Материал (младшая группа) на тему: Родительское собрание "Экология и мы!". Нетрадиционное родительское собрание из опыта работы экология и мы

«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;

пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе».

Бэкон Фрэнсис.

Количество присутствующих родителей: ___.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цель :

Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.

Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

Задачи :

Показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.

Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию.

Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.

Фотовыставка «Дети и природа»

Оформить выставку пособий, дидактических игр, экологических сказок по экологическому воспитанию.

Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

Презентация «Эко цитаты», «Зеленая аптека»

Познакомить с планом мероприятий проводимых в течении учебного года по экологическому воспитанию.

Ход собрания:

«Рыбе - вода, птице - воздух,

зверю – лес, степь, горы,

а человеку нужна Родина, и

охранять природу – значит

охранять Родину».

Пришвин Михаил Михайлович

Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на нашем собрании мы предлагаем обсудить важную тему «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома»

Что такое ЭКОЛГИЯ? (Ответы.)

Экология – наука о нашем общем доме, о планете Земля.

Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание, знание о доме. Дом - это наша планета Земля.

Считаете ли Вы эту тему актуальной? Почему? (Высказывания родителей.)

В начале нашего круглого стола прошу Вас заполнить Анкеты «Экологическое воспитание в семье».

2017 год в России назван годом Экологии. И это не спроста.

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда.

На сегодняшний день экологические изменения на нашей планете таковы, что они побуждают людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, в детском саду, школе, институте.

Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

«Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам,

людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой

– равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А.Алексеев).

Коллективное обсуждение вопросов

Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

Как вы думаете. Почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?

Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?

Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления. Приметы, учить стихи о природе?

Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья. Заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

Что больше всего. По вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов – ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Вы хотели бы отправиться в поход? Я приглашаю вас отправиться в путешествие. Путешествуя, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но и поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем.

Перед тем, как отправиться в путешествие наши дети нам напомнят правила поведения в природе.

Заповедь первая

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Заповедь вторая.

НЕ ломайте, детки!

У деревьев ветки!

Каждая веточка

Для дерева- деточка.

Заповедь третья

Для ёжиков и белок

Лес - это дом родной.

Поэтому не стоит

Их в город забирать с собой

Заповедь четвертая

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Заповедь пятая.

Ты хотя ещё ребёнок,

Но ведь ты не поросёнок,

На поляне не сори,

За собой всё убери!

Заповедь шестая.

Не шумите в лесу, ребята,

Лесным жителям это неприятно!

Соблюдайте тишину,

Шум не нужен никому.

Заповедь седьмая.

Огонь в лесу не разводи,

Лес от пожара береги,

А коль развёл, учти:

Перед уходом затуши!

Заповедь восьмая.

НЕ рвите в лесу букеты,

Запомнить надо про это.

Пусть цветы растут в лесу!

Леса береги красу!

Заповедь девятая.

Птичьих гнёзд не разоряй!

И другим не позволяй!

Заповедь десятая.

НЕ топчи грибы ногами,

Пусть их много перед вами.

Гриб съедобный забирай,

Несъедобный - оставляй!

Заповедь одиннадцатая

У леса музыка своя…

Ее послушайте, друзья!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Заповедь двенадцатая

Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно

Заповедь 13

Без взрослых с огнем развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костер обернется серьезной бедой!

1. Выбор названия команд «Расчистим родник»

Мы отправляемся в путь, и вот первое задание. Наш родник, который кормит и поит всех жителей леса засыпан сухими листьями, расчищая его мы узнаем без чего невозможна жизнь на планете Земля. (Разбирая листья родители составили три слова: СВЕТ ВОЗДУХ ВОДА.)

2. «Нужные вещи в походе»

Следующее испытание. Для похода нам необходимы нужные вещи, сыграв в игру «ДА или НЕТ» мы узнаем насколько мы готовы:

В поход мы возьмем с собой кровать – НЕТ

Кушать готовить будем – микроволновке – НЕТ

Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь. (Компас.) – Берем его с собой? - ДА

Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить. (Котелок.) – Нужен нам он или нет? - ДА

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки. (Спички.)

Спичек вдруг не оказалось к нам на помощь что придет? Бензин? – НЕТ

Стекло или лупа? – ДА

Места в нем довольно много.

Он объездил кучу стран.

Все берут его в дорогу,

Так как это – (Чемодан.) – берем - НЕТ

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак.) - ДА

В путь отправимся друзья, какая же погода ждет нас?

В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Ворон каркает к…. (дождю)

Обильная роса утром – погода днем будет…. (хорошая)

Воробьи купаются в пыли или в луже…. (будет дождь)

Ласточки летают низко над землей – к … (дождю)

Если мошкара вьется кругами – к …… (хорошей погоде), лезет в лицо – к …..(дождю)

Идет дождь, на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).

Мы с вами вышли на поляну, а она как водится в сказке она не простая, а заколдованная, на ней растут растения, чтобы узнать, что это за растение необходимо отгадать загадку

Лес, как сказочное царство, АРТЕМ

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Нужно только не лениться, МАША Ф.

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Догадались, о чем сейчас пойдет речь? Отгадывать растения мы будем не при помощи загадок, а с помощью наших помощников, органов чувств.

(Предлагаются тряпичные мешочки наполненные: лавандой, полынью, липой, пижмой, мятой, валерианой. Если родители сомневаются, дети задают наводящие вопросы.)

«Как вести себя в природе?»

Природа хранит много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей.

Уважаемые родители, предлагаю Вам украсить нашу планету всем, чем вам захочется, перед вами всевозможные предметы и макет нашей планеты, а юные эксперты, наши ребята дадут оценку вашим действиям. Объяснят и покажут, какой должна быть планета.

ДЕТИ: Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Уважаемые взрослые! Мы – дети, предлагаем вам украсить планету цветами, бабочками, птицами. Животными, деревьями.

Уважаемые родители, в нашей группе часто проходят акции «Посади дерево», «Каждой пичужке по кормушке» и сегодня мне хочется подвести итог акции «Нас в любое время года учит мудрая природа».Вы уважаемые родители совместно с детьми дома создавали книжки малышки о природе. Книжек получилось много, они все интересны, дети оживленно пересказывают содержание своих книг. Своей совместной работой мы стали ближе к прекрасному и загадочному миру природы. Всех участников акции ждут дипломы и памятные подарки. Вручить дипломы и подарки приглашается преподаватель дополнительного образования Пирожок А.А.

Подведение итогов.

Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Ты береги нас!

Маша С. - Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

Родион. - В тревоге море и леса

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Катя. - Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Соня. - Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги!»

Мила. - Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Родителям вместе с детьми принимать активное участия во всех мероприятиях группы и сада по воспитанию экологически грамотного гражданина нашей станы.

Юлия Козырева
Родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольников»

Родительское собрание на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников»

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

План проведения:

1. Педагогический всеобуч «Экологическое воспитание»

2. Острое блюдо Педагогические ситуации

3. Экологический аукцион

4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Подготовительный этап

1. Провести анкетирование среди родителей.

2. Подготовить и распечатать бланки с текстом педагогических ситуаций.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем Вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Детство - самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и Вы – родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка.

Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой возможно решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание что это? (Ответы родителей).

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля.

Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому смыслу. Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой.

Что такое экология? «наука об отношении животных организмов друг к другу и к окружающей среде». Поэтому начнем с себя. Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых (родителей и педагогов) – научить ребенка видеть красоту и неповторимость природы, научить любить и беречь природу, воспитать в детях бережное, заботливое и гуманное отношение к природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Каким образом можно осуществлять экологическое воспитание в семье? (Ответы родителей).

1. Разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

2. Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой – подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев).

3. Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как можно больше тайн живой и неживой природы. (ОПЫТЫ)

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

«Острое блюдо» .

Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли» (родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания). Дается время для ответа (1-3 минуты).

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

1. Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?

2. Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?

3. Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?

4. Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал?

5. Ребенок видит паука и говорит: «Он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя?

6. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:

Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

7. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

8. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:

А я и не знал об этом!

Вопрос: Что рассказала Вове старушка?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУКЦИОН

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается экологический аукцион. Цель данного аукциона: найти пути решения экологической проблемы – загрязнения окружающей среды. Приведите, пожалуйста, примеры способов охраны окружающей среды, препятствующих ее загрязнению и экономящих природные ресурсы, которые можно применить в быту, либо Вы уже их применяете. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. Участник, набравший больше жетонов, получит приз.

Уважаемые родители! Спасибо за внимание!

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы:

1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется?

2. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

3. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?

4. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?

5. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

6. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?

7. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

8. Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?

9. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?

10. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

11. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?

12. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

13. Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

14. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

Нужно ли это делать?

15. Продолжить начатое высказывание: «Мой ребенок - будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я ….».

Лариса Абакумова
Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»

Родительское собрание .

Тема : «Экологическое воспитание в семье »

Воспитатели :

Оленикова М. А

Абакумова Л. М.

Цель : Создать условия для сотрудничества детей и родителей , их эмоционального и психологического сближения.

Задачи : Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей .

Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом .

Оборудование : Набор карточек «директивы» , выставка поделок из природного материала, диски с записью классической инструментальной музыки для детей, плакаты, книги на тему экологии , изготовленные детьми и родителями , поделки детей, мультимедийное оборудование для показа слайдов,фишки.

Предварительная работа : предложить родителям и детям сделать плакаты и книжки о деревьях и растениях. Оформить выставку в группе. Подготовить карточки и фишки для игр.

Повестка дня :

экологии .

2. Игра «Директива»

3. Консультация «Экологическое воспитание детей »

4. Викторина для детей и родителей «Знатоки природы»

Ход собрания:

1. Итоги анкетирования по вопросам экологического воспитания в семье .

2. 1-й выступающий зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья) .

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял :

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем»

2-й выступающий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать? Научить слушать и слышать наших детей. Слово играет большую роль. Как мы говорим, как требуем от детей, как правильно ставим вопросы. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология : чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам другого, бережное отношение к вещам и предметам. Воспитывает наших детей не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания ) .

Игра «ДИРЕКТИВА»

Проводится игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями , за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем .)

Участвуют две команды. Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.

Примеры высказываний :

1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем» .

2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»

3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге» .

4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу» .

1-й выступающий говорит : «Родители согласны ли вы , что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание » к окружающему, к окружающим, к самому себе?».

3. Консультация для родителей .

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и пероны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Р. Рождественский.

Мы не случайно прочитали вам это стихотворение. Сегодня наш общий дом в опасности. Остановить опасность может только человек. Наша с вами задача – воспитать такого защитника .

В нашем детском саду уделяется большое внимание экологическому воспитанию . Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут и должны родители . Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги : утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Слово «экология » и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространенное : экология - наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе . Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса , но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь , очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют или даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причем довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо еще раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания - формирование у ребенка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

Природа – не какое-то символическое богатство. Это труд многих поколений, которые передают его по наследству. Природа богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет, мы станем беднее в буквальном смысле.

Сегодня наш общий дом в опасности : появилось много новых зон экологического бедствия . В земле, воде, воздухе появились токсичные вещества, гибнут леса, от рук человека пропадают ручьи, озера, реки. В результате этого исчезают многие виды животных.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах , когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать : это не так воспитали . Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда , когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить : хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек. Наша задача – вырастить и воспитать такого защитника , обогатить его знаниями, научить быть милосердным, по-хозяйски распоряжаться природными богатствами. И кто как не мы взрослые, призваны научить подрастающее поколение любить и беречь свою землю.

Запомните правила!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из растений, выращенных человеком.

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.

Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут покинуть гнездо.

Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.

Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегая травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в зарослях.

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

4. Викторина «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Вопросы о природе для родителей :

У каких деревьев осенью листья красные? (У рябины, клена.)

Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

Кто кукует – кукушка-самка или кукушка-самец? (Самец.)

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Потому что она выделяет едкую жидкость. Попробовав раз, птица запоминает яркого жучка.)

У какого животного лучше всех развит слух? (Лучше всех развит слух у крокодилов. Они улавливают рев своих сородичей на расстоянии до полутора километров. Почти такой же слух у львов.)

Кто из живых существ – долгожитель? (Вороны и черепахи, они живут по нескольку сотен лет.)

У какого млекопитающего самое маленькое (большое) сердце? (Самое маленькое сердце у льва, а самое большое – у жирафа.)

- «Крокодиловы слезы» - мы часто слышим и употребляем это выражение. Крокодилы действительно плачут. Почему? (Со слезами крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

Где зимуют раки? (В илистых берегах рек.)

Сок, какого дерева сладкий? (Березы, клена.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

Почему крапива жжется? (Потому что в волосках крапивы содержится муравьиная кислота.)

Задачи, загадки для детей

1. Наступил январь, и зацвела одинокая липа, а потом еще три клена. Сколько зацвело деревьев?

2. В июне ребята пошли в парк и увидели три дуба и два ясеня в золотом уборе. Сколько всего деревьев дети увидели в парке?

3. На ели росло три груши и три яблока. Сколько фруктов собрала Таня ?

4. В лиственном лесу дровосек срубил одну сосну и четыре ели. Сколько деревьев срубил дровосек?

Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет :

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие…

(Клен)

Высокий, с перистой листвой,

Идет для мебели резной,

Ответ кому-то сразу ясен,

Ведь дерево зовется …

(Ясень)

Не береза, не сосна-

В тишине стоит она,

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит.

(Осина)

Всем известна, это ясно.

Крона – конусообразна.

Цвет зеленый и в метель,

Хвоя, шишки – это …

(Ель)

Такого модника как этот,

Еще не видела земля,

Он очень любит среди лета,

В пуховой шапке щеголять.

(Одуванчик)

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких;

Если их не обойдешь –

На себе их всех найдешь.

(Лопух, репейник)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Лечит ранки …

(Чистотел)

Для кофе отдаст он сушеный свой корень,

Цветок голубой – придорожный …

(Цикорий)

Подведение итогов викторины.

Знаете ли вы, что…

Каждая сова уничтожает за год 100 грызунов. Каждая полевая мышь съедает за год 1кг зерна, а значит, одна сова спасает за год 100кг хлеба.

Пчела должна облететь 2-4 миллиона цветов, чтобы получился килограмм меда.

Крысы появились на земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди.

Слоны и люди – единственные млекопитающие, которые могут стоять на голове.

Сердце кита бьется только 9 раз в минуту.

За сутки синица кормит своих птенцов 1000 раз.

Слоны, дельфины и крупные обезьяны – животные, которые могут узнавать себя в зеркале.

За последние4000 лет не было одомашнено ни одно новое животное.

Показ видеоролика «Природа и мы» (под песню Ю. Антонова «Не рвите цветы…» )

Закончить наше собрание хочется словами писателя и большого любителя природы М. Пришвина : «Мы хозяева природы, и она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

Дошкольное образовательное учреждение в рамках экологических исследовательски-познавательных проектов проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей в семье и детском саду .

Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников ?

Как Вы понимаете, что такое Экология , что она изучает, чем занимается?

Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья детей от состояния окружающей среды?

Есть ли у вас комнатные растения, животные? Если нет, почему?

Читаете ли вы ребенку книги о природе?

Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, птиц, животных и др. ?

Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к природе?

Как вы оцениваете уровень экологических знаний вашего ребенка?

Какую информацию вы хотели бы получить от ДОУ по экологическому воспитанию ?

Как вы оцениваете работу ДОУ по экологическому воспитанию ?

В анкетировании приняло участие 11 родителей .

После обработки анкет были получены следующие результаты :

73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей .

3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

Тема: «Воспитание любви к природе»

Количество детей: 26.

Количество присутствующих родителей: 23.

Время проведения: I квартал.

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 1 – 1.5 часа.

Цели: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе; выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Предварительная работа:

1.Провести конкурс совместного творчества детей и родителей рисунков и поделок из природного, бросового материалов;

2.Акция «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями);

3.Оформление выставки книг, журналов, дидактических игр;

4.Подготовить памятки для родителей «Погода по приметам».

Повестка:

1.Круглый стол по теме собрания.

2.Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе».

3.Игра-путешествие «Мы идем в поход».

4.Отчет родительского комитета.

5.Организационные вопросы.

По первому вопросу выступила воспитатель – Числова Светлана Владимировна. Она коллективно с родителями обсудила вопросы, касающиеся воспитания любви к природе у детей. После воспитатель провела среди родителей анкетирование на тему «Экологическое образование в семье». И определила результаты того, насколько родители уделяют внимание воспитанию положительного отношения детей к миру природы.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

73% опрошенных родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы.

24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.

3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

По второму вопросу выступила воспитатель Жарикова Татьяна Сергеевна. Она рассказала родителям какое значение оказывает природа на развитие личности ребенка, с помощью каких методов и приемов осуществляется экологическое воспитание детей. Также она ознакомила родитей со способами привлечения внимания к явлениям природы и какие средства нужно использовать для этого. Рассказала родителям, что прогулки должны проводиться с детьми ежедневно, независимо от погоды: в зимнее время гулять детям нужно не менее 3,5 - 4 часов, с потеплением - 4,5 - 5 часов, а летом жизнь ребенка следует организовать так, чтобы он как можно меньше бывал в помещении. А особое внимание воспитатель уделила тому, что уже с раннего детства важно, чтобы ребенок испытывал восторг и восхищение от встречи с природой, а также, чтобы он имел возможность выражать свои впечатления в игре, слове, изобразительной деятельности.

Числова Светлана Владимировна провела с родителями и детьми игру-поход «Мы идем в поход». Дети и родители поделились на 2 команды и выполняли различные задания. Дети активно отгадывали загадки, называли признаки погоды и вместе с родителями решали экологические задачи. В конце игры воспитатель раздала памятки для родителей «Погода по приметам». Светлана Владимировна подвела итоги игры, делая вывод: «Земля - наш общий дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым».

По четвертому вопросу выступила родительница Левшина Е.В. Она отчиталась о проделанной работе родительского комитета, о потраченных деньгах.

Под организационными вопросами воспитатели вместе с родителями решили провести совместно с детьми акцию «Чистый двор». Также напомнили родителям о своевременной оплате за детский сад и поблагодарили от лица всей администрации родителей, принимавших активное участие в жизни группы.

2.Провести совместно с детьми акцию «Чистый двор».

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Предварительная работа: проведение выставки конкурса поделок родителей совместно с детьми, выпуск экологической газеты, консультация для родителей «Экологическое воспитание», «Эксперименты – это интересно!»

План проведения:

1. Выступление воспитателя: «Экологическое воспитание в детском саду».

2. Деловая игра «Компетентность родителей в сфере экологии»

3.Экспериментальная деятельность. Проведение опытов с родителями.

4.Обсуждение педагогических ситуаций.

5. Заключительное слово. Подведение итогов собрания.

Атрибуты: карточки с вопросами;

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру. Экологическое мировоззрение формируется через образование и воспитание постепенно, в течение многих лет жизни человека. В основу экологического воспитания должен быть положен экологический подход, опирающийся на идеи и законы экологии.

Целью экологического воспитания является обеспечение условий для формирования экологических знаний, экологически правильного отношения к природным объектам. Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Формировать элементарные экологические знания и представления;

Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с объектами;

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение ко всему живому;

Содействовать накоплению позитивного опыта в процессе общения с природой.

Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы.

Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).
Воспитатель: Сейчас я предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Предлагаю вам провести игру и узнать, насколько вы компетентны в сфере экологии.

Вопросы к деловой игре: «Компетентность родителей в сфере экологии»

1 Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)

2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)

3. Какое яйцо самое прочное? (страусиное – выдерживает вес 15 кг)

4. Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (пчелы, шмели, бабочки)

5. Где у кузнечика уши? (на ногах)

6. Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)

7. Где живут тараканы? (в домах, в квартирах)

8. Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)

9. Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)

10. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)

11. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)

12. Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)

13. Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)

14. Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)

15. Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)

16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)

17. О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос? »

18. Кто кукует у кукушки? (самец)

19. Непоседа птица эта – одного с березой цвета. (Сорока)

20. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)

21. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)

22. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)

23. У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)

24. Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)

25. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (Туман)

26. Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (Снежинки)

Воспитатель: Уважаемые родители, вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада - небольшой огороды, цветники.

В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

Воспитатель: Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада. И так, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной. Итак, первый опыт:

«Лимон надувает воздушный шар».

Для проведения опыта вам понадобятся : 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыт с яйцом и водой.

Материалы:

1.Две одинаковые банки с водой.

2.Два яйца.

3.Поваренная соль, ложка.

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.

Опыт «Как вытолкнуть воду? »

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед вами задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Воспитатель: Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома. А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации.

1. Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.

Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика, - сказал Олег.

Давай, - с интересом ответила Аня.

Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.

Увидев, чем заняты дети, мама побежала к ним, забрала палку и сказала:

Если бы муравьи умели говорить, они бы сказали вам, что…

Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?

2. На день рождения Маше подарили щенка. Наконец – то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котёночка. И вот теперь у неё новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала маме: «Больной собачке не место в доме, пусть живёт на улице».

Вопрос: Правильно ли поступила девочка?

3. Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? – спросила проходившая мимо старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят, - ответил Вова.

Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что – то рассказала ему. После этого мальчик выбросил прутик и, удивлённо пожав плечами, сказал:

А я и не знал об этом!

Вопрос: Что рассказала Вове старушка?

Воспитатель: Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Наша задача: обогащать и расширять знания детей. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её. Для формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Взрослым важно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира как огромного дома, в котором мы все живём.

Спасибо за внимание!


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «ezvezdnaya.ru» — Отношения. Маникюр. Звезды. Рецепты. Уход за кожей