Компьютерная зависимость и её профилактика. Методическая разработка на тему: Компьютерно -игровая зависимость и её профилактика

·познакомить социальных педагогов с понятием «компьютерная аддикция»;

·рассмотреть механизм возникновения компьютерной зависимости у подростков;

·научить выявлять признаки психологической зависимости от компьютера;

·классифицировать компьютерные игры по степени опасности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технология профилактики компьютерной зависимости у подростков. Групповая консультация для социальных педагогов Подготовила: Измайлова Е.В. 1

Цель - представить социальным педагогам технологии первичной профилактики компьютерной зависимости. Задачи: познакомить социальных педагогов с понятием «компьютерная аддикция»; рассмотреть механизм возникновения компьютерной зависимости у подростков; научить выявлять признаки психологической зависимости от компьютера; классифицировать компьютерные игры по степени опасности. п редставить разработанные авторами технологии первичной профилактики компьютерной зависимости. 2

Аддиктивное поведение (от англ. Addiction - склонность, па­губная привычка) характеризуется стремлением к уходу от реальности путём искусственного изменения своего психичес­кого состояния химическим или нехимическим путём. Классификация аддикций (Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева): I. Нехимические аддикции: патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг); компьютерная аддикция; сексуальная аддикция (гомосексуализм, лесбиянство, перверсии); работоголизм; аддикция к трате денег; аддикции отношений (патологическая привычка к опре­деленному типу отношений); ургентные аддикции (привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени). II . Промежуточные формы аддикции: аддикция к еде: А) нервная анорексия F 50.0; Б) нервная булимия F 50.2. III . Химические аддикции F 10-F19: аддикция к алкоголю, та­баку, кофеину, опиатам, каннабиоидам, галлюциногенам, растворителям, транквилизаторам, барбитуратам. 3

Что такое компьютерная зависимость? Сам термин «компьютерная зависимость» появился в 1990году, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют компьютерную зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алко – и нарко - зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Можно сказать, что это заболевание приводит к раздвоению личности 4

Как формируется зависимость? Мозг каждого человека снабжен центром удовольствия. Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром. 5

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Зависимость от Интернета (сетеголизм) Зависимость от компьютерных игр (кибераддикция) 6

Причины компьютерной зависимости Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми Недостаток внимания со стороны родителей Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении Желание ребенка быть «как все» его сверстники Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье 7

Стадии развития компьютерной зависимости Стадия лёгкой увлечённости. После того, как ребёнок (подросток) один раз поиграл в компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Он получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что потребность играть в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии ещё не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека. Стадия увлечённости. Фактом, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – играть в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств. 8

Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре в зону наиважнейших потребностей, что характеризуется изменением самооценки, самосознания. Зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной или индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов (хотя в основном с такими же игровыми фанатами). Такие подростки любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своём влиянии на психику человека, поскольку социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, всё же, как правило, не даёт подростку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до соматических и психических нарушений. Индивидуализированная форма зависимости – это крайняя форма зависимости, когда нарушается не только мировоззрение, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики: она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Такие подростки подолгу играют в одиночку, потребность в игре у них находится на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они «не принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворённость, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Если у подростка эта стадия затянулась, и он не в состоянии самостоятельно перейти на другую, то ему необходима помощь специалистов. 9

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека. Отношения подростка с компьютером можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. То есть человек уже «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью избавиться от психологической зависимости от компьютерных игр не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. 10

Общие признаки зависимости: пренебрежение важными вещами в жизни из-за зависимого поведения разрушение отношений зависимого человека со значимыми людьми раздражение или разочарование по отношению к значимым для него людям скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать время, проводимое за играми 11

Симптомы психологической зависимости от пк Х орошее самочувствие или эйфория за компьютером Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером Увеличение количества времени, проводимого за компьютером Ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером Невозможность остановиться Пренебрежение семьей и друзьями Проблемы с работой или учебой 12

Симптомы Физической зависимости от пк Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц) Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи Головные боли по типу мигрени Боли в спине Сухость в глазах Пренебрежение личной гигиеной Расстройства сна, изменение режима сна 13

опасности компьютерной зависимости Компьютер, является главным объектом для общения В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни можно «заново начать» игру Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов Непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами. Часто такие взрослые сами зависимы от ПК и интернета 14

Компьютерные игры по степени опасности можно классифицировать следующим образом 1. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. В свою очередь они делятся: Игры с видом «глазами» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты». Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями или даже Творца. Роль не задаётся конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственного героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделённых хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление; другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип игр, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти. 15

2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков. Аркады. Эти игры не требовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психическую зависимость, то кратковременную. Головоломки (шахматы, шашки, нарды) . Основная мотивация в таких играх – доказать своё превосходство над компьютером. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психическую зависимость человека от этого типа игр. Традиционные азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи. 16

По данным опроса, проведённого ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, основные формы деятельности несовершеннолетних интернет-пользователей распределились следующим образом. * Данные в таблице представлены в %. В опросе приняло участие более 1000 человек. 17

Диагностика компьютерной зависимости: Способ диагностики Интернет-зависимости В. Лоскутовой (русскоязычная адаптация опросника Kimberly Young); Критерии диагностики компьютерной зависимости (Ivan Goldberg , 1996); Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack , 1999); Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот, 2005). Исследование возможности возникновения компьютерной и игровой зависимости среди несовершеннолетних должно включать в себя: исследование наличия акцентуаций характера личности подростка (методика Леонгарда); исследование детско-родительских взаимоотношений (Анализ семейных взаимоотношений Эйдемиллера) Опросники и тесты по определению интернет, игровой – зависимостей, зависимости от мобильного телефона, от аудиостимулов (тест Такера, опросник Шеффилда, тест на интернет-зависимость Кулакова); тесты на определение аддикции у несовершеннолетнего (тест на интернет- аддикцию Никитиной и Егорова); психопрофилактические беседы и наблюдение. 18

Профилактика компьютерной зависимости - предупреждение развития патологического использования компьютеров. Осуществляется по четырём основным направлениям и представляет: во-первых, широкую воспитательную работу среди молодёжи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих - общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями, в-четвертых, администра­тивно-законодательные мероприятия. Первичная профилактика направлена на улучшение психи­ческой адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависи­мости и возможными её последствиями 19

Технологии первичной профилактики компьютерной зависимости 20

Поэтапная система коррекции компьютерозависимого поведения Цель терапии: повышение самооценки и уровня самосозна­ния, усиление контроля над импульсами, увеличение стабильности межличностных отношений, социальная адапта­ция. Задачи терапии: 1 . Выявление существующих проблем и проблематичных ситуаций; 2. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые приводят к компьютерозависимому поведению. Психотерапевтические средства коррек­ции 21

Стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости (для родителей): 1. Показывать личный положительный пример. Важно, что­бы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не дол­жен играть по три-четыре часа. 2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер - не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать ра­ботать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьюте­ром два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами. 3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в сво­бодное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.). 4. Использовать компьютер как элемент эффективного вос­питания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.). 5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раз­дражительности, агрессивности, специфических страхов. 6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочте­ние развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. 7. В случаях, если родители самостоятельно не могут спра­виться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры. 22

Советы родителям Комфорт и удобство рабочего места 23

Гимнастика для глаз 24

Зависимость от ПК глазами детей 25

Глаза устали от экрана, Но снова пялюсь в монитор. Спроси, зачем мне это надо, Да, понимаю, перебор… Но оторваться нету силы, Я словно зомби у ПК… Мы в НЕТЕ все как пассажиры Застряли, дать бы нам пинка. Неизлечимая зараза, Проклятый этот Интернет. Мы в предвкушении экстаза, Нам ничего милее нет. Но продолжаться так не может, Ведь должен быть всему предел. Здоровье нам, друзья, дороже, Еще есть куча разных дел. 26

Вывод: Компью­терная зависимость является проявлением аддиктивного поведения. Доказано, что от 5% до 14% пользователей Интернет страда­ют компьютерной зависимостью. Причём, количество зависимых растёт прямо пропорционально увеличению досту­па и скорости Интернета. Данные литера­туры и опыт лечения пациентов с компьютерной зависимостью позволяют утверждать, что залог успеха - это выявление среди пользователей ПК лиц, составляющих группу риска, и квалифицированная профилактическая и коррекционная работа с ними на начальном (доклиническом) этапе формирования аддикций. 27

Источники Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, кор­рекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с. http://www.pokrov-forum.ru/science/zdorovie/izdanie/profil_zavis_povedenia/txt/2_2.php http://www.oko-photo.ru/topics/society/254 http://trasluz.ru/articlepsy/internetmania 28


В первой главе было дано определение "компьютерной зависимости", установлены причины ее возникновения и очерчены границы отрицательного влияния компьютерной зависимости на формирующуюся подростковую личность.

Также определено, что компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реальность может травмировать; реальность сложно предсказать; в реальности приходится строить отношения с разными людьми: и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Основные критерии, определяющими появление компьютерной зависимости, можно считать следующие:

Беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого,

Болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы,

Нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям,

Значительное эмоциональное отчуждение;

Ухудшение памяти, внимания;

Снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

Ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения,

Подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

Уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

Пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

Появление таких черт характера, как изворотливость, лживость;

Неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

Приступы депрессии, страха, тревоги.

Как было сказано в первой главе, компьютер выполняет действительно широкий спектр задач. Но открывшийся перед ребенком новый спектр возможностей, может отрицательно сказаться на психике подростка. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

В компьютерной игре подростка привлекает:

Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

Отсутствие ответственности;

Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. В большинстве случаев компьютерная, Интернет - или игровая зависимость возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером. Для детей компьютер и компьютерные игры - это вариант проведения досуга, который "так захватывает ребенка, что он уходит от реальной жизни". При этом "страдает как физическое, так и психическое здоровье детей". По мнению специалиста, причины формирования компьютерной зависимости в том, что на первых этапах привыкания ребенка к компьютерной игре родители поощряют эти действия. "Они осознают проблему только тогда, когда ребенок перестает реагировать на их требования выключить компьютер, у него падает успеваемость в школе, ухудшается зрение.

На основании предложенной динамики формирования и развития игровой зависимости можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику. Применительно к этому аспекту напомним, что все теоретические выкладки основаны на изучении влияния ролевых компьютерных игр, однако возможность их распространения на другие игры и виды компьютерной деятельности не исключена.

1. Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает "чувствовать вкус", ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то -- посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, чему сопутствуют положительные эмоции. Природа человека такова, что он стремится повторить действия, доставляющие удовольствие, удовлетворяющие потребности. Вследствие этого игра может повторяться еще и еще раз. Появляется некоторое стремление к игровой деятельности, которая начинает принимать целенаправленный характер.

Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей нового вида влечения, перерастающего в потребность -- игра в компьютерные игры. Новый вид потребности лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. На самом деле структура потребности гораздо более сложная, ее истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре -- это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли. Увлечение в компьютерными играми на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются "заядлыми", т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями -- в ценностно смысловой сфере личности. По данным А. Г. Шмелева происходит интернализация локуса контроля (переход внешнего контроля во внутренний); изменение самооценки и самосознания.

Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека, чем индивидуализированная форма. Отличие в том, что люди не отрываются от социума, не уходят "в себя"; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, "уйти" в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.

Для людей с индивидуализированной формой зависимости такие перспективы гораздо более реальны. Это крайняя форма зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики -- она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра -- это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не "принимают дозу", то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии. В связи с этим мы не будем в этой работе подробно останавливаться на этом, т.к. этот вопрос требует отдельного изучения. 4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей. Т. е. человек "держит дистанцию" с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий -- она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Компьютерные игры имеют не большую историю, однако, случаев полного угасания зависимости единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время. Определяющим здесь является тот факт, до какого уровня произойдет спад величины зависимости после прохождения максимума. Чем спад сильнее, тем меньше по времени будет угасать зависимость. Однако есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но мы не можем подтвердить это экспериментально. Следует отметить также и такой факт, как возможное кратковременное возрастание игровой зависимости, вследствие появления новых интересных игр. После того, как игра "постигается" человеком, сила зависимости возвращается на исходный уровень.

Таким образом, разбиение процесса формирования игровой зависимости на стадии представляется нам важным шагом на пути исследования феномена кибераддикции (компьютерной зависимости), т. к. предполагает типологизацию аддиктов (разбиение зависимостей на стадии), исходя из их фиксации на определенной стадии зависимости.

Таким образом, мы рассмотрели понятие компьютерной зависимости, влияние компьютерной на здоровье и психику детей и подростков, выявили стадии компьютерной зависимости.

зависимость компьютерная игра

Как любая зависимость, компьютерная не лечится до конца, могут быть рецидивы. Из ролевых игр больше всего засасывают те, в которых геймер видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время игрок начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Пройти игру для него становится чуть ли не смыслом жизни.

Причина компьютерной зависимости - в том, что игрок получает только положительные эмоции, адреналин, а вместе с ними - мощный выброс в мозг гормона удовольствия. На ощущение счастья легко подсесть. Похожий процесс идет в мозгу наркомана. Не ест и не пьет человек потому, что гормон удовольствия сильно снижает потребности в этом. Даже обычный здоровый компьютерщик может просидеть трое суток перед компом на одном кофе.

Но только таблетками и внушением такое не лечится. Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например

Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу. С другой стороны, они же получают и обратную связь от сверстников - какими их видят другие.

Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными.

И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.

Практически друг будет являться аналогом психотерапевта. При этом ребенок будет ревностно отстаивать право на общение именно с этим сверстником.

Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта. В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений. Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания, а в случаях с игровой зависимостью подростки могут переносить свои переживания на компьютерного героя.

Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам. Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка: для него это школа социальных отношений и способ познать себя и других.

Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. .

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости - например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков. Все это довольно проблематично для детей и подростков. Тем более существенно, чтобы родители, воспитатели, педагоги были способны оказать им помощь в диагностике аддикции и в избавлении от нее. Для этого необходимо разработать подробные методические рекомендации и снабдить ими все учебные заведения, а также всех заинтересованных родителей.

Есть еще китайский метод. Зависимого помещают в клинику, где нет компьютеров. И мощно нагружают физически. Тогда человек получает те же гормоны удовольствия (эндорфины), что и в случае игр. И только потом психолог подбирает зависимому адекватную замену играм. Спорт, хобби, например. Нужно помочь решить проблему общения со сверстниками.

Так же в Китае придумали "автоматический" способ борьбы с зависимостью от игр. Через два часа "стрелялок" или "стратегий" сервер сам выключает компьютер. Причем сразу его не включишь. Компьютерная зависимость является частью лудомании (научное название игровой зависимости). Она в какой-то мере даже опаснее казино. Ведь сейчас игры на компьютере доступны практически всем.

Любая игромания с огромным трудом поддается лечению, потому что по сути является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость страшна еще и просто для физического здоровья. Например, в одном из российских городов от обширного кровоизлияния в мозг погиб 12-летний мальчик, который без отрыва играл дольше суток.

Специализированные клиники по лечению от компьютерной зависимости нужны. Ведь психотерапевт общего профиля вряд ли будет вживаться в этот мир, чтобы говорить с пациентом на одном языке.

Цель нашей работы - выявить изменения личности подростка, у которого в процессе взаимодействия с компьютерными играми развивается психологическая зависимость от киберпространства. Для реализации этой цели была проведена следующая работа:

Проанализирована литература для выявления основных понятий по данной теме исследования.

Изучена классификация компьютерных игр.

Определены степени компьютерной зависимости.

Выявлены психологические особенности подросткового возраста.

Представлены методы диагностики и способы профилактики компьютерной зависимости.

Поставленные задачи исследования были выполнены.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующие выводы:

При возникновении игровой зависимости можно говорить о следующих видах культурной и психологической трансформации личности подростка:

1 Лудомания приводит к искаженному восприятию собственной личности и искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально-трудовой дезадаптации, препятствует формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе;

2 При возникновении игровой зависимости происходит перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в виртуальный мир, что неизбежно ведет к аутизации человека, который начинает хуже распознавать реальные человеческие эмоции;

4 Игровая зависимость может делать подростков более агрессивным, что откладывает отпечаток на их взаимоотношения с социумом.

Для определения интернет-зависимости подростков на начало исследования нами было проведено анкетирование.

В 6а классе приняли участие в тестировании 19 человек. По результатам тестирования 6 человек набрали от 80 до 100 баллов, они вошли в группу зависимых. 5 учащихся набрали от 50 до 79 баллов и были отнесены к группе с пограничной степенью зависимости 6 учащихся набрали 20-49 баллов, эти учащиеся оказались с нормальной степенью интернет-зависимости.

Таблица 2 - Результаты тестирования учащихся на констатирующем этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности8810Стадия увлеченности596Стадия зависимости644 По результатам тестирования констатирующего этапа нами была составлена шкала степени интернет-зависимости подростков с 6 по 8 класс, которая представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

На итоговом родительском собрании родителям были представлены результаты исследования, рекомендации по профилактике интернет-зависимости среди подростков.

В классах, принимающих участие в исследовании, были проведены классные часы

В процессе нашего исследования подросткам были представлены рекомендации по профилактике интернет-зависимости, которыми они старались пользоваться.

С целью проверки рабочей гипотезы на контрольном этапе нами было проведено повторное тестирование учащихся. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты тестирования учащихся на контрольном этапе

Класс6а7а8бВсего детей в классе192120Стадия легкой увлеченности111213Стадия увлеченности574Стадия зависимости323

По результатам тестирования на контрольном этапе была также составлена шкала степени интернет-зависимости подростков, которая представлена на рисунке 2.


Рисунок 2

Динамика интернет-зависимости учащихся констатирующего и контрольного этапов более наглядно представлена на рисунке 3:


Как видно из диаграммы, достигнута положительная динамика снижения уровня лудомании среди учащихся. Так как мы особое внимание уделяли учащимся.. класса, то в этом классе мы достигли также положительных результатов: количество интернет-зависимых учащихся понизилось с.. до.. .

Таким образом, анализ всех полученных результатов позволил сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий по профилактике лудомании у учащихся.

Кормилицы говорят о своих питомцах, что надо их посылать в школу: если они и не смогут научиться там чему-нибудь доброму, то, во всяком случае, находясь в школе, не будут делать ничего плохого.

Компьютерная зависимость у подростков

Интернет зависимость у подростков – довольно распространенная проблема в сегодняшнем мире. Родители и психологи бьют тревогу, наблюдая, как дети все больше и больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от проблем реальности или в поиске развлечений.

Игровая зависимость у подростков

Наиболее опасными психологи считают ролевые игры. Особенно те, в которых игрок видит игровой мир не со стороны, а как бы глазами своего героя. В таком случае уже после нескольких минут игры у игрока наступает момент полного отождествления себя с игровым героем.

Довольно опасными считаются игры, в которых требуется набрать большое количество очков – они также могут провоцировать развитие игровой зависимости у подростков.

Опасность социальных сетей в анонимности и возможности скрывать свою личность, примеряя различные роли по своему желанию. Подростки играют роль того, кем бы им хотелось быть, уходя от реальности и проживая в сети чужую, совершенно непохожую на реальность, жизнь. В некоторых случаях это приводит к раздвоению личности и потере чувства реальности.

Признаки интернет зависимости у подростков:

Потеря контроля над предметом зависимости, ребенок перестает контролировать себя и время нахождения перед компьютером.

«Доза» (то есть время нахождения за компьютером) постепенно увеличивается.

Преобладание «тоннельного» мышления. Все мысли только об игре или социальной сети и том, как побыстрее добраться до компьютера.

Отрицание наличия проблемы, категорический отказ от помощи.

Недовольство реальной жизнью, ощущение пустоты в реальном мире.

Проблемы с учебой.

Игнорирование близких, друзей, лиц противоположного пола, интерес концентрируется только на предмете зависимости.

Расстройства сна, кардинальное изменение режима.

Агрессия в случае недоступности предмета зависимости, невозможности «употребить».

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Покажите ребенку разнообразие жизни, развлечения, не связанные с компьютером. Проводите время с детьми, гуляйте с ними в парке, ходите на каток или в походы, постарайтесь наладить дружественные отношения. Найдите для себя и своих детей источник приятных эмоций, не связанный с компьютером.

И самое главное – любите своих детей и не забывайте показывать им это.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Вход на сайт

2-33-13 — зам. директора

Жодинской государственной общеобразовательной средней школы №9

Основные методы профилактики компьютерной зависимости

Проблема компьютерной зависимости существует уже не первый год, а вот эффективного способа до сих пор нет. Существуют разработки и программы для борьбы с недугом, но пока они не усовершенствованы до оптимального уровня. Компьютерную зависимость, как и алкоголизм или наркоманию, лечат похожими способами. Созданы клиники, специализирующиеся на проблеме, а также есть сертифицированные специалисты, работающие в этом направлении. Как и при борьбе с другими недугами, профилактика компьютерной зависимости имеет важное значение для предотвращения проблемы.

Почему профилактика может быть бесполезна

Проблеме компьютерной зависимости у детей и взрослых не уделяют должного внимания. Это напрямую связано со сложностью определения признаков болезни. Близкие и сами пользователи не сразу замечают сигналы о развитии проблемы, даже если они явно выражены. Плохая осведомленность о симптомах компьютерной зависимости у детей младших классов и подростков приводит к предболезненному состоянию, а обращения к специалисту происходят уже на момент прогрессирующей стадии недуга.

Еще одним фактором неэффективной профилактики зависимости у детей оправданно считают неинформированность о существующих методах борьбы. Само существование проблемы больные и их родственники подтверждают только тогда, когда заболевание уже сформировано, и профилактика компьютерной зависимости не просто неэффективна, а бесполезна.

Компьютерная зависимость чаще всего встречается у детей младших классов, а их родители либо зависимы сами, либо просто не замечают проблем. Они считают, что их ребенок просто в отличие от них показывает чрезвычайные способности и обладает высокими компьютерными знаниями. У детей младших классов проблема игровой зависимости всегда проходит явно, а взрослые умело скрывают влечение к разным типам игр.

Компьютерная зависимость еще много лет назад приобрела масштаб социальной проблемы, и Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает ее как один из масштабных недугов человечества. Интернет, масса игр и ресурсов просто манят и не дают развиваться личности.

В зависимости от стадии зависимости определяют и виды профилактики недуга: первичные, вторичные и третичные методики.

К этим методам относят способы борьбы с развитием патологического состояния игровой привязанности к компьютеру у детей и взрослых. Существует четыре направления для предупреждения зависимости:

  • воспитательные работы среди детей и молодежи;
  • санитарное воспитание населения;
  • общественные мероприятия, связанные с современными компьютерными технологиями;
  • административные мероприятия на законодательном уровне.

К первичной профилактике игровой зависимости относят информационную осведомленность населения. Среди молодежи проводят ознакомительные беседы, направленные на информирование о существовании социальной и психологической проблемы, ее признаках и последствиях, к которым может привести зависимость от игр. Вторым шагом осведомления подростков является вербальное общение с целью донести информацию о существовании методов профилактики, предупреждающих зависимость от компьютерных игр.

Среди информационных мероприятий выделяют такие:


Совместно с беседами о потенциальной опасности компьютерных игр, у детей на информационном этапе проводятся работы для улучшения отношений между ними. Также рассматривают и больше изучают механизмы игровой зависимости и технологии общения. На этом этапе необходимо показать подростку важность живого общения между людьми.

Эмоции, которые получает человек при обычном общении, всегда ярче компьютерной переписки или компьютерных игр.

Важную роль играет влияние на детей их близких родственников. Существуют программы профилактики компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр, проводимые в школах, университетах и лицеях. Однако они имеют поучительный характер. Для подростка такая форма подачи информации часто бывает неприемлема либо просто не усваивается, как и большая часть учебной программы.

Для того чтобы работа с подрастающим поколением была максимально эффективной, дополнительно проводят информирование о признаках развития компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр. Результативность профилактики зависит от наличия или отсутствия игровой зависимости и конкретно ее стадии.

Если признаки еще не начали проявляться, важно их предупредить, но присутствие первых симптомов должно стать сигналом к решительным действиям. К первым проявлениям зависимости относят такие:

  • постоянное желание быть у компьютера и неважно, с какой целью;
  • обоснованные жалобы окружающих на факт постоянного присутствия у компьютера;
  • игнорирование рекомендаций окружающих;
  • чрезмерные траты на атрибутику компьютера и расходы, связанные с локальной сетью интернет.

Большую роль в формировании зависимости играют современные программы образования, которые направлены на поиск информации школьниками и студентами с помощью Всемирной паутины.

Несомненно, интернет сегодня заменяет книги, репетиторов и преподавателей. Но здесь главная задача родителей: не допустить злоупотребления этим комфортом. Ребенок таким образом не только не улучшит свои знания, но и может потерять те, что уже получил в школе.

В целях профилактики первичной зависимости также важно разнообразить жизнь человека, свободное время не должно проходить у экрана компьютера. Вокруг столько интересных занятий: это может быть хобби, творчество, спортивные секции для детей младших классов. Такой досуг не только отвлечет от компьютера, но и улучшит здоровье, обогатит внутренний мир любого ребенка.

Еще одним методом профилактики зависимости считают религию и культуру. Духовное воспитание расставляет жизненные приоритеты, оставляя пагубные привязанности позади. Главное в приобщении к религии не лишить человека собственного мнения. Тогда вместо зависимости от компьютера придется лечить психическое расстройство, связанное с полным обращением в веру.

Вторичная профилактика направлена на понимание окружающими проблемы, умение распознать зависимость ребенка младших классов и подростка, а также принять это. После беседы на тему профилактики только половина слушателей всерьез задумываться о существовании проблемы. Только повторные обращения будут давать результат. Профилактика вторичного этапа проходит на примере уже зависимых людей.

Главной целью второго этапа профилактики являются повторные информационные, а также наглядные примеры для укрепления полученных знаний в первом этапе.

В большинстве случаев помощь от педагогов или близких уже не дает результатов, а их знаний мало, чтобы убедить подверженного зависимости человека в риске возникновения проблемы. На этом этапе важную роль играет психологическая поддержка. Только специалист может провести конструктивную, а также эффективную работу.

Для взрослого человека обращение к психологу не всегда приемлемо, так как нет признания им проблемы. Здесь необходимы помощь близких людей и рекомендации специалистов. Для школьников младших и старших классов консультации психологов предусмотрены на базе школ или лицеев. Профилактика компьютерной зависимости у подростков является обязательной частью учебного процесса, а рекомендации педагогов просто необходимы на любом этапе.

Их применяют для предотвращения ремиссий или срывов у людей с уже перенесенным недугом. Меры профилактики возможных ремиссий предусматривают не только информационную программу — она в большинстве случаев бессильна. Здесь применяют более жесткие меры воздействия:

  • медицинское вмешательство;
  • социальная и психологическая помощь;
  • правовые и административные санкции.

Важно, чтобы профилактика игровой привязанности носила не принудительный характер, а добровольный, и полученные рекомендации соблюдались. Все работы в этом направлении должны проводиться комплексно. Для каждой личности необходимо подбирать программу, соответствующую его психологическим, а также физическим особенностям.

Какая бы форма профилактики ни применялась для предупреждения компьютерной зависимости у школьников или студентов, она должна проходить не только в домашних условиях, а в коллективе, тогда процесс будет давать положительный результат.

Профилактика компьютерной зависимости в семье

Компьютер и другие информационные устройства - например, мобильный телефон, планшет - уже давно стали частью жизни современного человека. Эти технические средства значительно изменили всю социальную среду. С одной стороны, это позволило упростить жизнь современному человеку, в том числе и ребёнку. С другой стороны, появилось немало новых проблем, среди которых - компьютерная и интернет-зависимость детей и подростков. К сожалению, лёгкий доступ к самой разной информации может помешать ребёнку развить в себе творчество, интеллект, умение строить глубокие отношения и преодолевать трудности, а также негативно сказаться на нравственном развитии.

Давайте разберёмся, как родители могут организовать жизнь ребёнка, чтобы технические средства помогали ему развиваться, но не владели им. Иными словами, что можно сделать в семье, чтобы снизить риск возникновения компьютерной и интернет зависимости.

Словосочетание «компьютерной зависимости» описывает целый ряд зависимостей, которые в мировой практике рассматриваются отдельно. Так, выделяются зависимость от компьютерных игр (гейминг), интернет-зависимость (сетеголизм), киберсексуальная аддикция (болезненное пристрастие к сексуальному поведению посредством использования компьютерных технологий) и некоторые другие. Мы подробно остановимся на первых двух видах и под словосочетанием «компьютерная зависимость» будем понимать гейминг и сетеголизм. Сегодня эти понятия ещё не вошли в медицинские справочники, но такая возможность постоянно обсуждается, появляются соответствующие клиники и научные труды.

Мозг человека, систематически попадая в определённую ситуацию, приспосабливается к ней. Компьютерные игры, яркие фильмы, и другие «медиапродукты» вызывают у человека различные сильные эмоции, от которых он со временем может стать зависимым. Дети и подростки, мозг которых развивается в силу возраста, особенно уязвимы для такой зависимости.

Можно выделить 7 семейных факторов, способствующих возникновению и развитию у младшего школьника, подростка, гейминга и сетеголизма.

  1. Низкий нравственный уровень семьи. Вряд ли в семье, где постоянны сквернословие, пьянство, ложь, насилие, где встречаются супружеские измены и др. – вырастет ребёнок, свободный от зависимого поведения. Внимание к себе и удержание себя от порока – личностная основа независимого поведения. Подросток нравственно развивается тогда, когда он чётко осознаёт нравственно приемлемые границы своего поведения, а личный пример – самый важный фактор воспитания.
  2. Неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. Постоянные конфликты, грубость и хамство в семье, эмоциональная подавленность, отсутствие регулярного эмоционально привлекательного досуга в семье – всё это формирует у подростков стойкое негативное отношение к семье, а при длительном воздействии – повышенную или высокую тревожность, страхи. Поэтому подростки устремляются в виртуальный мир, где они хотя бы временно получают желательные эмоции. На виртуальных персонажах подростки могут вымещать агрессию, возникшую в реальных ситуациях.
  3. Отсутствие доверительных отношений с родителями. Доверительные отношения с родителями дают ребёнку, подростку возможность для спокойного осмысления происходящих событий, позволяют сделать выводы и научиться лучше управлять собой. Хорошо, если родители могут хотя бы отчасти вместе с подростком осваивать позитивные возможности информационных технических средств.
  4. Стратегии контроля родителей, не соответствующие возрастным особенностям детей. Это мешает молодым людям укрепить их самостоятельность. Например, систематическое приготовление уроков ребёнком совместно с родителями приемлемо в 1-м классе, но, как правило, вредно в 5-м. В результате подростку, не умеющему организовывать свою деятельность (в частности, своё поведение во времени и своё внимание), трудно держать под контролем свои информационные увлечения.
  5. Раннее приучение ребёнка к компьютеру, телевизору, мобильному телефону. Важно, чтобы у ребёнка-дошкольника сначала развивались творческие способности, социальные навыки, а уже потом, с 7-8 лет – навыки использования электронных средств. Дошкольника нужно учить играть в реальные, а не в виртуальные игры. Тогда он обретёт умение воплощать придуманные им самим образы, а не манипулировать уже готовыми. Этой проблеме посвящена трилогия книг Л. Петрушевской о поросёнке Петре. Творческий потенциал ребёнка должен найти реализацию в создании образов в игре – иначе ребёнку будет трудно быть успешным в школе, а в запущенных случаях проблемы могут быть более серьёзными. К сожалению, по опыту работы нашего Центра, виртуальная игра всё чаще вытесняет реальную. В результате, в дальнейшем ребёнок становится более уязвимым для манипуляции сам, снижается его интеллектуальный уровень, ребёнку труднее общаться.
  6. Неумение заинтересовать ребёнка, подростка жизнью в реальном мире (самими родителями или через других людей). Это важно для детей разных возрастов, но особенно актуально для подростков, которые, в силу возрастных особенностей, стремятся выйти за рамки семейной среды. Подростку нужно место, где он мог бы находиться продолжительное время и учиться удовлетворять свои потребности нравственно приемлемым образом. Такими средами могут быть учреждения дополнительного образования, значимые увлечения (при условии их грамотного руководства), школьные факультативы по предметам, интересующим подростка. Нереализованность подростка – одна из причин компьютерной зависимости. Сегодня положение осложняется тем, что среда, подкрепляющая зависимость, является, в том числе, значимой группой для подростка (например, в случае зависимости от многопользовательских онлайн-игр или от социальных сетей). Если подросток приобщился к этой среде, нужно помогать ему следить за временем и содержанием игр.
  7. 7. Отсутствие родительского надзора за временем игр и нахождения ребёнка в Сети, тематикой посещаемых им сайтов. Приводит к тому, что ребёнок может приобщиться к нежелательной информации, стать участником сообществ, поощряющих его разрушительное поведение; также мешает ребёнку научиться контролировать свои увлечения. Существуют нормы времени работы ребёнка за компьютером. В России, как и в некоторых других странах мира, действует система ограничительных рейтингов на медиапродукцию. В частности, до 12 лет необходимо полностью исключить фильмы и игры, основанные на детализированном насилии. Вместе с тем, этот фактор не является главным, это лишь часть условий, помогающих юному человеку управлять собой.

А Вы знаете, сколько времени

Ваш ребёнок проводит за компьютером?

Специалистами Московского государственного

Центра психолого-медико-социального сопровождения «Вера» разработаны

нормы работы ребёнка за компьютером:

Возраст

Максимальное время непрерывной работы

Максимальное время работы в день

Максимальная кратность в неделю

В понятие «работа» входят и школьные уроки информатики, и приготовление домашних заданий, и развлечения. Зачастую ребёнок проводит время за компьютером, когда родителей нет дома. Поэтому можно отследить это время с помощью специальных программ, например, Kaspersky Internet Security. Информацию по установке и использованию таких программ можно найти на сайтах их изготовителей; у многих программ существуют службы телефонной технической поддержки, номера их телефонов можно найти на тех же сайтах.


Пример родительского контроля в программе Kaspersky Internet Security

Как предотвратить развитие

компьютерной зависимости у подростков?

Управление каналами информации:

  1. Определите, сколько времени Ваш сын или дочь проводят у экрана;
  2. Наладьте родительский контроль, постепенно приведите время к нормам;
  3. Помните, что ограничивая ребёнку доступ к компьютеру или планшету, Вы должны предоставить равноценную замену (например, устроить совместную прогулку, поход в музей и т.п.)
  4. Ограничьте доступ к играм и фильмам с высоким содержанием насилия (ориентируйтесь на рейтинги: +6, +12, +16, +18);
  5. Умейте быть продвинутым пользователем компьютера, Интернета;
  6. Исключите или хотя бы снизьте проявления зависимого поведения со своей стороны (табак, сериалы, и т. п.), при необходимости - обратитесь за помощью сами;
  7. Привлекайте ребёнка к использованию полезных программ и сайтов;
  8. Проверьте, не является ли ребёнок уже зависимым с помощью опросника Кулакова для родителей; если это так, обратитесь к специалисту;

Развитие эмоционально-волевой сферы :

  1. Помогайте отслеживать и анализировать свои поступки, мысли, эмоции;
  2. Научите осознавать свои потребности, ставить цели и достигать их, организовывать время (например, с помощью книги М.А. Лукашенко «Тайм-менеджмент детей и подростков: книга продвинутых родителей»);
  3. Обеспечьте физическую активность (минимум – 2 часа в день);
  4. Развивайте музыкальные вкусы, приобщайте к классической музыке;
  5. Поощряйте творческое решение актуальных проблем.

Социальное развитие:

  1. Создайте условия для того, чтобы Ваш ребёнок (подросток) нашёл себе группу сверстников, которая помогала бы ему развиваться;
  2. Найдите учреждение дополнительного образования (работы) для ребёнка (подростка), помогите ему найти его самому;
  3. Среднему и старшему подростку (13-17 лет) создайте условия для самоопределения (например, познакомьте его с профессионалами, вместе посещайте дни открытых дверей);
  4. Станьте участником родительского сообщества, организуйте вместе дела по воспитанию детей.

При необходимости обращайтесь к специалистам! (учителям, психологам, психотерапевтам, психиатрам)

Дополнительная информация по проблеме

компьютерной зависимости:

сайт проектов Фонда Развития Интернет «Дети России онлайн» http://detionline.com/ ;

Линия помощи «Дети России Онлайн» (для детей и взрослых, с 9 до 18 по московскому времени) 8-800-25-00-125;

Общественная организация «Лига безопасного интернета» http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/ ;

Врач-психиатр Кантуев О.И. Лечение компьютерной зависимости http://www.kantuev.ru/igrovaya/ ;

Врач-психотерапевт, медицинский психолог Кулаков С.А. Тест на детскую Интернет-зависимость для родителей.

http ://psspb.blogspot.ru/search/label/Компьютерная зависимость

Материал подготовлен педагогом-психологом Харьковым В.И.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей