Классный час на тему "правила поведения в общественных местах". Правила поведения в гостях

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог)

Цели и задачи классного часа

— Прививать этические нормы поведения в обществе;

— воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа

Обсуждение проблемы: «Культура поведения в общественных местах»

Учитель : Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе — с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова! Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

1. Правила точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал прийти — приди вовремя.

2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты — лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим успехам.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой)

1-я ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-я ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель: ...Пожалуйста, познакомься с этим «Не» повнимательнее. Это тебе пригодится. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись в дверях выскакивать первым.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

Не забудь снять шапку, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Чтение и обсуждение рассказа (инсценировать) М. Корейс, Д. Фолл «Школа вежливости»

И тут Пете на каждом шагу стали попадаться знакомые, улица так и кишела ими. Ну, как будто сговорились! Да еще учительница, как назло, идет навстречу. Верин отец снял шляпу, Вера вежливо наклонила голову и сказала громко и ясно: «Здравствуйте». Лиза-Подлиза запищала: «Добрый день! Всего наилучшего, Мария Карловна!». Виктор и Эдик не сдвинулись с места и начали внимательно разглядывать витрину. Будто бы это было так интересно, что они уже ничего вокруг не замечали. Зато Петя пулей пронесся мимо. Скорее, скорее, чтоб не пришлось здороваться! Скрыться, незаметно свернуть, шмыг — и вот он уже облегченно вздыхает на противоположной стороне улицы.

Нет, нет, погоди! Не здороваешься, делаешь вид, что никого не заметил, убегаешь! Не повезло тебе, Петя... Мы уверены, что ты бы поздоровался, если бы знал, какое тебя ждет наказание...

Лиза . Петушок, подожди! Куда же ты бежишь? (Петя терпеть не может, когда его называют Петушком, и Лизу-Подлизу тоже.)

Петя Невежа . (неохотно). Ну, чего тебе? (Остановился, засунул руки в карманы).

Лиза. Петушок, почему ты не поздоровался с нашей учительницей?

Петя Невежа (смотрит под ноги). Как это «не поздоровался»? Я ее и в глаза не видел.

Лиза . Видел, видел, пожалуйста, не оправдывайся, заметила, как ты удирал.

Петя Невежа . Не суй нос не в свое дело. Как бы у тебя все бантики не полетели.

Лиза (разозлившись, выпаливает, как пулемет). Не груби! Я вот умею здороваться. Мама мне всегда говорит: «Лизонька, язык у тебя не отсохнет, если ты каждому скажешь «Добрый день», если поклонишься, так тебя тоже не убудет. А главное, ведь сейчас конец четверти, скоро отметки будут выводить...

Петя Невежа (презрительно). Так она и попалась на твое сюсюканье! Держи карман шире!

Лиза . Попадется или не попадется, все равно! А папа говорит, что он у себя в учреждении со всеми вежлив, чтобы ни с кем не испортить отношений. Когда к нам по четвергам приходит моя тетя и мамина приятельница, мама каждой говорит: «Ах, какой сюрприз! Ах, как я рада! Проходите, проходите...»

Петя Невежа (у которого вот-вот лопнет терпение). Перестань трещать, я...

Лиза. Не перебивай! Невежа невоспитанный! Вынь руки из карманов, когда говоришь с дамой!

Петя Невежа . Это с тобой-то? Так ты не размахивай руками у меня перед носом. Глаза еще выткнешь!

Лиза. Нахал! Я все равно про тебя учительнице скажу! Будешь знать!

Петя Невежа (с отвращением отворачивается и, не сказав ни слова, уходит)....

Учитель : Так окончилась лекция Лизы о правилах «хорошего тона», а значит, и наказание Пети. Плохо только, что ни один из них не прав: ни Петя, ни Лиза.

Чтение и обсуждение рассказа Т. Фиш «Леня и авторитет»

Из своего окна я видел, как соседский мальчик, третьеклассник Леня Зубков, то щедро рассыпал подзатыльники ребятам, которые были поменьше, то норовил толкнуть девочку, прыгавшую на одной ножке. Потом Леня отнял мяч у другой девочки и до тех пор гонял его по двору, пока она не расплакалась.

Когда вечером я спросил Леню, зачем он так поступает, он не без гордости ответил:

К сожалению, и среди взрослых мне случалось встречать людей, которые подобно Лене думали, что грубостью, окриком можно завоевать авторитет и уважение окружающих.

— Боюсь, Леня, как бы ты не забурел! Как бы из тебя матерый медведь не вышел.

— Чего? Чего? — переспросил мальчик, желавший, чтобы его боялись.

И тогда я рассказал ему сказку, записанную в Карелии моим молодым другом, заонежцем Пулькиным.

Пошел один дедушка в лес. Деревина на дугу ему понадобилась. Долго искал подходящее дерево и вдруг видит: стоит дерево — рябина. Солнышко его приласкало. Листья желтые, ягоды, словно алой кровью налились! Красиво дерево: ловко, вертко, упружливо, податливо! Рубить, узор резать легко, пока сок в дереве жив, а засохнет — как камень станет, будет служить долго и верно... Размахнулся дед топоренком... а ударить не поспел. Послышался голос:

— Что хочешь проси. Все исполню, но только не губи. Я молода: первое лето цвела!

Дед топор за пояс, да бежать. Это ведь и в старину не часто бывало, чтобы дерево человеческим голосом говорило.

Домой прибежал, на лавку упал — отдышаться не может. Старуха к нему приступила с расспросами. Он ей и расскажи.

— Эй! — закричала она, — беги, дед, обратно! Хочу, чтобы нас люди боялись. Так и скажи рябине!

Дед попробовал уговорить бабу: худо, мол, жить, если люди боятся. Да где уж там!

Побрел дед в лес... А баба по воду полетела: «Дай, мол, покрасуюсь и погляжу, как меня почитать станут!».

Приходит на берег. Бабы там у лодок рыбу чистят. Глянули на нее, «здравствуй» не сказали да с визгом врассыпную.

«Не привыкли еще к величию моему. Ишь разбежались!» — ухмыльнулась баба, наклонилась над бадьей, а из воды смотрит на нее вместо пригожего светлого лика медвежья морда. Нос вытянулся, из-под губы клыки желтеют, щеки волосами поросли. Глядь, уж с горы мужики бегут — у кого кол, у кого рогатина... Резанула баба дурным голосом, да через изгородь, да в поле, да в лес!

А там под корягу забилась, да с дедом своим, таким же медведем, зиму зимовала. А по весне уж и речь человеческую забыли...

От них, парень, и пошли медведи! В наших лесах их там множество расплодилось. Боялись-то их разве бабы да ребята! А при мужике всегда топор был. Не было случая, чтобы медведь человека заел. Напугать — напугает. Пообомнет, хворостом закидает да уйдет восвояси. Медведица-то, баба Медведева, на пути попадет — вот ее и бойся.

У Виктора Пулькина сказка эта длиннее да краше сказывалась. Но и в моем пересказе смысл ее под конец, кажется, дошел до Лени. Правда, сначала он возражал:

— Во-первых, рябина по-человечески говорить не может. Во-вторых, медведи совсем не так, совсем иначе произошли. В-третьих, в природе медведи тоже нужны!..

Ну, а повозражав немного, Леня под конец все-таки задумался. И теперь, может быть, он будет стараться завоевать авторитет совсем иным способом. Каким?

Учитель : Почему писатель решил рассказать Лене сказку?

— Каким же другим способом может завоевать авторитет Леня?

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.

Ситуация для обсуждения с детьми

1-я ситуация для обсуждения . Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна...»

1. Какую ошибку вы заметили?

2. Что бы вы посоветовали девочке?

2-я ситуация для обсуждения. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты — уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.

Классный час «Поведение в общественных местах»

Конспект классного часа.

Цели и задачи классного часа:

Прививать этические нормы поведения в обществе;

Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности;

Развивать у детей чувство такта.

Учитель : Мы каждый день сталкиваемся на улице с хамством и грубостью, в школе и в музеях с невежеством и бестактностью. Очень трудно порой сделать замечания тем, кто позволяет очень неприветливо и даже оскорбительно вести себя в обществе.

Помните, каждый из нас существо социальное, мы живем в обществе, а значит должны придерживаться определенных законов.

Прослушайте первую загадку и догадайтесь, о каком понятии мы будем говорить сегодня на классном часе:

Любые вежливые слова,

Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты знать должен их на память сполна.

Они называются….

(Ученики отвечают этикетные)

Учитель : Верно, этикетные слова связаны с таким главным понятием нашего классного часа, как этикет.

Индивидуальное задание. Работа с понятием этикет по словарю.

(Ответы учащихся: Этикет - это свод правил поведения в обществе)

Работа в группах. Задание: поработать в группах и подумать, какие правила этикета должны беспрекословно соблюдаться на улице.

(выступление учащихся с примерными ответами:

Прилично одет

Аккуратно причесан

Чистый и опрятный)

Учитель: Посмотрите внимательно, ваша одноклассница(ик) идет по улице. Какие ошибки допускает данный ученик в походке? В чем ошибка пешехода, который толкнул прохожего, какой главный закон он нарушил?

Инсценировка. Специально подготовленный ученик идет, сильно размахивая руками, спина согнута, глаза опущены вниз. Затем мимо него пробегает другой ученик и толкает его рукой.

(Примерный ответ учащихся: 1) нельзя горбиться, спина должны быть прямой

2) идти нужно плавно, не размахивая руками

Нарушен главный закон улицы: уважение к встречному.)

Учитель: А что должен был ответить прохожий, если его нечаянно задели на улице рукой?

(Примерный ответ учащихся: Вежливо ответить: «Ничего страшного!»)

Разбор ситуаций: Работа в группах.

Вы зашли в вагон и сели на место, рядом с вами сидит пассажир, как вежливо поприветствовать попутчика.

Вы летите в самолете. Подумайте, какие правила этикета вы должны соблюдать, чтобы не показаться невежественным человеком

Вы оказались в театре. Уже после начала спектакля приходит зритель, который одновременно разговаривает по телефону. Затем начинает активно обсуждать спектакль с соседом. Какие правила этикета этот человек нарушил?

Вы едете в автобусе. Подумайте, какие правила этикета вы должны соблюдать, чтобы не показаться невежественным человеком

(Выступление учащихся с разбором ситуаций)

Работа с памятками. Учитель: Перед вами памятки, в которых отражены основные бесспорные табу, которые необходимо соблюдать на улице.

(Памятка: На улице нельзя:

1) плевать;

2) бросать на землю мусор;

3) совершать те процедуры, которые необходимо делать дома; заправлять рубашку, шнуровать обувь, накладывать макияж;

4) жевать спички и травинки;

6) женщинам - курить.)

Творческое задание: Придумать сказку о вежливости или стихотворение об этикете.

(Выступление учащихся с творческим заданием)

Подведение итогов.

Учитель вместе с учащимися делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями. Ученики забирают с классного часа памятки.

План-конспект

проведения классного занятия

Тема: « Этикет и поведение в общественных местах».

Форма проведения: час общения.

Цель: прививать этические нормы поведения в обществе, поведения в общественных местах; прививать правила хорошего тона .

Задачи:

- помочь воспитанникам задуматься о себе и своем поведении, побудить их к самовоспитанию, желанию исправить свои недостатки;

- учить уважительно относиться к позиции другого человека;

- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, воспитывать культуру речи ;

- показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.

Использование современных образовательных технологий:

Этапы воспитательного мероприятия,

на которых применяются образовательные технологии

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Основной этап. Презентация, видеоряд.

Элементы личностно-ориентированных технологий

Подготовительный, заключительный этап.

Элементы технологии развития критического мышления

Заключительный этап. Рефлексия.

Оборудование:

1.План-конспект.

2.Видеоролики «Уроки хороших манер: правило поведения в школе», «Этикет кадета».

План классного часа:

    Основная часть:

        1. Правила поведения в училище.

          Работа в группах.

          Проблема сквернословия.

    Рефлексивный анализ. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

    Мобилизующее начало. Вступительное слово.

Классный руководитель: Здравствуйте. Наш сегодняшний разговор хочу начать с эпиграфа:

Слайд 1.

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы

для того, чтобы украсить любые другие достоинства и

таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство

не предстаёт в надлежащем виде.

Ф. Честерфилд

Проблема культуры поведения в общественных местах достаточно актуальна. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому сегодня мы вспомним хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

    Основная часть.

Классный руководитель: Живя среди людей, мы постоянно общаемся с ними в различных ситуациях – в училище, на улице, в гостях, театре, транспорте... Как вести себя?

Ответить на этот вопрос мы и постараемся сегодня на нашем занятии, который называется «Правила этикета. Этикет и поведение в общественных местах». Этикет (от французского «ярлык», «этикетка») - это сложившийся в обществе порядок общения, принятые ритуалы и манеры поведения. Владеть ими особенно важно сегодня, когда мы остро ощущаем дефицит добросердечности, милосердия и бескорыстия. Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово "этикет" французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце, и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - "этикет" и произошло слово "этикет". Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды.

Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладающая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

Слайд 2.

              1. Правила поведения в общественных местах.

Классный руководитель: Я прошу Чехонина Станислава продолжить подготовленным сообщением.

1 ведущий: Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите» - «Нет, пожалуйста, проходите вы». Обычно, когда нас пропускают вперед, мы проходим без излишних церемоний. И, в принципе, это правильно.

Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина - первым входит гость.

Лестница. Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина. Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю Вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами - привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Магазин. В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью.

Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент.

Кафе и рестораны. В ресторан мужчина входит первым. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, т. е. будет делать заказ и оплачивать счет.

В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Никогда не вступайте в пререкания с официантом. Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросите. Но ни в коем случае не требуйте счет в момент, когда ваши гости или дама еще едят - это невежливо по отношению к ним. Деньги, кредитную или бонусную карточку нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Традицией ресторанов практически во всем мире являются чаевые. Минимальный размер чаевых составляет 10 % от счета.

Транспорт. Прежде чем войти в транспорт, дайте возможность выйти из него. Стойте при этом так, чтобы не мешать выходящим пассажирам. При поездке в общественном транспорте с дамой мужчина входит после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку. За проезд обычно каждый платит сам, но мужчина по своей инициативе может оплатить проезд своей хорошей знакомой. Приличия обязывают его уступить место матери с ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку. Совершенно недопустимо находиться в транспорте с мороженым или открытой бутылкой. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров. Если вы не можете сами передать деньги за проезд, попросите это сделать других. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемый другим пассажиром. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Если один из пассажиров случайно задел другого, надо извиниться.

Классный руководитель: Благодарю. Прошу продолжить Черемисина Владимира.

Слайд 3.

2 ведущий:

Беседа. К юношам или девушкам после 18 лет, следует обращаться на «вы». Важно также управлять своим голосом, потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. Речь должна быть не слишком громка, иначе вы можете поставить себя в неловкое положение.

Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние. Чтобы стать разговорным ассом, прежде всего, необходимо усвоить несколько правил: в разговоре нужно избегать крикливого «Я»; учитывать заинтересованность других и скрывать собственную личность. Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.

Важно также управлять своим голосом (можно прибегнуть к помощи специалиста), потому как он вполне может выдать ваше самочувствие, настроение, мысли, которые вам хотелось бы скрыть. В состоянии стресса говорить еще тяжелее, мешает учащенное прерывистое дыхание, дрожь в голосе, поэтому также важно управлять своим дыханием.

Задумайтесь, быстро ли вы говорите? Если да, то насколько четко? Четко? Хорошо, а умеете ли вы правильно расставлять паузы в разговоре? Зачем нужны паузы? Все очень просто - паузы - это знак воспитанности. Паузы должны быть достаточно продолжительными, чтобы ваши собеседники могли вдуматься в сказанное. Если ваша речь медленна, и вы не делаете пауз в разговоре, вы рискуете утомить своего собеседника. Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо и понятно собеседнику.

В обществе говорят обо всем, но не углубляются в вопросы, не разбирают какой-нибудь предмет всесторонне, а рассуждают кратко, но не поверхностно. Не следует показывать вида, что разговор вам скучен или утомляет вас, или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора или смотреть на часы, руки должны быть в спокойном состоянии, не допустимо вертеть предметы.

Помните, что в любом обществе ваше поведение должно быть естественным. Притворство - враг всякой увлекательной беседы. Чтобы, общаясь с незнакомыми людьми, чувствовать себя легко и непринужденно, чтобы без усилия завязать беседу и свободно вести ее (а не просто поддакивать), необходима определенная подготовка.

О чем разговаривать с человеком малознакомым, когда взаимное молчание становится неудобным? Правильно - о погоде! Это тема, интересует в той или иной степени каждого, она безопасна и бесконфликтна. Неинтересная? Это верно. Но совсем не обязательно сразу заговаривать о чем-то серьезном. Это может показаться претенциозным.

В беседе лучше не касаться проблем личного характера, не склонять к этому партнера, не рассказывать доверительно о себе. Когда тема погоды будет исчерпана, можно поговорить, например, о телевидении, газетных новостях, спорте. В конце концов, обязательно найдется вопрос, способный увлечь обоих собеседников. Следует осторожно употреблять различные вариации слов из молодежного сленга.

Умейте слушать! Умеете? А как? Молчите, смотря на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. Это совсем не то! Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания, которые будут свидетельством того, что вы понимаете, о чем идет речь. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, ловить свой небесной красоты образ в зеркале напротив. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.

В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мне кажется, что…», «Прости, я не расслышал…»,

Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки.

Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.

Классный руководитель: Спасибо, …. Прошу продолжить...

Слайд 4.

3 ведущий: Обращение и приветствие.

По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!» «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!» Во время приветствия не следует опускать глаза, нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете. А вот неотрывный чужой взгляд ощущается человеком даже в том случае, если он сидит к вам боком или спиной. Поэтому не стоит никого «гипнотизировать». Считается неприличным пристально смотреть на человека, когда он ест, подолгу останавливать взгляд на незнакомых женщинах, разглядывать человека, которого вам представляют. Очень важна интонация. Приветствие, высказанное грубым или сухим тоном, может обидеть человека, с которым вы здороваетесь. Приветствовать людей нужно тепло и дружелюбно. А «добавленная» к приветствию улыбка улучшит общее настроение. И не забудьте про поклон, кивок головы, рукопожатие, объятия, поцелуй руки - выбирайте любое исходя из обстоятельств. На «ты» обращаются только к самым близким друзьям.

Ко всем остальным (к старшим по возрасту, к незнакомым ровесникам) обращаются на «вы». Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку. Рукопожатие - традиционный, символический жест-приветствие. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким.

Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Если вы заметили знакомого вдалеке и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует! Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «здравствуйте!» издалека.

Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов. Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы, например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда.

    Правила поведения в училище.

Слайд 5.

Классный руководитель: Да, человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа – такая, как наш класс.

Что такое класс? (ответы воспитанников)

Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте задумаемся, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в училище, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто, хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

Видеоролик «Этикет кадета».

Свое основное время мы с вами проводим в училище, поэтому предлагаю поговорить о правилах поведения в нем, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех ученических коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Я прошу вас назвать признаки воспитанного человека.

(ответы воспитанников). Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Подводя итог вашим высказываниям, предлагаю составить Правила поведения в кадетском коллективе.

Слайд 6.

Правила:

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, училища, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Слайд 7.

    Работа в группах.

Классный руководитель: Хочу предложить вам выполнить в группах задания по правилам поведения. Каждому отделению дана тема о правилах поведения, и подсказки, которые должны помочь ее раскрытию.

Темы:

    Училищный этикет (внешний вид, речь в стенах КПКУ, вежливость).

    Правила поведения в училище.

Подсказки:

Форма.

Прическа, сменная или вторая обувь.

Приветствие кадет и воспитателей, педагогов.

Обращение к друг другу.

Мусор.

Бережливость.

Вежливость.

Опоздания.

Плееры и сотовые телефоны.

Повседневная речь в училище.

Манера общения.

Чужие вещи.

Поведение в столовой.

Поведение во время построений и мероприятий.

Училищное имущество.

Соблюдение правил безопасности.

Решение спорных вопросов.

Курение и употребление алкоголя как в училище, так и за его пределами.

Поведение на уроках.

Поведение на переменах.

Употребление непристойных выражений.

Обязанности дежурного класса.

Поведение на училищных дискотеках.

Выступления представителей групп. Подведение итогов.

Видеоролик «Уроки хороших манер: правило поведения в школе».

    Проблема сквернословия.

Классный руководитель: Мы не можем не затронуть еще одну важную проблему, распространённую среди людей пагубную привычку – сквернословие. Что же такое сквернословие?

(ответы воспитанников)

Слайд 8.

Считаете ли Вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?

Ваше отношение к сквернословию?

Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

Опасно ли сквернословие? Если да, то чем?

Нужно ли бороться со сквернословием и как?

(ответы воспитанников)

Я прошу … озвучить подготовленное им сообщение.

4 ведущий: Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Само слово “сквернословие” происходит от слова “скверна”.

Согласно словарю В. Даля “скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор, или национальная гордость? “Велик и могуч русский язык” - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг?

Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Сквернословие охватило почти все возрасты.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности.

Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью “психовирусы”. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Слайд 9. Классный руководитель:

Ст. 130 “Оскорбление” УК РФ гласит:

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года”.

Ст. 20, ч.1 “Кодекса РФ об административных правонарушениях” предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

Л.Н. Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей”. Ни одна из религий не поощряет привычку сквернословить.

    Подведение итогов. Рефлексия.

1. Что нового вы узнали сегодня?

2. Полезен ли был сегодняшний разговор?

3. Какие выводы вы сделали?

Слайд 10.

Классный руководитель: Залог воспитанности - это честность и порядочность, искренность и уважение. Самое главное - это вовремя понять, что ты был не прав, перебороть себя, извиниться и попробовать изменить именно себя. Нужно понимать, слышать и уважать друг друга, тогда у нас будет возникать меньше конфликтных ситуаций. Я надеюсь, что из того, о чем сегодня шла речь, вы сделаете выводы. Ведь человек сам может влиять на свой культурный уровень, на уровень своей воспитанности. А на прощание давайте улыбнемся, друг другу, подарим хорошее настроение себе и окружающим нас людям!

Спасибо за внимание, будьте вежливыми и помните о правилах этикета.

Тема: Этикет в общественных местах.

Цель: - формировать умения правильно вести себя в общественных местах (в театре, на концерте, в музее), умение вести себя правильно в различных ситуациях.

2. Тема: Стихотворение А.Барто

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки…

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и в венке.

Я сижу дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка,

Вдруг вижу – нету номерка…

Может он под стулом где-то7

Мне теперь не до балета!

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

А тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

Как вы считаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем классном часе?

Почему нам стоит об этом поговорить?

3. Цели: - Какие поставим цели на урок?

(1.Знаю… 2. Умею. 3. Выполняю…)

Зачем нам нужно говорить о правилах поведения в общественных местах7

Что должно стать результатом нашего урока? (Не только знать правила, но и соблюдать их. А это мы можем видеть каждый раз, когда ходим в библиотеку, в театр, в кинотеатр, в музей).

Как вы считаете, о чём нам нужно сегодня поговорить?

Решение этических задач.

Правила вежливости в общественных местах.

Правила поведения в театре и на концерте.

Правила поведения в музее.

Что мы называем общественными местами?

Почему именно в этих местах есть определённые правила поведения?

В общественных местах бывает не мало людей разного возраста. Каждому из них надо уметь общаться друг с другом и соблюдать определённые правила так как в ином случае никто ничего не поймёт и будет мешать другим.

Сейчас каждый из вас решит тест по решению этических задач, а в конце урока, когда вы всё послушаете, вы сравните свои ответы и убедитесь, что вы ещё не всё знаете о правилах поведения в общественных местах и в дальнейшем постараетесь их соблюдать.

1. Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

в) желательно, но не обязательно.

2. В какой одежде ходят в кино?

3. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

в) в любом, кроме большой меховой шапки;

г) только в небольшом, являющемся частью нарядного вечернего костюма.

4. У кого должны находиться входные билеты?

в) у того, кто их приобрёл;

5. Кто покупает программу в театре, на концерте?

в) не имеет значения.

6. Кто выходит первым из театрального, концертного зала или кинозала?

в) юноша и девушка одновременно - под руку.

7. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

а) спиной к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену;

б) лицом к сидящим;

в) боком к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену.

8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кино, театре?

а) можно, если успеешь это сделать первым;

9. Можно ли одолжить программу, бинокль у соседа по ряду?

а) модно, ничего особенного в этом нет;

б) нельзя, программу и бинокль приобретает каждый сам;

в) на ваше усмотрение.

10. Можно ли аплодировать, когда занавес ещё не поднят?

11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот- вот начнётся?

в) можно – в знак одобрения декораций.

12. Можно ли вслух комментировать спектакль?

а) можно, если это интересно вашим соседям;

б) нежелательно, если вы не уверенны в реакции ваших соседей;

в) нельзя, подождите антракта.

13. Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

б) желательно, чтобы подбодрить артистов;

14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?

а) взять с собой несколько носовых платков;

б) ничего особенного не предпринимать – окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам

в) в таком состоянии лучше остаться дома.

. 3. Правила вежливости в общественных местах.

Каждый из нас бывает в кинотеатре, магазине. Мы остаёмся довольны покупкой или спектаклем, если у нас сохраняется хорошее настроение. Ведь приветливо сказанное слово оставляет в душе след на целый день.

Находясь в обществе вам приходится выполнять правила общения.. выполнять правила вежливости. Какие7

Стихотворение Э Мошковской «Вежливое слово»

К началу всё готово!

За вежливое слово!

А олень: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Если только вам не лень,

Я бы очень попросил:

Мне, жене и дочке,

Во втором рядочке

Дайте лучшие места.

Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит дворовый Пёс:

Поглядите, что принёс!

Вот моё ЗДОРОВО – вежливое слово.

Вдруг ворвался косолапый.

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

Касса, выдай мне билет!

Ваше вежливое слово?

У меня такого нет.

Ах, у вас такого нет?

Не получите билет…

И ушёл он со слезами,

И пришёл к лохматой маме.

Мама шлёпнула слегка

И достала из комода

Очень вежливое что-то…

Вот уже второй звонок1

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

До свиданья! Здравствуйте!

Доброй ночи! И рассвета!

И кассир даёт билеты –

Не один, а целых три!

За какие слова кассир давала билеты?

Чему учит вас это стихотворение?

Зачем нам надо быть вежливыми в общественных местах?

К чему приводит иногда ваша невежливость?

Собираясь в театр, изменишь ли ты свой внешний вид? (нарядная одежда)

Стоит ли спешить к началу сеанса или представления? (почитать афиши, купить программу, снять одежду и получить номерок) Или лучше прийти к последнему звонку?

О чём предупреждают звонки?

О чём нужно вспомнить, сдавая пальто в гардероб? (о деньгах, о платочке и т.д.)

Сейчас каждая группа получит напечатанные жизненные ситуации, которые вам так часто встречаются во время спектакля, киносеанса и т. д. Вы должны обсудить как вам поступить в этой ситуации и объяснить почему вы так решили?

Работа в группах.

Спектакль или фильм уже длится целый час. Вы очень хотите есть. У вас в кармане конфеты, а у товарища есть семечки. Что вы сделаете?

Вы опоздали не по своей вине. Спектакль уже начался. Вы вошли в зал после звонка. Как вы поступите? Как вы пройдёте к своему месту?

Актёры не прочитали ещё последние слова, ещё не закрылся занавес, не зажёгся свет. Вы вспомнили, что около гардероба сейчас будет целая толпа народа, а вам нужно быстро уйти из театра. Как вы поступите?

Вы смотрите спектакль. Он вам очень нравится. Герои спектакля играют прекрасно, как будто это на самом деле. Вы начинаете делится своими впечатлениями со своими соседями. Правильно ли вы поступаете? Как быть вам иначе?

Вы смотрите кино или спектакль. Вам очень захотелось в туалет. Как вы поступите в такой ситуации? Как быть иначе?

ВЫВОД: (говорят дети)

Каждому из вас я сейчас памятки о поведении в театре и на концерте, в кинотеатре.

Правила поведения в театре, на концерте, в кинотеатре.

Приведи себя в порядок.

Рассчитай время: в кино – сними шапку, в театре – разденься в гардеробе и получи номерок.

Не сори, не бегай в фойе.

Займи своё место. По ряду проходи лицом к сидящим, извинись.

Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.

Не разговаривай во время представления, не мешай зрителям.

Помни, что ты и другие пришли отдохнуть.

Правила поведения в музее .

Бывал ли ты когда –нибудь в музеях? Зачем они нужны?

– Какие правила ты выполнял, находясь в музее?

Почему нельзя громко разговаривать?

Как вести себя во время экскурсии по музею с экскурсоводом?

Почему нельзя трогать руками экспонаты?

К кому и как обращаются в музее, если хотят что-то узнать?

Сдерживай свои эмоции(восхищение, удивление, огорчение), воздержись от высказываний, неодобрения.

Не перебивай рассказ экскурсовода, выслушай, а потом вежливо задай свой вопрос.

Не загораживай экспонаты и не трогай их руками.

Практические задания (работа в группах).

Сейчас каждая группа получит задание-ситуацию, которые часто встречаются в вашей жизни. Какие вы сделаете выводы из прочитанного и что предложите другим.

Класс идёт на экскурсию в музей. Они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются «подставить ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Ребята столпились, каждый хотел быстрее купить мороженое. Ребята с мороженым пошли в музей. Мороженое таяло., ребята плохо слушали экскурсовода. Некоторые что-то громко обсуждали, на них оглядывались посетители. Два мальчика пытались трогать руками экспонаты. Но несколько человек из класса слушали внимательно. Один из них только сделал замечание, но ребята на это никак не отреагировали. А когда пришли в класс и учитель на уроке истории спросил, что они видели в музее и как это можно связать с сегодняшней темой, многие не могли ничего ответить.

Проанализируйте поведение детей во время экскурсии.

Что ваша группа предложит нашим ребятам из класса? Какие правила им напомнит?

Вот дети выходят гурьбой после просмотра спектакля; толкаются у выхода. У гардероба впереди сильнейшие. Эти ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице к выходу, споткнулся и упал. Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться. Другой закричал: «Ну что толкаешься?». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий. Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили мимо, даже не взглянув на пострадавшего.

Кто из ребят вёл себя правильно, а кто нет?

Что значит вежливо и деликатно вести себя?

Как бы поступили вы в этой ситуации?

В школе давно объявили, что в воскресенье всем классом поедем в цирк. Больше всех радовался Витя. Он давно решил стать акробатом. Наступил долгожданный день. Витя встал очень рано, почистил костюм, пальто, ботинки. Быстро позавтракал и пошёл в школу. Через час все сидели в цирке и следили за выступление гимнастов.

Витина мама и его сестрёнка Маша остались дома и смотрели представление по телевизору. Собрались все соседи по квартире. На экране телевизоров они увидели зрителей. А среди них Витю. Маша закричала: «Мама, смотри Витя!» А мама покраснела и отвернулась. Ей стало стыдно. Её сын сидел, болтал ногами, ел мороженое, которое текло по вычищенному костюму. Вдруг он засвистел. Мама не могла больше смотреть. И молча вышла из комнаты.

Почему маме стало стыдно?

Какие правила этикета нужно соблюдать в цирке?

Ребята всем классом пошли смотреть фильм. По дороге забежали в магазин, купили чупа-чупс, орешки в пакетах, а кое-кто успел купить семечки. Когда подошли к кассе, у некоторых детей не хватало денег на билет. Ведь деньги были истрачены в магазине. Началась суета, слышались крики, у кассы столпилось много людей. Наконец все прошли в зал и сели на свои места. Денис не хотел снимать шапку, он боялся её потерять. А Зина не видела, что происходит на экране и всё время спрашивала соседку Лиду.

Сидящие на последнем ряду мальчики подпрыгивали, строили из пальцев различные теневые фигуры на экране. Это было, как им казалось очень смешно.

Было ли смешно другим детям в зале?

Найдите нарушение правил этикета в общественных местах в этой ситуации?

Что мы с вами сегодня рассматривали на уроке и для чего?

Классный час на тему "Правила поведения в общественных местах"

Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

1. Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).

2. Формировать положительные моральные качества.

Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т. е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете предназначение этих общественных мест.

Наш классный час посвящен правилам поведения в общественных местах

Задание. Соедините стрелочками слова левого и правого столбика. (слайд №2)

1. Правила поведения в гостях

К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это?(волк, хомяк, белочка, поросёнок, лисёнок) (Слайд№3-6)

По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал;

Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой;

Поросёнок стал разговаривать во время еды с набитым ртом;

Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась есть бесшумно.

Лисёнок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой.

Каков правильный ответ? (Белочка, Лисёнок)

Давайте с вами ещё раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные дети.

Правила поведения в гостях (слайд №7)

· В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно

· Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

· Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

· Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

· Не клади локти на стол, не играй во время еды.

· Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

Но нашим гостям нужно попасть в библиотеку, чтобы подготовить домашние задания, которые были заданы в лесной школе.

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

· В добрый час молвить, в худой - промолчать.

· Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

· Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

· Доброе слово железные ворота отопрет.

· Долго думал, да хорошо сказал.

· Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

· Красно поле пшеном, а беседа умом.

· Кстати промолчать, что большое слово сказать.

· Лишнее говорить, себе вредить.

· Складно бает, да дела не знает.

· На великое дело - великое слово.

· Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.

2. Правила поведения в общественном транспорте

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (слайд 8-9)

Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…

Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…

Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…

Если ты во время движения автобуса держишься за поручень, то…

Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…

Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Ехать очень хорошо.

Понравился ли вам главный герой?

Какое правило нарушил Николай

Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров . (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)

Полную информацию смотрите в файле.

Тема: «Правила, обязательные для всех» (беседа-диалог о правилах поведения в общественных местах)

Цели и задачи классного часа

Прививать этические нормы поведения в обществе;

Воспитывать культуру речи, поведения в общественных местах; уважение к личности.

Ход классного часа

Обсуждение проблемы: «Культура поведения в общественных местах»

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине - с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими - поговоришь, третьим - ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова! Жизнь в обществе требует, чтобы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение: «Правила, обязательные для всех»

Учитель предлагает учащимся три правила и обсуждает их с учащимися.

1. Правила точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово - исполни, обещал прийти - приди вовремя.

2. Правила деликатности. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты - лучше всех и все умеешь делать сам.

3. Правила вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным. Необходимо научиться быть легким в общении, для этого надо уметь узнавать состояние человека, его настроение по внешнему виду. Прежде всего надо научиться узнавать по глазам настроение самых близких людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев и сестер. И в зависимости от того, что ты увидел, строить свое поведение. Это трудно и нетрудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояние. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще маленький, но уже можешь облегчить горе или неприятности другого человека, порадоваться чужим успехам.

Обсуждение ситуаций: поведение детей в общественных местах (в кино, библиотеке, магазине, во дворе, на улице, в школьной раздевалке, столовой)

1-я ситуация для обсуждения.

Вот дети выходят гурьбой из зала после просмотра фильма. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. У выхода толчея. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну, что толкаешься?!». Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толчею, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

2-я ситуация для обсуждения.

Класс идет на экскурсию, в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить «ножку» впереди идущему. Но вот встретился киоск «Мороженое». Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Дети даже не слышат учительницу. Наконец класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Чтобы не возникали огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Знакомство с законами «Не»

Учитель: ...Пожалуйста, познакомьтесь с этим «Не» повнимательнее. Это вам пригодится. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись в дверях выскакивать первым.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с тобой.

Не забудь снять шапку, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего старика.

Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай «в пространство», чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Подведение итогов классного часа

В качестве итогов классный руководитель вспоминает с учащимися цели сегодняшнего разговора (классного часа) и предлагает небольшие ситуации.

Ситуация для обсуждения с детьми

1-я ситуация для обсуждения. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та говорила с другой учительницей. Лена подбежала к учительнице и сказала: «Елена Петровна...»

Какую ошибку вы заметили?

Что бы вы посоветовали девочке?

2-я ситуация для обсуждения. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашнее задание. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты - уроками».

Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков. Какие ошибки в их поведении вы заметили?

Учитель делает вывод о том, как можно завоевать авторитет среди окружающих, как необходимо вести себя в обществе, с друзьями.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей