Компьютерные дети в современном мире. Духовное воспитание человека

Двадцатый век недаром нарекли веком общения. Давайте попробуем подсчитать, со сколькими людьми в обычный день мы вступаем в контакт. Считаем не только близких и знакомых, но и тех, кто просто посмотрел на нас на улице, в метро, на автобусной остановке, в кафе и т.д. Подсчитали? Ну вот, теперь даже после такого доморощенного социологического исследования нам сразу станет ясно, почему наш век назван – веком общения. Современный городской житель в течение года вступает в контакт в несколько миллионов контактов с различными людьми и от того, насколько они удачны, в какой мере обучен этому искусству, зависит его здоровье, счастье, карьерный рост. Ведь известно, что даже при «легком» неудачном общении человек выведен из равновесия, да просто «болен» от 34 до 36 часов. А если такие контакты наслаиваются один на другой? Сможет ли наша душа «переварить» этот страшный «слоеный пирог» . И не от этого ли «несварения» так много сейчас нервнорасстроенных людей, которые к тому же не обучены даже сдерживать, свои эмоции. Появился медицинский термин – «инфарктогенная личность» . Это тот человек, который, если мы будем с ним очень часто общаться, сделает наше сердце больным. Неужели перед нами злодей? Да нет! Просто обыкновенный, невоспитанный человек-жертва таких же невоспитанных людей, сеющих вокруг себя зло, - и сам утопающий в неприятностях. А все из-за того, что он просто не знает, что существуют, такие науки как: этикет - правила поведения, искусство общения, этика и эстетика.

Эти правила учат нас точно направленным к цели действиям, предостерегают от возможных недоразумений, неприятностей, бессмысленных и грубых поступков, необузданной и некрасивой речи.

Люди грубые, с ограниченным кругозором считают воспитанность «китайскими церемониями» , это они говорят своим детям об элементарной вежливости как о «ненужных условностях» , а это огромная ошибка. Какими вырастут эти дети, я думаю нетрудно догадаться. «Все начинается с детства» - ведь именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы станет ясно, оказались ли семена добра всхожими или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас – помочь взойти семенам добра.

К сожалению, перед современным поколением, которое вступает в непростую, а порой сложную современную жизнь есть очень много зла: лень, невежество, эмоциональное бескультурье, эгоизм, преобладание над высоким чувство долга, эстетическая убогость в разговорной речи.

Трудно вспомнить время, когда поборники культуры и красоты речи не сетовали на их современный упадок. Бытовая речь все больше и больше упрощалась, уходя от народной и литературной, а официальная речь в газетах и журналах, по радио и телевидению выхолащивалась до полной стерильности, успешно и намеренно сведению к нулю не только красоту ее формы, но и реальной информативности содержания.

Что же впитывает в себя ребенок, сидя перед экраном телевизора? Зачастую любимыми детскими фильмами становятся не детские передачи, не детские фильмы – сказки, не старые добрые мультики, а зарубежные боевики, ужастики, мультфильмы напичканные черным юмором, насилием и словами, засоряющими чистую речь ребенка. Соглашусь, что есть прекрасные и интересные мультфильмы зарубежных производителей, которые учат доброте, умению оказывать помощь другу в беде, отзывчивости, стремлении совершать хорошие поступки и не засорять свою речь мерзкими, а порой не понимающий смысл многих слов. Ребенок восхищается своим анимационным или из какого-нибудь фильма кумиром и старается во всем ему подражать (хорошо если это будет положительный герой) . Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов. Существует сравнение: телевизор – это тоже мусоропровод, только выход его прямо в нашей квартире. Замечу, что мусор-нравственный, интеллектуальный и эмоциональный-попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские. Средства массовой информации – воспитатель искусный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не заставляют проявлять волю, преодолевать себя, а проникают в душу через развлечения и игру, влияют авторитетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, автоматически приобретает более высокую значимость) . К тому же, одновременно охватываются огромные массы людей, порождая у них единое настроение, создавая общую обстановку.

Особенность детского восприятия слова состоит в том, что ребенок абсолютно верит в то, что ему говорят. Недаром сознание ребенка сравнивают с чистым листом бумаги, на котором мы, взрослые, наносим различные знаки. Не только знаки любви и доброты, но также знаки зла и недоверия. Наши дети растут, входят во взрослый мир, все видят и слышат, и некоторым детям это совсем не нравится. Ведь дети у нас очень развитые, остроумные и чуткие ко всему, что происходит вокруг них как электронная техника. Они часто протестуют против нашего ханжества и бессмыслицы, суеты и подмены ценностей. Причины этого в приобретении речи функций сокращенной информации, в ритме современной жизни, в ее телеграфном стиле. Почти никто из нас не говорит сегодня языком героев классической литературы. Почти. Но есть люди, для которых естественно говорить таким языком, не стесняясь его длиннот и его некоторой несовременности. В их устах язык обладает чувством собственного достоинства. А мы дожили до того, что слыша такую речь, испытываем потрясение, давно забытое удовольствие и стыд того, как говорим мы сами.

Мы не довольны, как говорят наши дети? А сами – то мы как говорим? Зачастую, приблизительно пересказываем увиденные фильмы, рассказываем истории, однообразно излагаем события, происходящее на работе, порой бессмысленно разговариваем по телефону! А дети все это слышат и впитывают в себя как губка. Как часто, мы взрослые, читаем нашим детям книги? Хотя мы читаем все меньше и меньше, книга все же продолжает оставаться одним из важнейших воспитателей человечества в целом. Источником морально-психологического и идейного воспитания является автор. Даже разделенный от читателей годами и веками, иным строем жизни и иной культурой, художник продолжать транслировать через текст свои нравственные предпочтения. Воспитание чтением оказывает не меньшее значение на растущего человека, чем ставшие ныне распространенные аудиовизуальные формы - телевидение и кино. Заставляет его совершенствовать более интенсивную внутреннюю работу, позволяет самостоятельно размышлять над ценностными моментами, будит способность образного представления. Нравоучительная и приключенческая, сказочная и реалистическая литература формирует богатство внутреннего мира, без которого человек в любом возрасте остается примитивным одномерным существом. Классические произведения нужно воспринимать как образец идеала русской литературы, ведь они прошил испытания десятилетиями, а некоторые даже веками, продолжая радовать, восхищать и многому учить, и детей, и взрослых.

А как часто мы рассказываем нашим детям сказки? Прочитать сказку это одно, а придумать и рассказать это совсем другое, так мы еще больше сближаемся с ребенком, становимся союзником в его волнениях и странствиях с героями сказок, а не голосом из динамика. Наши современные дети совсем не прочь послушать диковинные истории перед сном. В темноте и тишине, ребенок слышит голос мамы, и может заглянуть внутрь себя – и творить. Благодаря воображению, рождаются творческие силы, которые обогатят жизнь маленького и большого человека, кем бы он ни стал.

Нельзя лишать детей детства или обманывать их кажущейся взрослостью. Непрожитые иллюзии, неизжитые мечты, неиспользованная потребность в игре все равно где-нибудь прорвутся, в нелепое, а иногда очень горькое для человека сочетание романтики и будней взрослых обязанностей и неумелости, долга и чувства. Рассказывать сказки нужно обязательно, и не надо боятся, что из них вырастут не умеющие постоять за себя романтические чудаки. Это же очень хорошо, когда ребенок умеет не по взрослому, а по детски, по своему что ни будь изобретать или мечтать, ведь со временем, жизнь его в меру образумит, а любовь к сказке, останется. Ребенку все-таки лучше самим рассказывать сказки, чем сажать перед экраном телевизора. Ведь экран не переживает вместе с ним, не плачет, не смеется от радости. Кино предлагает верить ему и его герою и идти за ним, но совершенно одному, без мамы. Кстати говоря, многие дети любят страшные сказки, и эта любовь не иссякает долго и может перейти потом в интерес к детективам и фильмам ужасов. Наверное, детям страшные сказки и истории потребны, возможно, чтобы докопаться до возможных в их возрасте глубин жизни и глубин самого себя, чтобы проверить те пределы, за которые он может ступить и победить. Но пределы должны быть не очень велики, иначе, можно испугаться на всю жизнь.

Восприятие сказки, построенной по классическим правилам волшебной сказки – это эстетическая радость в чистом виде, это торжество восстановления: Истины, Добра, Красоты.

Мне бы очень хотелось, чтоб мы, взрослые, чаще прислушивались к своим детям, старались оградить Детство от взрослой жизни. Многому учили детей и учились у них. Ведь сбалансированное развитие ума и сердца, взаимопомощь того или другого в процессе воспитания и развития – это лучший путь воспитания, это и есть творческое, эстетическое развитие наших детей.

Самый большой переворот в семейной жизни - это рождение ребенка. Именно в этот момент маленькое чудо становится частью жизни для своих родителей, для дедушек и бабушек. Гармония во взаимоотношениях с окружающими – это психологическое благополучие ребенка.

Современные дети другие, они не похожи на ребят прошлых лет. Они понимают такие вещи, которые не понимают даже некоторые взрослые. Они смелые, рассудительные, стремительные, разносторонние и мобильные, они открыты и готовы принять любую информацию. Все это помогает им хорошо ориентироваться в современном окружающим их мире.

