Почему важно раннее и своевременное развитие ребенка

Добрые детки - дому венец,
Плохие детки - дому конец.

Народная мудрость

Чувство радостного волнения, сопровождающее ожидание ребенка, всегда сопряжено с обеспокоенностью. Каким будет малыш, как он будет расти и развиваться, будет ли здоровым, умным, добрым, будет ли радостью для родителей или, не дай Бог, горем?

Всем интересен вопрос, как вырастить малыша здоровым, умным, добрым, самостоятельным; воспитать так, чтобы ему сравнительно легко жилось в детском саду, когда придет для этого время, а затем в школе. Хочется отметить, что самое главное для ребенка - это его родители, мать и отец. Ведь человеческое дитя рождается беспомощным, но с огромным потенциалом развития. Наиболее интенсивно оно происходит в раннем возрасте. В этот период для становления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека. А это значит, что потенциальные возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными. Примеров тому может быть множество. Как часто ребенок, учась в школе, страдает от неустойчивого внимания на уроке. Это влияет на его успеваемость, общение с учителями и сверстниками, на общее развитие ребенка. Причин плохого внимания может быть несколько, но одна из них нередко связана еще с периодом новорожденности. Учеными установлено, что период с 7-го по 21-й день жизни ребенка благоприятен для развития зрительного сосредоточения, которое важно для дальнейшего развития внимания. Значит, именно в это время необходимо, эмоционально общаясь с малышом, вызывать его зрительное сосредоточение на лице взрослого, на игрушке или любом другом предмете. Упустить этот момент - значит потерять возможность оптимального развития внимания у ребенка.

Как часто, любуясь красивой, ловкой работой человека, мы говорим: «Все в руках горит», а о другом: "Руки словно крюки". А истоки, корни ручной умелости также закладываются в раннем детстве, когда у малыша развиваются элементарные действия с предметами, игрушками. Не разжалась вовремя ладошка у малыша, не позаботились взрослые о том, чтобы ребенок мог захватывать, ощупывать игрушки, действовать с предметами - не разовьется кисть руки в полной мере, и это обязательно скажется на успехах человека в любой практической и познавательной деятельности. Раннее и своевременное развитие кисти и пальцев руки уже на первом-втором году жизни существенным образом влияет на развитие речи, мышления ребенка, а значит, и коммуникативности, легкости вхождения в сообщество детей и взрослых. Оказывается, от того, когда, как и какие условия мы создадим, чтобы малыш научился переворачиваться с живота на спинку и наоборот, ползать прежде, чем начнет ходить, чтобы он научился сам садиться, зависит не только здоровье, физическое развитие крохи, но и эмоциональное, интеллектуальное развитие. Вырастет ли из вашего ребенка личность, способная к самореализации, к самосовершенствованию, к достойной жизни в обществе - а большой степени зависит уже от этих первых лет жизни. Младенческий, ранний возраст - наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы физического и психического здоровья... Очень жаль, если об этих и других фактах родители узнают поздно, когда ребенок уже вырос. Очень важно, чтобы все вы были едины в понимании особенностей развития вашего малыша, первоочередных задач и методов его воспитания. Совместная работа по воспитанию ребенка объединят и сдружат вашу семью, наполнят жизнь содержательным и радостным общением, в центре которого будет ваш чудесный малыш!

Появившаяся в последние годы возможность воспитания ребенка раннего возраста до трех лет в семье - огромное благо для малыша. Только в условиях индивидуального общения крохи с близкими людьми возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности. Поэтому на ранних ступенях жизни ребенка семейное воспитание должно быть приоритетным. Потери в развитии ребенка в это время невосполнимы, и это накладывает огромную ответственность на родителей. Поэтому, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, родителям и другим членам семьи важно знать общие закономерности этого процесса. И с учетом его особенностей создать такие условия для развития малыша, которые помогли бы ему гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в нем природой и собственной программой развития. Однако многие родители чувствуют себя беспомощными в общении с малышом. Более того, во многих семьях и не подозревают о необходимости раннего воспитания ребенка и относятся к этому без должного внимания. В наше время появилось большое колличество литературы на тему раннего развития детей, которая стремиться помочь родителям осознать и самоценность особую значимость раннего периода в жизни человека; убедить их в необходимости воспитывать дитя с учетом знания общих закономерностей развития и природной индивидуальности ребенка; оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания малыша. Существуют специальные для родителей программы воспитания ребенка от рождения до трех лет, в которых раскрываются общие закономерности развития человека в раннем возрасте и четко обозначено что, как, когда и почему надо делать с малышом, чтобы обеспечить его полноценное развитие. Программы воспитания и развития ребенка преподносятся в диалектическом единстве и взаимосвязи. При этом подчеркивается ориентировочный характер их содержания и необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития малыша.

С рождением ребенка молодые родители начинают строить планы на его будущее. Они мечтают вырастить малыша умным, целеустремленным, самостоятельным человеком. Многие мамы и папы едва не с первых дней ребенка задумываются о том, как нужно его развивать и обучать. Другие взрослые, наоборот, пускают на самотек обучение и развитие своего малыша, считая, что это забота педагогов в детском саду и школе.

Несмотря на различные мнения, специалисты утверждают, что мозг человека больше всего впитывает информацию именно в возрасте от рождения до шести лет.

Раннее развитие не заключается только в обучении чтению и письму. Оно предполагает обучения ребенка тем навыкам и знаниям, которые в последующем станут ему необходимыми.

На сегодняшний день существует большое количество детских центров для малышей. Каждый из них работает по определенным методикам. Наибольшей популярностью пользуются такие: методики Монтессори и Домана, Вальдорфская педагогика, игры Никитиных и приемы Зайцева. Каждая из предложенных методик имеет свои плюсы и недостатки. Отличным вариантом станет сочетание всех приемов между собой. Тогда положительный эффект каждого метода только усилится.

Студии для маленьких детей предполагают групповые, индивидуальные занятия или занятия по типу «мама + ребенок». Зная особенности своего крохи, родители могут сами решить, какой вид обучения будет наиболее приемлем для их ребенка.

Как правило, в школах раннего развития групповые занятия разделяют малышей на возрастные группы: от рождения до полугода, от 5 до 10 месяцев, от 10 месяцев до 1,5 лет, от 1 года до 3 лет. Исключением являются Вальдорфские детские сады. Там занимаются малыши от трех до шести лет. Группы детей смешанные.

Прежде чем сделать выбор в пользу того или иного центра раннего развития, необходимо помнить о том, что он должен находиться недалеко от дома. Иначе маленький ребенок устанет за дорогу. Важно так подбирать время занятий, чтобы малыш не хотел спать и не был голоден. Наиболее активными дети бывают в утреннее время. Поэтому занятия лучше проводить именно в этот период. Для малышей до двух лет длительность занятий не следует превышать 40 минут. Посещать такое заведение малышам рекомендуется не более двух раз в неделю. Родители должны следить за тем, чтобы педагог использовал различные физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Заведения для развития малышей имеют ряд преимуществ. В таких центрах используется развивающий материал, предназначенный для детей определенного возраста. Его приобрести могут не все родители, поскольку он является дорогостоящим. Студии раннего развития воспитывают в ребенке самостоятельность, учат общению с ровесниками. Малыши преодолевают первые конфликты и ссоры, учатся логически мыслить, развивают память, внимание, творческие способности.

Несмотря на множество плюсов таких заведений, они имеют и некоторые недостатки. Как правило, развивающие учреждения достаточно дорогостоящие. Не всегда такие центры можно найти недалеко от дома. Поездка может стать для ребенка достаточно утомительной. Из-за того, что малыши имеют слабый иммунитет, они подвергаются частым заболеваниям, общаясь с другими детками.

Родители должны помнить о том, что ответственность за развитие и воспитание малышей полностью лежит на их плечах. Недостаточно записать ребенка в развивающий кружок или студию. Эти занятия не способны заменить малышу общение с папой и мамой. Для маленького ребенка большую пользу может принести чтение мамой сказок, совместная игра с папой и прогулка с бабушкой, нежели занятия в развивающих центрах, не подкрепленных родительским вниманием.

Чем меньше ребенок, тем проще ему усваивать информацию и расширять границы своего мышления. Маленькие дети схватывают на лету любое сказанное слово, звук, ощущение, опыт. Однако, существует распространенное мнение, что раннее развитие не всегда полезно для малыша. Это мнение ошибочно - предлагая малышу развиваться и получать новые знания и опыт в игровой форме, вы не «отнимаете у дитя детство», а наоборот, делаете его насыщенным и закладываете прочный фундамент для развития гения. Если вы еще в раздумьях, прочтите 10 причин, почему стоит развивать малышей, и вы сможете окончательно убедиться в том, что это здраво и полезно!

1. Раннее развитие способствует развитию мозга.

Как известно, мозг малыша не прекращает формироваться после момента рождения. Наоборот, с рождения и до 3 лет формирование мозга протекает наиболее активно, и дополнительные нагрузки на этот орган сделают данный процесс более эффективным. Благодаря ежедневному получению новых знаний и опыта будут формироваться новые нейронные связи. Ученые заметили разницу между детьми, которые получали максимальное количество информации с самого раннего возраста и теми, развитием которых занимались менее активно. Мозг первых был намного развитее и сложнее, нежели у вторых. Конечно же, многие могут возразить, что никогда не поздно наверстать упущенное. В принципе, не поздно, но в будущем на это удет в десятки раз больше времени и усилий.

2. Раннее развитие повышает уровень интеллекта.

Казалось бы, что общего у щупанья гречки и складывания пирамидок с уровнем интеллекта. Но, именно такие простые развивающие занятия закладывают хорошее основание для развития гениального интеллекта. Если наблюдать за детьми, которые с раннего возраста развивались под наблюдением родителей или учителей, можно отметить, что у них очень гибкий, живой ум, способность мгновенно реагировать, творчески подходить к решению любой задачи. Раннее развитие - это основа, на которой будет строиться весь последующий опыт.

3. Раннее развитие - это весело!

Те взрослые, которые говорят, что раннее развитие отнимает у ребенка детство, наверняка, ни разу не организовывали развивающее занятие. Детство - пора игр и веселья, беззаботности и стопроцентного родительского принятия, в котором малыши чувствуют себя комфортно и безопасно. Развивающие игры - это именно то, что подходит под это описание. Более того, веселиться развиваясь, могут не только малыши, но и взрослые, которые занимаются с ними. Каждое занятие не только приносит пользу интеллекту, но также положительные эмоции, которые не менее важны для формирующейся личности.

4. Развивающие занятия сближают родителей с детьми.

Делая что-либо вместе, вы выстраиваете отношения, учитесь лучше понимать друг друга. Конечно же, есть множество других способов выстроить близкие отношения со своим малышом, но совместное времяпровождение в развивающих занятиях точно не будет лишним.

5. Раннее развитие помогает малышу приобрести уверенность.

Информированность, поощрение и похвала от родителей, осознание своих способностей - все это формирует здравую самооценку у ребенка. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос уверенным в себе, без страхов, комплексов и заниженной самооценки, вам просто необходимо помочь ему, как можно раньше, понять, что у него есть таланты и способности, он может быть успешным, пусть пока только на развивающих занятиях.

6. Ранее развитие делает жизнь ребенка интереснее.

Неугасимое любопытство и страсть к познанию мира - это отличительная характеристика всех здоровых детей раннего возраста. Развивающие занятия помогают утолить жажду знаний и восполнить потребность в получении новой информации и опыта. Занимаясь развивающими играми с малышом, вы не угасите его любопытства, наоборот, еще больше стимулируете его к познанию мира, но вам удастся направить его познавательную энергию в правильное русло.

7. Раннее развитие помогает ребенку пройти возрастные кризисы.

Каждого малыша ожидает не один возрастной кризис. Это такие периоды, когда личность ребенка созревает, происходит ее трансформация и переход на новый уровень. Возрастные кризисы многими детьми переносятся тяжело, не говоря уже об их родителях, которые часто даже не знают, что происходит и как помочь развивающейся личности. Но, раннее развитие помогает малышу быстрее и легче переносить такие этапы взросления. Развитый ребенок проще выражает свои эмоции, потребности и желания, раньше становится самостоятельным.

8. Раннее развитие - залог успешного будущего.

Все мы желаем своим детям самого наилучшего. Мы хотим, чтобы они стали успешнее нас, смогли большего достичь и жили лучше. Раннее развитие помогает родителям сделать вклад в будущий успех своих детей. Ведь люди с развитым интеллектом в любой сфере деятельности смогут достичь высот.

9. Раннее развитие - идеальная подготовка к дальнейшему обучению.

