Яблочный спас история праздника кратко. Постные блюда с медом и маком. Обряды и приметы на Яблочный Спас

Преображение Господне. Яблочный спас история происхождения праздника.

Яблочный спас - второй из Спасов после Медового, которые отмечают православные верующие. Именно он считается самым главным из трех. Этот праздник не «плавающий», всегда проходит в один и тот же день. Так какого числа Яблочный спас 2015? Он недалеко «ушел» от Медового. Как и в предыдущие годы, Яблочный спас 2015 выпадает на 19 августа (6 августа по старому стилю). Он входит в список 12 наиболее значимых православных праздников.

Как в случае и с у Яблочного есть множество других названий - Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Осенины. А если говорить о религиозном названии, то в этот день церковь отмечает Преображение Господне.

Яблочный спас продолжает традиции сбора первого урожая, более того в этот день славяне подмечали первые проявления осени, что сейчас как раз и можно наблюдать, поскольку сместилась с жары в прохладу.


Яблочный спас: история праздника

История происхождения Второго спаса очень давняя полуреальная-полумистическая, однако же и она связана с язычниками. Церковь решила заменить праздник сбора урожая яблок на что-то более близкое ей. Но Преображение Господне в народе всегда именуют Яблочным спасом.

Впрочем традиции с того времени не сильно поменялись, если «безбожники», как называли язычников христиане, освещали яблоки на алтаре (чтобы поскорее стали зрелыми и съедобными), то сами христиане святят плоды в церкви. Что те, что другие до Праздника первых плодов яблок не ели. Язычники верили, что яблоки в этот день наделены особой силой — они несут здоровье, красоту, силу и счастье.


Преображение Господне в православной церкви называют еще Спасом на горе. Верующие знают, что 19 августа — ровно за 40 дней до распятия Христа, Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Иисус начал молиться, его лицо вдруг осветил неземной свет, а одежды превратились в белоснежные. Так Иисус Христос преобразился на глазах у Петра, Иоанна и Иакова, открыв им свое предназначение.

В этот миг будущий Спаситель узнал, что ему суждено во имя людей умереть мученической смертью на кресте, а потом воскреснуть. Христос строго-настрого запретил своим ученикам рассказывать об этом чудесном событии. Вернувшись к людям, сын Господа Бога велел собирать яблоки, чтобы Отец мог освятить их. Отмечать Яблочный спас начали в 4 веке, после того, как на горе Фавор был открыт храм, увековечивший Преображение Господне.

Западные христиане празднуют этот день 6 августа, а православные - 19 августа по новому стилю, что соответствует 6 августа по юлианскому календарю.

Праздник посвящен воспоминанию евангельского повествования о Преображении Иисуса Христа (Мф. 17:1-13, Мк. 9:1-12, Лк. 9:28-36). Как описывают Евангелия, за сорок дней до смерти Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и Иаковом поднялся для молитвы на гору Фавор и там лик Его преобразился, а одежда сделалась белой.

С преобразившимся Христом беседовали явившиеся пророки Моисей и Илия, которые олицетворяют Закон и служение пророков. Беседующих осенило облако, из которого раздался голос Божий: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте".

Христианское вероучение истолковывает это событие как открытие тайны Божественного промысла о спасении человека: в Преображении не только раскрывается в славе Божество самого Иисуса Христа, но и показано обoжение всей человеческой природы, совершившееся через Его воплощение.

В некоторой степени Праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником Кущей. "Если хочешь, сделаем здесь три кущи", - говорит Петр Иисусу (Мф. 17:4). Ёту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения (как и во время праздника Кущей) освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии.

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название яблочный Спас.

Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы

19 августа празднуется Второй Спас, который ещё называют Яблочным. Православная церковь в этот день отмечает . Праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа. В конце земного пути Спаситель сообщил Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, быть распятым на кресте, умереть и на третий день воскреснуть. Однако ученикам было сложно в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.

Во время Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые обсуждали с Господом конец Его земного пути. Потом гору и всех, кто находился на ней, осветило светлое облако, из которого раздался глас небесный, свидетельствующий о Божестве Иисуса: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоговение. Его и слушайте ». Удивленные ученики в испуге упали на землю и закрыли свои лица. Христос подошел к ним, коснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь ». Ученики поднялись на ноги и открыли глаза, но никого, кроме Иисуса они не увидели. Когда они спускались с горы, Он запретил им говорить о том, что они здесь увидели, до тех пор, пока их Учитель не воскреснет из мёртвых.

Преображением на горе Фавор Христос показал славу Своего Божества. Сделал он это для того, чтобы ученики во время Его Крестных страданий и смерти не поколеблись в вере в Него – Сына Божия.

История праздника Яблочный Спас

На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. Как и другие августовские праздники приурочен он к сбору урожая. В народе Спас был одним из самых почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени. После крещения Руси праздник обрел новую силу, потому что в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Нынешний Спас вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.

Яблочный Спас: традиции праздника и его обычаи

По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».

В этот день наши предки отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг. В это время наблюдается начало перелета лебедей, что является предзнаменованием скорого наступления холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму ».

С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.

Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок (кроме поздних сортов). Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.

Садоводы спешили собрать как можно больше фрукты, потому что верили – собранные в этот день плоды лучше выглядят и дольше сохранятся. К тому же впереди крестьян ждало много работы – уборка других фруктов и овощей, жатва ярового хлеба, посев озимых. Всё это нужно успеть до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной ».

В некоторых деревнях на Преображение Господня организовывали так называемые столованья. На площади перед храмом ставили длинный ряд столов, хозяйки выносили всевозможную снедь, прежде всего ватрушки и пироги с яблочной начинкой, яблочный квас, отчего вся окрестность наполнялась ароматом выпечки и свежих яблок. У этих столов собирался народ, пробуя угощения и нахваливая хозяек.

Существовало поверье, что на том свете детям, чьи родители до Второго Спаса не ели яблок нового урожая, раздают яблочки. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за большой грех кушать яблоки до Преображения.

Время после Второго Спаса считалось самым удачным для посева озимых, особенно если погода тому благоприятствует. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она родит крепче и крупнее.

Ещё 19 августа справляли «горохов день»: одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга. В некоторых губерниях долгое время существовал обычай всеобщего разговения горохом: отслужив молебен, крестьяне всем миром отправлялись на гороховое поле, где до самого вечера лакомились зелёными стручками, не обращая внимание на то, где своя полоса, а где чужая. Эти гороховые разговены были истинным праздником для деревенской детворы, которая за целый день вдоволь наедалась вкусного и сладкого гороха.

Накануне праздника пчеловоды одаривали водяного. Делали это ночью, до того, как начнут петь петухи. Водяного кормили свежим мёдом, от каждого улья приносили понемногу воска. Также водяному духу приносили жертву: топили в пруду или болоте первый пчелиный рой, «первак». Делалось это для того, чтобы уберечь пчел в будущем и не допустить больших разливов рек весной.

По погоде дня определяли, какой будет осень и зима:

  • сухой Спас предвещает сухую осень;
  • мокрый – мокрую;
  • ясный – суровую зиму.

Яблочный Спас: поговорки и пословицы

  1. Каков Второй Спас, таков и январь.
  2. Второй Спас – всему час.
  3. Второй Спас шубу припас.
  4. На яблочный Спас готовь рукавицы про запас.
  5. В («на воде») олень в реке обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») – хвост (от чего становится ещё холоднее вода).
  6. Со Второго Спаса засевай озимые.
  7. На Яблочный Спас и нищий нищего яблочко угостит.

Видео: Яблочный Спас

Фото из свободных источников

Яблочный Спас отмечается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю) каждого года. Это народно-христианский праздник, второй из трех Спасов. Его официальное церковное название – Преображение Господне .

По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. У восточных славян только с Яблочного Спаса позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. В этот день они освящаются в церкви.

Яблочный Спас 19 августа считается официальным окончанием лета и приходом осени – после него ночи становятся холодными, и наступает пора сбора урожая.

Другие названия праздника: Второй Спас, Средний Спас, Спас на горе, Преображение, Горохов день, Праздник первых плодов, Первые осенины.

История праздника

Более двух тысяч лет назад на гору Фавор в Палестине поднялись Иисус и апостолы – Петр, Иаков и Иоанн. Они пришли сюда, чтобы помолиться. Во время молитвы произошло Преображение: лицо Иисуса озарилось светом, а его одежда внезапно стала белоснежной. В тот момент апостолы ощутили неизреченную радость.

А потом они увидели внезапно появившихся двух пророков, говоривших с Иисусом о его скором исходе, который в скором времени должен произойти в Иерусалиме. От всего увиденного ученики Христа пришли в шок, а сам Иисус запретил им рассказывать о событиях, свидетелями которых они стали во время молитвы. Молчать они должны были до тех пор, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано.

Если верить Евангелию, то Преображение Господне случилось ровно за сорок дней до Пасхи. Но так как в эти дни шел Великий пост, то церковь перенесла великий праздник Преображения на август.

Традиции

Народные поверья и традиции, дошедшие до сегодняшнего дня, тесно связаны с церковными правилами. В частности нельзя забывать, что идет пост, поэтому от него отказываться нельзя. А вот небольшое послабление разрешено. На Второй спас кушают рыбу. Готовясь к празднику, собирают созревшие фрукты, чтобы освятить их в церкви. До этого дня запрещено есть фрукты нового урожая. Запрет распространяется не только на привычные яблоки и груши, но и на виноград.

19 августа люди отправляются в храмы с этими фруктами, где выкладывают их на специально приготовленный стол. Во время службы происходит освящение принесенных плодов. По окончании службы люди отправляются по домам, чтобы всей семьей за праздничным столом отпраздновать эту дату. Среди угощений обязательно должны присутствовать блюда с яблоками, например, яблочный пирог, блинчики с яблоками. Здесь же готовили блюда с грибами.

Часто день Яблочного Спаса называют праздником, которым встречают осень. Также молебны проводятся в садах, начинается сбор, заготовка яблок и других плодов на зиму.

Приметы

  • Если съесть яблоко 19 августа и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется
  • Если на Спас, на вашу руку, два раза сядет муха, то это на удачу.
  • Какая погода в этот праздник, такая будет и в январе.
  • Если днем идет дождь - зимой тоже будет много осадков.
  • Если на Спаса сухо - осень будет такая же.
  • Прошел Спас - ушло лето от нас.
  • Стоит ясная погода – осень будет сухой, дождливая – мокрой.
  • Последний кусочек съеденного в этот день яблока обладает магической силой. Если сразу после его употребления загадать желание, то оно исполнится.
  • Если 19 августа угостить нищего яблоком, то следующий год пройдет в достатке.
  • Срывать недозревшие плоды яблок в этот день – плохая примета.
  • Чистое безоблачное небо – к морозной зиме.
  • На мед слетаются пчелы – к достатку в доме.

Гадания

Срезать одной полосой шкурку яблока. Теперь киньте ее в костер. И внимательно присмотрись к форме яблочной шкурки. Какую букву напоминает? С этой буквы и будет начинаться имя твоего суженого.

Укрепить чувства между влюбленными можно, съев с любимым одновременно разломленное на равные части яблоко. Плод должен быть красивым, не порченым.

Подобрав из нового урожая три одинаковых по размеру яблока желтого, зеленого и красного цветов сложить в корзину или коробку, загадать желание, представить себе, как оно сбывается. Закрыв глаза, яблоки перемешать и вытянуть одно из них. Красное означает исполнение загаданного, желтое – придется потрудиться, чтобы оно исполнилось. Зеленое яблоко означает, что желание не сбудется.

На удачу на весь год гадают таким образом: верхушка плода срезается до семечек. Если они образуют красивый, симметричный узор, значит, будет сопутствовать удача, радость, любовь, материальное благополучие. Иначе, придется “заслужить” расположения судьбы.

Узнать, увеличится ли доход, можно, бросив яблоко вверх. Упадет справа – доход будет возрастать, влево – останется прежним. Упавшее по центру яблоко может означать тяжелое материальное положение, которое может вынудить набрать долгов.

Запреты

Чересчур строгих запретов на Яблочный Спас нет, и все же праздник попадает на время строгого Успенского поста, который не приветствует нарушение постного питания.

Нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса, и даже в этот день, пока фрукты не освящены в церкви.

Нельзя шить, вязать, заниматься уборкой и строительными работами. Вообще, лучше не выполнять никакой физической работы, кроме приготовления пищи и сбора урожая.

Помните, что до 27 августа идет Успенский пост. Поэтому нельзя развлекаться, а также есть мясо, яйца, жирную пищу.

Также нельзя убивать или прогонять насекомых.

В этот день принято угощать детей, бедных и больных людей. Хорошие хозяйки пекут яблочные пироги.

В православной церкви есть удивительный праздник, который называется по-народному яблочный спас. В этот день, 19 августа, в церкви собирается много людей с корзинками, полными яблок. Их освящают, тут же и едят, и угощают друг друга. Но это только в России этот праздник имеет двойное название. Главное из них церковное — праздник Преображения, а другое, народное и необыкновенно поэтичное, — яблочный спас.

Этот праздник — один из основных (двунадесятых) праздников православной церкви, который, по преданию, посвящён одному из эпизодов жизни Иисуса Христа.

Однажды он, взяв с собой своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору Фавор и стал молиться. Ученики от усталости уснули, но внезапно их разбудил сильнейший свет, и они увидели, что одежды Спасителя стали сверкающими, как снег, и лицо его тоже сияло светом, какого не может выдержать глаз человека. Рядом с ним стояли два пророка — Моисей и Илия, которые говорили ему о том, как он будет убит, а потом воскреснет. Вдруг появилось облако, покрывшее всех, и из облака послышался тот же голос, что был и при Крещении. И этот голос сказал: «Это сын мой возлюбленный. Его слушайте».

После этого облако исчезло, и ученики увидели Иисуса, который стоял уже один в своих обычных одеждах. Они вместе стали спускаться с горы, и Иисус Христос просил своих учеников, чтобы они никому не рассказывали о том, что они увидели и услышали здесь.

Преображение Христово, как считается в христианском учении, было призвано доказать его ученикам божественность Иисуса Христа и укрепить их веру перед тем, как наступят страшные дни его распятия и смерти.

В этот день в церковь несут плоды и освящают их. Яблочным спасом этот праздник называется в России потому, что он проходит в тот же день, что и старинный земледельческий праздник, с которого начинается уборка яблок в садах.

В этот день Христос явился

И апостолов позвал.

Лик Христа преобразился,

Словно солнце, засиял.

Это было на Фаворе,

Что поднялся средь равнин.

Божий глас раздался вскоре:

«Он возлюбленный мой сын!»

И поведал двум пророкам

Иисус в конце пути,

Что ему под Божьим оком

Предстоит ещё пройти.

В светлый день Преображенья

Праздник яблочного спаса,

Днём прохладным и осенним

В сёлах делают запасы.

И в корзиночках народ

В церковь яблоки несёт,

Освящает все плоды

Каплями святой воды.

По православному Церковному календарю Ореховый Спас отмечают 29 августа. Это третий Спас после медового и яблочного вариантов праздника, которые также приходятся на последний летний месяц. Другие название Орехового Спаса – Хлебный Спас.

Христиане отмечают событие в самом конце лета, 29 августа. Кроме уже двух упомянутых названий, праздник в некоторых регионах называется также Спас на холсте. Что касается православного и церковного названия этого дня, то в календаре он записан как Нерукотворный Спас.

Из истории праздника

Ореховый Спас: история праздника и традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Нерукотворным этот праздник называется по той причине, что когда Иисус Христоc умывался, то вытер свой лик полотенцем. На этом полотенце отпечаталось его лицо. Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня. Образ не был создан руками человеческими – его создал сам Бог.

Именно из-за этой библейской истории, связанной с полотенцем, на Ореховый Спас традиционно в народе ходили освящать натуральные ткани. В старину женщины сами делали эти ткани, затем освящали их в церкви и шили одежды для всей семьи. Народное название Ореховый Спас получил из-за того, что в это время года в деревнях уже собирали урожай орехов. Их также было принято освящать в церкви – традиция сохраняется во многих регионах до сих пор.

Традиции на Ореховый Спас

Ореховый Спас: история праздника и традиции, фото праздничного дня в церкви показывают, что сейчас до сих пор популярен образ сбора орехов к этому дню и освящения их в церкви. Раньше с этим праздником уже заканчивалась уборочная, практически была собрана пшеница. Именно в этот день пекли хлеб из пшеницы нового урожая. Отсюда и еще одно название праздничного церковного дня – Хлебный Спас.

Интересно! Среди основных сельских традиций, которые можно выделить на этот праздник, сохранились обычаи чистки колодца, святых источников, освящение новых колодцев. В этот день было принято пить чистую водицу из нового источника.

Народные приметы этого дня

На Руси на каждый Спас было много примет и обычаев, которые люди старались соблюдать. Говорили, что если летом собрано много орешков, то в следующем году зерновые культуры отлично уродятся. 29 августа в Ореховый Спас именно ветки орехового дерева обладали силой целительной и волшебной. Если такая возможность имеется, то можно сделать из этой древесины какой-то сувенир и для себя, и в качестве презента.

Интересно! Веник, собранный в этот праздник из веточек ореха, выгонял из дома болезни.
Также говорили, что 29 августа уже отлетают на юг птицы. Журавли, по крайней мере, к этому Спасу уже полностью улетали зимовать в теплые края.

Обязательно на Третий Спас нужно купить какую-то вещь, маленький сувенир. Если этого не сделать, то в народе считали, что весь год пройдет при плохом и нестабильном финансовом положении. Обязательно нужно сходить в церковь.

Обычно на Ореховый Спас заготавливаются банные веники, конечно, именно те, что делаются из орешника. Такие веники могут прогнать болезни и укрепить силы человека. Принято на третий Спас печь хлеб, но уже из урожая зерна этого года. Отлично, если в хлеб будут добавлены орехи.

Интересно! Раньше первый каравай, испеченный из муки нового помола, относили в церковь на освящение. В определенных областях страны этот обряд существует до сих пор. Кусочек хлеба потом оборачивают в чистую ткань и кладут за иконы, чтобы приманить благополучие для семьи, чтобы в течение года в доме всегда был хлеб.

Народные поговорки на Ореховый Спас

  • Третий Спас нам хлеба припас.
  • Если много орехов в этом году, то будет много хлеба в будущем году.
  • Ласточки отлетают на юг зимовать три раза, в три Спаса.

На третий Спас приходится последний отлет ласточек.

Если журавли отлетают только к третьему Спасу, значит, на Покров на дворе будет мороз.

Ореховый Спас: история праздника и традиции, как видно, существуют уже много веков и передают из поколения в поколение. Это красивый церковный праздник, имеющий глубокие народные корни. Три Спаса в августе люди почитали всегда, и приятно, что эта традиция сохранилась и в наше время.

По материалам открытых источников

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей