Рукоделие" href="/text/category/rukodelie/" rel="bookmark">рукоделию , книги.

Оборудование: инструменты и приспособления для вышивки, ПК, проектор.

Цель урока:

1. Ознакомить с творчеством различных народов; способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.

2. Раскрыть индивидуальные способности, влияющие на самовоспитание как элемент трудовой деятельности учащихся, качеств аккуратности, усидчивости; воспитывать инициативу и самостоятельность.

3. Дать первичное представление об украшающих контурных швах; ознакомить учащихся с технологией выполнения украшающих контурных швов; научить учащихся выполнять швы «назад иголку», «вперёд иголку», стебельчатый шов.

4. Напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда

План урока:

· Немного истории.

· Классификация вышивки.

· Инструменты и приспособления.

· Практическая работа: приемы вышивки, изготовление образцов.

Межпредметные связи : история.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Рассказ учителя о возникновении и приемах вышивки.

Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Так и вышивка.

Вышивка - способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур.

Очень часто с помощью вышивки подчеркивалось социальное положение. Так, на найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду. Вышивка была распространена не только в Древнем Египте, но и в Древней Греции. Свидетельством тому служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до н. э., на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.

В Х - ХII вв. вышивку стали использовать для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов , полотенец, скатертей, занавесок, постельного белья и т. д.). В то время рукодельницы умели вышивать самые различные узоры, начиная от простых геометрических фигур и заканчивая сценками из жизни. Соревнуясь между собой в мастерстве, они постоянно совершенствовали приемы вышивки. Одними из наиболее распространенных видов стали вышивки крестиком, стебельчатым швом, тамбурным и другими.

Вышивают нитками, бумагою, шерстью, шелком, золотом, серебром с примесью бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блесток, а также и монет, что преимущественно делается в Грузии и Малой Азии. У многих восточных народов в вышивку входят самые разнородные элементы: цветные блестящие жучки, когти, зубы, меха некоторых животных, а также змеиная кожа. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. Перья употребляются весьма искусно и с большим вкусом, особенно в Бразилии, где такое изобилие и разнообразие красивых и разноцветных птиц.

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

Сегодня пойдет речь о самом распространенном стеклянном бисере.

Оказывается, стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад. Легенда рассказывает, что когда-то в очень далекие времена финикийские мореплаватели везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Остановившись ночевать на песчаном берегу, они развели костер и обложили его кусками соды. Утром купцы в золе обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, прозрачен как вода и переливался под лучами солнца. Так было открыто стекло.

Огромный вклад в истории стеклоделия в России оставил. Он изучил свойства стекла и открыл первый в России завод по выпуску бисера и стекла для мозаики.

Из стекла стали делать бусы, которые становились все меньше и меньше, так появился бисер. Его название происходит от арабского слова «бусра», что означает фальшивый жемчуг. Вторая половина 18 века и первая половина 19 столетия были «золотым веком» бисера в России. Чего только из него не делали.

Бусы могут быть знаком, символом – а это начало культуры и духовности. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Ученые полагают, что придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Первые украшения из бисера не были похожи на современные. Величина бусинок варьировалась от трёх до пяти сантиметров, и конечный результат представлял собой довольно увесистое изделие.

Традиции расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существуют не только у нас, но и многих народов.

3. Изучение нового материала.

Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания потребуются весьма несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, линейка или сантиметровая лента, пяльцы.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом













1 из 12

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное-большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно. Получив начальные сведения о приемах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!

№ слайда 3

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивание во все времена было любимым занятием рукодельниц. Выполненная своими руками, красивая вышивка легко впишется в любой интерьер и будет прекрасным подарком к любому празднику. Вышивка крестиком – великолепное и самое популярное рукоделие. Вышивки смотрятся эффектно, особенно при идеальном по форме крестиком. Вышивать крестиком – ни с чем несравнимое, увлекательное занятие. Стоит только взять в руки иголку с нитью и Вы уже никогда не бросите это увлекательное занятие. А как приятно, в наше непростое время, отвлечься от повседневных забот и заняться своим любимым делом создания своего неповторимого шедевра. Ничто так не расслабляет и не успокаивает так, как любимый вид рукоделия – вышивка крестиком. Сегодня, вышитое своими руками, изделие, пусть даже не шедевр, приобретает особую ценность.

№ слайда 4

Описание слайда:

История вышивки Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера колорит и собственное видение красоты каждого свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.

№ слайда 5

Описание слайда:

История вышивки В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны.

№ слайда 6

Описание слайда:

История вышивки На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь - ковры, накидки, вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.

№ слайда 7

Описание слайда:

История вышивки В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.

№ слайда 8

Описание слайда:

История вышивки Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

Описание работы:

План - конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.

Класс: 5 Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Цель : ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая : развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока : 90 минут.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап.

Приветствие;

Назначение дежурных;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу - подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

Ознакомиться с историей вышивки;

Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка - это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица - мать-сыра Земля».

Конь - оберег домашнего очага, символ доброты

Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо - символ жизни, единства рода.

Огонь - очистительная сила.

Спираль - символ пожелания блага

Украшение костюма - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки - ирис, мулине, гарус, шерсть).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов - «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

Хранить ножницы в футляре;

На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

Не оставлять их на рабочем месте;

Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

Не вкалывать их в одежду;

Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

Что относится в вышивании к материалам?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на данном занятии?

Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и - урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка

Методическая страничка
Мальцева Татьяна Александровна,

воспитатель ГПД.

Декоративно - прикладное направление.

Тема:
"Волшебный крестик"

Цель:
Способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, ковры, вышивка, украшения, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно-декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т. п.). В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные материалы. К ним, в частности, относятся дерево, кость, металл, стекло, ткани, а в последнее время стали применяться и различные виды пластмассы.
Предметы декоративно-прикладного искусства делятся на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними
К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета
Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств
К промежуточным между декоративно-прикладным и станковым формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно увязаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельные художественные произведения
Особенности композиции декоративно-прикладного искусства во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, с начала XX-века также с художественным конструированием.
Вышивка - древний и широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫШИВКИ

С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание. История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо практическое предназначение. Как известно, женщина в любой ситуации остается женщиной. Не были исключением и наши первобытные предшественницы. Несчастные красавицы были вынуждены закутывать свои обнаженные тела в то, что удалось добыть избранникам. Причем не всем доставались яркие наряды из леопардов или антилоп, некоторым приходилось довольствоваться довольно-таки невзрачными шкурами мамонтов. Ничего удивительного нет в том, что женщины уже в то время не хотели довольствоваться примитивными моделями одежды, которые получались из шкур животных, убитых на охоте их мужьями. Вот тогда впервые им в голову пришла мысль об усовершенствовании одежды. Сначала изобретательницы стали скреплять отдельные куски, составляя модели по своему вкусу. А несколько позднее начали применять стежки для отделки и украшения своих нарядов. С течением времени искусство украшения материалов с помощью иглы и нитей развивалось и совершенствовалось. На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным, так и машинным способом. Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов, используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной, а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать его приемы. А кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ используемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания. Главными мотивами вышивки во все времена оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие, художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.
Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств.

ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, - вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов - бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание которых датируется IХ-ХII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент. Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей.
Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, бархат, а также драгоценные камни. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу и Иоанну Предтече. До XVIII века весьма популярны были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, принадлежавшие к высшим слоям общества, не только руководили работой, но и принимали в ней самое активное участие. Так, работы княгини Марии, основавшей мастерскую при дворе князей Луговских в Ростове, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение, разнообразие сюжетов и великолепие используемых материалов, Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семи-восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры


Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки. Богатое наследие вышивального искусства можно разделить на две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Причиной подобного деления служат такие характеристики работ, как особенности техники выполнения, различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма. Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот). Для вышивок представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причем это касается как тканей основы, так и используемых нитей
Кроме того, вышивальщицы среднерусской полосы зачастую применяют цветные ткани в качестве элемента узора. Геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга, широко применяется в обеих школах вышивания. Самые распространенные мотивы орнаментов - женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы.


При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов. По мнению исследователей, русская вышивка была подвержена сильному влиянию рукоделия Византии, что становится очевидным при детальном рассмотрении работ некоторых мастериц. Явное смешение стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость.

Напёрсток необходим для предохранения пальцев от прокола. Он может быть металлическим или пластмассовым. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Хорошо подобранный наперсток облегчает и ускоряет вышивание.

Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с загнутыми концами - для обрезания рабочих ниток, надрезания и выдёргивания нитей из ткани, для оформления краев ткани при раскрое, средних размеров - для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток и большие – для раскроя ткани. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения вышитой работы от стягивания. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Круглых пялец желательно иметь в арсенале несколько разных по размеру. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, чтобы избежать деформации вышитого рисунка после снятия ткани с пялец.

Иглы для вышивания. Такие иглы по сравнению с иглами для шитья имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое удлиненное ушко, в которое легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.

Линейка или сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Инструменты и приспособления располагаются справа, а материалы – слева от себя. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Расстояние от глаз до работы – 25 – 30 см.

Нитки для вышивки.

Мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон). Можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими нитками. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.

Бисер – это общее понятие. Он бывает самых различных размеров и цветов. Отличается очень красивыми оттенками цветов – нежными и глубокими. Собственно бисером принято называть мелкие круглые или многогранные слегка сплюснутые бусинки из различного материала – отшлифованного стекла, хрусталя, металла, керамики – с отверстиями для продевания нити. Более крупный бисер называют обычно бусинами. Стеклярус в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной более 3 мм.

Орнамент . Термин происходит от латинского слова “украшение”.

Орнамент - это условные знаки, символы, обозначающие выражение человеком своего отношения к явлениям природы.

Орнаменты бывают :

· Геометрические (разные геометрические фигуры).

· Растительные, животные, птичьи.

· Человекообразные

· Шрифтовые (знаки, напоминающие восточную письменность).

Композиция : в переводе с латинского “составление”, “сочинение”, “соединение”.

Композиция - это определенное расположение узора или отдельных его частей на ткани, т. е. единое целое.

Большое значение в вышивке придавалось не только виду орнамента, но и его цветовой гамме. Определенные сочетания цветов являлись визитной карточкой той или иной народности, региона, а иногда и отдельной деревни.

В наше время вновь завоевывает былую популярность вышивка бисером. В современных изделиях появились самые разнообразные виды бисера, пришивных стразов, бусин, пайеток, стекляруса, вызывающие восхищение.

Существует множество приемов вышивки бисером. Но все они основаны на ручных стежках и строчках.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

Шов “вперед иголку”, “назад иголку”, стебельчатый шов, тамбурный, петельный, узелки, счетные стежки, полукрест, крест, козлик, “владимирская гладь” (односторонняя гладь), “Александровская” и “белая” гладь” (двухсторонняя гладь.), гобеленовый шов.

Классификация вышивки. Все техники вышивки подразделяют на счетные, т. е. вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом, вышивание по полотну счетной гладью.

4. Физкультминутка. Релаксация.

5. Вопросы для закрепления.

а) какой орнамент изображен на этих рисунках?

б) какие виды стежков вы сегодня узнали?

в) что необходимо для работы?

г) какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе?

6. Практическая работа.

- А теперь начинаем работать. Запаситесь терпением.

Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на своих тканях с учетом выбранных швов. Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:

1. Помогает слабым детям.

3. Проверяет качество выполняемой работы.

7. Заключительный этап.

Подведение итогов работы.

Не рвись владеть ларцами золотыми

И саблями чеканно белыми

Мечтай владеть руками золотыми,

Которые все это сделали!

Выставление оценок.

8. Домашнее задание: продолжить работу над вышивкой.

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.

Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы « Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно-прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

№ урока 11-12 Дата 11.10. 08 Четверть 1
Тема урока Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Кол-во часов 2
Использование ИКТ Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.
Общеучебные умения и навыки Ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний.
Специальные умения и навыки Знание истории возникновения вышивки, пропорционального построения узоров. Уметь переводить рисунок на ткань. Виды декоративно прикладного искусства народов нашей страны; творчество народных умельцев нашего округа. Технология запяливания ткани, увеличения и уменьшения рисунка, перенос рисунка на ткань. Освоение приемов перевода рисунка на ткань.
Тип урока Комбинированный. Приобретение новых знаний.
Триединая дидактическая цель Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств.
Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.
Методы обучения Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа, работа с учебником.
Повторяемый материал Приемы работы с ручными инструментами, цветоведение.
Виды и формы контроля знаний Взаимоконтроль, фронтальный контроль.
Практическая работа Выполнение декоративных швов
Домашнее задание Учебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.

Цель урока:

  1. Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
  2. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
  3. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история.

Ход урока

I. Организационный момент.

5 минут .

II. Проверить знание правил по технике безопасности.

Опрос учащихся. 5 минут.

III. Повторение правила выполнения основных швов

(карточка 1 – Приложение 1 , карточка 2 – Приложение 2 , карточка 3 – Приложение 3 , карточка 4 – Приложение 4 , карточка 5 – Приложение 5) 10 минут.

  • Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
  • Определите соотношение схемы шва и названия шва.
  • Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
  • Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
  • В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
  • Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей