Тема овощи вторая младшая группа. План-конспект занятия (младшая группа) на тему: Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Овощи растущие на огороде
Конспект интегрированной НОД во второй младшей группе на тему: «Овощи»
Цель : Уточнить и закрепить знания детей об овощах, их пользе.
Задачи:
Образовательная - обогащать и совершенствовать представления детей об овощах, месте их произрастания, учить узнавать фрукты на ощупь;
Развивающая - развивать речь, внимание, память;
Воспитательная – воспитывать любовь к природе, уважение к труду взрослых.
Ход НОД
Слышится плачь.
Воспитатель.
Ой, ребята, кто-то плачет, пойду- посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.
Слайд 2
- Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц.
Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются).
Зубки у меня болят,
Глазки плохо видят,
Ножки у меня не ходят,
Силушки уходят.
Воспитатель.
Да ты наверно витамины не ел.
Заяц.
Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель.
Ребята, давайте мы с вами поедем в страну «витаминную» и возьмем с собой зайку. А на чем мы можем поехать? (Ответы детей).
Страна «витаминная» далеко, и поэтому мы поедем на поезде.
Я – паровоз, а вы – паровозики. Все прицепились? Поезд отправляется.
Музыкально-подвижная игра «Поезд»
Дети становятся друг за другом, они выполняют роль вагончиков, а взрослый - паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети поют и двигают руками в такт
словам «чу-чу-чу».
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Пыхтит паровоз
Далеко-далеко.
Ребят он повез.
Но вот остановка,
В дороге опять,
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
Заяц.
Ой, куда мы приехали?
Воспитатель. Ребята, что это? (огород)
А на нашем огороде кроме репки ничего не растет
Давайте сядем и расскажем зайчику, что растет на огороде? (ответы детей).
Воспитатель: правильно, одним словом это овощи. Они растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и полоть сорняки.
Я ребятки, загадаю вам загадки,
Вы отгадки все найдите и на огороде посадите.
Растут на грядке, зелёные ветки,
- красные детки. (Помидоры)
Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
Растет в земле на грядке,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …(Картошка)
Кругла, а не шар, С хвостом, а не корова,
Зелена, а не яблоко, Красна, а не солнце,
Сладка как мед, да вкус не тот. (Свекла)
Он бывает сладким, горьким,
Жёлтым, красным, толстым, тонким,
Круглым, длинным, мелким, крупным;
Друг хозяйкам самый лучший
Вот какой огород у нас получился
Угощайся зайка, посмотри сколько витаминов ребята вырастили для тебя
Физкультминутка «Огород ».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Игра «Собираем урожай»
На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее. (звучит веселая мелодия)
Молодцы ребята! Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Корзинку, которую мы набрали с овощами, разделим еще на 2. Что растет на поверхности земли в одну корзину, что под землей – в другую.
Игра « Корешки и вершки»
Молодцы ребята все правильно разложили! А вы хотите, чтобы наши овощи сохранились зимой? Для этого надо их законсервировать в банки. Садитесь скорее за столы и заполняйте банки овощами. Ребята, а какие овощи мы будем консервировать?
Дети (помидоры и огурцы)
А какой помидор? (круглый, сочный, красный)
А какой огурец? (зеленый, длинный, свежий)
Ребята, где мы с вами побывали? (Cтрана «Витаминная» - огород)
Что мы там видели? (овощи) Какие?
Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи.
Дать элементарные представления о фруктах;
Дать элементарные представления о цвете и форме овощей;
Закрепить знания о месте произрастания;
Развивать чувство коллективизма.
Рассматривание иллюстраций овощей;
Просмотр мультфильма «Веселый огород»;
Сюжетно - ролевая игра «Магазин овощей»
Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие «овощи».
Ход занятия
Воспитатель вносит картины с изображением огорода и сада и предлагает детям рассмотреть. Ребята на картине нарисован огород. Что растёт на огороде? А теперь посмотрите на следующую картину. Вы видите сад? А что растет в саду?
Дети перечисляют на первой картине помидоры, огурцы, свёкла, редис, морковь, капуста, картошка – это овощи. На второй картине яблоки, груши, сливы, киви, апельсины - фрукты.
Воспитатель: правильно, одним словом это овощи и фрукты. Овощи растут на грядках, но чтобы они выросли вкусными и свежими за ними надо ухаживать, регулярно поливать и вытаскивать сорняки. Давайте познакомимся с овощами? Но прежде, чем мы продолжим нашу работу, проведем небольшую физкультминутку. Ребята, выходите на середину группы.
Воспитатель: Наша физкультминутка называется «Огород».
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитация работы лопатой)
Мы пололи огород (наклоны, руками достать до пола)
Поливали огород (показать, как поливали)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно подняться)
А сейчас ей тесно бедной
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
А сейчас давайте разложим картинки с овощами и посмотрим, какой огород у нас получился (дети называют овощи на картинках).
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Дети (лук)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Дети (морковь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
Дети (капуста)
Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем?
Игра называется «Собираем урожай»
На полу овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. Сделать это надо как можно быстрее (звучит веселая мелодия).
Воспитатель: молодцы ребята все правильно разложили! Ребята сегодня мы с вами познакомились, с различными овощами и фруктами, мне хотелось бы прочитать вам стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо фрукты и овощи любить.
Все без исключенья
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее!
Пояснительная записка.
Занятие для детей второй младшей группы составлено в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
В группе 21 ребенок младшего дошкольного возраста. Из них 13 мальчиков и 8 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 5%, уровень выше среднего – 33%, средний уровень – 48%, уровень ниже среднего – 14%. В мире ребенка четвертого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На четвертом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе.
Тема занятия : «Овощи и фрукты».
Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов реализуемой программы «Радуга», Т.Н. Дороновой, и программой «Успех» Н.О. Березиной.
Цель : развитие познавательной инициативы младших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях.
Задачи :
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Занятие состоит из нескольких этапов :
1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: муляжи, иллюстрации овощей и фруктов, контурное изображение фруктов и овощей на бумаге, кисти, гуашь, салфетки. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.
Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие) : «Овощи и фрукты».
Возрастная группа: вторая младшая.
Форма НОД: познавательная деятельность.
Форма организации (групповая , подгрупповая, индивидуальная , парная)
Учебно-методический комплект : «Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»\ [Т.Н. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; научный руководитель Е.В. Соловьева]. - М.: Просвещение, 2010. - 111с.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: муляжи, иллюстрации овощей и фруктов.
Раздаточный: контурное изображение фруктов и овощей на бумаге, кисти, гуашь, салфетки.
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие задачи: способствовать развитию грамматического строя речи; развивать диалогическую речь как способ коммуникации у младших дошкольников; формировать представления об овощах и фруктах. Развивающие задачи: развивать умение пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию овощей и фруктов; развивать познавательный интерес в процессе изобразительной деятельности; развивать умение различать, называть по внешнему виду и форме овощи и фрукты; развивать творческую активность детей в процессе создания продукта изобразительной деятельности; развивать психические процессы – образное мышление, воображение (развитие речи). Воспитательные задачи: воспитывать любовь к художественному творчеству, к природе и окружающему миру. | обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Катя, Тимофей, Милана); развивать умение согласовать слова в предложения, состоящие из двух-трех слов (Валерия, Вероника); способствовать стимулированию активных ответов (Вадим, Егор, Саша Д.); развивать умение концентрировать внимание на объекте способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Алиса, Вика, Дима). |
Этапы деятельности, занятия | Цели | Форма организации совместной деятельности детей и взрослых | Результат |
||
педагога | детей |
||||
1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. Закрепление у детей знания овощей и фруктов, развивать слуховое внимание и мышление. | Ребята заходят в группу и видят на столе стоит корзинка, в которой лежат овощи и фрукты (яблоко, персик, помидор, лук, картофель, капуста, морковь, груша) и письмо от Зайчика. «Здравствуйте, ребята! Я принес для вас лукошко со своей грядки». Ребята, как вы думаете, что же нам принес Зайка? (ответы детей) Ребята, давайте посмотрим, что находится в этой корзине (заглядывают, вынимают и называют). Молодцы, все правильно назвали. | Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию). Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказыванию. | Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию, рассматривают и проявляют интерес к персонажу. Отвечают на вопросы. | Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. |
2.Основной Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Актуализировать знания детей, развитие мышления. Развитие познавательного интереса в процессе деятельности. Закрепление у детей знаний и представлений об овощах и фруктах. Развивать умения пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний; развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованию предметов, разнообразным действиям с ними. | А теперь давайте с вами познакомимся с нашими гостями с грядки. Отгадайте загадку. Растет краса – зеленая коса, В земле вся рыжая сидит, Когда жуешь ее, хрустит. (Морковь) Как надела сто рубах, Прежде чем его мы съели, Круглое, румяное, Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, капуста, морковь, лук, картофель – это овощи, а персик, яблоко, груша - это фрукты. Перечислим, какие же овощи перед нами, а какие фрукты? Молодцы и с этим заданием вы справились! А теперь немного повеселимся с нашим Зайкой. Физминутка: Зайка серенький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки погреть Вот так, вот так Надо лапоньки погреть. Зайке холодно стоять Надо Зайке поскакать Вот так, вот так Надо Зайке поскакать. А сейчас мы будем варить суп и компот. Ребята из овощей варят суп, а из фруктов – компот. Давайте в первую кастрюлю положим овощи, а в другую кастрюлю фрукты. Игра «Из чего мы сварим суп?» Из чего мы сварили суп? Как они называются одним словом? Сколько овощей в нашей кастрюле (считают вместе)? А в другой кастрюле мы варили компот. Что мы положили в компот? Что это? Сколько фруктов в кастрюле (считают вместе)? Молодцы ребята! Ребята, наши фрукты растут на дереве, а овощи в земле. Поиграем еще в одну игру. Если я называю и показываю фрукт, то вы поднимаете ручки и потягиваетесь вверх к солнышку, а если я называю и показываю овощ, то вы приседаете на корточки, вот так. | Использует наглядные средства. Привлекает к обсуждению, задает загадки, стимулирующие процесс мышления и активизирующие знания об овощах и фруктах. Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Поощряет детей к правильным отгадкам. Организует физическую деятельность. Показывает последовательность действий. Поощряет детей к игровой деятельности. Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Поощрение детей к совместной деятельности. Организует, вовлекает детей в совместную игровую деятельность, показывает последовательность действий. Поощряет детей к совместной игровой деятельности. | Отгадывают загадки. Рассматривают представленные материалы. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу. Активно играют. Входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Сосредотачивают внимание на действиях воспитателя. Активно играют. | Активизация речи и мыслительных процессов детей в период отгадывания загадок. Закрепление знаний о признаках овощей и фруктов. Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми. |
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Закреплять в речи детей обобщающие слова: овощи и фрукты; развивать внимание и подражательность. | Молодцы ребята! Скажите, пожалуйста, а какого цвета яблочко нам принес Зайка? (морковку, капусту, грушу). А еще яблочко бывает желтым, зеленым. Правильно. Предложить детям сделать подарок Зайке. Проходите за стол, садитесь на свой стульчик. Возьмите кисточку, смочите ее в воде, промокните на салфетке, возьмите нужную краску и раскрасьте ваши яблочки. Ребята, старайтесь раскрашивать аккуратно и не выходить за края. | Организует и вовлекает детей в продуктивную деятельность. Предоставляет достаточно времени для ознакомления материалов для продуктивной деятельности. Показывает последовательность действий. Поощрение к изобразительной деятельности. Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после изобразительной деятельности. | Проявляют интерес и включаются в продуктивную деятельность. Знакомятся с материалами для продуктивной деятельности. Осваивают последовательность действий. Демонстрируют результат продуктивной деятельности. Убирают за собой место после изобразительной деятельности. | Умение работать по образцу, следовать очередности действий. Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым. |
Задачи образовательных областей:
«Познание»: познакомить с плодами овощных культур, закрепить знания о месте их произрастания-огороде, продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые благодаря своему труду, получают урожаи,
«Коммуникация»: приучать детей участвовать в общей беседе, слушать не перебивая, своих сверстников, закреплять в активном словаре названия овощей;
«Чтение детям художественной литературы»: развитие литературной речи через чтение стихотворений, загадок;
«Художественное творчество»: продолжать знакомить с круглой, овальной формой, учить передавать ее особенности в рисунке, развивать чувство цвета;
«Труд»: продолжать привлекать детей к элементарной трудовой деятельности, развивать чувство коллективизма, понимать личный вклад в общее дело, испытывать положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата
Оборудование: шляпа, шарфик, сумка, натуральные овощи, иллюстрации, предметные картинки, «чудо-дерево», трафареты овощей.
Ход:
1 Воспитатель: я собираюсь идти гулять по группе, одеваю шляпу, шарфик, беру сумку. Пойдемте со мной гулять! Как лисички, птички, зайчики (имитация движений животных)
2. Что же я вижу: «Чудо- дерево» (на нем прикреплены овощи) Ребята, почему это чудо-дерево? Такие плоды вы видели на деревьях? А где же растут такие плоды? (на грядках, в земле, на огороде)
Воспитатель прикрепляе чудо-грядку, дети пересаживают то, что не растет на дереве, - на огород.
Плоды, которые растут на земле-овощи. Фрукты растут на дереве в саду, овощи растут на земле в огороде.
3. А теперь садитесь на машины, мы поедем с вами в огород. Овощи хитрые покажутся вам если вы угадаете загадки:
Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой.Кто я такой? (огурец)
И зелен и густ на грядке вырос куст, начали щипать стали плакать и рыдать (лук)
Летом в огороде красный красный толстячок солнцу выставил бочок, ты ищи его на грядке, он играть не любит в прятки(помидор)
Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)
Сто одежек и все без застежек(капуста)
4.Ребята, а хотите я вам расскажу историю, как одна хозяйка ходила на базар за овощами?
Хозяйка с базара однажды пришла,
Хозяка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе-
Кто лучше, вкусней и нужней на Земле.
Картошка? Капуста? Морковка?Горох? петрушка иль свекла? Ох! (Ю.Тувим)
5.Воспитатель предлагает взять тот овощ, который больше всего понравился и рассказать какой он, по схеме: размер- цвет- форма- запах- вкус.
6.Ребята, а вы как думаете, что больше всего любите? Что лучше на Земле? – Правильно, все овощи хорошие, вкусные, полезные…Для того, чтобы овощи не обижались и больше не спорили, мы их всех нарисуем и сложим в корзину. Корзина у нас большая все овощи поместятся.
(Дети по трафаретам обводят форму овоща, который выбирают сами, раскрашивают гуашью, не выходя за контур)
7. В течении дня изготовление с детьми салата с использованием рассмотренных овощей. (капуста, морковь, терка, разделочная доска, нож)
Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, мы морковку трем,
А потом мы солим, и капусту жмем…(иммитация движений детьми)