Между детьми прошлых лет и современными, видны явные различия в развитии, мировосприятии, осознании самого себя и поведении. Они играют в другие игрушки, совсем не похожие на наши прежние. Девочкам нравятся не очаровательные пупсы, а куклы Монстер Хай, а у мальчишек в почете роботы-трансформеры. Мы с удивлением рассматриваем эти игрушки и не всегда понимаем, чем они привлекают наших детей. Это происходит от того, что мы воспринимаем только их нестандартный внешний вид, а наши дети видят глубже нас. Куклам Монстер Хай не чужда доброта и нежность, а роботы-трансформеры могут спасать целый мир.

Иногда мы ругаем наших малышей, вздыхаем, что мы в детстве были совсем другими и не позволяли себе такого поведения, но в душе понимаем, что окружающий мир меняется, поэтому меняются и дети.

Однако во много новое поколение похоже на нас: они также дружат и ссорятся, любят и страдают, спорят с родителями и учителями и верят, что могут изменят этот мир. Они такие же дети, как и мы 20 лет назад, просто растут в других условиях, что делает их немного другими.

В условиях современного общества многие дети обделены лаской, вниманием, душевным теплом. Занятые уставшие родители все меньше и меньше общаются со своими чадами. Причины тому: получение образования, важность карьеры, экономическая неопределенность, нестабильность семейных отношений и многое другое.

Чтобы исправить эту ситуацию и наладить контакт друг с другом дети и родители должны проводить вместе как можно больше времени - дорожите недолгими часами вашего досуга, старайтесь каждый день находить минуты для общения. Ваши дети должны быть равноправными помощниками и участниками жизни вашей семьи. Задача взрослых понять, признать, принять ребенка и помочь ему научиться жить самостоятельно.

В рамках широкомасштабного исследования, которое проводилось на довольно широкой выборке более чем из 7тыс. юношей и девушек старших классов различных регионов России Реан Артур Александрович (доктор психологических наук, профессор, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства) и его коллеги выясняли каковы реальные ценности молодежи в отношении семьи.
На Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13-15 апреля, Санкт-Петербург) состоялся доклад Реана Артура Александровича. Вашему вниманию коротко будут представлены тезисы этого доклада и некоторые интересные цифры, а также ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.
Выборка была репрезентативной по всем основным параметрам. Возрастной состав выборки: 14 лет – 0, 4%, 15 лет – 9, 1%, 16 лет – 49, 9%, 17 лет – 37, 5%, 18 лет – 2, 3%, старше – 0, 8%. Характеристика выборки по классам обучения: десятый класс – 57% одиннадцатый класс – 43%. Состав выборки по полу: женский – 57, 9%, мужской – 42, 1%. Характеристика выборки по составу семьи: мать, двое детей – 6, 5%, мать, один ребенок – 11, 3%, мать, трое и больше детей – 2%, отец, двое детей – 0, 4%, отец, один ребенок – 0, 9%, отец, трое и более детей – 0, 6%, отец, мать, двое детей – 41, 5%, отец, мать, один ребенок – 22, 5%, отец, мать, трое детей – 14, 3%.
Подробные результаты исследования опубликованы в статье (), некоторые тезисы которой приведены ниже.
Не секрет, что в современной России наблюдается большое количество разводов, причем значительная их часть приходится на первые годы брака, когда супруги находятся в возрасте 25–29 лет. По данным Росстата, с 2010 года число разводов относительно заключенных браков неизменно превышает цифру в 50%. Так, в 2010 году эта цифра составляла 52, 6%, в 2011 – 50, 9%, в 2012 – 53, 1%, в 2013 – 54, 5%, в 2014 – 56, 5% (Росстат, Россия …, 2015).
Однако, как показало исследование, в структуре жизненных ценностей молодежи семья по-прежнему занимает первое место. Семья неизменно входит в тройку наиболее важных ценностей молодежи, а в ряде экспериментов выяснилось, что она занимает собственно первое место. Так, например, исследования В.Е. Семенова показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются: семья, друзья, здоровье. Далее следуют: интересная работа, деньги, справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей – вера (Семенов, 2007). Еще в одном исследовании при опросе молодежи, 83% респондентов, отвечая на вопрос, каким бы они хотели видеть себя через несколько лет, выбрали вариант ответа: «человеком, у которого крепкая семья и хорошие дети» (Кухтевич, 1997).
Ведущими ценностями в своей жизни респонденты назвали следующие: «семья», «любовь», «здоровье». Это доминирующая тройка. Причем, даже внутри нее «семья» занимает лидирующее положение, с большим отрывом от двух других. «Семью», как наиболее значимую ценность, выбрали 72, 5% опрошенных. В то время как занимающую второе место «любовь» – 58, 4%, а находящуюся на третьем месте ценность «здоровье» – 52, 4%. В пятерку наиболее значимых вошли также такие ценности, как «друзья» (43, 6%) и «успех» (36, 1%). Другие ценности: «деньги», «карьера», «признание», «работа» по числу выборов остались за пределами первой пятерки.
Таким образом, эти данные, четко фиксирующие приоритетное значение семьи в структуре жизненных ценностей молодежи, опровергают часто озвучиваемое, а иногда и агрессивно навязываемое мнение о том, что семья это – анахронизм и у этого института нет будущего. Однако возникает резонный вопрос: почему при таком высоком значении «семьи» в структуре ценностей молодежи, все-таки столь высок процент разводов в стране? И особенно среди молодежи, в первые годы брака. К обсуждению этого вопроса удобнее всего обратиться сейчас в следующем контексте.
Как показало наше исследование, абсолютное большинство молодежи полагает, что нужно специально готовить человека к созданию семьи, путем обучения семейным ценностям. Так считают 66% респондентов. Только 15% опрошенных полагают, что этого делать не надо, а еще 19% – затруднились с ответом. Эти данные внушают оптимизм. Потому что, если человек хочет, чтобы его чему-то обучали, то это недвусмысленно свидетельствует о его интересе к предмету и теме обучения.
Но молодежь считает это обучение не может и не должно сводиться к прямому предметному обучению в школе. Учит основам семейной жизни, способствует привитию семейных ценностей, в первую очередь, сама семья, в которой человек растет и социализируется. Не случайно, поэтому, с позиций психологии, семью можно называть моделью основного жизненного тренинга. Именно уклад семьи, господствующие в ней ценности, социальные позиции и установки, система взаимоотношений между членами семьи – это то, что обучает и готовит к будущей семейной жизни.
«Хотите ли Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на ту, в которой Вы выросли?» спросили мы респондентов в нашем исследовании (А.А. Реан). Только 42% из них ответили, что да, хотели бы. Строго отрицательно ответили на этот вопрос 34%, а еще 24% – выразили сомнение, затруднившись с ответом. То есть, для 58% молодежи их нынешняя родительская семья не является ориентиром и образцом. Это реальная проблема. Возможно, именно она является одной из причин неготовности молодежи к браку и высокой статистики разводов в первые годы супружества. Ведь если семья не является ориентиром и образцом, то где взять эти ориентиры, где научиться поведенческим образцам жизни в семье, как приобрести столь необходимые поведенческие умения и навыки?
Большой интерес представляет вопрос: кто из членов семьи наиболее повлиял на респондентов в процессе их взросления, кто оказал наибольшее влияние на их становление. Мать назвали 57, 5% опрошенных, а отца – только 23, 7%. Остальные члены семьи – дедушка, бабушка, старший брат/сестра – получили незначительное количество
Реан А.А. отмечает: «Высокое влияние матери на становление личности – факт, безусловно, отрадный. Однако настораживает, что отцы проигрывают со слишком большим «счетом». Психологически это, вероятно, объясняется большей эмоциональной близостью матери к детям. Но, также возможно, что определенную роль здесь играет элементарный временной фактор. Отцы, как правило, проводят с детьми значительно меньше времени, чем матери. В современных условиях многие из них подрабатывают на второй работе. Более того, как нам говорили в ходе выборочных интервью, многие отцы работают вахтовым методом, уезжая на две недели каждый месяц в другие города и регионы».
В ходе исследования А.А. Реана, был получен список НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, которыми старшеклассники описывают своих родителей. Эти обобщенные портреты матери и отца оказались полностью, АБСОЛЮТНО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ. То есть, они не содержали ни одной негативной характеристики. Хотя, естественно, материнский и отцовский портреты отличались друг от друга конкретными качествами. Общие качества, которые одинаково часто употребляются в описаниях как отца, так и матери это: добрый, надежный, заботливый, ответственный, семейственный, умный.
С интересом можно посмотреть и на анти-топ качеств. Это те качества, которые не характерны для представлений старшеклассников о своих родителях, качества, которые реже всего упоминаются в родительских портретах. Для отца, например, такими не характерными качествами, по мнению респондентов, являются: завистливый, глупый, трусливый, бездушный, лживый. А для матери в анти-топ качеств входят: глупая, бездушная, завистливая, неблагодарная, лживая. Список, как видим, похож. Все эти качества в обоих случаях, и относительно отца, и относительно матери, упоминаются в описаниях реже всего. Однако в относительном выражении эти негативные качества в случае с отцом имеют больший вес, чем в случае с матерью.
Так, например, дескриптор «глупый», входящий в анти- топ самой непопулярной пятерки качеств, в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 5%. Дескриптор «лживый» в портрете матери имеет вес 2%, а в портрете отца – 6%. Такое же соотношение по характеристике «бездушный» – вес 2% в портрете матери, против 6% в портрете отца. С сожалением мы вновь должны констатировать, что отцы опять «проигрывают» матерям.
Автор статьи справедливо задается вопросом: «Почему респонденты чаще видят негативные качества именно у отцов? Отцы в самом деле хуже (пусть и в небольших пределах 5–6%)? Или дети предъявляют им более жесткие требования, задают более высокие стандарты? Или с отцами чаще складываются более негативные и менее доверительные отношения?»
Ответы на эти вопросы, очевидно, могут оказаться различными в каждом конкретном случае, в каждой конкретной семье. Однако уже сейчас ясно, что практической психологии семьи и детства, психологии семейного консультирования важно обратить особое внимание на проблему отцовства. А затем поспособствовать привлечению к вопросам отцовства внимания всего общества.
Ссылка на видеоролик в котором вы сможете сами ознакомиться с этом докладом подробнее.

На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния.

— Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка.

Добрый вечер, Александр.

— Благословите наших телезрителей.

— Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»!

— Наша сегодняшняя тема — воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем .

— Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, — одна из главных проблем, главных задач — это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно.

Один почтенный господин — весьма почтенного возраста — из тех, кто воцерковился в конце 80-х начале 90-х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове — обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем — это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься — но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы — с точки зрения этого господина, — не знают, для чего постятся. Молятся — но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

Поэтому, дорогие друзья, хочется ваше внимание вот на что обратить. Те проблемы, которые существуют в современном обществе, и на которые святая Церковь всегда реагирует голосом священноначалия — среди этих проблем проблемы чрезмерного благочестия не существует. Если мы смотрим, отслеживаем внимательно, слушаем ежегодное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клирикам и монашествующим города Москвы, в каждом ежегодном обращении подводятся итоги предыдущего года, планы и перспективы на будущее. Посмотрите на документы и решения Архиерейских Соборов, которые в последние годы были; на работу Межсоборного присутствия, на православные сайты – например, pravoslavie.ru, где какие-то проблемы, в том числе и светского общества, обсуждаются, даются разные точки зрения, — везде мы видим, что среди проблем, которые стоят перед общественностью, есть какие проблемы? Религиозная безграмотность — это реальная проблема, религиозное невежество. Почему священноначалие и употребляет столько усилий на то, чтобы повышать грамотность православных христиан. Почему это очень обязательное и очень уместное своевременное благословение священноначалия, чтобы каждого приступающего к Крещению необходимо сначала оглашать — если это взрослый человек. И вот эта религиозная безграмотность — не надо далеко ходить за примером. Дмитровская родительская суббота была позавчера, и многие люди подают в храм записки с такими словами: передай в храм записку, пусть они там помолятся. Буквальная фраза «пусть они там помолятся»- чтобы моему близкому родственнику там, в будущей загробной жизни, было хорошо. А когда человека спрашиваешь: а почему же вы сами не хотите идти в храм? — Мне некогда, у меня дела, заботы, проблемы, пусть «они» — духовенство, они там пусть молятся, а моя задача — написать записочку и отдать. Эта форма обрядоверия — тоже один из видов его религиозной безграмотности.

Такие проблемы действительно есть в современной жизни. А проблемы чрезмерного благочестия — такой проблемы нет, и слава Богу, что нет, и диалог этого пожилого господина с его собеседником оставил очень интересное впечатление. Есть хорошо всем известный литературный персонаж Дон Кихот Ламанчский — это пожилой сеньор, который облачился в доспехи, уже проржавевшие от времени, возомнил себя доблестным рыцарем, сел на коня, взял копье, и устремился искать противников. А так как рыцарей, достойных ему, уже не было — времена прошли, — он увидел мельницу, устремился на мельницу — на вымышленного врага. Мельница показалась ему великаном. Точно также беседа с этим господином оставила — по крайней мере, у меня, как свидетеля этого диалога, очень грустное впечатление в сравнении именно с Дон Кихотом, который борется с ветряными мельницами. Потому что если бы среди проблем современной церковной жизни была бы проблема чрезмерного благочестия, тогда бы мы видели что? Наступает многодневный пост, и машины «скорой помощи» не успевали бы увозить в отделения перепостившихся прихожанок, которые падают в изнеможении; или люди попадали бы в психиатрические больницы, потому что перемолились, и таким образом сошли с ума; или люди вериги на себя накладывали, спали бы на голой земле — как «во время оно» подвижники. Поэтому проблемы чрезмерного благочестия нет. И эти выпады отдельных граждан лишь свидетельствуют, что они мечты сердца своего, т. е. плод своего страстного воображения выдают за реальность. К сожалению, с такими людьми приходится общаться, и особенно по миссионерской работе, пытаться отвечать на их выпады в адрес Церкви.

А среди реальных проблем современной церковной жизни, несомненно, одна из главнейших — это как нам научиться воспитать нравственную личность, как наших детей, подростков которые в силу возраста, в силу переоценки ценностей, как они, общаясь с окружающими людьми, воспринимают на себя действие современной массовой культуры — порой агрессивной, тлетворной, развращающей; как им устоять, как привить детям духовный иммунитет, чтобы они через эти непростые годы переходного возраста прошли — не побоюсь этого слова — не запачкавшись нравственно, — или, по крайней мере, с минимальными потерями для своей души. Вот это проблема, которая стоит перед каждым из нас.

— И конечно же, самое опасное, что может произойти со стороны самих родителей — это некоторые ошибки или неточности, или совершенно неправильное поведение по отношению к своим детям. Если какие-то основные категории?

— Да, действительно, Александр, можно условно свести к двум общим основным ошибкам, которые совершают вообще все родители — нельзя сказать, что только верующие, церковные родители, — а вообще все родители. Мудрые люди, педагоги, пастыри с большим опытом обращают всегда внимание своих пасомых прихожан, духовных чад на эти две ошибки.

Первая — это чрезмерная ласка, которая ошибочно называется любовью, хотя любви здесь нет, а это не что иное, как потворство, потакание страстям ребенка, когда ребенок мнит себя некоронованным королем в семье. Худший вариант, если ребенок только один — пока он один, естественно, все внимание к нему, и он, действительно, вырастает эгоистом. Но даже если несколько детей в семье, то последний, как правило, которому больше всего внимания — и родителей, и старших детей, тоже может вырасти с этими эгоистичными наклонностями. И эта чрезмерная ласка, потакание страстям, когда ребенок вырастает и чувствует себя центром внимания. Он убежден – это, может, помимо сознания проходит, но он убежден, что весь мир и родители созданы только для него, чтобы удовлетворять все его похоти. И такой эгоист, перед которым совершается преклонение как перед языческим идолом, как правило, в жизни сталкивается с очень большими проблемами, и это совершенно очевидно, что окружающий мир не будет ведь к нему относиться так же; он обязательно столкнется с отношением к себе более достойным его, на самом деле, но будет это воспринимать с обидой, с огорчением, будет ненавидеть весь мир, на всех обижаться, думать, что ничтожества и недостойные люди стали выше меня, меня недооценили и т.д. И родители, которые чрезмерно потакают ребенку, превращают в его в идола — одна из главных ошибок, — они обрекают его на то, что он будет одинок в жизни, у него не будет настоящих друзей, настоящей поддержки. И он будет в состоянии мысленной перманентной войны с окружающим миром постоянно находиться.

— Значит, первое — это чрезмерная ласка, а второе?

— Вторая ошибка, которую иной раз делают родители, и тоже нередко — это чрезмерная строгость. Это другая крайность. Как очень мудро говорит старец Паисий: все крайности от врага. Чрезмерное потакание — это одна крайность, другая крайность — когда ребенок растет обезличенным, растет как бы в условиях полицейского участка, где каждый его шаг, каждая его мысль, жестко контролируется родителями, и причем родители могут искренно считать, что это они делают для блага ребенка. Ребенок, как правило, в такой семье вырастает слабовольным, забитым безынициативным, запуганным. Вот это внутренняя подавленность — не побоюсь такого резкого сравнения, — «тюремное детство» такого ребенка впоследствии может вылиться в два направления. Или агрессия в адрес всех остальных необъяснимая — сам подросток, юноша не может понять, откуда у него внутри такая агрессия ко всем — на него кто-то не так посмотрел, что-то не так сказал. Или выражается в том, что человек всю жизнь так и останется слабовольным, безынициативным, подавленным. Он как бы ищет людей с более сильной волей, которые бы им управляли. Он везде боится проявить какую-то инициативу, боится окрика, и это также несчастные люди, которые недополучили любви.

Поэтому в отношениях с детьми надо помнить мудрый пример любого опытного садовода: когда садовод сажает маленькое деревце, он его подвязывает, чтобы оно росло ровно, и должен позаботиться, чтобы его поливать вовремя — не перелить, потому что и избыток влаги, и отсутствие влаги одинаково вредит деревцу. Также и избыток любви – точнее, не любви, а потакания, и чрезмерная строгость также вредит личности ребенка.

— Вопрос из Московской области. В Притчах Соломона есть слова «аще кто любит своего ребенка И́же щади́тъ жéзлъ [свóй], ненави́дитъ сы́на своегó» (Пр.13:25). Т.е. воспитание ребенка допускает наказание. И еще вопрос: когда дети уходят в алтарь, зачастую ребенок, облаченный в стихарь, выходит, как бы показаться, что он такой хорошенький.

— Спаси Господи, очень хороший вопрос. Цитата премудрого Соломона продолжается следующим образом: «а кто любит, тот с детства наказывает его». Я еще раз напомню этимологию славянского слова «наказание»: это не месть, это не кара, это не проявление безумной власти и жестокости, не желание как бы насладиться от страдания беспомощного существа, а наказание — это научение, вразумление. Поэтому кто любит своего сына или дочь, то естественно, должен их наказывать – читай: вразумлять и воспитывать.

— Вопрос из Нижегородской области. У моей умершей пять лет назад сестры остался трехлетний сын, и я с его отцом воспитываем его. Два года назад отец купил ребенку компьютер. Ребенок уже не может жить без компьютера, он для него — все. Когда компьютер, наконец, сломался — я обрадовалась, а ребенок на меня сердится. Что мне делать?

— Спаси Господи, достаточно широко распространенная проблема в современной жизни, потому что компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, и я не думаю что в программе ТК «Союз» вы услышали фразу, что компьютер — это отрава. Сам компьютер не может быть отравой, потому что это творение рук человеческих, человеческого ума и таланта. Все зависит от того, как его использовать. Сколько православной литературы на компьютере набирается, сколько сайтов интересных познавательных, обогащающих с нравственной точки зрения! Все зависит от того, в чьих руках это орудие. И само собой разумеется, что для ребенка, который еще не умеет распределять свои силы и время, который еще слабоволен, нуждается в опеке родителей, долгое сидение у компьютера для него опасно во всех отношениях — как в физическом — постоянное облучение от этого экрана и поражение определенных частей головного мозга, об этом специалисты уже много говорили, в т. ч. из Центра реабилитации пострадавших от наркомании, лудомании имени св. праведника Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье — Изяслав Александрович Адливанкин, отец Анатолий Берестов, много статей на эту тему написано. Вы можете почитать и ознакомиться с тем, насколько вреден не столько компьютер, а неразумное использование его, особенно когда дети, подростки тратят уйму времени перед ним. Поэтому, конечно, лучше, чтобы все это было дозированно.

Самый лучший вариант, который можно посоветовать, раз уж вы обратились именно ко мне — если бы ребенок вообще до определенного возраста не знал, что существует интернет. Даю себе отчет, что может быть, мои слова окажутся очень категоричными. И лучше, чтобы ребенок до определенного возраста не знал, что существует телевидение. Это не касается телеканала «Союз», а именно светского телевидения. Чтобы он не знал, как присоединяется к телевизору антенна. Сейчас много православных дисков, мультфильмов, старых советских фильмов, которые хоть с каким-то смыслом. Вот, смотри DVD — это лучший вариант, когда родители дозированно дают информацию и заботятся, чтобы этой информацией ребенка не перегрузить. Поэтому дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы в этой ситуации найти слова и объяснить ребенку о вредоносности чрезмерного долгого сидения у компьютера.

Сегодня, в современном обществе, все чаще наблюдается тенденция, когда отношение людей ко многим вещам, являющимся лишь частью, того целого, что до недавнего времени считалось достижениями человечества в области искусства и литературы, к сожалению, на данном этапе, утратили свою актуальность. И, если, пытаться разбирать причины данной ситуации, то сразу становится ясно, что у многих молодых людей отсутствует, даже, осознание самого понятия критерия ценностей, относящихся к достижениям в области мировой культуры и истории. В связи, с обозначенной проблемой, невольно встает вопрос о ее незамедлительном решении. Только, в этом случае, наше общество, сможет воспитать с ребенка достойную личность и гражданина.

Процесс формирования в ребенке положительных личностных качеств, предполагает целый комплекс обязательств в его воспитании. Но, конечно же, мы не должны забывать, что огромное влияние на человека, в определенном возрасте, оказывает его собственное мнение.. Так вот задача общества в том, чтобы дать ребенку правильные идеалы.

В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. При рождении индивидуальность человека ограничивается лишь свойствами его организма, но по мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокий уровень.

На протяжении длительного периода, начиная с 90-х годов, наше общество, в рамках нестабильной политической системы, было лишено каких-либо идеалов, являющихся, связующим звеном ни только для молодого поколения, но и для населения всей страны.

Поэтому, в данных условиях процесс, личностного развития проходил практически без участия общественных организаций и конечно же, каким человеком станет ребенок, в основном зависело от родителей, но и здесь до сих пор существуют спорные моменты.. Как, правило, специалисты практикующие в области детской психологии, очень часто утверждают, что активное негативного влияния на психику ребенка, могут оказывать и его родители. Причины, оставляющие негативный отпечаток в личности ребенка, могут быть разными и их проявление возможно в следующих формах: манера общения родителей с использованием грубых слов или же желание некоторых мам и пап, навязывать свою волю ребенку, некоторые идеалы, взгляды, считая, что только так, она или он сможет дать достойное образование, не забыв о моральном отношении.

Так вот, в данных обстоятельствах, эта ситуация, может стать стартовой точкой отсчета развития отношений между ребенком и родителями. Конечно же, все мы, с вами, знаем, что подростковый возраст ребенка, достаточно сложный период для формирования отношений всей семьи, время, когда ребенок перестает смотреть на мир, как правила через призму идеалов, предложенных родителями, у него появляется свой взгляд на вещи, который, чаще всего, не устраивает родителей, не принимающих ситуацию, когда ребенок заявляет о своей позиции. Сегодня, в условия современного развития общества, очень много говорится о новых формах и методах воспитания детей, но, как правило, их реализация находится лишь в рамках определенных образовательных учреждений. И вот здесь, наверное, было бы уместным, обращение к родителям с призывом к тому что, уже пора начать реформу системы воспитания внутри каждой семьи. Наше общество, на данном этапе развития, сделало нас заложниками обстоятельств, когда высшую ценность стали составлять деньги. И, как правило, во всей этой суете, дети остаются обделенными вниманием, заботой, теми трепетными моментами, которые в определенном возрасте, могут дать своему ребенку только родители. Поэтому, возложив однажды на себя эту ответственность, зачастую трудную миссию, мы должны с гордостью ее выполнить и в итоге, получить высокообразованного человека, обладающего комплексом морально-нравственных качеств, делающих из него достойного члена общества.

Конечно же, данное обращение не относится к семьям, имеющим достаточно сильные отклонения от общепринятых норм развития современного общества. С такими родителями ведется работа на уровне специализированных государственных органов.

Многие жизненные моменты, которые на первый взгляд, для нас родителей, могут показаться незначительными, оказывают сильное влияние на ребенка, зародив в нем специфичные ощущения и понятия (страхи, комплексы, неправильную оценку ценностей в обществе с которыми сталкиваются дети), которые в определенной момент заявят о себе, оставив негативное влияние на личности ребенка.

Как правило, сформированной личностью, принято считать человека, достигшего 18 – летнего возраста, когда его позиции и взгляды на жизнь по большей части зависят от его личностной точки зрения. Однако, даже на этом этапе, очень часто, всплывают детские обиды, полученные от родителей, которые могут стать серьезной преградой на пути его семейного благополучия. И, в этом случае, в преодолении данной проблемы, могут помочь родственники или опытный психолог.

Однако, анализируя выше сказанные моменты, мы ни в коем случае ни должно пренебрегать ролью общества в процессе складывания личности ребенка, так как только в обществе ребенок проходит все необходимые этапы социализации, соответствующие определенным возрастным периодам жизнедеятельности, которые сделают из него человека, готового к взрослой жизни. И. сразу, в памяти возникают жизненные примеры, когда мужчина или женщина, находясь в достаточно зрелом возрасте, продолжают жить со своими престарелыми родителями и не по тому, что им нужна помощь, а из-за того, что на каком-то этапе его личностного становления, произошла ошибка, скорее всего по вене его же родителей, которая в конечном итоге его и привела к такому образу жизни. Конечно же, такой человек по социальным показателям, не будет являться каким-либо антисоциальным элементом общества, но я думаю, что со мной многие согласятся, что врятли, кому-либо захочется считать его образцовой моделью для личностного становления, с самых первых моментов развития человеческого индивида до окончательного формирования его личности в жизни общества.

Оказывая активное влияние на вовлечение ребенка в процесс социализации, тем самым стремясь предоставить больше самостоятельности, мы не должны забывать, что в любом деле важно знать чувство меры, иными словами, с одной стороны, давая ребенку возможность узнать новый для ранее мало изученный мир, которым и станет для него общество людей, мы должны с особой точностью наблюдать за его шагами, как бы со стороны, но в тот момент, когда ребенок вдруг выберут ни тот путь, в силу определенных обстоятельств, наша задача как можно быстрей оказаться рядом с ним, увести с ложного пути, уберегая от ошибки..

Возвращаясь к теме о субъективных ценностях современного общества, безусловно влияющих на наши жизненные позиции, как правило, мы еще сами, очень часто, может быть, даже, и не осознавая этого, своими действиями и поступками, прививаем ребенку ложную систему ценностей. Как правило, в семьях с большим материальным достатком, где вся жизнь подчинена одной идеи: увеличение материального благосостояния, наверное глупо было бы думать, что для человека, выросшего в такой семье, основными личностными характеристиками, будут являться понятия о морали, нравственности, доброте, любви, верности, толерантности, умении жертвовать собой ради других и т.д. Мотивация, являющаяся основным двигателем деятельности человека, как правила, очень часто, закладывается еще в детстве, реализуясь на практике уже во взрослой жизни и, конечно же, родители, прежде всего родители, должны объяснить, и собственным примером показать ребенку истинные ценности, и идеалы. А не провоцировать ситуацию, когда слова и требования, в отношении ребенка противоречат собственным действиям.

И, конечно же, никогда ненужно забывать, что ребенок, такой же человек, только маленький и поэтому, когда вы в очередной раз решите проявить какую-то негативную реакцию, в отношении ребенка, пусть даже вам будет казаться, что он, на тот период заслужил, поставьте себя на его место и подумайте, а вас бы устроило такое отношение к себе….

В заключение, хотелось бы вспомнить слова известного русского критика и публициста Дмитрия Ивановича Писарева: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира».

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей