Автомобильные войска России: фото, символика, история, день празднования. День военного автомобилиста Вооружённых сил Российской Федерации

Перемещение людей и грузов возлагается на наземный транспорт. Он имеет исключительную важность и часто является незаменимым в войсках. От его применения зависит успешность операций, скорость снабжения: доставка личного состава, боеприпасов, провианта. Специалистам, занятым в подобной сфере, посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

День военного автомобилиста отмечается ежегодно 29 мая. Он не является общегосударственным выходным и закреплен на официальном уровне Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2000 г. № 100 «Об учреждении Дня военного автомобилиста». Документ подписан И. Сергеевым.

Кто празднует

К торжествам в России причастны все служащие, имеющие отношение к автомобильному транспорту, вне зависимости от звания и занимаемой должности. В их числе механики, водители, обслуживающий, ремонтный персонал, инженеры, конструкторы автозаводов, сотрудники фабрик, изготавливающие соответствующую продукцию, запасные части и комплектующие.

К мероприятиям имеют отношение их родственники, знакомые, друзья, близкие люди. День автомобильных войск считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений.

История и традиции праздника

Событие берёт начало 24 февраля 2000 года. Министр обороны РФ Игорь Сергеев издал приказ об учреждении праздника. Выбранная дата имеет символическое значение: она приурочена к созданию в 1910 г. учебной автомобильной роты, ставшей первой в Российской империи. На неё возлагались функции обучения персонала для парка боевых соединений. Впоследствии учреждение стало играть важную роль в развитии данного вида транспорта в рамках армии.

Чествования военных автомобилистов подразумевают застолья в кругу офицеров, их друзей, родственников, знакомых, близких людей. В адрес виновников торжества собравшиеся произносят поздравления, пожелания здоровья и успеха в ответственном труде. Звучат тосты, сопровождаемые традиционными пожеланиями «ни гвоздя, ни жезла». Коллеги обмениваются подарками, обсуждают рабочие вопросы, делятся воспоминаниям и накопленным опытом.

В средствах массовой информации публикуются материалы, посвящённые памятной дате. Главными героями интервью становятся солдаты, командование частей, рассказывающие о своей жизни, истории из будней. День военного автомобилиста 2019 года знаменуется вручением из рук начальства почётных грамот, дипломов лучшим служащим. Проходят повышения в званиях и должностях. В личные дела вносятся благодарственные записи.

Событие имеет особое значение для жителей городов, в которых производится колёсная техника. Мероприятия в таких населённых пунктах приобретают широкий масштаб, вне зависимости от отношения к отрасли.

О профессии

Специалисты занимаются перевозкой людей и грузов, поддерживают исправность подвижного состава, ведут его ремонт и обслуживание. Они могут работать на легковом, грузовом транспорте.

Путь в профессию начинается с призыва в ряды Вооружённых сил, где получаются права на управление автомобилем. Ему предшествует обучение, включающее дневные и ночные марши протяжённостью несколько сотен километров в составе колонны. Осваивается материальная часть, устройство узлов и агрегатов.

После сдачи экзаменов водитель получает соответствующую категорию. Деятельность связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.

Офицерский состав руководит процессом перевозки, снабжения вверенных подразделений, обеспечивая и контролируя выполнение заявок на горюче-смазочные материалы, комплектующие, проведение регламентных работ. Военные автомобилисты востребованы в гражданской сфере, где им предлагают аналогичный труд.

Перемещение грузов и людей в военной сфере – это очень важная задача, от которой зависит исход любой операции. Она важна не только в военное, но и в мирное время. Специалисты перевозят боеприпасы, продукты, людей – они несут серьезную ответственность за то, чтобы работа была выполнена хорошо. Именно поэтому установление Дня военного автомобилиста – это закономерный процесс. Не отметить труд людей, имеющих отношение к такой работе, просто нельзя. День закреплен официально, но выходным в государстве не является.

История праздника

Официально этот праздник был закреплен указом министра обороны Российской Федерации в 2000 году, то есть сравнительно недавно. Он имеет прямое отношение не только к водителям, которые непосредственно управляют транспортным средством. А еще в этот день принято поздравлять инженеров, механиков, обслуживающий персонал, всех, кто занимается ремонтом. Непосредственное отношение к направлению имеют и представители заводов, на которых производится специальная военная техника, запчасти, комплектующие и т. д.

Почему именно 29 мая? Эта дата выбрана не просто так. В 1910 году в Российской империи появилась первая автомобильная бригада для обучения персонала. С тех пор транспортная составляющая в армии стала более важной, что значительно улучшило процесс работы. Вот почему 29 мая считается днем, когда стоит чествовать военных автомобилистов.

День военного автомобилиста можно считать данью историческим традициям и безусловным заслугам военных автомобилистов как в мирное, так и в военное время, их большому вкладу в дело повышения и укрепления оборонного потенциала нашей необъятной Родины. Военные автомобилисты эвакуируют раненых, больных и имущество, а также доставляют материальные средства и перевозят личный состав.

Май – месяц, богатый на военные праздники. Накануне свой профессиональный праздник отмечали пограничники, а сегодня – 29 мая – знаменательный день для отечественных военных автомобилистов. Официально этот праздник вошёл в армейский календарь современной России в феврале 2000 года. Тогдашний министр обороны страны Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев подписал приказ за номером 100, который и обозначил днём ежегодного празднования Дня военного автомобилиста 29 мая.


По большому счёту День военного автомобилиста можно считать универсальным для всех видов и родов войск. Автомобильная техника используется практически в любых частях, будь то части сухопутные, военно-воздушные или военно-морские. Перевозка личного состава, военной техники, и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка специальных грузов – всё это входит в круг задач военных автомобилистов, значимость профессии которых в войсках на самом деле трудно переоценить.

Современные военные автомобили России – это не только существенная надёжность, но и повышающийся уровень комфорта и простоты управления. Широкое внедрение получают системы автоматизации, электрический привод, электронные комплексы навигационного оборудования, способного прокладывать наиболее оптимальный маршрут с меньшими затратами топлива и времени. Современная электроника позволяет военным водителям управлять отдельными сегментами даже специальных машин, не покидая кабины автомобиля, что очень важно как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения выполнения поставленных задач в сжатые сроки.

Если говорить об истории военных автомобилистов в нашей стране, то можно отметить, что в этом году исполняется 106 лет со дня образования в Санкт-Петербурге первой в нашей стране учебной автомобильной роты. Произошло это, кстати, именно 29 мая, на основании чего и выбрана дата праздника военных автомобилистов. В задачи подразделения того времени входило осуществление мероприятий по подготовке механиков-водителей для автомобильных частей. Особое усердие и профессионализм личного состава первой учебной автороты стали основой для того, чтобы на базе подразделения начал формироваться исследовательско-испытательный центр. Этот центр теперь принято считать своеобразным фундаментом всей автомобильной службы Вооружённых сил страны, а также прообразом системы отечественного технического обеспечения.

Автомобильная техника широко использовалась Русской армией в годы Первой мировой войны. Военные автомобилисты, имея далеко не самый внушительный парк автомобильной техники, перевезли в рамках выполнения задач сотни тысяч тонн различных грузов.

В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 млн тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок, личного состава войск всех без исключения фронтов. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по Дороге жизни, которая обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда.

19 ноября 1941 года командующий Ленинградским фронтом подписал приказ об организации автодороги по льду Ладожского озера. В документах дорога имела именование «автотракторная». Ежесуточные объёмы грузоперевозок по формируемой дороге согласно планам должны были составлять 4 тыс тонн. Направление маршрута: мыс Осиновец – острова Зеленцы с дальнейшим разветвлением на две ветки. 26 ноября 1941 года ледовая дорога через Ладогу получила наименование военно-автомобильная дорога № 101. Основной рабочей лошадкой Дороги жизни, которая периодически меняла линию маршрута была знаменитая «полуторка» - ГАЗ-АА – грузовик Горьковского автозавода.

По сути, «полуторка» стала рабочей лошадкой не только Дороги жизни, но и всей Великой Отечественной войны. Военные автомобилисты, не щадя жизни, выполняли, казалось бы, самые невыполнимые задания, внося свой неоценимый вклад в Великую Победу.

За мужество, героизм и профессиональное выполнение поставленных задач в годы Великой Отечественной войны орденами были награждены 77 автомобильных соединений, 15 получили почётные наименования. 14 военных автомобилистов получили звание Героя Советского Союза.
В Москве возле станции метро «Тропарёво» сегодня стоит монумент в честь героев-автомобилистов. На стене мемориального комплекса – имена 26 Героев Советского Союза и 49 Героев Социалистического труда.

Военные автомобилисты выполняли свой долг в ходе локальных конфликтов. Одной из страниц истории участия в вооружённых конфликтах за рубежом является война в Афганистане, где за мужество и героизм сотни военных водителей получили медали и ордена.

И сегодня автомобилисты Вооружённых сил России достойно продолжают традиции своих предшественников, совершенствуя мастерство и выучку, осваивая новую технику, поступающая в войска в рамках гособоронзаказа.

«Военное обозрение» поздравляет всех военных автомобилистов страны с праздником!

В соответствии с приказом № 100 Министерства обороны Российской Федерации, 29 мая в России празднуют День военного автомобилиста. Именно эта дата 104 года назад ознаменовалась образованием учебной автомобильной роты в нашей стране. Главной целью ее создания была подготовка профессиональных водителей военных автомобилей.

Поэтому День военного автомобилиста в нашей стране является ни чем иным, как проявлением уважения к этим специалистам, а также полное признание их неотъемлемых заслуг. Какие же обязанности выполняет военный автомобилист?Основной сферой его деятельности является широкопрофильная перевозка грузов, людей, имущественных ценностей. Однако сегодня для этих войск настал тяжелый период. Массово закрываются профильные учебные заведения, растрачивается автомобильное имущество, отечественная военная автотехника идет под списание, а взамен приобретается импортная, которая является малопригодной для эксплуатации в отечественных полевых условиях. Поэтому многие историки сегодня считают, что день военного автомобилиста-2013 является еще и данью памяти некогда процветавшему подразделению.

в дореволюционном периоде

Так уж сложилось в нашей стране, что заслуги военных автомобилистов историками не упоминаются. И единственным днем, когда их чтят, является День военного автомобилиста. Хотя это, конечно же, несправедливо. Без них невозможно было бы представить себе оперативное перемещение боеприпасов, солдат и медикаментов.

Первое упоминание об использовании автомобилей во время военных манипуляций относится к 1897 году, в тот раз на поле был всего один автомобиль, зато спустя всего 5 лет во время боя выехало уже пять автомобилей. Конечно, в то время они имели малую мощность и большой вес, однако благодаря профессионализму водителей именно они помогали выигрывать самые тяжелые сражения. Этими автомобилями были «Де Дион» и «Лесснер». А в начале 1924 года автопарк данных войск включал почти 8 тысяч автомобилей, среди которых были даже автобусы. Большая часть из них при этом была закуплена за границей.

Развитие АВ перед и во время ВОВ

В конце 1920 года численность военной техники Красной Армии составляла 7500 автомобилей. Но, к сожалению, почти все автомобили были разномастными и находились в изношенном состоянии. Благодаря автореформе в 1929 г. начался существенный рост как количества, так и качества автомобильного парка РККА. В 1940-м Автобронетанковое управление получило название Главный ГАБТ. А создание 6-го отдела позволило освободить данное управление от решения непрофильных задач и сконцентрироваться на выполнении самых важных.

Дало мощный толчок к развитию автомобильных войск. Напряженная обстановка, необходимость быстрой и безопасной доставки людей и грузов привела к увеличению профильных автомобильных частей. Так, уже в 1942 году, спустя месяц после начала масштабных боевых действий, было создано специальное автодорожное управление. В самом на всю армию приходилось почти 273 тысячи автомобилей, а уже в середине 1945 года их количество увеличилось в три раза, при этом почти 10% транспортных средств были немецкими, доставшимися нашим солдатам в виде трофеев.

Заслуга автомобильных войск во время Афганской войны

Невозможно не оценить помощь автомобильных войск во время боевых действий в Афганистане. Заминированные дороги, нападения боевиков, постоянные обстрелы - это все то, что приходилось переживать солдатам. Однако именно их профессионализм, выдержка и честь позволяли осуществлять своевременную доставку питания и боеприпасов, а также максимально возможно быструю перевозку раненых солдат. Единовременно в Афганистане находились и выполняли свою работу 50 автомобильных колонн.

Можно с полной уверенностью говорить о том, что День военного автомобилиста является одним из главных военных праздников страны. А узнать солдат, входящих в эти войска, можно по специальному медному спецзнаку.

История Автомобильных войск

Появление первых автомобильных команд, входивших в состав Инженерных войск, относится к 1906 году. Именно они стали прообразом современных автомобильных войск. Чуть позже, 29 мая 1910 г., в Санкт - Петербурге создается первая учебная военная автомобильная рота. Теперь эта дата отмечается как День автомобильных войск. В том же году было создано Автомобильное отделение Отдела Военных Сообщений Главного Управления Генерального Штаба.

Формирование первой регулярной Автомобильной роты относится к весне 1911 года, после чего состоялся первый автопробег грузовиков, которые планировалось принять на вооружение Русской Императорской армии. В следующем году такие же испытания были проведены для легковых автомобилей.

В 1914 году перед началом Первой мировой войны, в Российской армии насчитывалось пять авторот, в которых было 418 грузовых автомобилей и 259 легковых.

Однако, несмотря на малочисленность, и отвратительное дорожное покрытие, автомобили сыграли большую роль в Первой Мировой войне и стали необходимым видом транспорта. Их использовали для перевозки военных грузов, личного состава и раненых, а так же как подвижные артиллерийские и пулеметные точки. В это же время автомобили стали одевать в броню. За годы войны в русской армии появилось более 400 бронеавтомобилей, которые были сведены в пятьдесят бронеотрядов, с успехом воевавших на полях сражений.

Ко времени Октябрьской революции в состав Русской Армии входило 22 автомобильные роты и порядка 10 000 автомобилей.

Советское время

Автомобильная техника широко использовалась в годы гражданской войны. В августе 1918 года Советом Народных Комиссаров было принято специальное постановление, согласно которому 50 % автомобилей должно было быть передано военному ведомству. К концу года количество автомобилей в Красной Армии достигло 4 000, а к 1920 году в войсках было уже 7,5 тыс. автомобилей, при этом часть машин входило в автомобильные отряды, а часть находилась в войсках. Пополнение парка автомобилей происходило главным образом за счет машин, захватываемых у противника.

Главной задачей автомобильных войск в то время была перевозка грузов на дальние расстояния, так же их использовали и для оперативной переброски войск. Так же достаточно часто на автомобилях монтировалось вооружение - пулеметы или пушки. Кроме этого были автомобили санитарные, штабные и передвижные радиостанции.

После окончания Гражданской войны началось обновление изношенной техники автомобильных войск. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф - 15.

К тому же времени относится начало формирований при каждом военном округе учебных автотранспортных батальонов пятиротного состава, комплектующимися этими автомобилями. В 1933 году формируется механизированный корпус - первое в мире подвижное соединение, вся техника и вооружение которого имели механическую тягу. Согласно штату в нем было предусмотрено более 200 автомобилей. К 1936 году в составе РККА было четыре подобных корпуса.

Быстрыми темпами продвигалась индустриализация страны, и вместе с этим реконструировались старые автозаводы и строились новые. После реконструкции АМО и его переименования в завод имени Сталина на нем стали производить трехтонные грузовики ЗИС - 5.

Так же к этому времени на только что построенном автозаводе в Горьком начали выпускать легендарные полуторки ГАЗ-АА.

Вместе с обновлением автопарка совершенствуется и управление службой в автомобильных войсках СССР. Изначально они подчинялись ведении Главному военно -инженерному управлению (ГВИУ), затем, в 1924 году, ГВИУ было преобразовано в Военно-техническое управление снабжения РККА, а в 1929 году создается Управление моторизации и механизации при Наркомате обороны.

В 1935 году происходит его реорганизация в Автобронетанковое управление, которое просуществовало четыре года, после чего, в 1939 году, в ходе новой реорганизации, было создано Главное автобронетанковое управление.

Великая Отечественная война

Новым этапом в развитии автомобильных войск СССР стала Великая Отечественная война. Быстрое изменение обстановки и нарастающий динамизм боевых действий вызывала необходимость переброски в короткие интервалы времени большого объема как материальных средств, так и личного войскового состава. Все это потребовало увеличение числа автомобильных подразделений и более совершенную форму их организации. В связи с этим через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление, подчиняющееся тылу РККА. Подобные отделы создаются при тыловых управлениях всех фронтов. Общее количество грузовых, легковых и специальных автомобилей Красной армии составляло порядка 272 600. Их основу составляли легковые ГАЗ-М1 и ГАЗ-61, а так же грузовые и специальные на их базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС - 5 и ЗИС - 6.

Первые месяцы военных действий нанесли автомобильным войскам катастрофический урон как в материальной части, так и в личном составе. Частично потери удавалась компенсировать за счет мобилизации технических средств из различных отраслей народного хозяйства, частично - за счет выпуска новых автомобилей, но из-за оккупации западных промышленных районов страны их производство было невысоко.

Частично комплектование автотранспортных отрядов материальной частью происходило за счет поставок автомобилей, произведенных за рубежом. Так же широко использовались трофейные автомобили (всего с 1942 по 1943 год РККА в качестве трофеев досталось 123 000 авто). Все это позволило значительно увеличить возможность военных автоперевозок.

Сразу после окончания войны в Красной армии было 664 500 автомобилей, из них 10 % трофейных и 33 % - автомобили, поставленные по ленд - лизу.

За годы Великой Отечественной войны десятки тысяч воинов - автомобилистов были удостоены Государственных наград СССР, многие были удостоены высоким званием Героя Советского Союза.

Послевоенное время

После окончания Великой Отечественной войны был остро поставлен вопрос об оснащении автомобильных войск СССР полноприводными автомобилями, в том числе и специальными, так как находящиеся на вооружении, как отечественные, так и иностранные, уже безнадежно устарели. В связи с этим в конце сороковых годов началось производство армейских автомобилей, имевших колесную формулу 6х6 ЗИС-151.

В 1953 году с конвейера Завода имени Лихачева (бывший ЗИС) сходят автомобили ЗИЛ - 157 и ЗИЛ - 164, а завод в Горьком начинает выпуск ГАЗ - 53.

В шестидесятые - семидесятые годы прошлого века продолжается работа, связанная с оснащением автомобильных войск новой техникой. На вооружение автомобильных войск поступают автомобили ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал - 375 и УАЗ-469.

К 1975 году относится создание Автомобильной службы Советской армии, которая в просторечии практически сразу получила название «Автобат». Тогда же в войска стали поступать первые автомобили Камского автозавода КАМАЗ - 5310.

С самого начала ввода советских войск в Афганистан подвоз материальных средств войскам сороковой армии осуществлялся тринадцатью автомобильными батальонами. Доставка осуществлялась колоннами, в которые входило до пятидесяти бортовых грузовиков и не менее десяти автомобилей обеспечения. Дополнительно в их состав включалось несколько рефрижераторов. Движение осуществлялось исключительно в светлое время суток, охрана колонн состояло из нескольких ЗСУ, БТРов или БМП.

В общей сложности за время военных действий Автобатом в Афганистане было перевезено более десяти миллионов тонн грузов.

Начиная с 1987 года Автомобильные войска - в подчинении Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства Обороны (ЦАДУ). Их структура довольно разветвленная. Войсковые подразделения различных родов войск имеют свои подразделения, обеспечивающие перевозки личного состава и различных грузов, а самым мощным средством, осуществляющим автоперевозки в стратегических и оперативных масштабах являются специальные автомобильные бригады, находящиеся в армейском, фронтовом и центральном подчинении.

В 2000 году Приказом Министра обороны Российской федерации был учрежден День военного автомобилиста, который ежегодно отмечается 29 мая. День военного автомобилиста - это праздник военнослужащих автобатов всей страны, его празднуют и автомобильные войска в Москве, и в Питере, и автобат в Чечне, и в других городах России. В день военного автомобилиста солдаты получают поздравления от командования и своих близких. Также с днём военного автомобилиста поздравляют ветеранов и офицеров запаса, прошедших службу в автобате Москвы и других регионов РФ. В 2010 году войскам Автобата исполнилось 100 лет. К этому празднику была приурочена выставка в г. Бронницы (Московская область), где была представлены автомобили, находящиеся на вооружении современных воинских частей Автобата.

На сегодняшний день большое количество призывников стремятся попасть на службу в автобат, причем большинство из них считают ее более легкой, чем в других войсковых подразделениях. Однако служба в автобате, ничем не легче, а порой и гораздо сложнее, чем в других войсках. Маршевые переходы военных автоколонн выдерживает далеко не всякий, кроме того, следует учитывать основное направление того рода войск, к которым данная автомобильная часть прикреплена. К примеру, автомобильные батальоны в составе инженерных войск постоянно участвуют в наведении понтонных переправ, что является отнюдь нелегкой задачей.

Что же касается подготовки офицерских кадров для автомобильных войск, специального училища Автомобильных войск нет. Большинство офицеров Автобата заканчивают Военно- инженерные училища и академии, кроме того, в шести российских гражданских ВУЗах есть военные кафедры данного направления.

Форма автомобильных войск - общевойсковая, отличительными знаками являются эмблема автомобильных войск, шевроны автомобильных войск и петлицы автомобильных войск.

Если вас интересуют автомобильные войска России и их история, то добро пожаловать в наш онлайн-магазин. Здесь вы сможете купить флаг Автомобильных войск , и десятки других сувениров с символикой автобата.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей