первая помощь при внезапной остановке сердечной деятельности
  • Глава 10. Роль учителя в профилактике заболеваний органов дыхания у детей и подростков
  • 10.1. Причины и признаки заболеваний органов дыхания
  • 10.2. Острый и хронический ларингит: причины, признаки, профилактика
  • 10.3. Ложный круп: признаки, первая помощь
  • 10.4. Острый и хронический бронхит, причины, признаки, профилактика
  • 10.5. Пневмония острая и хроническая: причины, признаки
  • 10.6. Бронхиальная астма
  • 10.7. Роль учителя в профилактике заболеваний дыхательной системы у детей и подростков
  • Глава 11. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств у школьников
  • 11.1. Виды и причины нервно-психических расстройств у детей и подростков
  • 11.2. Основные формы неврозов у детей и подростков
  • 11.3. Психопатии (виды, причины, профилактика, коррекция)
  • 11.4. Понятие об олигофрении
  • 11.5. Роль учителя в профилактике нервно-психических расстройств и предупреждение стрессовых состояний у детей
  • Глава 12. Роль учителя в профилактике нарушений зрения и слуха у учащихся
  • 12.1. Виды нарушений зрения у детей и подростков и их причины
  • 12.2. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения
  • 12.3. Виды нарушений слуха у детей и подростков и их причины
  • Профилактика нарушений слуха у детей и подростков и особенности учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением слуха.
  • Глава 13. Профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий
  • 13.1. Влияние табакокурения на организм ребёнка, подростка. Профилактика табакокурения.
  • Профилактика табакокурения
  • 13.2. Механизм алкогольного поражения органов и систем организма. Алкоголь и потомство
  • Алкоголь и потомство
  • 13.3. Социальные аспекты алкоголизма
  • 13.4. Принципы антиалкогольного воспитания
  • 13.5. Понятие о наркомании: причины наркотизации, действие наркотических веществ на организм, последствия употребления наркотиков, признаки употребления некоторых наркотических средств
  • 13.6. Токсикомания: общее понятие, виды, признаки употребления токсических веществ, последствия
  • 13.7. Меры профилактики наркомании и токсикомании
  • Глава 14. Основы микробиологии, иммунологии, эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных заболеваний
  • 14.1. Определение понятий «инфекция», «инфекционные болезни», «инфекционный процесс», «эпидемический процесс», «микробиология», «эпидемиология».
  • 14.3. Клинические формы инфекционных болезней
  • 14.4. Основные методы профилактики инфекционных болезней
  • 14.5. Общие сведения об иммунитете и его видах. Особенности иммунитета у детей
  • 14.6. Основные прививочные препараты, их краткая характеристика
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков
  • 15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.
  • 15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.
  • 15.3. Профилактика половых отклонений и расстройств у детей и подростков
  • 15.4. Подготовка молодежи к семейной жизни
  • 15.5. Аборт и его последствия
  • Глава 16. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • 16.1. Общая характеристика болезней, передающихся половым путём
  • 16.2. Синдром приобретённого иммунодефицита
  • 16.3. Венерические заболевания первого поколения причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.4. Венерические заболевания второго поколения, причины, пути заражения, проявления, профилактика
  • 16.5. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем
  • Глава 17. Применение лекарственных средств
  • 17.1.Понятие о лекарствах и лекарственных формах
  • 17.2. Пригодность лекарств к употреблению
  • 17.3. Хранение лекарственных средств
  • 17.4. Пути введения лекарств в организм
  • Наружное применение лекарственных веществ
  • Энтеральные пути введения лекарственных веществ
  • Парентеральные пути введения лекарственных веществ
  • 17.5. Техника постановки инъекций
  • 17.6. Основные осложнения при подкожном и внутримышечном введении лекарственных веществ
  • 17.7. Знакомство с правилами пользования шприц-тюбиком
  • 17.8. Домашняя аптечка
  • 17.9. Фитотерапия в домашних условиях
  • Глава 18. Уход за пораженными и больными, транспортировка
  • 18.1. Значение общего ухода
  • 18.2. Общие положения по уходу в домашних условиях
  • 18.3. Специальный уход в условиях больницы
  • Уход за полостью рта
  • Уход за кожей
  • Подмывание тяжелобольных
  • 18.4. Методы контроля за состоянием здоровья (измерение температуры тела, пульса, артериального давления, частоты дыхания)
  • 18.5. Транспортировка пораженных и больных
  • 18.6. Физиотерапевтические процедуры при уходе в домашних условиях
  • Глава 19. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
  • 19.1. Раневая инфекция. Асептика и антисептика
  • 19.2. Первая помощь при закрытых повреждениях
  • 19.3. Кровотечения и способы его временной остановки
  • 19.4. Раны и первая помощь при ранениях
  • 19.5. Первая помощь при переломах костей
  • Иммобилизация при переломах отдельных частей тела
  • 19.6. Первая помощь при ожогах и отморожениях
  • 19.7. Первая помощь при электротравме и утоплении
  • 19.8. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути, глаза и уши
  • 19.9. Первая помощь при укусе животных, насекомых и змей
  • 19.10. Первая помощь при острых отравлениях
  • Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков

    15.1. Понятие о половом воспитании и половом просвещении детей и подростков.

    Половое воспитание – это система мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, соблюдению нравственных норм в половом поведении, содействовать укреплению брака и семьи. Представление о том, что половым воспитанием надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания, неправильно, так как часть вопросов надо решать уже в детстве. Малыш вступает в мир не абстрактным дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. Даже уход за ними не одинаков, а тем более – воспитание. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку – женщиной. Медики и психологи считают, что утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания влияет на семейную жизнь разрушающе.

    Половое воспитание должно быть составной частью комплекса учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т.д. Необходима строгая дифференцировка полового воспитания в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей. Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подход со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, воспитателей. Неподготовленность и неосведомлённость подростков в вопросах пола нередко является причиной тяжелых жизненных ситуаций. Неосведомлённые в вопросах пола подростки часто пугаются и стыдятся физиологических изменений, происходящих в их организме. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным источникам, получая, как правило, искаженные сведения. В свое время В.Г.Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомлённости. Большую опасность несёт в себе и противоположная тенденция, характеризующаяся ростом сексуальной тематики в литературе, кино и на телевидении. В связи с этим очевидна роль полового воспитания в общей системе воспитания подрастающего поколения.

    Половое просвещение заключается в ознакомлении детей с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни.

    15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола.

    В процессе полового воспитания можно условно выделить несколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13 лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.

    Родителям необходимо знать, прежде всего, физиологические особенности развития ребёнка, то есть какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы. Надо знать также, что является нормальным в сексуальном (половом) развитии ребёнка (например, у мальчиков первого года жизни перед мочеиспусканием может наблюдаться эрекция (напряжение полового члена). С первых дней жизни ребёнка необходимо проводить туалет наружных половых органов. После каждого мочеиспускания ребёнка подмывают без мыла, после дефекации – с мылом. При этом девочек надо подмывать в направлении спереди назад. Необходимо прививать гигиенические навыки по уходу за телом, умению подмываться (с 5-летнего возраста), регулярному мочеиспусканию и опорожнению кишечника. Необходимо устранять раздражающие действия на эрогенные зоны (избегать ношения тесной одежды, лечить глистные инвазии). Формированию понятия половой принадлежности способствует то, что взрослые постоянно подчёркивают: это дядя, это тётя, это мальчик, девочка. В 3 года ребёнок заявляет: «Я мальчик» или «Я девочка». Он уже знает назначение многих органов тела. Дети в этом возрасте задают вопросы типа: «Откуда я взялся?» На эти вопросы следует отвечать, например, так (для матери): «Я родила тебя в роддоме» Можно привести сравнения из жизни животных. Излишняя детализация процесса рождения может пробудить в детях интерес к сексуальным подробностям. Не надо отказываться отвечать на вопросы, это лишь увеличивает интерес ребёнка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомлённых» лиц. Что касается вымысла и сказок, к которым иногда прибегают родители, то со временем наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям, стремление побольше узнать о скрываемой от них стороне жизни.

    Важно добиться у ребёнка уважения ко всему, что связано с рождением, и, в первую очередь, почтительное отношение к матери. Ребёнку надо внушить, что он появился потому, что мать и отец любили друг друга и очень хотели его появления. С первых лет жизни необходим дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек. Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам – другие. Игры детей разные. Мальчики чаще играют в войну, а девочки – в куклы. Воспитание сына – это, прежде всего, будущего мужа, отца. Если мальчик с раннего возраста с уважением относится к матери, бабушке, сестре, то впоследствии будет так же относиться и к девушке, жене. В семье отношение к мальчику должно быть строже, неудачи следует критиковать резче. Будущих мужчин с раннего детства необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. С раннего возраста важно требовать от мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогали выполнять более тяжелую физическую работу. У девочек же надо воспитывать правильное отношение к мальчикам, учить проявлять чуткость, заботливость. В дошкольном возрасте у девочек проявляется желание наряжаться, украшать себя. Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы хорошего вкуса, чувство меры. При этом половое воспитание тесно связано с эстетическим.

    У детей в семье должны быть определённые обязанности. Мальчик, девочка после игры могут убрать игрушки в коробку. Чем старше ребёнок, тем сложнее обязанности.

    К.Д.Ушинский указывал на то, что стремление некоторых родителей огородить своего ребёнка от труда и любой ответственности, создать максимум благ и минимум трудностей, приводит к моральному притуплению, скуке, погоне за низменными наслаждениями.

    Родители должны внимательно следить за половым развитием ребёнка.

    Одно из наиболее частых проявлений задержки полового развития у мальчиков – крипторхизм, когда одно или оба яичка находятся в паховом канале или брюшной полости. При этом очень важно начать лечение как можно раньше, так как крипторхизм приводит к перерождению ткани яичек и к бесплодию. Бить тревогу надо и в том случае, если яички будут прощупываться как очень маленькие горошины, что говорит об их недоразвитии.

    У мальчиков может наблюдаться врождённое расширение вен семенного канатика (варикоцеле ): в области мошонки появляется клубок выпячивающихся сосудов. Устранить это можно только хирургическим путём.

    В первое время после рождения у мальчика внутренний листок крайней плоти как бы склеен с поверхностью головки полового члена. Такое состояние называется физиологическим фимозом и не должно вызывать опасений. На 2-м или 3-м году жизни ребёнка происходит самопроизвольное отделение крайней плоти от головки полового члена.

    Однако у некоторых детей отверстие крайней плоти узкое и головка не обнажается. В этом случае требуется несложная операция – рассечение крайней плоти; если этого не сделать своевременно, могут развиться осложнения, например, парафимоз – ущемление головки полового члена вплоть до омертвения тканей.

    При заболеваниях центральной нервной системы (ЦНС), опухолях, эндокринных желез возникает преждевременное половое развитие мальчиков. Такие мальчики в первые 2-3 года жизни быстро растут, в 3-5 лет их рост может соответствовать росту 7-8-летнего ребёнка. Зоны костного роста закрываются раньше – в 8-10 лет, вместо 19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц, фигура становится непропорциональной. Рано, с 2-3 лет начинает расти половой член, а размеры яичек могут отставать от возрастной нормы. Преждевременно появляется и огрубение голоса. При начавшихся признаках раннего полового развития родители должны обратиться к эндокринологу. При ушибе или ранении половых органов ребёнка надо показать врачу. Если у девочки при этом произошло повреждение девственной плевы родители, должны сохранить документ, выданный врачом.

    На втором этапе – 7-13 лет – дети, до того дружно игравшие вместе, чётко разделяются на два лагеря: мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себе половую (в социальном отношении) роль. В это же время формируется и характер. В этом возрастной период жизни ребёнка особую роль играют взаимоотношения родителей, которые воспринимаются им как образец взаимоотношений полов. В семьях, где мать требовательная, эмоционально сдержанная, а отец ласковый, уступчивый, девочки часто вырастают резкими, мужиковатыми, а мальчики – феминизированными. В играх детей этого возрастав нередко отмечаются мужское или женское социальное поведение: казаки-разбойники или дочки-матери и т.д.

    Мальчик может играть в дочки-матери, но быть при этом отцом или сыном. Если же он легко соглашается на роль «мамы», «дочки», - над этим уже стоит серьезно задуматься. Но вмешиваться в детские игры не стоит, даже если они кажутся неприличными. Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу, в доктора обнажает живот или ягодицы, каждый 8-й – половые органы. Педагогическое вмешательство может потребоваться только в тех случаях, когда в игре участвуют более старшие дети и подростки, которые могут оказать дурное влияние на детей. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками важно воспитать такие нравственные качества, как стыдливость, готовность оказать помощь. Необходимо формировать общие интересы (посещение музеев, театров и т.д.). Нередко в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникает чувство симпатии, влюблённости. В таких случаях не надо фиксировать на этом внимание ребёнка, лучше постараться переключить его интересы на книги, игры и т.д.

    Третий период (с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков) – подростковый период, период полового созревания. К этому периоду подростки особенно девочки, должны приобрести все необходимые навыки ухода за собой. Мать должна подготовить девочку к появлению менструаций. Половое воспитание в этот период должно учитывать происходящие в организме подростка функциональные изменения. Этот возраст характеризуется усилением функции эндокринных желез, особенно половых, что, способствует постепенному пробуждению полового влечения.

    Характер появления новых черт: стремление к самостоятельности, самоутверждению. У подростков особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому очень важно, чтобы представление о половом развитии и гигиенических навыках подросток получил от родителей. Девочку в этот период следует подготовить к тому, что у неё появятся менструации, а мальчика – к появлению поллюций. Матери должны научить правилам туалета девочек при менструациях, ведение менструального дневника. Рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции – это закономерное, естественное явление, при котором необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.

    Очень важно в период полового созревания оберегать подростка от преждевременного пробуждения чувственности; решающую роль при этом имеют условия жизни в семье. Такие явления, как пьянство, безнравственное поведение взрослых формируют распущенность, цинизм. Возбуждающе действуют эротические сцены в жизни, кино, литературе. Вредное влияние оказывает разрешение детям подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно не допустим алкоголь.

    Основная цель полового воспитания подростков – воспитать в них моральную устойчивость к разным развращающим влияниям.

    Четвёртый этап – половое воспитание подростков старшего школьного возраста (юношей и девушек) и окончивших школу должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов в нравственном, социальном и гигиеническом аспектах, изложения основ гигиены и физиологии половой жизни, гигиены брака. В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим, стремление к любви, ласке. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи, с чем нередко перенимают привычки взрослых (в том числе вредные: курение, употребление алкоголя). Молодые люди иногда чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола и в этот период важно тактично помочь им. Если жизнь молодых людей наполнена увлекательными делами, то чрезмерного интереса к вопросам пола обычно не возникает. В связи с этим важное значение в этот период имеет воспитание творческих наклонностей, занятия физкультурой и спортом, которые способствуют гармоничному развитию организма. В юношеском возрасте между юношей и девушкой могут установиться дружеские отношения, что нередко пугает родителей и педагогов, которые иногда прибегают к всевозможным запретам, приводящим чаще всего к конфликтам. Вместе с тем, проявляя деликатность взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства. При половом воспитании юношей важно сохранить у них чувство нежного отношения к матери, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев, сестёр…, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину». Родители должны воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, уважение к девушке. В половом воспитании девушки необходимо большее внимание уделять разъяснению понятий «девичья честь», воспитанию чувства женского достоинства. Половое воспитание проводят родители, медработники, воспитатели и педагоги.

    Родителям о половом воспитании детей.

    Дорогие мамы и папы!

    У вас растут сын или дочь. Они ёще совсем маленькие, но уже задают «неудобные» вопросы, касающиеся особенностей пола ребенка, а также взаимоотношений полов. Мы хотели бы вам помочь и посоветовать, как отвечать ребенку.

    Но прежде чем давать советы, договоримся вот о чем: не стоит обманывать ребенка сказочками о всяких магазинах, в которых покупают детей, или капустник грядках, в которых их находят. Обман рано или поздно раскроется, и в результате появится первая трещина в отношениях ребенка со старшими. Он увидит, что его провели, а, обманув один раз, могут обманывать Ии другой. Да и сам он, пожалуй, что тоже имеет право обманывать. И что ёще важнее, он начнет думать, что отношения между полами - это-то нечистое, недостаточное, позорное иначе с чего бы от него утаивали правду?

    Но, наверное, ёще важнее вот что: в вопросах маленького ребенка совершенно нет какого-то «особого» интереса к «этикам» вопросам. Он спрашивает обо все: почему трава зеленая, почему на небе луна и почему одни дети мальчики, а другие- девочки, и в чем их различие? И если ему отвечать тем же тоном на все эти и сотни других вопросов, ему и в голову не придется искать какой-то особый смысл. Поэтому уклончивые ответы вроде того, что, мол, тебе ёще рано об этом знать, только подзадоривают малыша узнать, что ему хочется, но из другого, может быть более невежественного или даже грязного источника. А это совсем нежелательно. Пусть даже он и с этой информацией познакомится, /куда денешься/, но только после того, как узнает правду из ваших любящих уст, которым он пока ёще полностью доверяет.

    И, наконец, последнее. Полезно помнить, что очень часто вопрос ребенка не носит очень уж «специального» характера. Не стоит отвечать ребенку больше того, что ему в этот момент хочется знать. Порой, чтобы удовлетворить любознательность малыша, достаточно одной-двух фраз. Но говорить их надо обязательно благожелательным тоном, ни коем случае не превращая, ответив шутку, но и не привлекая к вопросу больше внимания, чем необходимо. Если ребенку не удовлетворится ответом, пусть он тут не спросит ёще, если не спросит – не надо. Причем сегодня он может спросить что-нибудь второстепенное, а завтра самое важное, с чего, по вашему мнению, и следовало бы начать спрашивать. Отвечайте только на прямой вопрос.

    Конечно, все детские вопросы предусмотреть невозможно, поэтому мы предложим некоторые, на выбор. Например, на выбор, спросившему о том, как различать мальчиков и девочек, можно коротко ответить, что у них по разному устроено тело. Коли он спросит, в чем различие, советуем снова очень коротко объяснить, что у них различаются те орган, с помощью которых они мочатся.

    А на вопрос «Как я родился?» одна умная мама ответила так: «Ты родился из меня, я тебя родила. Сначала ты был маленький, потом рос и рос в моем животе. Уже тогда я тебя любила, хотя и не видела, какой ты. Тебе стало тесно, и ты вылез из живота. Я стала тебя кормить и любить ещё больше, и ведь вот какой ты теперь!»

    За этими вопросами, возможно, последует другие. Допустим, ребенок спросил: « А что я ел, когда сидел у тебя в животике?» Что ж, ответить надо снова правду: «Ты был маленький, беспомощный, ничего не умел, даже кушать. И был сыт тем, что ела твоя мама.»

    Но вот следует очередной вопрос: « А как я тебе попал в животик?» Вновь следует отвечать на языке сравнений и образов, понятных маленькому человечку. Что- нибудь вроде: « в животике у мамы есть маленькие яички. Они постепенно растут, растут, а когда вырастают, превращаются в ребенка и выходят из маминого живота наружу. Вот так и рождаются ребенок, вроде того, как птенчик появляется из птичьего яйца.»

    Наконец может возникнуть и более «деликатный вопрос»: « Ты говоришь, что я похожа на папу. Ведь ты меня родила, а папа тут причем?» На это можно ответить примерно так: « Папа? Папа имеет к рождению детей самое прямое отношение. Дело в том, что в теле папы есть крохотные семечки. Когда папа с мамой спит, такие семечки могут попасть в тело мамы, в яичко, о котором ты уже знаешь. Вот когда семечка попадет в яичко, оно и начинает расти, пока не превратится в ребеночка…»

    Как видим, ни в одном ответе нет ни слова лжи. Пусть, правда, тут неполная, но сказанного вполне достаточно для очень маленького человека. Когда родители чувствуют, что у них не хватает такта или умения правдиво и искренне ответить на очередной щекотливый вопрос, надо честно признаться ему: « я тебе этого как следует, объяснить не могу. Попроси-ка рассказать об этом кого-то и того-то». И назвать имя врача, друга дома, педагога, словом, человека, который сможет помочь вам тактично и правильно разъяснить ребенку то, что его интересует.

    Сложность ответов на «трудные» вопросы заключается в выборе терминов при беседах с детьми. Начинаются такие разговоры обычно на «детском» языке – это объяснимо, естественно, пока ребенок мал. Но довольно часто, к сожалению, этим «детским» языком все исчерпывается, и ребята получают явно упрощенные сведения. А сами они, взрослея, обсуждают между собой проблемы пола на языке подчас довольно грубом, циничном, так как попросту не знают много, литературного, не знакомы с медицинскими терминами.

    Поэтому вероятно, лучше по возможности раньше сменить «детский» язык «взрослый» тот, которым пользуется врач, который можно встретить в учебниках. У него есть свои недостатки – много трудных иностранных слов, которые даже запомнить, не всегда легко; но что же делать, если в языке для обозначения ряда понятий об отношениях полов иных слов попросту нет. Что ж, пусть ребенок привыкает к таким словам, запоминает, учится сам употреблять. Зато потом, повзрослев, он сможет разговаривать об это очень интимных вещах, не прибегая ни к детским «семечкам» или «животинкам», ни к циничным вульгарным выражениям. Разговор с использованием слов литературного языка можно вести на равных с кем угодно.

    Но есть ещё одна тема, на которую наши дети вопросов не задают никогда, но которая зато очень волнует их родителей. Это вопрос об онанизме и его возможных последствиях. В силу особенностей возраста детей, о которые сейчас у нас идет речь, полный разговор на эту тему излишен. Однако есть вещи, которые сказать совершенно необходимо.

    Вот вам два случая из врачебной практики. Однажды к врачу обратился расстроенный отец 4-хлетного Сережи. Родители Сережи попросили не водить ребенка в детский сад, потому что у него появилась «плохая привычка», и он «развращает всех детей». Что же оказалось? Когда мальчик был ещё грудным, родители, выкупав ребенка, вытирали его, а потом клали на живот, поглаживали по спинке, похлопывали и приговаривали: «поплавай, Сережа, поплавай!». Ребенок и в самом деле, двигая ручками и ножками, ерзал на столе, будто плавал, потом вдруг замирал, судорожно сжимая ножки, почему-то краснел, а затем затихал, распластавшись. Родители не знали, что половое возбуждение может иметь место даже у грудных детей. В нашем случае причиной возбуждения были нежные родительские ласки так называемых «эрогенных зон» т.е. таких точек тела, прикосновение к которым вызывает приятные ощущения сексуального плана. Родители, конечно, даже не подозревали, что, неумно проявляя свою любовь к малышу, наносили ему своими ласками вред.

    Испытанное ребенком приятное ощущение требовало повторения. Позже мальчик уже сам испытывался воспроизвести ранее испытанное наслаждение, и в этом, как видим, преуспел…

    В другой раз на прием к врачу привели 6-летнию девочку, которая уже два года почти ежедневно занималась самовозбуждением. « Я ложусь спать, рассказывала девочка,- кладу руку на одеяло, потом уже начинаю засыпать, а ручка сама». Врач прибег к внушению, стали помогать и родители, отвлекая внимания девочки. Она много занималась музыкой, иностранными языками. Физкультурой. Это принесло свои плоды. Но согласитесь, лучше бы у родителей и детей такие проблемы не возникали!

    Вот что может произойти просто от не знания взрослыми азов полового воспитания, а ведь так важно знать, что у ребенка эрогенных зон больше чем у взрослых. Поэтому даже поглаживание могут возбуждать, если они часты и интенсивны. Даже простое ковыряние в носу находятся специфические «половые точи», раздражение которого вызывает именно такие эмоции. Способствуют к возникновению детского самовозбуждения. Чрезмерно детская одежда, трущая промежность, надавливающая на половые органы. Случайные трения могут оказаться приятными, и ребенку захочется вызвать соответствующие ощущения у себя и самому. Малышу захочется почесать промежность, если он сам и его родители недостаточно внимательно к вопросам элементарной гигиены, не обмывают ему ежедневно соответствующие места. Умение ухаживать за своими половыми органами столь же важно, как и другие гигиенические навыки.

    Замечено также, что чаще всего привычка к самовозбуждению становится уделом детей изнеженных, привыкших к комфорту получению максимального удовольствия, закормленных, особенно любителей сладких блюд. Это понятно: дети, стремящиеся к максимально возможному разнообразию удовольствий, легче делаются жертвы подобного «приятного» недостатка.

    Но, может быть, самовозбуждение не так уж и вредно? Более в позднем возрасте, скорее всего вред от него гораздо меньше, чем думают обычно. Но вот в раннем возрасте, о котором мы сегодня говорим, вред для неокрепших ещё нервной системы малыша несомненен. Поэтому надо стараться помочь ему избавится от этой привычки – терпеливо, не стыдясь, не ругая, но помогая добрым советам и отвлечения.


    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей