Тематическая прогулка «Ягоды. Конспект занятия в детском саду на тему: Фрукты и ягоды. Старшая группа
Лето радует нас не только прекрасной теплой погодой, бесконечными играми с песком и водой, но и вкусными дарами — грибами, овощами, фруктами и ягодами. Сегодняшний сценарий тематической летней прогулки , который подготовила Екатерина Балк, участница проекта «Самое-самое лето» для своего сынишки, посвящен именно ягодам.
Обязательно проведите эту замечательную тематическую прогулку со своим ребенком, и ваши ягодные летние приключения еще долго будут вспоминаться вам и вашему малышу.
Ниже вы найдете подробный сценарий прогулки и рассказ автора о том, как прошла эта прогулка у нее с сыном.
Сценарий тематической прогулки «Ягоды»
Что понадобится для прогулки
Мелки для рисования на асфальте
Ведро или пакет (например, для сбора мусора).
Карточки с изображением ягод
Прищепки и/или магниты
Краски, кисточка, пузырчатая пленка, лист бумаги, влажная салфетка для рук, вода.
Набор для песочницы
Кусок однотонной ткани
Мяч
Двусторонний скотч, салфетки
Загадки
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода)Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела…(земляника)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. — (малина)Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка,
Это ягода -… (Черника)Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая…(клюковка)
Наблюдение
Рисуем ягодки мелками на асфальте, подписываем элементы. Обсуждаем — цветок-незрелая ягода-спелая ягода. Вспоминаем какие бывают ягоды, где растут.
Активные игры
Игра У медведя во бору, грибы, ягоды беру…»
Собираем ягоды по площадке (прищепки, магнитики крепим к чему-то, например, к спорткомплексу).
Творчество
Рисование пальчиками или пузырчатой пленкой ягод.
Аппликация на ткани из репейника.
Аппликация на двустороннем скотче и бумаге из яркой салфетки (отрывая кусочки).
Сенсорика и мелкая моторика
Собираем и бросаем шишки-ягоды в пакет для мусора, называя ягоды и считая.
«Печем» пирог с ягодами-шишками в песочнице.
Рисуем и предлагаем ребенку пройти лабиринт от медведя к кусту малины.
Попробуйте тематические недели сейчас - получите конспект бесплатно!
Подробное описание тематических игр и занятий, все необходимые материалы для распечатки. Все что нужно для комплексных развивающих занятий!
Интеллектуальное развитие и развитие речи
Рассортировать карточки с изображением ягод на лесные, садовые, и те, которые растут и в лесу, и в саду.
Игра с мячом — кидаем друг другу и называем прилагательные, связанные с ягодами.
На этой неделе дважды ходили в лес собирать малину. И появилось желание обыграть ягодную тему и на прогулке.
Задумано было много, всё сразу реализовать не получилось, но я смотрела на интерес Никиты (3 года) и предлагала что-то из запланированного, чередуя активные игры с более спокойными занятиями.
Рисовали мелками, подписывали части, обсуждали, «собирали» в лукошко.
Сортировали карточки с ягодами на лесные, садовые ягоды и те, которые растут и на даче, и в лесу.
Нарисовала тропинку по зарослям от медведя к малине, Никита помогал медведю пробраться к ягодам, ведя мелком по тропинке. Так ему понравилось, что потом еще три тропинки нарисовали (короткие и длинные), а Никита помогал медведю.
Отправились дальней дорогой на самокате-машине в «лес» — на площадку, где весело играли в «У медведя во бору…», забираясь на лесенки, батут, съезжая с горок, когда убегали от медведя.
Бросали с расстояния ягоды-шишки в мешок, называя ягоды, которые знаем.
Снова отправились в путь на другую площадку, «в магазин». Никита захотел быть папой и купить ягод в магазине. Сделали аппликацию — дома подготовила «корзинку» — вырезала, на картон наклеила двусторонний скотч — Никита отрывал кусок от бумажной салфетки, скатывал и «клал» в корзинку.
Потом играли на спорткомплексе. Я крепила прищепки и магнитные буквы к спорткомплексу, это у нас были ягоды, а Никита их «собирал».
Очень ему понравилась игра, как и вся прогулка.
В другой день мы еще порисовали красками и пузырчатой пленкой (ягодки).
Елена Бурая
Планирование тематической недели «Ягоды»
Познание
«Лесные и садовые ягоды»
Уточнить сведения о лесных и садовых ягодах; учить детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; разгадывать загадки;
Материал Фотографии или картинки лесных и садовых ягод.
Литература Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Комплексные занятия», стр. 286
Познание
(развитие конструктивной деятельности)
«Лукошко для ягод».
Закреплять умения и навыки, создавая поделки в технике «оригами»; продолжать совершенствовать навык делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали; учить выполнять базовую форму «Двойной треугольник»; продолжать учить выполнять поделки, используя схему, развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; развивать мелкую моторику рук.
Материал : образец корзинки, схема выполнения поделки; листы цветной бумаги квадратной формы (размер 20x20 см) (одна сторона у бумаги белая, другая - цветная, не-большие обрезки цветной бумаги для выполнения аппликации, ножницы, клей.
Литература Скоролупова О. А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса», ч. 1, стр. 38
Коммуникация
«Расскажи про ягодку»
(составление рассказа-описания)
Учить детей составлять описательный рассказ по картинке, опираясь на таблицу.
Материал картинки с изображениями лесных и садовых ягод; опорная таблица
Художественное творчество
(рисование)
«Лесные ягоды»
Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду; формировать у детей нормы поведения в природе; систематизировать знания учащихся о природе.
Материал Картинки с изображением лесных ягод; лист белой бумаги, краски, кисточка, подставка для кисточки, простой карандаш, баночка с водой.
"Золотая хохлома"
Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка, называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, чёрный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зелёная, желтая, чёрная (в зависимости от фона) травка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приёмах работы кистью (всем ворсом, концом).
Материал: Хохломские изделия, полоски бумаги охристого цвета, полоски чёрного цвета, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка.
Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в ст. гр. д/с», стр. 85
Художественное творчество
«Ветка рябины»
Познакомить с барельефом и горельефои; развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания необходимого фона композиции; раскатывания для создания ягод; примазывания для прикрепления элементов композиции к картону.
Материал Картинка с изображением рябины; пластилин, стека, клеёнка, салфетка, картон (на каждого ребёнка) М. А. Васильева, Литература В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Развёрнутое перспективное планирование», стр. 94;
Т. Н. Яковлева «Пластилиновая живопись», стр. 29
Художественное творчество
(аппликация)
«Блюдо с фруктами и ягодами»
(Коллективная работа)
Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить детей делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
Материал Большой лист бумаги в форме круга диаметром 50 см любого мягкого тона. Наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).
Дополнительный материал для планирования
Беседы:
«Ягода – малина»,
«Какие заготовки из ягод люди делают на зиму»,
ЗАГАДКИ
Серёжка с Антошкой, взяв по лукошку,
Утром отправились в лес за морошкой.
А нам с сестрой Викой по вкусу … (клубника)
Полосатый и пузатый, очень вкусный карапуз.
Любят все его ребята, и зовут его … (арбуз)
Полосатый, с гладкой кожей,
Льнёт он к солнце в день погожий
И краснеет изнутри ярче утренней зари. (арбуз)
Сам он гладок да пузат, полосат его халат.
Воробью наверняка не проклюнуть толстяка. (арбуз)
Кафтан на мне зелёный, а сердце как кумач.
На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч. (арбуз)
Гроздья разноцветные, ягоды приметные.
Каждый будет очень рад скушать этот … (виноград)
Каждый листик – как ладошка.
Схож он с бусами немножко.
Был зелёным, а поспел он –
Стал янтарным, красным, белам. (виноград)
Летом ягоды черны, летом ягоды вкусны.
Чик! – чирикнул воробей, -
Чем чернее, тем вкусней. (смородина)
Никак не могу понять я: похожи кусты, как братья,
А ягоды у них разные – чёрные, белые, красные. (смородина)
Низок, да колюч, сладок да пахуч.
Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (крыжовник)
Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке.
Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (земляника)
СТИХОТВОРЕНИЯ
Поспевает брусника, стали дни холоднее.
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт)
Гибкий стебель повилики ствол обвил, как поясок.
Алой ягоды брусники набрала я туесок.
Пусть она и горьковата, но мочёная вкусна!
Мхов и хвои ароматов эта ягода полна.
С рябиной свежей вазу поставили на стол.
Её заметил сразу, лишь в комнату вошёл.
Есть рябину я не стану, лучше краски я достану,
Нарисую ягодки – влажные и яркие,
В каплях - бусинки росы удивительной красы.
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щёки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары.
«Черника»
Я спросил у Васи: «Чем ты губы красил?
У тебя лиловый рот и усы лиловые,
И лиловый сок течёт на рубашку новую».
И ответил Вася: «Губы я не красил,
Я черничный пил компот, вот и стал лиловый рот».
«Смородина»
Растёт в саду смородины куст.
К нему пойду, попробую на вкус
Ягодку чёрную, соком полную.
Ягодка гладкая, ты уже сладкая?
Коли поспела – возьмусь за дело:
Туесок принесу, с веток стряхну росу,
Стану ягодки срывать, на варенье собирать.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. «Брать – не брать ягоды»
Цель: увеличивать словарный запас по теме; дифференцировать лесные и садовые ягоды; развивать слуховое внимание.
2. «Что где растёт?»
Цель: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление значимости растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
3. «Отгадайте, что за ягода»
Цель: учить детей описывать ягоду и узнавать её по описанию.
4. «Загадай, мы отгадаем»
Цель: уточнить знания о растениях сада; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.
5. «Узнай на вкус»
Цель: упражнять детей в определении вкуса ягод; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.
Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания; закреплять знания о ягодах.
7. «Кто больше знает?»
Цель: развивать память, находчивость, сообразительность.
Цель: развивать сообразительность, выдержку, чувство юмора.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
1. «Дети и волк»
Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
(дети, волк; дети по лесу гуляли, землянику собирали.
Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
Дети, дети, не зевайте, волк за елью – убегайте!
Работа в книжном уголке: расставляем и рассматриваем с ребятами картинки и фотоиллюстрации с изображением ягод (лесных и садовых)
Конспект занятия с дошкольниками 5-7 лет на тему: "Фрукты и ягоды".
Курманова Гульнара Руслановна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» Ярковского муниципального района», с. Ярково, Тюменская область.Описание: Данный материал полезен для воспитателей ДОУ, для педагогов дополнительного образования.
Цель: выявление знаний, представлений о фруктах и ягодах, закрепление умений, полученных на протяжении тематической недели.
Задачи:
- развивать интерес к изучению природы;
- закрепить знания и представления детей о фруктах и ягодах;
- развивать внимание, память, воображение, словарный запас, двигательную активность.
Оборудование и материал: фрукты и ягоды (муляжи), покрывало, 2 корзинки, карточки с фруктами и ягодами.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети!Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Лето!
Воспитатель: Правильно! А что такое лето, что бывает летом?
Дети: Жарко, солнце светит, ....ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще летом поспевают фрукты и ягоды! Какие вы знаете? Ответы детей Хорошо, сейчас мы проверим, сможете ли вы на ощупь определить какой это фрукт?
Дети отворачиваются спиной, каждому в руки дается фрукт. Они пытаются угадать.
Воспитатель: Молодцы, справились. Теперь мы с вами отправимся в сад, где есть много фруктов и ягод.
Звучит музыка "По малину в сад пойдем". Под музыку станцевали. В группе на полу лежит покрывало, его убираем, под ним раскиданы фрукты и ягоды.
Воспитатель: Ребята, смотрите, сколько тут всего. Попробуем определить, где ягода, а где фрукт. Ягоды положим в правую корзинку, а фрукты - в левую. Начали!
Дети собирают.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы сравним ягоды и фрукты. Что у них общего и чем отличаются. Земляника и яблоко? Арбуз и дыня? Крыжовник и слива? Персик и апельсин? Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, отлично справляетесь! Сейчас проверим внимание и память. Перед вами несколько фруктов. Воспитатель раскладывает 5 фруктов в ряд. Запомните их. А теперь закройте глаза. Воспитатель убирает один. Откройте глаза, какого фрукта не стало? Ответы детей. И так увеличиваем до 10 фруктов
Воспитатель: Отлично! Теперь подойдите к столу, видите, разложены карточки. Вам нужно угадать, где какой фрукт или ягода. Карточки лежат перевернутые картинкой вниз. Воспитатель у каждого ребенка по - одному спрашивает где находится тот или иной фрукт или ягода, называя место, где искать. Итак, покажи мне, где находится яблоко, если оно третье слева и 4 снизу. Дети по очереди отгадывают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями!
Спасибо за внимание!
систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов. Продолжать формировать умения выполнять задания в соответствии с алгоритмом. Развивать внимание, память, мышление, воображение, речь. Обогащать словарь детей. Развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать помощь.
Понедельник: «Что вырастили люди».
Цель: учить классифицировать овощи и фрукты. Закреплять умение изображать их силуэты на бумаге. Учить менять точку зрения на обычные объекты с помощью вращения себя в овощ или фрукт. Развивать познавательный интерес. Обогащать и расширять сферу чувств, придавать им осмысленность. Развивать эстетическое восприятие.
- Игра - соревнование: «Вопрос - ответ»
- Путешествие яблока по волшебной дорожке «Органы чувств».
- Дидактическая игра «Во саду ли в огороде»
- Творческая игра на развитие эмпатии: «Представь, что ты овощ, фрукт. Что ты чувствуешь?»
- «Мамины помощники» - приготовление салатов.
- Художественная продуктивная деятельность: рисование «Весёлые овощи и фрукты».
- Оформление выставки рисунков
Вторник: «Дары королевы Осени»
Цель: учить детей описывать признаки, давать чёткие характеристики по форме, цвету, вкусу. Закреплять умения определять и называть состав группы предметов (единиц) в пределах 5-ти. Воспитывать интерес к познанию мира природы. Развивать внимание, память, мышление.
- Сюрпризный момент: Появление королевы Осени
- Решение проблемного вопроса: «Что в корзине?»
- Обследование и сравнение объектов (овощей и фруктов).
- Игра-упражнение «По каким признакам можно разложить фрукты, овощи».
- Интеллектуально-развивающая игра «Разложи фрукты» (количественный состав числа 5 из двух меньших; понятия больше, меньше, равно).
- Поисково-исследовательская деятельность «Определи на вкус».
- Игры-загадки: «Умелые задачки».
- Длительные наблюдения за огородом (на участке дошкольного учреждения).
Среда: «Путешествие сеньора Помидора»
Цель: закреплять представление об продуктах питания из овощей и фруктов. Развивать умение представлять и оперировать невероятным, необычным, фантастическим. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать чувства радости от единения с природой. Развивать воображение, внимание, умения выслушать мнения сверстников.
- Сюрпризный момент: почтальон приносит сундучок (в грамзаписи голос сеньора Помидора с просьбой о помощи).
- Решение кроссворда (ключевое слово - Помидор).
- Игра-забава с Помидором «Хвастунишка».
- Творческое задание с использованием метода РТВ - ТРИЗ-технологии: работа с системным оператором.
- Опыт «Соковыжималка».
- Игра «Ищу друзей» (с использованием элементов РТВ - ТРИЗ-технологии).
- Художественная продуктивная деятельность: аппликация «Друзья сеньора Помидора».
Четверг: «Чудесные овощи и фрукты»
Цель: формировать умение выделять главные признаки объектов. Побудить к эмоциональному восприятию объектов природы. Учить на основе мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза соотносить гипотетическое предположение с реальностью. Развивать чувства ритма, пластичность и выразительность движений, оживлять фантазию.
- Создание театрализованной рекламы овощей и фруктов.
- Творческое задание с использованием метода РТВ - ТРИЗ-технологии: игра «Хорошо - плохо».
- Пластический этюд «Фруктовое дерево».
- Составление сказки по примете.
- Сравнение косточек в овощах и фруктах.
- Изготовление кокошников овощей и фруктов.
Пятница: «Я - садовником родился…»
Цель: активизировать и закрепить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей о характерных внешних и внутренних признаках овощей и фруктов. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Побуждать к использованию в речи рассуждений, объяснений. Развивать речевое творчество.
- Словесная игра: «Я - садовником родился…»
- Игра - путаница «Теремок»
- Познавательная игра: «Аналогии».
- Поисково-исследовательская деятельность: рассматривание под микроскопом кусочков киви, апельсина и др. фруктов.
- Театральная гостиная «Ну-ка, фрукты, дружно в ряд!»
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему «Ягоды»
Программные задачи:
1. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
2. Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
3. Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
4. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
Необходимый материал:
- Демонстрационный материал «Ягоды»;
- Раскраски «Ягоды»;
- Карандаши;
- Фломастеры;
- Картинки «Ягодное варенье»;
- Картинки «Лес», «Сад»;
- Разрезные картинки.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадки
Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным.
(Смородина)
Колючки с крапивой - соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью.
(Малина)
Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь -
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?
(Клубника)
Воспитатель
: Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
Дети:
О ягодах
Воспитатель:
Правильно. Какие ещё ягоды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
Дети:
Лесные растут в лесу, а садовые – в саду.
Воспитатель:
Верно. Распределите по группам картинки с ягодами (предлагаются картинки ягод и картинки «лес» и «сад»
).
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы приготовить варенье из ягод?
Игра «Ягодное варенье»
Педагог показывает картинку, предлагая детям по очереди называть какое варенье.
Например:
Варенье из малины – малиновое варенье.
Физминутка «Собираем ягоды»
Воспитатель: Хорошо, а теперь рассмотрим картинки и опишем ягоды.
Игра «Опиши ягоду»
Например : Клубника – крупная, спелая, сладкая, красная и т.д.
Воспитатель: Ребята, в саду и в лесу растет много ягод. Каких ягод растет много?
Игра «Один – много»
Детям предлагается картинка, а они называют:
Например
: Одна смородина – много смородины»
Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.
Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.
Воспитатель: Ну а теперь, когда мы вспомнили названия всех ягод, уточнили их внешний вид, выберете любую ягоду –раскраску и раскрасьте ее. (В процессе выбора дети проговаривают какую ягоду они выбрали).
В конце занятия дети вместе с педагогом оформляют выставку.