Если развивать ребенка с самого раннего детства, ему будет проще усваивать образовательную программу в детском саду, школе и всех остальных заведениях. Малыши уже будут знакомы с механизмом усвоения знаний, и учеба не станет для них непосильной ношей, как часто бывает. Более того, уже к школе малыш будет опережать своих сверстников по многим параметрам и сможет чувствовать себя уверено и свободно в новой среде.

10. Раннее развитие прививает любовь к учению.

Детские психологи в клиниках и образовательных учреждениях слышат жалобы на отсутствие интереса к обучению у детей, чаще приветствий. А все почему? Потому что не был заложен правильный фундамент. Развивающие занятия проходят в игровой форме, что только стимулирует интерес малыша к учебе. Такой подход позволяет «с пеленок» привить крохе любовь к образовательному процессу!


В этой статье мы расскажем о плюсах и минусах занятий по раннему развитию ребенка.

Что такое раннее развитие ребенка?

Сегодня в каждом городе можно увидеть школы и центры, которые занимаются ранним развитием ребенка. Но далеко не все понимают, что означает понятие «раннее развитие детей». Оно взяло основу из определения «раннего детства» - это возраст малыша от 1 до 3 лет, хотя некоторые также относят к нему и период младенчества до 1 года.

Раннее развитие - это организованный процесс обучения ребенка в возрасте до 3 лет, который позволяет получить ему определенные знания, овладеть новыми навыками, необходимыми для успешного процесса взросления.

Заблуждения по поводу раннего развития ребенка.

Конечно, многие считают, что обучение в центре полезно его чаду, там он учится чему-то новому и повышает свой интеллектуальный уровень. Но поскольку многие не знают, как проходят обучение и процесс воспитания, формируются определенные мифы.

Заблуждение 1. В детских центрах учат определенному навыку (рисованию, чтению, счету, пению и т.п.).

На самом деле педагоги занимаются всесторонним обучением ребенка: его учат речи, математике, творчеству, а разнообразие занятий позволяет поддерживать интерес у малышей, что положительно влияет на их развитие.

Заблуждение 2. Для обучения используются специально разработанные методики.

Развитие детей подразумевает не только учебу, дети могут получать новые знания и навыки с помощью игр, чтения сказок и даже простого общения.

Заблуждение 3. Посещение школы раннего развития лишает ребенка детства, оно не нужно, поскольку его всему научат в детском саду и в школе.

Это мнение совершенно ошибочно. В подобных центрах дети получают отличную возможность обучаться в дружеской атмосфере, общаться со сверстниками, там проводятся специальные игры, чтобы малыш не заскучал. Дети не воспринимают центр как место для обучения, для них это кружок, где можно весело провести время.

Почему так важно раннее развитие ребенка?

Считается, что в первый год жизни мозг ребенка развивается примерно на 50%, а к трем годам - уже на 80%. Именно поэтому малыш нуждается в обучении в таком возрасте. Задача раннего развития заключается не в том, чтобы он научился читать или считать, а в том, чтобы развить его естественные способности. В этом возрасте обучение состоит в улучшении памяти, концентрации, внимания и наблюдательности.

Раннее развитие поможет ребенку в дальнейшей жизни: ему будет проще обучаться, он будет быстрее адаптироваться ко внешним условиям и легче находить общий язык со сверстниками.

Стоит ли отдавать ребенка в центр раннего развития?

Отличным вариантом будет посещение школы раннего развития малыша совместно с родителями. Ребенок будет чувствовать поддержку, не испугается новых людей. Потом постепенно, освоившись, малыш сможет оставаться на занятиях без мамы. Ни для кого не секрет, что ребенок, который проводит время постоянно только наедине с мамой, потом сложнее общается с другими людьми. Когда дети, не посещавшие школу, идут в садик, они сильно переживают, нередко плачут и просятся домой к маме.

В центре же ребенок постепенно начинает привыкать к новым людям, к общению. ребенка, как правило, проходят несколько раз в неделю по 1-2 часа. Такое расписание будет комфортным для малыша, он понемногу привыкнет проводить время без мамы, поэтому после быстрее адаптируется в садике.

Для хорошего развития ребенка ему необходимо внимание: проводите время с малышом, играйте в развивающие игры, почаще общайтесь, водите на занятия в центр раннего развития, где он сможет пообщаться со сверстниками и получить новые знания.

Сияющая мать рассказывает подругам, что дочь в два с половиной года уже изъясняется сложными предложениями – и все благодаря карточкам, разложенным по всему дому. А счастливый отец не нарадуется на сына, который в том же возрасте научился считать до ста. Какие, казалось бы, еще нужны доказательства того, что методики раннего развития работают? Не будем спешить.

Во-первых, удивительные результаты детей – не обязательно то, чем они кажутся родителям. «Да, маленький ребенок иногда может перечислить цифры до 100, – согласна детский аналитик Анна Скавитина. – Но он просто запоминает их, как запомнил бы стихи. К счету это не имеет отношения».

Во-вторых, детские успехи не всегда связаны с методиками развития. «У ребенка, с которым родители много разговаривают, речь, конечно, развивается быстрее. Тем более если речь родителей красива и сложна, – отмечает детский психолог Галия Нигметжанова. – Возможно, он и без всяких карточек показывал бы те же успехи».

И наконец, в-третьих. Даже если результат достигнут и система раннего развития помогла, где гарантия, что это сделает ребенка в будущем счастливее и успешнее?

Ребенок как проект

Идеи раннего развития пришли в нашу страну вместе со множеством других ярких идей в начале 1990-х. И пришлись по душе многим родителям, которые в те бурные годы стремились контролировать если не свою жизнь, то хотя бы будущее детей. Стремление, безусловно, благое. Но отчасти и опасное, поскольку в стремлении формировать будущее ребенка – ради его же счастья, конечно! – слишком легко упустить из виду интересы самого ребенка.

«Минусы начинаются там, где желание «получить результат» берет верх над собственно родительским взглядом – а что там происходит с моим ребенком, а хорошо ли ему? – считает Галия Нигметжанова. – Опасно, когда ребенок призван демонстрировать успешность меня, взрослого, моему окружению». В этом случае у родителей есть соблазн превратить воспитание детей в «проект». Чем не достойная задача: вырастить если и не гения, то хотя бы очень успешного человека? Достойная при одном условии: заботы о ребенке. «Вырастешь – спасибо скажешь» – не аргумент.

Маленькие дети очень внушаемы. Все, что они получают в детском возрасте, протягивается потом и во взрослую жизнь. И тем важнее уважать личность ребенка, не навязывать ему нечто заведомо чуждое.

Пусть его научат

Между тем многочисленные школы, курсы и студии раннего развития отвечают в первую очередь именно родительским запросам, которые, в свою очередь, зависят от моды. Еще не так давно нам наперебой обещали обучить двух-трехлетних детей музыке, математике и иностранным языкам. Сегодня, когда у родителей в почете восточные практики, множатся студии детской йоги и даже курсы медитации для маленьких детей.

«Не вижу ничего плохого в том, что мать занимается йогой вместе с ребенком. Они в этот момент взаимодействуют, родитель что-то делает, а ребенок пытается ему подражать, у них устанавливается еще более плотный контакт, – говорит Анна Скавитина. – Но если родитель, сам не занимаясь йогой, отдает ребенка, мол, пусть его обучат тому, чего я сам не умею, – это уже не развитие». И это касается не только йоги.

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей

С детьми в клубах и студиях нередко занимаются люди, гораздо менее компетентные, чем родители этих детей, уверена Анна Скавитина: «Часто там работают девушки, не имеющие ни своих детей, ни специальных знаний. Да, мы получаем детей, которые натренированы в определенной области и могут это демонстрировать к удовольствию родителей. Но естественному развитию это скорее мешает».

Без вины виноватые

Еще одна причина увлечения ранним развитием – повышенная родительская тревожность. Будущие матери и отцы активно готовятся к родительству, заранее посещают семинары, покупают книги. «Но потом ощущают растерянность, потому что книги сулили одно, а в реальности все эти рекомендации выполнять сложно, – отмечает детский психолог Елена Морозова. – Многие родители не доверяют себе, своей интуиции; не развивают ее, иногда даже не включают ее, а доверяют советам специалистов из книг, тренингам. Поэтому они не всегда понимают, что делать, но при этом ощущают высокую ответственность перед обществом».

Чувство вины может заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь

Сегодня взрослым приходится жить в бешеном темпе. Чувство вины за то, что они слишком много работают и недостаточно времени уделяют ребенку, постоянные сомнения в том, «достаточно ли я хорошая мать», могут заставить молодых родителей максимально загружать сына или дочь, развивать по всем методикам сразу, отдавать на занятия очень рано, чтобы компенсировать собственное отсутствие.

Родители утомлены, ведь «список их обязанностей растет с каждым днем, – сочувствует психотерапевт Кристоф Андре. – Им нужно следить не только за тем, чтобы ребенок рос здоровым, но и чтобы он был счастлив и хорошо развивался. А в этой сфере мы все слегка дезориентированы».

Обожествление детства

Сегодня многим родителям и даже психологам свойствен несколько идеалистический взгляд на детство, согласно которому дети инстинктивно знают, что для них хорошо. Оборотная сторона этой идеализации – недоверие к авторитету, к интеллекту, вообще ко взрослым, (которые осуществляют над ребенком насилие, стремясь его «усреднить» и отрезать его от его чувств). При таком подходе лучшее, что могут сделать родители, – оставить ребенка в покое и не мешать ему самостоятельно выбрать то, что нравится. Правда, есть одно «но»: ребенку необходима связь со взрослым.

«Ребенок – существо, для которого понятия «нравится – не нравится», «удовольствие – неудовольствие» зависят от того, что нравится его родителям, – напоминает Галия Нигметжанова. – И лучше всего у него получается то, чем они с ним занимаются, получая сами от этого удовольствие».

Возможно, именно поэтому актерские и музыкальные династии встречаются чаще, чем династии сталеваров: дома нельзя варить сталь. Музыканты чаще вырастают в музыкальных семьях, где владение инструментом – нечто естественное. А актеры – в актерских, потому что растут в атмосфере раскованности и любви к сцене. Иногда родители и не хотят, чтобы дети шли по их стопам, но дети очень рано впитывают профессию.

Действует не столько методика, сколько пример, который мы подаем своей жизнью, своей увлеченностью

Эту точку зрения разделяет Кристоф Андре: «На ребенка действует не столько методика, сколько пример, который мы им подаем своей жизнью, своей увлеченностью». А что, если вам медведь наступил на ухо, но вы мечтаете, чтобы сын или дочь росли музыкальными? Для начала в доме должна звучать музыка. А дальше задача родителей – найти педагога, который заразит ребенка своей любовью.

«Роль взрослого остается ключевой, – убеждена Галия Нигметжанова. – И если это не родители, то тренер или педагог, который любит свое дело, хорошо понимает детей и обладает положительной энергетикой, харизмой». Как его узнать? После занятий у детей горят глаза, они не могут дождаться следующей встречи.

Лучшее развитие – игра

Большинство методик раннего развития делают упор на игровую форму занятий. Но ее не следует путать со спонтанной детской игрой.

Французский философ Мишель Монтень уверял, что «игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста»; ему вторит российский психолог Лев Выготский, назвавший игру «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Недавние исследования показывают, что в процессе игры снижается активность миндалевидного тела – участка мозга, который реагирует на страх.

Кроме того, «при каждой успешно решенной игровой задаче определенные участки в среднем мозге, так называемые «центры вознаграждения», начинают усиленно «искрить», – уверяют нейробиолог Геральд Хютер и философ Кристоф Кварх, авторы книги «Спасите игру!». – Мы переживаем это чувство как радость, удовольствие, иногда даже восторг».

Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок

«Маленькие дети ежедневно переживают большое количество таких приступов восторга. Поэтому они с такой охотой учатся столь многому за столь короткий срок. Не через поучения и указания или прочие «развивающие мероприятия», а благодаря тому, что каждый день в игре они узнают больше о мире и о своих возможностях исследовать и творить этот мир», – резюмируют авторы книги.

В игре ребенок учится ориентироваться в мире и справляться с собой, со своими аффектами. Поэтому игра не может быть лишь «оболочкой» для развивающего мероприятия, а должна прежде всего оставаться именно игрой.

Три кита успеха

Сегодня уже не одно поколение детей проверило на себе раннее развитие. Какие выводы сделали психологи? «Доказать пользу или вред той или иной методики развития невозможно, – говорит Галия Нигметжанова. – Человек – открытая, саморазвивающаяся система. Мы не можем создать лабораторные условия и выявить, что его развивает, а что тормозит».

Но если мы намерены всерьез заняться развитием ребенка, нам, несомненно, понадобятся три «народных средства»: любовь и уважение к ребенку, искренний интерес к тому, чем мы с ним занимаемся, и время для игры. И вполне может оказаться, что других методик и не потребуется...

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей