Эмоциональный мир ребенка. Особенности понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста. Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Статья "Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?"

педагога-психолога ГБОУ Д/с №2092 ВОУО гор. Москвы Степаненко Н.М.

Эмоциональная сфера – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. В процессе становления и развития человека происходят качественные изменения в его эмоциональной сфере. Преобразуются сами взгляды на мир и отношения с окружающими. У старших дошкольников, например, постепенно вырабатывается способность осознавать и контролировать свои чувства, которые являются живым индикатором наиболее значимых потребностей.

Следовательно, с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир человека. И очень важно для достижения гармонии, личностной реализации в социуме, чтобы чувственный мир был ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Её необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни вспоминается феномен «засушенного сердца» , открытый ещё Л.С. Выготским. Под этим термином понимается человеческая чёрствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании «обесчувствованию» способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок.

Например, подолгу находясь у телевизора, компьютера, наши мальчики и девочки стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встретишь должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут дать свои самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас очень важно объединённые усилия психологов, воспитателей и специалистов направить на развитие чувственной сферы детей и обеспечение эмоционального благополучия в дошкольном учреждении.

Состояние эмоционального благополучия ребёнка в современном детском саду определяют следующие компоненты:

  • безусловное принятие дошкольника взрослыми для формирования у него необходимого и очень важного чувства безопасности
  • позитивность обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, «домашней» атмосферы в группе)
  • равенство в отношениях между взрослым и ребёнком (реальная помощь, своевременное получение её в любой необходимый момент, а также организация продуктивного пошагового сотрудничества)
  • обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы и непосредственно общаться со сверстниками
  • гибкий личностно ориентированный подход (максимальный учёт психических и личностных особенностей каждого ребенка на основе индивидуального образовательного маршрута при интеграции педагогов и специалистов, отказ от каких-либо «ярлыков» )
  • создание условий для развития личностной индивидуальности (раннее выявление творческих возможностей и способностей дошкольника, своевременный их мониторинг (то есть отслеживание динамики) , поощрение реальных достижений ребенка и его стремления к самостоятельности)
  • внимательное отношение и чуткая реакция на детские проблемы, тревоги и страхи в случае их появления
  • тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» волнующих его, часто лишающих покоя впечатлений с целью их уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
  • конфиденциальность, то есть закрытый характер информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом: «Не навреди!»

Что может способствовать эмоциональному благополучию ребенка в д/с:

1) создание в группах уголков психологической разгрузки:

  • для младших дошкольников– это домотека (так необходимая любому малышу возможность разместить в помещении группы предметы, принесённые из дома: фотографии, игрушки и т.д.) или «дерево эмоций» (когда каждый ребенок, приходя утром, сам располагает своё изображение на общем сюжетном панно в соответствии со своим настроением (в центре, по краям и т.д.) , а в течение дня вполне может вносить по желанию необходимые изменения)
  • для старших дошкольников – это условия для эмоционального уединения в небольшом пространстве с мягкой мебелью или модулями, интересными книгами, журналами, иллюстрациями, любимыми настольными играми и игрушками.

2) творческое применение игр и игровых пособий, направленных на совершенствование эмоциональной сферы детей. В их числе:

  • «Кубик настроений»

Детям предлагается объёмная модель: кубик с изображением на его сторонах разных эмоциональных состояний человека: от позитивных и нейтральных до негативных. С его помощью у дошкольников появляется возможность узнавать своё настроение среди прочих, называть его, определённо реагировать, «наводя порядок» в своём внутреннем мире. Здорово, когда этот кубик есть у каждого ребенка и размещается на шкафчике, являясь доступным в любой момент «эмоциональным тренажером» .

  • «Азбука эмоций»

Представляет собой набор картинок, с помощью которых в третьем лице, то есть опосредованно можно говорить с ребенком о том, что его волнует. Это способствует активному самовыражению дошкольников, проговариванию основных переживаний, предупреждению различных комплексов и необоснованного недовольства собой, то есть профилактике детских депрессивных состояний.

  • «Зоопарк настроений»

Игровое упражнение, заключающееся в ознакомление через образы животных с разнообразными эмоциональными проявлениями человека (гордостью, робостью, злостью и т.д.) с целью лучшего понимания себя. Возможность нахождения одинаковых изображений или их вариантов стимулирует детей к объединению в диаду (по двое) и малую подгруппу, развивая навыки самостоятельного общения с окружающими.

  • «Страна колобков»

Игра, снабженная широким игровым полем, позволяет взаимодействовать как с одним ребенком, так и с несколькими. Её смысл заключается в составлении своего «маршрута» по изображенным эмоциональным состояниям, их узнавании, назывании и «примеривании» к себе.

  • «Пойми меня»

Игровое упражнение содержит карточки – схемы основных чувств. Дети в занимательной, непринуждённой форме упражняются в умении различать их, сопоставлять между собой, а также с помощью мимики, жестов, движений реагировать на различные эмоционально окрашенные ситуации.

Важно заметить, что перечисленные игры не являются единственными в своем роде, точно заданными и статичными. Возможность внесения своих корректив, применения фантазии и творчества, создания собственных вариантов делает их по-настоящему доступными, универсальными и эффективными.

3) эмоциональному благополучию ребёнка в детском саду может также содействовать обучение родителей играм и упражнениям на развитие «гаммы чувств» для создания равных эмоционально благоприятных условий в д/с и семье. Ведь для детей, только еще открывающих для себя мир, очень важно, чтобы основные требования к ним и микроклимат отношений были по возможности устойчивыми и стабильными.

4) применение различных изобразительных техник (например, рисование человека в разных эмоциональных состояниях: гневе, радости, покое) с последующим обсуждением получившихся работ с их авторами относится к проективным методам и способствует активной рефлексии, то есть обратной связи между всеми участниками проводимого творческого процесса.

5) использование музыки и современных технических средств влияет на улучшение настроения детей и взрослых, обогащение чувственных впечатлений, повышение жизненного тонуса.

Главным же в деле обеспечения эмоционального благополучия дошкольника является позитивный пример, заинтересованное отношение к его успехам и переживаниям значимых взрослых – родителей, воспитателей, психологов. Девизом в этом актуальнейшем направлении психолого-педагогического взаимодействия могут служить слова: «Мы доверяем друг другу!» «Мы вместе!» , «Всё в наших руках!» .

Игнатова Елена Михайловна

Мастер-класс по изготовлению практического пособия:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модернизация российского образования определяет приоритетные цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной психолого-педагогической помощи в создании условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, развития личности. Одной из задач социально-коммуникативного развития ребенка является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Как указывал Л. С. Выготский, согласованное функционирование эмоциональной сферы ребенка и его интеллектуального развития обеспечивают успешное выполнение любых форм деятельности. Изменения в социальной сфере ребенка происходят в процессе его развития. Возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции. При этом эмоциональная сфера сама по себе качественно не развивается, поэтому ее необходимо развивать.

Для этой цели я изготовила практическое пособие – книга «Эмоции» в которой представлен материал для ознакомления детей с основными эмоциями: радость, грусть, злость, испуг, удивление, спокойствие; для обучения детей различать эмоции по схематическим изображениям, понимать эмоциональное состояние людей, развивать воображение, наблюдательность, выразительность мимики.

Первые 6 страниц – знакомство с основными эмоциями: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие (сюжетная картинка, рисунок, пиктограмма, описание эмоции):

Задания на 7-10 страницах способствуют расширению представлений детей об эмоциях посредством сравнения и подбора картинок с определенным эмоциональным состоянием («Помоги кошечке найти свою хозяйку», «Помоги мальчику найти своего щенка», «Какое облачко поливает ромашку», «Какой грибочек нашел мальчик?»);

На 11 странице дети учатся определять настроение в отрывках художественных произведений («Покажи кошечку, которая слушает сказку»);

На 12 странице дети определяют эмоции на фотографиях и сравнивают со схематическим изображением «Определи эмоцию на фотографии»;

На последней странице закреплено зеркало и пиктограммы основных эмоций для развития мимики ребенка.

Представленные в пособии материалы прошли апробацию в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Чебурашка» муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области с детьми 4-5 лет. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений и творческих групп ДОУ.

Актуальность представленного материала заключается в том, что его использование способствует организации психолого-педагогического сопровождения, направленного на эффективный индивидуальный подход к развитию эмоционального мира ребенка.








ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

(пошаговая инструкция изготовления книги)

1. Определяем цель и задачи изготовления книги.

2. Разрабатываем дидактические задания (игры, упражнения).

3. Подбираем необходимые картинки для дидактических заданий, распечатываем их и ламинируем.


Все картинки необходимо вырезать (разрезать на карточки)



4. Подготовить необходимые материалы для непосредственно книги: твердый картон, ткань разных цветов, ножницы, линейка, карандаш, крючок, клей прозрачный, пряжа разных цветов (100% хлопок) и пряжа «Травка» (для оформления обложки, нитки, иголка, ленточка, декоративные элементы (цветочки из кружева, медные подвески, пластиковые цветочки, пуговицы и т. п., зеркало.


5. Ткань и картон вырезаем необходимого нам размера (17 на 24см)



Картон вкладываем в ткань.


Края обшиваем со всех сторон, три стороны обвязываем крючком «веерочками».


6. Оформляем обложку: солнышко, бабочку и шарики вяжем крючком, травку – спицами, к траве пришиваем пуговицы: «божью коровку» и «ягодки», приклеиваем цветочки. Все пришиваем.





7. На странички 1-8 приклеиваем вырезанные картинки и украшаем цветочками.





8. Карточки для заданий на 9, 10, 12 страничках (облака, ромашки, мальчики, грибочки, фотографии детей) оформляем следующим образом:

Края карточек обшиваем


Сшиваем между собой в области обшивки, как блокнотик, чтобы их можно было перелистывать


Пришиваем



9. Оформляем 11 страничку следующим образом:

Вырезанные картинки приклеиваем, пришиваем декоративные элементы для украшения и придания сказочного настроения.


Изготавливаем кармашек для сказок: вырезаем ткань, вяжем цветочек и шнур «гусеничку»; пришиваем к кармашку цветочек с бусинкой в середине, медные декоративные листочки; края кармашка обшиваем шнуром «гусеничкой»; пришиваем карманчик.




Листы с отрывками из сказок разрезаем и вставляем в кармашек (в последствие их можно менять или дополнять).


10. Оформляем последнюю страничку-обложку:

На картон приклеиваем зеркало


В ткани вырезаем отверстие для зеркала и по контуру пришиваем шнур «гусеничку» (связано крючком)



Крючком вяжем 6 цветов разного цвета с большой серединкой.



В центр цветов вклеиваем пиктограммы (смайлики, цветы пришиваем к ткани; края ткани под шнуром приклеиваем к зеркалу для безопасности; пришиваем декоративные элементы.


11. Готовые листы складываем в нужном порядке и сшиваем между собой за края.


12. Вяжем переплет.


13. Вырезаем и приклеиваем буквы (название книги)


14. Переплет пришиваем к обложкам с обеих сторон.


Наша книга готова!

Эмоционально – развивающие игры играют существенную роль в социализации детей и их подготовке к школьной жизни. В материалах данного тематического раздела собран и обобщён богатый опыт использования дидактических игр и пособий о человеческих эмоциях, подходящих для любого возраста. Закрепляем умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей. Всевозможные психологические «азбуки эмоций» от Ваших коллег часто поражают своей необычностью, остроумием и разнообразием материалов, из которых они изготовлены.

Занимательные «мини-путешествия» в мир человеческих эмоций.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 280 .
Все разделы | Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения

ЦЕЛЬ : Развитие музыкальных способностей детей . Задачи : 1.Упражнять детей в умении различать характер музыки (веселая, жизнерадостная, грустная, спокойная, жалобная…) 2.Упражнять в умении подбирать карточку с изображением настроения , которое ассоциируется с настроением ...

Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников. Формировать и расширять эмоциональный словарь ребенка следует в два этапа : с детьми 3–5 и 5–7 лет. Чтобы сформировать у детей эмоциональный словарь...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Публикация «Игры на развитие эмоциональной сферы...» Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Для детей...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей в игре» Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, радостью, волнением, восторгом и.т.д. И это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний....

Лэпбук разрабатывался с целью коррекции психоэмоционального состояния воспитанников. Работа с ним позволяет самостоятельно скорректировать настроение. Данная разработка может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям и другим педагогам, которые желают помочь детям...

Картотека игр на формирование эмоциональной отзывчивости у детей Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Дидактическая игра «Эмоции»


Цель: создать условия для развития эмоциональногомираребенка. Задачи: 1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональноесостояниечеловека. 2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своего настроения, желания. 3. Развивать у детей положительные эмоции и...


ЛЭПБУК «НАШИ ЭМОЦИИ» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть и показывать ее. Актуальность: В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности. Ребенок проявляет любопытства, любознательность, оценивает происходящее вокруг...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей