Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Электроприбор — это друг наш важный, об этом ребенок вам скажет каждый". Правила детской безопасности. Сказка про электрический ток

В одном старом деревянном доме в старой, ветхой проводке жил молодой и энергичный Ток. Много забот у него было по дому. Бегает он по проводам целый день и вечер долгий без устали. Хозяев радует, то свет включает в лампочке красивой, то телевизор заставляет ожить, и, словно в сказочной шкатулке, показывает он чудеса разные, фильмы невиданные и истории разные про жизнь мирскую, про события чудные в мире великом. А вот еще чудо одно: он, как кудесник – волшебник, оживляет холодильник и создает красоту морозную. Особенно нравилось ему танцевать с маленькой девочкой Аленкой, которая включала магнитофон и кружилась в танце под мелодию музыки.

Много дел приходится делать, но в радость ему заботы такие. Ведь в этом его жизнь, назначение. Ток знал, что без него умрет жизнь в доме, угаснет свет, исчезнут чудеса диковинные. Только ночью ему удавалось отдыхать, сил набираться, энергию жизненную копить, чтобы утром ранним радовать своих хозяев ароматным кофе и ярким светом.

Жизнь текла, и ничего не предвещало беды. Но однажды хозяева уехали куда-то… Грустно стало Току, тоскливо. Не стало телевизора, холодильника и прочей утвари, лишь голые стены и одиноко висящая лампочка осталась у него. Некого больше радовать своими хлопотами, не о ком заботится. Совсем отчаялся Ток и хотел уже навсегда убежать по проводам, куда глаза глядят. Далеко, далеко… Вдруг заскрипела входная дверь и в комнату вошли чужие люди. Они осмотрелись, обошли все и начали заносить свои вещи. Ток не понял, в чем дело, но потом подумал: «Наверно хозяева хотят меня проверить, прислали чужих людей и если я им понравлюсь, то мои хозяева вернуться. И все будет по-прежнему». И ток принялся работать с новой энергией, не щадя проводов бегал он везде. А люди, будто специально, включали все больше и больше приборов, все дольше и дольше горели все лампочки. Ток перестал отдыхать даже ночью, потому что он должен был зажигать лампочки в коридоре и в туалете, хотя люди спали. И вот однажды старенький, скрипучий электросчетчик не выдержал, и в нем сгорели проводки предохранителей. И на мгновение Ток отключился, потерял сознание. С ним такого никогда не было при старых хозяевах. Новый хозяин разозлился на него и сделал страшное. В старенький счетчик он вернул какие-то странные пробки… И стал Ток работать еще больше, еще напряженней. Вот только не терял сознание, хотя сил уже не оставалось. А старые хозяева все не шли… И взмолился Ток к своей богине Электроэнергии: «Спаси меня, нет сил, так работать. Жадность и безразличие людей убивает меня. Я хочу отключиться навсегда и улететь в электрический рай – трансформатор дающий новую жизненную силу…» И услышала мольбы богиня и ниспослала кару людскую, свою смертоносную помощницу Короткое замыкание. И увидел Ток сияние, тление проводов и море искр. Огненная стихия промчалась вмиг по всем проводам. И окутал густой дым стены дома, и погас свет. Через миг Ток с высоты высоковольтного столба увидел, как дом полыхал пожарищем, а рядом в слезах стояли мучители - люди. Но не было жалости к ним. «Нет пощады таким, и пусть это будет им уроком…», - думал Ток уносясь по проводам в тихой ночи. И была пустота в душе его, неопределенность и лишь теплые воспоминания о старых хозяевах грели электрическую душу: вот маленькая Аленка кружится в танце, заливаясь смехом, а вот ее мама готовит ароматный пирог на электропечке, а вот папа Аленки лениво развалился на стареньком диване с газетой в руках и смешно сопит во сне…

И в этих раздумьях Ток не заметил, как оказался где-то в незнакомом месте. Кругом темно, ветер свистит в проводах, вокруг большие дома, высокие, залитые светом, окна.

Лишь в одном окне нет света. «Странно, - подумал Ток, - неужели здесь нет никого. А может, просто там нет тока? А вдруг там сейчас маленькая девочка плачет в темноте или грустит возле окна молодая женщина…»

И он, забыв про все обиды, помчался туда, тихо, робко вошел в незнакомый большой дом. Двигаясь по новой проводке, он видел абсолютно новые лампочки, кружащиеся в сплетениях красивых люстр. А это великолепие новой электрической утвари! Большой телевизор, холодильник и многое другое… И проходя в самую дальнюю комнату, он увидел знакомые лица спящих своих хозяев. Глядя на их лица в кромешной тьме, Ток видел, что им снится что-то хорошее, и они улыбаются во сне. И он подумал: «Вот он - мой рай. Больше никогда не отпущу их от себя. И буду им верным ангелом- хранителем… Благослови этот дом, богиня Энергетика».

Борисова Марина Борисовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 27 Детский сад "Почемучка"
Населённый пункт: п.Новый, Елизовский р-он, Камчатский край
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Сказка о пылесосике" (лексическая тема "Электроприборы")
Дата публикации: 27.03.2017
Раздел: дошкольное образование

В нашей старшей логопедической группе для детей с ОНР 3-го уровня каждая

неделя начинается с изучения новой лексической темы. А в век компьютер-

ных технологий и многообразия различной домашней техники появилась

необходимость в теме «Электроприборы и бытовая техника». Зачем? Дети с

общим недоразвитием речи часто путают лексические значения предметов.

При активизации словаря на тему «Дом, части дома» слова дверь, стены и

т.п. у детей ассоциируются с мебелью. Тоже происходит и с крупной бытовой

техникой.

На первых логопедических занятиях по любой теме мы уточняем и обогаща-

ем словарь, развиваем лексико – грамматические категории. Вторые занятия

обычно направлены на развитие связной речи.

Данная лексическая тема была сложна и для меня, т.к. очень мало материала,

на который можно было бы опереться. А 5-6 лет – апогей сказочного мышле-

ния! Стремление приписать неодушевленным предметам или животным че-

ловеческие черты. И я решила это использовать - придумать совместную

сказку! Дети не любят наставлений, а сказка научит всему исподволь.

Представляю вашему вниманию фронтальное логопедическое занятие, запла-

нированное на второй период (конец февраля).

«Сказка о пылесосике»

Образовательные задачи. Актуализация и активизация словаря по теме «До-

машние электроприборы и бытовая техника». Совершенствование навыка

словообразования, словотворчества. Совершенствование грамматического

строя. Совершенствования навыка ориентировки на плоскости.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, творческих и мыслительных

процессов, зрительного внимания, воображения, памяти, общей и мелкой мо-

торики, пространственного восприятия.

Воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к окружающим

предметам. Воспитание уважения к мнению других.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме,

пылесос, влажная салфетка, картинки с наложенными изображениями пред-

метов для индивидуальной работы (Прилож.1), альбомы, карандаши, мяч, ли-

сты в крупную клетку для графического диктанта, заламинированные листы

для самооценки (Прилож.2)

Ход занятия.

Оргмомент. «Снежный ком». Активизация словаря по теме «Домаш-

ние электроприборы и бытовая техника».

Дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям вспомнить тему про-

шлого занятия и поиграть в игру «Снежный ком». Затем передает

мяч и называет предмет по теме, ребенок повторяет это слово, назы-

вает свой предмет и передаёт мяч следующему и т.д. Последний ребе-

нок должен назвать все слова и добавить своё.

«Почему так назвали?» Совершенствование навыка словообразова-

Логопед показывает предметные картинки и спрашивает, почему этот

предмет так назван.

Самовар, кофемолка, хлеборезка, холодильник, вафельница, пылесос.

Как с ними необходимо обращаться? (Аккуратно, выключать после ис-

пользования, чистить от грязи, протирать пыль, под присмотром взрослых

Игра «Верю – не верю» (с мячом) . Развитие творческих и мыслитель-

ных процессов.

Логопед предлагает детям поиграть в небылицы.

Вы можете сочинять небылицы? А что это такое? Я буду каждому

бросать мяч и говорить предложение, а вы будите возвращать мяч и го-

ворить «Верю» или «Не верю». А если не верите, то объясните – поче-

Ваш холодильник родился на северном полюсе.

В холодильнике лежит колбаса.

На печке приготовили обед.

Пока вы спали, печка приготовила завтрак.

По телефону можно говорить.

Ночью ваш телефон общается с другими телефонами.

Лампочка дружит с выключателем.

Пылесос нужен для мытья посуды.

А теперь ваша очередь.

Дети предлагают свои предложения, а логопед говорит «Верю» или «Не

Сказка о пылесосе. Развитие связной речи, воображения. Воспитание

бережного отношения к окружающим предметам.

Выставляется настоящий пылесос, тряпочка (протирать «пыль»)

Про любой предмет можно сочинить сказку. Вот наш герой – пылесос. С

чего начнем?

Жил – был в нашем детском саду… в старшей группе … пылесос.

Когда – то он был новенький. Все его любили, протирали с него пыль.

А он за это… хорошо пылесосил в группе.

Однажды дети играли с маленькими, мелкими игрушками. Какими?... А

потом не убрали их на место, и они закатились под шкаф, под …

А пылесос этого не знал. И когда он начал пылесосить везде, везде,

под …, под…, под…, то засосал эти игрушки в шланг и …сломался.

Поставили пылесос в угол и забыли про него. Никто на него внимания

не обращает, никто в розетку не включает, пыль с него не протирает…

Загрустил.

Стали дети искать свои игрушки. Нет их нигде. А пылесос? Знает, а

сказать не может. Он только по ночам разговаривает.

И вот собрались пылесос выбросить и решили посмотреть, что там

внутри. А там …

Обрадовались дети. А пылесос тоже рад. Ведь его не выкинули, а про-

сто почистили внутри.

Конец? А вот и нет! Теперь дети знают, что нельзя мелкие предметы ки-

дать под …, а то пылесос сломается!

Физминутка. «Я - пылесос» Координация речи и движения

Дети встают в круг и представляют, что они – пылесосы.

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были?

Меня вы совсем забыли…

Ладно, ладно, не страшно, все

Изумительно грязно! Просто пре-

Да, кстати, загляну еще под крова-

Потом пройдусь по ковру.

И снова в углу замру

Руки в стороны, затем «метёлоч-

ка» перед грудью

Поднять плечи, руки в стороны

Махнуть рукой

Кулачок на кулачок, хлопок, кула-

чок на кулачок, хлопок

Скакать по кругу

Остановиться, нагнуться

«Пылесосить»

Остановиться и замереть

Пересказ сказки. Развитие связной речи, памяти.

Пересказ осуществляется по цепочке, с дополнениями. Если группа

сильная, то можно предложить пересказ от лица пылесоса, но тогда

на голову надеть шапочку с его изображением.

«Найди пылесос». Профилактика дисграфии.

Найти в картинке с наложенными изображениями предметов пылесос и об-

вести его по контуру.

Ребята, наш пылесос передал вам черно-белые фотографии, где он изобра-

жен в компании своих друзей… Странно, но я его не вижу! Попробуйте вы

найти пылесос и обвести по контуру красным карандашом.

Игра «Добавь правильное словечко». Расширение и уточнение словаря

Пылесосу понравилось с вами играть, и он предлагает вам новую игру «До-

бавь правильное словечко».

Логопед описывает пылесос, производит с ним действия.

Наш помощник … пылесос,

У него длиннющий … нос? Хобот? Правильно - шланг!

Вместо ног …правильно, колесики!

В животе… волосики? Насосики? Правильно – мотор!

Ложку? Правильно - вилку в …конфетку? В котлетку? Правильно – в розетку!

Нажмем на кнопочку под названием …«читатель»? «Испытатель»? Правиль-

но – «включатель»!

Теперь за работу!

Графический диктант «Дружная команда»

Раздать детям листочки в крупную клетку, в середине каждого листа сто-

ит точка – пылесос.

Вот листочки, это план группы. В центре точка, это пылесос. Поможем пы-

лесосу убраться в группе. Поставьте карандаши в точки и слушайте команду.

Наш пылесос продвигается вверх на 3 клетки, вправо на 4 клетки, по диаго-

нали влево вниз на 1 клетку, …а сейчас вы будите давать команды по цепочке,

но с условием, чтобы линии не пересекались. Зачем нам пылесосить на одном

и том же месте?

Молодцы, у нас была дружная команда, и мы помогли навести уборку в

10.Итог занятия. Самооценка работы детей (обвести шарик).

Логопед предлагает дома нарисовать пылесос, а внутри те мелкие предме-

ты, которые потерялись в группе.

Приложение 1.

Приложение 2.

Шарик надут, поднят высоко в небо – поработал отлично

Шарик надут наполовину, находится на середине листа – старался, но не все

получилось

Сдувшийся шарик не взлетел, находится на земле – в другой раз получится

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Л. Емельянова
Расскажите детям о бытовых приборах

КОНДИЦИОНЕР

С незапамятных времен люди стремились жить в комфорте, изобретая всевозможные устройства, облегчающие или улучшающие условия жизни.

Переносить жару – дело непростое. Кто-то жару пережидал просто в теньке, а для кого-то организовывались целые мероприятия по охлаждению окружающего воздуха. Так резиденция арабского халифа в одно время имела двойные стены, промежуток между которыми заполнялся снегом, доставленным с гор.

В Древней Индии люди использовали травяные циновки, смоченные водой для охлаждения помещений. Эти циновки клали на подоконники, и, испаряясь, вода охлаждала поступающий в жилище воздух. Для римских императоров привозили снег с альпийских гор и раскладывали его в императорских садах. Интересное охлаждающее воздух устройство было в Древней Персии. Это вентиляционная шахта, в которой размещались пористые сосуды с водой: проходя через шахту, воздух охлаждался и насыщался влагой.



А вот прототип современного кондиционера появился еще в 1815 году. Сконструировал его француз Жан Щабаннес. Его изобретение не получило большой популярности, но поскольку он запатентовал свое детище, то и остался в истории создателем кондиционера. Хотя более широкое распространение получили кондиционеры, изобретенные только лишь в 1902 году. В 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта. Первый комнатный кондиционер был выпущен в 1929 году. В качестве охлаждающего элемента в нем использовался аммиак, небезопасный для здоровья человека. Спустя несколько лет в кондиционерах стали использовать фреон, безопасный для окружающих. С тех пор этот прибор совершенствовался.

Кондиционер – это не только устройство для охлаждения воздуха. Слово «кондиционер» происходит от латинского condition – «условие», т. е. кондиционер обеспечивает определенные условия. По необходимости он подогревает воздух или, наоборот, охлаждает. Современные кондиционеры умеют следить и за влажностью, и за чистотой воздуха. Для этого они оснащены особыми фильтрами.

Составные части бытовых кондиционеров: компрессоры, испарители и конденсаторы аналогичны узлам бытовых компрессионных холодильников. Но охлаждают они значительно большее пространство и имеют соответственно ряд отличий. По месту расположения в квартире кондиционеры бывают оконными, настенными, напольными, потолочными и крышными.

КУХОННАЯ ПЛИТА

Кухонная плита, может быть, уже и не имеет того значения, какое имел домашний очаг или какое имела русская печь, но все же остаются одним из самых важных бытовых приборов в доме, который используется ежедневно.

Давным-давно огонь изменил жизнь человека. С того момента как люди научились подвергать пищу тепловой обработке, они сильно изменились и сами. Если раньше организм «все свои силы и энергию» тратил на то, чтобы переварить сырую пищу, то позднее, с использованием огня в кулинарии, организм начал отдавать силы и на умственное развитие.

Русская печь, прообраз современной кухонной плиты, была основным бытовым прибором прошлого времени. В ней готовили еду, на ней сушили коренья, ягоды, солод, грибы, в холодное время печь использовали и для обогрева помещения.

Изобретателем кухонной плиты принято считать Бенджамина Франклина – американского ученого, журналиста, издателя, политического деятеля. Внутри изобретенной им новой печи находился лабиринт из трубок, проходя по которым раскаленный газ равномерно разогревал большую площадь печки.



В наши дни на кухнях можно встретить разнообразные приборы для приготовления пищи. Это и отдельно стоящие кухонные плиты, встраиваемые духовые шкафы и варочные панели, микроволновые печи, хлебопечки, пароварки, приборы для приготовления пиццы, хот-догов, хлебцев и разных специфических блюд. Производители этих бытовых приборов стремятся обеспечить комфорт, безопасность и удобство их использования. Классические плиты состоят из трех частей, не зависящих друг от друга. Это варочная панель или еще ее называют конфорочной. Под варочной панелью располагается жарочный шкаф (духовка). И в самом низу, под духовкой, есть выдвижной ящик, предназначенный для хранения посуды или других принадлежностей.

В зависимости оттого, что используется для нагревания, газ или электричество, плиты бывают газовыми или электрическими.

С усовершенствованием кухонных плит облегчается труд домашних поваров и кулинаров. Разработчики облегчают не только процесс приготовления пищи, но и процесс очищения этих приборов. Например, есть функция самоочищения духовки. Это когда при очень высокой температуре, около 500 °C, в духовке сгорают все остатки продуктов и потом нужно только лишь протереть тряпочкой всю поверхность.

ЗАГАДКА


Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита)

КУХОННЫЙ КОМБАЙН

В век научно-технического прогресса создано много разных приборов, которые значительно облегчают труд человека, и довольно сложно представить, как раньше без них обходились. Например, могли ли древние люди готовить котлеты, фрикадельки или пить свежевыжатый сок? Конечно, нет. Одна из причин этого – отсутствие необходимых приспособлений. Не было у хозяек ни мясорубки, ни соковыжималки, ни блендера, ни миксера. А вот в наши дни все эти приборы объединены в одном, который называется кухонный комбайн, а более современные и мощные кухонные комбайны называют кухонными процессорами.

Существует несколько версий происхождения кухонного комбайна. По одной из них кухонный комбайн – это всего лишь усовершенствованный блендер, по другой – миксер, к которому стали добавлять различные насадки. Некоторые источники утверждают, что кухонный комбайн изобрел французский инженер Пьер Верден, который в середине шестидесятых годов прошлого века создал комбайн, носивший название Magimix.



Так или иначе, кухонный комбайн по праву занял свое место на кухне, позволяя хозяйкам экономить время, силы и даже место на кухне. Сколько нужно было бы иметь разных приборов, функции которых совместил в себе комбайн. Он умеет: резать, измельчать, готовить тесто, делать лапшу, мороженое, выжимать сок даже из зелени, петрушки, укропа и других, всех функций не перечислить.

Современный кухонный комбайн состоит из нескольких частей. Основа современного кухонного процессора – мотора, которым можно управлять с помощью кнопок или плавного переключателя скоростей. Диапазон скорости кухонного комбайна варьируется от 15 до 12 000 оборотов. Низкие обороты предназначены для смешивания; высокие – для измельчения и взбивания. Простые модели имеют всего одну скорость, более сложные – до 9.

Рабочие чаши у кухонного комбайна бывают разными по размерам и функциям, их делают из пластмассы, стекла и металла. Есть чаши термостойкие, в них можно размешивать продукты, нагревать в микроволновке или духовке, ставить в холодильник.

Комплект насадок для комбайна – это настоящее чудо. С помощью насадок можно готовить все что угодно. Есть даже мороженица. Фантазия хозяюшек не ограничена. Даже самых маленьких. Только необходимо соблюдать правила безопасности. Конечно, конструкторы тщательно продумывают параметры безопасности комбайна, но баловаться с этим прибором недопустимо.

МИКРОВОЛНОВАЯ ПЕЧЬ

Этот бытовой прибор изобретен сравнительно недавно. В 1942 году американский физик Перси Спенсер обнаружил, что микроволны обладают тепловым воздействием, т. е. способны нагревать что-либо. Свое открытие Спенсер сделал случайно. Он проводил опыты в лаборатории, проверял новую вакуумную трубу, называемую магнетроном, и случайно заметил, что шоколадка в его кармане растаяла. Ученый заинтересовался этим явлением и решил провести эксперимент: положил возле трубки зерна жареной кукурузы и сырые яйца. Спенсер с удивлением наблюдал, как по лаборатории разлетался попкорн, а он сам получил в лицо желтком. Ученый убедился, что микроволны способны на многое.

Доктор Спенсер разработал металлическую коробку с дверцей, в которую он встроил микроволновые мощности. Теперь энергия, входящая в корпус, не утекала, создавая более высокую плотность электромагнитного воздействия. Три года спустя он получил патент на использование микроволн для приготовления пищи. В 1947 году в столовых появились микроволновые печи. Размер их впечатлял: высота в человеческий рост, а вес больше, чем у коровы, – 340 кг.



Далее последовали всевозможные технические доработки. Основную работу в этом направлении вели японцы. В наши дни микроволновка, так сокращенно называют этот прибор, вполне компактных размеров и состоит из нескольких частей.

Корпус имеет различные покрытия: эмалевое, керамическое и др.

Магнетрон – это особый прибор, создающий высокочастотные волны, т. е. он и является основным источником топлива. Для выработки высокочастотных волн не хватает обычного для наших розеток напряжения 220 В, поэтому дополнительно в микроволновке стоит трансформатор.

Рядом с магнетроном располагается вентилятор, необходимый для охлаждения магнетрона. Также важной частью микроволновки является волновод. Этот узел нужен для того, чтобы «водить» волны. По волноводу через слюдяной фильтр волны попадают внутрь корпуса, где и находится пища.

Сейчас в микроволновке можно приготовить все: от простейших блюд до кулинарных изысков. О влиянии работы микроволновки на здоровье людей идут непрекращающиеся споры: одни считают пищу, приготовленную в микроволновке, вредной для здоровья, другие утверждают, что она не наносит ущерб здоровью человека.

ПОСУДОМОЕЧНАЯ МАШИНА

Этот прибор был изобретен достаточно давно, но, несмотря на это, еще не так распространен, как, например, стиральная машинка. Посудомоечную машину изобрела женщина, что неудивительно, ведь чаще всего посуду моют именно женщины. Но Джозефина Кокрейн, изобретательница этого прибора, создала его по другой причине.

У Джозефины был любимый китайский сервиз, но количество предметов в этом сервизе уменьшалось из-за неловкости слуг, и тогда она произнесла фразу, которая, как и сама и изобретательница, вошла в историю: «Если никто не собирается изобретать посудомоечную машину, то это, в конце концов, сделаю я!» Спустя некоторое время Джозефина запатентовала свое изобретение. Не последнюю роль в инженерном изобретении сыграли гены. Дедушка Джозефины был талантливым инженером и строил речные пароходы.

Современные посудомоечные машины позволяют не только облегчить жизнь людей (ученые подсчитали, что семья из 4 человек затрачивает на ручную мойку посуды более 200 часов в год), но и играют важную роль с экологической точки зрения. Посудомоечная машина экономит около 7800 литров воды в год для семьи из 4 человек в сравнении с ручной мойкой. Для мойки 12–14 комплектов посуды в машине требуется 14–18 литров воды, а при ручной мойке около 60 литров.



Каким же образом удается заменить человеческий труд? Сначала в машину подается необходимое количество холодной воды из водопровода. Моющий раствор подогревается до требуемой температуры и под давлением подается в разбрызгиватели. В результате в моечной камере образуется круговорот пенной жидкости.

Струя моющего раствора своим напором очищает посуду от остатков пищи и уносит их на дно камеры. Там раствор проходит через фильтр и вновь подается в разбрызгиватели. Этот процесс повторяется, пока не поступит команда на отключение.

На завершающем этапе мытья машина окатывает вымытые предметы холодной водой или теплым ополаскивающим раствором с помощью тех же разбрызгивателей. Все это происходит без участия человека, роль которого сводится к тому, чтобы поставить посуду в посудомойку и запустить нажатием кнопок нужную программу.

Современные машины позволяют мыть не только любые виды посуды и столовых приборов, но и хрустальные вазы, противни, большие кастрюли, съемные детали кухонных плит и холодильников, фильтрующие элементы воздухоочистителей. Наверняка усовершенствования посудомоечных машин понравились госпоже Кокрейн, и ее сервиз еще долго бы служил.

ПЫЛЕСОС

Первый прибор, похожий на пылесос, был изобретен американцем Дэниэлом Хессом примерно полтора века назад. Назывался он – подметатель ковров. В Европе изобретателем пылесоса считают Хьюберта Сесила Бута. В 1901 году он изобрел пылесос, который называли «Фырчащий Билли». Работал прибор на бензине. Он был очень большой и не помещался во многих домах, поэтому ковры выносили чистить на улицу. Или с улицы в теплое время просовывали шланги через окно. Но если с его габаритами проблема была как-то решена, то вот с ревом, который издавал пылесос, справиться оказалось сложнее. Лошади, а тогда они были самым распространенным видом транспорта, шарахались от рева пылесоса, и поэтому через некоторое время главный полицмейстер Лондона запретил использовать такие пылесосы на улице. Теперь пылесосили только в больших помещениях. Среди клиентов, пользующихся услугами «Фырчащего Билли», была сама королева Виктория.

Уменьшить пылесос удалось благодаря разработкам русского инженера Михаила Доливо-Добровольского. Он изобрел более компактный источник питания для пылесосов – трехфазный мотор.



Еще одна модель из прошлого заслуживает внимания, которая в большей мере стала прототипом современного пылесоса, – это жестяная модель, напоминавшая перевернутое оцинкованное ведро с приделанной к нему деревянной ручкой от швабры. В инструкции было указано, что этот прибор, помимо сбора пыли, можно использовать еще и для быстрой сушки волос. Весил этот пылесос всего 20 килограммов, в то время как его конкуренты – около 50.

Современные пылесосы значительно отличаются от своих предшественников. Они занимают мало места. Самый маленький – по размеру не больше альбомного листа. Увеличилось и количество функций, которые выполняют пылесосы. Некоторые приборы могут не только убирать пыль, но и мыть окна, стены, мебель, ковры, собирать воду на полу и даже чистить раковины. Появились роботы-пылесосы. Их нужно только запрограммировать и запустить – и они сами уберут все загрязненные поверхности.

ЗАГАДКИ


Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)


Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу.

(Пылесос)


Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА

До того момента пока не изобрели стиральную машинку, стирка вещей представляла собой очень трудоемкий процесс. Вещи носили стирать на водоемы. Там их полоскали, били палками, терли камнями, потом опять полоскали. От таких стирок вещи портились, теряли цвет и форму.

Еще один способ стирки – кипячение белья, тоже требовал немалых затрат сил и времени.

В 1797 году было создано первое приспособление для стирки – доска. А в 1851 году американец Джеймс Кинг запатентовал стиральную машину с вращающимся барабаном и ручным приводом. Изобретатели постоянно придумывали что-то новое, пытаясь облегчить процесс стирки. До конца XIX века машины для стирки в основном приводились в движение мускульной силой человека или животных. Например, на золотых приисках в Калифорнии стиральные машины приводились в движение силой 10 мулов. За один цикл в такой машине стирали более дюжины рубашек. Для отжима белья использовались ручные валики.

С развитием техники люди придумали электрические двигатели и механизмы на их основе. Одной из первых стиральных машин с электрическим приводом была машина Thor, которую примерно в 1908 году выпустила компания Hurley Machine Company из Чикаго. Изобрел машину Алва Фишер. Машина имела деревянный барабан, который вращался восемь раз то в одну, то в другую сторону.



Процесс ручной стирки постепенно стал полностью автоматическим. Появилась лучшая помощница хозяйки – стиральная машина. Все вы ее видели. Она представляет собой большую «тумбочку», которая стоит в ванной, на кухне или в постирочной комнате.

Машинка подключается к электричеству и подсоединяется к основным системам водоснабжения и канализации. Это нужно для того, чтобы в машинку поступала чистая вода и удалялась грязная. Бывают машинки, в которые белье загружается сверху, а бывают, где люк располагается сбоку. После того как белье в машинке, нужно засыпать в специальный контейнер порошок и выбирать программу, по которой будет выполняться стирка. На лицевой панели стиральных машин бывает устройство выбора этих программ – колесики либо кнопки.

По окончании стирки белье из машинки достается почти сухим. Его остается только развесить.

Чтобы оценить важность этого бытового прибора, стоит попробовать постирать белье несколько раз руками.

ТЕЛЕВИЗОР

Мы уже привыкли получать информацию с голубых экранов телевизоров. Любим смотреть мультфильмы и разные передачи. Все очень просто, нажал кнопку, сиди смотри на экран и переключай нужные каналы пультом управления. Чудо-техника!

Раньше о таком только в сказках говорилось. Помните, как смотрела девица в зеркальце, которое показывало ей, кто прекрасней всех на свете. Или как Кащей Бессмертный видел в тарелочке Ивана-царевича, спешащего к нему на бой. Раньше это казалось недостижимым передавать изображение и звук на расстояние. Все началось с передачи информации посредством электромагнитных волн. Это был прорыв в науке.

Позднее была изобретена электронно-лучевая трубка. Принцип ее сводился к тому, что электронный луч внутри трубки мог рисовать различные изображения. Управлять этим лучом можно было посредством специальных сигналов. Для получения изображения на экране лучевой трубки необходимо передать эти сигналы. Это можно сделать по проводам, а можно с помощью радиоволн. В телевизоре существует специальный блок, который отвечает за прием нужных, «настроенных» волн, т. к. в окружающем нас пространстве присутствует огромное количество управляющих волн.



Чтобы ловить волны из пространства, необходимо еще одно устройство – антенна. Когда волна попадает на антенну, возникает электрический ток – сигнал, который по проводам попадает в телевизор.

У первых телевизоров экраны были совсем маленькие, а изображение – черно-белым. С развитием науки и техники, появились телевизоры с цветным изображением. Их габариты были весьма большими, а принцип работы оставался тот же.

Следующим этапом в развитии телевизионной техники было появление телевизоров и мониторов с жидкокристаллическими экранами. Вес таких приборов невелик, и толщина экрана 1–2 см! Такой телевизор можно попросту повесить на стену как картину. Плоские телевизоры бывают не только на основе свечения жидких кристаллов, но и на основе свечения плазмы.

В 2008 году появились так называемые лазерные телевизоры, срок службы которых гораздо дольше, а энергопотребление ниже. Они такие же плоские.

ЗАГАДКИ


Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.

(Телевизор)


Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.

(Телевизор)

УТЮГ

Известно, что после стирки вещи становятся мятыми. Как придать им привлекательный вид? Просто расправить – недостаточно. Нужно их погладить – для этого потребуется утюг.

В современных утюгах используется принцип теплового воздействия на ткань и механического давления на нее, за счет чего волокна расправляются. Иногда для лучшего разглаживания применяют пар. Белье сначала сбрызгивают водой, потом проводят утюгом, либо утюг сразу выбрасывает пар во время глажки на белье. За счет проникновения пара в волокна ткань размягчается и разглаживается.

Утюг, прибор тяжелый, в процессе работы всегда очень горячий, работает от электрического тока, поэтому пользоваться им нужно осторожно, соблюдая правила техники безопасности.

Раньше, до изобретения электричества, применяли другой принцип глажки. После стирки по белью проводили специальными ребристыми деревянными досками с ручкой. За счет этих ребрышек ткань многократно подвергалась механическому воздействию. В результате белье становилось мягким, и складки исчезали. Недостаток этого способа – большая трудоемкость и значительный износ ткани.



Позднее стали использовать утюги из чугуна. Они были очень тяжелыми и имели полость внутри, в которую насыпали горячие угли, за счет чего утюг нагревался. Угли быстро остывали, и нужно было добавлять их снова и снова. И было очень неприятно, когда из утюга на чистое наглаженное белье выпадал кусочек угля.

Первое письменное упоминание об утюге на Руси относится к 1636 году. В книге записей расходов царицы – супруги Михаила Федоровича Романова Евдокии – написано: «Генваря в 31 день, кузнецу Ивашке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги зделал в царицыну палату утюг железный».

Много интересного можно узнать, посетив музеи утюга. В одном из них хранится самый маленький утюг весом всего 10 граммов. Вес самого тяжелого утюга в музее – 10 килограммов.

Сейчас утюги стали приборами домашними. В прачечных и на фабриках используют современные гладильные машины и отпариватели профессионального назначения, надев на которые рубашку можно в считанные секунды получить выглаженную вещь.

ЗАГАДКИ


В полотняной стране
По реке-простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.

(Утюг)


Гладит все, чего касается,
А дотронешься – кусается.

(Утюг)

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Жил-был на свете один Электрик. Нормально жил. Работу свою любил. И человек он вроде был неплохой. Любил жену и дочку. Только вот врал все время. Просто так. Потому что привык. Потому что не считал это чем-то плохим. Тем более, что ложь казалась ему безобидной. И, как он считал, нужна была для пользы дела.

И вот как-то раз он на работе менял лампочки. И вдруг одна перегоревшая лампочка, которую он выкрутил и держал в руках, вдруг засветилась мягким теплым светом. И через секунду электрик услышал тихий голос: «Тебе нужно перестать лгать». Электрик удивился, но не очень: «Что это со мной? Устал, наверное». И продолжал работать. А лампочка из мусорной корзины продолжала: «Посмотри на себя! Как ты живешь? Какой пример подаешь маленькой дочке?». «Это что такое, - вслух сказал электрик, - это теперь каждая лампочка будет меня воспитывать?» И продолжал работать. Когда он уходил домой, он по привычке положил несколько лампочек себе в карман. По дороге домой он зашел в интернет-кафе, поиграл там в свои любимые игры на компьютере, попил кофе и пошел домой. И совсем забыл про маленькое происшествие, которое случилось с ним на работе.

Дома электрик как всегда после ужина стал играть с дочкой. «Почему ты сегодня так долго не приходил с работы? – спросила девочка. – «Работы было много», - по привычке соврал электрик. Девочка любила сказки, и попросила папу почитать их. Электрик достал из кармана лампочку, вкрутил в торшер и стал читать сказку. Не успел он дочитать первое предложение, как услышал тихий голос из торшера: «А твоя дочь знает, что ты ей врешь?». Электрик покраснел. А лампочка продолжала: «И лампочки ты бы мог покупать в магазине, а не уносить с работы». Электрик посмотрел на девочку. Она с интересом смотрела на него. «Интересно, она это тоже слышит?» - подумал он и стал продолжать читать. Дочитав сказку, он велел девочке идти спать, а сам задумался – что же с ним происходит? Может, ему в отпуск пора? Почему лампочки разговаривают с ним, да еще и уличают его во лжи? На следующий день на работе он решил сам поговорить с лампочками. Он подошел к одной из лампочек, которая обеспечивала дежурное освещение, и начал с ней беседу: «Вот ты думаешь, что ты самая умная, да? Самая честная? Самая правильная? Да что ты можешь понимать в жизни! В жизни невозможно жить правильно, не обманывать и не хитрить. Тем более, что все так живут». И электрик начал рассказывать лампочке о том, какая трудная у него жизнь, что честно жить невозможно, что врет он только по мелочам, и что если не врать, то и не проживешь вовсе. Электрик говорил долго. Он как будто обрадовался поводу излить душу. Он рассказывал, как много в жизни его обманывали, прежде чем он понял, что нужно обманывать самому. Рассказывал, как научился обманывать сам себя, чтобы быть как все. Он даже вспомнил детство, когда он сказал родителям правду, а они не поверили ему. Он рассказал всю историю своей жизни, и неожиданно для себя под конец заплакал. Когда он закончил и повернулся, чтобы уйти, он услышал: «Ты умеешь быть настоящим». Электрик зашагал к своему рабочему месту. По пути ему встретился начальник и строго спросил электрика, где он был. «Разговаривал с лампочкой», - ответил электрик. Начальник улыбнулся и ничего не сказал в ответ.

В этот день электрик снова задержался на работе. Ему хотелось обдумать то, что с ним произошло. Когда он пришел домой, было уже поздно. Дочка лежала в кровати. Электрик подошел к детской кроватке и увидел, что она не спит. «Почему ты так поздно? – спросила девочка. «Не хотелось идти домой. Хотелось побыть одному» - ответил электрик. Девочка понимающе кивнула: «У меня тоже так бывает. Когда мне хочется побыть одной, я залезаю в шкаф и сижу там». И добавила: «Я люблю тебя, папа!» Закрыла глаза и заснула. А электрик еще долго сидел у детской кроватки. На душе было светло и тихо.

Потом он вернулся в другую комнату, взял лампочки, которые он до этого принес с работы. Положил их в карман, чтобы завтра вернуть на место. И пошел спать. В эту ночь, впервые за много лет, электрик снова летал во сне. Сон был цветной, яркий и очень радостный. Во сне они с дочкой летали наперегонки. Каждый раз, когда электрик догонял дочку, они брались за руки и летели вместе навстречу облакам. Дочка шептала: «Я люблю тебя, папа!»

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электричество». Что же такое электричество, всегда ли люди знали о нём?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Скажите, как можно обойтись без освещения и тепла, без электродвигателя и телефона, без компьютера и телевизора? Электричество настолько глубоко проникло в нашу жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это за волшебник помогает нам в работе.

Этот волшебник – электричество. В чём же заключается суть электричества? Суть электричества сводится к тому, что поток заряженных частиц движется по проводнику (проводник – это вещество, способное проводить электрический ток) в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Двигаясь, поток частиц выполняют определённую работу.

Это явление называется «электрический ток ». Силу электрического тока можно измерить. Единица измерения силы тока — Ампер, получила своё название в честь французского ученого, который первым исследовал свойства тока. Имя ученого-физика – Андре Ампер.

Открытие электрического тока и других новшеств, связанных с ним, можно отнести к периоду: конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Но наблюдали первые электрические явления люди ещё в пятом веке до нашей эры. Они замечали, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки. Древние греки даже научились использовать это явление – для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они встают, отталкиваясь друг от друга.

Вернёмся ещё раз к определению электрического тока. Ток – направленное движение заряженных частиц. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы – это электроны. Слово «янтарь» по-гречески – это электрон.

Таким образом, мы понимаем, что всем нам известное понятие «электричество» имеет древние корни.

Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Как и многое в нашей жизни, электричество, имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Электрический ток, как волшебника-невидимку, нельзя рассмотреть, учуять его по запаху. Определить наличие или отсутствие тока можно только, используя приборы, измерительную аппаратуру. Первый случай поражения электрическим током со смертельным исходом был описан в 1862 году. Трагедия произошла при непреднамеренном соприкосновении человека с токоведущими частями. В дальнейшем случаев поражения электрическим током произошло немало.

Электричество! Внимание, электричество!

Этот рассказ об электричестве – для детей. Но, само по себе, электричество — понятие далеко не детское. Поэтому, хотелось бы и в этом рассказе обратиться к мамам и папам, бабушкам и дедушкам.

Уважаемые взрослые! Рассказывая об электричестве детям, не забудьте подчеркнуть, что ток – невидим, а потому особенно коварен. Что не нужно делать взрослым и детям? Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электрокомплексам. Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки. Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность. Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, – объект особого контроля.

Главное требование, предъявляемое к взрослым — не только самим соблюдать правила безопасности, но и постоянно информировать детей о том, насколько может быть коварен электрический ток.

Заключение

Физики «дали доступ» человечеству к электричеству. Ради будущего учёные шли на лишения, тратили состояния, чтобы вершить великие открытия и дарить результаты своих трудов людям.

Будем бережно относится к трудам физиков, к электричеству, будем помнить о той опасности, которую оно потенциально несёт в себе.

Басню про электричество можно посмотреть

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей